Арийские верования до Заратуштры 3 глава




По количественному соотношению мусульман к общей численности населения Иран превосходит все другие исламские страны, кроме Саудовской Аравии. И даже такая страна, как Египет, которая считает себя наставником исламского мира, не имеет такого количества мусульман. Тем не менее целесообразно прояснить вопрос, насаждался ли ислам иранцам в течение четырнадцати веков принудительно или они приняли его добровольно и искренне.

К счастью, несмотря на все козни и интриги со стороны колониалистов, история Ирана и ислама хороша известна. И мы, чтобы лучше познакомить уважаемых читателей с действительным положением дел, вы­нуждены, пролистав историю Ирана, проследить процесс проникновения ислама в этой стране с самого начала.

Начало эпохи ислама в Иране

Согласно исторически достоверным источникам досточтимый Пророк(да благословит его Аллах и приветствует!) несколько лет спустя после хиджры (переселения из Мекки в Медину) написал письма, адресованные главам государств того времени, в которых объявил о своем пророчестве и призывал их к принятию ислама. Одно из таких писем было адресовано иранскому шаху Хосрову Парвизу(591—628). В нем Пророк(да благословит его Аллах и приветствует!) призывал царя принять ислам. Но среди руководителей всех стран, получивших подобные письма, Хосров Парвизбыл единственным, кто отнесся к письму Пророкапренебрежительно и разорвал его. Сам этот факт говорит о моральном разложении, царившем при дворе иранского монарха. Никто из правителей, императоров и глав других государств подобным образом не поступил. Некоторые из них написали проникнутые уважением ответные письма и послали их с подарками.

Хосров Парвизпоручил правителю Йемена, ставленнику Ирана, расследовать все обстоятельства относительно человека, претендующего на пророчество и позволившего себе написать ему письмо, в котором он указывает свое имя раньше имени самого иранского шаха, и, если понадобится, отправить этого человека к Хосрову.

Как сказано в Священном Коране, «хотят они задуть Свет Господень устами своими, но ведь совершенен Свет Его»[43]. Посланцы йеменского правителя еще были в Медине, когда времени правления Хосровапришел конец, и его же собственный сын распорол Хосровуживот. Досточтимый Пророк(да благословит его Аллах и приветствует!) тот час же сообщил об этом йеменским посланникам. Они удивились и с этой вестью верну­лись к своему правителю. Через некоторое время выяснилось, что Пророкислама(да благословит его Аллах и приветствует!), действитель­но, был прав. После этого случая правитель и значительное число жителей Йемена, в частности большая группа иранцев, проживавших в этой стране, стали мусульманами. В то время в Йеменежило много иранцев и страной правили наместники, назначавшиеся иранскими шахами.

Также при жизни досточтимого Пророка(да благословит его Аллах и приветствует!) в результате проповеди мусульманских миссионеров при­шло в лоно ислама большое количество жителей Бахрейна, где проживали иранцы, как зороастрийцы, так и последователи других религий. Принял ислам даже правитель Бахрейна, тоже иранский ставленник. Дру­гими словами, впервые коллективное принятие ислама иранцами наблю­далось в Йеменеи Бахрейне.

Конечно, в индивидуальном порядке первым иранцем, принявшим ислам, был Салман Фариси. Как известно, его религиозные чувства до того были искренни и возвышенны, что сам Пророкудостоил его высокой чести, сказав: «Салманиз числа членов моего семейства». Он пользуется большим уважением как среди шиитов, так и среди суннитов, считающих Салманаодним из самых приближенных к Пророку(да благословит его Аллах и приветствует!) сподвижников. Те, кому посчастливилось побывать в Медине, знают, что вокруг Мечети Пророканаписаны имена великих сподвижников Пророка(да благословит его Аллах и приветствует!) и имамов различных толков ислама. И конечно, Салман Фарисиявляется одним из приближенных к Пророку(да благословит его Аллах и приветствует!) людей, чье имя упомянуто в этом списке.

Периода, совпадающего со временем жизни досточтимого Пророка(да благословит его Аллах и приветствует!), было достаточно, чтобы некоторое количество иранцев смогло познакомиться с истинами ислама. Естественно, что это обстоятельство способствовало тому, что весть об исламе достигла Ирана, и по всей стране иранцы в той или иной степени могли познакомиться с исламским учением. А государственное и религиозное положение в Иране (а в последующем мы об этом будем рассуждать более основательно) было таково, что народ жил в ожидании новых вестей, в ожидании спасения, и вести подобного характера распространялись среди людей молниеносно. И многие спрашивали: каковы же основные принципы этой новой религии?

Настало время правления халифов Абу Бакраи ‘Умара. В конце периода правления халифа Абу Бакраи в течение всего периода правления ‘Умарав результате военных действий мусульман против Ирана почти вся территория страны была покорена мусульманами, и миллионам иранцев представилась возможность непосредственного контакта с ними, в результате чего они большими группами перешли в лоно исламской религии. Далее без всякого изменения приводим материал, подготовленный господином ‘Азиз Аллахом ‘Утариди[44], под названием «С какого времени иранцы начали служить исламу?»; материал этот посвящен времени, предшествовавшему покорению Ирана мусульманами.

С какого времени иранцы начали служить исламу?

Симпатии иранцев к исламу проявились с самого начала возникновения этой священной религии. Еще до распространения в нашей стране священного исламского закона мусульманскими муджахидами иранцы, жившие в Йемене, стали последователями этой религии и с большим желанием и усердием следовали предписаниям Корана. Они прилагали большие усилия для распространения исламского закона и самоотверженно боролись против врагов досточтимого Пророка.

Заслуга иранцев в распространении ислама нуждается в подробном исследовании, и необходимо, чтобы специалисты в области исламских наук произвели в этой сфере соответствующие изыскания. История исламских завоеваний на Востоке и Западе свидетельствует о самоотверженной борьбе некоторых иранцев, которые со свойственной им верностью, убежденностью и искренностью явили примеры героизма и приложили большие усилия для подавления внутренних и внешних врагов ислама.

Мусульмане восточных и южных стран, особенно полуострова Индостан, Пакистана, Восточного Туркестана, Китая, Малайзии, Индонезиии островов Индийского океана,очень многим обязаны иранским мусульманам из числа мореходов и купцов, приложившим огромные усилия для распространения ислама вплоть до самых отдаленных точек Азии. На этих просторах повсюду при помощи разъяснений и наставлений они знакомили людей со священным учением ислама.

Иранцы внесли большую лепту в распространение ислама также в западных странах, в Северной Африкеи Малой Азии. После того как жители Хорасанаи восточных земель Ирана восстали против антиисламского халифата Умаййадови, низвергнув эту династию, привели к руководству исламским государством династию Аббасидов, военное и административное руководство во всех исламских странах перешло к иранцам и особенно к выходцам из Хорасана. Они взяли в свои руки всю политическую власть исламского государства от востока до запада. В пе­риод правления аббасидскогохалифа Ма‘муна(809—813) вместе с ним из Хорасанав Иракпереселились многие из числа хорасанской знати. Ма‘мун,обеспокоенный саботажем со стороны некоторых из своих родственников, решил все важные государственные посты доверить иранцам. Поэтому он отправил несколько знатных иранцев в качестве своих наместников и представителей в Египети другие регионы Северной Африки, чтобы они не допустили усиления влияния оппозиции. Обеспокоенность Аббасидовв связи с обстановкой в Северной Африкеусиливалась еще и тем, что в это время в Андалусии(Испания) все еще правили представители династии Умаййадов, они могли попытаться распростра­нить свое влияние на указанной территории.

Исследование истории этих семей переселенцев, большинство из которых — выходцы из Нишапура, Герата, Балха, Бухарыи Ферганы, может составить несколько больших томов. Заслуги североафриканских иранцев в той или иной степени отражены во многих исторических и автобиографических источниках, посвященных научным деятелям и литераторам этого региона.

Ниже мы приводим конспективное описание деятельности иранцев в периоды до распространения ислама в Иране и после него.

Иранцы в Йемене

Ко времени рождения досточтимого Пророка(да благословит его Аллах и приветствует!) группы иранцев жили в Йемене, Адене, Хадрамаутеи на берегах Красного моря, в их же руках полностью находилась политическая власть в Йемене. Прежде чем перейти к рассмотрению этой темы, для большей ясности мы вынуждены описать причины, по которым определенное количество иранцев переселилось в Йемени продолжало жить в этой стране.

Во времена правления Ануширвана, Абиссиниячерез Красное море напала на Йемени низложила правительство этой страны. Царь Йемена Сайф ибн Зи Йазанприбыл ко двору Ануширвана, чтобы просить помощи в выдворении абиссинцев. Историки пишут, что Сайфпровел в Ктесифонесемь лет, прежде чем получил аудиенцию у Ануширвана. Сайфсказал Ануширвану: «Помоги мне в войне с абиссинцами, отправь свои войска, чтобы я мог освободить свою страну».

В ответ Ануширвансказал: «Моя религия не позволяет, чтобы я, обманув моих воинов, отправил их в помощь человеку, который не является моим единоверцем». Затем Ануширван, посоветовавшись со своими при­ближенными, решил отправить вместе с Сайфом ибн Зи Йазаномгруппу приговоренных к смерти заключенных, чтобы они выдворили абиссинцев из Йемена. Это решение было одобрено и через некоторое время реализовано.

По свидетельству историков, группа состояла из тысячи человек. Но им, несмотря на свою малочисленность удалось победить и полностью уничтожить абиссинцев, количество которых превышало 30 тысяч человек. Командовал иранцами в Йеменечеловек по имени Вахрез. После падения абиссинцев и последовавшей вскоре смерти Сайфа ибн Зи Йазанак власти в Йеменепришел упомянутый Вахрез(его настоящее имя было Хорзад), и он подчинялся иранским властям.

Принятие ислама Базаноми другими иранцами в Йемене

В период возникновения ислама, когда досточтимый Пророк(да благословит его Аллах и приветствует!) начал призывать людей к священной религии, власть в Йеменебыла сосредоточена в руках у иранца Базана ибн Сасана.Сражения Пророка(да благословит его Аллах и приветствует!) против арабских племен и курайшитских язычников состоялись именно тот в период, когда Йеменомправил упомянутый Базан. Он считался наместником Хосрова Парвизав Йеменеи контролировал также часть Хиджазаи Тахамы. Базанрегулярно информировал Хосрова Парвизао действиях Пророкаислама.

В 6 г. х. (т. е. в 628 г.) досточтимый Пророк(да благословит его Аллах и приветствует!) специальным письмом призывал Хосровапринять ислам. Тот в ярости разорвал послание и написал своему наместнику в ЙеменеБазанупослание с приказом найти и отправить к нему автора дан­ного письма. Базан, в свою очередь отправив в Мединудвух иранцев — Бабуйаи Хусрау, через них передал Его Светлостивеление иранского царя. Это было первым официальным контактом иранцев с досточтимым Пророкомислама (да благословит его Аллах и приветствует!).

Когда весть об этом дошла до мекканских язычников, они ликовали, говоря: у Мухаммада нет никакого пути для спасения, ведь против него настроился сам царь царей Хосров Парвиз! Прибыв в Медину, посланники Базанапришли к Пророкуи рассказали ему о цели своего приезда. Пророквелел им прийти за ответом на следующий день. Утром, когда они вновь явились к Пророку(да благословит его Аллах и приветствует!), Его Светлость им сказал: «Вчера ночью Шируйе[45]распорол живот своему отцу Хосрову Парвизуи убил его». Затем Пророкдобавил: «Бог известил меня, что ваш царь убит, а ваша страна скоро будет завоевана мусульманами. Возвращайтесь в Йемени скажите Базану, пусть примет ислам. Если он станет мусульманином, правление Йеменомпо-прежнему останется за ним».

Досточтимый Пророквручил посланцам всякие подарки, и они, возвратившись в Йемен, известили Базанао случившемся. Базанзаявил: «По­дождем несколько дней. Если сказанное им подтвердится, то он, действительно, пророк и говорит от имени Бога. Тогда и примем окончательное решение».

Спустя несколько дней прибыл посланник из Ктесифонас письмом от Шируйе. В письме тот официально информировал Базанао причинах ка­зни своего отца. Затем он велел Базанупризвать жителей Йеменаподдер­жать его, а также предоставить свободу действий человеку из Хиджаза, претендующего на пророчество, и ничем его не беспокоить.

После этого события Базанстал мусульманином, а иранцы, которых в Йемене называли абна («сыны») и ахрар («благородные». — М. М.), по­следовав ему, также приняли ислам. Они были первыми иранцами, став­шими последователями священного ислама.

Досточтимый Пророк(да благословит его Аллах и приветствует!) назначил Базананаместником Йемена, и он от лица Пророказанимался проповедью и распространением ислама, а также боролся против врагов религии. Базанумер еще при жизни досточтимого Пророка(да благословит его Аллах и приветствует!), и наместником был назначен его сын Шахр ибн Базан. Он следовал примеру своего отца и вел непримиримую борьбу с врагами ислама.

Вероотступничество Асвада ал-‘Анси

Досточтимый Пророк(да благословит его Аллах и приветствует!) после завершения прощального паломничества в Мекку из-за чрезмерной усталости несколько дней чувствовал недомогание. Один из йеменцев по имени Асвад ал-‘Анси, узнав об этом, подумал, что Пророк(да благосло­вит его Аллах и приветствует!) больше не поправится. Тогда он объявил себя пророком, и большая группа жителей Йеменапоследовала за ним.

Это был первый пример отступничества в истории ислама. Ал-‘Ансиво главе со своими сторонниками из числа арабских племен двинулся в сторону Саны(столицы Йемена). Шахр ибн Базан, находившийся там, готовился дать достойный отпор этому восставшему против ислама лжепророку.

С семьюстами всадниками он вступил в битву против ал-‘Анси. Между ними разгорелось кровопролитное сражение, и Шахр ибн Базанв этой битве погиб. Он был первым иранцем, павшим смертью мученика (шахида) во имя ислама.

Асвад ал-‘Анси, после того как убил Шахра ибн Базана, женился на его супруге, а затем захватил весь Йеменвплоть до Хадрамаута, Бахрейна, ал-Ахсаи пустынных территорий между Надждоми Таифом[46]и, подчинив себе живущие на этих территориях племена, двинулся в сторону благословенной Медины.

После гибели Шахра ибн Базанаруководство иранской общиной взяли на себя Фирузи Дадуйа, которые, также как Базани его сын Шахр, сохранили верность исламу и досточтимому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!). Весть о йеменских событиях и гибели Шахра ибн Базанадошла до досточтимого Пророка(да благословит его Аллах и приветствует!). Всем мусульманам в Мединестало известно, что кроме иранской общины и нескольких местных арабов все жители Йемена, отступившись от ислама, примкнули к лжепророку Асваду.

Письмо досточтимого Пророка(да благословит его Аллах
и приветствует!) йеменским иранцам

По свидетельству Джашиша Дайлами, который был из числа принявших ислам йеменских иранцев, досточтимый Пророкв своем письме велел иранцам вступить в бой с лжепророком Асвадом. Письмо Пророкабыло адресовано Фирузу, Дадуйаи Джашишу, им было велено довести данное предписание до сведения всех мусульман и организовать тайное и явное сопротивление против Асвада. Они известили об этом мусульман.

Джашиш Дайламипишет:

Мы начали налаживать надлежащую переписку и призывали всех быть готовыми к войне с Асвадом ал-‘Анси. Но в это время Асвадкаким-то образом узнал об этом обстоятельстве и написал иранцам письмо, угрожая, что если они замыслят с ним вражду, то будет так-то и так-то. Мы в ответ написали, что никогда не будем воевать с ним. Но Асвадповерил нашим словам и продолжал опасаться, что иранцы его низвергнут.

В это время к нам поступило несколько писем от Амира ибн Шахраи Зи Зуда[47], а также из других мест. Авторы этих писем подстрекали нас идти с войной против Асвадаи обещали нам свою поддержку. Затем мы узнали, что досточтимый Пророк(да благословит его Аллах и приветствует!) посылал письма нескольким другим общинам с поручением поддержать Фируза, Дадуйаи Джашиша Дайламив их борьбе против лжепророка. Таким образом, мы обрели поддержку среди людей.

Заговор иранцев с целью убийства Асвада ал-‘Анси

Асвад ал-‘Ансиопасался заговора со стороны иранцев и чувствовал всю опасность ситуации. Дайламиговорит: «Азад, супруга Шахра ибн Базана, находившаяся в плену у Асвада, оказала нам всяческое содействие, и ее указания в итоге принесли нам победу. Я напомнил Азад: «Асвадубил твоего мужа и всех близких, овладел всеми женщинами». Азад, будучи отважной женщиной, сказала: «Клянусь Богом, я ненавижу Асвадавсей душой. Он жестокий, никогда не соблюдает божественные предписания и не признает различия между дозволенным и запретным».

Затем она сказала: «Вы известите меня о ваших намерениях, а я сообщу вам обо всем, что происходит в доме у Асвада». Я, выйдя из дома Асвада, пришел к Фирузуи рассказал ему и Дадуйао моем разговоре с Азад. В этот момент к нам подошел некий мужчина и пригласил нашего товарища Кайса ибн ‘Абд Йагусаотправиться в дом к Асваду. Кайсв сопровождении нескольких своих товарищей вошел в дом Асвада, но они не смогли причинить ему никакого вреда.

В это время между Кайсоми Асвадомпроизошла размолвка, и Кайсснова пришел в дом Фируза, Дадуйаи Дайламии сказал: «Сейчас сюда придет этот лживый Асвад, поступайте с ним, как хотите». Сказав это, Кайс покинул дом, а Асвадпоспешил к нам со своими сторонниками. По пути к нам он приказал убить двести коров и верблюдов, которые в это время паслись около нашего дома. Затем Асвадгромогласно спросил: «Эй, Фируз! Это правда, что ты намерен воевать со мной и убить меня?» Говоря это, Асвадбросил в сторону Фирузасвой дротик и добавил: «Я тебя обезглавлю подобно этим животным!» Фирузв ответ молвил: «Это не так. Мы не намерены воевать с тобой и убивать тебя, так как ты — зять иранцев, и мы из уважения к Азадникакого вреда тебе причинять не будем. К тому же ты теперь пророк и все дела как дольней, так и загробной жизни находятся в твоих руках».

Асвадсказал: «Ты должен поклясться, что останешься мне верным и никогда не будешь изменять». Фирузпроизнес какие-то слова и вместе с ним вышел из дома. По пути Фирузуслышал, как один из сопровождающих Асвада лиц злословил о нем, а Асвадтихо сказал этому человеку, что намерен на следующий день убить Фирузаи всех его товарищей. Вдруг Асвадпонял, что Фирузего слышит.

Дайлами рассказывает: «Фируз, вернувшись от Асвада, известил нас о его вероломстве и хитростях. Мы послали за Кайсом, и он также принял участие в нашем совете. Посовещавшись, мы решили еще раз переговорить с женой АсвадаАзад, известить ее обо всем и узнать кое-какие сведения от нее. Я зашел к Азади сообщил ей о происходящем.

Азадсказала: „Асвадпостоянно боится за свою жизнь и никому не доверяет. Находясь дома, он расставляет дозорных и охрану во всех уголках, по всем дорогам, ведущим к замку, наблюдает за всем, что движется. Поэтому проход в этот замок для обычных людей закрыт. Единственное место, где Асвадотдыхает без присутствия охраны — это вот эта комната. Именно здесь вы можете настигнуть и сразить его, будучи уверенными, что в его опочивальне кроме меча и лампы больше ничего нет“. Покинув Азад, я хотел выйти из дворца. В этот миг Асвад, выходя из своих покоев, заметил меня и сильно разозлился. С покрасневшими от гнева глазами он сказал: „Откуда ты пришел, и кто тебе дал позволение без моего разрешения войти в дом?“ Затем он обхватил мою голову и так сильно сжимал, что я чуть было не лишился жизни. Азадиздали заметила движение и воскликнула: „Отпусти его!“ А если бы он не услышал возглас Азад, то убил бы меня.

Азадсказал Асваду: „Это сын моего дяди, и пришел навестить меня. Оставь его в покое!“ После этих слов Асваднемного успокоился и отпустил меня. Я, покинув дворец, поспешил к моим друзьям и рассказал им о случившемся. В то время, когда мы были заняты обсуждением этой темы, к нам пришел посланец Азади сообщил, что время пришло и необходимо осуществить задуманное.

Я сказал Фирузу: „Как можно скорее отправляйся к Азад“. Он направился к ней. Азад рассказала ему обо всем. Фируз рассказал: „Снаружи того здания, где жил Асвад, мы в его покои открыли подземный проход и поставили нескольких человек около входа в него, чтобы в нужный момент, ворвавшись в покои, они могли убить его“. После этого Фирузвошел в покои Азад, как будто пришел ее повидать, сел там и повел беседу.

В этот миг к Азад вошел сам Асвади, увидев Фируза, пришел в ярость. Азадзаступилась за него и заявила: „Фирузприходится мне близким человеком, между нами родство!“ Тем не менее Асвадв гневе велел Фирузувыйти из покоев и приказал выгнать его из дворца. Когда настала ночь, Фируз, Дадуйаи Дайламирешили добраться по подземному ходу до личных покоев Асвадаи убить его.

До этого они еще раз обсудили вопрос с некоторыми из своих единомышленников, а также известили о наших планах некоторые арабские племена, такие как хамданиты и хумайриты». Дайламирассказывает: «Ночью мы взялись за дело, из-под земли открыли вход в комнату Асвада и вошли в нее. В покоях горела лампа, от которой исходил тусклый свет. Мы все испытали к Фирузубольшое доверие, ибо он был отважным и бесстрашным мужем. Мы ему сказали: „Взгляни, видишь в этом полумраке что-нибудь?“ Фирузвышел, стараясь не привлекать внимания охраны, осторожно приблизился к дверям покоев и услышал храп. Он догадался, что Асвадспит, и отвращение к нему в нем возобладало. Жена его также сидела в уголке. Когда Фирузвошел в комнату, Асвадвнезапно проснулся, сел и закричал: „О, Фируз, что мне за дело до тебя?!“

В этот миг Фируз понял, что если он сейчас убежит, то охранники убьют его, и Азад тоже погибнет. Поэтому он ворвался в комнату, бросился на Асвада, как верблюд-самец, напал на него и, взяв за горло, задушил. Когда он хотел выйти из покоев, Азадспросила: „Ты уверен, что этот человек убит и душа покинула его тело?“ Фирузответил: „Да он убит, ты избавлена от него“. Фирузвышел из комнаты и сообщил нам о случившемся. Мы также вошли в комнату, когда лживый Асвадвсе еще мычал, как бык. Большим ножом мы отрубили ему голову и тем самым избавили йеменскую землю от этого нечистого.

В это время вокруг покоев поднялась тревога, раздался шум. Вся охра­на собралась у жилого дома Асвада, восклицая: „Что слу­чилось?“ А Азад, жена Асвада, сказала: „Ничего нового, пророк находится в состоянии созерцания божественного откровения! И под воздей­ствием божественного откровения у него такое необычное состояние“. Услышав эти слова, охранники успокоились и ушли, а мы избежали опасности.

После того как охранники ушли, в покоях и в коридоре вновь воцарилась тишина, и мы (т. е. Фируз, Дадуйа, Кайси я) подумали о том, каким образом можно известить наших сторонников об этом событии. Решили во всеуслышание объявить о том, что мы Асвадаубили. Рано утром собравшиеся у дворца мусульмане и неверные узнали о великом событии.

Затем я стал громко читать азан (призыв на молитву) и громко провозгласил: „Свидетельствую, что Мухаммадпосланник Бога“, после чего всем объявил, что Асвадбыл лжецом и, не имея на то права, объявил себя пророком. Потом я бросил отрубленную голову Асвада среди толпы. Узнав о смерти Асвада, охранники его дворца приступили к разграблению накопленных в нем богатств, и через несколько мгновений дворец был опустошен. Таким образом, эта пустая и нелепая авантюра, ставшая причиной гибели многих людей, завершилась.

После всего этого мы объявили жителям Саны, что всякий, кто заметит кого-либо из сподвижников Асвада, пусть схватит его. Таким образом было задержано несколько близких соратников лжепророка. Когда его сторонники выходили из своего укрытия, они увидели, что более семидесяти их сотоварищей пропали. Они написали нам об этом, а мы в ответ им написали, чтобы они отдали нам то, что имеют, а мы отдадим тех, кто у нас в руках.

Наше предложение было исполнено, но после этого сторонники Асвадабольше никогда не смогли объединиться, и никакая опасность с их стороны нам не угрожала. После убийства Асвадамногие из его ближайших соратников укрывались в пустынях между Санойи Наджраном, будучи лишены всякой возможности вмешательства в делах йеменского общества. Все наместники и представители власти опять возвратились на свои места и перешли в распоряжение досточтимого Пророка(да благословит его Аллах и приветствует!), и дела вернулись к своему обычному положению».

Весть об убийстве Асвада ‘Ансибыстро дошла до мусульман Медины. Историк ‘Абд Аллах ибн ‘Умарпишет: «В ночь, когда был убит лживый Асвад, весть о его гибели через божественное откровение была доведена до сведения досточтимого Пророка(да благословит его Аллах и привет­ствует!), и он изрек: „ал-‘Ансиубит рукой благословенного человека из благословенной семьи“. Мусульмане спросили: „Кто же его убил?“ Пророк(да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: „Фируз“.

Время правления Асвадав Йеменеи сопредельных землях составило три месяца. Фирузрассказал: «Мы убили Асвада. Жизнь вошла в обычное русло, снова, как в былые времена, на йеменской земле воцарилось спокойствие. Ма‘аз ибн Джабал, назначенный Пророком(да благословит его Аллах и приветствует!) имамом мусульманской общины Йемена, во времена Асвадабыл вынужден не покидать свой дом, теперь же он вновь был приглашен возглавить общую молитву. Мы ничего не опасались, кроме разве всадников, поддерживавших Асвада, которые были рассеяны вокруг Йемена. В это спокойное время и пришла весть о кончине досточтимого Пророка(да благословит его Аллах и приветствует!), и вновь покой был нарушен, и нить событий была разорвана».

 

Борьба йеменских иранцев против арабских отступников

Кайс ибн ‘Абд Йагус, помогавший иранцам в их борьбе против лжеца Асвада, после кончины досточтимого Пророка(да благословит его Аллах и приветствует!) стал вероотступником и вступил в борьбу с Фирузом. Он решил вначале убить Фируза, ибо тот после уничтожения Асвада ал-‘Ансипользовался большим уважением среди йеменцев.

Кайссвоими интригами и сатанинскими кознями довел Фирузадо крайности, и вновь обстановка в Йеменеи особенно положение иранских мусульман ухудшились. Мусульмане лишились своего духовного предводителя и истинного защитника.

Кайс ибн ‘Абд Йагусопасался в Йемене, главным образом, трех иранских мусульман: Фируза, Дадуйаи Джашиша Дайлами. Весть о вероотступничестве Кайса ибн ‘Абд Йагусадошла до Мединыкак раз в те дни, когда халифом был объявлен Абу Бакр[48]. Он написал письма нескольким вождям йеменских племен с требованием оказать поддержку Фирузуи иранским мусульманам.

Узнав о письме Абу Бакра, Кайснаписал одному из самых влиятель­ных лиц Саны по имени Зу-л-Кала‘письмо, в котором предложил ему и его сторонникам сражаться с иранцами и выдворить их с территории Йемена. Но Зу-л-Кала‘и его сторонники отказались вступить в сговор с Кайсом.

Кайс, убедившись, что никто ему не поможет, решил любым способом уничтожить влияние иранской общины, а ее руководителей — Фируза, Дадуйаи Джашиша — убить.

Он призвал скрывавшихся в горах и пустынях сторонников Асвада ока­зать ему содействие в борьбе против Фирузаи его мусульманских сподвижников. Часть из сторонников Асвада ал-‘Анси, откликнувшись на приглашение Кайса, собрались в Санеи готовились к битве с иранца­ми.

К этому моменту жители Саны узнали о скрытых интригах Кайса. Кайс начал переговоры с Фирузоми Дадуйа. Он старался хитростью и коварством скрыть от них истинные мотивы своих действий. Кайс пригласил их к себе на обед. Фирузи Дадуйаприняли приглашение Кайса и согласились на следующий день прийти к нему домой.

Первым в дом к Кайсуявился Дадуйаи тотчас же был убит заранее подготовленными вооруженными людьми. Спустя некоторое время подошел Фируз. Перед входом в дом Кайса он услышал разговор двух сидевших на крыше женщин, одна из которых говорила: «Этот мужчина будет убит, так же как и Дадуйадо него». Услышав этот разговор, Фирузпоспешил прочь, а люди Кайсапогнались за ним, но не смогли настигнуть его.

По пути Фирузвстретил Джашиша Дайлами, который также шел на обед к Кайсу. Фирузтут же подошел к нему и известил его о случившемся. Они вдвоем немедля поспешили в сторону горы Хулан, к родственникам Фируза.

Люди Кайса,увидев, что они поднялись на гору, перестали преследо­вать их и вернулись к своему хозяину. Когда Фирузпокинул Сану, сторонники Асвада ал-‘Ансиснова взялись за дело.

Когда Фирузобосновался в горе Хулан, к нему примкнула группа людей из числа арабских и иранских мусульман. Он написал подробный отчет о происходящем в Медину.

Вожди арабских племен отказались помочь Фирузуи иранским мусульманам, последовав Асваду. Кайсприказал выдворить всех иранцев из Йемена. Им было приказано как можно скорее покинуть Йемени вернуться в свою страну. Приказ был адресован в том числе женам и детям Фирузаи Дадуйа.

Фируз, узнав об этом приказе Кайса, решил сразиться с ним. Он написал письма в некоторые арабские племена с тем, чтобы они оказали ему содействие в битве с вероотступниками.

Когда Кайси его всадники сопровождали группу выдворяемых из Йеменаиранцев, их атаковали идущие на помощь Фирузувоины из племени ‘ акил. Им удалось спасти иранцев.

На помощь к Фирузупоспешило также племя ‘ ак. Они смогли спасти другую группу иранских мусульман, которые были пленены арабскими вероотступниками. Затем Фирузи его сторонники совместно с воинами племен ‘ акил и ‘ ак предприняли атаку против вероотступников, во главе которых стоял Кайс. В результате Кайс ибн ‘Абд Йагуспотерпел поражение и бежал с поля боя, а сторонники Асвада ‘Ансиразбрелись в разные стороны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: