ИСХОД И ОБРЕТЕНИЕ ОБЕТОВАННОЙ ЗЕМЛИ 6 глава




Соломон встал во дворе перед жертвенником впереди всего собрания израильтян, поднял руки и сказал: «Господи Боже Израилев! Нет подобного Тебе Бога на небесах наверху и на земле внизу. Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим перед Тобою всем своим сердцем. Будь с нами, как Ты был с отцами нашими. Не оставь нас и не покинь. И пусть делается изо дня в день всё, что потребно для народа Израилева, чтобы знали все окрестные племена о том, что Господь есть Бог Всемогущий. Да будет сердце наше вполне предано Господу, чтобы ходить по Его уставам и соблюдать заповеди Его так же, как они соблюдаются ныне». После этого Соломон и все израильтяне принесли жертву Господу: двадцать две тысячи голов крупного скота и сто двадцать тысяч голов мелкого скота.

Так царь и все сыны Израилевы освятили храм Господу. Затем устроил Соломон большой праздник, продолжавшийся в течение семи дней и семи ночей.

После того как Соломон окончил строительство храма, Бог во второй раз явился к нему во сне и сказал: «Я услышал молитву твою и сделаю всё, как ты просишь. Я осветил храм, который ты построил, и будут очи Мои и сердце Моё там во все дни. И если ты будешь ходить перед Моим лицом, как ходил твой отец Давид, будешь чист сердцем и станешь исполнять всё, что Я тебе велел, будешь хранить Мои уставы и Мои законы, то Я поставлю твой царский престол над Израилем на все последующие времена. Но если ты и твои сыновья отступитесь от Меня, и не будете соблюдать Моих заповедей, а станете служить другим богам, то Я истреблю Израиль с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я осветил, отторгну от Моего лица. И будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. А о храме этом высоком, всякий, кто будет проходить мимо него, ужаснётся и скажет: „За что Господь поступил так с этой землёй и с этим храмом?“ И ответят ему: „За то, что израильтяне оставили Господа Бога своего, который вывел их из Египта, но прилепились к иным богам и служили им“».

Всё свершилось так, как обещал Господь. Израиль процветал до тех пор, пока Соломон сохранял верность Его заветам. Царство у сына Вирсавии было велико и могущественно. Оно простиралось от реки Евфрат на севере до пределов Египта на юге. Только финикийские города сохраняли тогда свою независимость. Жил Соломон в новом дворце из тёсаных камней и кедра, гораздо более обширном и роскошном, чем дворец отца его Давида. Лестницы здесь были из драгоценного красного дерева, а стены украшали пятьсот больших и малых щитов из кованого золота. Престол царя был изготовлен из слоновой кости и обложен чистым золотом. Все сосуды в доме Соломона также были золотые, а из серебра ничего не делалось, потому что серебро почиталось тогда за презренный и недостойный царя металл. Иерусалим при Соломоне значительно расширился и был обнесён мощной стеной с высокими башнями. Войско Соломона считалось весьма многочисленным и сильным: под его началом находились тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников. Все окрестные цари заискивали перед владыкой Израиля и искали союза с ним.

Так продолжалось в течение всего царствования Соломона, но всё изменилось, как только царь стал уклоняться от праведной жизни!

Когда Соломон состарился, он завёл себе семьсот жён. Большая часть их были чужестранки и происходили из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «Не общайтесь с ними, и они пусть не общаются с вами, чтобы не склонять ваши сердца к своим богам». Однако Соломон не послушался этого наказа, он сильно привязался к своим жёнам и слушал их слова охотнее, чем слова Самого Господа. Постепенно жёны склонили его к своей вере, так что Соломон стал служить ханаанейской Астарте, моавитянскому Хамосу, аммонитскому Молоху и построил для них святилища. Тогда Господь разгневался на Соломона и сказал ему: «За то, что ты не сохранил Моего завета и Моих уставов, Я отторгну у сына твоего большую часть царства и отдам десять колен Израилевых под власть его раба. Лишь два колена оставлю я за твоим потомством, да и то Я сделаю не ради тебя, а ради отца твоего Давида и ради Иерусалима, который Я избрал».

С этого времени началось ослабление Израиля. На севере, в Сирии, против евреев восстал Резон, сын Елиады. Он захватил Дамаск и воцарился там. Постепенно вся Сирия отпала от Израиля и перешла под власть Резона.

 

Царица Савская

 

К числу самых запоминающихся событий долгого царствования Соломона Библия относит приезд в Иерусалим царицы Савской. (Родина царицы Савской – нынешний Йемен. Высокоразвитая земледельческая культура возникла здесь ещё во II тыс. до Р. Х., а в X в. до Р. Х. (по другим данным, только в VIII) в плодородном, богатом водой и солнцем регионе, который лежит на границе с Аравийской пустыней, сложилось первое на Аравийском полуострове государство, именуемое в истории Сабейским (Савским) царством). Подробный рассказ об этом визите содержится в 10‑й главе Третьей книги Царств.

Царица Савская, услышав о славе Соломона, пришла испытать его загадками. В Иерусалиме она появилась с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями, великим множеством золота и драгоценными камнями. Соломон принял царицу в своём дворце и беседовал с ней обо всём, что было у неё на сердце. Он легко объяснил ей все её слова, «и не было ничего незнакомого царю, чего бы он ей не изъяснил». Царица Савская увидела всю мудрость Соломона, увидела дом, который он построил, жилище его рабов, стройность его слуг, его виночерпиев, увидела всесожжения, что он приносил в построенном им храме Господнем. После этого она призналась: «Верно то, что я слышала в своей земле о твоих делах и о мудрости твоей; но я не верила словам, до тех пор, пока не пришла и не увидела своими глазами: воистину, молва не донесла до меня даже половины правды! Мудрости и богатства у тебя ещё больше, чем я слышала. Блаженны люди твои и блаженны твои слуги, которые постоянно находятся поблизости от тебя и внимают твоей мудрости! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев!» И она подарила царю сто двадцать талантов золота, а также великое множество благовоний и драгоценных камней. И царь Соломон дал царице Савской всё, чего она желала и чего просила. После этого царица вместе со всеми слугами отбыла обратно в свою землю.

О том, какие загадки царица загадывала Соломону, в Библии не говорится, но зато в позднейших агадических и мусульманских преданиях, в христианских апокрифах рассказ об этом историческом визите расцвечен множеством занимательных подробностей. Например, в Славянской «Толковой Палее» повествуется следующее: Соломон, ещё до приезда царицы Савской узнал, что та никогда не открывает своих ног. Он велел устроить свой трон на помосте в зале с полом из прозрачного стекла. Под пол он повелел налить веды и пустить рыб. Войдя в зал, царица Савская увидела Соломона, сидящего среди воды, и подобрала одежды. Так Соломон узнал, что, хотя царица прекрасна лицом, ноги её покрыты волосами. Сами же загадки сводились к следующему. Царица Савская собрала мальчиков и девочек, одетых в одинаковые одежды, и сказала царю: «Разбери, по своей мудрости, которые мальчики, а которые девочки». Соломон велел принести плодов, и высыпал их перед ними. Мальчики стали собирать плоды в полы одежды, а девочки в рукава. Соломон сказал: «Это – мальчики, а это – девочки». Тогда царица Савская задала вторую загадку: «Есть вдали от моего города колодец. Если ты мудр, то подскажи мне, как перетащить этот колодец в город». Соломон тут же ответил: «Дело это нехитрое. Сплети мне из киселя верёвку, а я покажу тебе, как перетаскивать ей колодцы». Третья загадка была в том же духе: «Если на поле вместо пшеницы вырастут ножи, то как собирать урожай?» Соломон ответил: «Ослиным рогом». Царица спросила: «Где же у осла рога?» – «А где нива с ножами?» – усмехнулся Соломон.

 

Ровоам

 

Когда Соломон умер, вместо него воцарился его сын Ровоам (931–913 гг. до Р. Х.). Ефремлянин Иеровоам, сын Навата, который при жизни прежнего царя вынужден был скрываться за пределами страны, возвратился в Израиль, стал ходить среди евреев и говорить им: «Соломон отягчил нашу жизнь тяжёлыми работами. Неужели мы и дальше будем терпеливо сносить это? Если не заставим сейчас Ровоама уменьшить подати и общественные повинности, то будем мучиться потом в продолжение всего его царствования». Евреи послушались Иеровоама, пришли вместе с ним в Сихем и сказали Ровоаму: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго; сжалься над нами – облегчи нам работы и подати, которыми он отягчил нас, и мы будем служить тебе». Ровоам отвечал: «Приходите через три дня. Тогда узнаете о моём решении».

Народ ушёл, а царь позвал к себе старцев из числа тех, что были в совете отца его Соломона, и стал спрашивать их: «Как вы посоветуете мне отвечать народу?» Старцы сказали ему: «Если ты сегодня будешь слугой народу своему и сделаешь так, как он просит, и удовлетворишь своих людей, и будешь говорить с ними ласково, то они будут потом твоими рабами во все дни твоего царствия». Выслушав старцев, Ровоам отослал их и призвал к себе юношей, которые выросли вместе с ним и с которыми он прежде проводил время в забавах, и стал советоваться с ними. Юноши сказали ему: «Так следует отвечать народу твоему: „Если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами“».

На третий день Иеровоам и весь народ израильский явились к Ровоаму, чтобы узнать о его решении. Люди надеялись на смягчение податей, но царь отвечал народу сурово, он пренебрёг советами старцев и говорил так, как научили его молодые люди. Израильтяне в негодовании отказались признавать его царём и разошлись по своим шатрам, а когда Ровоам послал сборщика податей, того забросали камнями и убили. Увидев, что народ больше не слушается его, царь в страхе бежал в Иерусалим. Из всех колен Израильских только колена иудино и вениаминово остались под властью потомков Давида. На их территории образовалось царство Иудея со столицей в Иерусалиме. Остальные колена провозгласили царём Иеровоама. Его царство продолжало именоваться Израилем.

На пятом году правления Ровоама египетский фараон Шешонк I захватил многие иудейские города и подступил к Иерусалиму. Князья Иудеи собрались к царю и думали, как помочь беде. Тут явился перед ними пророк Самей и сказал: «Так говорит Господь: „Вы оставили Меня, и за это Я погублю вас руками Шешонка“». Царь и его князья пришли в ужас. Они вздыхали и говорили друг другу: «Праведен Господь!» Бог увидел, что они раскаялись в прежних грехах, и сказал Самею: «Поскольку князья иудейские смирились передо Мной, Я не покину их и вскоре дам им избавление. Не будут иудеи истреблены руками Шешонка, однако они сделаются слугами его, чтобы знали, каково это отринуть Меня и служить царствам земным!» Вскоре египтяне вошли в Иерусалим, ограбили храм Господень, опустошили царский дворец и захватили все несметные сокровища, которые оставались после смерти Соломона. Пришлось Ровоаму заменить кованые золотые щиты, бывшие у его отца, на медные.

 

Иеровоам

 

У Соломона был раб – ефремлянин Иеровоам, сын Навата, который служил у него смотрителем над работниками. Однажды Иеровоам вышел за какой‑то надобностью из Иерусалима и повстречал пророка Ахию, одетого в новую одежду. Ахия сбросил с себя плащ, разодрал его на двенадцать частей и сказал Иеровоаму: «Возьми себе десять частей моего плаща, ибо так говорит Господь Бог Израилев: „Вот, Я исторгаю царство из рук Соломона и отдаю под твою власть десять колен Израилевых, так что лишь два колена останутся за потомством Соломона. Тебя же Я избираю в цари, и ты будешь владычествовать над всем, что пожелает твоя душа, и будешь царём над Израилем. Если станешь соблюдать всё, что Я прикажу тебе, и будешь исполнять Мои законы, то Я буду с тобой, так же как Я был с Давидом, и буду покровительствовать тебе во всём“». Так сказал Ахия Иеровоаму. Соломон прослышал об этом и хотел умертвить Иеровоама, но тот успел убежать в Египет и жил там до самой кончины царя. Пророчество Ахии, как об этом говорилось в прежней главе, исполнилось вскоре после смерти Соломона.

Сделавшись царём над Израилем, Иеровоам I (931–910 гг. до Р. Х.) обстроил Фирцу и устроил здесь свою столицу. Власть его была крепка, но он видел, что люди из его царства продолжают ходить в Иерусалим, чтобы приносить жертвы в храме Господнем, и это тревожило его. Иеровоам сказал себе: «Если так будет продолжаться, то сердце народа опять может обратиться к Ровоаму, царю иудейскому». Чтобы не допустить этого, Иеровоам сделал двух золотых тельцов и сказал израильтянам: «Не нужно вам больше ходить в Иерусалим; вот боги ваши, которые вывели вас из земли египетской». И поставил Иеровоам одного тельца на юге страны в Вефиле, а другого на севере – в Дане. Храмы были возведены на высотах, где раньше располагались ханаанские капища Эля. А священниками при них царь поставил людей, не принадлежавших к числу левитов. Израильтяне стали ходить туда, приносили перед идолами жертвы и оставили храм Господень в Иерусалиме. Таким образом, по вине Иеровоама весь народ уклонился от Господа и обратился к идолопоклонству. Вслед за тем Иеровоам установил в своём царстве праздник Кущей, подобный тому, какой справлялся в Иудее. Сам он приехал в Вефиль и приносил здесь обильные жертвы.

В это время было слово Господне к пророку Иадону из Иудеи. Он пришёл в Вефиль, обратился к жертвеннику и сказал: «Жертвенник, жертвенник! Так говорит Господь: „Вот, родится сын вроде царя Давида, имя ему будет Иосия, и принесёт на тебе в жертву священников высот, совершающих на тебе курение, и человеческие кости сожжёт на тебе“. А чтобы вы знали, что это слово изрёк Сам Господь, вот вам знамение: этот жертвенник сейчас распадётся, и пепел, который на нём, рассыплется». Царь услышал пророка, указал на него рукой и велел: «Схватите смутьяна!» В тот же миг рука его одеревенела, и он не мог повернуть её к себе. А жертвенник распался, и пепел с него рассыпался, по знамению, которое дал Иадон. Иеровоам испугался. Он сказал пророку: «Помолись Господу обо мне, чтобы я мог повернуть к себе мою руку». Иадон помолился, и рука Иеровоама опять стала действовать. Царь предложил: «Зайди ко мне в дом и подкрепись пищей, а я дам тебе подарок». Но пророк отвечал ему: «Хотя бы ты давал мне половину своего дома, я не пойду с тобой и не буду есть твой хлеб, и не буду пить воды в этом месте!» С этими словами он оставил Вефиль и ушёл прочь.

Вскоре у Иеровоама заболел сын Авия. Царь сказал жене: «Встань, переоденься, чтобы тебя не узнали, и пойди в Силом. Там живёт пророк Ахия, предсказавший мне, что я буду царём. Пусть он скажет тебе, что будет с нашим сыном». Жена Иеровоама так и поступила: отправилась в Силом и вошла в дом Ахии.

Ахия был уже слеп от старости, но он тотчас узнал царицу и сказал ей: «Войди, жена Иеровоамова! Для чего тебе было переодеваться? Разве скроешься от взора Господа? Пойди и скажи Иеровоаму: „Так говорит Господь Бог Израилев: „Я возвысил тебя из среды простого народа и поставил вождём народа Моего. Я отторг царство от дома Давидова и дал его тебе. Но ты не таков, как раб Мой Давид, который соблюдал Мои заповеди и который следовал за Мной всем своим сердцем. Ты поступил хуже всех, что были прежде тебя! Ты сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражать Меня. За это Я наведу беды на дом Иеровоамов и вымету его, как выметают сор, дочиста. Кто умрёт у Иеровоама в городе, того съедят псы, а кто умрёт на поле, того склюют птицы небесные!““ Теперь иди обратно в свой дом и оплачь своего сына, который непременно умрёт. Он будет единственный из всего рода Иеровоама, которого похоронят в гробнице, ибо только в нём Господь нашёл что‑то доброе. И поразит Господь Израиль за грехи Иеровоама, и будет он, как тростник, колеблемый в воде. И извергнет Господь израильтян из этой доброй земли, которую Он дал их отцам, и развеет их за рекой, за то, что они сделали у себя идолов и безмерно раздражали Господа!»

Выслушав это грозное пророчество, царица встала и пошла обратно, и лишь только она переступила через порог своего дома, её сын умер.

После смерти Иеровоама I в Израиле воцарился его сын Нават (910–909 гг. до Р. Х.). Он поступал так же, как отец, и делал неугодное перед очами Господа. Когда Нават процарствовал два года, против него устроил заговор Вааса, сын Ахии, из колена Иссахарова. Он напал на царя, осаждавшего филистимлянский город Гавафон, убил его и воцарился вместо него. Вслед за тем Вааса (909–886 гг. до Р. Х.) истребил весь дом Иеровоама, не оставив в нём ни одной живой души. Так исполнилось пророчество Ахии Силомлянина.

 

Ахав

 

Вааса оказался ничем не лучше своих предшественников: он был такой же идолопоклонник, как Иеровоам, и делал неугодное перед очами Господними. И было слово Божье к пророку Иую, сыну Анании, о Ваасе: «Я поднял тебя из праха и сделал вождём народа Моего, а ты пошёл путём Иеровоама и ввёл израильтян в грех! За это Я отвергну дом Ваасы и всё потомство его, и сделаю с домом его то же, что сделал с домом Иеровоама! Кто умрёт у Ваасы в городе, того съедят псы, а кто умрёт у него в поле, того склюют птицы небесные!»

После смерти Ваасы израильский престол перешёл к его сыну Иле (886–885 гг. до Р. Х.). На второй год начальник колесниц Замврий составил против царя заговор. Он узнал, что Ила лежит пьяный в доме своего управляющего Арсы, пришёл туда и умертвил его. После этого Замврий сам взошёл на престол и провозгласил себя царём. Придя к власти, он первым делом истребил весь дом Ваасы, предав смерти всех его родственников и друзей. Но сам Замврий царствовал над Израилем только семь дней. Когда войско, осаждавшее Гавафон, узнало о свершившемся перевороте, оно провозгласило царём военачальника Амврия. Тот немедленно двинулся от Гавафона и вступил в Фирцу. Замврий увидел, что город взят, поджёг царский дворец и погиб в пламени. Часть народа тут же объявила своим царём некоего Фамния. Однако Амврий осилил своих врагов, убил Фамния и занял престол (он правил в 885–874 гг. до Р. Х.). Шесть лет он царствовал в Фирце, а потом купил гору Семерон, застроил её и назвал основанный им город Самарией, по имени Семира, прежнего владельца горы. С тех пор она стала столицей Израиля.

Амврий продолжал делать неугодное перед очами Господа и поступал даже хуже всех бывших перед ним царей Израиля. Когда он умер, над страной воцарился его сын Ахав (874–852 гг. до Р. Х.). Он взял себе в жёны Иезавель, дочь царя Сидонского, и под её влиянием стал служить Ваалу, поставил в его честь жертвенник, приносил Ваалу жертвы и делал ещё многое раздражающее Господа.

Как раз в это время над Сирией и соседними с ней странами нависла грозная опасность. На севере, в Месопотамии, усилилась и приобрела огромное могущество Ассирия – одна из величайших держав Древнего Востока, центром которой считался священный город Ашшур. Ассирийский царь Саламансар III (859–824 гг. до Р. Х.), отличался большей воинственностью. Всю свою жизнь он провёл в военных походах. В 858 г. до Р. Х. Саламансар взял и разрушил знаменитый сирийский город Каркемиш. В следующие годы походы в Сирию и Финикию неоднократно повторялись. Летописи сообщают, что Саламансар восемь раз «рубил кедр в горах Амана» и двадцать четыре раза лично форсировал с войсками Евфрат.

Чтобы противостоять ассирийскому нашествию, цари Сирии, Палестины и Финикии объединились вокруг дамасского царя Бен‑Хадада II. Его союзниками были царь Хамы Ирхулени, царь Израиля Ахав, царь Арвада Матанбаал и несколько других более мелких правителей. Своих всадников на верблюдах прислал даже арабский царёк Гиндибу. Бен‑Хадад выставил 20 тысяч пехотинцев и 1200 колесниц. Царь Хамы выставил 10 тысяч пехотинцев и 700 колесниц, а Ахав привёл с собой 10 тысяч воинов и 2 тысячи колесниц. Общая численность союзной армии достигала 60 тысяч человек. Ожесточённая битва этого воинства с ассирийцами произошла в 854 г. до Р. Х. у стен Каркара на реке Оронт. Несмотря на хвастливые сообщения о своей победе, содержащиеся в надписях Саламансара, сражение, по‑видимому, закончилось безрезультатно. Ассирийцы должны были отступить. Точно так же не принесли успеха несколько новых походов на Дамаск. Но вскоре среди противников Ассирии начались раздоры, их союз распался.

Через два года после Каркарской битвы в Израиль прибыл царь Иудеи Иосафат (872–848 гг. до Р. Х.). Ахав спросил его: «Пойдёшь со мной на войну против сирийцев?» Иосафат отвечал: «Как ты, так и я; как твой народ, так и мой народ, как твои кони, так и мои кони. Но дарует ли нам Господь удачу?» Ахав собрал четыреста пророков и спросил их: «Идти мне войной на сирийцев или нет?» Они сказали: «Иди! Господь предаст сирийцев в твои руки и ты победишь». Но Иосафат спросил: «Нет ли здесь ещё пророка Господня, чтобы нам вопросить через него Господа?» Ахав сказал: «Есть ещё один человек, через которого можно вопросить Господа, но я не люблю его, так как он не пророчествует о мне ничего доброго, а только худое. Это Михей, сын Иемвлая». Иосафат попросил, чтобы Михея тоже пригласили прийти к воротам Самарии, где пророчествовали другие пророки. Царь послал за ним и спросил: «Михей! Идти нам войной на сирийцев или нет?» Михей сказал: «Я видел Господа, сидящего на престоле Своём, и всё воинство небесное стояло при Нём. И спросил Господь: „Кто увлечёт Ахава в войну против сирийцев, чтобы он пошёл и пал в этом походе?“ Тут выступил один дух, встал перед лицом Господа и сказал: „Я увлеку его. Я сделаюсь духом лживым и обману всех его пророков. Он будет спрашивать у них совета, и они пошлют его в поход, хотя его и ждёт в нём смерть“. И сказал Господь: „Пойди и сделай так!“». Вот что говорил Михей перед лицом царей и других пророков. Ахав рассердился и приказал: «Возьмите его и посадите в темницу. Пусть он сидит там до моего возвращения». Михей отвечал: «Если ты вернёшься, значит не Господь говорил через меня».

Ахав и Иосафат двинулись на сирийцев к Рамофу Галаадскому, и сказал Ахав: «Я переоденусь и вступлю в сражение как простой воин, а ты будь в своих царских одеждах». Он переоделся и начал сражение. Тут один из сирийцев пустил стрелу в Ахава, она поразила его сквозь швы лат, и кровь его полилась на колесницу. Сражение было жестоким, царь не мог покинуть поле боя и весь день простоял на колеснице. Вечером он умер от полученной раны.

 

Илия

 

В годы правления нечестивого царя Ахава начал своё служение Богу Илия – один из величайших пророков Древнего Израиля. По преданию, он был уроженцем галаадского селения Фесвы и происходил из рода Ааарона. Любовь его к Господу и верность Ему были безграничны. И поэтому всё, что он просил у Бога, ему давалось. Но он никогда и ничего не просил лично для себя. Когда Илия пришёл в зрелый возраст, он объявил настоящую войну Ваалу. К этому моменту царице Иезавели удалось расправиться со всеми поборниками Бога Израилева, так что Илии пришлось выступить в одиночку против царицы и царя, против жрецов Ваала и соблазнённого ими народа.

Встретив однажды Ахава, Илия сказал ему: «Жив Господь Бог Израилев, перед Которым я стою! В ближайшие годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову…» После этого он удалился к потоку Хорафа и поселился там. Вороны приносили ему хлеб с мясом каждое утро и вечер, а из потока он пил. Однако дождей не было, и вскоре поток пересох. Тогда Илия отправился в Сарепту Сидонскую. У ворот этого города он встретил бедную вдову и попросил у неё хлеба. Но был уже сильный голод, и вдова отвечала: «У меня ничего нет, кроме горсти муки в кадке и небольшого количества масла в кувшине. Сейчас я наберу дров, испеку хлеб для себя и для моего сына, а когда он кончится, мы умрём от голода». Илия сказал: «Не бойся, этого не будет, ибо сказал Господь Бог Израилев: „Мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, пока Господь не даст дождь на землю“». Так в действительности и было: вдова пекла хлеб, ела его вместе с Илией и своим сыном, между тем мука в кадке не истощалась и масло в кувшине не убывало. Какое‑то время спустя сын той женщины заболел и умер. Она стала сетовать на свою судьбу и говорила Илии: «Божий человек! Ты пришёл ко мне напомнить о моих грехах». Илия взял тело мальчика, отнёс его в свою горницу и стал молиться Господу. Бог услышал его голос, возвратил душу мальчика в тело, и тот ожил. Так Илия тайно жил в Сарепте, в то время когда слуги царя безуспешно искали его по всему Израилю и даже среди соседних народов.

Но вот однажды Господь сказал Илии: «Пойди, покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю». Илия вышел из своего убежища и бесстрашно предстал перед глазами Ахава. Царь спросил: «Ты ли это, смущающий Израиля?» Илия отвечал ему: «Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идёте вслед Ваалу; теперь пошли и собери ко мне со всего Израиля на гору Кармил четыреста пятьдесят пророков Вааловых, питающихся от стола Иезавели». Ахав послал ко всем сынам Израилевым и собрал всех пророков на гору Кармил. Илия вышел к народу и сказал: «Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте». Но народ молчал, выжидая, что будет дальше. Илия продолжал: «Я един остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца, возложу его на дрова, а огня не подложу. Они будут призывать своего бога, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, и есть Бог истинный».

Израильтяне согласились и отвечали: «Хорошо, пусть будет так». Жрецы Ваала взяли тельца, который был им дан, приготовили его для жертвоприношения и начали призывать Ваала. С утра до полудня они возглашали: «Ваал, услышь нас!» Но не было им ни голоса, ни ответа. В полдень Илия стал смеяться над ними, говоря: «Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем‑либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснётся!» Миновал полдень, наступил вечер. Жрецы Ваала выбились из сил, но по‑прежнему им не было ни голоса, ни ответа. Когда установленное время прошло, Илия сказал: «Теперь отойдите, чтоб и я совершил моё жертвоприношение». Они отошли и умолкли. Илия взял двенадцать камней по числу колен Израилевых, построил из них жертвенник во имя Господа, сделал вокруг жертвенника ров, положил на жертвенник дрова, а поверх них – рассечённого тельца. Потом велел: «Наполните четыре ведра водой и вылейте её на жертву и дрова».

Когда это повеление было исполнено, Илия велел сделать то же во второй и в третий раз. Вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водой. После этого Илия обратил свой взгляд на небо и сказал: «Услышь меня, Господи! Да познают эти люди, что Ты один Бог в Израиле и что я раб Твой и сделал всё по Твоему слову. Да познает этот народ, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе». В тот же миг упал с неба огонь, пожрал жертву, дрова, камни и прах и поглотил воду, которая была во рве. Увидев это, народ пал на землю и стал восклицать: «Есть Бог, Господь есть Бог!» Илия велел им: «Схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся». Народ сейчас же перехватал пророков. Илия отвёл их к потоку Киссону и всех заколол там мечом. Потом он сказал Ахаву: «Иди, ешь и пей, ибо слышен уже шум дождя». И действительно, вскоре небо сделалось мрачно от туч и от ветра и пошёл сильный дождь.

Ахав не посмел ничего сделать с Илией, но когда жена его Иезавель узнала, что Илия убил мечом всех пророков Ваала, она послала сказать ему: «Если ты Илия, а я Иезавель, то пусть то и то сделают мне боги, и ещё больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с тобой того, что ты сделал с каждым из пророков». Илия устрашился и, чтобы спасти свою жизнь, ушёл в пустыню на день пути. Там он сел под можжевёловым кустом и стал просить у Господа смерти. Потом он лёг и заснул. Тут явился к нему ангел и сказал: «Встань, ешь и пей». Илия проснулся и увидел у своего изголовья печёную лепёшку и кувшин воды. Он поел и опять заснул, а наутро со свежими силами двинулся в путь к горе Синай, которая лежала в сорока днях пути. Там он вошёл в пещеру и ночевал в ней.

И было к Илии слово Господне, и сказал ему Господь: «Зачем ты здесь, Илия?» Он отвечал: «Возревновал я, о Господи, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили твои жертвенники, а пророков твоих убили мечом. Я последний остался в живых, но и моей души ищут, чтобы отнять её». Господь велел ему: «Выйди и встань на горе, и Господь пройдёт перед тобой. И будет большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы перед Господом, но не в этом ветре Господь. После ветра будет землетрясение, но не в землетрясении Господь. После землетрясения – огонь, но не в огне Господь. Потом будет веяние тихого ветра. В этом ветре – Господь!»

Илия сделал так, как ему было велено: встал у входа в пещеру и закрыл лицо плащом. И сказал ему Господь: «Пойди обратно своей дорогой через пустыню, и когда придёшь, помажь Ииуя, сына Намессиина в цари над Израилем, а Елисея, сына Сафатова из Авел‑Мехолы, помажь в пророки вместо себя. Кто спасётся от меча Ииуева, того умертвит Елисей. И не сокрушайся так! Не все сыны Израилевы позабыли Меня и предались Ваалу. Я оставил между израильтянами семь тысяч мужей, которые не преклоняли колена перед Ваалом и не целовали его идолов». Эти слова утешили Илию.

После смерти Ахава стал царствовать его сын Охозия (852–851 гг. до Р. Х.). Так же как его мать и отец, он служил Ваалу и сильно прогневил Господа. Однажды, прогуливаясь по крыше своего дома, он оступился, упал через решётку и занемог. Когда болезнь его усилилась, царь велел своим слугам: «Пойдите в Аскалон и спросите у тамошнего бога Веельзевула: выздоровею я от болезни или нет?» Послы отправились в путь и встретили по дороге пророка Илию. Илия спросил их: «Разве нет Бога в Израиле, что вы идёте вопрошать Веельзевула, божество Аскалонское? За это так говорит Господь Охозии, царю израильскому: „С постели, на которую ты лёг, не сойдёшь с неё, но умрёшь“». Царские слуги, повернув назад, возвратились в Самарию. Охозия спросил их: «Что это вы возвратились?» Они отвечали: «По дороге к нам попался человек Божий; он предрёк, что ты не сойдёшь с постели, на которую ты лёг, но умрёшь на ней». Царь спросил: «Как выглядел тот человек?» Послы сказали: «Он весь зарос волосами и перепоясан кожаным поясом». Охозия воскликнул: «Это Илия Фесвитянин! Пойдите и приведите его ко мне!»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: