ИСХОД И ОБРЕТЕНИЕ ОБЕТОВАННОЙ ЗЕМЛИ 9 глава




Выздоровев, Езекия прожил следующие годы в богатстве и славе. Его хранилища всегда были заполнены золотом, серебром, драгоценными камнями и благовониями, а его кладовые, предназначенные для хранения хлеба, вина или масла, никогда не пустовали.

 

Синахериб

 

После гибели Саргона II ассирийский трон занял его сын Синахериб (705–681 гг. до Р. Х.). Своей свирепостью и неукротимым честолюбием этот царь превосходил всех своих предшественников. Синахериб не пожелал жить в отцовской резиденции Дур‑Шаррукине, а сделал своей столицей древнюю Ниневию, которая обратилась при нём в один из крупнейших и красивейших городов Востока. Украшенная великолепными храмами, роскошными дворцами, цветниками и фруктовыми садами, она стала настоящей жемчужиной Ассирийской державы. Отовсюду к ней тянулись вереницы всадников, караваны верблюдов, нескончаемые потоки повозок; река кишела лодками.

Впрочем, царь не мог подолгу наслаждаться покоем в своём дворце. Всё его царствование прошло в упорных войнах. Сразу после смерти Саргона от Ассирии отпали Сирия, Финикия и Палестина. За этими возмущениями стоял давний враг Ассирии – фараон Египта. Ведь именно у него мятежные государи искали поддержки и защиты. В 703 г. до Р. Х. против ассирийского господства восстали вавилоняне, призвавшие на трон халдейского князя Мардукаплаиддина. Он тотчас вступил в переговоры с иудейским царём Езекией. Ответные меры Синахериба не заставили себя ждать. В том же 703 г. до Р. Х. он разбил Мардукаплаиддина у Киша и изгнал его вон из страны. После этого около 200 тысяч вавилонян были насильно выселены из их страны в другие области ассирийской державы. В 702 г. до Р. Х. Синахериб вошёл в Вавилон и провозгласил здешним государем молодого царевича Белибни, воспитанного при ассирийском дворе. В 701 г. до Р. Х. ассирийская армия двинулась на запад – в Сирию и Палестину.

Вступив в Иудею, Синахериб захватил большой еврейский город Лахис. Езекия испугался и послал сказать ему: «Виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу». Синахериб велел выплатить огромную дань – 150 кг золота и 9 т серебра! Чтобы собрать необходимую сумму, Езекии пришлось отдать всё серебро, какое нашлось в храме и в царских сокровищницах. Недавно позолоченные дверные столбы и двери храма лишились своих богатых украшений. Однако, получив условленные дары, Синахериб не прекратил войны и отравил прошв Иерусалима своего военачальника Рабсака. Сам он двинулся в землю филистимлян и захватил мятежный Аскалон. В долине Альтакку Синахериб нанёс поражение египтянам, которые пришли на помощь восставшим. Вслед за тем были захвачены около сорока иудейских городов, а более 200 тысяч их жителей угнаны в Ассирию.

В 700 г. до Р. Х. против Синахериба поднял мятеж вавилонский царь Белибни. Синахериб во второй раз захватил город, низложил своего ставленника и объявил царём собственного сына Ашшурнадиншуми. Затем он начал опустошать земли Приморья, где среди непроходимых болот на берегу Персидского залива находилось халдейское княжество его непримиримого врага Мардукаплаиддина. Не решившись принять бой, тот бежал со своими сподвижниками в соседнее царство Элам (оно располагалось на юге современного Ирана).

Потом у Синахериба была трудная война на северо‑западе, в Малой Азии. Однако вавилоняне никак не желали мириться с ассирийским владычеством. В 694 г. до Р. Х. они убили ненавистного им Ашшурнадиншуми. Через год трон захватил халдей Мушезиб‑Мардук (693–689 гг. до Р. Х.), который, по свидетельству ассирийских хроник, опирался на «беглых арамейцев, бунтовщиков, кровожадных убийц и разбойников». Поскольку вавилоняне постоянно искали поддержки у соседей‑эламитов, Синахериб решил расправиться с этим государством. По приказу царя на Тигре и Евфрате были основаны верфи, снабжавшиеся лесом из Ливана и Курдистана. На них были построены несколько десятков боевых судов с двумя рядами вёсел и множество транспортных кораблей. Погрузив на них колесницы, лошадей, припасы и осадные орудия, ассирийцы неожиданно появились у побережья Элама. Сначала Синахериб разграбил и разрушил большой город Нагиду, расположенный на одном из островов Персидского залива, а затем опустошил все приморские области Эламской державы. Эламский царь бежал. Ассирийцы двинулись в глубь страны, но из‑за бурных ливней и снегопадов, сделавших горные дороги непроходимыми, так и не смогли завоевать весь Элам.

В 691 г. до Р. Х. эламиты соединились с вавилонским царём Мушезиб‑Мардуком и опять выступили против завоевателей. Синахериб разгромил их в исключительно ожесточённом сражении при Халуле на Тигре. Опустошив Элам, он в 689 г. до Р. Х. подступил к Вавилону и потребовал его сдачи. Граждане отказались, и город в третий раз был взят штурмом. Ослеплённый гневом, Синахериб приказал стереть Вавилон с лица земли. Приказание его было в точности исполнено: солдаты сожгли и разрушили всё, что можно было разрушить; затем русло Евфрата завалили обломками строений, и воды реки хлынули по городским руинам. Множество вавилонян было перебито, другие проданы в рабство. Лишь немногие успели бежать в соседние страны. Истукан Бела‑Мардука, главного бога Вавилона, увезли в качестве трофея в Ашшур. Место, где в течение многих веков располагался один из красивейших и богатейших городов Востока, превратилось в болото.

Впрочем, Синахерибу был также уготован печальный конец. В 681 г. до Р. Х. он приехал для молитвы в храм Нисроха и здесь был убит своими старшими сыновьями. Но заполучить власть путём отцеубийства принцам не удалось. Младший сын Синахериба, решительный и хитрый Асархедон, подавил мятеж братьев и сам захватил престол.

 

Манассия

 

Езекии наследовал сын Манассия (696–641 гг. до Р. Х.), при котором вновь пышным цветом расцвели языческие культы. Царь вообще делал много неугодного в глазах Господа: отстроил разрушенные при его отце жертвенники иноземных богов, велел поставить в храме Господнем идол Астарты, приносил жертвы Ваалу, гадал и ворожил, завёл вызывателей мёртвых и волшебников. И вот, когда мера беззакония Манассии превзошла все мыслимые пределы, Господь объявил через Своих пророков: «За то, что сделал Манассия, царь иудейский, такие мерзости, хуже всего того, что делали аморреи, которые были прежде него, и ввёл Иудею в грех своими идолами, за то Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. И вытру Иерусалим так, как вытирают чашу – вытрут и опрокинут её. И отвергну остаток удела Моего, и отдам их в руки врагов их, и будут на расхищение и разграбление всем неприятелям своим, за то, что они делали неугодное в очах Моих, и прогневали Меня». Слыша подобные речи от Божьих людей, Манассия, вместо того чтобы смириться, начал настоящее гонение на пророков. Царские слуги хватали их и убивали по несколько ежедневно. Залив невинной кровью весь Иерусалим, Манассия добился своего – ропот недовольных смолк, голос Божий не доносился более до иудеев, и царь мог спокойно коснеть в своём нечестии.

Тем временем в Ассирии воцарился сын Синахериба Асархедон (681–669 гг. до Р. Х.). По характеру он был мягче своего отца и пытался по возможности избегать открытого насилия. Трудные международные вопросы разрешались в его царствование при помощи дипломатии. Покорённые народы он старался расположить к себе различными уступками и послаблениями. Так, едва взойдя на престол, Асархедон приказал вновь отстроить и заселить Вавилон. Воды Евфрата отвели в старое русло, после чего началось восстановление стен и храмов. Строительство продолжалось двадцать лет. Для заселения древней столицы Месопотамии Асархедон собрал всех избежавших резни горожан, а также выкупил из неволи всех пленников. Вавилону вернули прежние вольности и привилегии. Но, поскольку исконных вавилонян набралось мало, царь даровал права гражданства многим халдеям (это был пришлый семитский народ, переселившийся в Месопотамию в XI в. до Р. Х. и осевший в южных районах страны на берегу Персидского залива).

Тогда как на западе власть Ассирии продолжала оставаться крепкой, на востоке её позиции стали постепенно слабеть. Около 673 г. до Р. Х. от владычества ассирийцев освободились мидяне. Вскоре в Мидии воцарилась собственная династия, основателем которой был некий Деиокок (670–647 гг. до Р. Х.). Это событие стало опасным предвестием будущей беды. Быстро наращивая силы, Мидия через несколько десятилетий превратилась в грозного противника Ассирии.

 

Иосия

 

Манассию в 641 г. до Р. Х. сменил на престоле сын Амон. Он царствовал всего два года и погиб в результате заговора. Мы не знаем, какую цель преследовали его убийцы, поскольку восставший народ перебил всех заговорщиков и передал власть сыну Амона Иосии (639–608 гг. до Р. Х.), которому в то время было всего восемь лет.

В начальные годы нового царствования со своими речами выступил пророк Софония. (Он был знатный житель Иерусалима и один из последователей Исаии.) Во время богослужения в храме, где полагалось славить Бога и царя, Софония возвестил, что чаша беззаконий иудейского народа переполнилась. «Близок великий день Господа, – провозгласил пророк, – близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня. День гнева – день этот, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день трубы и бранного крика против укреплённых городов и высоких башен. И Я, говорит Бог, стесню людей, и они будут ходить как слепые, потому что они согрешили против Господа, и размётана будет кровь их, как прах, и плоть их – как помёт. Ни серебро их, ни золото их не сможет спасти их в день гнева Господа, и огнём ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли».

Страшные беды сулил Софония также Ассирии. К ней было обращено одно из его грозных пророчеств: «И обратит Господь руку Свою на север, и уничтожит Ассирию, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня. Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своём: „Я, и нет иного кроме меня“. Каждый проходящий мимо него свиснет и махнёт рукою…»

Голос пророка был услышан. Иосия ни в чём не был похож на своих отца и деда. Он делал угодное в очах Господних, и во всём старался следовать примеру своего великого предка Давида. В восьмой год царствования, ещё будучи отроком, он оставил других богов и стал прибегать к Господу, а в двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот, посвящённых деревьев и от разных литых кумиров. Иосия велел разрушать жертвенники Ваалу и статуи, возвышающиеся над ними, срубать посвящённые деревья, ломать и разбивать литые кумиры.

Борьба за духовное возрождение шла рука об руку с борьбой за независимость и объединение страны. Ассирия быстро слабела. В 626 г. до Р. Х. Иосия решил порвать с Ниневией. Он повёл свои войска на север, в земли бывшего израильского царства, и легко изгнал оттуда ассирийские гарнизоны. Страна вновь объединилась и достигла тех пределов, которые имела до своего разделения во времена Соломона.

В 622 г. до Р. Х. Иосия велел первосвященнику Хелкии начать капитальный ремонт храма, который за триста лет пришёл в сильную ветхость. Реставрация требовала больших средств: во многих местах следовало заменить плиты облицовки, обновить деревянные стропила и обшивку. Для покрытия расходов пришлось вскрыть все сокровищницы с храмовой казной. Вынимая серебро из одной из них, первосвященник случайно обнаружил неизвестную книгу учения, написанную будто бы рукой самого Моисея. О чудесной находке тотчас сообщили царю, и вскоре свиток прочитали перед его лицом. Иосия был глубоко поражён тем, что услышал. Можно сказать без преувеличения: таинственная книга стала для него настоящим откровением. Он нашёл в Торе ответы на все вопросы, мучившие его с самого детства, и обрёл в ней мудрого наставника и советчика во всех дальнейших деяниях своей жизни.

Что это была за книга? Увы, ясного ответа на этот вопрос по сей день нет. В разные времена высказывались различные предположения, но большинство современных исследователей сходятся на том, что обнаруженная в 622 г. до Р. Х. Тора составила в дальнейшем ядро нынешней библейской книги Второзакония (скорее всего, её текст соответствовал 12–26 главам позднейшего Второзакония). По своему содержанию Тора представляла последний завет и наказ Моисея, данный им незадолго до смерти новому поколению израильтян, выросшему в пустыне. Все те законы и уставы (включая знаменитые Десять заповедей), которые их отцы слышали из уст пророка, по мере получения им откровений, были вновь в сжатом виде изложены перед ними. По сути, Тора являла собой первое систематическое изложение религиозного учения евреев, очищенное от всяких языческих искажений. Его важнейшее отличие от прежней религиозной традиции (отразившейся, например, в Книге Завета) состояло в том, что Тора позволяла приносить жертвы Господу только в одном богоустановленном месте (там, где находились скиния и ковчег). Делать это в каком‑нибудь ином месте строго запрещалось. Здесь же (а не у себя дома!) следовало отмечать все великие религиозные праздники. Служение каким‑либо другим богам, помимо Господа, представлялось в этой книге как величайшая мерзость.

Первые главы Торы гласили: «Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь, Бог отцов твоих, даёт тебе во владение, во все дни, которые вы будете жить на этой земле. Истребите все места, где народы, которых вы изгоните, служили своим богам на высоких горах, и на холмах, и под всяким тенистым деревом. Разрушьте их жертвенники, сокрушите столбы их, сожгите огнём рощи их, и разбейте статуи богов, чтобы вам уничтожить имя их в тех местах. Вы не должны делать подобного для Господа, Бога вашего, а только в то место, которое Господь, Бог ваш, изберёт из всех колен ваших, чтобы там пребывало имя Его, – туда приносите всесожжения ваши, и жертвенные трапезы ваши, и дары, и приношения, и обеты ваши… Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберёт Господь Бог твой в одном из твоих колен…» А ведь израильтяне уже не один век сооружали алтари Яхве повсюду: как в городах, так и в селениях!

Далее следовало очень важное предупреждение о языческих культах: «Если восстанет среди тебя пророк и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: „Пойдём вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им“, – то не слушай слов этого пророка; ибо через это искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте, и голоса Его слушайтесь, и Ему служите, и к нему прилепляйтесь…»

Отсюда вытекает, что никакое чудо не должно восприниматься как доказательство в пользу мнений, противоречащих Закону. Впрочем, сами совратители подлежат незамедлительной каре: «…а пророка того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего… и так истреби зло из среды себя. Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена твоя, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: „Пойдём и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои“, богам тех народов, которые вокруг тебя, близких к тебе и отдалённых от тебя… – то не соглашайся с ним и не слушай его… не жалей его и не прикрывай его, но убей его… побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа, Бога твоего… Если услышишь о каком‑либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, даст тебе для жительства, что появились в нём нечестивые люди и соблазнили жителей их, говоря: „Пойдём, и будем служить богам иным, которых вы не знали“, – то ты разыщи, исследуй и хорошенько расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость эта среди тебя, порази жителей того города остриём меча, предай заклятию его и всё, что в нём, и скот его порази остриём меча; всю же добычу его собери на середину площади его и сожги огнём город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, да будет он вечно в развалинах…»

Помимо этих важнейших религиозных предписаний, Тора содержала много других законов, касавшихся общественных и семейных отношений. Все они стали в дальнейшем основой жизни правоверных иудеев. Конечно, очень любопытно узнать историю происхождения этой книги, сыгравшей такую важную роль в истории избранного Богом народа. Но, увы, тайна эта, по‑видимому, навсегда останется нераскрытой. Нет сомнения, что некоторые части Торы очень древние и восходят к эпохе Исхода. Дух этой книги, резкий и суровый, также неразрывно связан с традицией Моисея. Но, конечно, сам он не мог написать её. Пророк заложил только устную традицию будущей Торы. Основной материал её относился уже к более поздним временам. В своём первоначальном виде она сложилась, вероятно, в Израиле, незадолго до разгрома этого царства ассирийцами.

После 722 г. до Р. Х. левиты привезли списки Торы в Иудею. Но она далеко не сразу попала на глаза священникам. Во всяком случае, во времена Езекии Тора ещё не была известна (иначе этот благочестивый царь непременно уничтожил бы «высоты» – многочисленные места, где на протяжении многих поколений местные священники приносили жертвы Яхве). Возможно, что во времена Манассии текст учения был окончательно выправлен каким‑то рьяным противником язычества, после чего рукопись спрятали в тайнике храма и обнаружили только в 622 г. до Р. Х.

Когда Тора была прочитана перед Иосией, он разодрал в отчаянии свои одежды и приказал священнику Хелкии: «Пойди, вопроси Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах этой найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что наши отцы не слушали слов этой книги и не поступали согласно её предписаниям». Первосвященник пошёл к пророчице Олдаме, которая жила в Иерусалиме, и говорил с ней. Она отвечала: «Так говорит Господь, Бог Израилев: „Я наведу на этот город и на жителей его все проклятия, написанные в книге, которую читали перед лицом царя иудейского, за то, что они оставили Меня и поклонялись чужим богам, чтобы прогневить Меня всеми делами рук своих. Воспылает гнев Мой на этот место, и не погаснет“».

Ответ принесли Иосии, и ему стало ясно, почему Бог так долго отворачивал лицо от Своего народа. Значит, правы были пророки, когда проклинали тельцов Дана и Вефиля и поносили полуязыческие обряды в честь Яхве на холмах! Для того чтобы приобрести благорасположение Господа, нужно было не только уничтожить идольские алтари, но и разрушить все местные святилища Яхве, оставив один только Сионский храм в Иерусалиме! Царь немедленно приступил к делу. Он собрал к себе всех старейшин Иудеи и Иерусалима и прочёл перед ними слова книги, найденной в храме. Потом царь поднялся на возвышенное место и заключил завет перед лицом Господа – пообещал впредь соблюдать все Его заповеди, откровения и уставы. Все присутствующие также поклялись в этом.

Тотчас вслед за тем Иосия повелел священникам удалить из храма все вещи, сделанные для Ваала и для Астарты. Жаровницы, кадильницы, статуэтки, использовавшиеся в языческих обрядах, – всё было выброшено вон, снесено к потоку Кедрон и сожжено. Все дома блудилищные (так назывались помещения, где женщины ткали одежды для Астарты), находившиеся при храме, были разрушены. Жертвенники, сооружённые Манассией во дворе храма, также разобрали.

По всему Иерусалиму в эти дни стоял шум разрушения: слышался грохот падающих камней, за стенами поднимались клубы чёрного дыма. Особенное отвращение вызывал у Иосии глубокий узкий овраг Енном – место, где в прежние годы иудеи приносили в жертву Молоху своих детей. Он приказал не просто истребить все следы этого культа, но и устроить в Енноме свалку нечистот. Все вызыватели мёртвых и волшебники были преданы смерти.

Покончив с делами в столице, Иосия отправился на север, чтобы лично проследить за тем, как исполняются там повеления Торы. По всей стране царь велел ломать статуи и вырубать священные дубравы, а жрецов языческих закалывать и сжигать на их собственных жертвенниках. Повсеместно уничтожались и осквернялись не только капища языческих богов, но и жертвенники Яхве. Отныне и навсегда местом жертвоприношений Господу должен был стать Иерусалимский храм. Жертвенник в Вефиле, устроенный когда‑то Иеровоамом и считавшийся на протяжении столетий главным центром служения Яхве, разделил общую судьбу. Для того чтобы народ и после разрушения не приходил совершать обряды на старых алтарях, Иосия велел сжечь на них человеческие кости, взятые из гробниц прежних жрецов. Так исполнилось пророчество, данное когда‑то человеком Божьим Иеровоаму.

Когда страна очистилась от последних следов язычества, царь велел народу: «Совершите Пасху Господу Богу вашему, как написано в этой Книге Завета». Иудеи со всех концов страны собрались на пасхальную неделю в Иерусалим. Иосия дал им для пасхальной жертвы тридцать тысяч козлов и баранов из своих стад. Кроме того, было предоставлено ещё три тысячи волов. Десятки тысяч людей в тот день одновременно готовили жертвенное мясо и вкушали его вместе. Со времён Самуила в Израиле не бывало подобной Пасхи!

Годы царствования Иосии стали временем упадка Ассирии, которая быстро погружалась в пучину кризиса, завершившегося её распадом и гибелью. В 627 г. до Р. Х. вспыхнуло восстание в Вавилоне, причём горожане призвали к себе на помощь и провозгласили царём халдейского князя Набопаласара (626–605 гг. до Р. Х.). С его именем связано возрождение могущественного Вавилонского царства. Набопаласар заключил союз с царём Мидии и арабами, после чего они с трёх сторон стали теснить ассирийцев. Теперь уже ничего не могло отвратить от Ассирии окончательной погибели. В 616 г. до Р. Х. Набопаласар разгромил ассирийцев при Каблину. В 615 г. до Р. Х. вавилоняне осадили Ашшур. Царствовавший тогда в Ассирии полководец Синшаришкун (621–612 гг. до Р. Х.) сумел отстоять древнюю столицу, но в 614 г. до Р. Х. Ашшур всё‑таки был захвачен царём Мидии Клаксаром. Победители разграбили древнюю столицу и вырезали большую часть его населения. Вавилоняне подоспели к Ашшуру, когда город уже был разрушен. Здесь, на дымящихся развалинах, Набопаласар заключил с мидийским царём договор о разделе ассирийской державы. Новый союз был скреплён браком царевича Навуходоносора, сына Набопаласара, и мидийской царевны Амухеан.

Для всех стало ясно, что дни Ассирийской державы сочтены. Пришло время ответить за бесчисленные злодеяния прежних лет. Пророк Наум, явившийся как раз в это время в Иудее, писал: «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих. Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и буре шествие Господа, облако – пыль от ног его. Запретит Он морю, и оно высыхает, и все реки иссякают. Горы трясутся перед Ним, и холмы тают, и земля колеблется перед лицом Его, и вселенная и все живущие в ней. Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его? Гнев Его разливается как огонь: скалы распадаются перед Ним. Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит Он Ниневию, и врагов Его постигнет мрак… Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства…» Слова эти выражали чувства не одних только иудеев, но и многих других народов, сносивших на протяжении нескольких столетий тяжкое ассирийское иго.

В 612 г. до Р. Х. Набопаласар и Киаксар одновременно выступили против Ниневии. Осада ассирийской столицы длилась три месяца. Взята она была при помощи военной хитрости – союзники отвели воды реки Хицур и внезапно ворвались в Ниневию по руслу реки через речные ворота. Пророк Наум так описал в своей книге это событие: «По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния. Речные ворота отворяются, и дворец разрушается. Расхищайте серебро, расхищайте золото! Нет конца драгоценностям и украшениям. Расслаблена, опустошена и разорена Ниневия. Кто пожалеет о ней? Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» Расправа с жителями столицы была беспощадной – их предали почти полному истреблению. Царь Синшаришкун, как гласит предание, сжёг себя в своём дворце вместе со всеми сокровищами. После этого последним оплотом ассирийцев оставался Харран в Северной Месопотамии. Но когда в 610 г. до Р. Х. Набопаласар вместе со скифами и вавилонянами подошёл к Харрану, ассирийцы разбежались, не принимая боя. Таким образом, покорение Ассирии было завершено. Её земли были поделены между победителями, и больше Ассирийская держава никогда не возрождалась.

Помимо Мидии и Вавилонии с претензиями на ассирийское наследство выступил также Египет. Фараон Нехо II (610–595 гг. до Р. Х.) в первый год своего царствования вторгся в землю филистимлян. Газа и Аскалон оказали ему сопротивление, но были взяты. В 608 г. до Р. Х. во главе огромной армии Нехо двинулся дальше на север. На равнине у города Мегиддо путь египтянам преградили иудейские войска во главе со своим царём Иосией. Нехо отправил к нему послов сказать: «Что мне царь иудейский? Не против тебя я иду теперь, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать. Не противься Богу, Который со мною, чтобы Он не погубил тебя». Но Иосия по‑прежнему не хотел пропускать египтян через свою страну и решил во что бы то ни стало сразиться с фараоном. Когда началась битва, египетские лучники стали стрелять в Иосию и ранили его. Он сказал слугам: «Уведите меня, потому что я тяжело ранен». Слуги свели его с колесницы, усадили в повозку и отвезли в Иерусалим. Тут он умер и был похоронен в гробнице своих отцов. Царём был провозглашён его средний сын Иоахаз.

Между тем, миновав Сирию, египтяне вышли к Евфрату и здесь некоторое время ожидали ассирийцев. Но как раз в это время Ассирия была окончательно сокрушена вавилонянами и мидийцами. Никто не явился оспаривать у Нехо его завоеваний. Фараон отправился назад. Проходя через Ривлу, он вызвал к себе Иоахаза, лишил его власти и отправил пленником в Египет (всего тот пробыл на престоле около трёх месяцев). Вся страна была обложена тяжёлой данью в пользу Египта. Новым иудейским царём Нехо провозгласил старшего сына Иосии, Иоакима (608–598 гг. до Р. Х.), которому едва исполнилось двадцать пять лет. По характеру он был полной противоположностью отцу: любил веселье и роскошь. Религиозные вопросы занимали его мало.

 

Иеремия

 

В те же годы религиозного подъёма и национального возрождения был призван на пророческое служение молодой левит Иеремия. Он происходил из священнического города Анафофа, который находился в пределах колена Вениаминова, недалеко от Иерусалима. Бог призвал Иеремию в 627 г. до Р. Х., когда он был ещё совсем молодым человеком. Иеремия рассказывал позже, что он поначалу ужаснулся своей судьбе и попытался отвести её от себя. Он сказал: «О Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я ещё молод». Но Господь отвечал ему: «Не говори: „Я молод“; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдёшь, и всё, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавить тебя». «И простёр Господь руку свою, – продолжает свой рассказ Иеремия, – и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: „Вот, Я вложил слова Мои в твои уста. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать…“».

С самых первых проповедей Иеремия не уставал повторять, что иудеев ждёт возмездие за их отступничество, и возмездие это придёт со стороны северных царств. В одном из его пророчеств мы читаем: «И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах иудейских. И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих… Какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что уклонились от Меня и пошли за суетою и осуетились, и не сказали: „Где Господь, Который вывел нас из земли египетской, вёл нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?“ И Я ввёл вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами её и добром её; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Моё сделалось мерзостью. Священники не говорили: „Где Господь?“, и учителя закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают. Поэтому Я ещё буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться. Ибо пойдите на Греческие острова и посмотрите, и пошлите в Кидар и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что‑нибудь подобное этому? Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? А Мой народ променял славу свою на то, что не помогает. Подивитесь этому, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоёмы разбитые, которые не могут держать воды… Как вор, когда поймают его, бывает осрамлён, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, и пророки их, – говоря дереву: „ты мой отец“, и камню: „ты родил меня“; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лицо; а во время бедствия своего будут говорить: „встань и спаси нас!“ Где же боги твои, которых ты сделал себе? – пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего; ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя… О народ! внемлите вы слову Господню: „Был ли Я пустынею для Израиля? Был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: „мы сами себе господа; мы уже не придём к Тебе“?“». Такими и подобными речами Иеремия неоднократно обращался к своим современникам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: