Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.
Ба-па | Па-ба |
Са-за | За-са |
Жа-ша | Ша-жа |
Са-ша | Ша-са |
Ла-ра | Ра-ла |
Ма-на-ма | На-ма-на |
Да-та-да | Та-да-та |
Га-ка-га | Ка-га-га |
За-са-за | Са-за-са |
Жа-ша-жа | Ша-жа-ша |
Са-ша-са | Ша-са-ша |
Ца-Са-ца | Са-ца-са |
Ча-тя-ча | Тя-ча-тя |
Ра-ла-ра | Ла-ра-ла |
Оценка: 1 балл — точное и правильное воспроизведение в темпепредъявления; 0,5 балла — первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба — па — ба — па); 0,25 балла — неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов — отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Обработка результатов:
Количество баллов делим на число проб и умножаем на 100%.
Вывод: ………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения.
губы в улыбке …………………………………………………………………….
губы «трубочкой» …………………………………………………………………
язык «лопаткой» ………………………………………………………………….
язык «иголочкой» …………………………………………………………………
язык «чашечкой» …………………………………………………………………
щелканье языком …………………………………………………………………
«вкусное варенье» ……………………………………………………………….
«качели» ……………………………………………………………………………
«маятник» ………………………………………………………………………….
чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка» …………………………
Оценка: 1 балл — правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 0,5 балла — замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла — выполнение с ошибками — длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов — невыполнение движения.
|
Обработка результатов:
Количество баллов делим на число проб и умножаем на 100%.
Вывод: ………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
Исследование звукопроизношения
Инструкция: повторяй за мной слова.
- собака — маска — нос;
- сено — василек — высь;
- замок — коза;
- зима — магазин;
- цапля — овца — палец;
- шуба — кошка — камыш;
- жук — ножи;
- щука — вещи — лещ;
- чайка — очки — ночь;
- рыба — корова — топор;
- река — варенье — дверь;
- лампа — молоко — пол;
- лето — колесо — соль.
Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре — это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (1 группа — свистящие С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц; 2 — шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 — Л, ЛЬ; 4 — Р, РЬ) и пятая группа — остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г, К,X и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков). Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла — один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно; 0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают звуки С, 3, Ц, а СЬ и ЗЬ сохранны). Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются. Максимальное число баллов за все задание — 15.
|
Обработка результатов:
Количество баллов делим на максимальное число баллов за все задание и умножаем на 100%.
Вывод: ………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
4. Исследование сформированностизвуко-слоговой структуры слова:
Инструкция: повторяй за мной слова.
скакалка танкист
космонавт милиционер
сковорода кинотеатр
перепорхнуть кораблекрушение
аквалангист термометр
Оценка:1 балл — правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла — замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла — искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов — невоспроизведение.
Обработка результатов:
Количество баллов делим на число проб и умножаем на 100%.
Вывод: ………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
|
ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА.
Сколько слов в предложении?
- День был тёплый.
- Около дома росла высокая берёза.
Сколько слогов в слове?
- Дом
- Карандаш
3. Определи место звука в слове:
- Первый звук в слове «крыша»
- Третий звук в слове «школа»
- Последний звук в слове «стакан»
Сколько звуков в слове?
- Рак
- Сумка
- Диктант
Оценка: 1 балл — правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла — правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла — правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов — неверный ответ с третьей попытки.
Обработка результатов:
Количество баллов делим на число проб и умножаем на 100%.
Вывод: ………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………
ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
Повторение предложений.
- Наступила осень.
- Птичка свила гнездо.
- Над водой летали белые чайки.
- В саду было много красных яблок.
- Земля освещается солнцем.
- Ранней весной затопило весь наш луг.
- Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
- Медведь нашёл под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.
- Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
- На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
Верификация предложений
Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
- Девочка гладит утюгом.
- Дом нарисован мальчик.
- Мальчик умывается лицо.
- Собака вышла в будку.
- Березки склонились от ветра.
- Солнце освещается землей.
- По морю плывут корабль.
- У Нины большая яблоко.
- Хорошо спится медведь под снегом.
- Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 баллов – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями; 0, 25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена; 0 баллов – ошибка не выявлена.
3. Составление предложений из слов в начальной форме:
- Мальчик, открывать, дверь.
- Девочка, читать, книжка.
- Доктор, лечить, дети.
- Рисовать, карандаш, девочка.
- В, сад, расти, вишня.
- Сидеть, синичка, на ветка.
- Груша, бабушка, внучка, давать.
- Витя, косить, трава, кролики, для.
- Миша, дать, собака, большая кость.
- Петя, купить, шар, красный, мама.
Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
Добавление предлогов в предложение
- Лена наливает чай…чашку.
- Почки распустились…деревьях.
- Лодка плывет....озеру.
- Чайка летит….водой.
- Птенец выпал....гнезда.
- Деревья шумят….ветра.
- Последние листья падают….березы.
- Щенок спрятался….крыльцом.
- Пес сидит….конуре.
- Большая толпа собралась….театром.
В связи с трудностью этого задания использовались два вида помощи:
1 — стимулирующая («Неверно, подумай еще») и
2 – в виде вопроса к попущенному предлогу (путники пробирались куда?)
Оценка: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла — правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов — неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.