Американский ученый Джон Келли, обобщая эти концепции, выделяет два теоретических направления в созданной им интегративной модели:
- Социальная модель досуга, определяемая социальной детерминацией, изучает формы участия в нем различных социальных групп. Она анализирует совокупности объединенных досуговой деятельностью людей (статистических групп) и их поведенческие характеристики.
- Экзистенциальная модель учитывает при исследовании различные социальные факторы, их влияние на стили жизни, их разнообразие, ценностные ориентации индивидов.
Оба эти направления объединяет взаимосвязь досуга с культурными и институциональными факторами в социальной среде. При этом основным вопросом исследования становится следующий: способствует ли досуг развитию социальных связей или совершенствованию личности? При этом Келли подчеркивает необходимость комплексного многоуровневого, теоретического подхода и отражает его в спирали теории Досуга, которая выглядит так:
ДОСТОВЕРНОСТЬ
УЧАСТИЕ
ЛОЖНОЕ СОЗНАНИЕ
КОНТРОЛЬ
Конформизм
МАНИПУЛЯЦИЯ
ИСКАЖЕНИЕ
ОГРАНИЧЕНИЕ
ИЗМЕНЕНИЯ
Досуг характеризует самосознание индивида и социальные условия всю окружающую среду. «Это свобода не от других, а для других)! (Д. Келли). И в этой среде досуг выступает как творчество.
Каждый уровень теоретической модели содержит два диалектических подхода:
I. Интерпретационная спираль, в которой теория развития личности может корректироваться новыми эмпирическими данными; она да возможность опровергнуть каждую теорию собственным противоречием либо внешней антитезой. Так, выбор может быть связан с ограничениями, а знания могут получить искажённое восприятие или оказаться теоретически и практически несостоятельными.
|
Модель вобрала и интерпретировала все сущностные черты досуга в восьми уровнях спирали, которая отражает деятельность и развитие субъектов на каждой ступени, а также реализацию функций.
Ее начальной ступенью является:
1. Досуг как непосредственный опыт (Дж. Келли, Дж. Нейлингер И.Кон). Основными параметрами этой характеристики являются свобода и внутренняя удовлетворенность. Исследователи подчеркивают, что ощущение свободы выбора играет здесь главную роль и предлагают многомерную шкалу для его измерения в 6 последующих переменных:. психологическая: ощущение свободы, радости, участия;
- образовательная: потребность в знании и интеллектуальной деятельности;
- социальная: взаимодействие с другими людьми и идентификация как результат;
- релаксационная: освобождение от напряжения и стресса;
- физиологическая: здоровье, самочувствие, контроль веса;
- эстетическая: ответная реакция на красоту окружающего мира.
Дж. Нейлингер выделяет только три характеристики такого опыта (это скорее состояние ума, чем деятельность или время):
- свобода;
- внутренняя мотивация;
- конечная цель. Последующими ступенями будут:
2. Досуг как существование: экзистенциальная модель (Де Гразия, А.Пак, Б.Рассел): досуг - не совокупность мотивов, удовлетворений, ориентации. Досуг это действие в окружающем мире возможностей:
- ощущение свободы решения, принимаемого по поводу действия в окружающем мире возможностей;
|
- анализ этого действия требует знания определенных факторов окружающего мира (на основе практического опыта и научного знания);
- действие всегда является продуктом изменяющегося мира и отражает поведенческие ожидания индивида.
Досуг - это опыт с разнообразными компонентами, это решение, действие, процесс, состояние и результат со своей историей, эмоциями, интерпретацией и развитием.
3. Досуг как развитие (Д. Дюмазадье, Д. Шивере, Ю. Красильников, Т. Киселева, А. Орлов, В. Свинников). Досуговая деятельность рассматривается в качестве всего пространства социальной жизни человека. Досуговая социализация, с одной стороны, есть приобретенный опыт и познание, с другой - совершенствование этого опыта и знаний.
4. Теория социальной идентичности ( Т. Веблен, Д. Дюмазадье, Э.росс, П. Бурдье). Рассматривает не столько досуговое поведение, сколько содержание досуга, создает концепцию «стиля» досуга (ЧТО
Делают люди и КАК) в контексте социальной сферы с учетом своего
статуса, своей идентичности и ролей. Досуг социален по формам обучения, содержанию и последствиям.
5- Теория взаимодействия (М. Каплан, М. Сюрбер). Досугне одномоментное действие, а процесс во времени, пространстве и социальной среде. Его измерения включают сопоставление досуговой деятельности с разными культурными ценностями и символами конкретной культуры, определяющими смысл социального взаимодействия.
6- Институциональная теория (Г. Беккер, А. Босков, Г. Батищев, А. Орлов, Ю. Красильников, Т. Киселева) уделяет внимание взаимосвязи индивида и социальных институтов. Досуг рассматривается как социальный институт, детерминированный первичными социальными институтами (работа, семья).
|
С. Паркер утверждает, что досуг является производной труда, и именно экономические отношения определяют формы и содержание досуга. Но его экономоцентрическое содержание имеет другой аспект, чем в марксизме.
А Келли уточняет: «изменения на работе изменяют бюджет времени и денежные ресурсы, оказывая влияние на семью. Изменение в семье оказывают влияние на досуг. И обратно - проведение досуга существенно влияет на семью и работу16.
7. Политическая теория (Т. Веблен, П. Бурдье). Основывается на макротеории социальной стратификации М. Вебера: социальные страты имеют свой социальный статус и «стиль жизни», определяющийся наличием власти и определенного экономического положения.
8. Гуманистическая теория рассматривает досуговую реальность как внешнюю форму проявления творческого начала. В каждый уровень теоретической модели заложены два диалектических подхода, предполагающих развитие и совершенствование индивида.
Исходным основанием спирали является непосредственный опыт участия в досуговой деятельности, а каждый виток спирали обусловлен возрастающим интересом индивида. Теоретические уровни представляют собой последующие ступени совершенствования в избранной форме досуга.
Таким образом, досуг можно определить как реализацию в поведенческой сфере социокультурного потенциала личности.
Спираль Келли не только отражает совокупность существующих концепций, но и характеризует этапы развития личности, учитывает все противоречия на этом пути и, кроме того, способна осуществить типо-логизацию субъектов досуговой деятельности и служить критерием её оценки.
Академик Н.М. Амосов, хирург, философ и социолог, в модель воспитательных и досуговых потребностей вводит общение, самоутверждение, лидерство. Но указывает и на полярные - подчинение авторитету сильного или группе. «Ещё есть сопереживание и подражание, любознательность... Есть потребность в игре у детёнышей и у взрослых - это имитация настоящих действий, вызывающих те же чувства».
Развитие личности в процессе культурно-досуговой деятельности совершается через ряд противоречий между должным и сущим:
- человеческими ценностями и реальным их освоением;
- нравственным идеалом и собственной жизненной ориентацией.
В сфере свободного времени процесс протекает на разной социально-предметной основе: эстетической, спортивной, политической и, как правило, в кругу людей со схожими интересами, потребностями, взглядами, не связанными с общественными обязанностями и на добровольной основе, и строятся на избирательном, эмоционально насыщенном, доверительном общении.
Иначе определяет досуг и рекреацию Дж. Шивере (знака равенства избегает), считая необходимым в исследованиях учитывать:
- когда происходит рекреация (досуг);
- почему (следует определять мотивацию);
- как (соблюдено ли условие добровольности);
- каким образом (формы активной деятельности);
- в каком контексте (рассматривая этические спектры деятельности, учёный считает, что следует определять характер и степень добродетели).
Следует признать важность и необходимость учета этих условий в качестве показателей при определении эффекта и эффективности рек-реационно-досуговой деятельности.
Содержание и условия рекреационно-досуговой деятельности.
Категориальный аппарат в исследовании должен быть связан единой идеей. Так, категория «деятельность» определяется через категории «интерес», «потребность» и «образ жизни». Последняя категория («образ жизни») детерминирована, в свою очередь, условиями финансового обеспечения, социальной средой и состоянием материально-технической базы культурного института, его возможностями и предложениями.