Субъект-объектные отношения в рекреационно-досуговой деятельности




Особое значение имеют основные понятия, раскрывающие суть, особенности исследуемого предмета - субъект-объектных отношений.

Весь остальной понятийный строй должен строго соответствовать разработанной концептуально-категориальной схеме, базисным смысловым элементам, их группировке. С.А. Орлов строит понятийную систему координат, осями которой будут выступать по горизонтали: досуговая активность - деятельностно-досуговый эффект, по вертикали: досуговые условия - досуговая культура. Одновременно они отражают динамику и взаимодействие объективного и субъективного. В разных от центра направлениях расположены досуговая активность и получаемый от этой деятельности эффект. Смысловым пересечением этих осей и будет досуговая деятельность. Взаимодействие элементов обусловлено характером мотивации человека, его психики, определяющей его активность.

Досуговая деятельность как процесс выражается двумя сторонами. Ее содержание определяется, с одной стороны, такими категориями как культура (социальной группы, индивида) и досуговые, рекреационные условия, расположенные по вертикальной оси. Они для разных субъектов различны и определяются уровнем образования, общей культуры. На другом полюсе - условия деятельности, влияющие на характер и удовлетворённость досугом.

Социальная среда, ее ценностные установки, приверженность к ним субъекта, специфика объектно-субъектных отношений в различных видах досуговой деятельности, предпочтения тех или иных видов и определяют, в конечном счете, результат, эффект. Эффект может предстать как в материально-предметной форме, так и ценностно-ориентационной, коммуникативной. Все это - итог социально-культурной и преобразующей деятельности, где осуществляется взаимопереход качества деятельности в качество на уровне культуротворче-ства.

Среда и уровень культуры определяют социальную ориентацию субъекта. Он волен выбрать театр или пивной бар. Социальный престиж определяет образ желаемой жизни. Но социальный статус и роли могут накладывать определенные ограничения. С другой стороны, ролевые качества зависят от личных характеристик, которые могут смещать статусные роли в досуге. К примеру, профессор как член команды может обладать более низкой спортивной квалификацией, чем достигшие профессионализма в данной форме деятельности токарь и школьник.

Институты идеологии, общественные движения, искусство, политика, экономика формируют рекреационные и досуговые ценности, сознание, ориентации, и соответствующее поведение.

Досуговая этика отражает как общецивилизационный уровень морали, так и общественное и индивидуальное сознание и иерархию ценностей индивида.

А главным качеством, характеризующим эффективность, является уровень самосознания и степень самореализации индивида.

Как уже отмечалось, категория «деятельность» связывает категории «потребность» и «образ жизни». В соответствии с законом возвышения потребностей, в процессе культурно-досуговой деятельности растет и разнообразие ее форм, видов, которые развивают и углубляют личные свойства, являются средством развития и саморазвития личности, он вершенствования ее образа жизни.

Но взаимопереход качества деятельности в качество субъекта - процесс не автоматический, и самодеятельность не всегда предстает как культуротворчество. Невысокий исходный культурный уровень участников неформальных групп может тормозить процесс развития коллектива, а может привести к асоциальным формам проведения досуга отдельных его членов.

В настоящее время идет поиск механизмов управления культурной сферой. Выявление содержания эффекта досуговой деятельности -j предпосылка такого анализа. А эффект измеряется степенью удовлетворения потребности субъекта в избранной деятельности уровнем его развития и самореализации.

Основой измерения является изучение характера эмоциональных субъектных оценок, ощущений от форм досуговой деятельности.

Самооценки часто нормированы обществом и служат социальными регуляторами в научном исследовании. Наличие эффекта - показатель возникновения субъективных отношений и связей. Он является показателем и критерием оценки и позволяет отделить сферу отдыха и ничегонеделания от досуговой деятельности и рекреационных услуг, помогает вычленить различные социальные элементы в этой сфере деятельности.

Эффект досуговой деятельности раскрывает все связи, все изменения в ней. Причем, условия жизни не отменяют потребности в рекреции, творчестве.

Эффект предоставляет не только качественную, но и количественную характеристику, обозначает эмоциональную, познавательную, теоретическую насыщенность деятельности.

Но «эффект» даст полную характеристику только при анализе:

- содержания досуговой деятельности

- условий ее осуществления.

Но они - на другой оси координат. Прежде всего следует обратить внимание на диалектические парные понятия субъективное и объективное начало, которые характеризуют процесс, и располагаются в разных от центра направлениях. Они могут рассматриваться в трех вариантах: объективных, субъективных элементов деятельности и их результата.

К категории объективного относится вся среда обитания человека, человеческое общество, все богатство человеческой культуры, досуговая инфраструктура.

Субъективное характеризует самих людей, их социальную организацию и отношения, духовный мир, собственную активность.

Характеризуя взаимодействие, выделяются группы понятий:

- объект, объективные условия, объективные факторы;

- субъект, субъективные условия, субъективные факторы и диалектика их взаимодействия.

Можно выявить огромное количество влияний: объекта и субъективных условий, субъекта и объективных условий. Объективными условиями игры может быть простое созерцание или активное участие. В игре человек стремится преодолеть собственную социально-психологическую или биологическую ограниченность, направляет свои психологические усилия и волю к выявлению и реализации собственных возможностей. Но физиологические элементы тяготеют к объективному полюсу, а психологические - к субъективному.

Понятия досуговой деятельности не просто объективно регистрируют активность субъекта, но и её результат. Просмотр кинофильма для зрителя и киномеханика имеет различный эффект. Последний - субъект - производитель досуговой услуги (как и экскурсовод, спортивный тренер, режиссер, актер). Субъектом досуга является потребитель досуговой деятельности, процесса, и он же выступает активным элементом его деятельности (зрителя в нашем примере). Субъект досуга - носитель разных форм досуговой активности, переживающий от процесса своей деятельности определенный эффект.

Рассмотрим предметную сторону в трехчленной формуле «субъект-объект-предмет» в спортивной игре (она присуща и любой другой деятельности). Предметная сторона - противник, зрители, болельщики, судьи, инструмент, правила и условия игры. Но достигаемый эффект совпадает не с ними и нее результатами игры. Смысл смещается. Какую бы цель не преследовал участник - поиграть, выиграть, размяться, поболеть, потренироваться, понаблюдать, перенять технические правила и ] навыки игры или быть просто зрителем - субъект достигает определен-j ных результатов - отдохнет, сконструирует образ действия, одержит | победу, поприветствует победителя или переживёт глубочайшее разочарование, то есть достигнет определенного эффекта, смоделированного и идеализированного образа игры. Предметом может стать прикладное творчество и др., что вызывает в любом случае эмоции, сильные ощущения удовлетворения и радости. А в случае поражения - подавленность, либо как у фанатов - агрессию.

В досуге деятельность становится самоценной или самоцельной, основным её признаком является не только итог, функция, результат, а специфический характер процесса, т.е. индивидуальная личностная оценка деятельности как признак свободы творчества, культуры. Достигаемый эффект является социально-культурной субстанцией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: