Что необходимо сделать до обращения




К неврологу?

 

Понаблюдать за ребёнком и обратить внимание на его поведение. Играет ли он так же, как сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.

Обратить внимание хорошо ли ребёнок понимает обращённую к нему речь. Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?

Выяснить, достаточно ли хороший у ребёнка слух. Иногда факт, что малыш не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.

 

 

В каких случаях следует обратиться к врачу?

v Ребёнок в 1 год не говорит лепетных слов или не понимает простых вопросов («Где папа?», «Где ляля?»), не выполняет простых инструкций («Принеси то-то», «Дай ручку», «Нельзя»).

v Ребёнок в 2 года не говорит, или использует только лепетные слова, не использует словосочетаний, не выполняет простых инструкций, не показывает по просьбе части тела, часто называемые предметы.

v Ребёнку 3 года, но его речь неразборчива и непонятна для окружающих.

v Ребёнок более старшего возраста, но его речь отличается от речи сверстников (использует мало слов, делает много грамматических ошибок, переставляет слоги, не произносит многие звуки и т.д.).

v Ребёнок испытывает трудности при обучении чтению, письму.

Причины нарушения речевого развития достаточно многообразны, зачастую присутствуют сочетания различных факторов. Это внутриутробная патология (тяжёлый токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, интоксикации, травмы, несовместимость крови по резус-фактору); патология во время родов (родовая травма, асфиксия); наследственные и социальные факторы; тяжёлые заболевания впервые годы жизни.

 

Варианты нарушения речевого развития

 

Наиболее простой и распространённый вариант, когда негрубо нарушено произношение отдельных звуков, называется дислалия. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно «научить» мышцы языка и губ определённым комбинациям для произнесения определенного звука.

При нарушении иннервации периферического речевого аппарата (языка, нёбо, губы) возникает дизартрия. При этом страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Это достаточно тяжёлое состояние, при котором наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжёлые неврологические заболевания – ДЦП, органическое поражение мозга.

Нередко диагностируется стёртая псевдобульбарная дизартрия. Исправить звукопроизношение в таком случае намного труднее, желательна совместная работа логопеда и невролога.

При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины нёба и т.д.) также наблюдается искажённое произнесение всех звуков. Речь невнятная, монотонная. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога.

Полное или частичное отсутствие речи у детей, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, называется алалией. Это тяжёлое состояние.

 

Моторная алалия – это недоразвитие активной речи. У таких детей выявляются выраженные затруднения при накоплении словарного запаса, фразу они строят с трудом, неправильно, в словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены звуков. Иногда у них имеется «свой» язык, которого окружающие не понимают. Дети значительно отстают в речевом развитии. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз.

Гораздо реже речь ребёнка не развивается из-за того, что он не понимает обращённую к нему речь. Он её слышит, но не может уловить смысл, как будто это иностранный язык. Такое состояние – сенсорная алалия – возникает при поражении специализированных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучить стишки и предложения, но зачастую не вникают в смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличить от умственной отсталости, снижения слуха и др. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психологом.

В настоящее время, согласно международной классификации МКБ-10, выделяется понятие специфического расстройства развития речи. Это состояние первично и не является следствием органического поражения, травмы, инфекции, задержки психического развития, аутизма и проч. Дети с данной патологией испытывают трудности при понимании и произношении речи, несмотря на соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью. К этой группе относятся дети с нарушениями артикуляции, активной речи и/или понимания речи.

Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться неправильно. Состояние, когда до определённого возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесённого заболевания или травмы возникли нарушения, называется афазия. У детей это встречается редко, но в случае утраты или ухудшения имеющегося навыка речи всегда требуются экстренные диагностика и лечение.

В детском возрасте также встречается реактивный мутизм – немота, возникшая у владеющего речью ребёнка как невротическое проявление (но похожим образом могут начинаться психические заболевания).

Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. Чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Требуется обязательная консультация невролога.

Кроме того, нарушение развития речи встречается при задержки психического развития, нарушении слуха, аутизма, эпилепсии, психических заболеваниях. В каждом конкретном случае речь имеет свои особенности и характерные черты.

 

10

Что делать?

Выбор лечения при нарушении речевого развития определяется тяжестью речевого расстройства и сопутствующей патологией. В лёгких случаях достаточно своевременной логопедической коррекции. Чаще требуется комплексный подход к терапии. Занятие с логопедом, а при необходимости с логопедом-дефектологом необходимо начинать как можно раньше. Они должны быть регулярными. Родителям необходимо принимать активное участие в формировании речи у ребёнка: выполнять с ним «домашние задания», обеспечивать достаточный объём коммуникаций, оказывать психологическую поддержку.

Учитывая повышенный уровень тревоги, заниженную самооценку, социально-эмоциональные нарушения, которые присущи данной категории детей, они часто нуждаются в помощи психолога.

Медикаментозная коррекция заключается в назначении препаратов, улучшающих функциональную активность клеток мозга, что способствует улучшению памяти, внимания, усвоению речевых навыков.

Хорошей альтернативой медикаментозному лечению является метод транскраниальной микрополяризации (ТКМП), в основе которого лежит лечебное воздействие постоянного тока малой интенсивности на ткани головного мозга. Эффективность ТКМП подтверждена в ряде научных исследований.

Расположение активного электрода над проекцией речевых зон позволяет активизировать их функциональные резервы. Оказываемое воздействие является физиологичным и мягким, не имеет побочных эффектов. Данная методика активно используется в Институте мозга человека Российской академии наук для лечения не только речевых расстройств, но и нарушений внимания, гиперактивности, негрубых отставаний в психическом развитии.

Своевременная диагностика и коррекция позволяют избежать речевых нарушений или значительно облегчить их последствия. Но нельзя забывать, что в лечении ребёнка с нарушением развития речи чрезвычайно большую роль играют родители. Результат во многом зависит от их терпения, пунктуальности и точности выполнения рекомендаций специалистов.

 

А.М. Ливинская, кандидат медицинских наук, Институт мозга человека Российской академии наук



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: