Акцентуации – варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим (по А.Е. Личко).
Акцептор действия (предвосхищение) – основное понятие учения П.К. Анохина о функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта.
Анализ продуктов деятельности (творчества) – опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату).
Ананказмы (от греч. ананке – судьба, принуждение) или обсессии (от лат. блокада, осада) – спонтанные, идущие изнутри навязчивые переживания и действия, которые, в отличие от фобий, не требуют для своего возникновения каких-то конкретных условий.
Анкетирование – получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы.
Аннулирование (undoing ) – вторичная психологическая защита, попытка уравновесить некоторый аффект с помощью отношения или поведения, магически его уничтожающего; преемник типа защиты «всемогущественный контроль».
Асоциальным называется поведение, направленное на разрушение или нанесение вреда существующим социальным системам (по Я. Рей-ковскому).
Астеник, или лептосоматик (leptos – хрупкий, soma – тело) – «худой и высокий».
Атлетик (athlon – борьба, схватка) – «крепыш» с хорошо развитой мускулатурой, высокого или среднего роста.
Аутизм – уход в себя, в свои переживания от внешнего мира; аутизм как состояние присущ каждому человеку.
Аутистичность – природная склонность чувствовать движение своей души более или менее самостоятельным от тела в своем происхождении, чувствовать свою душу «самособойной» (аутистической) частицей вечного Духа, правящего миром (по М.Е. Бурно). Отрыв от реальности, приводящий к идеалистическому мироощущению.
|
Аутичность – впечатление внешней замкнутости, причиной которой является не отсутствие коммуникативных навыков, а душевные качества и мотивы.
Беседа – метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком.
Биогенетические теории – учения, в которых формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками.
Биографический и автобиографический методы – описание развития человека на протяжении длительного периода времени, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте.
Валидность эксперимента – пригодность, понимаемая как соответствие целей, методов и результатов. Степень приближения данного эксперимента к бесконечному безупречному эксперименту.
Время реакции – время между восприятием раздражителя и ответом на него; свидетельствует о процессуальности психики.
Всемогущий контроль – первичная психологическая защита, основанная на убежденности в возможности контролировать все происходящее.
Гендерная роль – переживание себя мальчиком или девочкой без осознания перспектив своей полоролевой идентичности; возникает у ребенка в период раннего детства. В дальнейшем подкрепляется гендерной схемой.
Гендерная схема – обусловленные полом нормы поведения, представление о превращении мальчика в мужчину и девочки в женщину; является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6–7 лет жизни.
|
Гениальность – это интеллектуальная сила необычайно высокого Типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия. Гениальность в значительной мере обусловлена генетическими механизмами, проявляется в сверхконцентрации на значимой деятельности и нередко сопровождается нарушениями физического и психического здоровья.
Генограмма – вариант генеалогического метода, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют психологические отношения.
Графология – область психогностики, наука о почерке, диагностирующая признаки индивидуальности по написанию букв, наклону, нажиму и другим характеристикам точных движений человека. Больше других ею занимался аббат Мишон.
Гуманитарная парадигма познания – система осознаваемых и неосознаваемых установок, ориентирующая на уникальность рассматриваемого явления, опирающаяся на опыт единичных случаев, не ставящая перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных, использующая наряду с понятийным аппаратом язык символов. Гуманитарная парадигма всегда исторична – т.е. стремится к рассмотрению явления в его становлении, анализу и прогнозу последствий.
Действия – феномены, обладающие временной протяженностью (в терминологии В. Штерна).
Деперсонализация – неспособность испытывать чувства, адекватные ситуации; чувство своей эмоциональной измененности.
|
Депрессивные состояния (от лат. depression, подавление) – состояния подавленного настроения и угнетения потребностей. По К. Ясперсу, выделяют депрессивные реакции – психологически понятные ответы на жизненные стрессы, актуальные для человека независимо от его начального настроения, и фазы – состояния, возникающие сами по себе, эндогенно, как обострение трудных особенностей характера.
Дефензивность (от лат. defense – оборонять) – стремление человека при встрече с жизненными трудностями занимать избегающую или оборонительную позицию.
Диатетическая пропорция (пропорция настроения) – по Э. Кречмеру, смесь радости и грусти, обычно присущая настроению циклоида.
Динамичность нервной системы – скорость образования условных реакций.
Дисгармонический инфантилизм – результат неравномерности развития, приводящий к сочетанию подчеркнуто детских и взрослых черт.
Диссоциация – примитивная психологическая защита, заключающаяся в образовании множественной личности, способной реагировать одной из своих частей, приводя к слабой предсказуемости поведения.
Дисфория (от греч. досада, раздражение) – особое состояние психики, состоящее из мрачно-тоскливого настроения, тревожной подозрительности и мрачной злобности.
Дифференциальная когнитология – область психологии способностей, обращенная к проблеме генезиса креативности (творческих способностей, талантливости, гениальности человека).
Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая психологические различия между индивидами и группами людей, а также природу, источники и последствия этих различий (наука о закономерностях психического варьирования). Понятие введено В. Штерном в 1900 году.
Дифференциальная психофизиология – наука об индивидуальных особенностях психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.
Дневниковый метод – описание развития и поведения человека, произведенное в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой).
Двухфакторные теории психического развития (конвергенции двух факторов) – учения, в которых развитие понимается как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний.
Естественнонаучная парадигма познания – система осознаваемых и неосознаваемых установок, провозглашающая необходимость получения объективных, обобщенных, представленных в понятиях знаний, стремящаяся к установлению причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента. Генезис свойств и закономерностей рассматривается не всегда.
Идентификационная модель средовых влияний на интеллект: наиболее высокая корреляция наблюдается между ребенком и родственником, являющимся предметом его идентификации (МакАски и Кларк).
Идентификация – вторичная психологическая защита, состоящая в отождествлении себя с другим человеком или его отдельными чертами.
Идиографический подход в науке утверждает в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, применяет метод отдельных случаев (case-method).
Изоляция – вторичная психологическая защита, проявляющаяся в отделении чувств от размышлений.
Интеллектуализация – вторичная психологическая защита, приводящая к отделению аффекта от интеллекта при формальном сохранении чувств.
Импульсивность/рефлексивность – тенденция к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для решения проблемы.
Импунитивная реакция – отвлечение от конфликта и обесценивание его значения.
Интрапунитивная реакция – обвинение самого себя.
Интроверсия – рефлексия, препятствие контакту с объектами, сомнение и недоверие к ним (по К.-Г. Юнгу). Затруднения в общении (по Г.Ю. Айзенку).
Индивид – это физический носитель психологических характеристик человека.
Интегральная индивидуальность – особая форма бытия отдельного человека, саморегулируемая биосоциальная система многоуровневых связей, в рамках которой он живет и сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений (по B.C. Мерлину).
Интервью – особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой – ведомым.
Индивидуальный стиль деятельности – это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Это фенотипическое (приобретаемое прижизненно) качество, возникающее на основе свойств нервной системы в ответ на требования типов деятельности, привычных для субъекта; интегральный эффект взаимодействия человека со средой.
Интроекция – примитивная психологическая защита, в результате которой идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри; обычно встречается вместе с проекцией и проективной идентификацией.
Ипсилатеральный – расположенный в том же полушарии.
Квалификационный профиль – часть профессиограммы, в которой количественно определены необходимые работнику качества.
Когнитивный стиль в широком смысле слова – способ переработки информации, ее получения, хранения и использования.
Компартментализация (раздельное мышление) – вторичная психологическая защита, задача которой состоит в возможности конфликтующим состояниям сосуществовать без чувства стыда или тревоги.
Компульсии – навязчивые, упорные, нежелательные действия.
Контрлатеральный – расположенный в противоположном полушарии.
Кристаллизованный интеллект – это широкая область интеллекта, включающая умения формулировать суждения, анализировать проблемы и строить обобщения. Этот тип интеллекта развивается с опытом и образованием, опирается на осведомленность и прогрессирует на протяжении всей жизни человека (по Д. Хорну).
Лабильность нервной системы – скорость возникновения и прекращения нервных процессов.
Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности (по А.Н. Леонтьеву).
Локус контроля – склонность человека возлагать ответственность за все происходящее с ним на внешние обстоятельства или себя самого (понятие введено Дж. Роттером). Интерналы – люди с внутренним локусом контроля. Экстерналы – люди с внешним локусом контроля.
Мезоморфный тип – отличающийся могучим сложением, имеющий квадратную голову, широкие ладони и ступни, склонный к соматотонии (от лат. soma – тело).
Метод – в переводе с греческого путь (познания).
Метод генеалогический – метод исследования семей и родословных.
Метод моральных дилемм – использование историй с незавершенным концом для диагностики уровня морального сознания человека и выявления его способности к моральной аргументации (использовался Л. Кольбергом).
Методы аппаратные предназначены для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике используются редко.
Методы интроспективные – основанные на данных субъективного опыта.
Методы констатирующие – фиксирующие актуальное состояние изучаемого явления.
Методы психогенетические направлены на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.
Методы формирующие – те, в которых конечное состояние изучаемого качества или явления отличается от начального.
Методы экстраспективные – опирающиеся на объективный результат, доступный измерению.
Морализация – вторичная психологическая защита, состоящая в направлении желаний в область моральных обязательств; более зрелая версия защиты расщепления.
Мудрость – это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным или неясным вопросам (по П. Бальтесу).
Наблюдение – целенаправленное систематическое восприятие человека, по результатам которого дается экспертная оценка.
Навязчивости – разнообразные тягостные мысли, переживания, действия, желания, страхи, навязывающиеся человеку против его воли (по К. Вестфалю).
Надежность эксперимента – устойчивость результатов во времени.
Номотетический подход в науке – стремление к отражению общих (типологических) свойств явлений и обозначению их в терминах.
Норма – понятие, используемое для оценки темпа и содержания психического развития человека. Основана на статистических данных, клинических показателях, социальных стереотипах и субъективных ожиданиях человека; культурно обусловлена и меняет свое содержание.
Нормальные значения показателей – расположенные в средней части кривой нормального распределения. Обычно их больше, чем субнормальных или супернормальных.
Ноогенные неврозы – неврозы, вызванные фрустрацией экзистенциальных потребностей (по В. Франклу).
Одаренность можно понимать как: 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека, 3) умственный потенциал – интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам), 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).
Основной психофизический закон Фехнера–Вебера: Е = const In R, где Empfindung – величина ощущения, a Reiz – величина раздражителя.
Отреагирование (действие вовне, отыгрывание, acting out) – вторичная психологическая защита, состоящая в выражении отношений переноса посредством реального поведения, направленного на другой объект.
Отрицание – первичная психологическая защита, заключающаяся
в отказе признавать наличие проблемы
Пикник (pyknos – плотный, толстый) – «широкий и тяжелый» человек.
Пластичность в структуре темперамента – показатель вязкости или гибкости мышления и поведения, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию (по В.М. Русалову).
Подвижность нервной системы – переделка знаков раздражителей, скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство является основой обучаемости.
Поворот против себя (аутоагрессия) – вторичная психологическая защита, состоящая в перенаправлении негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя.
Полезависимостъ/поленезависимостъ – умение сопротивляться воздействию фоновых признаков при выделении фигуры.
Половой диморфизм – наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей.
Половой дипсихизм – наличие различий психических качеств и процессов у представителей различного пола.
Половой дихрономорфизм – временное несовпадение проявления женских и мужских признаков.
Примитивная идеализация (и обесценивание ) – первичная психологическая защита, основанная на вере, что некая всемогущая сила обеспечивает защиту.
Примитивная изоляция – первичная психологическая защита, заключающаяся в уходе в другое состояние сознания.
Проективная идентификация – примитивная психологическая защита, являющаяся результатом проекции и интроекции.
Проекция – примитивная психологическая защита, в результате которой внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне; часто встречается вместе с интроекцией и проективной идентификацией.
Профессиограмма – описание социально-экономических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.
Профессионально значимый признак – характеристика индивидуальности, которая имеет значение для успешности протекания данной профессиональной деятельности.
Просоциальное поведение служит сохранению и укреплению существующих социальных систем (по Я. Рейковскому).
Психограмма – характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.
Психологические защиты – это глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира, необходимые для того, чтобы 1) избежать или овладеть мощным угрожающим чувством и 2) сохранить самоуважение. Защиты представляют собой результат взаимодействия темперамента, природы переживаемых в раннем детстве стрессов, защит, усвоенных по образцам значимых других, а также наиболее эффективных индивидуально выработанных защит. Первичные защиты, согласно психоаналитической традиции, имеют дело с границами между собственным «Я» и внешним миром, а вторичные защиты – с внутренними границами (между Эго, Супер-Эго, Ид и пр.).
Психологическое преодоление (coping) – это индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями. В широком смысле слова «coping» включает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требований проблемной ситуации.
Психогенетика – пограничная с генетикой область психологии, предметом которой является происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формировании.
Психогностика – форма донаучного познания психики людей, выявляющая и устанавливающая отношения между определенными движениями, анатомическими характеристиками и особенностями характера человека.
Психография – понимание и описание психики.
Психология – изучение, познание психики.
Психология возрастная – наука об особенностях психического развития людей, находящихся на разных возрастных стадиях.
Психология общая – наука об изучении общих закономерностей психики (включая психику животных).
Психология социальная рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой.
Психология сравнительная – наука об особенностях психики живых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы, опирается на данные зоопсихологии, занимается проблемами антропогенеза и становления человеческого сознания; раньше этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии.
Психэстетическая пропорция – сосуществование в одном человеке сверхчувствительности и холодности; особенность характера шизоидного человека (по Э. Кречмеру).
Расщепление вертикальное ( splitting) Эго – примитивная психологическая защита, проявляющаяся в непоследовательности отношения.
Рационализация – вторичная психологическая защита, состоящая в стремлении найти разумное объяснение трудной ситуации.
Реактивное образование – вторичная психологическая защита, преобразующая негативный аффект в позитивный и наоборот.
Реверсия – вторичная психологическая защита, переключающая отношение человека с субъекта на объект и наоборот.
Регрессия – вторичная психологическая защита, состоящая в соскальзывании на более раннюю стадию развития.
Репрезентативность эксперимента – представительность выборки и соответствие ее структуры той популяции, на которую распространяются выводы эксперимента.
Репрессия (вытеснение ) – вторичная психологическая защита, сутью которой является мотивированное забывание или игнорирование.
Самоактуализация – это развертывание потенциала личности из самого себя, из внутренних противоречий и намерений (по А. Маслоу). Стремление и способность человека стать тем, чем он должен стать, т.е. открыть свое призвание и реализовать таланты и способности.
Сексуализация (инстинктуализация ) – вторичная психологическая защита, состоящая в склонности наполнять эротическим содержанием переносимые проблемные ситуации.
Сензитивный период – период особой чувствительности к развитию задатков способностей или психических функций вообще (по Н.С. Лейтесу).
Сиблинги – братья и сестры.
Сила (выносливость) нервной системы к возбуждению – это способность выдерживать длительное или часто повторяющееся возбуждение.
Сила нервной системы к торможению – это способность выдерживать часто повторяемое действие тормозного раздражителя, что необходимо для создания дифференцировок.
Симультанность – одномоментность.
Синдром Марфана – особая форма диспропорционального гигантизма – результат системного дефекта соединительной ткани.
Синтальность (sintality ) – диапазон изменчивости черты внутри группы (по Р. Кеттеллу).
Синтонностъ (от греч. sintonla – созвучность, согласованность) – непосредственность, способность реагировать на состояние других людей и отвечать им в тон настроения.
Склонности – феномены, имеющие хронический и потенциальный характер (в терминологии В. Штерна).
Смещение – вторичная психологическая защита, состоящая в перенаправлении драйва или аффекта с одного объекта на другой, потому что его направленность изначально скрывается.
Социогенетические теории – учения, в которых формирование индивидуальности понимается как обусловленное внешними условиями (средой), а человек изначально – чистая доска (tabula rasa).
Социоэтология – наука об инстинктивных основах социального поведения.
Специальная теория индивидуальности – это учение о происхождении, функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств человека.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Среда – изменяющийся ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей жизни.
Срезы «поперечные» – исследование, ведущееся на отдельных и различных по возрасту группах людей; термин введен А. Гезеллом.
Срезы «продольные» (логнитюдные) – исследование, ведущееся на одной и той же выборке в течение продолжительного времени. Использовались в исследованиях Щелованова, Фигурина по фиксации ежедневного поведения детей, самый длинный, Боннский, лонгитюд продолжался 60 лет.
Стиль лидерства (руководства ) – способ управления группой или организацией, основанный на типичном методе принятия решения (по К. Левину). Чаще всего выделяют стили автократический (авторитарный, директивный), демократический (кооперативный, недирективный) и свободный (попустительский). В современной психологии управления выделяют также сосредоточенный на поставленной задаче («функциональный » стиль) и сосредоточенный на взаимоотношениях в группе («аффективный » стиль), цели которых открываются самими названиями.
Стиль жизни – уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека (по А. Адлеру). Стиль жизни определяется проблемой (дефектом, изъяном), в результате которого возникает цель, приводящая к появлению присущего человеку индивидуального способа жизни и позволяющая освободиться от чувства неполноценности. Адлер выделял 4 стиля: управляющий, берущий, избегающий и социально-полезный.
Стиль общения – результат образования устойчивых привычных связей между доминирующими потребностями, целями, ценностями и способами общения, психологическое образование, формирующееся в результате взаимодействия с другими людьми и представляющее собой устойчивый способ реализации определенных мотивов.
Стиль родительского воспитания – способ воздействия на детей, характеризующийся уровнем контроля за их поведением и эмоциональной теплотой отношений. Чаще других выделяют авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный стили.
Стиль человека (от греч. stylos) – устойчивая субъектно-специфическая система способов осуществления человеком разных видов активности; интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся в предпочтении субъектом определенной формы взаимодействия с предметной или социальной средой.
Сублимация – вторичная психологическая защита, состоящая в разрядке аффективного импульса посредством конструктивного, творческого поведения; считается наиболее эффективной защитой.
Субнормальные значения – расположенные в области низких значений кривой нормального распределения.
Супернормальные значения – расположенные в области высоких 'значений кривой нормального распределения.
Текучий интеллект – это те способности, благодаря которым человек обучается всему новому (т.е. память, индукция, восприятие новых связей и отношений и т.д.). После окончания юношеского возраста его развитие идет на спад. Текучий интеллект отражает биологические возможности нервной системы – ее работоспособность и интегративность (по Д. Хорну).
Темп в структуре темперамента – это скорость моторно-двигатель-ных операций (по В.М. Русалову).
Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности. По В.М. Русалову, темперамент – психобиологическая категория, одно из независимых базовых образований психики, охватывающее все богатство содержательных характеристик человека.
Теория «среднего человека » – статистически подтвержденное социологическое учение, согласно которому человек стремится поступать так, как поступает большинство людей. Создана А. Кетле; критиковалась отечественной наукой за «буржуазность».
Тестикулярная феминизация (синдром Морриса ) – наследственная нечувствительность периферических тканей к маскулинизирующему действию мужского гормона семенников, в результате чего развитие организма, обладающего мужским набором хромосом и семенниками, идет по женскому направлению.
Тестирование – краткое, стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий.
Тревожность – склонность переживать реальные и мнимые опасности, отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, необходимости поисков, горячки, взбудораженности, переходящих в ажитацию, возбуждения, часто имеющего непродуктивный и демобилизующий характер.
Уровень притязаний – те цели и задачи, которые человек считает для себя выполнимыми.
Факторный анализ – один из методов установления качеств, не поддающихся непосредственному наблюдению.
Феномен – явление.
Физиогномика – область психогностики, в которой основой для предсказания поведения человека являются черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека. Основана Лаватером.
Френология (краниоскопия) – область психогностики, определяющая особенности человека по форме строения черепа. Развивалась Галлем.
Фрустрация (от frustration) – вынужденный отказ, особое состояние или внутренний психический конфликт, возникающий при столкновении личности с субъективно непреодолимым препятствием на пути к достижению осознаваемых или неосознаваемых целей (термин введен 3. Фрейдом).
Функциональная асимметрия и специализация полушарий – характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями.
Фобии (от греч. фобос – страх, боязнь) – навязчивые страхи конкретного содержания, охватывающие человека лишь в определенной обстановке и обычно сопровождающиеся бурными вегетативными проявлениями (пот, сердцебиение, затруднение дыхания и пр.).
Характер – своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности и в первую очередь – в отношениях к профессии, людям, самому себе. Это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер – это совокупность проявлений личности на фрустрирующие ситуации, индивидуальный способ разрешения тревожности.
Характерология – форма донаучного познания психики людей, стремящаяся свести различия между людьми к простым типам. Иногда термин используют для обозначения области дифференциальной психологии, посвященной изучению характера.
Черта – это присущая индивидууму предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций (по Г. Оллпорту)
Экзопсихика – отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.). Экзопсихика идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий (по А.Ф. Лазурскому).
Эксперимент – метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Виды эксперимента: лабораторный, камерный, естественный, психолого-педагогический, формирующий. Эксперимент может быть индивидуальным или групповым, краткосрочным или длительным.
Экологическая среда – система взаимодействий человека и мира (по У. Бронфенбреннеру). Представляет собой систему из четырех концентрических структур. Микросистема – структура деятельностей, ролей и "Межличностных взаимодействий в данном конкретном окружении. Мезосистема – структура взаимоотношения двух и более сред. Экзосистема – среда, в пространстве которой происходят значимые события. Макросистема – ценности, законы и традиции культуры, в которой живет субъект.
Экспозиционная модель средовых влияний на интеллект: чем больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллектуальности со старшим родственником (Зайонч и Маркус).
Экстраверсия – обращенность к объектам окружающего или внутреннего мира (по К.Г. Юнгу). Влечение к людям и способность легко вступать с ними в контакт (по Г.Ю. Айзенку).
Экстрапунитивная реакция – обвинение других людей и внешних обстоятельств.
Эктоморфный тип – худой и высокий, обладающий слабым развитием внутренних органов, худым лицом, узкой грудной клеткой, тонкими длинными конечностями, обычно отличается церебротонией (от лат. cerebrum – мозг).
Эмоциональность в структуре темперамента – мера чувствительности к расхождению реального и желаемого результата (по В.М. Русалову).
Эндоморфный тип – с большим животом, большим количеством жировых отложений на плечах и бедрах, слабыми конечностями, проявляет склонность к висцеротонии (от лат. viscera – внутренности).
Эндопсихика – основные психические и психофизиологические функции (чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики и т.п.). Эндопсихика в целом близка понятию «формально-динамические характеристики»; в основном задается врожденными биологическими механизмами (по А.Ф. Лазурскому).
Эргичность в структуре темперамента – желание умственного и физического напряжения, показатель избытка или недостатка сил (по В.М. Русалову).
Я-концепция – система наиболее общих установок субъекта на самого себя. Выделяют разные модусы Я-концепции: реальное Я, идеальное Я и так называемое «зеркальное Я» (т.е. Я в глазах других).
L (life record data ) – данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни.
Т (objective test data ) – данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией.
Q (questionnaire data ) – данные, получаемые при помощи опросников, анкет и прочих стандартизованных методов.
Вопросы к коллоквиуму
1. Пол в структуре индивидуальности.
2. Соотношение физиологических и психологических проявлений половых различий.
3. Этапы формирование половой идентичности в онтогенезе.
4. Теории развития половой идентичности (психоанализ, эпиге