ИСХОД И ОБРЕТЕНИЕ ОБЕТОВАННОЙ ЗЕМЛИ 7 глава




И вот вышел из Самарии пятидесятник с пятьюдесятью солдатами и пошёл к той горе, где сидел Илия. Пятидесятник поднялся наверх и сказал пророку. «Человек Божий! Царь требует тебя к себе. Сойди с горы!» – «Если я человек Божий, – отвечал Илия, – то пусть сойдёт огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток!» И тотчас с неба упал огонь и спалил того пятидесятника со всеми его людьми. Тогда Охозия послал другого пятидесятника с пятьюдесятью солдатами. Тот поднялся на гору и стал говорить Илии: «Человек Божий! Царь зовёт тебя. Сойди скорее!» Илия сказал: «Если я человек Божий, то пусть сойдёт огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток!» И вновь упал с неба огонь по слову его и спалил пятидесятника с его людьми. Охозия в третий раз отправил за пророком пятидесятника с его солдатами. Тот поднялся на гору, упал перед Илией на колени и стал умолять его: «Человек Божий! Не губи душу мою и души этих пятидесяти несчастных, которых ты видишь перед собой! Наш больной царь хочет видеть тебя. Будь милостив и исполни его пожелание». Илия встал и пошёл вслед за пятидесятником к Охозии. Явившись к нему, он сказал: «Так говорит Господь: „За то, что ты послал послов вопрошать Веельзевула, божество Аскалонское, как будто в Израиле нет Бога, ты умрёшь от болезни своей и с постели, на которую ты слёг, не встанешь!“». После этого Илия ушёл из дворца, а царь короткое время спустя скончался.

Однажды Илия и его ученик Елисей шли по дороге из Галгала. В это время Господь внушил Илии, что он будет сегодня вознесён в огненном вихре на небо. Илия сказал Елисею: «Останься здесь, так как Господь посылает меня в Вефиль». Но Елисей отвечал: «Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя». И пришли они в Вефиль. Илия сказал: «Елисей, останься здесь, так как Господь посылает меня в Иерихон». Однако Елисей опять отвечал: «Жив Господь и жива душа твоя! Не оставлю тебя». И пришли они в Иерихон. Тут Илия в третий раз сказал: «Останься здесь, так как Господь посылает меня к Иордану». Но Елисей опять отказался покинуть его. Они вместе подошли к Иордану. Илия снял свой плащ, свернул и ударил им по воде. Вода расступилась в обе стороны, и они перешли реку посуху. Илия обратился к Елисею и велел: «Проси, что сделать для тебя, прежде чем я буду взят от тебя». Елисей сказал: «Дух Господень, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия отвечал: «Трудного ты просишь. Но если увидишь, как я буду взят от тебя на небо, то будет по‑твоему, а если не увидишь, то не будет».

Когда они шли и разговаривали так дорогой, вдруг явились огненные кони, запряжённые в огненную колесницу, и разлучили их. Илия понёсся в вихре на небе, а Елисей смотрел ему вслед и приговаривал: «Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» После того как пророк скрылся из глаз, Елисей поднял плащ Илии, упавший с него, подошёл к Иордану и ударил им по воде. Вода расступилась в обе стороны, и он перешёл по дну на другой берег. Так все узнали, что дух Господень, который был прежде в Илии, теперь пребывает на Елисее.

 

Иезавель

 

У одного израильского крестьянина по имени Навуфей был в Изрееле виноградник рядом с дворцом царя Ахава. Ахав сказал Навуфею: «Отдай мне свой виноградник, я сделаю из него овощной сад, так как он близок к моему дому. Вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если тебе угодно, дам серебра, сколько он стоит». Но Навуфей отвечал Ахаву: «Эту землю получили ещё мои деды и прадеды, которые завещали передать её внукам и правнукам. Сохрани меня Господь от того, чтобы я отдал тебе наследство моих отцов!» Ахав вернулся домой встревоженный и огорчённый этим отказом. В смущении он лёг в постель, закрыл лицо и не ел хлеба. Его жена Иезавель пришла к нему и спросила: «Отчего ты так встревожился, что даже не ешь своего хлеба?» Ахав сказал: «Сегодня я стал говорить Навуфею, крестьянину: „Отдай мне виноградник твой за серебро, или, если захочешь, я дам тебе другой виноградник вместо твоего“. Но он наотрез отказался выполнить мою волю. И вот, я никак не могу успокоиться – так велико моё желание завладеть этой землёй!» Иезавель отвечала на это: «Даже смешно слышать, как нелепо ты себя ведёшь! Что за царство было бы у тебя в Израиле, если бы ты так поступал? Итак, встань, ешь твой хлеб и будь спокоен – я доставлю тебе виноградник Навуфея».

В тот же день царица написала от имени Ахава письма к израильским старейшинам и запечатала их царской печатью. В письмах она наказала: «Найдите двух негодных людей, которые могли бы свидетельствовать против Навуфея, крестьянина, и сделайте так: посадите Навуфея на первое место в народе против двух лжесвидетелей, и пусть те скажут: „Навуфей поносил царя и хулил Бога последними словами“. И пусть поклянутся они в этом. Затем приговорите Навуфея к смерти и побейте его камнями». Старейшины сделали всё, как им было велено, думая, что выполняют волю царя. И побили Навуфея камнями за городом, и он умер, невинный и оклеветанный. Когда Иезавели сообщили об этом, она сказала Ахаву: «Встань, возьми во владение виноградник Навуфея, ибо сам он умер». Ахав так и поступил. И вот, в то время когда он уже считал виноградник своим, Илия предстал перед царём и сказал грозно: «Так говорит Господь: „За оскорбление, которым ты раздражил Меня и ввёл Израиль в грех, Я наведу на тебя беды, поражу и истреблю весь твой дом. Кто умрёт у Ахава в городе, того съедят псы, а кто умрёт на поле, того растерзают птицы небесные. На том месте, где псы лизали кровь Навуфея, будут лизать псы кровь Ахава, а Иезавель они пожрут за стеною Изрееля!“» Выслушав пророка, Ахав разодрал свои одежды и вернулся во дворец, сильно смущённый и напуганный.

Пророчество Илии исполнилось много лет спустя, в годы правления сына Ахава Иорама (852–841 гг. до Р. Х.). В 841 г. до Р. Х. Иорама убил его военачальник Ииуй. После этого Ииуй прибыл в Изреель, где все приветствовали его как царя. Иезавель, узнав о перевороте, нарумянилась, украсила голову и встала у окна. Когда Ииуй вошёл в ворота, она сказала: «Мир ли убийце своего государя?» Ииуй, взглянув вверх, приказал: «Выбросьте её из окна!» Слуги схватили царицу и бросили вниз на камни. Иезавель разбилась, и кровь её была на стене и на конях. Ииуй пришёл в дом, пил и ел, а потом сказал: «Отыщите эту проклятую и похороните, ведь она была царская дочь». Рабы отправились хоронить Иезавель и обнаружили, что тело царицы уже пожрано псами и не осталось от него ничего, кроме черепа, ног и кистей рук.

 

Елисей

 

Когда Илия возвращался от горы Синай, он встретил Елисея, сына Сафатова, который как раз пахал своё поле. Проходя мимо, Илия набросил на него свой плащ (это было знаком того, что юноша призывается на пророческое служение). Елисей оставил волов, побежал за ним и сказал: «Позволь мне поцеловать своего отца и свою мать, а потом я пойду за тобой». Илия отвечал: «Пойди и приходи назад». Елисей, отойдя, заколол своих волов, изжарил их мясо и раздал людям, чтобы они ели. А сам пошёл за Илией и стал служить ему.

После вознесения Илии Елисей стал самым знаменитым пророком в Израиле и успел свершить до своей смерти много чудес. Возвращаясь от Иордана, где он стал свидетелем выше описанного чуда, Елисей пришёл в Иерихон и оставался там некоторое время. Жители города собрались к Елисею и сказали: «Господин! Видишь сам, как прекрасно положение нашего города, но нет у нас хорошей воды». Елисей велел: «Дайте мне новую чашу и положите туда соли». Ему дали то, что он требовал. Елисей подошёл к источнику, бросил туда соль и сказал: «Так говорит Господь: „Я сделал эту воду здоровою. Впредь не будет от неё ни смерти, ни бесплодия!“». И вода сразу стала здоровой.

Из Иерихона Елисей отправился в Вефиль. Когда он шёл по дороге, его увидел и малые дети и стали смеяться над ним: «Иди, иди, плешивый!» Елисей оглянулся на них и проклял именем Господним. Спустя недолгое время из леса вышли две медведицы и растерзали из них сорок два ребёнка. А Елисей продолжал путь и пришёл в Самарию.

Однажды к Елисею пришла бедная вдова, плакала и говорила: «Муж мой умер, задолжав много денег. Теперь пришёл тот, кто отпускал ему деньги в долг, и хочет сделать моих детей своими рабами». Елисей спросил: «Скажи мне, что есть у тебя в доме?» Она сказала: «Нет у меня ничего, кроме сосуда с елеем». Елисей велел: «Пойди, попроси себе посуды на стороне у всех твоих соседей, набери побольше пустых горшков, запри двери твоего дома и наливай в эти горшки елей из твоего сосуда». Женщина пошла от него, заперла дверь, как он велел, и начала разливать елей. Сыновья подавали ей пустые горшки, а она наполняла их елеем из своего сосуда, но он всё не опорожнялся. Когда все горшки оказались наполненными, она сказала сыну: «Подай мне ещё сосуд». Но тот отвечал: «Нет больше сосудов». После этого масло перестало прибывать. Женщина пошла на базар, продала весь елей, дарованный ей Господом, и легко расплатилась с долгами.

В городе Сонаме жила одна богатая добродетельная женщина. Она глубоко преклонялась перед пророком Елисеем, часто приглашала его к себе и кормила хлебом. Однажды она сказала своему мужу: «Ты знаешь, что человек Божий, который иногда гостит у меня, святой. Позволь мне устроить для него небольшую комнату в нашем доме. Пусть там будет для него постель, стол, седалище и светильник». Муж согласился, и она устроила всё так, как говорила. Когда Елисей приходил в Сонам, он останавливался в этой комнате и жил там. Однажды он велел своему слуге Гиезию: «Позови эту сонамитянку». Женщина пришла, и пророк спросил у неё: «Как мне отблагодарить тебя за твою доброту? Хочешь, я поговорю о тебе с царём или военачальником?» Она отвечала: «Нет, мне ничего не надо». Елисей не удовлетворился её словами и опять спросил: «Что же всё‑таки сделать для тебя?» Женщина молчала, а Гиезий сказал за неё: «Да вот, нет у неё сына, а муж её стар». – «Хорошо! – промолвил Елисей, – через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына». – «Господин мой, – воскликнула сонамитянка, – не обманывай рабы своей!» Женщина не поверила пророку, однако всё случилось так, как он предсказал – через год у неё родился сын, и она была очень счастлива своим нежданным материнством.

Прошло несколько лет. Сын сонамитянки вырос. Однажды она послала его на поле, где отец его присматривал за жнецами. Мальчик пришёл к отцу и стал жаловаться на то, что у него сильно болит голова. Отец встревожился и велел отнести его обратно домой, к матери. Женщина посадила ребёнка к себе на колени и старалась утешить его, но тот некоторое время спустя умер. Несчастная мать вошла в комнату Елисея, положила тело мальчика на его постель и заперла дверь. Потом она оседлала ослицу и отправилась к пророку, который находился в то время на горе Кармил. Елисей заметил её издали и сказал своему слуге Гиезию: «Эта та самая сонамитянка, которая всегда привечала нас. Побеги к ней навстречу, расспроси и узнай, здоров ли её ребёнок». Женщина отвечала: «Всё хорошо». Когда же она приблизилась к Елисею, то упала перед ним на колени и обхватила его ноги. Гиезий захотел отвести её, но Елисей сказал: «Оставь! Её душа огорчена, а Бог скрыл от меня причину её печали». Женщина воскликнула: «Господин мой, разве я просила у тебя сына? Разве я не говорила тебе: „Не обманывай меня“?».

Елисей понял, что случилось, и приказал Гиезию: «Возьми мой жезл, ступай в Сонам и положи его на лицо ребёнка!» Слуга тотчас двинулся в путь, а пророк и сонамитянка отправились следом. Гиезий положил жезл на лицо умершего. Но не было ни голоса, ни ответа. Он вышел навстречу хозяину и сказал: «Не пробуждается ребёнок!» Елисей сам вошёл в комнату, запер за собой дверь и стал молиться Господу. Потом он поднялся и лёг над ребёнком, приложив свои губы к его губам, свои глаза к его глазам, а свои ладони к его ладоням, и стал согревать тело. Прошло много времени; вдруг ребёнок чихнул и открыл свои глаза. Елисей, кликнув слугу, велел ему: «Позови мать ребёнка!» А когда сонамитянка прибежала, сказал: «Возьми своего сына!» Она упала перед пророком и поклонилась ему до земли, а потом схватила сына и стала целовать его. Елисей же отправился в Галгал.

Однажды случился сильный голод. Ученики пророков пришли к Елисею, и он велел слуге: «Поставь большой котёл и свари похлёбку». Один из них отправился в поле собирать овощи, и нашёл какое‑то дикое вьющееся растение со множеством плодов. Человек тот не знал, что растение ядовитое, обобрал с него все плоды, пришёл и накрошил их в варево. Ученики, которые принялись хлебать похлёбку, отравились. Они подняли крик и говорили: «Смерть в котле, человек Божий!» Елисей приказал: «Подайте муки!» Он всыпал её в котёл и сказал Гиезию: «Наливай людям, пусть едят». Те поели и оправились от своей болезни.

В другой раз кто‑то пришёл к Елисею и принёс ему двадцать ячменных хлебцев и сырое зерно в шелухе. Пророк сказал слуге: «Отдай людям, пускай едят». Гиезий, удивившись, спросил: «Разве это еда для ста человек?» – «Делай, что тебе велено, – промолвил пророк, – ибо так говорит Господь: „Насытятся, и останется!“». Гиезий отнёс еду ученикам. Они ели и насытились, и ещё осталось, по слову Господню.

У сирийского царя был военачальник по имени Нееман – отличный воин и уважаемый человек, но больной проказой. Однажды царь узнал, что в Израиле есть пророк, который снимает проказу, и сказал Нееману: «Поезжай в Израиль, а я пошлю письмо к Иораму, царю Израильскому, чтобы он помог тебе». Нееман, прибыв в Самарию, вручил Иораму письмо, в котором говорилось: «Посылаю к тебе слугу моего, чтобы ты снял с него проказу». Иорам прочитал письмо, разодрал свои одежды и сказал: «Разве я Бог оживляющий и умерщвляющий? Что он посылает ко мне больных лечиться от проказы? Знайте же всё, что мой отказ он использует как повод к войне и нападению на моё царство».

Когда Елисей услышал об этом, то послал сказать царю: «Для чего ты разодрал свои одежды? Пусть Нееман придёт ко мне и узнает, что есть пророк в Израиле». По слову его Нееман приехал к Елисею на колеснице и остановился у входа в его дом. Пророк выслал к нему слугу и передал через него: «Пойди, омойся семь раз в Иордане. Тогда обновится твоё тело, и будешь здоров». Нееман разгневался и сказал: «Я думал, что он выйдет и призовёт имя Господа Бога своего, возложит руку на больное место и снимет проказу. А он отправил меня совершать омовения. Разве сирийские реки не лучше Иордана? Для чего мне купаться в еврейской реке?» Он уже хотел отправиться обратно в свою страну, но слуги стали уговаривать его: «Если бы пророк сказал тебе что‑нибудь важное, разве ты не сделал бы этого? Что такого, если омоешься ты в реке?» Нееман послушал их и окунулся семь раз в Иордан по слову Елисея. Тело его тотчас обновилось, и он совершенно излечился от своей болезни.

В безмерной радости Нееман возвратился к Елисею и сказал: «Ныне я узнал, что нет на всей земле Бога, кроме как у Израиля. Прими у меня дары в знак благодарности за то, что ты оздоровил моё тело». Но Елисей отказался от подарков, сказав, что не в его обычае брать дары от тех, кому он помог. Нееман отправился обратно в Дамаск, а слуга Елисея Гиезий заметил про себя: «Вот, господин мой отказался взять дары из рук Неемана; побегу за ним и возьму что‑нибудь для себя». Он погнался за Нееманом и сказал: «Господин мой передумал и просит у тебя талант серебра». Нееман отвечал: «Возьми, пожалуй, хоть два таланта». Гиезий взял серебро и спрятал в своём доме, но не смог утаить этого от своего господина. Елисей сказал ему: «За жадность твою пусть пристанет проказа Нееманова к тебе и потомству твоему навек». В тот же миг Гиезий покрылся проказой и стал белым как снег.

Однажды Елисей с учениками своими валил деревья на берегу Иордана. Тут один из учеников уронил в реку топор. Он закричал и сказал: «Ах, господин! Ведь этот топор не мой, я взял его лишь на один день у моих знакомых. Что мне теперь делать?» Елисей спросил: «Где он упал?» Тот указал место. Елисей отрубил кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор. Пророк велел: «Возьми себе». Тот протянул свою руку и взял его.

Царь сирийский задумал напасть на Израиль и решил устроить засаду против тамошнего царя Иорама. Елисей, прозрев его замыслы, послал сказать Иораму: «Не отправляйся завтра в то место, в которое ты собирался отправиться, ибо там сидят в засаде сирийцы». Царь послал своих людей вперёд, и те захватили вражеский отряд. Когда сирийский царь узнал о случившемся, он, созвав своих ближайших рабов, объявил им: «Кто‑то из моих людей находится в сношении с израильским царём! Иначе как бы он узнал о том, о чём знали лишь я да вы?» Однако один из его слуг возразил: «Никто, господин мой, не раскрывал израильтянам твоих секретов. Но знай, что есть у израильского царя один великий пророк Божий по имени Елисей. Ему открыты все твои секреты, и он пересказывает царю израильскому даже те тайные слова, что ты говоришь в своей спальной комнате».

Сирийский царь рассердился и приказал: «Узнайте, где находится этот Елисей! Я пошлю туда свои войска и колесницы!» Вскоре сирийцы проведали, что Елисей находится неподалёку, в одном приграничном городе. Они выступили в поход и окружили этот город со всех сторон. Утром слуга прибежал к Елисею и сказал ему: «Увы, господин мой! Сирийцы вокруг города! Что нам теперь делать?» Пророк отвечал ему: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними». Слуга не понял, о чём он говорит. Тогда Елисей обратился к Богу и попросил: «Господи! Открой ему глаза, чтоб он увидел». Господь открыл слуге глаза, и он увидел, что вся гора вокруг Елисея наполнена огненными конями и колесницами.

Когда сирийцы попытались ворваться в город, пророк, воззвав к Господу, промолвил: «Боже Всемогущий! Порази их слепотой». Тотчас все враги лишились зрения. Елисей вышел к ним и сказал: «Это не та дорога и не тот город, которые вы искали. Ступайте за мной, я провожу вас к тому человеку, что вам нужен». Они послушно двинулись за ним, а Елисей привёл их в Самарию и воскликнул: «Господи! Открой им глаза, чтобы они видели». К сирийцам вернулось зрение, и они вдруг узнали, что находятся посреди вражеской столицы. Иорам, царь израильский, спросил: «Не перебить ли их всех?» – «Разве твоим мечом и твоим луком пленены эти люди, чтобы ты мог убить их? – возразил Елисей. – Дай им хлеба и воды. Пусть едят, пьют и отправляются к своему государю». Сирийцев угостили обедом и отпустили.

Сирийский царь Бен‑Хадад II был сильно уязвлён тем, как Елисей унизил его солдат. Он собрал все свои войска, вторгся в Израиль и осадил Самарию. Вскоре в городе начался такой сильный голод, что ослиная голова продавалась за восемьдесят сиклей серебра. Однажды Иорам, царь израильский, проходил по стенам города. Тут бросилась к нему женщина и стала умолять о помощи. Иорам отвечал: «Если не помог тебе Господь, то чем я помогу тебе?» Женщина сказала ему: «Я живу в одном доме с другой женщиной. У каждой из нас был свой сын. Моя товарка предложила мне: „Отдай своего сына. Мы его сварим и съедим. А завтра съедим моего сына“. Я согласилась. Мы сварили моего сына и съели его. На другой день я говорю ей: „Отдай теперь своего сына, чтобы мы могли съесть его“. Но она спрятала своего ребёнка и не отдаёт!»

Царь пришёл в ужас от этого рассказа, разодрал свои одежды и сказал: «Пусть то и то сделает мне Бог, и ещё больше сделает, если я сегодня же не отрублю голову Елисею, сыну Сафатову!» Он послал своего палача в дом пророка, а сам пошёл следом вместе с одним из своих сановников. Елисей сидел у себя дома вместе с несколькими старцами. Увидев палача, он сказал им: «Смотрите, что придумал этот сын убийцы: послал человека снять с меня голову! Когда он войдёт, прижмите его дверью!» Те так и поступили. Короткое время спустя вошёл царь, опираясь на руку сановника. Елисей обратился к нему и сказал: «Послушайте слово Господне: „Завтра в это время мера лучшей муки и две меры ячменя будут продаваться у ворот Самарии всего по сиклю“». Сановник, который был вместе с царём, возразил: «Если бы даже Господь открыл окна на небе, и тогда подобного не случится!» – «Ты увидишь это своими глазами, – отвечал ему Елисей, – однако попробовать не сможешь».

На этом они расстались. Той же ночью четверо прокажённых решили промеж собой: «Что мы сидим в городе и ждём смерти? Пойдём лучше в стан сирийский!» Так и поступили. В сумерках они добрались до вражеского лагеря и узнали, что здесь нет ни одного человека. Незадолго до этого сирийцы услышали стук колесниц и стали говорить друг другу: «Кто это приближается к нам? Не иначе царь израильский нанял против нас хеттов и египтян!» В стане началась паника. Побросав всё своё имущество, все шатры, всех коней и ослов, сирийцы ударились в бегство. Прокажённые понабрали себе золота и серебра, наелись и напились досыта, а утром побежали в Самарию и сообщили о том, что видели. Народ устремился в лагерь и разграбил его. Было захвачено так много всяких припасов, что мера лучшей муки продавалась у ворот Самарии всего по сиклю. Но тот сановник, который приходил к Елисею вместе с царём, не успел ничего съесть из захваченной добычи. В ту минуту, когда народ выбегал из города, он оказался в воротах. Толпа сбила его с ног и растоптала.

Войны с сирийцами возобновились только много лет спустя при царе Иоасе (798–782 гг. до Р. Х.). Тяжело больной Елисей доживал тогда свои последние дни. Иоас пришёл к нему в дом, плакал над ним и говорил: «Отец мой! Отец мой! Колесница Израиля и конница его!» Умирающий Елисей велел ему: «Возьми лук и стрелы». Царь повиновался. Пророк наложил вместе с ним руки на лук, а потом приказал: «Отворите окно на восток». Окно открыли, и он выстрелил. «Эта стрела избавления от Господа, – объяснил пророк, – и стрела избавления против Сирии». И в другой раз велел Елисей Иоасу: «Возьми стрелы и бей ими по земле!» Иоас ударил три раза и остановился. Пророк с гневом сказал ему: «Надо было бить пять раз или шесть! Тогда бы ты совершенно разбил сирийцев, а теперь ты одержишь над ними всего лишь три победы!» После этого Елисей умер и был похоронен среди своего народа. А Иоас, по слову пророка, трижды одержал над сирийцами славные победы и вернул многие из тех городов израильских, которые были утеряны при его предшественниках.

 

Ииуй

 

В 841 г. до Р. Х. Иорам, царь израильский, и Охозия, царь иудейский, выступили к Рамофу Галаадскому и воевали против сирийского царя Хазаэла. Иорам был ранен в бою и поехал лечиться в Изрееле. Охозия также находился в том городе вместе с ним.

Елисей услышал об отъезде царя, позвал к себе одного из своих учеников и велел ему: «Возьми у меня сосуд с елеем, пойди в Рамоф Галаадский, отыщи там военачальника Ииуя, сына Намессиина, и помажь его в цари над Израилем». Юноша отправился в Рамоф Галаадский и явился в израильский лагерь. Военачальники как раз сидели на военном совете. Ученик Елисея отозвал Ииуя и сказал: «У меня дело до тебя, военачальник!» Тот вошёл вместе с ним в дом, а юноша вылил ему на голову елей из кувшина и провозгласил: «Так говорит Господь Бог Израилев: „Помазую тебя в цари над народом Господним, над Израилем, и ты истребишь дом Ахава, чтобы отомстить за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели!“». После этого он бросился вон и убежал.

Ииуй, вернувшись к остальным военачальникам, сначала не хотел ничего им рассказывать. Однако они стали спрашивать его и допытываться: «Зачем приходил к тебе этот юноша из сынов пророческих?» Ииуй отвечал: «Он сказал мне от имени Господа: „Помазую тебя в цари над Израилем!“». Услышав это, военачальники тотчас поклонились ему как своему государю, а потом созвали солдат и объявили им: «Воцарился Ииуй!»

Ииуй сел на коня и поехал в Изреель, где лечился раненый царь Иорам. Вместе с ним отправилось большое чисто воинов. Сторож, который стоял на городской башне, доложил царю: «Вижу полчище, приближающееся к городу!» Иорам приказал: «Отправьте всадника к ним навстречу. Пусть узнает, кто это». Всадник подъехал к Ииую и спросил: «С миром ты пришёл или нет?» – «Что тебе до мира? – отвечал Ииуй. – Поезжай вслед за мной». Сторож донёс царю: «Всадник доехал до них, но обратно не возвращается!» Иорам послал другого всадника. Он подъехал к Ииую и спросил: «С миром ли ты явился к нам?» – «Что тебе до мира, – отвечал Ииуй. – Ступай вслед за мной». Сторож опять донёс царю: «Доехал до них, и не возвращается, а походка у предводителя их, как у Ииуя, сына Намессиина».

Иорам велел своим слугам: «Запрягайте коней!» Он взошёл на колесницу и выехал из ворот города. Охозия, царь иудейский, тоже взошёл в свою колесницу и отправился следом. Так они ехали навстречу друг другу и встретились на поле, которое принадлежало раньше Навуфею Изреелитянину, умерщвлённому по приказу Иезавели. Иорам спросил: «С миром ли ты прибыл к нам, Ииуй?» – «Какой может быть мир при твоей матери Иезавели?» – отвечал тот грубо. Иорам понял, что военачальник настроен очень враждебно. Он крикнул иудейскому царю: «Измена, Охозия!», развернул свою колесницу и устремился прочь. Ииуй, натянув лук, пустил ему вслед стрелу. Она вонзилась между плеч израильского царя, прошла насквозь через его сердце и поразила того насмерть. Ииуй велел своим людям: «Возьмите его и бросьте на участок поля Навуфея». Тем временем иудейский царь Охозия успел скрыться, но был также ранен стрелой. Добравшись до Мегиддо, он умер.

У царя Ахава было семьдесят сыновей в Самарии. Ииуй отправил в столицу письмо, адресованное старейшинам и воспитателям детей Ахавовых: «Так как у вас есть сыновья господина вашего, а также колесницы, кони, оружие и укреплённый город, то выберите лучшего и достойнейшего из сыновей Ахава, посадите его на престол и воюйте за дом своего государя». Жители столицы испугались. Они говорили: «Вот, два царя не устояли перед Ииуем. Как же мы устоим перед ним?» Начальствующий над царским домом, градоначальник, старейшины и воспитатели отправили сказать Ииую: «Мы рабы твои и никого не собираемся ставить в цари. Что угодно тебе, то и делай». Тогда Ииуй отправил им новое письмо: «Если вы мои и повинуетесь моему слову, то возьмите головы сыновей Ахава и придите ко мне завтра в это время в Изреель». Старейшины, воспитатели и начальники так и поступили: они закололи всех сыновей Ахава, сложили их головы в корзины и послали к Ииую в Изреель. Тут их разделили на две груды и сложили возле городских ворот. Вслед за тем Ииуй умертвил в Изрееле всех родственников Ахава, всех его вельмож, всех его близких и священников. Отсюда он отправился в Самарию и здесь довершил избиение близких Ахава, так что совершенно извёл и истребил этот род.

В столице Ииуй собрал народ и сказал: «Ахав мало служил Ваалу; Ииуй будет служить ему более. Созовите ко мне всех пророков Ваала, всех служителей его и всех священников, чтобы никто не был в отсутствии, потому что у меня будет великая жертва Ваалу. А всякий, кто не явится, тот умрёт». Вскоре явились в Самарию все служители Ваала, так что не осталось никого, кто бы не пришёл. Они вошли в храм своего бога и стали приносить жертвы. Между тем царь вышел вон и приказал своим людям: «Идите бейте их, чтобы ни один не ушёл». Те бросились внутрь и перебили всех жрецов и служителей Ваала до последнего человека, разбили всех идолов, а сам храм сожгли. Так царь Ииуй (841–814 гг. до Р. Х.) покончил с культом Ваала. Однако он не отступился от прежних грехов Иеровоама: поклонение золотым тельцам в Вефиле и Дане продолжалось во все дни его царства.

 

Иоас

 

Матерью иудейского царя Охозии, который погиб вместе с Иорамом, была Гофолия – дочь израильского царя Ахава. Узнав, что её сын умер, она велела перебить всех его сыновей – своих внуков. Спастись удалось только маленькому Иоасу – его уберегла от смерти его тётка Иосавеф, сестра Охозии. Когда слуги Гофолии истребляли царских сыновей, она тайком увела его вместе с кормилицей в постельную комнату. В течение шести лет, пока власть находилась в руках Гофолии (841–835 гг. до Р. Х.), малыша тщательно скрывали. В седьмой год первосвященник Иодай, муж царевны Иосавеф, взял сотников из телохранителей, привёл их в храм и показал им юного царевича. Все они тотчас согласились служить ему. Первосвященник раздал воинам мечи и копья. Потом он вывел Иоаса к народу и возложил на него царский венец. Все вокруг рукоплескали и кричали: «Да живёт царь!» Гофолия услышала голос народа, отправилась в храм и тут увидела Иоаса в царском облачении. Она разодрала свои одежды и стала кричать: «Заговор! Заговор!» Но никто её больше не слушал. Иодай велел вывести злодейку из храма и убить. Народ бросился крушить жертвенники и идолы Ваала. Убили также жреца этого бога Матфана.

Пока Иоас (835–796 гг. до Р. Х.) был молод и находился под опекой Иодая, он всемерно почитал Господа и во всём поступал по Его законам. Но когда первосвященник умер, царь, как и многие из его предшественников, уклонился в идолопоклонство. Тогда сошёл Дух Божий на Захарию, сына Иодая. Он стал на возвышении перед народом и сказал: «Так говорит Господь: „Для чего вы преступаете повеления Господни? Не будет успеха вам. И как вы оставили Господа, так и Он оставит вас!“». Иоас разгневался на Захарию, приказал свести его вниз и побить камнями. После этого преступления Господь предал иудеев в руки сирийцев. Те подступили к Иерусалиму и истребили здесь множество народа. Чтобы откупиться от врага, Иоас собрал всё золото, какое смог найти в храме и во дворце, и отослал его сирийскому царю. Таким образом он избёг неминуемого поражения, но вскоре после ухода врагов против Иоаса сложился заговор. Заговорщики проникли в опочивальню царя и убили его прямо в постели.

 

Амос

 

После смерти Иоаса в Израиле воцарился его сын Иеровоам II (793–753 гг. до Р. Х.). Подобно своему тёзке Иеровоаму I, он часто делал неугодное в глазах Господа: почитал идолов и предавался различным иностранным привычкам. Следствием этого стали неисчислимые бедствия, которые он причинил своему государству. Именно тогда Господь отвернулся от народа израильского и стал одного за другим посылать к нему Своих пророков с грозными предзнаменованиями о грядущих бедах. Одним из первых был пророк Амос. Около 760 г. до Р. Х. он отправился в Вефиль, где находилось высокочтимое святилище Яхве, и начал здесь свои проповеди.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: