Интегративная модель досуга (Дж. Келли)




 

Американский ученый Джон Келли, обобщая эти концепции, выделяет два теоретических направления в созданной им интегративной модели:

- Социальная модель досуга, определяемая социальной детерминацией, изучает формы участия в нем различных социальных групп. Она анализирует совокупности объединенных досуговой деятельностью людей (статистических групп) и их поведенческие характеристики.

- Экзистенциальная модель учитывает при исследовании различные социальные факторы, их влияние на стили жизни, их разнообразие, ценностные ориентации индивидов.

Оба эти направления объединяет взаимосвязь досуга с культурными и институциональными факторами в социальной среде. При этом основным вопросом исследования становится следующий: способствует ли досуг развитию социальных связей или совершенствованию личности? При этом Келли подчеркивает необходимость комплексного многоуровневого, теоретического подхода и отражает его в спирали теории Досуга, которая выглядит так:

ДОСТОВЕРНОСТЬ

УЧАСТИЕ

ЛОЖНОЕ СОЗНАНИЕ

КОНТРОЛЬ

Конформизм

МАНИПУЛЯЦИЯ

ИСКАЖЕНИЕ

ОГРАНИЧЕНИЕ

ИЗМЕНЕНИЯ

Досуг характеризует самосознание индивида и социальные условия всю окружающую среду. «Это свобода не от других, а для других)! (Д. Келли). И в этой среде досуг выступает как творчество.

Каждый уровень теоретической модели содержит два диалектических подхода:

I. Интерпретационная спираль, в которой теория развития личности может корректироваться новыми эмпирическими данными; она да возможность опровергнуть каждую теорию собственным противоречием либо внешней антитезой. Так, выбор может быть связан с ограничениями, а знания могут получить искажённое восприятие или оказаться теоретически и практически несостоятельными.

Модель вобрала и интерпретировала все сущностные черты досуга в восьми уровнях спирали, которая отражает деятельность и развитие субъектов на каждой ступени, а также реализацию функций.

Ее начальной ступенью является:

1. Досуг как непосредственный опыт (Дж. Келли, Дж. Нейлингер И.Кон). Основными параметрами этой характеристики являются свобода и внутренняя удовлетворенность. Исследователи подчеркивают, что ощущение свободы выбора играет здесь главную роль и предлагают многомерную шкалу для его измерения в 6 последующих переменных:. психологическая: ощущение свободы, радости, участия;

- образовательная: потребность в знании и интеллектуальной деятельности;

- социальная: взаимодействие с другими людьми и идентификация как результат;

- релаксационная: освобождение от напряжения и стресса;

- физиологическая: здоровье, самочувствие, контроль веса;

- эстетическая: ответная реакция на красоту окружающего мира.

Дж. Нейлингер выделяет только три характеристики такого опыта (это скорее состояние ума, чем деятельность или время):

- свобода;

- внутренняя мотивация;

- конечная цель. Последующими ступенями будут:

2. Досуг как существование: экзистенциальная модель (Де Гразия, А.Пак, Б.Рассел): досуг - не совокупность мотивов, удовлетворений, ориентации. Досуг это действие в окружающем мире возможностей:

- ощущение свободы решения, принимаемого по поводу действия в окружающем мире возможностей;

- анализ этого действия требует знания определенных факторов окружающего мира (на основе практического опыта и научного знания);

- действие всегда является продуктом изменяющегося мира и отражает поведенческие ожидания индивида.

Досуг - это опыт с разнообразными компонентами, это решение, действие, процесс, состояние и результат со своей историей, эмоциями, интерпретацией и развитием.

3. Досуг как развитие (Д. Дюмазадье, Д. Шивере, Ю. Красильников, Т. Киселева, А. Орлов, В. Свинников). Досуговая деятельность рассматривается в качестве всего пространства социальной жизни человека. Досуговая социализация, с одной стороны, есть приобретенный опыт и познание, с другой - совершенствование этого опыта и знаний.

4. Теория социальной идентичности ( Т. Веблен, Д. Дюмазадье, Э.росс, П. Бурдье). Рассматривает не столько досуговое поведение, сколько содержание досуга, создает концепцию «стиля» досуга (ЧТО

Делают люди и КАК) в контексте социальной сферы с учетом своего

статуса, своей идентичности и ролей. Досуг социален по формам обучения, содержанию и последствиям.

5- Теория взаимодействия (М. Каплан, М. Сюрбер). Досугне одномоментное действие, а процесс во времени, пространстве и социальной среде. Его измерения включают сопоставление досуговой деятельности с разными культурными ценностями и символами конкретной культуры, определяющими смысл социального взаимодействия.

6- Институциональная теория (Г. Беккер, А. Босков, Г. Батищев, А. Орлов, Ю. Красильников, Т. Киселева) уделяет внимание взаимосвязи индивида и социальных институтов. Досуг рассматривается как социальный институт, детерминированный первичными социальными институтами (работа, семья).

С. Паркер утверждает, что досуг является производной труда, и именно экономические отношения определяют формы и содержание досуга. Но его экономоцентрическое содержание имеет другой аспект, чем в марксизме.

А Келли уточняет: «изменения на работе изменяют бюджет времени и денежные ресурсы, оказывая влияние на семью. Изменение в семье оказывают влияние на досуг. И обратно - проведение досуга существенно влияет на семью и работу16.

7. Политическая теория (Т. Веблен, П. Бурдье). Основывается на макротеории социальной стратификации М. Вебера: социальные страты имеют свой социальный статус и «стиль жизни», определяющийся наличием власти и определенного экономического положения.

8. Гуманистическая теория рассматривает досуговую реальность как внешнюю форму проявления творческого начала. В каждый уровень теоретической модели заложены два диалектических подхода, предполагающих развитие и совершенствование индивида.

Исходным основанием спирали является непосредственный опыт участия в досуговой деятельности, а каждый виток спирали обусловлен возрастающим интересом индивида. Теоретические уровни представляют собой последующие ступени совершенствования в избранной форме досуга.

Таким образом, досуг можно определить как реализацию в поведенческой сфере социокультурного потенциала личности.

Спираль Келли не только отражает совокупность существующих концепций, но и характеризует этапы развития личности, учитывает все противоречия на этом пути и, кроме того, способна осуществить типо-логизацию субъектов досуговой деятельности и служить критерием её оценки.

Академик Н.М. Амосов, хирург, философ и социолог, в модель воспитательных и досуговых потребностей вводит общение, самоутверждение, лидерство. Но указывает и на полярные - подчинение авторитету сильного или группе. «Ещё есть сопереживание и подражание, любознательность... Есть потребность в игре у детёнышей и у взрослых - это имитация настоящих действий, вызывающих те же чувства».

Развитие личности в процессе культурно-досуговой деятельности совершается через ряд противоречий между должным и сущим:

- человеческими ценностями и реальным их освоением;

- нравственным идеалом и собственной жизненной ориентацией.

В сфере свободного времени процесс протекает на разной социально-предметной основе: эстетической, спортивной, политической и, как правило, в кругу людей со схожими интересами, потребностями, взглядами, не связанными с общественными обязанностями и на добровольной основе, и строятся на избирательном, эмоционально насыщенном, доверительном общении.

Иначе определяет досуг и рекреацию Дж. Шивере (знака равенства избегает), считая необходимым в исследованиях учитывать:

- когда происходит рекреация (досуг);

- почему (следует определять мотивацию);

- как (соблюдено ли условие добровольности);

- каким образом (формы активной деятельности);

- в каком контексте (рассматривая этические спектры деятельности, учёный считает, что следует определять характер и степень добродетели).

Следует признать важность и необходимость учета этих условий в качестве показателей при определении эффекта и эффективности рек-реационно-досуговой деятельности.

Содержание и условия рекреационно-досуговой деятельности.

Категориальный аппарат в исследовании должен быть связан единой идеей. Так, категория «деятельность» определяется через категории «интерес», «потребность» и «образ жизни». Последняя категория («образ жизни») детерминирована, в свою очередь, условиями финансового обеспечения, социальной средой и состоянием материально-технической базы культурного института, его возможностями и предложениями.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: