Смысловые границы и взаимосвязь понятий «отдых», «рекреация» и «досуг»




 

Обычно используют понятие «отдых», «досуг», «рекреация» как синонимы. Имеет смысл уточнить область их применение и смысловые границы.

«Отдых - вполне самостоятельная сфера человеческого бытия». Дельная доля отдыха - самая объемная в бюджете времени человека.

Понятие «отдых» не вполне самостоятельное. Его смысл проясняется, если рядом стоит другое слово - «труд». Обычно отдых представляют как фазу, заключающую трудовую деятельность. Следует видеть единство противоположных научных категорий «труд» и «отдых». Парность категорий не допускает в принципе занижения научной значимости одного понятия за счёт другого. Поэтому следует сделать вывод о равнозначности труда и отдыха, что необходимо не только в концепции цивилизации досуга, но и в повседневной жизни.

В обыденном смысле понятие «отдых» применяется в двух значениях: как состояние покоя (процесс отдыха) и как свободное от работы время, необходимое для восстановления сил.

Понятие «отдых» малоприменимо к прикладным нуждам. Его чаще используют в качестве фундаментального понятия в ряду таких категорий как «деятельность», «труд», «личность», «общность».

Но социология медицины исследует связь отдыха со здоровьем населения и делает вывод о том, что любые искажения в его удовлетворении отражаются на физическом, психологическом состоянии, работоспособности и социальной активности человека.

Поэтому социология отдыха также исследует:

- место отдыха в социально-экономической жизни человека;

- влияние на систему социальных ценностей, социальную структуру общества;

- формы и содержание отдыха,

- социальные перемены в стиле и качестве жизни (он становится одним из социальных критериев качества жизни);

- социальные противоречия: несоответствие индивидуальных потребностей в отдыхе и реализации возможностей;

- общественную организацию отдыха (по степени дифференциации его видов).

Труд, отдых равнозначные структурнообразованные факторы, детерминирующие социальную организацию общества и формирующие человеческие отношения, определяющие системную целостность общества.

«Отдых» - характеристика социально-биологического бытия и поэтому целесообразно отнести его к категории рекреации. Во многих концепциях зарубежных ученых понятия «свободного времени», «досуга» и «рекреации»8 практически сливаются. Наше обыденное понятие «отдых» не всегда понимается как рекреация.

Рекреация - это специфический вид биологической социальной и физической активности, сопровождающийся переживанием рекреационного эффекта. Рекреация как феномен представляет разные предметные сферы: отдых, досуг, свободное время, игра.

Атрибутами рекреации являются время и деятельность (проявление социальной активности по отношению к окружающему миру и к самому себе).

Рекреацию рассматривают и как досуг, выделяя основным признаком свободу выбора видов деятельности, в том числе и труд. В ее основе лежит мотивация поддержания жизни, сопровождающаяся удовольствием и радостью, отсутствием дискомфорта, возможностью использовать свой потенциал и реализовать способности.

Соотношение понятий «труд», «отдых» и «рекреация» составляет диалектическое единство и противоположность, это основано на парности и ценности значений, причем часто подразумевается негативная оценка другой пары. Характерным является определение Миллера и Робинсона: «рекреация - процесс вовлечения в деятельность на досуге», и при этом они подчеркивают значимость ценностных ориентации. Но рекреация как явление и понятие шире досуга. Отдых, как и труд, на равных правах выступает равнозначным структурообразующим фактором, детерминирующим социальную организацию общества. В социологических концепциях рекреации акцентируются досуговые, мотивационные, добровольно выбранные виды активной деятельности, и условия восстановления организма связываются с этическими принципами.

Социологи выделяют три направления в соотношении труда, отдыха и рекреации.

Это - теория компенсации, утверждающая, что человек в процессе отдыха компенсирует недополученное во время работы (Виленски, Шепард). Сюрбер отстаивает теорию слияния, повторения того, чем человек занимался на работе. При этом мастерство распространяется на объект рекреационной деятельности. В случае неудовлетворения

«Рекреация» (лат. recreate -восстановление) было введено в обиход и медицинскую и научную литературу римлянами. Рекреация - «отдых от службы, учения, праздники, каникулы»/ Толковый словарь живого великорусского языка. В.И. Даль. С.30 рекреация как самостоятельный социальный институт встречается в урбанизированном обществе с высокоразвитыми организационными структурами.

Трудом индифферентного отношения к нему переносится и на отдых. Нейтральная теория отрицает какую-либо связь между трудом и отдыхом. Она подразделяет досуговую деятельность на социальную (семья, круг друзей); культурную (посещение театров, выставок, чтение книг); домашнюю (быт, хобби); игровую (спорт).

В отдельности каждая из теорий абсолютизирует одну из сторон, не признавая другие. Но в жизни можно наблюдать все три типа соотношения труда, рекреации и отдыха людей.

В чисто рекреационных теориях выделяется несколько направлений: идеоматическое, отождествляющее рекреацию с игрой, проявлением инстинкта «имитации»; реалистическое, требующее в рекреационной деятельности соблюдения традиций и дисциплины; прагматическое, применяющее психологию к объяснению рекреационного поведения, и экспериментальное, обучающее людей рекреационной деятельности.

Социопсихологические теории основываются на побудительном инстинкте; доктрине гедонизма; достижении удовольствия, радости и счастья (З.Фрейд, Неймейеры, Торндайк), теории гомеостаза - поддержании организма в состоянии равновесия на психическом и физическом уровне.

Диапазон рекреации велик - от биологических рекреационных, порой мгновенных актов (прикрытие век) до ежеквартальных каникул и годовых отпусков. Понятие рекреации формируется на основе междисциплинарного подхода - социологии медицины, геронтологии, социологии труда, спорта и досуга.

Социологи не учитывают множество форм и видов рекреационной активности: от микропауз в работе мышц до перекуров. По данным В.Д. Патрушева, человек без учета сна отдыхает около пяти часов в сутки. И микропаузы составляют 15-20% рабочего времени.

Рекреация и досуг как биоэнергитические процессы. Опираясь на эксперименты Н.Е. Введенского, И.М. Сеченова об утомлении нервной системы, философские определения элементов труда (предмет труда, орудие труда и продукт труда), А.С. Орлов разработал модель деятельности, основанной на биоэнергетических законах и концепции жизненного энергообмена: энергозатрат и энергонакоплений (с позиций биоэнергетики, виды деятельности являются видами энергопревращений). Он просматривает проявление функций в трех сферах: энергетической, биологической, социальной и в их взаимодействии.

«Те, кто считает трудовую деятельность абсолютным, тоталитарным трудом, а отдых абсолютной рекреацией, принимают за аномалию распространенные ситуации, когда трудом занимаются для отдыха а к отдыху, развлечениям относятся всерьез и профессионально».

Периодичность рекреационных процессов соответствуют естественным интервалам в человеческой деятельности и возрастам: периоды труда закономерно сменяются периодами отдыха, но в каждом возрасте - иначе. Молодой организм быстро восстанавливает силы, у него формы отдыха энергозатраты, а периоды короче. У старого сокращаются рекреационные интервалы, а периоды удлиняются. Этим объясняется появление терапевтической досуговой модели, применяемой как средство лечения в геронтологии, психиатрии. В отечественной медицине досуг рассматривается как прикладная методика, наряду с лечебной физкультурой и т.д.

Каждому типу рекреационного поведения соответствует несколько устоявшихся форм поведенческих моделей отдыха. Они учитывают: интенсивность, временную смену, степень взаимодействия с природными факторами, изменение условий образа и качества жизни.

Энергоемкими видами рекреации - досуга являются все виды спорта, в том числе и экстремального; пешего и конного туризма, спортивно-игровой деятельности; в то время как развлекательно-зрелищные мероприятия энергонакопительны. С точки зрения энергообмена А.С. Орлов считает, что репродуктивная и продуктивная деятельность сосуществуют и совершаются одновременно, но репродуктивная характеризуется сбалансированными процессами энергообмена, а продуктивная - несбалансированными. Труд может быть достаточно энергосберегающим, а отдых чрезмерно активным, энергоемким (любительская игра в футбол, репетиция в хореографическом коллективе). Поэтому энергозатратные виды деятельности относятся к рекреации.

Т.е. любой вид деятельности, связанный с физическим, духовным развитием личности и общественной активностью, может быть энергозатратным и энергонакопительным (в обыденном понятии - активным и пассивным). К примеру, чтение - активная духовная и физически пассивная деятельность.

Функции рекреационно-досуговой деятельности.

Под функциями рекреационно-досуговой деятельности понимается; ролевой комплекс, через который проявляется рекреационная активность».

Функции рекреационно-досуговой деятельности проявляются в энергетической, биологической и социальной сферах, они тесно переплетены и взаимосвязаны. Одна из них даёт возможность мгновенно) «разряжаться» в стрессовых условиях или при упоминании одного из! видов деятельности (бездеятельности). Спортивный азарт - свидетельство «перезарядки» организма, получение доли адреналина даже в отрешенном состоянии.

Компенсаторская функция обширна: от возможности развить отсутствующие (по естественной или трагической причине) желаемые способности, задатки, до удовлетворения самых разнообразных потребностей. Установлено, что спорт уравнивает возможности человеческого' духа. Этим объясняется тяга инвалидов к состязаниям, в результате которых достигается особое психологическое состояние - чувство собственного достоинства, воля к борьбе в тяжёлых жизненных ситуациях.

Соучастие в процессе естественного отбора. Человек осознанно или! неосознанно изменяет условия обитания, участвует в создании искусственной среды и культурного образа жизни и опосредованно, через искусственно созданную систему социальной защиты, замедляет рост естественной приспосабливаемости. А.С. Орлов рассматривает рекреацию как форму сохранения человеческого генофонда. Энергонасыщенные виды рекреации (спорт, туризм, аэробика и др.), служат катализатором процесса.

Игровое начало рекреационно-досуговой деятельности увеличивает способность к обучению, моделированию реальных ситуаций психики и жизнедеятельности.

Социализирующая функция является базисной и охватывает три фактора генезиса социализации: деятельность, общение и самосознание. Рекреационно-досуговая деятельность постоянно порождает все новые и новые типы, обогащающие их субъектов, способствует лучшей социальной ориентации, усвоению ценностей, установок, стереотипов поведения, опыта и его социального воспроизводства".

Ценностно-гедонистическая функция обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувство внутреннего совершенства, успеха, личной значимости, достижения личных целей.

Функция развития рассматривается как дополняющая экзистенциальную и социализирующую, поскольку рассматривает досугово-рекреационную деятельность как часть существования человека на протяжении всей его жизни.

функция общения осуществляется как процесс в социальном измерении - времени, пространстве и среде, и предстаёт как социальное взаимодействие.

А.С. Орлов рассматривает досуг как социальный институт, развитие которого детерминируется первичными социальными институтами (семьей, работой).

Побудительными факторами рекреации являются биологический и социальный. Этим объясняется высокая корреляция между качеством отдыха, здоровьем человека и его активностью в труде и рекреации.

А.С. Орлов подчеркивает и то, что социальная рекреация обладает возможностью компенсировать человеку недоданные ему природой или недоразвитые способности человека, некоторые биологические задатки посредством выработанной человеческой культуры».

Спектр функциональных возможностей рекреации широк и реализуется не только через сферу культуры, но и природы.

Рекреация может быть достигнута в ходе досуговой деятельности, но она гораздо шире и происходит независимо от времени и от работы.

Рекреация - поведение, независимое от времени; это - самопроизвольная и доставляющая радость деятельность; способ обогащения времени на работе, досуговой деятельности, а в условиях стресса принимающая функцию восстановления сил.

Взаимодействие досуга и рекреации.

Смысловое определение досуга как деятельности подтверждает этимология слова «досуг». Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «достигать». Западные научные термины имеют сходное происхождение: zicere (лат.) означает «быть дозволенным, разрешенным»; zoisir (фр.) - свободное время и zeisure - свобода в выборе.

Schole в переводе с древнегреческого означает «досуг, безделье». Школой считалось не учебное заведение, не место, а время, свободное обязательных занятий. И предназначалась оно для поиска себя, самопознания, приобретения опыта. Организатором школы в нашем понимании считается Я.А. Коменский.

Как видно из этимологии, ни в обыденном употреблении, ни в социологии нет единого определения понятия «досуг».

Стенли Паркер считает, что трудно найти объективный подход к понятию и все определения досуга делит на три группы: к первой он относит все время за исключением затрат на сон, работу, еду и физиологические потребности; вторая рассматривает досуг как деятельность на основе свободного выбора; третья объединяет две первые и формулирует досуг как деятельность на основе свободного выбора.

Многие, в том числе российские, социологи разграничивают досуг свободное время.

Так, Де-Гразия отмечает, что досуг полностью не реализуется, а ос тается идеалом.

Дюмазадье считает, что досуг - это определенные занятия, которь индивид осуществляет по своей воле - отдых, развлечение, совершен ствование знаний, повышение своей квалификации, участие в общее венной жизни - после того, как он выполнит свои профессиональные общественные обязанности.

А. Маркузе, напротив, идеалом считает свободное время, а досуг, п его мнению, не свободен, поскольку он администрируется бизнесом политикой.

Свободное время и досуг выступают формой жизнедеятельност конкретного социального субъекта: общества, социальной группы, личности. Сущность, структура и функции досуга имеют сквозной харак-1 тер, т.е. присущи всем социальным субъектам.

Различие выражается в опережении или отставании характеристик свободного времени субъекта от потребностей общества. Оно может быть сдвинутым от более «возвышенной деятельности» и связанной с ней функцией развития в сторону потребительского отношения и развлекательности.

Следует отметить не только совпадение функций досуга и рекреации, их понятийную двойственность, но и парадоксы досуга: отрезок свободного времени и, одновременно, период отдыха и желаемой деятельности человека.

Применяя понятие о досуге, рекреации и свободном времени нужно учитывать, что досуг может быть рекреацией, когда он посвящен восстановлению физического и психического нормального состояния (релаксацией), и что релаксация, со своей стороны, может быть досугом, когда (если) происходит в свободное время и направлена на саморазвитие личности.

Взаимосвязь рабочего и свободного времени, досуга, в современных условиях во многом определяет зависимость свободного времени, его структуры, объекта и функций от характера труда, степени его сложности. Многими исследователями установлено: наиболее рациональной, многообразной структурой свободного времени и досуга обладают высококвалифицированные работники и основной тенденцией является адекватное соответствие содержания труда и досуговой деятельности.

Но в такой взаимосвязи наблюдаются и противоречия: запросы высококвалифицированных работников опережают уровни требований к содержанию как труда, так и досуга.

Намечается и другая досуговая тенденция - отставание содержания и форм досуговой деятельности от содержания и степени сложности труда в рабочее время.

Наибольшую тревогу вызывает несбалансированное соотношение телесных и духовно-интеллектуальных компонентов подросткового и юношеского самосознания, которое соответствует существующему эталону маскулинности и топ-моделей для самоутверждения среди ровесников. Внимание этой потребности сказывается на предпочитаемых формах самореализации в свободное время. Основным оказывается подражание социально-культурным нормативам взрослых. Стремление преодолеть зависимое от родителей положение, в лучшем случае имитирует формы поведения взрослых в кафе, на улице, стремление к шику под воздействием рекламных клипов, в худшем - проявляется как фарс, перерастающий в хулиганские действия под влиянием спиртного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: