ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН И ПЕРСИДСКОЕ ГОСПОДСТВО




 

Иезекииль

 

Среди иудеев, угнанных в 597 г. до Р. Х. в вавилонский плен, был молодой священник по имени Иезекииль. Он приобрёл себе дом неподалёку от Вавилона, на берегу реки Ховар, и прожил здесь до самой смерти. На пятый год после переселения Господь в чудном видении призвал Иезекииля на пророческое служение. «Я видел, – писал пророк позже, – бурный ветер, который шёл от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырёх животных. И шли они, каждое в ту сторону, которая перед лицом его. Над головами животных было подобие свода, напоминавшего своим видом изумительный кристалл. А над сводом было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; и сияние было вокруг него. Такое было видение подобия Славы Господней. Увидев это, я пал на лицо своё, и слышал глас Говорящего, и Он сказал мне: „Сын человеческий! Стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою“. И когда Он говорил мне, вошёл в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне. И Он сказал мне: „Сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до этого самого дня. И эти сыны с огрубелым лицом и жёстким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: „Так говорит Господь Бог!“ Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них. А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их, если они волками и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом; и говори им слова Мои, будут ли они слушать, или не будут, ибо они упрямы. Ты же, сын человеческий, слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе“. И увидел я руку, простёртую ко мне, а в ней книжный свиток. И Он развернул его передо мною, и вот, свиток исписан был внутри и снаружи, и написано на нём: „плач, и стон, и горе“. И сказал Он мне: „Сын человеческий! Съешь этот свиток и иди, говори дому Израилеву“. Тогда я открыл уста мои, и Он дал мне съесть этот свиток, и было в устах моих сладко, как мёд. И Он сказал мне: „Сын человеческий! Встань и пойди к переселённым, к сынам народа твоего, и говори к ним, и скажи им: „Так говорит Господь Бог!“, будут ли они слушать, или не будут“. И поднял меня дух; и я слышал позади себя великий громовой голос: „Благословенна Слава Господа от места своего!“».

Год спустя, в 591 г. до Р. Х., незадолго до окончательного падения иудейской столицы, Иезекиилю было новое видение. Сначала перед пророком возникла огненная фигура, которая, ухватив его за волосы, перенесла Иезекииля в Иерусалим, к северным воротам храма. Здесь он увидел Славу Бога Израилева, подобную той, которая явилась ему в прежнем видении, и услышал слова, обращённые к нему: «Сын человеческий! Видишь великие мерзости, какие делает здесь дом Израилев, чтобы Я удалился от святилища Моего?» Иезекииль огляделся и увидел отвратительных пресмыкающихся, нечистых животных и всяких идолов, перед которыми стояли с кадилами семьдесят иудейских старейшин. Господь сказал: «Видишь, что делают старейшины в темноте, каждый в своей комнате, когда думают, что Я их не вижу? За это Я стану действовать против них с яростью и не помилую из них никого, хотя бы они умоляли Меня об этом».

Тут раздался громкий голос: «Пусть приблизятся каратели города, каждый со своим губительным орудием!» Слава Господня стала у порога храма, а по городу прошли губители, поражая отступников. Один из них брал раскалённые угли и пригоршнями бросал их на обречённые жилища. Когда всё было кончено, херувимы простёрли свои крылья, и Слава Господня, покинув храм, встала у восточных ворот. Иезекииль был потрясён этим ужасным зрелищем. «Неужели, – спрашивал он себя, – Господь разрывает завет со Своим народом? Неужели Он бросает его на растерзание врагов?» Пророк упал ниц и закричал: «Господи Боже! Неужели Ты хочешь до конца истребить остаток Израилев?»

И вновь раздался голос: «Так говорит Господь Бог: хотя Я удалил иудеев к чужим народам и хотя рассеял их по землям, но я буду для них малым святилищем в тех землях, куда они пошли. Скажи им: „Так говорит Господь Бог: „Я соберу вас из народов, и возвращу вас из земель, в которые вы рассеяны; и дам вам вновь землю Израилеву““. И придут они туда, и извергнут из неё все гнусности её и все мерзости её. А Я дам им сердце единое и дух новый вложу в них, и выну из них сердце каменное, и дам им сердце из плоти, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их. И будут они народом Моим, а Я буду их Богом». Едва голос смолк, херувимы взмахнули крыльями, и Слава Господня взмыла вместе с ними вверх…

В 586 г. до Р. Х. Иудея обратилась в безлюдную пустыню. Но в Вавилоне, где проживала большая часть пленников, не теряли надежды на грядущее возрождение отечества. Господь через Иезекииля не раз обращался к ним со словами утешения. Впервые Он предстал в речах Своего пророка не как грозный Судия, а как добрый пастырь, заботливо пасущий и лелеющий Свой народ. «Так говорит Господь Бог, – писал Иезекииль, – Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. Как пастух проверяет своё стадо в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли той. Буду пасти их на хорошем пастбище, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучном пастбище на горах Израилевых. Я буду пасти овец Моих, и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде».

Той же надеждой на будущее возрождение Израиля проникнуто одно из самых знаменитых пророчеств Иезекииля о сухих костях.

 

Была на мне рука Господа, – пишет пророк, – и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвёл меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: «Сын человеческий! Оживут ли эти кости?» Я сказал: «Господи Боже! Ты знаешь это». И велел мне: «Изреки пророчество на эти кости и скажи им: „Кости сухие! Слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог этим костям: „Вот, Я введу дух в вас, и оживёте. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживёте, и узнаете, что Я Господь““». Я изрёк пророчество, как мне было повелено; и когда я пророчествовал, произошёл шум, и вот стали сближаться кости – кость с костью своею. И видел я: жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал мне Господь: «Изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: „Так говорит Господь Бог: „От четырёх ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут““». И я изрёк пророчество, как Он повелел мне, и вошёл в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма и весьма великое полчище. И сказал Он мне: «Сын человеческий! Кости эти – весь дом Израилев. Вот, они говорят: „Иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня“. Посему изреки пророчество и скажи им: „Так говорит Господь Бог: „Вот, Я открою гробы ваши и выведу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживёте, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь…““».

 

В дальнейшем многие видели в этих словах не просто обещание избавления, но пророчество о грядущем воскресении из мёртвых, которое должно последовать при конце света.

 

Даниил

 

В том году, когда Навуходоносор пленил иудейского царя Иоакима, из Иудеи в Вавилон угнали многих знатных жителей столицы. Навуходоносор велел отобрать среди них некоторое количество молодых людей и отдал их на воспитание некоему Амелсару, чтобы он обучил их халдейскому языку и подготовил для услужения в царских чертогах. Царь назначил им ежедневную пищу с царского стола и вино, которое пил сам. Между этими избранными находились четверо знатных юношей. Их звали Даниил, Седрах, Мисах и Авденаго. Когда они узнали о предназначенной им судьбе, то решили в своём сердце не оскверняться яствами с царского стола. Они попросили у Амелсара позволения впредь есть только фрукты и овощи, а пить одну воду. Но тот сказал Даниилу: «Боюсь я господина моего царя. Он назначил, сколько вы должны пить и есть, и непременно проверит, как исполняется его приказание. Если он заметит вдруг, что вы худее и бледнее своих товарищей, то подумает, что я вас обкрадываю. Тогда его гнев падёт на мою голову». Даниил отвечал: «Сделай над нами опыт. В течение десяти дней пусть дают нам в пищу одни только овощи, а для питья – родниковую воду. Потом сравни наши лица с лицами тех юношей, что питались царскою пищей, и поступи, как увидишь».

Амелсар послушался и испытывал юношей в течение десяти дней, как они просили. По истечении условленного срока оказалось, что Даниил и его друзья были красивее и полнее всех тех юношей, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар согласился на просьбу Даниила и отныне кормил их только тем, что они могли есть по иудейским законам. В награду за благочестие Господь стал покровительствовать этим юношам, а Даниила наделил способностью разгадывать видения и сны. По прошествии трёх лет царь Навуходоносор велел привести к нему всех юношей, бывших под началом Амелсара, и говорил с ними. И не нашлось среди них ни одного подобного Даниилу. Царь сделал его своим слугой и часто беседовал с ним, так как Даниил был во много раз проницательнее всех его колдунов и провидцев.

Однажды Навуходоносору приснился сон, который возмутил весь его дух. Царь велел созвать тайновидцев, гадателей и чародеев, чтобы они растолковали его смысл. Они пришли и встали перед ним. Навуходоносор сказал: «Мне приснился сон, который тревожит мой дух. Поэтому я желаю знать, что он значит». Гадатели отвечали: «Царь! Да будешь ты жить вовеки! Расскажи нам твой сон, и мы разъясним его значение». Навуходоносор возразил: «Не иначе вы собираетесь провести меня и сказать мне ложь вместо правды. Откуда мне знать, насколько ваше толкование истинно? Прежде расскажите, что мне привиделось, поведайте мне о моём сне, тогда я буду наверняка знать, что вы действительно в состоянии объяснить мне его значение». Чародеи сказали: «Владыка! Ты требуешь от нас непосильного. На земле нет такого тайновидца, который бы мог проведать то, что тебе снилось. Это по силам только одним богам». Услышав такой ответ, Навуходоносор воскликнул: «Ясно вижу теперь, что все вы шарлатаны и обманщики! Вы способны только морочить народ, пользуясь его простотой. За ваше лукавство все вы будете казнены сегодня, а ваши дома обратятся в развалины!»

Навуходоносор отдал приказ безжалостно убивать всех тайновидцев, чародеев и колдунов. Узнав об этом, Даниил стал молиться Господу, и Тот открыл ему сновидение Навуходоносора. Даниил отправился к начальнику царских телохранителей Ариоху, на которого было возложено исполнение указа, и сказал ему: «Не убивай мудрецов, веди меня к царю, и я открою ему значение сна». Когда Навуходоносору доложили о просьбе Даниила, он призвал к себе пророка и велел ему говорить.

Даниил сказал: «Сон твой и видения на ложе сна были такие: перед тем как заснуть, ты, царь, думал о том, что будет после твоей смерти. Господь в твоём сне послал тебе ответ. Итак, царь, ты увидел огромного, страшного видом истукана. Голова у него была из чистого золота, грудь и руки – из серебра, живот и бёдра – медные, голени – железные, а ступни – глиняные. Далее, царь, ты увидел, как от горы оторвался огромный камень, ударил по глиняным ногам истукана и разбил их. Тогда истукан пал на землю и обратился в прах. А камень, сразивший истукана, сделался горою и заслонил собою всю землю. Вот твой сон! Теперь расскажу тебе его значение. Золотая голова истукана, это ты, государь, которому Бог небесный даровал царство, власть и славу. Он отдал тебе в руки всех сынов человеческих и поставил тебя владыкою над ними. Но после тебя будет другое царство, ниже твоего, и ещё третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землёю. А четвёртое царство, которое придёт за ним, будет крепко, как железо. На смену ему придёт пятое царство – слабое и раздроблённое. Оно будет хрупким, как горшечная глина. В те дни Бог воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится. Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно. Так Бог дал тебе знать, что будет после твоей смерти».

Поскольку Господь покровительствовал Даниилу, он рассказал Навуходоносору весь его сон от начала до конца. Царь был безмерно поражён его проницательностью, дал Даниилу великие дары, возвысил его и поставил главным начальником над всеми вавилонскими мудрецами.

Спустя некоторое время царь Навуходоносор сделал золотого истукана и поставил его на поле Деире. Затем он собрал всех знатнейших вельмож, начальников областей и сказал им: «Объявляю вам: в то время, когда услышите звук трубы, вы должны пасть на землю и поклониться этому истукану. А кто не падёт и не поклонится, тот будет брошен в раскалённую печь и сгорит там». Начальники областей разошлись во все концы Вавилонского царства и объявили волю Навуходоносора. Поэтому, когда раздавался звук трубы, люди во всех областях Вавилонского царства падали на колени и поклонялись золотому истукану, поставленного Навуходоносором.

В это время к царю подступили некоторые из халдеев и донесли ему на иудеев. Они сказали Навуходоносору: «Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, пал и поклонился золотому истукану, а кто не падёт и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскалённую огнём. Знай же, что есть мужи иудейские: Седрах, Мисах и Авденаго. Эти мужи не повинуются повелению твоему и богам твоим. Не служат они и золотому истукану, которого ты поставил, и не поклоняются ему». Тогда Навуходоносор в гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго. Он сказал им: «С умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, не служите богам моим и не поклоняетесь золотому истукану, которого я поставил? Отныне если при звуке трубы вы не поклонитесь нашему богу, то будете брошены в печь, раскалённую огнём, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?» И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго: «Бог наш, Которому мы служим, спасёт нас от печи, раскалённой огнём, и от руки твоей избавит. Твоим же богам, царь, мы не желаем служить и не поклонимся никогда твоему истукану».

Навуходоносор исполнился ярости, повелел разжечь печь и бросить в неё троих непокорных иудеев. И было сделано всё по его слову. Но ангел Господень сошёл в печь вместе с ними и сделал так, что в середине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их.

Тогда они пали на колени и запели молитву, прославляющую Господа. Услышав их голоса, Навуходоносор несказанно изумился тому, что они живы, подошёл к устью печи и выпустил из неё троих приговорённых к смерти. И вышли Седрах, Мисах и Авденаго из огня, и увидели все, что огонь не имел над ними силы, ибо и волосы их на голове не были опалены, и одежда их не пострадала, и даже запаха огня не было на них. И воскликнул Навуходоносор: «Благословен ваш Бог, Седрах, Мисах и Авденаго! Отныне всякий, кто произнесёт хулу на Него, да будет изрублен в куски, и дом его обратится в развалины, ибо нет иного Бога, который мог бы так спасать!»

После разрушения Иерусалима Навуходоносор начал войну против финикийцев. Он быстро захватил Сидон, но мощный и хорошо подготовленный к осаде Тир оборонялся от вавилонян на протяжении тринадцати лет. Только в 575 г. до Р. Х. тирийцы согласились признать власть Навуходоносора и приняли вавилонского наместника. Тем временем в 581 г. до Р. Х. были уничтожены царства аммонитян, моавитян и идумеев. Все здешние города обратились в руины, а большие массы населения оказались в плену. Опустевшие территории постепенно заселялись арабами, овладевшими, кроме Газы, многими другими приморскими городами. В Лахисе расположилась резиденция арабского царька из племени кедаритов.

В 562 г. до Р. Х. Навуходоносор умер. Сразу после его смерти халдейская знать возвела на престол его сына Амель‑Мардука (562–560 гг. до Р. Х.). Но в среде вавилонян он не пользовался поддержкой. В августе 560 г. до Р. Х. Амель‑Мардук был убит заговорщиками во главе с зятем Навуходоносора Навузарданом (в прошлом это был известный военачальник: именно он в 586 г. до Р. Х. руководил штурмом и разрушением Иерусалима). Этот царь на время сумел примирить две враждующие партии. Но после его смерти в 556 г. до Р. Х. раздоры возобновились. Халдеи поспешили провозгласить царём сына Навузардана Лабаши‑Мардука. Однако вавилоняне не признали этого выбора, отдав престол своему соотечественнику Набониду (556–539 гг. до Р. Х.). Он принадлежал к числу первых аристократов и занимал высшие должности в государстве. Таким образом, в Вавилоне оказалось сразу два царя. Чтобы избежать гражданской распри, Набонид женился на молодой вдове Навуходоносора египтянке Нейтакерт и усыновил её сына царевича Валтасара. Тем самым он привлёк на свою сторону многих халдеев, которые считали Валтасара более законным наследником престола, чем Лабаш‑Мардук. В июне 556 г. до Р. Х. последний был убит, и престол остался за Набонидом. Вскоре между ним и вавилонской знатью начались раздоры. Вавилонян раздражали самовластные замашки их ставленника. Раздосадованный непокорностью горожан, Набонид удалился из столицы и десять лет не показывался в ней. Своим соправителем он объявил Валтасара, передав под его власть Вавилон и его округу. Сам царь отправился в поход на арабов и за несколько лет завоевал всю северную половину Аравийского полуострова. Здесь он создал своё обширное царство.

С 546 г. до Р. Х. Набониду пришлось иметь дело с более грозным противником – персидским царём Киром II (559–530 гг. до Р. Х.), основавшим в эти годы могущественную державу в Иране. Прежде в течение долгого времени персы находились под властью мидян. Но в 553 г. до Р. Х. Кир поднял против них восстание. После трёх лет упорной войны Мидия и её столица Экбатаны были покорены персами. Сразу после этого, в 549 г. до Р. Х., Кир захватил весь Элам и сделал главный город этой страны – Сузы – своей столицей. В следующие годы были завоёваны страны, входившие в состав бывшей Мидийской державы. Затем пришла очередь другой могущественной страны – Лидии, под властью которой в то время находилась вся Малая Азия (то есть территория нынешней Турции). В 547 г. до Р. Х., разгромив в открытом сражении вражескую армию, Кир овладел лидийской столицей Сардами. С западных пределов своей державы он двинулся на восток, приступив к завоеванию Восточного Ирана и Средней Азии. Покончив с ними и раздвинув пределы подвластных ему земель до самой Индии, Кир повернул на юг, против Вавилонского царства.

Пленные иудеи следили за его успехами с радостным воодушевлением. Их симпатии были целиком на стороне великого перса. Пророк Второисаия писал в эти дни: «Так говорит Господь помазаннику Своему Киру. „Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, чтобы отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду перед тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я Господь, называющий тебя по имени. Ради Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня“».

Казалось, что Киру предстоит трудная война. Вавилония имела много мощных крепостей, из которых особенно выделялся своей неприступностью Вавилон. Город был обнесён двойной стеной из сырцовых и обожжённых кирпичей, скреплённых раствором асфальта. Внешняя стена имела высоту около 8 м, а внутренняя – 11–14 м. На расстоянии 20 м друг от друга на стенах располагались укреплённые башни. Перед внешней крепостной стеной находился глубокий ров, наполненный водой. Через город протекала река Евфрат. Впрочем, все эти препоны не остановили персов. Лёгкость, с которой они овладели Вавилонским царством, не может не вызывать изумления. Казалось, их предводитель действительно находится под покровительством Высших Сил. В 539 г. до Р. Х., захватив северные провинции страны, Кир подступил к Вавилону. Близ Описа произошло сражение, в котором Набонид потерпел полное поражение. Он бежал с остатками своей армии, а персы осадили Вавилон.

В эти дни Валтасар сделал большое пиршество для тысячи своих вельмож. Он приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые его отец Навуходоносор вынес из Иерусалимского храма; и пили из них царь и вельможи его, и жёны его. В тот самый час возникла рука человеческая и стала писать против лампы на извести стены царского чертога. Валтасар изменился в лице, мысли его смутились, и колена его стали биться одно об другое. И закричал царь во весь голос, чтобы привели тайновидцев и гадателей. Когда они пришли, Валтасар сказал: «Кто прочитает это написанное и объяснит мне его значение, тот будет в моём царстве третьим властителем».

Но никто из вавилонских мудрецов не мог объяснить смысл слов, начертанных божественной рукой. Тогда позвали Даниила, мудрость которого была известна всем. Даниил сказал: «Вот что написано на стене: мене, мене, текел, упарсин. А значение слов вот какое: мене – исчислено, текел – взвешено, перес – разделено. То есть: исчислено Господом царство твоё и положен ему конец, взвешено оно на весах и найдено очень лёгким, разделено и отдано персам».

Валтасар пришёл в ужас, а Даниил покинул его, не приняв награды. В ту же ночь город пал, захваченный персами. Но как они смогли преодолеть укрепления, считавшиеся неприступными? По свидетельству древнегреческого историка Геродота, Кир велел прорыть канал и направил течение Евфрата по другому руслу. После этого персы вступили в город по обнажившемуся дну реки, что оказалось для защитников полной неожиданностью. Валтасар был захвачен во время пира и казнён. Но с престарелым Набонидом Кир поступил милостиво, сохранив ему жизнь. Вавилонское царство пало и более никогда не возрождалось. Входившие в его состав страны (Месопотамия, Сирия, Финикия, Палестина и часть Аравии) отошли к новоявленной Персидской империи, южные пределы которой достигли границ Египта.

Кир, царь персидский, поселился в Вавилоне. Здесь у него был идол по имени Вил. Каждый день царь издерживал на него много вина и муки, да ещё сорок штук овец. Кир очень чтил Вила и часто ходил поклоняться ему. А Даниил чтил одного только Господа Бога. Царь спросил у него: «Почему ты не поклоняешься Вилу?» Пророк отвечал: «Потому что я не поклоняюсь идолам, сделанным руками, но поклоняюсь Живому Богу, сотворившему небо и землю и владычествующего над нами». Царь возразил: «Ты думаешь, Вил неживой бог? Этого не может быть! Разве ты не видишь, сколько он ест и пьёт каждый день?» Даниил, улыбнувшись, промолвил: «Не обманывайся, царь! Ибо он внутри глиняный, а снаружи медный, и никогда не ел и не пил». Тогда Кир, разгневавшись, призвал своих жрецов и сказал им: «Если вы не скажите мне, кто съедает всё, что я посылаю каждый день Вилу, вы умрёте. Если же вы докажите мне, что Вил съедает всё это, то умрёт Даниил, поносивший моего бога». Даниил согласился: «Да будет по слову твоему!»

Когда царь и пророк пришли в храм Вила, жрецы сказали: «Вот, мы выйдем вон, а ты, царь, поставь пищу перед идолом и, налив вина, запри дверь и запечатай её твоим перстнем. Если завтра, вернувшись сюда, ты найдёшь вино и еду нетронутыми, то мы умрём. А если всё будет съедено и выпито, значит правы мы и умрёт Даниил». Они говорили так, потому что под полом в храме у них был проведён потайной ход. Через него они каждую ночь входили в храм и съедали все кушанья, приготовленные для Вила.

Когда жрецы вышли, царь поставил пищу перед Вилом, а Даниил велел принести пепла и посыпал им пол в храме, но сделал это тайно, в присутствии одного только Кира. Выйдя, они заперли дверь царским перстнем и удалились. Ночью жрецы, как обычно, проникли в храм через подземный ход. Вместе с ними были их жёны и дети. Набросившись на яства, они всё съели и выпили, а потом удалились прочь. На другой день Кир встал пораньше и отправился в храм. Даниил явился вместе с ним. Царь спросил: «Целы ли печати?» Даниил сказал: «Целы». Двери отворили, Кир взглянул на стол и воскликнул громким голосом: «Велик ты, Вил, и нет в тебе никакого обмана!» Но Даниил удержал царя, чтобы он не входил внутрь, и сказал: «Посмотри на пол и заметь, чьи это следы». Кир сказал: «Вижу следы мужчин, женщин и детей». Разгневавшись, он велел схватить жрецов, их жён и детей. Увидев, что их обман разоблачён, они показали царю потайные двери, которыми они входили и съедали всё, что было на столе. Тогда Кир повелел умертвить их, а идол Вила отдал Даниилу. Пророк сокрушил истукана и велел разрушить его храм.

В то время в Вавилоне жил большой дракон, которому местные жители поклонялись как богу. Кир спросил Даниила: «Что ты скажешь о драконе? Он не медный. Вот он ест и пьёт на наших глазах. О нём не скажешь, что он бог неживой. Итак, поклонись ему». Даниил сказал: «На земле есть лишь один Живой Бог. Это Господь мой. Я поклоняюсь только Ему Одному. А что до дракона, то дай мне только позволение, и я умерщвлю его без меча и железа». Кир согласился: «Делай с ним, что пожелаешь!» Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе, сделал большой ком и бросил его в пасть дракону. Через какое‑то время дракон умер.

Когда вавилоняне узнали, что Даниил умертвил дракона, то сильно вознегодовали против него. Явившись к царю, они сказали: «Отдай нам Даниила, иначе мы умертвим тебя и весь твой дом!» Кир увидел, что они сильно настаивают, и отдал им Даниила. Они же бросили пророка в ров с голодными львами, и пробыл там Даниил шесть дней.

На седьмой день Кир пришёл ко рву, чтобы поскорбеть о Данииле, и увидел его живым. Царь удивился и воскликнул громким голосом: «Велик Ты, Господь Бог Даниилов, и нет никого, кроме Тебя». Он приказал выпустить Даниила, а тех, кто искал его смерти, бросить в ров – и они тотчас были съедены львами.

 

Сусанна

 

В Вавилоне жил богатый муж, по имени Иоаким. Женой его была Сусанна, дочь Хелкия, женщина очень красивая и богобоязненная. Иоаким владел большим садом близ дома, где часто собиралось множество иудеев. Среди прочих постоянно бывали тут и два старца, поставленные судьями над своими соплеменникам, и к ним приходили все, имевшие спорные дела. Когда около полудня народ расходился, Сусанна отправлялась в сад своего мужа и прогуливалась между деревьями. Оба старейшины встречались с ней чуть ли не ежедневно. Вид прекрасной молодой женщины пробудил в них вскоре нечистые желания, но они долго не открывались друг другу, потому что стыдились своего вожделения. Однако оба страстно хотели совокупиться с Сусанною и прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть её.

Как‑то раз старцы сказали друг другу: «Пойдём домой, потому что час обеда», – и, выйдя, разошлись. Но потом, возвратившись, вновь пришли опять на то же самое место. Столкнувшись в саду, они стали допытываться друг у друга о причине возвращения и наконец признались в своей похоти. Тогда они вместе назначили время, когда могли бы найти Сусанну одну. Ничего не подозревая, молодая женщина вошла в сад, как это делала всегда, сопровождаемая только двумя служанками. Было очень жарко, и она захотела искупаться. В то время в саду уже не было никого из посторонних, кроме двух старейшин, которые спрятались в кустах и сторожили её. Сусанна сказала служанкам: «Принесите мне масла и мыла, и заприте двери сада, чтобы мне помыться». Те заперли двери сада и отправились в дом, чтобы принести то, что им было приказано.

Когда служанки удалились, старейшины подбежали к Сусанне и сказали: «Вот, двери сада заперты и никто нас не видит, и мы имеем похотение к тебе, поэтому уступи нам и побудь с нами. Если же ты нам откажешь, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша, и ты именно поэтому отослала от себя служанок». Сусанна застонала и сказала: «Тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от ваших рук. Но лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом». Приняв такое решение, Сусанна закричала громким голосом. Оба старейшины также подняли крик против неё. Один из них побежал и отворил двери сада. Когда находившиеся в доме услышали крик, они выбежали на голос хозяйки. Тут старейшины обвинили Сусанну в прелюбодеянии. Слуги были чрезвычайно смущены и пристыжены их словами, потому что никогда прежде ничего подобного о Сусанне не слышали.

На другой день, когда возле дома Иоакима собрался народ, оба старейшины, полные беззаконного умысла, выступили перед ним и вновь предъявили свои обвинения. Потом они сказали: «Пошлите за Сусанною, дочерью Хелкия, женою Иоакима». Женщине пришлось подчиниться. Вместе с ней пришли на суд её родители, её дети и все её родственники. Сусанна была очень нежна и красива. Лицо её скрывалось под покрывалом, но старейшины приказали открыть его. Залившись слезами, Сусанна обратила свой взор на небо и препоручила себя Господу. Родственники и все, кто смотрел на неё, плакали. Старейшины между тем, встав посреди народа, положили руки на её голову. Они сказали: «Когда мы ходили по саду одни, вошла эта женщина с двумя служанками, затворила двери сада, и отослала служанок. Едва она осталась одна, появился юноша и лёг с нею. Мы же, заподозрив беззаконие, подбежали и увидели их совокупляющимися. Юношу нам не удалось удержать, потому что он был сильнее нас и, отворив двери, выскочил. Но эту мы схватили на месте преступления и потребовали сказать: кто был этот юноша? Но она не хотела объявить нам. Об этом мы теперь и свидетельствуем».

Так говорили старцы, и слова их были встречены с полным доверием, потому что они были старейшинами народа и судьями. По их навету несчастную без долгих колебаний осудили на смерть. Выслушав приговор, Сусанна громко вскрикнула и сказала: «Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий всё прежде бытия его! Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня». И услышал Господь её голос. Когда она была ведена на место казни, Бог возбудил дух Даниила и тот закричал громким голосом: «Чист я от крови её!» Люди обратились к нему и стали спрашивать: «Что это за слово, которое ты сказал?» А он, став посреди них, принялся упрекать народ: «Так ли вы неразумны, сыны Израиля, что, не исследовав и не узнав истины, осудили эту женщину? Возвратитесь в суд, ибо эти ложно против неё засвидетельствовали».

Народ возвратился, и старейшины велели Даниилу: «Садись посреди нас и объяви своё суждение, потому что Бог дал тебе старейшинство». Даниил приказал: «Отделите друг от друга обоих свидетелей; я допрошу их по отдельности». Потом он призвал к себе одного из старцев и спросил: «Под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом?» Тот отвечал: «Под мастиковым». Даниил удалил его, подозвал второго и спросил о том же самом: «Скажи мне, под каким деревом ты застал их разговаривающими между собою?» Старец отвечал: «Под зелёным дубом». Даниил воскликнул: «Точно, солгал ты на твою голову; ибо Ангел Божий с мечом ждёт, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас». Тогда всё собрание закричало громким голосом и благословило Бога, который спас невинную. А с нечестивыми старцами поступили так, как они сами злоумыслили против Сусанны, и умертвили их по закону Моисееву.

 

Зоровавель

 

В 538 г. до Р. Х. Господь побудил Кира объявить по всему своему царству указ, касающийся евреев. Он гласил: «Так говорит Кир, царь персидский. Все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме. Кто есть у нас из народа Его, – да будет Бог с ним, пусть он идёт в Иерусалим и строит дом Господа Бога Израилева». Дорогую храмовую утварь, вывезенную Навуходоносором в качестве трофея, царь приказал вручить еврейским старейшинам, а наместнику возрождённой Иудеи выдал средства для постройки храма (размеры его были предусмотрены в указе, дабы впоследствии избежать любых недоразумений). Наместником провозгласили иудейского князя Зоровавеля, принадлежавшего к числу прямых потомков царя Давида. Вместе с верховным священником Иисусом он возглавил караван первых переселенцев. Всего в путь отправилось более 42 тысяч человек свободных и 7 тысяч рабов.

Иудея являла в те годы очень печальное зрелище. Святой город Иерусалим представлял из себя груду развалин. Многие другие города и деревни были совершенно безлюдны. Поля, которые не обрабатывались целые десятилетия, превратились в пустыню. Тем не менее радости вернувшихся не было границ. В одном из псалмов, написанных в ту пору, говорилось: «Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы во сне: уста наши были полны веселья, а язык наш – пения…» Прибыв в разрушенный Иерусалим, где за годы запустения не осталось ни одного целого здания, и кое‑как устроившись на месте, иудеи весной 537 г. до Р. Х. приступили к строительству. Прежде всего, они восстановили жертвенник и впервые за много лет совершили всесожжение Господу. Священники снова появились в своих храмовых облачениях; левиты пели благодарственные гимны.

Затем было положено основание храма. Это событие никого не оставило равнодушным. Старики, помнившие первый храм, громко плакали, а молодёжь, родившаяся на чужбине, радовалась. Так что нельзя было различить, где радостные крики, а где вопли плача.

Вскоре были заключены договоры с сидонянами и тирийцами, которые обязались доставлять в Иерусалим кедровый лес из Ливана. Начальники нанимали рабочих для добывания и обтёсывания камней. Работа закипела. Но тут неожиданно возникли трудности, которые затормозили строительство. К Зоровавелю пришли самаряне и сказали: «Мы тоже будем строить с вами, потому что мы поклоняемся тому же Богу, что и вы, и уже многие года приносим Ему жертвы». Однако Зоровавель и Иисус отвечали им: «Не строить вам вместе с нами дом нашему Богу, мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир». Самаряне обиделись и стали всячески вредить иудеям, препятствуя их строительству.

Найти управу на своих соседей иудеи могли только у царя Кира. Между тем великому завоевателю в ту пору было уже не до них. Он предпринял большой поход против кочевников массагетов, обитавших в степях между Каспийским и Аральским морями. Здесь удача, так долго сопутствовавшая персидскому царю, внезапно ему изменила: в 530 г. до Р. Х. во время битвы на восточном берегу Амударьи Кир потерпел полное поражение и погиб сам.

Киру наследовал его сын Камбис II (530–522 гг. до Р. Х.). Самаряне тотчас послали ему письмо с доносом на иудеев. В нём говорилось: «Да будет известно царю, что иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам в Иерусалим и вновь отстраивают этот мятежный город. Они строят стены и основания их уже исправили. Да будет известно царю, что, когда они отстроят свой город и восстановят стены, царь не получит с иудеев ни податей, ни налогов, ни пошлин. А если царь сомневается в наших словах, пусть поищет в памятной книге своих предков. Он узнает, что Иерусалим – город мятежный и вредный для царей. Он издавна старался отпасть от царей, и именно в наказание за это был опустошён». Получив этот донос, Камбис велел прекратить в Иерусалиме всякие работы. Персидский наместник явился в Иудею и вооружённой рукой остановил строительство.

К счастью для иудеев, Камбис правил совсем недолго. Самым знаменитым деянием его царствования стало завоевание Египта, предпринятое в 525 г. до Р. Х. Следующие три года Камбис б<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: