В курсе обучения иностранному языку можно выделить следующие содержательные линии:
коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
языковые средства и навыки пользования ими;
• социокультурная осведомлённость;
• общеучебные и специальные учебные умения.
Основной содержательной линией из четырёх перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает владение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью старших школьников. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Предметное содержание речи
Личностная сфера
Повседневная жизнь семьи, её доход, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме/коттедже в сельской местности. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нём, самочувствие, медицинские услуги.
Публичная сфера
Молодёжь в современном обществе. Досуг молодёжи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам. Страна/страны изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Путешествие по своей стране и за рубежом, его планирование и организация, места и условия проживания туристов, осмотр достопримечательностей. Природа и экология, научно-технический прогресс.
|
Образовательная сфера
Современный мир профессий. Возможности продолжения образования в высшей школе. Проблемы выбора будущей сферы трудовой и профессиональной деятельности, профессии, планы на ближайшее будущее. Языки международного общения и их роль при выборе профессии в современном мире.
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах – побуждениях к действию, диалогах – обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения.
Развитие умений:
§ участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему;
§ осуществлять запрос информации;
§ обращаться за разъяснениями;
§ выражать своё отношение к высказыванию партнёра, своё мнение по обсуждаемой теме.
Объем диалогов – от 10 до 15 реплик в диалоге.
Монологическая речь
Совершенствование умений выступать с устными сообщениями в связи с увиденным/прочитанным, по результатам работы над иноязычным проектом.
Развитие умений:
• делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме;
• кратко передавать содержание полученной информации;
• рассказывать о себе, своём окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки;
|
• рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы;
• описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка.
Объем монологического высказывания – 15-20 предложений в монологе, предложения от 9 до 15 слов.
в диалоге и монологе присутствуют элементы рассуждения и оценивания ситуации общения, личное мнение говорящего
Аудирование
Дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседников в процессе общения, а также содержания аутентичных аудио- и видеоматериалов различных жанров и длительности звучания до2.5 - 3 минуты:связный текст с элементами диалога, диалог, темп звучания естественный, возможны фоновые звуки,до 3% незнакомых слов.
Также понимание основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера: теле- и радиопередач в рамках изучаемых тем;
выборочное понимание необходимой информации в объявлениях и информационной рекламе;
относительно полное понимание высказываний собеседника в наиболее распространённых стандартных ситуациях повседневного общения.
Развитие умений:
отделять главную информацию от второстепенной;
выявлять наиболее значимые факты;
определять своё отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию.
Чтение
Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учётом межпредметных связей):
|
-ознакомительное чтение – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;
-изучающее чтение – с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
-просмотровое/поисковое чтение – с целью выборочного понимания необходимой/интересующей информации из текста статьи, проспекта.
Скорость чтения от 270 до 580 знаков за 1 минуту, без незнакомых ЛЕ, можно практиковать неподготовленное (спонтанное) чтение (для него количество знаков в минуту на 10% ниже)
Развитие учений:
-выделять основные факты;
-отделять главную информацию от второстепенной;
-предвосхищать возможные события/факты;
-раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
-понимать аргументацию;
-извлекать необходимую/интересующую информацию;
-определять своё отношение к прочитанному.
Чтение про себя (тестовый контроль)с полным пониманием содержания текста/поисковое чтение - до 3 - 5% незнакомых слов, объем – не менее 600 знаков, не более 800 знаков
Письменная речь
Развитие умений:
-писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки; излагать сведения о себе в форме, принятой в англоязычных странах (автобиография/резюме);
-составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста;
-расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их;
-рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;
-описывать свои планы на будущее.
- связное/тематическое сообщение определенного жанра с элементами рассуждения, объемом от 20 до 25 предложений, в предложениях от 9 до 15 слов;
-письменное высказывание по стандартам ГИА