В. В. Вдовенко
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
ПРОГРАММИРОВАНИЕ
Утверждено редакционно-издательским советом
университета в качестве лабораторного практикума
для бакалавров направлений подготовки
09.03.02 «Информационные системы»
и 09.03.04 «Программная инженерия»
очной формы обучения
Красноярск 2021
УДК 519.682(075.8)
ББК 32.973.26-01я7
В25
Рецензенты:
кандидат технических наук, доцент Е. Е. Носкова
(Сибирский федеральный университет);
кандидат технических наук, профессор А. Г. Суворов
(Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М. Ф. Решетнева)
Вдовенко, В. В.
В25 Объектно-ориентированное программирование: лаб. практикум для
бакалавров направлений подготовки 09.03.02 «Информационные
системы» и 09.03.04 «Программная инженерия» очной формы обу-
чения / В. В. Вдовенко; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. – Красноярск,
2021. – 104 с.
Приведены описания девяти лабораторных работ, входящих в состав курса «Объектно-ориентированное программирование». Лабораторные работы нацелены на получение практических навыков по реализации технологии объектно-ориентированного программирования средствами языка C#.
Предназначен для студентов, обучающихся по направлениям бакалавриата 230200.62 «Информационные системы» и 231000.62 «Программная инженерия», очной формы обучения.
УДК 519.682(075.8)
ББК 32.973-01я7
© Сибирский государственный аэрокосмический
университет имени академика М. Ф. Решетнева, 2014
© Вдовенко В. В., 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие........................................................................................... 4
Лабораторная работа 1. Обработка текстовой информации,
символы и строки......................................................................... 6
Лабораторная работа 2. Создание классов...................................... 20
Лабораторная работа 3. Наследование классов............................... 28
Лабораторная работа 4. Программирование
с использованием интерфейсов.................................................. 35
Лабораторная работа 5. Разработка приложений
в среде Windows. Диалоговые окна. Меню............................... 37
Лабораторная работа 6. Программирование графики.................... 52
Лабораторная работа 7. Работа с файловой системой.................... 58
Лабораторная работа 8. Работа с данными в формате XML.......... 67
Лабораторная работа 9. Разработка многопоточных
приложений.................................................................................. 90
Послесловие........................................................................................... 100
Библиографический список................................................................. 101
![]() | |||
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данный лабораторный практикум написан в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Объектно-ориентированное программирование», которая входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин учебного плана по направлениям подготовки бакалавров 230200.62 «Информационные системы» и 231000.62 «Программная инженерия».
Целью лабораторного практикума является формирование
у студентов профессиональных компетенций и практических навыков по реализации методологии объектно-ориентированного программирования на одном из наиболее популярных в течение последнего
десятилетия языков программирования– языкеC#. Объектно-ориен-тированная методология неотделима от языка С#, и все программы на этом языке имеют объектную ориентацию.
Лабораторный практикум состоит из девяти лабораторных работ, на выполнение которых в соответствии с учебным планом отводится 34 часа аудиторных занятий. Работы посвящены изучению таких базовых понятий дисциплины «Объектно-ориентированное программирование», как классы и объекты, наследование, интерфейсы, работа с классами библиотеки классов платформы. NET.
Лабораторные работы 1–4 нацелены на разработку собственных классов, а лабораторные работы 5–9 посвящены применению библиотечных классов для решения самых типичных задач, которые встречаются в практике программирования, таких как работа с графикой, файловой системой, XML - документами и разработка многопоточных приложений.
Все лабораторные работы имеют одинаковую структуру: вначале формулируются цели и задачи, затем приводятся краткие теоретические сведения по теме работы, дается порядок выполнения, в заключение предлагаются контрольные вопросы и варианты практических заданий, при выполнении которых студенты могут использовать среду программирования Visual Studio.NET.
Для улучшения восприятия материала в тексте практикума служебные слова, операторы языка С# и листинги программ в примерах выделены шрифтом полужирного начертания.
При подготовке к защите лабораторной работы студент должен изучить теоретический материал по теме, выполнить практическое задание по разработке приложения, оформить отчет и на защите
работы устно ответить на несколько контрольных вопросов из предлагаемого списка. Преподаватель при сдаче студентом лабораторной работы выставляет определенный балл, размер которого определяется рейтинг-планом дисциплины.
Автор надеется, что данный лабораторный практикум будет полезен следующим категориям читателей:
– студентам вузов, изучающим языки и современные технологии программирования;
– преподавателям, ведущим практические и лабораторные занятия по языкам и технологиям программирования;
– слушателям системы профессиональной переподготовки кадров, желающим получить специальность «Программист ЭВМ»;
– лицам, желающим самостоятельно изучить язык С# и основы быстрой разработки приложений для платформы.NET.
Материал практикума также может быть полезен при выполнении курсовых работ и выпускной работы бакалавра для создания программного обеспечения информационных систем.
Замечания и предложения по улучшению лабораторного практикума автор просит направлять по адресу: 660014, г. Красноярск,
проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 31, Сибирский
государственный аэрокосмический университет имени академика
М. Ф. Решетнева, кафедра информатики и вычислительной техники; адрес электронной почты: vdovenco_vv.@inbox.ru.
![]() |
Лабораторная работа 1
ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, СИМВОЛЫ
И СТРОКИ
Цель работы: приобретение практических навыков по применению классов библиотеки FCL для работы с символами и строками в программах на языке C#.
Задачи работы:
– изучить классы библиотеки FCL, предназначенные для обработки строк и символов в программах на языке С#;
– выполнить практическое задание по применению этих классов.