Суть конституционных характеристик Российской Федерации




Как уже было сказано, основные «классические» конституционные характеристики Российской Федерации содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции. Согласно данным положениям Российская Федерация является демократическим, федеративным, правовым государством с республиканской формой правления, а также социальным и светским государством. И как было отмечено в предыдущем параграфе, все эти характеристики прямо связаны с иными основами конституционного строя, зачастую являясь источником для них и последующих глав Конституции, точно так же, как и друг с другом.

Рассмотрим каждую «классическую» характеристику по порядку. Принципиально важное значение для России, страны с сильной традицией авторитаризма, имеет провозглашение её демократическим государством. Это означает, что:

во-первых, единственный источник власти в стране (равно как и носитель суверенитета) – многонациональный народ России;

во-вторых, государственная власть реализуется согласно воле большинства, но при обязательном соблюдении и учёте прав меньшинства;

в-третьих, власть в нашей стране должна формироваться и осуществляться путём демократических процедур, прежде всего на свободных выборах и через референдум.[14]

Все это должно обеспечить признание и действительную реализацию прав и свобод человека на международном уровне.

Далее, статья 1 Конституции РФ провозглашает нашу страну федеративным государством. Это значит, что из трёх форм территориального устройства – унитарной, федеративной и конфедеративной – Россия избрала вторую, промежуточную по степени централизации. Основы федеративного устройства раскрываются в некоторых последующих статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в целиком ему посвящённой гл. 3 Конституции РФ.[15]

По поводу следующей характеристики Российской Федерации (как правового государства, что указано в ст. 1 Конституции РФ) в научной среде возникают споры. По мнению некоторых учёных и практических деятелей, это утверждение следовало бы разместить, скорее, в преамбуле Основного Закона, поскольку правовое государство пока что не стало данностью, а является лишь целью, к которой надо стремится.[16] Конечно, сложно назвать современную Россию правовым государством, но вместе с тем принятие Конституции в 1993 г. создало в нашей стране принципиально новую правовую ситуацию, вселяющую надежду, что возврата к старому, тоталитарному, противоположному правовому, режиму уже никогда не произойдёт. Как бы то ни было, Конституция РФ полностью отвечает требованиям конституции правового государства, о чём свидетельствуют такие факты:

• Конституция признаёт высшей ценностью основные неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина и закрепляет их гарантий, ориентируясь на уровень международных стандартов;

• она же закрепляет верховенство права в жизни личности, общества и государства, гарантирует примат Конституции и правовых законов (откуда вытекает запрет на неправовые законы);

• Конституция закладывает правовые принципы и способы осуществления государственной власти, систему её разделения как «по горизонтали», так и «по вертикали», а также взаимодействия разных её ветвей и уровней.[17]

Возвращаясь к вышесказанному, отметим, что формирование правового государства – это сложный и долгий процесс. Страна должна проделать огромную работу, чтобы «дорасти» до собственной Конституции. Эта работа прежде всего заключается в преодолении стереотипов правового нигилизма, повышении правовой культуры не только граждан, но и институтов власти всех уровней, формировании таким образом гражданского общества. Исходя из этого, можно поддержать закрепление принципа правового государства в основном тексте Конституции, т. е. как нормы прямого действия. Это можно признать незыблемой основой и своего рода гарантией постепенного движения России в сторону правового государства.

Закрепление статьёй 1 Конституции как одной из конституционных характеристик РФ республиканской формы правления свидетельствует о том, что:

во-первых, государственная власть в России может осуществляться исключительно выборными органами (либо же органами и должностными лицами, которые получают право на властные полномочия от каких-либо выборных органов), а глава государства получает власть непосредственно от народа (в нашей стране, ведь в парламентских республиках президент избирается парламентом), т.е. избирателей, а не по наследству или «от Бога»;

во-вторых, переход на другую, т.е. монархическую, форму правления возможно осуществить только принятием новой конституции, а посягательство на республиканскую форму правления признаётся противоречащим Конституции и преследуется по закону;

в-третьих, монархическая форма правления не может ни закрепляться ни даже упоминаться ни в одном из субъектов РФ.[18]

Чётко указывая на республиканскую форму правления, Конституция РФ, тем не менее, не даёт конкретного, нормативно закреплённого ответа на вопрос про разновидность республиканской формы правления. Очень часто можно встретить утверждения о том, что Российская Федерация является президентской (или даже суперпрезидентской) республикой (О. Е. Кутафин, Е. И. Козлова), с чем можно согласиться, исходя из сегодняшних реалий. Однако проанализировав конституционные нормы, закрепляющие статус разных органов государственной власти в гл. 4–7 Конституции РФ и их взаимодействие друг с другом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на особое положение Президента РФ вне ветвей власти, но с широкими полномочиями в исполнительной, Основным Законом всё-таки подразумевается парламентско-президентская (смешанная) республика в России. В современном мире именно такой тип республики является преобладающим.[19]

Смешанная форма правления закрепляется и в субъектах РФ Федеральным законом 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».[20]

В дополнение к характеристикам, перечисленным в ст. 1 Конституции РФ, в ст. 7 Россия декларируется как социальное государство. В отличие от конституций многих зарубежных государств (Испании, Турции, Франции, ФРГ и др.), где понятие «социальное государство» закреплено достаточно давно, в нашей Конституции этот термин употреблён впервые.

Расположение характеристики социального государства сразу после правового представляется логичным, ведь по-настоящему социальное государство не может быть неправовым. Более того, социальное государство без правового элемента приводит в т. ч. и к произвольному перераспределению национальных богатств в пользу социально слабых, т.е. к уравниловке. Это в свою очередь ведёт к порождению иждивенческих настроений в обществе, потере деятельной инициативности людей, патернализму.

Когда же социальное и правовое государство сочетаются, в обществе создаются равные возможности для всех его членов, исключается регулирование общественных отношений посредством привилегий, гарантируются и защищаются права, свободы и интересы не какой-то одной ограниченной социальной группы, а всех граждан. Именно этот подход в социальной политике государства создаёт условия, при которых обеспечиваются достойная жизнь и свободное развитие человека, гарантируются удовлетворение его социально-экономических потребностей и доступ к необходимым социальным благам.

В ч. 2 ст. 7 Конституции РФ конкретизируются основные направления социальной политики России в качестве социального правового государства: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пенсионного обеспечения, пособий и иных гарантий социальной защиты[21]. Дальнейшая детализация этих направлений прослеживается в отраслевых кодексах: гражданском, трудовом, пенсионном, социальном, семейном, жилищном и др. Также существует прямая связь вышеперечисленных положений Конституции с социально-экономическими и культурными правами человека.

И наконец, рассмотренные выше «классические» конституционные характеристики РФ дополняются ст. 14 Конституции, провозглашающей Россию светским государством. Несмотря на особенную, исторически сильную роль РПЦ в жизни нашего общества, Конституция РФ гласит, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а все религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».[22]

Вместе с тем, Конституция РФ прямо не отделяет школу от церкви, однако этот немаловажный признак светского характера государства закреплён в отраслевом законодательстве.[23] Стоит отметить, что эта норма распространяется на государственные и муниципальные образовательные учреждения; религиозные же организации могут обучать детей религии в них с внесением в образовательную программу по просьбе родителей или опекунов изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.[24]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все конституционные характеристики связаны между собой и гармонически дополняют друг друга. Отсутствие какой-либо из них может привести к разрыву этой целостности. Так, например, государство нельзя будет назвать демократическим и по истине социальным, если оно при этом не является правовым. Поэтому последняя характеристика будет ещё более подробно рассмотрена в следующей главе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: