Прежде чем начать говорить о правовом государстве, следует дать ему определение, которого будет придерживаться автор данной работы. Под таким государством принято понимать соответствующую форму организации политической власти в стране, основанную на верховенстве права и законности, прав и свобод человека и гражданина, равенстве всех перед законом и независимым судом. Иными словами, правовое государство (особенно в соединении с демократическим и социальным государством) — это важнейшая составляющая гражданского общества, в чьей основе лежит свобода людей и принцип разделения властей.[25] В таком государстве источником власти и легитимации всех его органов и должностных лиц является суверенитет народа.
Суверенитет народа означает следующее:
1) народ выступает в качестве субъекта публичной власти, как государственной, так и негосударственной (муниципальной), как совокупность всего населения страны, имеющего гражданство;
2) суверенитет власти народа характеризуется верховенством, что проявляется, когда народ выступает в качестве единого целого и являет собой единственного носителя публичной власти и выразителя верховной власти во всех её возможных формах и конкретных проявлениях;
3) суверенная власть народа может распространяться на все те отношения в обществе, что представляют общественный интерес в масштабах всего государства. Данная особенность говорит о полноценности суверенной власти народа.
Самой идее правового государства уже несколько столетий, однако в качестве целостной концепции она сложилась только в эпоху Нового времени, когда происходило становление буржуазного общества, сопровождаясь усилением всесторонней критики феодальных порядков и присущих им произвола и беззакония, и когда общество впервые решительно осудило безответственность перед ним власть предержащих. Основной вклад в идею правового государства по праву принадлежит Дж. Локку, Ш. Монтескьё и другим мыслителям эпохи Просвещения. Практическое же применение они нашли в конституционном законодательстве Соединённых Штатов Америки и революционной Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утверждается в немецкой литературе к 1830-ым гг.
|
К признакам правового государства относятся:
1) верховенство права и закона во всех аспектах жизни общества;
2) равенство всех перед законом;
3) разделение властей (как правило, на три ветви по Ш. Монтескьё: исполнительную, законодательную и судебную);
4) действительность прав и свобод человека, их юридическая и социальная защищённость.
5) признание этих прав и свобод человека в качестве высшей ценности;
6) взаимная ответственность гражданина и государства;
7) политическое и идеологическое многообразие (плюрализм);
8) устойчивость законности и господство правопорядка в обществе.[26]
В своём функционировании правового государство руководствуется следующими базовыми принципами:
во-первых, закон должен господствовать во всех сферах общественной жизни, над всеми его членами, в том числе и над органами власти;
во-вторых, права и свободы человека должны не только признаваться, но и гарантироваться[27] (Эти два права даются человеку уже благодаря одному только факту его рождения, а не даруются правительствами);
|
в-третьих, государство и гражданин должны в равной степени нести ответственность перед законом за свои действия, т.е. так, чтобы их действия подпадали под известную формулу: «Всё, что не запрещено индивиду, ему разрешено; всё, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
в-четвёртых, как один из неотъемлемых признаков правового государства, принцип разделения ветвей власти, исключающий возможность монополизировать политическую власть в стране;
в-пятых, связанный с предыдущим принцип разграничения полномочий между органами власти разных уровней, что особенно важно для федеративных государств, в т. ч. и России;
в-шестых, необходимость контроля над практическим применением законов со стороны независимых судов, арбитража, прокуратуры, налоговых органов, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов общественных отношений.
К сожалению, не каждое государство, имеющее правовую систему и законодательство, может считаться правовым. Мы постоянно имеем возможность убедиться в том, что процесс законотворчества часто бывает направлен на поддержку антидемократических, автократических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с формальным конституционализмом права и свободы лишь декларируются, а демократические институты являются ширмой. По этой причине во взаимоотношениях по-настоящему правового государства и гражданина должен существовать приоритет прав человека, имеющий закрепление в конституции, и который не может нарушаться никакими органами государственной власти.[28]
|
В этом государству, стремящемся к тому, чтобы быть правовым помогает ряд признаваемых мировым сообществом документов, чьё соблюдение позволяет судить о состоянии правовых отношений в обществе. К ним безусловно относятся Устав ООН от 26 июня 1945 г.[29], Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года[30], Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.[31] и пр., чьи дух и буква прямо указывают на то, является ли закон правовым, или нет.
Понятие правового государства самым непосредственным образом связано с понятиями конституционного и демократического государства, поэтому в некотором смысле можно утверждать, что все три термина синонимичны. Правовое государство не может не являться одновременно конституционным и демократическим. В связи с этим очень многие черты демократического государства могут (и даже должны) быть отнесены и к характеристикам правового.
Соответствовать характеристикам правового государства можно только в условиях развитого гражданского общества. При этом государственная власть не должна выстраивать политическую систему на основе этатизма, иными словами оно должно неуклонно придерживаться установленных законов, регулирующих вмешательство в экономику и духовную жизнь общества, не ограничивая свободу предпринимательства и культуры. В функции правового государства входит обеспечение интересов всего народа в целом, но с безусловным учётом прав и свобод человека и гражданина. Иначе такое государство рискует скатиться в тоталитаризм, сохраняя риторику о своём народном характере и опираясь на «диктатуру закона». Таким образом, понятия правового и легистского государства (коим может быть и диктатура) не всегда совпадают друг с другом. Ведь правовое государство сознательно отказывается от абсолютного контроля, избегает юридически необоснованного вторжения в жизнь гражданского общества и в частную жизнь людей, т.е. большинство общественных отношений остаётся в независимости от такого государства.
В свою очередь гражданское общество – это такое свободное, правовое, демократическое общество, которое признаёт ценность каждого человека. Гражданское общество – это не любое, а исключительно высокоразвитое общество, с развитыми отношениями в политической, экономической, социальной, правовой и др. сферах. Для него характерны высокие истинно гражданские и даже нравственные качества его членов. Гражданское общество нельзя отделить от правового государства, поскольку последнее является для него государственно-властной организацией, причём в правовом государстве государственная власть находится в зависимости от гражданского общества и служит для выражения его интересов.[32]
Возвращаясь к вышеуказанным характеристикам правового государства, скажем, что к ним относится уже упомянутый суверенитет народа, выступающего как источник власти, свободные выборы, на которых граждане без какого-либо внешнего давления принимают решение, и наличие независимых от государства средств массовой информации. Последнее имеет особо принципиальное значение, ведь СМИ должны доносить до граждан (в пределах разумного) разнообразные политические мнения, альтернативы и вероятные последствия их реализации.
Это напрямую влияет на идеологический плюрализм и многообразие мнений, т.е. ещё одну характеристику (принцип). Суть принципа в том, чтобы ни одна идеология не имела преимуществ и не могла устанавливаться как государственная или обязательная.
В свою очередь идеологический плюрализм неразрывно связан с многопартийностью. В обществе правового государства должны существовать оппозиционные партии, критикующие государственную власть и выявляющие просчёты, и недостатки в деятельности её представителей. Реальная оппозиция в таком государстве не должна запрещаться, даже более того, должна культивироваться.
Ещё один принцип-характеристика правового государства – это гарантия широких прав и свобод граждан. Это значит, что гарантии в осуществлении своих прав и свобод должны предоставляться всем гражданам без дискриминации по какому-либо признаку. При этом личность в нём достаточно защищена социально и обладает достойным уровнем жизни.
Однако самыми главными признаками правового государства выступают следующие.
1. Верховенство (также господство или приоритет) права, что не совсем тоже самое, что и верховенство закона. Это означает, что в правовом государстве подчинение праву происходит не только со стороны граждан и организаций, но и со стороны самого государства, а деятельность его органов зиждется на нормах права. Причём законы и другие НПА не могут не быть правовыми, т. е. они должны отвечать таким основным принципам права, как приоритет прав человека, справедливость, демократичность, гуманность, разумность и т.д.
2. Верховенство закона, отличающееся от верховенства права примерно также, как и закон отличается от права. Законы, (равно как и другие НПА, принимаемые законодательным органом в установленном порядке или непосредственно народом на референдуме), регулируют самые важные отношения в обществе, имеют высшую юридическую силу в системе национального права, тогда как другие НПА являются относительно федеральных законов (в РФ) подзаконными и не могут противоречить им. И конечно же, в российской системе законодательства на первое место в этой иерархии ставится Конституция – Основной Закон, имеющий наибольшую юридическую силу, именно поэтому правовое государство – это ещё и конституционное государство. А кроме того, данный признак означает то, что закон должен предотвращать произвол.
3. Разделение властей – уже не раз упомянутое в данной работе распределение между тремя традиционными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной), а также государственными органами компетенций и государственно-властных полномочий, причём последние обязаны быть сбалансированно распределены между государственными органами и ветвями власти, а сосредоточение большей части полномочий или даже всех их в компетенции одного государственного органа либо же должностного лица исключается, иначе это может потянуть за собой произвол и беззаконие.
Такая система называется «системой сдержек и противовесов», на которой в правовом государстве стоит организация и деятельность государственной власти. Суть системы в том, чтобы независимые ветви власти могли сдерживать, уравновешивать и контролировать друг друга. При этом для правового государства особенно важное значение имеет сильная и действительно независимая судебная власть, играющая ведущую роль в обеспечении предыдущего признака (верховенства закона), прав и свобод человека.
4. Гарантированные, реально обеспеченные, а не просто провозглашённые широкие права и свободы человека. Для их реального обеспечения и реализации в правовом государстве существуют действительные политические, экономические и другие условия, в том числе, обеспечивается их защита в суде.
Однако к тому, что уже было неоднократно сказано, стоит добавить, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в случае необходимости.
5. Взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином, предполагающая, что за совершённые правонарушения и преступления отвечает не только гражданин, но и государство, а его органы и должностные лица подпадают под юридическую (вплоть до уголовной) ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина.[33]
Наконец, перечислим условия, необходимые для возникновения правового государства:
1) высокий уровень социально-экономического развития, благодаря которому, государство может обеспечить необходимое благосостояние для всех граждан, без чего общественное согласие, стабильность и прочность базовых принципов правового государства недостижимы;
2) многообразие форм собственности в сочетании с обязательным признанием и гарантией права на частную собственность, поскольку лишь в этом случае возможно реально обеспечить граждан всеми правами и свободами, а также, пусть даже и относительно, независимостью от государства;
3) высокий уровень развития общей и, в частности, политической культуры общества, ведь заметная социальная и политическая активность граждан в полном смысле этого слова и их добровольных объединений говорит о способности защитить правовые основы государства и институты демократии.