ИСХОД И ОБРЕТЕНИЕ ОБЕТОВАННОЙ ЗЕМЛИ 8 глава




«Слушайте слово, которое Господь изрёк на вас, сыны Израилевы, – провозглашал Амос перед толпой народа, – на всё племя, которое вывел Я из земли египетской, говоря: „Только вас признал Я из всех племён земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши“. О вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! За то, что вы попираете бедного и берёте от него подарки хлебом, вы построите дома из тёсаных камней, но жить в них не будете; разведёте прекрасные виноградники, а вино из них не будите пить. Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берёте взятки и извращаете в суде дело бедных. Ищите впредь добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, тогда помилую вас. И не думайте, что сможете откупиться от Меня жертвами! Если вознесёте Мне всесожжение и хлебное приношение, Я не приму их и не взгляну на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удалите от Меня шум ваших песен, ибо звуков гуслей ваших Я не буду слушать. Пусть лучше как вода потечёт правосудие, и праведность будет, как могучий поток. Вы же, которые день бедствия считаете далёким и приближаете торжество насилия, – вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, мажетесь наилучшими мазями и не болезнуете о бедствиях! Вы пойдёте в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных!»

Речи Амоса произвели сильное впечатление на современников. Ведь это было первое пророчество о грядущей гибели Израиля! Но увы, они не заставили людей исправиться. Вефильский священник Амасия велел Амосу: «Пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский». Амос отвечал Амасии: «Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне: „Иди, пророчествуй к народу Моему Израилю“. И вот, теперь ты изгоняешь меня, чтобы не слышать Божьего слова. Но этим ты лишь отягчаешь свою участь. Ибо наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря, и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его. Я же повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зерно в решете, и ни одно не падает на землю».

Провозгласив своё пророчество, Амос возвратился в пустыню, и о дальнейшей его судьбе ничего не известно.

 

Иона

 

Тогда же, во времена Иеровоама II, был в Израиле другой пророк по имени Иона, сын Амафии. Однажды Господь воззвал к Ионе и велел ему идти проповедовать в ассирийский город Ниневию. Господь сказал: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нём, ибо злодеяние его дошло до Меня». Однако Иона не пожелал исполнять это повеление и решил бежать от лица Господня. Он пришёл в Иоппию, нашёл корабль, отправлявшийся в Фарсис (в Испанию), отдал плату за провоз и взошёл на него, чтобы скрыться от Господа. Но Господь послал на море ветер, сделалась сильная буря, и корабль готов был разбиться. Корабельщики устрашились. Каждый стал взывать к своему богу, и начали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его. А Иона спустился внутрь корабля, лёг и крепко заснул. Капитан пришёл к нему и спросил: «Что ты спишь? Встань, позови Бога твоего, может быть, он вспомнит о нас, и мы не погибнем». Иона поднялся на палубу и стал молиться, а моряки сказали друг другу: «Бросим жребий. На кого он выпадет, тот грешен перед богами, и из‑за него настигла нас эта беда». Они бросили жребий, а тот пал на Иону. Они спросили его: «Ответь нам, какое твоё занятие и откуда ты идёшь?» Иона отвечал: «Я еврей, бегу от Господа Бога моего, так как не хочу выполнять Его повеление». Моряки устрашились его дерзости и воскликнули: «Для чего ты делаешь это, подвергая опасности свою и нашу жизнь? Разве можно бежать от Господа, сотворившего море и сушу? Где бы ты ни был, Он найдёт тебя. И что нам теперь делать с тобой, чтобы море утихло?» Он сказал им: «Возьмите меня и бросьте в море, и море утихнет, поскольку я точно знаю, что только ради меня Господь поднял эту великую бурю». Моряки воззвали к Господу: «Молим Тебя, Господи, не вменяй нам в вину смерть этот человека, ибо мы делаем то, что угодно Тебе!» Они взяли Иону и бросили его в море, и море тотчас утихло от своей ярости.

Господь повелел большому киту проглотить Иону, и тот находился в чреве этого кита три дня и три ночи. Наконец Иона помолился Господу Богу из чрева кита и сказал: «Господи! Изведи мою душу из бездны моря. Я сделаю всё, что Ты велел мне сделать!» Господь повелел киту выпустить Иону, а тот изверг его на сушу. После этого было слово Господне к Ионе вторично: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе». Иона встал, пошёл в Ниневию и начал ходить по городу, говоря: «Ещё сорок дней, и Ниневия будет разрушена!» Ниневитяне поверили Богу, объявили пост и все от мала до велика оделись во вретища. Царь Ниневии встал со своего престола, снял с себя царское облачение, оделся в рубище и сел на пепле. И провозгласили в Ниневии приказ царя, чтобы люди и скот воздержались от пищи и, одетые в рубище, молились Господу днём и ночью. Бог увидел раскаянье ниневитян и то, что они отвратились от своих грехов, пожалел об их бедствиях и не истребил города, как обещал сначала.

Иона сильно огорчился этим и был раздражён. Он сказал Господу: «О Господи! Не этого ли я боялся, что станут мои слова пустым звуком? Поэтому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый. Но теперь, Господи, возьми мою душу от меня, ибо лучше мне умереть, чем жить». Иона вышел из города и сел в пустыне под палящим солнцем. Господь же произрастил большую тыкву вблизи того места, где сидел Иона. Она поднялась над его головой и образовала тень. Иона очень обрадовался этому растению. А на другое утро червь по воле Господней подточил растение, и оно засохло. Солнце стало палить голову Ионе, так что он изнемог и сильно горевал из‑за гибели дерева. Тогда воззвал Бог к Ионе и сказал: «Ты сожалеешь о растении, над которым не трудился и которого не растил. Так же и Я не мог не пожалеть Ниневии, города великого, где более ста двадцати тысяч жителей и множество скота».

 

Осия

 

Спустя десять или двадцать лет после Амоса в Израиле объявился ещё один великий пророк – Осия. Он был призван на служение следующим образом. Господь сказал Осии: «Иди, возьми себе жену блудницу; ибо сильно блудодействует земля эта, отступив от Господа». Осия пошёл и взял себе в жёны женщину по имени Гомерь, дочь Дивлаима. Она зачала и родила дочь. Господь сказал Осии: «Нареки ей имя Лорухама (то есть „Непомилованная“); ибо Я не буду более миловать дома Израилева, чтобы прощать им». Гомерь вновь зачала и родила сына. Господь сказал Осии: «Нареки ему имя Лоамми (то есть „Не Мой народ“), потому что вы не Мой народ, и Я не буду вашим Богом».

С этого времени образ блудной жены (под которой подразумевался Израиль) постоянно возникал в проповедях Осии. Господь говорил его устами: «Судитесь с вашей матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж её; пусть она удалит блуд от лица своего, дабы Я не разоблачил её донага и не выставил её, как в день рождения её, не сделал её пустынею, не обратил её в землю сухую и не уморил её жаждою». Говоря от имени Бога, Осия сетовал на неверность народа Израильского: «Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Я Сам приучал Израиль ходить, носил его на руках Своих, а он не сознавал, что Я врачевал его. Узами человеческими влёк Я его, узами любви, и был для него как бы поднимающий ярмо с челюстей его, и ласково подкладывал пищу ему».

Теперь эта первая любовь поругана и забыта! Израиль, подобно неверной жене, предав своего Господа и Супруга, побежал вслед за «любовником» – языческими богами. Теперь измена неуклонно ведёт Израиль к катастрофе. Обращаясь к народу, Осия восклицал: «Сделали себе литых истуканов из серебра своего и говорят они приносящим жертву людям: „Целуй тельцов!“ За то они будут как утренний туман, как роса, скоро исчезающая, и как дым из трубы. Опустошена будет Самария, потому что восстала против Бога Своего. Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями этой земли, потому что нет у них ни истины, ни милосердия, ни Богопознания. Клятва и обман, убийство и воровство крайне распространились у них, и кровопролитие следует за кровопролитием. За то восплачет земля эта, и изнемогут все, живущие на ней. Я буду для вас как лев. Буду нападать на вас, как лишённая детей медведица, и раздирать вместилище сердца вашего, и поедать его, как львица. Я возненавидел вас за злые дела; изгоню вас из дома Моего, не буду больше любить вас. В скорби своей будете с раннего утра искать Меня и говорить: „Пойдём и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил – Он и исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны“. Возвратись, Израиль, к Господу, Богу твоему, ибо споткнулся ты о грех твой! Принеси слова свои и вернись к Господу, скажи Ему: „Прости все беззакония и прими добрые дела, как приносим тельцов в жертву“. А Я, Господь Бог ваш от самой земли египетской, опять поселю вас в кущах, как во дни праздника. От власти ада Я искуплю вас и от смерти избавлю вас. Я буду росою для Израиля; он расцветёт, как лилия, и пустит корни свои. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины. Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконники падут на них».

 

Исаия

 

В год смерти иудейского царя Озии (790–739 г. до Р. Х.) начал свои проповеди Исаия, сын Амоса, которому суждено было стать одним из величайших иудейских пророков. Однажды, когда молодой Исаия молился в храме, молния разорвала тьму и он увидел Господа, сидящего на Своём престоле. Вокруг него стояли серафимы, и у каждого было шесть крыл; двумя они закрывали свои лица, двумя – ноги, а двумя летали. Серафимы взывали друг к другу и говорили: «Свят, Свят, Свят Господь! Вся земля полна славы Его!» Исаия воскликнул в ужасе: «Горе мне! Я погиб! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Господа». Тут к нему подлетел один из серафимов, а в руке у него был горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. Серафим вложил уголь в рот Исаии и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твоё удалено от тебя и грех твой очищен». Тут Исаия услышал голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать? И кто пойдёт для Нас?» Исаия сказал: «Вот я, пошли меня!» Бог велел ему: «Пойди и скажи этому народу: „Слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да и не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их“». Исаия спросил Господа, долго ли народ будет пребывать в таком нравственном огрубении, и получил от Него в ответ откровение о грядущих бедствиях, ожидающих евреев. Господь отвечал: «Доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и дома без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет. И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле. И если ещё останется десятая часть на ней и возвратится, и она опять будет разорена…»

Исаия стал пророчествовать перед жителями столицы и говорил от имени Господа, подразумевая Его под именем Возлюбленного.

«Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине плодородной горы, и Он обнёс его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нём отборные виноградные лозы, и построил башни посреди его, и ожидал, что он принесёт добрые гроздья, а он принёс дикие ягоды. И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что ещё надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесёт добрые гроздья, он принёс дикие ягоды? Итак, Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, – и зарастёт он тернами и волчцами, и повелю облакам не поливать на него дождя. Виноградник Господа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение его. И ждал Он правосудия, но вот – кровопролитие; ждал правды, но вот – вопль.

Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остаётся места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мне сказал Господь: „Многочисленные дома эти будут пусты, большие и красивые – без жителей. Горе тем, которые с раннего утра и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. За то народ мой пойдёт в плен, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдут туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их. Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою! Горе тем, которые поставляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострёт Он руку Свою на него, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помёт на улицах…“».

В 735 г. до Р. Х. иудейский престол занял внук Озии Ахаз (735–715 гг. до Р. Х.). Из всех иудейских царей он был самым нечестивым. Мало того, что он совершал жертвы и курения на высотах, он пошёл ещё дальше – сделал литые статуи Ваала и совершал перед ними жертвоприношения по обычаю ханаанеев. За его грехи Господь предал Иудею в руки сирийцев и израильтян. Израильский царь Факей (740–732 гг. до Р. Х.) и сирийский Ризон II вторглись тогда соединёнными силами в Иудейское царство и осадили Иерусалим. Десятки тысяч иудеев были захвачены в плен и уведены в полон. К этим бедам прибавились другие: против иудеев выступили идумеи и филистимляне. Они захватили Вефсамис, Аиалон, Гедероф, Сохо, Фимнаф, Гимзо и ещё целый ряд городов поменьше. В эту тревожную минуту Исаия, побуждаемый Господом, явился у водопровода Верхнего пруда, где Ахаз наблюдал за оборонительными работами, и сказал: «Будь спокоен; не страшись, и да не унывает сердце твоё от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Ризона и сириян и Факея, сына Ремалиина. Сирия и Израиль умышляют против тебя зло, говоря: „Пойдём на Иудею и возмутим её и овладеем ею“. Но Господь Бог так говорит: „Это не состоится и не сбудется. Если вы не верите в это, то потому, что вы не удостоверены“».

И Исаия потребовал у царя: «Проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси его или в глубине или на высоте». Но Ахаз отказался: «Не буду просить, и не буду искушать Господа». Тогда Исаия произнёс одно из своих самых замечательных и таинственных пророчеств, которое начиналось словами: «Слушайте же, дом Давидов! Разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак, Сам Господь даст вам знамение: Дева во чреве примет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил. Он будет питаться молоком и мёдом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде, нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями её…»

Это пророчество имело несколько значений. Явный и прямой смысл его был следующий: «Не успеет родившийся ныне ребёнок набраться разума, как все твои враги будут повержены». Оно исполнилось в самом скором времени. Но пророчество имело также и другое значение, относившееся к таинственному будущему, и предвещало явление грядущего Спасителя (по‑еврейски, Мессии). В этом смысле пророчество поразительным образом исполнилось спустя семь веков в земной жизни Иисуса Христа.

Тем временем вновь усилилась Ассирия. Исаия остро чувствовал исходящую от неё угрозу и не раз предрекал великое «горе» Самарии и её жителям – ефремлянам. Исаия писал: «Горе (Самарии) венку гордости пьяных ефремлян, увядшему цветку красивого убранства его, который на вершине тучной долины сражённых вином! Вот, крепкий и сильный у Господа, как ливень с градом и губительный вихрь, как разлившееся наводнение бурных вод, с силою повергнет его на землю. Ногами попирается венок гордости пьяных ефремлян. И с увядшим цветком красивого убранства его делается то же, что бывает с созревшею прежде времени смоквою, которую, как скоро кто увидит, тотчас берёт в руку и проглатывает…»

Это пророчество начало исполняться в 724 г. до Р. Х., когда ассирийский царь Саламансар V (727–722 гг. до Р. Х.) узнал об измене израильского царя Осии (732–722 гг. до Р. Х.), посылавшего послов к египетскому фараону и медлившего с доставкой положенной дани. Саламансар двинул на Самарию свою армию и три года держал город в осаде. Из‑за внутренних смут ему так и не удалось взять её. В 722 г. до Р. Х. противники царя подняли против него мятеж и возвели на престол Саргона II (722–705 гг. до Р. Х.). Впрочем, для израильтян эта перемена не имела большого значения. В первый же год своего правления Саргон взял израильскую столицу Самарию, пленил царя Осию и разгромил всю страну. Большая часть Палестины, вся Сирия и значительная часть побережья Средиземного моря вошли в состав Ассирийской державы. Эти территории были разделены на отдельные провинции, управляемые ассирийскими чиновниками. Более 27 тысяч знатных и богатых израильтян с их семьями были после этого насильно переселены в Мидию, Месопотамию и Ассирию. Никаких упоминаний об их дальнейшей судьбе не сохранилось. Видимо, они бесследно растворились в чужой земле среди бесчисленных племён и народов Востока. Таким образом, из двенадцати колен Израиля в Палестине осталось только одно колено Иудино и какая‑то часть колена Вениаминова.

На место уведённых в плен евреев в Палестину пригнали народ хуфейцев из завоёванных ассирийцами областей Нижнего Тигра. Они овладели прежними израильскими городами и стали жить в них. Очень скоро они приняли местную культуру и язык, утратили своё старое имя, а стали именоваться самарянами. Пришельцы построили храмы, поставили в них идолов своих богов и стали служить им. Но поскольку самаряне не чтили Господа, то Господь стал посылать на них львов, которые постоянно нападали на людей, не давая тем выйти из города. Ассирийскому царю донесли: «Народы, которые ты переселил и поселил в городах самарийских, не знают закона Богатой земли, и за то Он посылает на них львов, и вот они умерщвляют их, потому что те не знают закона Бога той земли». Царь сказал: «Отправьте туда одного из священников, которых вы выселили оттуда; пусть придёт и живёт там. Он научит их закону Бога той земли». И пришёл один из священников, которых выселили из Самарии. Он поселился в Вефиле и стал обучать тамошних жителей, как чтить Господа. Самаряне избрали из своей среды священников высот, стали приносить жертвы Господу и приняли многие обычаи евреев. Однако, служа Господу, они продолжали чтить и своих старых богов.

Жестокие удары, постигшие Израиль, нисколько не вразумили иудейского царя. Побывав в Дамаске, Ахаз послал к первосвященнику Урии чертёж ассирийского жертвенника. Урия должен был соорудить в Иерусалиме точно такой же. С этого времени Ахаз совершал на нём свои жертвоприношения, а жертвенник Господу был отодвинут в сторону и поставлен сбоку от него. Вновь буйным цветом расцвели языческие культы. По всем углам Иерусалима понастроили жертвенники ассирийским богам. Храм Господень был заперт. Тут не горели светильники и не сожигались курения. Зато постоянно возносились жертвы перед идолом Астарты. При храме находились «домы блудилищные», где женщины ткали одежды для этой богини. Под самыми стенами Иерусалима возвели новое капище в честь финикийского божества Молоха. Внутри большого идола размещалась печь, а под поднятыми руками – жертвенник, на котором происходило заклание детей. Ахаз сам дал пример ревнивого служения этому кровожадному богу, принеся ему в жертву одного из своих сыновей. Хотя Яхве продолжал почитаться, истинное поклонение Господу оказалось заменено идолопоклонством и почти забыто.

В эти годы Господь не раз через пророка Исаию обращался к Своему народу, призывая его к исправлению. Исаия писал: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: „Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осёл – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обременённый беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, – повернули назад. К чему Мне множество жертв ваших? Я пресыщен всесожжением овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречётесь, и будете упорствовать, то меч пожрёт вас“».

После завоевания Израиля внимание Саргона оказалось надолго отвлечено к южным пределам его державы. Здесь шли беспрерывные войны с непокорным Вавилоном. Лишь в 710 г. до Р. Х. Саргон смог вернуть себе эту важную область. За 16 лет его царствования Ассирийская держава заметно расширилась в своих размерах и простиралась теперь от Средиземного моря до Персидского залива. Чтобы подчеркнуть своё могущество, Саргон построил неподалёку от Ниневии новую столицу – Дур‑Шаррукин, украсив её величественными храмами и великолепными дворцами. Но прожил он в ней совсем недолго – в 705 г. до Р. Х. царь погиб во время похода в Малую Азию.

Исаия приветствовал кончину жестокого владыки. Он писал: «…Не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык, поражавший народы в ярости ударами неотвратимыми, во гневе господствовавший над племенами. Вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости. Ад преисподней пришёл в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе своём. В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: „тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?“ Все цари народов, все лежат с честью, каждый в своей усыпальнице; а ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых. Ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле».

Мы не знаем точной даты смерти пророка Исаии. Ясность мысли и поразительная сила слова не покидали его до самого конца. Незадолго до своей кончины Исаия имел от Бога удивительное пророчество. Оно относилось к далёкому будущему и возвещало, как считают, грядущее царствование Мессии (Христа): «И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его; и почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого. Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море…»

 

Езекия

 

После смерти Ахаза на престол вступил его сын Езекия (715–686 гг. до Р. Х.). В противоположность отцу, нечестивому и склонному ко всему ассирийскому, он, напротив, оказался человеком добропорядочным, справедливым и богобоязненным. Такого государя не было в Иудее со времён Давида. С первых дней он прилепился к Господу и больше уже не отступал от Него, соблюдая все заповеди, данные в своё время Моисеем.

В первый же месяц своего царствования Езекия отворил двери храма, велел собраться священникам, левитам и сказал им: «Послушайте меня левиты! Ныне осветитесь сами, осветите дом Господень и выбросьте всю нечистоту из святилища!» Священники вошли внутрь дома Господня и вынесли оттуда всё, имеющее отношение к языческим культам. Царь велел разбить все статуи, срубить дубравы и истребил даже медного змея, которого сделал когда‑то Моисей и который давно превратился в объект идолопоклонства.

Вслед за тем Езекия послал созывать всех евреев из Иудеи и из земли Израильской, чтобы они пришли в Иерусалим для совершения Пасхи. Ведь уже многие годы (с самой кончины Соломона!) Пасху не отмечали как национальный праздник. В положенный срок в Иерусалиме собралось множество народа. В священном рвении люди ниспровергли все жертвенники и всё, на чём совершалось курение идолам. После этого народ в течение двух недель праздновал Пасху. Люди веселились и радовались, а царь выставил для пришедших тысячу быков и десять тысяч голов мелкого скота. По окончании праздника народ стал расходиться из Иерусалима, разрушая по пути все жертвенники.

В 701 г. до Р. Х. в Иудею вторглась огромная ассирийская армия под руководством царского военачальника Рабсака. Езекия заперся в Иерусалиме. Он собрал народ у городских ворот и объявил ему: «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя ассирийского и того множества воинов, которое пришло с ним. Потому что с нами больше, нежели с ним. С ним сила телесная, а с нами Господь Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться вместе с нами». Тем временем к городу подступил Рабсак с большим войском. Встретившись у стен Иерусалима с иудейскими послами, он надменно спросил у них: «На кого вы уповаете, что посмели отложиться от моего господина?» Потом он обратился к иудейским воинам, стоявшим на стене, и сказал им: «Так говорит царь ассирийский: „Пусть не обольщает вас Езекия! Ясно каждому, что он не сможет спасти вас от моей руки. Я знаю, что он обнадёживает вас именем вашего Господа и говорит вам: „Спасёт нас Господь, и не будет этот город отдан в руки царя ассирийского“. Но разве спасли боги те народы, которые находятся в моей власти? Где боги Арпада и Иввы? И где был ваш Господь, когда мы овладели Самарией? Так неужели Он спасёт от моей руки Иерусалим? Оставьте пустые надежды и не слушайте Езекии! Примиритесь со мной и выйдите ко мне. И пусть каждый спокойно живёт в своём доме до тех пор, пока я не отведу вас в землю такую же, как ваша: в землю плодов и виноградников, в землю масличных деревьев и мёда, и будете жить там и не умрёте“».

Когда царь Езекия услыхал об этих речах, то разодрал свои одежды и пошёл в храм. Он молился перед лицом Господним и говорил: «Господи Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли. Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твоё и услышь слова Синахериба, который поносил Тебя, Бога живого! Правда, о Господи, цари ассирийские разорили многие народы и побросали богов их в огонь. Но ведь это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень. Потому и истребили их. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его, пусть узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один».

В тот же день было слово Господнее к пророку Исаии. Он послал к Езекии сказать: «Так говорит Господь Бог Израилев: „То, о чём ты молился Мне против Синахериба, царя ассирийского, Я услышал. Вот слово Моё о нём: „За твою дерзость против Меня и за то, что твоё надменное слово дошло до Моих ушей, Я вложу кольцо в ноздри твои и удила в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогой, которой ты пришёл“. Пусть Езекия оставит свои печали. Ибо царь ассирийский не войдёт в Иерусалим, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Я буду охранять город этот, чтобы спасти его ради Себя и ради раба Моего Давида“».

И случилось в ту ночь великое чудо: пошёл ангел Господень и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. Рабсак встал поутру и увидел вокруг себя одних мертвецов. Так ничего и не сделав, он в страхе отступил от Иерусалима и возвратился к Синахерибу.

Едва отступила внешняя угроза, на Езекию обрушилось новое горе: царь заболел и тяжко страдал от своего недуга. Тут пришёл к нему пророк Исаия и сказал: «Так говорит Господь: „Сделай завещание для дома твоего, ибо умрёшь ты и не выздоровеешь!“». Услыхав эти страшные слова, Езекия отвернулся лицом к стене и молился Господу: «О Господи! Вспомни, что я ходил перед лицом Твоим верно и с преданным сердцем, и делал угодное в очах Твоих». Говоря так, Езекия горько заплакал. Исаия ещё не вышел из города, как было к нему слово Господне: «Возвратись и скажи владыке народа Моего: „Так говорит Господь! Я услышал твою молитву и увидел твои слёзы. Вот, Я исцелю тебя; в третий день войдёшь в храм Божий и излечишься от болезни своей, и прибавлю Я ко дням твоим ещё пятнадцать лет, и от ассирийцев буду защищать Иудею до самой твоей смерти“».

Исаия вернулся к царю и сказал всё, что велел ему Господь. Езекия не мог поверить своему счастью. «Дай мне знамение, подтверждающее твои слова», – попросил он. «Взгляни на солнечные часы против твоего окна, – велел ему пророк. – Удлинить тень их или укоротить?» – «Легко тени двинуться вперёд, – отвечал больной. – Но повернуть время вспять и заставить тень укоротиться под силу одному Всевышнему». Исаия воззвал к Богу, и в то же мгновение тень солнечных часов на глазах у всех укоротилась на десять ступеней.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: