Специфика управления и самоуправления в сфере досугово-рекреационной деятельности




 

Непосредственное управление досугом расценивается как вмешательство и посягательство на свободу личности и противоречит самой] сущности свободного времени. Антоним термина «свобода» - «принуждение», т.е. деятельность под воздействием внешних обстоятельств (по решению компании, указанию родных при отсутствии собственного] выбора и др.). В ситуации выбора возможен лишь тот вид деятельности, для реализации которого существуют необходимые условия и соответствующие знания.

Эффективное управление содержанием досуговой деятельности возникает только посредством создания условий для выбора в саморазвитии и реализации способностей, дарований, интересов проявления инициативы и организации самоуправления. Взаимодействия категорий управление», «самоуправление», «свобода» и «необходимость» становятся базовыми в теории и практике социокультурной деятельности.

Часть условий воздействует на содержание и структуру досуга как стихийные регуляторы. И ими следует пользоваться осторожно, избирательно, чтобы не ограничить проявления саморазвития субъекта.

Особенности свободного времени и досуговой деятельности определяют содержание и функции управления.

О собенности и принципы в сф е ре управления рекреационно- дос уговой деятельности.

Принципы - это наиболее устойчивые, повторяющиеся правила, составляющие основу управления. Это - однопорядковые, взаимосвязанные положения. Для всех сфер жизнедеятельности общепринятыми являются принципы демократизации, гуманизации, объективности, конкретности, оптимальности, а также территориально-отраслевой подход.

Переход от административно-командной системы сделал теорию и практику управленческого процесса полем столкновения двух противоположных моделей.

В практике управления рекреационно-досуговой деятельностью уже отошли от централизации, всеобъемлющей регламентации, ведущей к стандартизации и шаблону, нормативного закрепления принципов управления в законодательных актах.

Наметился переход к демократической модели, опирающейся на самодеятельный характер культурно-досуговой деятельности, становлению механизмов самоуправления, характеризующихся формированием советов и разработкой уставов общественных объединений и организаций.

Гуманистическое измерение управленческого процесса приводит к необходимости поворота к человеку как самоцели культурного развития. Родовая сущность человека выходит за пределы классовых, национальных или религиозных ограничений. Гуманизация управления становится эффективной, когда она опосредована самой личностью, её активностью в освоении человеческих ценностей. Гуманистические принципы и идеалы: свобода, милосердие, справедливость, бескорыстие, добро, равенство приобретают все большую значимость в области Досуговой деятельности. Но важно видеть, что ослабление духовно-нравственных регуляторов поведения со стороны общества обернулось раздвоенностью общественного сознания и поведения, явными признаками деградации стали агрессивность, жестокость и вандализм.

Деидеологизация, отказ от единомыслия и образа врага, привели к переориентации на общечеловеческие ценности, обогащению духовной жизни всем многообразием отечественной и мировой культуры.

Принцип объективности отражает необходимость учета закономерностей развития как общества, так и сферы свободного времени. Своевременное их выявление, познание и использование - залогоптимального управления культурными процессами.

Тенденция интенсивного общения подростков в неинституциональных формах в свободное время до сих пор плохо учитывается: материальная база, ее функционирование игнорируют потребности молодежи] что делает основными «зонами» общения молодых подвалы, чердаки, лестничные площадки, скверы и дворы. Научное управление состоит в «переводе» требований объективных закономерностей на язык практики. Оно возможно на основе теоретико-методологических, конкретное социологических исследований, предоставляющих научно обоснованные выводы, психолого-педагогические рекомендации социальным институтам. А органы управления должны быть ответственны за внедрение научно обоснованных исследований в сфере свободного времени и следовать выбранным принципам.

Конкретность как принцип управления. Тенденции и закономерности проведения свободного времени проявляются через многообразий конкретных и, подчас противоречивых, фактов: веяний моды, появления новых увлечений, развития жанров в искусстве, увеличения числи компьютеров с выходом в Интернет. Своевременное выявление их зна-чимости - необходимое условие преодоления препятствий в удовлетворении интересов и возникающих в связи с этим противоречий. Это необходимо для того, чтобы культурно-досуговая деятельность стала средством самовыражения и самореализации, а не ее деградации.

Проявление внимания к интересам подростков, побуждение к изучению ими своего внутреннего мира, самопознанию и самоутверждению, разработка соответствующих технологий, рассчитанных на социально-психологические особенности и может стать средством их саморазвития.

Комплексный деятелъностный подход к исследованию - деятельности лежит в основе анализа совокупности видов деятельности, потребностей, ценностей и ориентации ее участников. Они помогут установить уровни удовлетворения досуговой деятельностью и уровни их социальной значимости.

Дифференцированный подход не только к различным социально-демографическим слоям, но и учет индивидуальных интересов и потребностей отдельных личностей, анализ возможностей очага культуры технологий, которыми располагают субъекты управления - основное требование, позволяющее реализовать принципы конкретности и дифференцированного подхода.

Принцип оптимальности, эффективности носит субъективно-объективный характер, определяет как организацию условий, обогащение содержания культурно-досуговой деятельности, так и требования к самим субъектам управления и самоуправления; организации целостного комплексного подхода как в их исследовании, так и в реализации соответствующих им технологий.

Проблема эффективности культурно-досуговой деятельности тесно связана с разработкой ее критериев и показателей. Сложности их разработки связаны с исследованием духовной сферы: интересов, запросов, идеалов и ценностных установок субъектов культурно-досуговой сферы, с присущими им стремлением к полифункциональной деятельности.

Следует отделять понятие эффекта от эффективности. Эффективность занятий физической культурой, декоративно-прикладным и научно-техническим творчеством может быть измерена (в том числе и экономически): укрепление здоровья и физической формы, результаты труда как в любительском объединении, участии в выставках, конкурсах, так и на производстве.

Но если действия, поступки и результаты можно увидеть, то механизмы внутренней саморегуляции личности - мотивы, ценностные установки трудно поддаются специальному исследованию. Т.е. эффект -следствие сопоставляемых количественно-качественных показателей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: