ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы состоит в том, что процесс становления правового государства в Российской Федерации всё ещё не завершён, хотя с момента распада СССР минуло уже 28 лет. Сложным остаётся и восприятие Конституции обществом, которое так и не стало гражданским в полном смысле этого понятия, и властью, которая не всегда действует в соответствии с Основным Законом, умело манипулируя им.
Кроме того, актуальности данной теме прибавляют участившиеся разговоры о вероятном внесении изменений в Конституцию, способным затронуть даже базовые конституционные характеристики Российской Федерации (хотя, как правило, речь идёт об изменении формы правления, это в любом случае взаимосвязано и с другими характеристиками, в т. ч. со статусом России как правового государства). А ведь то, насколько часто и кардинально меняется законодательство и, тем более, Основной Закон, говорит об уровне развития правового государства в стране.
Степень изученности темы находится на достаточно высоком уровне. Конституционные характеристики Российской Федерации были предметом исследования председателя Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькина (который, к слову, и предлагал внести изменения в Конституцию), Л. Р. Стрейкмане, писавшего о форме правления в Российской Федерации, а также зарубежного специалиста по России Ричарда Саквы. Более того, о концепции правового государства (точнее социалистического правового государства) ещё в советский период писали Кудрявцев В. Н., Лукашева Е. А., Нерсесянц В. С., однако их работы не лишены определённой идеологизированности.
Объект исследования – конституционные характеристики Российской Федерации. Предмет – Российская Федерация как правовое государство.
|
Цель – раскрыть сущность конституционных характеристик Российской Федерации как правового государства.
Задачи:
1) дать определение конституционной характеристике;
2) описать все конституционные характеристики Российской Федерации;
3) показать признаки правового государства;
4) охарактеризовать Российскую Федерацию как правовое государство.
Методы исследования. В данной работе были применены анализ юридических документов, ситуационный анализ, экспертные оценки и синтез полученных результатов.
Юридическую базу исследования составили законы Российской Федерации, прежде всего, Конституция, на основе которой строится ключевая часть работы. Также автором во вспомогательных целях были использованы Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Декларация СНД РСФСР "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" и Федеральные законы "О свободе совести и о религиозных объединениях" N 125-ФЗ, "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ, "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ и "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ.
Научная новизна исследования состоит в предложенным автором определении конституционных характеристик Российской Федерации как «классических», в связи с тем, что иные основы конституционного строя также характеризуют нашу страну и поэтому могут быть причисленными к таковым.
|
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов и заключения.
Раздел 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Понятие конституционной характеристики
Говоря о конституционной характеристике как о термине, следует отметить, что чаще всего под ней имеются в виду нормы, закреплённые в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ, но в более широком значении конституционная характеристика – это черта, говорящая о природе государства или, если использовать более научный язык, определяющая конституционный строй и страну в целом. Поэтому в данной работе предлагается назвать вышеуказанные положения «классическими конституционными характеристиками».
Сам конституционный строй основывается на особых принципах или базовых началах, проистекающих из взаимоотношений человека (личности), общества и государства. Исходя из духа закона, можно сказать, что сегодня в России государство являет собой политическую организацию гражданского общества (хотя споры о том, сформировалось ли оно до конца в нашей стране, пока что не окончены), носит демократический правовой характер, а человек в нём, его права и свободы, честь и достоинство считаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита, соответственно, являются основным предназначением государства (опять же безотносительно действительности, несколько отличающейся от прописанных норм).
Институт основ конституционного строя, занимающий главное место в системе конституционного права России, составляют закрепляющие его основы конституционно-правовые нормы, формы и институции политического устройства общества, а также основы экономической системы, устоявшейся в стране.
|
Эти нормы вынесены в гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ, что говорит об их исключительной важности. Также на себя обращает внимание тот факт, что каждый из принципов, выраженных в упомянутых нормах, является фундаментом, некой отправной точкой для положений последующих глав Конституции.[1] Содержание некоторых из этих основ выражается не в одной, а сразу в нескольких статьях. Как уже было отмечено, общая правовая характеристика России закреплена в ст. 1, 7 и 14 Конституции. В ней Российская Федерация определяется как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1, ч. 1); как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7, ч. 1); и как светское государство, в котором «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»[2] (ст. 14, ч. 1), о чём подробнее будет рассказано в последующих параграфах.
Таким образом, Российская Федерация сформирована как конституционное государство, т.е. такое, что ограничивает себя рамками Основного Закона, как и должно быть в демократическом государстве.
К числу вышеприведённых характеристик конституционного строя России следует отнести и такие основополагающие принципы устройства государства и общества, как:
1) человек, а также его права и свободы в качестве высшей ценности;
2) народовластие, т.е. демократия как таковая;
3) полнота суверенитета (независимости) Российской Федерации;
4) равноправие субъектов РФ, положенное в основу федерализма;
5) единое и равное гражданство вне зависимости от путей и способов его приобретения;
6) гарантия экономической свободы как условия развития экономической системы;
7) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
8) гарантии местного самоуправления и независимости его органов от государственной власти;
9) идеологическое многообразие и проистекающий из него политический плюрализм (принцип многопартийности);
10) приоритет закона (верховенство права);
11) приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, перед национальным правом;
12) особый порядок внесений изменений в положения Конституции РФ, составляющие основы конституционного строя, закреплённый в главе 9.[3]
Рассмотрим каждый принцип поподробнее. Признавая человека, а также его права и свободы как высшую ценность, Конституция таким способом устанавливает порядок взаимоотношения государства с гражданином. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — как отмечает ст. 2 Конституции, — обязанность государства».[4] Именно этот принцип заложен в основу правового статуса человека и гражданина, которому посвящена вся гл. 2 Конституции РФ целиком, а также говорит о перспективах развития правового государства.
Такая конституционная характеристика России, как демократическое государство дополнительно раскрывается в ст. 3 Конституции РФ, согласно которой «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ» (ч. 1). Суть принципа народовластия – непосредственное осуществление народом власти через референдумы (хотя за всю историю был только один референдум) и свободные выборы в форме прямой демократии, а также в форме опосредованной демократии через избрание представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. И естественно, что демократия защищается конституционным запретом «присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий – согласно последней части ст. 3 – преследуется по федеральному закону».[5]
Следующий признак, полнота суверенитета, составляет основу самой государственности Российской Федерации, как и любой другой страны в соответствии с определением государства. Содержание этой характеристики заключается в верховенстве государственной власти, её единстве, независимости в отношениях с иностранными государствами. Безусловно, Россия имеет федеративное устройство, но при этом является целостным государством, а Конституция и другие законы действуют на всей её территории. Нормы ст. 4 перебрасывают «мостик» на положения гл. 3 Конституции, посвящённых федеративному устройству.
Жизнеспособным и стабильным федеративное государство может быть только при условии равноправия его частей, что закреплено в следующей, пятой статье, которая в 1-ой части перечисляет все виды субъектов РФ: республики (государства), края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, – называя их равноправными. Часть 4 уточняет, что здесь имеется в виду их равенство по отношению к федеральному центру. К сожалению, фактическое равенство между субъектами РФ так не было достигнуто,[6] но это уже не входит в тему данного исследования.
Из принципа единства федеративного государства логически вытекает принцип единства гражданства, что является основной составляющей правового положения личности, пользующейся в полном объёме правами и свободами лишь на территории своего государства. Единство и равность гражданства независимо от оснований и способов его приобретения прописано в ст. 6 Конституции РФ. В ч. 3 впервые устанавливается конституционный запрет на лишение человека российского гражданства, также, как и запрет на изменение российского гражданства на иное.
Поскольку Конституция РФ писалась вскоре после падения социалистической системы, особое место в ней отведено и для характеристики России как государства с рыночной экономикой. На это указывают статьи 8 и 9, гарантируя единообразное гражданско-правовое регулирование на всей территории РФ, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признавая и защищая равным образом частную, государственную и муниципальную формы собственности, оставляя при этом возможность для существования иных форм, в т. ч. на землю. Там же оговаривается особая значимость земли и других природных ресурсов для жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Как демократическое и правовое государство Россию характеризует разделение властей на три ветви (как и в других странах): законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Само разделение власти задумывалось во избежание произвола органов государственной (прежде всего исполнительной) власти в своей деятельности. Поэтому полномочия между ними разделены так, чтобы их работа максимально благоприятствовала реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнению конституционных обязанностей.
И далее ст. 11 даёт перечень органов, осуществляющих государственную власть в России: Президент РФ, Федеральное Собрание (состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство РФ и суды Российской Федерации (Конституционный Суд, Верховный Суд и иные федеральные суды). Каждому из них посвящена своя глава. Положение о прокуратуре содержится в статье 129, не указывая на место этого органа в системе разделения властей, хотя и дополняя собой главу 7 о судебной власти.[7]
Не менее важным принципом демократического правового государства является гарантия местного самоуправления (в ст. 12). Поскольку они не относятся к системе органов государственной власти, Конституция не закрепляет их виды, но указывает на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, определяемых соответствующим федеральным законом.[8]
В следующей статье, тринадцатой, устанавливаются два принципа, касающихся организации и развития политической системы общества: идеологического многообразия и политического плюрализма (т.е. политического многообразия). Первый состоит в том, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Второй имеет в виду многопартийную систему. Главной характеристикой практического осуществления этих принципов выступает гарантированное Конституцией равенство всех общественных объединений перед законом (ч. 4). Единственным исключением из принципа политического плюрализма можно назвать запрет на создание таких общественных объединений, чья цель или деятельность направлена «на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».[9]
Важен для характеристики России и тот факт, что она является конституционным государством, в котором Конституция как Основной Закон наделена высшей юридической силой, что означает её прямое действие на всей территории РФ при применении судьями во время отправления правосудия. Также это означает, что ни один закон или иной правовой акт не может противоречить ей. Главным проявлением принципа приоритета закона можно назвать конституционное принуждение всех органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, работающих в них, и, конечно, граждан и их объединений соблюдать Конституцию и законы всех уровней (ч. 2 ст. 15). Внутреннее наполнение этого принципа дополнено конституционной гарантией, которая устанавливает правовые ограничения для государства, в чьи интересы входит соблюдение законов, поскольку именно оно их издаёт, заключающиеся в запрете на применение официально неопубликованных для всеобщего сведения законов, особенно, затрагивающих права и свободы гражданина (ч. 3 ст. 15).[10]
Отдельно стоит упомянуть принцип признания приоритета общепризнанных норм международного права и международных договоров Российской Федерации по отношению к национальному праву, характеризующий место и статус России в международном сообществе, хотя для него нет самостоятельной статьи (ч. 4 ст. 15). Будучи страной-членом ООН, Совета Европы и других международных правительственных организаций, Россия, заключая договоры с другими странами принимает на себя обязательства, которые вытекают из решений, принятых этими организациями. Однако в состав нашей правовой системы такие нормы включаются только после прохождения процедуры ратификации, т.е. утверждения, этих актов Государственной Думой.[11] Осуществление этого принципа гарантируется конституционно закреплённым требованием, гласящим, что «если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».[12]
И как основополагающий принцип, который обеспечивает не только стабильность Основного Закона, но и стабильность государственного строя нашей страны, выступает особый порядок внесения изменений в положения Конституции, определяющих основы конституционного строя в России. Статья 16 содержит по этому поводу 2 части:
во-первых, основы конституционного строя не пересматриваются в порядке, отличном от того, что прописан в главе 9;
во-вторых, «никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации».[13]