Субъекты социально-досуговой рекреации




 

Рекреация как форма жизнедеятельности свойственна всем организованным биосистемам, включая и социальные. Все виды популяций подчинены законам биоэнергетики. Субъектом рекреации является каждая единица социального континуума «человек - человечество». Человек - начальная, отправная точка социального континуума субъектов Рекреации.

Потребности в рекреации испытывают индивиды первичных и вторичных, малых и больших социальных групп, территориальных и общественных движений, классов.

Потребность в рекреации и досуге наблюдается в «уставших коллективах», «выдохшихся армиях» (Н. Головин), «застойном обществе».

У разных субъектов досуговой рекреации многие исследователи мечают необычность социальных действий. Поэтому следует различав внутренние критерии и внешние индикаторы.

Критерий сознательных действий является сквозным, определяющим направленность и содержание досугово-рекреационных процессо-

Социологи и психологи отличают субъектов индивидуального сознания (индивиды, диады) от субъектов группового общественного сознания. Следует отличать ориентацию субъекта-индивида на достижение рекреационного эффекта у себя самого и у партнёра. Рекреационный резонанс - особая форма проявления и переживания группово рекреационного эффекта, она выражается в устойчивых взаимодействиях и взаимоотношениях между членами социальной группы.

Диада - досуговая пара партнеров, представляет частично замки тую энергетическую систему.

Элемент индивидуального наблюдается в общем интересе, целях условиях проведения досуга. Связь партнеров характеризуется двум формами взаимодействия: ответного (поочередного) и синхронного.Ответный является промежуточным звеном между субъекто индивидом и субъектом малой группы.

Семья как наиболее характерный пример малой группы с её функцией организации рационального досуга и контроля за его проведение заметно взаимообогащает досуговые интересы. Вся деятельность семь пронизана рекреационными актами. Семейный отдых - это вечерни чаепития, воскресные обеды, походы, хождения в гости, поездки, чтение вслух, интеллектуальные игры. Специфическое, биологическое эмоциональное общение предстает как секрет стабильности социально го института семьи. Функция первичной социализации осуществляется во многом формированием рекреационно-досуговых ценностей и мотивов членов семей.

Зарубежные исследования семейного досуга представлены работам" Элтона Мэйо, С. Паркера, М. Каплана.

Коллектив предстает как объект исследования работоспособности интенсивности труда, морально психологического климата, потребности проведения досуговых мероприятий, ролевого поведения. Японский опыт организации труда и досуга, его трудовой и созидательный потенциал является ярким примером. Коллектив там предстает как вторая семья. Признаками его жизненности являются организация цикличности и трудовой и досуговой активности, хотя такая организация имеет и негативные последствия.

Субъектами территориальных общностей являются жители городов и сел, микрорайонов. Стиль и образ жизни - одно из главных направлений в западной социологии рекреации и досуга. У нас они изучались В.Н. Болговым и В.Г. Гущу, Т.А. Кудриной и А.И. Шендрик.

Увеличение межличностного, интимно-личностного общения является характерной чертой и одновременно проблемой современного образа жизни. Коллективно-групповой характер общения удовлетворяет потребности в эмоциональном сопереживании, мировоззренческом и духовно-нравственном самоопределении, дружбе и товариществе, признании собственной значимости и неповторимости.

Опыт изучения социального взаимодействия в неформальном общении молодых на улицах, в скверах, парках, дома, на дискотеках, к сожалению, является пока прерогативой журналистов, и почти не изучается социологами.

Своеобразие личности обусловливает непредсказуемость ее выбора. Поэтому следует рассматривать личность как субъект творчески-преобразовательной деятельности, направленной на самого себя, и всемерно содействовать пробуждению потребности в самоуправлении и постоянно ее стимулировать.

Культурно-досуговая деятельность является реализацией субъект-объект-субъектных отношений. Противопоставление субъекта и объекта в культурнодосуговой деятельности несостоятельна методологически. Объектами управления в культурно-досуговой деятельности могут быть лишь условия культурно-досуговой деятельности и педагогическое руководство институциональными формами использования свободного времени.

Изучение участника культурно-досуговой деятельности как субъекта самоуправления не снимает необходимости исследования духовно-нравственного, интеллектуально-творческого потенциала субъекта Управления, необходимости формирования и возвышения его потребностей с ориентацией на возникающие интересы и тенденции развития в сфере культуры и досуга.

Непреложное значение в этом имеет принцип «потребность из потребности». Эта необходимость практически диктуется требованием окончательного демонтажа авторитарно-бюрократической системы в сфере досуга.

Основой жизни для большинства молодежи является именно свободное время как основное пространство для самоопределения, реализации своих интересов. Основной круг интересов, норм поведения, традиций формируется в культурно-досуговой деятельности.

Мелочная регламентация способствует отчуждению людей от разнообразных форм социального творчества, подлинных духовных ценностей.

Педагогика сотрудничества как целостная система, определяющая главные направления, формы и методы культурно-досуговой деятельности является основным звеном демократизации.

Появление новых самодеятельных организаций, действующих как совокупный субъект самоуправления - яркое свидетельство процесса демократизации, идущего снизу.

Преодоление отчуждения между личностью и основными социально-культурными инструментами педагогического воздействия - важная задача управленческого процесса. В организации воспитания следует! руководствоваться в учреждениях социально-культурной деятельности следующими принципами:

- от частного интереса личности к ее всестороннему развитию;

- от познавательного интереса к интересу деятельному;

- от активного восприятия к активной деятельности;

- от управления личным интересом, потребностью, к общественно-) значимой деятельности.

Особую роль для социолога представляет выяснение основных типов времяпрепровождения и механизма социального регулирования свободного времени в процессе формирования личности.

В социально-психологическом исследовании на первый план выдвигается отношение личности к своей деятельности, и отсюда ее разделение на самоценную и такую, которая стимулируется потребностями по достижению внешних целей. Педагогический подход охватывает преимущественно изучение целей и основных направлений восприятия, а также методы, формы и средства воздействия на личность в свободное время.

Наиболее серьезные сдвиги в духовной сфере, тесно связанные с культурно-досуговой деятельности определяются:

- освобождением от регламентации и унификации содержания и форм использования свободного времени;

- возрождением духовно-исторического наследия;

- утверждением плюрализма, доступности духовных ценностей;

- крушением политики изоляционизма.

Универсальность досуговой деятельности с точки зрения научно-содержательного и видового разнообразия уникальна. И ее континиум для каждого индивида, региона и каждой общности при едином содержании могут значительно отличаться. Негативный эффект сопровождается системой принуждения и регламентации деятельности молодежи в основных инструментах ее социализации: семье, системе образования, среде общения. Авторитаризм, неуважение к личностному началу, невостребованность личности, пренебрежение ее интересами и потребностями, жесткое ограничение свободы вызывает социально-психологическое противодействие молодежи и выражается в поведенческой и нормативной автономии, отчуждении молодых от родителей и преподавателей. Связь с осознанием своего внутреннего мира, индивидуальности и социально-профессиональным самоопределением обнаруживается не всегда. В результате происходит столкновение противоположных тенденций: авторитаризму в деятельности социального педагога и его основных инструментах воздействия противостоит стремление к самореализации, автономизации и эпатажу у молодежи. А это приводит к возникновению конфликтной ситуации. Опасность усиления этих тенденций небеспочвенна. Ярким примером тому может служить поведение фанатов на футбольных матчах и после них. Детерминированность свободы выбора объективными обстоятельствами: процессом урбанизации и относительно развитой социальной инфраструктурой досуга в условиях рыночной экономики, которая не всегда обеспечивается платежеспособным спросом.

Связь расширения свободы выбора и повышения уровня социальной ответственности за его содержание и характер использования плохо осознается молодыми. А обусловленность их развития акселерацией ведет к рассогласованию границ возрастной и социальной зрелости. Но одними назиданиями невозможно сформировать социальную ответственность: без сложной, интересной и самостоятельной деятельности молодежи это невыполнимая задача.

Приобщение к культурным ценностям как средству саморазвития невозможно переоценить. Но проявляются и негативные тенденции: ориентация на престижное потребление объектов искусства, спорта и др. часто носят характер внешний, лишенный духовно-нравственного; восприятия содержания. Организаторам и менеджерам следует стимулировать расширение гражданских и общественных инициатив.

Свобода выбора, права и гарантии личности взаимообусловлены. Становление гражданского общества, развитие многопартийной системы, демократизация общественной жизни - необходимые условия для самореализации интересов в общественной жизни. Свобода выбора и право на отдых неотделимы от ответственности за их соответствие нормам культуры поведения людей, принятых в обществе. Гарантией свободы от манипулирования интересами и навязывания «воспитательных» функций могут быть лишь созданные условия для саморазвития и реализации потребностей, форм самообразования.

Невысокий уровень социально-экономического развития страны, ус-тановка на существующие традиции как на пережитки прошлого, обусловливали проведение жесткой регламентации и приобщения к идеологии и соответствующей ей простым формам культурной жизни.

Становление демократических норм жизни выявили ориентации на более возвышенный характер деятельности и эмпирические исследования подтвердили эту тенденцию19. Существенные изменения произошли в молодежном досуге, общие тенденции в современной досуговой деятельности проявляются:

- в повышении самоценности и автономизации молодежи;

- в доминировании культурно-потребительских видов и форм;

- в интернационализации содержания и форм времяпрепровождения;

- в расширении диапазона и интенсификации инновационных пр цессов в культурно-досуговой деятельности;

- в стихийно-групповом характере проведения досуга;

- в нарастании гедонистических и статусно-престижных моделе время препровождения;

- в нарастании опасности превращения свободного времени в «зо-ну» повышенного риска (экстремальные виды спортивных игр развлечений, а также рост алкоголизма, наркомании, влекущих собой деструктивные формы поведения с явными признаками бездуховности и деморализации личности).

Асоциальные виды досуговой деятельности имеют явные и скрытые формы. Они обусловлены дистанцированием от признанных форм общественной жизни и деятельности, ростом индивидуально-гедонистических мотивов, неприятием любых форм общественного и родственного контроля, распространением пьянства, токсикомании и наркомании, проституции и хулиганства.

Кризис основных институтов социализации молодежи и общества в целом на переходном этапе от тоталитарной к демократической модели развития приводит к отчуждению от основной сферы деятельности человека - труда и основных институтов социализации - семьи, учебного заведения, трудового предприятия. А гипергедонистические устремления молодёжи сформированы рекламой и западными телесериалами.

Модели современной организации досуга.

Разрушение социокультурной программы социализма привело к образованию «вакуума», стихийному формированию плюралистического процесса. Негативные стороны спонтанного формирования досуговой сферы проявляются в эмпиричности, эпигонском восприятии и следовании далеко не лучшим зарубежным образцам, коммерциализации и нигилистическим отношением к прошлому опыту, с одной стороны, и не всегда обоснованные попытки возрождения явных анахронизмов с другой, привели к необходимости выявления истинных потребностей общества в разнообразии форм и гуманизации досуга.

Возникла задача своевременного анализа структурных изменений в социальных субъектах досуга и его менталитете.

Создание социальной защиты работников культуры и социально-педагогического регулирование процессов требуют:

- сведения до минимума влияния рынка на возможности сохранения свободы выбора форм досуговой деятельности субъектами вне зависимости от финансово-экономических ограничений;

- разработки культурологического и аксеологического подходов к профессиональной деятельности и образу жизни;

- изменения характера организации и управления досуговой деятельностью.

Формирование научной социокультурной программы массового досуга - одно из требований коренных интересов общества, и её следует Рассматривать как самоорганизующуюся систему.

Дестабилизация современного общества привела к потере социальных ориентиров и выявила социальные противоречия:

- между необходимостью воспроизводства культурных ценностей отсутствием современных подходов к их воспроизводству;

- между снижением человеческих контактов (без них люди одиноки отчуждены, изолированы, что углубляет кризис) и стремлением общению, единению, взаимообмену;

- между низкой воспитательной возможностью среды и высоко потребностью человека в самореализации.

Культура отражает степень «очеловечивания» природы и меру саморазвития человека, и процесс развития культурно-досуговой деятельности - путь к ней.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: