Практическая работа проведена на базе ДОУ ЦЦР № 138 Краснодарского края, при участии родителей детей подготовительной группы № 3 в количестве 13 человек.
Практическая работа направлена на определение того, как семья влияет на воспитание в своих детях экологической культуры и в чем проявляется их работа над этой проблемой.
Родителям была предложена анкета, состоящая из пяти вопросов:
1. Выезжаете ли вы по праздникам, выходным дням на природу, и как часто?
2. Смотрит ли ваш ребенок телепередачи о природе? Какие?
3. Есть ли у вас домашние животные? Если есть, то какую роль в уходе за ним выполняет ваш ребенок?
4. Рассказываете ли вы вашему ребенку о природных явлениях, объектах, если он интересуется этим?
5. Воспитываете ли вы в вашем ребенке любовь и бережное отношение к природе? Чему вы учите ребёнка? (например: не бросать мусор на землю, в траву и др.)
См. Приложение № 7.
В результате анкетирования было выявлено, что из 13-ти семей:
1) 8 часто выезжают на природу с ребёнком, что способствует познанию окружающего мира и получению хорошего сенсорного опыта в результате непосредственного контакта с природой;
4 очень редко выезжают на природу с ребенком, тем самым, ограничивая его в общении с природой;
1-на не имеет возможности выезжать на природу, ребёнок ограничивается лишь прогулками во дворе и очень редкими поездками на дачу.
2 ) Во всех семьях дети регулярно просматривают телепередачи о природе, а некоторые приобретают DVD диски с экологическим содержанием. Это очень хорошо, так как дети получают интересные, подробные и достоверные факты о живой и неживой природе, расширяя свой кругозор и устанавливая связи между человеком и природой.
|
3) В 10-ти семьях имеются домашние питомцы, в уходе за которыми ребенок принимает самую непосредственную роль. Очень хорошо, что родители понимают, как важен контакт ребёнка с животным. Животные оказывают положительное влияние на психику ребёнка, обеспечивает положительный настрой в процессе общения с животным и после него. Желание заботиться о животном помогает проявить активность в трудовой деятельности, привить бережное отношение и чувство ответственности за любимого питомца;
В 2-х животных не имеется;
А в одной семье выявилось негативное проявление по отношению к животным, что показывает экологическую необразованность, прежде всего родителей. Именно родители должны с ранних лет воспитывать в ребёнке экологическую культуру. Должны подводить к пониманию ребёнком того, что животные и растения – это живые существа, которые, так же как и человек нуждаются в пище, благоприятных условиях, воде, воздухе и конечно заботе и уходе.
4) Во всех семьях уделяют большое внимание художественной литературе о природе и рассказах родителями о ней детям, тем самым расширяя знания детей о природных объектах и явлениях, которые заложат основу экологической культуры дошкольника.
5) В 12-ти семьях родители и родные стараются воспитывать в ребёнке элементарные навыки поведения в природе, тем самым, прививая ребёнку бережное отношение к ней. В таких семьях дети поймут, что если небрежно общаться с природой, то она больше не сможет давать нам в полной мере то, что так ценно для человека – еда, вода, чистый воздух, природные ресурсы и другие не менее важные компоненты природы.
|
В результате проведённого анкетирования среди родителей, тщательно проанализировав данные, можно сделать умозаключение: основная масса родителей относится к воспитанию экологической культуры дошкольников, то есть своих детей, с большой ответственностью. Часто ездят на природу, смотрят и обсуждают телепередачи о живой и неживой природе, имеют домашних питомцев, беседуют с детьми о поведении в природе и рассказывают о природных объектах и явлениях, их значении для человека.
Вывод: в настоящее время проблеме экологического образования стали уделять больше внимания, чем ранее, наконец, осознав, что это очень необходимо в нашей действительности. Люди постепенно понимают значимость этой проблемы и стараются внедрить знания в общество, для воспитания и становления экологической культуры. Помочь понять, что необходима осознанность поведения каждого человека, чтобы предотвратить надвигающийся экологический кризис. Давая экологические знания в дошкольном возрасте, мы тем самым формируем начала экологической культуры и приобщаем детей любить природу, сопереживать и бережно относиться к ней с самого детства - именно это должны помнить родители, воспитывая экологическую культуру в своём ребёнке.
Родителям, которые не уделяют особого внимания формированию экологической культуры, можно предложить рекомендации, представленные в Приложении № 6.
Заключение
Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная.
Долг взрослых - родителей, педагогов – научить любить и беречь природу. Необходимо ввести ребенка в прекрасный мир природы, раскрыть его красоту, необычность.
|
Помогают сформировать экологическую культуру такие методы, как труд детей в природе, в живом уголке, элементарная поисковая деятельность. На мой взгляд, эти методы являются наиболее эффективными в формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста, т.к. в процессе использования этих методов активизируется мыслительная деятельность, психические процессы (памяти, мысли, воображения и др.), восприятие, ребёнок приобщается к труду взрослых, узнаёт новое и интересное.
«Труд детей в природе» - это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значительный результат. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний.
«Работа в уголке природы» - поможет познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней. В процессе ухода за животными и растениями, находящимися в уголке, дети получают представление о разнообразии растительного и животного мира, о том, как растение развивается и растет, условие для них нужно создавать.
«Элементарная поисковая деятельность» - помогает развивать наблюдательность, активизирует мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.
Таким образом цель исследования: изучить влияние и значение объектов природы и природных материалов на сенсорное развитие детей дошкольного возраста – достигнута.
Задачи:
o изучить и проанализировать литературу по вопросам экологического образования детей дошкольного возраста;
o изучить методы и приёмы формирования экологической культуры детей дошкольного возраста;
o провести анкетирование среди родителей подготовительной группы №3, в ДОУ №138, с целью проверки работы родителей с детьми по формированию экологической культуры вне ДОУ;
o исследовать методы и приемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста посредством объектов природы и природных материалов – реализованы.
Результат исследования рекомендовано использовать в практике работниками дошкольного учреждения, студентам педагогического колледжа, дошкольного отделения, а также для проверки консультаций с родителями детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. – Ярославль, 1997.
2. «Вайнерман С.М. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М., 2001.
3. Гурин Ю.В. Энциклопедия обучающих загадок. – М., 2002.
4. Дыбина О.В. и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2001.
5. СТАТЬЯ, АВТОРЫ//Дошкольное воспитание. - № 11. – 2006.
6. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - М., 1983.
7. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического образования детей. – М., 2005.
8. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М., 1989.
9. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой – М., 2005.
10..Методика ознакомления детей с природой в детском саду»./ Под ред. П.Г. Саморуковой - М., 1991.
11..Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования. – М., 2002.
12. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студентов. – М., 1999.
13. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь, 1992.
14. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2005.
15. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001.
16. Рунова М.А. и др. Ознакомление с природой через движение: интегрированные занятия. – М., 2006.
17. Урунтаева Г.А. «Дошкольная психология». – М., 1997.
18. «Экологическое воспитание дошкольников». Пособие для специалистов дошкольного воспитания./Автор-сост. С.Н. Николаева – М., 1998.