1. Общая психологическая характеристика процессов памяти.
2. Классификация видов и типов памяти.
3. Классические методы исследования памяти (заучивания, сбережения, антиципации, узнавания, парных ассоциаций, реконструкций и т.д.).
4. Автобиографическая память: особенности, функции
5. Аномалии памяти.
ТЕМА 2.
ОСНОВНЫЕ ФАКТЫИ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ПСИХОЛОГИИ ПАМЯТИ
1. Влияние характера материала (объёма, степени однородности, привычности и осмысленности) и организации материала субъектом (ритмическая, конфигурационная и семантическая группировка) на запоминание.
2. Исследование влияния упражнений на запоминание.
3. Роль установок, мотивации, эмоциональных реакций в запоминании, сохранении, воспроизведении. Память и личность.
4. Влияние на память перерывов деятельности. Эффект Зейгарник.
5. Забывание и реминисценция. Теории забывания и реминисценции. Кривая забывания (Г. Эббингауз, Пьерон и др.).
6. Забывание намерений, имен. Стихийное забывание и забывание как действие (летотехника).
ТЕМА 3.
ТЕОРЕТИКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ПАМЯТИ
1. Структурный и функциональный подход к исследованию памяти в рамках когнитивной психологии. Теория уровневой переработки информации.
2. Сенсорный отпечаток информации как форма её хранения. Особенности ультракороткой (мгновенной, периферической) памяти. Иконическая и эхоическая память.
3. Особенности хранения и переработки информации в кратковременной памяти. Забывание в кратковременной памяти.
4. Особенности хранения и переработки информации в долговременной памяти. Забывание в долговременной памяти.
Содержание модуля 3
Методики исследования внимания
|
· Исследование свойств внимания (Исследование объема внимания (Методика «Расстановка чисел», «Корректурная проба»)
· Исследование избирательности внимания (Методика Мюнстерберга)
· Исследование концентрации и устойчивости внимания (Исследование концентрации внимания, Устойчивость внимания по Риссу, Умственная работоспособность по Э. Крепелину)
· Изучение устойчивости и распределения внимания (Устойчивость внимания по Бурдону, Устойчивость и распределение внимания, Распределение внимания)
Исследование устойчивости и переключения внимания (Переключение и устойчивость внимания, Колебания внимания, Методика Горбова (отыскивание чисел с переключением))
Методики исследования памяти
· Изучение особенностей психологического процесса памяти (Изучение механической памяти (Типы памяти, механическая память)
· Изучение смысловой памяти(Словесно-логическая память, Воспроизведение стимульного материала разными способами заучивания)
Изучение свойств и закономерностей процессов памяти (Ретроактивное и проактивное торможение, Изучение опосредованного припоминания методом пиктограммы))
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
№ модуля | Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
«Виды внимания», «Анализ проблемы внимания в гештальтпсихологии и ассоциативной психологии », «Анатомо-физиологические механизмы внимания» | ||
«Физиологические основы памяти». |
V. Образовательные технологии
Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в ходе изучения дисциплины для формирования и развития профессиональных навыков студентов активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Используются технологии: проблемного обучения, технология контролируемой самостоятельной работы, технология учебной дискуссии, технология учебной деловой игры.
|
В зависимости от целей и формы проведения занятий в рамках данных технологий используются следующие методические приемы:
Творческие индивидуальные задания (подбор материалов по определенной теме, составление глоссария и разработка схем и таблиц по изучаемым темам);
интерактивное выступление (предполагает выступления студентов и ответы на вопросы по результатам выступления, рефлексию собственного выступления);
использование наглядных пособий и презентаций (схем, таблиц, диаграмм, рисунков и др.);
групповое обсуждение.
VI. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Полный комплект контрольно-оценочных материалов (Фонд оценочных средств) см. в приложении к рабочей программе дисциплины.