Тема практического занятия: Развитие глубинно психологии 30-50 е года.
Вопросы для обсуждения, задания:
1. Развитие психоанализа в 30-50-е годы. Теория базальной тревожности К. Хорни.
2. Краткая биографическая справка. Принципиальные разногласия с теорией Фрейда.
3. Понятия «базальная тревожность» и «невротических потребностей».
4. Модификация глубинной психологии во второй половине 20 века. Эрик Эриксон.
5. Краткая биографическая справка. Принципиальные разногласия с теорией классического психоанализа Фрейда.
6. Психосоциальные стадии развития личности.
7. Понятие «идентичность». Кризис идентичности.
8. Э. Фромм и развитие психоанализа
Обязательное письменное заполнение таблицы «Основные теории глубинной психологии».
Ученый | Движущие силы развития личности | Структура и типология личности | Основные механизмы развития и защиты |
З. Фрейд | |||
К. Юнг | |||
А. Адлер | |||
К. Хорни | |||
Э. Эриксон |
Практическое занятие №7.
Тема практического занятия: Бихевиоризм
Вопросы для обсуждения, задания:
1. Зарождение бихевиоризма в работах Э. Торндайка и И.П. Павлова.
2. Джон Б.Уотсон. Биографическая справка. Основные положения
классического бихевиоризма.
3. Необихевиоризм. Теории Э.Толмана, К.Халла.
4. Бихевиоризм Скиннера.
5. Теория социального научения А.Бандура.
6. Дальнейшая судьба бихевиоризма, его вклад в развитие психологии.
Обязательное письменное заполнение таблицы «Основные теории бихевиоризма»
Ученый | Движущие силы развития личности | Структура и типология личности | Основные механизмы развития и защиты |
Д. Уотсон | |||
Б. Скиннер | |||
А.Бандура |
|
Практическое занятие №8.
Тема практического занятия: Гештальт-психология
Вопросы для обсуждения, задания:
1. М. Вертхеймер и характеристика экспериментальных исследований по изучению фи-феномена и константности восприятия.
2. Характеристика гештальт-принципов организации восприятия.
3. К. Коффка и исследование генезиса процесса восприятия.
4. Келер и экспериментальное исследование мышления. Понятие об инсайте.
5. Анализ отрывка из статьи В. Келера «Интеллект человекообразных обезьян». (Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии / Под ред. А. Д. Наследова. 2002.- страница 363).
6. К. Левин и теория поля.
7. Вклад К. Левина в развитие социальной психологии.
8. Распространение и судьба гештальт-психологии.
9. Критика гештальт-психологии и её вклад в развитие психологии.
Обязательное письменное заполнение таблицы «Основные концепции гештальтпсихологии».
Ученый | Предмет и задачи исследования | Основные результаты |
М. Вертхеймер | ||
К. Коффка | ||
В. Келер | ||
К. Левин |
Практическое занятие №9.
Тема практического занятия: Зарождение психологии в России
Вопросы для обсуждения, задания:
1. Зарождение российской психологии. Две тенденции в её развитии.
2. Развитие экспериментальной психологии в России.
3. Возникновение и развитие советской психологии 20-40 года 20 века.
4. Развитие и судьба отечественной психотехники и педологии.
5. Русский путь в развитии науке о поведении в работах И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского.
|
6. Культурно-историческая психология Л.С. Выгодского.
7. Принцип деятельности в психологии (М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин).
Обязательное письменное заполнение таблицы «Характеристика основных этапов развития психологической науки».
Название этапа, время | Предмет психологии, его содержание | Методы исследования | Основные достижения периода |
История отечественной психологии в первой половине XX века |
Практическое занятие №10.
Тема практического занятия: Развитие психологии в России во второй половине 20 века
Вопросы для обсуждения, задания:
1. Общий обзор развития психологии в России
2. Комплексное исследование человека, его психофизической природы, его отношений с миром в работах Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева
3. Современное состояние психологии в России
4. Проблемы индивидуальных различий в работах Б.М.Теплова, В.Д. Небылицына
5. Исследования А.В. Запорожца
6. Исследования личности ребенка в трудах Л.И.Божович, Д. Б. Эльконина.
7. Современные психологические концепции.
Обязательное письменное заполнение таблицы «Характеристика основных этапов развития психологической науки».
Название этапа, время | Предмет психологии, его содержание | Методы исследования | Основные достижения периода |
История отечественной психологии во второй половине XX веке |