Темы для сообщений с эл. презентацией




Семинар 1

1. Номотетический и идеографический подходы к исследованию индивидуальности.

2. Классификация методов дифференциальной психологии.

3. Наблюдение, эксперимент, моделирования.

4. Методы, заимствованные из психогенетики.

5. Методы анализа исторических документов.

6. Психологические методы, статистическая обработка данных, приемы обобщения и классификации.

Семинар 2

1. Ассиметрия полушарий и ее проявления.

2. Понятие церебрального доминирования.

3. Индивидные различия в сенсорной сфере и их диагностика.

4. Проявления, особенности формирования и диагностики индивидуальных различий на личностном уровне.

Семинар 3

1. Модели соотношения различных уровней индивидуальности.

2. Понятие интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин).

3. Специальная теория интегральной индивидуальности (В. М. Русалов)

3.Взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальных различий.

4. Теории эмпиризма и нативизма, двухфакторные концепции.

5. Современное представление о роли наследственного и средового факторов, пересмотр самих понятий наследственности и среды.

6. Теория У. Бронфенбреннера об экологии развития ребенка.

Семинар 4

1. Определение, история исследования и диагностика общих способностей (обучаемость, интеллект, креативность) (В.Н. Дружинин).

2. Факторные модели интеллекта (Ч. Спирмен, Дж Гилфорд, Л. Терстоун, Р.Б. Кэттелл).

3. Интеллект в структуре психики (модель А.Н. Лебедева).

4. Факторные модели интеллекта.

5. Диагностика интеллекта.

6. Интеллект и личность.

Семинар 5

1. Общие творческие способности.

2. Концепции креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса.

3. Отечественный подход к исследованию творческих способностей (В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова).

4. Развитие творческих способностей.

5. Обучаемость. Ее место в структуре общих способностей.

6. Диагностика способности к обучению.

7. Понятие одаренности и гениальности. Теории гениальности. Предпосылки гениальности (В.П. Эфроимсон).

Семинар 6

1. Конституция и ее проявления на разных уровнях человеческой индивидуальности.

2. Типологии характеров Э. Кречмера, У. Шелдона,

3. Типологии характеров Я Стреляю, В. М. Русалова.

4. Типологии характеров А.Ф. Лазурского.

5. Эмоциональная типология Хейманса - Ле Сенна

6. Психологические типы К.-Г. Юнга.

7. Клинико-экзистенциальная типология характеров П. Волкова.

8. Формирование характера.

9. Понятие акцентуаций характера. Акцентуации как грань между нормой и патологией характера.

Семинар 7

1. Характер как ответ личности на фрустрации.

2. Типологии К. Леонгарда и А.Е. Личко.

3. Методы диагностики акцентуаций характера.

4. Психология черт личности. Черты как психологическая категория. Достоинства и недостатки теории черт личности в сравнении с типологическим подходом.

5. Теории черт Г. Айзенка и Р.Б. Кэттелла.

6. Модель Большой Пятерки и оценка ее валидности. Возможности и ограничения теории черт.

Семинар 8

1. Теории развития половой идентичности (психоанализ).

2. Теории развития половой идентичности (эпигенетический подход).

3. Теории развития половой идентичности (бихевиоризм).

4. Теории развития половой идентичности (теория социального научения).

5. Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна.

6. Половые различия в психологических качествах.

Семинар 9

1. Стратегии межполового взаимодействия.

2. Проявления межполовых различий в норме и патологии.

3. Роль природного и средового факторов в формировании полоролевой идентичности и возникновении аномалий.

Темы эссе

Семинар 2 Уровни человеческой индивидуальности и источники индивидуальных различий

1. Индивид. Личность. Индивидуальность. Субъект.

2. Личностью не рождаются, личностью становятся

3. Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. Гельвеций)

Семинар 4 Психология общих и специальных способностей: обучаемость, интеллект и креативность в структуре человеческой индивидуальности

1. Если я буду постоянно держать себя в рамках, я превращусь в портрет

2. Люди-то разные… Всех под одну гребенку не пострижешь…(Харуки Мураками. Охота на овец)

3. Творец создал нас по образу и подобию, но позаботился об индивидуальных свойствах (Анджей Сапковский «Башня шутов»).

4. Индивидуальность — это аромат по-настоящему центрированного существа, человека, который знает, кто он. (Ошо (Бхагван Шри Раджниш))

5. Индивидуальности определяют себя посредством других индивидуальностей (Терри Пратчетт. Вор Времени)

Семинар 6 Типологический подход к исследованию темперамента и характера. Типологии индивидуальности.

1. Рекламная формула, гласящая: «Не такое, как у других», сама по себе свидетельствует о жгучей потребности отличаться, тогда как на самом деле нет никаких отличий (Эрих Фромм. Искусство любить)

2. В каждом из нас есть что-то особенное (Чарльз де Линт. Покинутые Небеса)

3. Наследственность — пороки добродетелей. (Геннадий Малкин)

Семинар 7 Типологический подход к исследованию темперамента и характера. Типологии индивидуальности.

1. Родители — одновременно наследственность и среда.

2. Одних судьба отягощает наследственностью, других – наследством (Михаил Мамчич)

3. Чем дольше живешь, тем больше наследуешь от себя самого (Лешек Кумор)

4. Порода сильнее пастбища (Джордж Элиот).

Семинар 8 Психология гендерных различий

1. В ошибке любой женщины есть вина мужчины (Иоганн Г. Гердер).

2. Женщины склонны к крайностям: они или намного хуже, или намного лучше мужчин (Жан де Лабрюйер).

3. Мне всегда было непонятно, почему худшие из мужчин вызывают интерес у лучших женщин (Агата Кристи).

Семинар 9 Психология гендерных различий

1. Женщина женщину скорее поймет (Публий Теренций Афр).

2. Льва щенки равны друг другу, будь то самка иль самец (Шота Руставели).

3. Мужчина в сравнении с женщиной лучше её по своей природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она подчиняется. (Аристотель).

4. Мужчина сам себе хозяин: время. Одно ему укажет час, когда прийти, уйти. Так будь же терпеливой. (Уильям Шекспир).

5. Когда мужчина и женщина помнят о существующих между ними различиях и относятся к ним с пониманием и уважением, тогда есть шанс, что их любовь расцветет пышным цветом (Джон Т. Грей).

Вопросы к экзамену

1. Феноменология человеческих различий.

2. Понятия, категории и базовые принципы дифференциальной психологии.

3. Структура индивидуальности человека.

4. Компоненты индивидуальности: темперамент, характер, интеллект.

5. Темперамент как физиологический фактор поведения.

6. Свойства нервной системы как предпосылка темперамента.

7. Различные подходы к исследованию темперамента.

8. Конституциональные теории темперамента (Э. Кречмер, У. Шелдон).

9. Психологические теории темперамента (В.С. Мерлин, Я. Стреляу).

10. Теории темперамента в отечественных исследованиях.

11. Индивидуальные параметры восприятия.

12. Типы внимания и памяти.

13. Стилевые характеристики мышления.

14. Понятие когнитивного стиля.

15. Иерархическая организация личности.

16. Направленность личности.

17. Я-концепция.

18. Характер и его особенности.

19. Акцентуация характера (К. Леонгард).

20. Акцентуация характера (А.Е. Личко).

21. Типология характера.

22. Типология личности по К. Юнгу.

23. Социально-психологические типы личности.

24. Типология личности по Э. Фромму.

25. Понятие об интеллекте.

26. Основные теории интеллекта.

27. Наследственность и среда в детерминации интеллектуальных различий.

28. Задатки и способности.

29. Способности. Виды способностей.

30. Одаренность. Уровни одаренности.

31. Компоненты индивидуального стиля деятельности.

32. Возрастной аспект индивидуальности.

33. Половые различия.

34. Пол и гендер.

35. Социоэкономический статус индивидуальности.

36. Социокультурная координата индивидуальности.

37. Индивидные различия при обучении.

38. Свойства нервной системы.

39. Половые различия при обучении.

40. Мотивация учения.

41. Ситуации, вызывающие затруднения у учащихся со слабой нервной системой.

42. Приемы, облегчающие деятельность учащихся со слабой нервной системой.

43. Ситуации, вызывающие затруднение у учащихся с инертной нервной системой.

44. Приемы, облегчающие деятельность учащихся с инертной нервной системой.

45. Стратегии жизненного успеха и мотивация достижений.

46. Типология стилей реагирования на сложные ситуации.

47. Сформулируйте основные положения дифференциальной психологии.

48. Перечислите задачи дифференциальной психологии на современном этапе.

49. Выделите и охарактеризуйте основные направления современных дифференциально-психологических исследований.

50. Дифференцируйте понятия «человек», «организм», «индивид», «личность» и «индивидуальность».

51. Опишите основные подходы к определению индивидуальности.

52. В чем состоит сущность интегративных эффектов функционирования индивидуальности.

53. Охарактеризуйте современные психологические взгляды на такие структурные компоненты личности, как темперамент, характер, способности.

54. Каким образом структурные компоненты личности соотносятся с основными свойствами нервной системы?

55. Дайте определение понятиям «индивидуальный стиль деятельности», «познавательный стиль», «когнитивный стиль» с точки зрения разных исследователей.

56. Перечислите и охарактеризуйте основные когнитивные стили.

57. Обоснуйте тезис о возможности высоких достижений в деятельности для людей с разными индивидуально-типологическими особенностями.

58. Назовите основные способы адаптации к деятельности людей с разными наборами типологических свойств.

59. Перечислите факторы, способствующие процессу формирования индивидуального стиля.

60. В чем заключается эмпирический закон «естественного соответствия»?

61. Выделите и охарактеризуйте основные структурные компоненты учебной деятельности.

62. Назовите параметры оценки индивидуальных различий в учебной деятельности.

63. Перечислите основные проявления индивидуально-типологических особенностей ребенка в учебной деятельности.

64. Предложите способы построения процесса обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся.

65. Опишите психологический портрет школьника с подвижной нервной системой.

66. Опишите психологический портрет школьника с инертной нервной системой.

67. Опишите психологический портрет школьника с сильной нервной системой.

68. Опишите психологический портрет школьника со слабой нервной системой.

69. Влияют ли гендерные особенности на успешность в обучении?

70. Номотетический и идеографический подходы к исследованию индивидуальности.

71. Наблюдение, эксперимент, моделирования.

72. Методы, заимствованные из психогенетики.

73. Опишите биографический метод исследования индивидуальности.

74. С какой целью применяется метод психологического моделирования?

75. Как называется метод диагностики психических возможностей индивида? Опишите его.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: