Термины для терминологического диктанта (ТД)




Акцентуации – варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим (по А.Е. Личко).

Акцептор действия (предвосхищение) – основное понятие учения П.К. Анохина о функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта.

Анализ продуктов деятельности (творчества) – опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату).

Ананказмы (от греч. ананке – судьба, принуждение) или обсессии (от лат. блокада, осада) – спонтанные, идущие изнутри навязчивые переживания и действия, которые, в отличие от фобий, не требуют для своего возникновения каких-то конкретных условий.

Анкетирование – получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы.

Аннулирование (undoing ) – вторичная психологическая защита, попытка уравновесить некоторый аффект с помощью отношения или поведения, магически его уничтожающего; преемник типа защиты «все­могущественный контроль».

Асоциальным называется поведение, направленное на разрушение или нанесение вреда существующим социальным системам (по Я. Рей-ковскому).

Астеник, или лептосоматик (leptos – хрупкий, soma – тело) – «худой и высокий».

Атлетик (athlon – борьба, схватка) – «крепыш» с хорошо разви­той мускулатурой, высокого или среднего роста.

Аутизм уход в себя, в свои переживания от внешнего мира; аутизм как состояние присущ каждому человеку.

Аутистичность – природная склонность чувствовать движение своей души более или менее самостоятельным от тела в своем про­исхождении, чувствовать свою душу «самособойной» (аутистической) частицей вечного Духа, правящего миром (по М.Е. Бурно). Отрыв от реальности, приводящий к идеалистическому мироощущению.

Аутичность – впечатление внешней замкнутости, причиной которой является не отсутствие коммуникативных навыков, а душевные качества и мотивы.

Беседа – метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком.

Биогенетические теории – учения, в которых формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и гене­тическими задатками.

Биографический и автобиографический методы – описание развития человека на протяжении длительного периода времени, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте.

Валидность эксперимента – пригодность, понимаемая как соответствие целей, методов и результатов. Степень приближения данного эк­сперимента к бесконечному безупречному эксперименту.

Время реакции – время между восприятием раздражителя и ответом на него; свидетельствует о процессуальности психики.

Всемогущий контроль – первичная психологическая защита, основанная на убежденности в возможности контролировать все происходя­щее.

Гендерная роль – переживание себя мальчиком или девочкой без осознания перспектив своей полоролевой идентичности; возникает у ребенка в период раннего детства. В дальнейшем подкрепляется гендерной схемой.

Гендерная схема – обусловленные полом нормы поведения, представление о превращении мальчика в мужчину и девочки в женщину; является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6–7 лет жизни.

Гениальность – это интеллектуальная сила необычайно высокого Типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображе­ния, оригинального мышления, изобретения или открытия. Гениальность в значительной мере обусловлена генетическими механизмами, проявля­ется в сверхконцентрации на значимой деятельности и нередко сопро­вождается нарушениями физического и психического здоровья.

Генограмма – вариант генеалогического метода, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют психологические отношения.

Графология – область психогностики, наука о почерке, диагности­рующая признаки индивидуальности по написанию букв, наклону, нажиму и другим характеристикам точных движений человека. Больше других ею занимался аббат Мишон.

Гуманитарная парадигма познания – система осознаваемых и нео­сознаваемых установок, ориентирующая на уникальность рассматриваемого явления, опирающаяся на опыт единичных случаев, не ставящая перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных, использующая наряду с понятийным аппаратом язык символов. Гуманитарная парадигма всегда исторична – т.е. стремится к рассмотрению явления в его становлении, анализу и прогнозу последствий.

Действия – феномены, обладающие временной протяженностью (в терминологии В. Штерна).

Деперсонализация – неспособность испытывать чувства, адекватные ситуации; чувство своей эмоциональной измененности.

Депрессивные состояния (от лат. depression, подавление) – состоя­ния подавленного настроения и угнетения потребностей. По К. Ясперсу, выделяют депрессивные реакции – психологически понятные отве­ты на жизненные стрессы, актуальные для человека независимо от его начального настроения, и фазы – состояния, возникающие сами по себе, эндогенно, как обострение трудных особенностей характера.

Дефензивность (от лат. defense – оборонять) – стремление человека при встрече с жизненными трудностями занимать избегающую или оборонительную позицию.

Диатетическая пропорция (пропорция настроения) – по Э. Кречмеру, смесь радости и грусти, обычно присущая настроению циклоида.

Динамичность нервной системы – скорость образования условных реакций.

Дисгармонический инфантилизм – результат неравномерности развития, приводящий к сочетанию подчеркнуто детских и взрослых черт.

Диссоциация – примитивная психологическая защита, заключаю­щаяся в образовании множественной личности, способной реагировать одной из своих частей, приводя к слабой предсказуемости поведения.

Дисфория (от греч. досада, раздражение) – особое состояние психики, состоящее из мрачно-тоскливого настроения, тревожной подозрительности и мрачной злобности.

Дифференциальная когнитология – область психологии способностей, обращенная к проблеме генезиса креативности (творческих способностей, талантливости, гениальности человека).

Дифференциальная психология – отрасль науки, изучающая психологические различия между индивидами и группами людей, а также природу, источники и последствия этих различий (наука о закономерностях психического варьирования). Понятие введено В. Штерном в 1900 году.

Дифференциальная психофизиология – наука об индивидуальных особенностях психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.

Дневниковый метод – описание развития и поведения человека, произведенное в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой).

Двухфакторные теории психического развития (конвергенции двух факторов) – учения, в которых развитие понимается как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний.

Естественнонаучная парадигма познания – система осознаваемых и неосознаваемых установок, провозглашающая необходимость получения объективных, обобщенных, представленных в понятиях знаний, стремящаяся к установлению причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента. Генезис свойств и закономерностей рассматривается не всегда.

Идентификационная модель средовых влияний на интеллект: наиболее высокая корреляция наблюдается между ребенком и родственником, являющимся предметом его идентификации (МакАски и Кларк).

Идентификация – вторичная психологическая защита, состоящая в отождествлении себя с другим человеком или его отдельными чертами.

Идиографический подход в науке утверждает в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, применяет метод отдельных случаев (case-method).

Изоляция – вторичная психологическая защита, проявляющаяся в отделении чувств от размышлений.

Интеллектуализация – вторичная психологическая защита, приводящая к отделению аффекта от интеллекта при формальном сохранении чувств.

Импульсивность/рефлексивность – тенденция к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для решения проблемы.

Импунитивная реакция – отвлечение от конфликта и обесценива­ние его значения.

Интрапунитивная реакция – обвинение самого себя.

Интроверсия – рефлексия, препятствие контакту с объектами, со­мнение и недоверие к ним (по К.-Г. Юнгу). Затруднения в общении (по Г.Ю. Айзенку).

Индивид – это физический носитель психологических характерис­тик человека.

Интегральная индивидуальность – особая форма бытия отдельного человека, саморегулируемая биосоциальная система многоуровневых связей, в рамках которой он живет и сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутрен­них изменений (по B.C. Мерлину).

Интервью – особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой – ведомым.

Индивидуальный стиль деятельности – это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Это фенотипическое (приобретаемое при­жизненно) качество, возникающее на основе свойств нервной системы в ответ на требования типов деятельности, привычных для субъекта; ин­тегральный эффект взаимодействия человека со средой.

Интроекция – примитивная психологическая защита, в результате которой идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее из­нутри; обычно встречается вместе с проекцией и проективной идентификацией.

Ипсилатеральный – расположенный в том же полушарии.

Квалификационный профиль часть профессиограммы, в которой количественно определены необходимые работнику качества.

Когнитивный стиль в широком смысле слова – способ переработки информации, ее получения, хранения и использования.

Компартментализация (раздельное мышление) – вторичная психологическая защита, задача которой состоит в возможности конфликтующим состояниям сосуществовать без чувства стыда или тревоги.

Компульсии – навязчивые, упорные, нежелательные действия.

Контрлатеральный – расположенный в противоположном полу­шарии.

Кристаллизованный интеллект – это широкая область интеллекта, включающая умения формулировать суждения, анализировать проблемы и строить обобщения. Этот тип интеллекта развивается с опытом и образованием, опирается на осведомленность и прогрессирует на протя­жении всей жизни человека (по Д. Хорну).

Лабильность нервной системы – скорость возникновения и пре­кращения нервных процессов.

Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активнос­ти, субъектности, пристрастности, осознанности (по А.Н. Леонтьеву).

Локус контроля – склонность человека возлагать ответственность за все происходящее с ним на внешние обстоятельства или себя самого (понятие введено Дж. Роттером). Интерналы – люди с внутренним локусом контроля. Экстерналы – люди с внешним локусом контроля.

Мезоморфный тип – отличающийся могучим сложением, имею­щий квадратную голову, широкие ладони и ступни, склонный к соматотонии (от лат. soma – тело).

Метод – в переводе с греческого путь (познания).

Метод генеалогический – метод исследования семей и родослов­ных.

Метод моральных дилемм – использование историй с незавершен­ным концом для диагностики уровня морального сознания человека и выявления его способности к моральной аргументации (использовался Л. Кольбергом).

Методы аппаратные предназначены для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике использу­ются редко.

Методы интроспективные – основанные на данных субъективного опыта.

Методы констатирующие – фиксирующие актуальное состояние изучаемого явления.

Методы психогенетические направлены на выделение факторов сре­ды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.

Методы формирующие – те, в которых конечное состояние изучае­мого качества или явления отличается от начального.

Методы экстраспективные – опирающиеся на объективный резуль­тат, доступный измерению.

Морализация – вторичная психологическая защита, состоящая в направлении желаний в область моральных обязательств; более зрелая версия защиты расщепления.

Мудрость – это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным или неясным вопросам (по П. Бальтесу).

Наблюдение целенаправленное систематическое восприятие че­ловека, по результатам которого дается экспертная оценка.

Навязчивости – разнообразные тягостные мысли, переживания, действия, желания, страхи, навязывающиеся человеку против его воли (по К. Вестфалю).

Надежность эксперимента – устойчивость результатов во времени.

Номотетический подход в науке – стремление к отражению общих (типологических) свойств явлений и обозначению их в терминах.

Норма – понятие, используемое для оценки темпа и содержания психического развития человека. Основана на статистических данных, клинических показателях, социальных стереотипах и субъективных ожиданиях человека; культурно обусловлена и меняет свое содержа­ние.

Нормальные значения показателей – расположенные в средней ча­сти кривой нормального распределения. Обычно их больше, чем суб­нормальных или супернормальных.

Ноогенные неврозы – неврозы, вызванные фрустрацией экзистенциальных потребностей (по В. Франклу).

Одаренность можно понимать как: 1) качественно своеобразное соче­тание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека, 3) умственный потенциал – интеллект, пред­полагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искус­ствам), 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врож­денных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).

Основной психофизический закон Фехнера–Вебера: Е = const In R, где Empfindung – величина ощущения, a Reiz – величина раздражи­теля.

Отреагирование (действие вовне, отыгрывание, acting out) – вто­ричная психологическая защита, состоящая в выражении отношений переноса посредством реального поведения, направленного на другой объект.

Отрицание – первичная психологическая защита, заключающаяся
в отказе признавать наличие проблемы

Пикник (pyknos – плотный, толстый) – «широкий и тяжелый» человек.

Пластичность в структуре темперамента – показатель вязкости или гибкости мышления и поведения, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию (по В.М. Русалову).

Подвижность нервной системы – переделка знаков раздражителей, скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждени­ем. Это свойство является основой обучаемости.

Поворот против себя (аутоагрессия) – вторичная психологическая защита, состоящая в перенаправлении негативного аффекта, относяще­гося к внешнему объекту, на себя.

Полезависимостъ/поленезависимостъ – умение сопротивляться воз­действию фоновых признаков при выделении фигуры.

Половой диморфизм – наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей.

Половой дипсихизм – наличие различий психических качеств и процессов у представителей различного пола.

Половой дихрономорфизм – временное несовпадение проявления женских и мужских признаков.

Примитивная идеализация (и обесценивание ) – первичная психо­логическая защита, основанная на вере, что некая всемогущая сила обеспечивает защиту.

Примитивная изоляция – первичная психологическая защита, зак­лючающаяся в уходе в другое состояние сознания.

Проективная идентификация – примитивная психологическая за­щита, являющаяся результатом проекции и интроекции.

Проекция – примитивная психологическая защита, в результате которой внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне; часто встречается вместе с интроекцией и проективной идентифика­цией.

Профессиограмма – описание социально-экономических, санитар­но-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.

Профессионально значимый признак – характеристика индивиду­альности, которая имеет значение для успешности протекания данной профессиональной деятельности.

Просоциальное поведение служит сохранению и укреплению суще­ствующих социальных систем (по Я. Рейковскому).

Психограмма – характеристика требований, предъявляемых про­фессией к психике человека.

Психологические защиты – это глобальные, закономерные, здо­ровые, адаптивные способы переживания мира, необходимые для того, чтобы 1) избежать или овладеть мощным угрожающим чувством и 2) сохранить самоуважение. Защиты представляют собой результат взаимодействия темперамента, природы переживаемых в раннем дет­стве стрессов, защит, усвоенных по образцам значимых других, а также наиболее эффективных индивидуально выработанных защит. Первичные защиты, согласно психоаналитической традиции, имеют дело с границами между собственным «Я» и внешним миром, а вторичные защиты – с внутренними границами (между Эго, Супер-Эго, Ид и пр.).

Психологическое преодоление (coping) – это индивидуальный спо­соб взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логи­кой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможно­стями. В широком смысле слова «coping» включает все виды взаимо­действия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера – попытки овладеть или смягчить, привыкнуть или уклониться от требо­ваний проблемной ситуации.

Психогенетика – пограничная с генетикой область психологии, предметом которой является происхождение индивидуальных психоло­гических особенностей человека, роль среды и генотипа в их формиро­вании.

Психогностика – форма донаучного познания психики людей, выявляющая и устанавливающая отношения между определенными дви­жениями, анатомическими характеристиками и особенностями харак­тера человека.

Психография – понимание и описание психики.

Психология – изучение, познание психики.

Психология возрастная – наука об особенностях психического раз­вития людей, находящихся на разных возрастных стадиях.

Психология общая – наука об изучении общих закономерностей психики (включая психику животных).

Психология социальная рассматривает особенности, приобретаемые человеком в силу его принадлежности к некоторой социальной группе, большой или малой.

Психология сравнительная – наука об особенностях психики жи­вых существ, находящихся на разных ступенях эволюционной лестни­цы, опирается на данные зоопсихологии, занимается проблемами ант­ропогенеза и становления человеческого сознания; раньше этот термин использовали как синоним дифференциальной психологии.

Психэстетическая пропорция сосуществование в одном челове­ке сверхчувствительности и холодности; особенность характера шизо­идного человека (по Э. Кречмеру).

Расщепление вертикальное ( splitting) Эго – примитивная психоло­гическая защита, проявляющаяся в непоследовательности отношения.

Рационализация – вторичная психологическая защита, состоящая в стремлении найти разумное объяснение трудной ситуации.

Реактивное образование – вторичная психологическая защита, пре­образующая негативный аффект в позитивный и наоборот.

Реверсия – вторичная психологическая защита, переключающая отношение человека с субъекта на объект и наоборот.

Регрессия – вторичная психологическая защита, состоящая в со­скальзывании на более раннюю стадию развития.

Репрезентативность эксперимента – представительность выборки и соответствие ее структуры той популяции, на которую распространяются выводы эксперимента.

Репрессия (вытеснение ) – вторичная психологическая защита, сутью которой является мотивированное забывание или игнориро­вание.

Самоактуализация – это развертывание потенциала личности из самого себя, из внутренних противоречий и намерений (по А. Маслоу). Стремление и способность человека стать тем, чем он должен стать, т.е. открыть свое призвание и реализовать таланты и способности.

Сексуализация (инстинктуализация ) – вторичная психологическая защита, состоящая в склонности наполнять эротическим содержанием переносимые проблемные ситуации.

Сензитивный период – период особой чувствительности к раз­витию задатков способностей или психических функций вообще (по Н.С. Лейтесу).

Сиблинги – братья и сестры.

Сила (выносливость) нервной системы к возбуждению – это способ­ность выдерживать длительное или часто повторяющееся возбуждение.

Сила нервной системы к торможению – это способность выдержи­вать часто повторяемое действие тормозного раздражителя, что необхо­димо для создания дифференцировок.

Симультанность – одномоментность.

Синдром Марфана – особая форма диспропорционального гиган­тизма – результат системного дефекта соединительной ткани.

Синтальность (sintality ) – диапазон изменчивости черты внутри группы (по Р. Кеттеллу).

Синтонностъ (от греч. sintonla – созвучность, согласованность) – непосредственность, способность реагировать на состояние других лю­дей и отвечать им в тон настроения.

Склонности – феномены, имеющие хронический и потенциальный характер (в терминологии В. Штерна).

Смещение – вторичная психологическая защита, состоящая в пе­ренаправлении драйва или аффекта с одного объекта на другой, потому что его направленность изначально скрывается.

Социогенетические теории – учения, в которых формирование ин­дивидуальности понимается как обусловленное внешними условиями (средой), а человек изначально – чистая доска (tabula rasa).

Социоэтология – наука об инстинктивных основах социального поведения.

Специальная теория индивидуальности – это учение о происхожде­нии, функционировании и месте темперамента в общей структуре ин­дивидуальных свойств человека.

Способности – индивидуально-психологические особенности лич­ности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной про­дуктивной деятельности.

Среда – изменяющийся ряд стимулов, на которые индивид реаги­рует в течение всей жизни.

Срезы «поперечные» – исследование, ведущееся на отдельных и различных по возрасту группах людей; термин введен А. Гезеллом.

Срезы «продольные» (логнитюдные) – исследование, ведущееся на одной и той же выборке в течение продолжительного времени. Исполь­зовались в исследованиях Щелованова, Фигурина по фиксации ежед­невного поведения детей, самый длинный, Боннский, лонгитюд продол­жался 60 лет.

Стиль лидерства (руководства ) – способ управления группой или организацией, основанный на типичном методе принятия решения (по К. Левину). Чаще всего выделяют стили автократический (авторитар­ный, директивный), демократический (кооперативный, недирективный) и свободный (попустительский). В современной психологии управления выделяют также сосредоточенный на поставленной задаче («функцио­нальный » стиль) и сосредоточенный на взаимоотношениях в группе аффективный » стиль), цели которых открываются самими названиями.

Стиль жизни – уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека (по А. Адлеру). Стиль жизни определяется проблемой (дефектом, изъяном), в результате которого возникает цель, приводящая к появле­нию присущего человеку индивидуального способа жизни и позволяю­щая освободиться от чувства неполноценности. Адлер выделял 4 стиля: управляющий, берущий, избегающий и социально-полезный.

Стиль общения – результат образования устойчивых привычных связей между доминирующими потребностями, целями, ценностями и способами общения, психологическое образование, формирующееся в результате взаимодействия с другими людьми и представляющее собой устойчивый способ реализации определенных мотивов.

Стиль родительского воспитания – способ воздействия на детей, характеризующийся уровнем контроля за их поведением и эмоциональ­ной теплотой отношений. Чаще других выделяют авторитетный, авто­ритарный, либеральный и индифферентный стили.

Стиль человека (от греч. stylos) – устойчивая субъектно-специфическая система способов осуществления человеком разных видов актив­ности; интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся в предпочтении субъектом опреде­ленной формы взаимодействия с предметной или социальной средой.

Сублимация – вторичная психологическая защита, состоящая в разрядке аффективного импульса посредством конструктивного, твор­ческого поведения; считается наиболее эффективной защитой.

Субнормальные значения – расположенные в области низких зна­чений кривой нормального распределения.

Супернормальные значения – расположенные в области высоких 'значений кривой нормального распределения.

Текучий интеллект – это те способности, благодаря которым человек обучается всему новому (т.е. память, индукция, восприятие новых связей и отношений и т.д.). После окончания юношеского возраста его развитие идет на спад. Текучий интеллект отражает биологические возможности нервной системы – ее работоспособность и интегративность (по Д. Хорну).

Темп в структуре темперамента – это скорость моторно-двигатель-ных операций (по В.М. Русалову).

Темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности. По В.М. Русалову, темперамент – психобиологическая категория, одно из независимых базовых образо­ваний психики, охватывающее все богатство содержательных характе­ристик человека.

Теория «среднего человека » – статистически подтвержденное социологическое учение, согласно которому человек стремится поступать так, как поступает большинство людей. Создана А. Кетле; критикова­лась отечественной наукой за «буржуазность».

Тестикулярная феминизация (синдром Морриса ) – наследственная нечувствительность периферических тканей к маскулинизирующему действию мужского гормона семенников, в результате чего развитие организма, обладающего мужским набором хромосом и семенниками, идет по женскому направлению.

Тестирование – краткое, стандартизованное испытание, предназ­наченное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий.

Тревожность – склонность переживать реальные и мнимые опасно­сти, отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, необходимости поисков, горячки, взбудораженности, переходящих в ажитацию, возбуждения, часто имеющего непродуктив­ный и демобилизующий характер.

Уровень притязаний – те цели и задачи, которые человек считает для себя выполнимыми.

Факторный анализ – один из методов установления качеств, не поддающихся непосредственному наблюдению.

Феномен – явление.

Физиогномика – область психогностики, в которой основой для предсказания поведения человека являются черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека. Основана Лаватером.

Френология (краниоскопия) – область психогностики, определяю­щая особенности человека по форме строения черепа. Развивалась Галлем.

Фрустрация (от frustration) – вынужденный отказ, особое состоя­ние или внутренний психический конфликт, возникающий при столк­новении личности с субъективно непреодолимым препятствием на пути к достижению осознаваемых или неосознаваемых целей (термин введен 3. Фрейдом).

Функциональная асимметрия и специализация полушарий – ха­рактеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями.

Фобии (от греч. фобос – страх, боязнь) – навязчивые страхи конк­ретного содержания, охватывающие человека лишь в определенной обстановке и обычно сопровождающиеся бурными вегетативными прояв­лениями (пот, сердцебиение, затруднение дыхания и пр.).

Характер – своеобразие склада психической деятельности, прояв­ляющееся в особенностях социального поведения личности и в первую очередь – в отношениях к профессии, людям, самому себе. Это индиви­дуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер – это совокупность проявлений личности на фрустрирующие ситуации, ин­дивидуальный способ разрешения тревожности.

Характерология – форма донаучного познания психики людей, стре­мящаяся свести различия между людьми к простым типам. Иногда тер­мин используют для обозначения области дифференциальной психоло­гии, посвященной изучению характера.

Черта – это присущая индивидууму предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций (по Г. Оллпорту)

Экзопсихика – отношение личности к внешним объектам (приро­де, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.). Экзопсихика идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий (по А.Ф. Лазурскому).

Эксперимент – метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Виды экспе­римента: лабораторный, камерный, естественный, психолого-педагоги­ческий, формирующий. Эксперимент может быть индивидуальным или групповым, краткосрочным или длительным.

Экологическая среда – система взаимодействий человека и мира (по У. Бронфенбреннеру). Представляет собой систему из четырех кон­центрических структур. Микросистема – структура деятельностей, ро­лей и "Межличностных взаимодействий в данном конкретном окруже­нии. Мезосистема – структура взаимоотношения двух и более сред. Экзосистема – среда, в пространстве которой происходят значимые события. Макросистема – ценности, законы и традиции культуры, в которой живет субъект.

Экспозиционная модель средовых влияний на интеллект: чем больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллектуальности со старшим родственником (Зайонч и Маркус).

Экстраверсия – обращенность к объектам окружающего или внут­реннего мира (по К.Г. Юнгу). Влечение к людям и способность легко вступать с ними в контакт (по Г.Ю. Айзенку).

Экстрапунитивная реакция – обвинение других людей и внешних обстоятельств.

Эктоморфный тип – худой и высокий, обладающий слабым разви­тием внутренних органов, худым лицом, узкой грудной клеткой, тон­кими длинными конечностями, обычно отличается церебротонией (от лат. cerebrum – мозг).

Эмоциональность в структуре темперамента – мера чувствительнос­ти к расхождению реального и желаемого результата (по В.М. Русалову).

Эндоморфный тип – с большим животом, большим количеством жировых отложений на плечах и бедрах, слабыми конечностями, про­являет склонность к висцеротонии (от лат. viscera – внутренности).

Эндопсихика – основные психические и психофизиологические функции (чувствительность, память, внимание, мышление, воображе­ние, воля, быстрота и сила моторики и т.п.). Эндопсихика в целом близка понятию «формально-динамические характеристики»; в основном зада­ется врожденными биологическими механизмами (по А.Ф. Лазурскому).

Эргичность в структуре темперамента – желание умственного и физического напряжения, показатель избытка или недостатка сил (по В.М. Русалову).

Я-концепция – система наиболее общих установок субъекта на са­мого себя. Выделяют разные модусы Я-концепции: реальное Я, идеаль­ное Я и так называемое «зеркальное Я» (т.е. Я в глазах других).

L (life record data ) – данные, основанные на регистрации поведе­ния человека в повседневной жизни.

Т (objective test data ) – данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией.

Q (questionnaire data ) – данные, получаемые при помощи опросни­ков, анкет и прочих стандартизованных методов.

Вопросы к коллоквиуму

1. Пол в структуре индивидуальности.

2. Соотношение физиологических и психологических проявлений половых различий.

3. Этапы формирование половой идентичности в онтогенезе.

4. Теории развития половой идентичности (психоанализ, эпиге



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: