Игра как уникальный феномен общечеловеческой культуры и досуга издревле занимала философов. Платон обожествлял игры и считал их привилегией богов; Франциск Ассизский отмечал антиподы их результатов: робость (при отсутствии навыков) и жертву в случае поражения; В. Кайюа представлял игру как насилие.
Многие исследователи, в том числе П. Лавров, Н. Бахтин, Э. Соколов указывают на прямую связь забав с религиозностью, а их возникновение с языческими религиозными культами. А в феномене игры они видели первоисточник досуга и человеческой культуры в целом.
Наиболее остро феномен игры изучался в XX веке. Наметился переход от биологических и индивидуально-психологических подходов к культурологическим и социологическим в трудах X. Ортеги-и-Гассета, Ч. Гессе и И. Хейзинги.
Альтернативой концепциям Э. Дюркгейма, К. Маркса, и М. Вебера о приоритете труда как формирующего начала человеческой культуры, идеалом «экономического», «созидающего» человека стала концепция И. Хейзинги, Дж. Мид, Дж. Морело «человека играющего». Игра в ней теоретически обоснована и эмпирически доказана и предстаёт как фактор социально человека и культуры. Свобода выбора, инициатива, ответственность и их реализация в праздничном и спортивном состязании, искусстве, науке, праве и предпринимательстве (как игры в игре), их связь с социокультурными условиями формирования индивидов и их образом жизни делают игру как потребность проживания в вымышленном мире, обусловливают не только игровое, но и социальное начало.
Выдающийся нидерландский мыслитель столетия Йохан Хейзинга утверждал, что понятие «человек играющий» выражает такую же существенную функцию, как «человек созидающий». С самых начал цивилизации игра стала конкретным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психологических, интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые и дети в таких игровых моделях как футбол, хоккей, регби и др. действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе своих сил, преодолевая трудности. Многие отрасли человеческой деятельности достигают своего пика только в игре. А. Пушкин в уста своего героя вложил формулу: «Что наша жизнь? -Игра!».
|
Хейзинга установил, что в древнегреческом языке были разные понятия игры: «пэдия» (детская игра), «атиро» (игра-забава, пустое развлечение), «агон» (поединок, состязание, соревнование). В санскрите он выделил пять значений игры: игра детей, игра-представление; игра -шутка; фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; игра как притворство.
Хейзинга так определяет игру: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в ней самой, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия, нежели обыденная жизнь».
Рассматривая игровые действия в разные исторические эпохи, Хейзинга приходит к важнейшему обобщению: игра - необходимый способ социальной жизни. Если люди древних культур «играют порядок природы», каким он заключен в их сознании, то люди цивилизованного времени играют порядок современной социальной жизни.
|
Раскрывая социокультурный смысл национальной игры, он показывает, как она формирует навыки социального поведения, специфическую систему ценностей, ориентацию на групповые или индивидуальные действия, соревновательность и кооперацию, развивает схожие этнические характеры. Англичане, изолированные островным характером страны, изобрели коллективные игры - баскетбол, футбол, регби, т.е. игровые командные характеры модели, спортивный успех которых требует максимальных коллективных усилий.
Экспансивные итальянцы реализуют национальные черты в маскарадах, карнавалах, открытом театре. Испанцы, живущие замкнутой, однообразной жизнью придумали корриду как клапан выхода энергии и чувств.
Русские предпочитают силовые многоборья, игры, демонстрирующие удаль (протест против традиций принуждения и запретов).
Ученый считает, что традиционная игровая культура - народные гулянья, свадебные обряды, массовые уличные забавы и развлечения претерпели «свертывание», серьезные изменения. Отождествляя досуг с культурой, он обвиняет современную культуру в фальшивости игры и постоянном вытеснении игрового элемента. Психологи отмечают парадокс игры как деятельности свободной и одновременно основанной на правилах («внутреннего самоограничения и самоопределения»).
Природа нравственного воздействия игры заложена в самой двуплановости игрового поведения: действия в игре условны, а сопровождающие их чувства и мысли реальны. Это и позволяет играющему приобрести определенный социальный опыт, пережить жизненно важные ситуации.
|
Концептуальная разработка игры как социального начала в развитии человека обусловлена, с одной стороны, перемещением сферы досуга с зависимой от сферы труда позиции на равноправную или даже приоритетную в развитии человека и культуры, утвердившуюся в концепциях И. Хейзинги, Дж. Мид, Дж. Морено и в массовом сознании. С другой -необходимостью социально-педагогического управления культурно-досуговой сферы специалистами, призванными развивать и удовлетворять постоянно возрастающие запросы и потребности различных социально-демографических групп, вводя игровое начало в деятельность учреждений культуры. Игра, будучи специфической моделью социальных отношений, становится важной.
Р. Гессе и другие деятели культуры связывают игру с общественный разумом, с культурой в целом, представленной как система игр, в вид вечно развивающейся совокупности сюжетов, сценариев, ролей, норм ценностей, символов, т.е. языка культуры.
Именно поэтому игра взята на вооружение в образовании и систем профессиональной подготовки людей. Игры учат людей философии осмысления сложностей, противоречий, учат подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, «играючи».
Социология рекреации и досуга исследует:
- игру как форму досуга,
- историю игры,
-игру как фактор нравственного и эстетического восприятия и поведения, психологической разгрузки, -как сложный вид межличностного общения, -этику игры, -игру как фактор самореализации.
TV-игры: КВН, «Что, где, когда?» и им подобные, в отличие о развлекательных, включают участников в ситуации, где нужны н только знания, но и логика, ассоциативное мышление, юмор, умении найти выход, сделав правильный выбор. Это - интеллектуальные игры и занимаются ими те, кому доставляет удовольствие гимнастика ума.
Как и любой вид досуга, игра предстает в нескольких ипостасях развивающем, развлекающем и разлагающем (азартные игры).
Толкиен, создавший самое интересное и эпохальное произведении стиля фэнтези на основе саксонских и скандинавских мифов, Библии эпосов древних народов, дал начало одноименному движению.
Знакомство с его книгами или их вариантами, а иногда и явным плагиатом в Интернете пробудили фантазию огромного числа любителей, называющих себя «толкиенистами».
Среди последних не только любители-фанаты в майках любимой команды или рыцарей, не пропускающих ни одного турнира, но и те, кто делает древние доспехи, кует мечи, а потом на ристалище сражается, воплощая сюжеты древних мифов и саг. Тут не только элементы режиссуры, актерской игры, но и культуры и этики турниров, основанных на мировоззренческих взглядах тех времен. Это свидетельствует о стремлении к аутентичности воспроизведения обстановки Средних веков: от героев требуется внимательное прочтение и восприятие книг не только Толкиена, но и исторических. А так же умения в изготовлении доспехов, воспроизведении характеров и норм поведения. Теория Л.Г. Ионина о театрализации жизни еще раз подтверждает эту тенденцию.
Игры и развлечения подростковых и юношеских группировок, агрессивное соперничество за лидерство, «война» за контроль над территорией, ведут к сращиванию уличных компаний с организованной преступностью и контролю вожака за поведением каждого из сообщества.
Юношеский конформизм, принадлежность компании деформируют потребности молодых. Неординарность, экстравагантность, необычайность - важный социально-психологический фактор поведения молодежи.
Экстремальные виды досуговой деятельности становятся все более распростронение среди обеспеченных людей.