Проведение летней археологической практики с учащимися 13-16 лет учреждения дополнительного образования




А. С. Лоскутов, педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «ЦДОД им. В. Волошиной»

Кемеровский городской округ, Кемеровская область

 

Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерализации ориентируетна необходимость «удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном … развитии»[1, с. 5]. Дополнительная общеразвивающая программа «Археология Кузбасса»нацелена на удовлетворение потребностей учащихся в интеллектуальном развитии посредством изучения археологии, развитие необходимых умений для занятий исследовательской деятельностью.

Отличительной особенностью программыявляется то, что она направлена на изучение древней истории Кузнецкого края иоснов археологических исследований. Логическим продолжением программы является возможность опробовать полученные теоретические знания на практике на базе археологической лаборатории в Кемеровском государственном университете ив период летней выезднойархеологической практики.

Основной целью археологической практики является развитиеу учащихся умений работать с археологическими источниками и памятниками.

Задачи практики:

1. Познакомитьучащихся с видами археологическихпамятников в естественном географическом окружении, с этнокультурной историей Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области.

2. Развивать исследовательские умения при работе с археологическими памятниками и источниками.

3. Воспитывать уважение к историко-культурному наследию Кемеровской области, умения работать в команде при организации деятельности экспедиционного лагеря и быта.

Комплексная археолого-этнографическая экспедиция проходила с 1 по 31 июля 2018 года в районе села Шабаново Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области под руководством доктора исторических наук, профессора Гуманитарного центра Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева Андрея Михайловича Илюшина. Учащиеся объединения «Школа краеведов» совместнос педагогом дополнительного образования МБОУ ДО «ЦДОД им. В. Волошиной» Лоскутова Алексея Сергеевича приняли активное участие в раскопках археологического памятника.

Исследуемый археологический объект был определен как культовая площадка и получил название «Торопово-VIIа».Предварительный анализ материалов раскопок позволяет датировать данный археологический памятник периодом развитого средневековья (примерно ХI-ХIV вв. н.э.) и отнести его к культуре кочевых тюркоязычных племен Кузнецкой котловины.

При внешнем обследовании памятника было установлено егоаварийное состояние: часть памятника была размыта протекающей рядом с ним речкой Косьмой. Также было определено, что данный процесс угрожает полностью разрушить памятник в течение ближайших десяти лет, что требует неотлагательных спасательных мер со стороны участниковэкспедиции – такую вводную информацию получили ребята, что определило серьезность и ответственный характер данного мероприятия.

До начала раскопочных работ перед участникамипрактики стояла задача организации быта лагеря. Были определенны распорядок дня, график дежурства и обязанности: летописец, хронометрист, медик, метеоролог, заведующий снаряжением, фотограф, краевед, ремонтный мастер и т.д.

В полевом лагере строго соблюдался распорядок дня: 7:30 – подъем, зарядка, умывание; 8:00 – завтрак; 9:00 – работа на раскопе; 13:30 – обед; 18:00 – ужин; 21:00 – второй ужин. Все участники практики работали добросовестно, участвовали в раскопках, дежурили по очереди, соблюдали дисциплину, проявляя живейший интерес к научным поискам.

Учащиеся исследовали территорию вокруг лагеря, изучали флору и фауну. Педагогипрактикипроводили познавательные лекции по истории Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, методологии краеведческих и археологических исследований, этнографии. В конце практики проходил торжественный обряд посвящения в краеведы.

Таким образом,учащиеся познакомились с археологическим памятником в естественном географическом окружении,с этнокультурной историей Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области.

Были проведены раскопочные спасательные работы на археологическом памятнике ТороповоVII и собрано большое количество археологического материала, который послужит основой для написания исследовательских работ учащихся для поисково-краеведческих конференций.

Практика в виде археологической экспедиции – это отличная возможность в интерактивной и интересной форме удовлетворить потребности учащихся в интеллектуальном развитии посредством изучения археологии в естественном природно-географическом окружении.

В процессе практики учащиеся приобрели необходимые умения командной работы при организации деятельности экспедиционного лагеря археологов и быта, сталибережней относиться к культурно-историческому наследию Кемеровской области. Активнаяисследовательскаядеятельность в течение экспедиции способствует повышению мотивации учащихся к дальнейшему изучению археологии.

Литература.

1. Концепция развития дополнительного образования: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. – 23 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: