Прилагаются
Эталоны ответа к билетам
Билет № 1.
1. 1) Поведение ребенка связано со стрессовой ситуацией в семье.
2) Нарушены потребности (подчеркнуть):
есть
пить
дышать
отдыхать
выделять
быть чистым
поддерживать t тела
общаться
избегать опасность
3) Необходимо наладить обстановку в семье: медсестре поговорить с матерью ребенка, со свекровью, с отцом ребенка, чтобы отец помогал жене.
Билет № 2.
1. 1) Ребенок недостаточно прибавил в весе.
Сразу после рождения ребенок убавляет в весе на 5-10 % на 3-4 день, восстанавливает свою массу к 7-10 дню, за месяц ребенок должен прибавить 600 г, соответственно за оставшиеся 3 недели ребенок должен прибавлять по 200 г еженедельно, соответственно в 3 недели ребенок должен весить:
mр - 3100 г + еженедельная прибавка массы тела 200 г за 2 неделю + 200 г за 3 неделю = 3500 г.
2) В 3 недели суточный объем молока равен 1/5 m тела, т.е.
V сут. = 3500: 5 = 700 г
V раз. = V сут.: R
Молока у матери недостаточно - 700: 7 = 100 мл
3) Нужно дать рекомендации: кормить чаще - каждые 2 часа, восстановить ночное кормление.
Билет № 3.
1. 1) 7 мес., мальчик.
L – 69 см Р25 – Р75 – длина тела соответствует возрасту;
m – 8600 г Р50 – Р75 – масса соответствует длине тела.
Заключение: нормальное физическое развитие.
2) Мать ребенка кормит нерационально.
3) Меню на день:
6 ч. – грудное молоко;
10 ч. – гречневая каша с растительным маслом + 1/2 V фр. сока;
14 ч. – овощное пюре + мясное пюре, сливочное масло + 1/2 V фр. сока;
18 ч. – фруктовое пюре + грудное молоко;
22 ч. – грудное молоко.
Билет № 4.
1. 1) Возраст ребенка оцениваем по психометрии:
До – 3 мес.
Аз – 3 мес.
Др – 3 мес.
Э – 3 мес.
РА – 4 мес.
Ребенку: 3 месяца.
2) Долженствующую массу можно рассчитать по ежемесячным прибавкам:
|
mр + 800 г (за 1 мес.) + 600 г (за 2 мес.) + 600 г (за 3 мес.) = 3000 + 800 + 600 + 600 = 5000 г.
По формуле: mд = mр + 800 х n = 3000 + 800 х 3 = 5400 г.
Длина тела = 50 + 3 + 3 + 2,5 = 58,5 см.
Окружность груди = окружности головы = 40 см в 3 мес.
Окружность груди = 34 см + 2 + 2 + 2 = 40 см.
Окружность головы = 35 см + 1,5 + 1,5 + 1,5 = 39,5 см.
3) Заключение по оценке НПР: I гр. НПР, опережение развития.
Билет № 5.
1. 1) Оценка НПР:
5 мес. психометрия:
РА – 8 мес.
Аз – 8 мес.
До – 8 мес.
Др – 8 мес.
Н – 8 мес.
Заключение: I гр. НПР.
2) По психометрии – 8 мес.
По ФР – m 8900 г – 8 мес.
Масса долженствующая в 8 мес. – от Р75 до Р90, т.е. 7,7 кг до 9,7 кг.
3) Масса долженствующая в 8 мес.:
по формуле:
mд = mр + 4800 + 400 х (n – 6) = 3200 + 4800 + 400 х (8 – 6) = 8800 г.
По ежемесячной прибавке массы тела:
m в 8 мес. = 3200 + 600 + 800 + 800 + 750 + 700 + 650 + 600 + 550 = 8650 г.
L = Lр + 3 + 3 + 2,5 + 2,5 + 2 + 2 + 2 + 2 = 50 см + 19 см = 69 см.
Окр. гол. = окр. гол. при рожд. = 36 + 1,5 + 1,5 + 2 + 0,5 + 0,5 + 0,5 + 0,5 + 0,5 = 43,5 см.
Окр. груди = окр. гр. при рожд. = 34 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 0,5 + 0,5 = 47 см.
Билет № 6.
1. 1) Схема психометрии:
Аз – 4 мес.
Др – 4 мес.
Н – 4 мес.
РА – 4 мес.
Заключение: I гр. НПР.
2) Оценка ФР девочки:
L – 60 см
m – 6000 г
окр. груди – 39 см
В 4 мес.:
L – Р10 – Р25 – 3
m – Р75 – 5
окр. груди – Р10 – Р25 – 3
5 – 3 = 2
3 – 3 = 0
Заключение: ФР микросоматическое, дисгармоничное.
3) Возраст ребенка ≈ 4 мес.
Билет № 7.
1. 1) Нет, т.к. ребенок в данном возрасте практически всё время спит и просыпается только к кормлению.
2) Сосательный рефлекс.
3) Грудь берёт хорошо.
4) Положить ребёнка на живот, он повернёт голову в сторону.
5) Состояние ребенка удовлетворительное. Жалоб у матери нет. Сосёт хорошо, не срыгивает. Тонус сгибателей удовлетворительный. Рефлексы живые. Большой родничок 2 х 2 см, не напряжен, вровень с костями черепа.
|
При осмотре: кожа розовая, чистая. Пупочная ранка чистая, сухая. Дыхание ровное, спокойное, ЧДД 44 в 1 мин., ЧСС 140 в 1 мин., пульс ритмичный. Живот мягкий, безболезненный. Стул был. Мочился.
Билет № 8.
1. 1) Схема психометрии:
Аз – 3 мес.
Ас – 3 мес.
Э – 3 мес.
До – 3 мес.
РА – 3 мес.
Др – 4 мес.
2) I группа НПР, опережение НПР.
3) В возрасте от 3 мес. формируется способность различать. Узнавание – это начало памяти. Гуление – подготовительный этап для формирования активной речи. Необходимо чаще разговаривать с ребенком, вызывая ответные звуки и поддерживая радостное состояние, улыбку.
Подвешивать игрушку нужно на уровне его вытянутых рук. Можно прикладывать игрушку к ладоням ребенка, побуждая захватить её.
4) В 3 мес. долженствующий вес может быть рассчитан по формуле:
mд = mр + 800 х 3
Например, mр = 3000 г. Тогда mд = 3000 + 800 х 3 = 5400 г
или можно рассчитать по ежемесячной прибавке массы: mр + 600 + 800 + 800 = 3000 + 2200 = 5200 г.
Билет № 9.
1. 1) Ребенок 5 мес. Схема психометрии:
Ас – 5 мес.
Аз – 5 мес.
Др – 4 мес.
До – 6 мес.
РА – 6 мес.
Н – 4 мес.
2) Заключение: II группа НПР, I степень задержки, негармоничное развитие.
3) План ухода медсестры и рекомендации по медико-педагогической коррекции направлены на стимулирование моторной активности, формирование возрастных навыков.
4) Долженствующий вес ребенка в 5 мес. можно рассчитать по формуле:
m 5 мес. = mр + 800 х 5
|
или рассчитать по ежемесячной прибавке массы тела:
m 5 мес. = mр + 600 + 800 + 800 + 750 + 700
Билет № 10.
1. 1) Оценка ФР ребенка (4 мес. девочки):
L - 70 см - > Р97 – 7 кор.
m - 7000 г – Р3 – 2 кор.
окр. груди 39 см - < Р3 – 1 кор.
10 б.
7 – 2 = 5
2 – 1 = 1
7 – 1 = 6
Заключение: ФР микросоматическое, резко дисгармоничное за счет повышенной длины тела, пониженной массы и низкой окружности груди.
2) Меню на день для ребенка 4 мес.:
6 ч. – грудное молоко;
10 ч. – каша + сливочное масло
14 ч. – грудное молоко;
18 ч. – грудное молоко;
22 ч. – грудное молоко.
Билет № 11.
1. 1) Оценка ФР ребенка 7 мес. (мальчик):
L - 66 см – Р10 - Р25 – 3 кор.
m - 8000 г – Р75 – 5 кор.
окр. груди 42 см – Р3 - Р10 – 2 кор.
10 б.
5 – 3 = 2
5 – 2 = 3
3 – 2 = 1
Заключение: ФР микросоматическое, резко дисгармоничное за счет пониженных длины тела и окружности грудной клетки.
2) Меню на день для ребенка 7 мес.:
6 ч. – грудное молоко;
10 ч. – каша, сливочное масло + 1/2 V фр. сока;
14 ч. – овощное пюре с растительным маслом + мясное пюре + 1/2 V фр. сока;
18 ч. – фруктовое пюре + грудное молоко;
22 ч. – грудное молоко.
Билет № 12.
1. 1) Существующие проблемы:
1. Неудовлетворительные бытовые условия (проживают в семейном общежитии).
2. Пассивное курение беременной женщины (отец ребенка курит по 10-15 сигарет в день).
3. Нерациональные режимы дня и питания (мать – студентка ВУЗа).
4. Угроза ВПР у плода и новорожденного ребенка (заболевание матери ОРВИ в 16 недель беременности).
5. Хроническая гипоксия в/у плода и риск поражения ЦНС у новорожденного (у матери анемия легкой степени).
6. Возможные проблемы с техникой грудного вскармливания (у матери плоский сосок).
2) Риск развития патологии у будущего ребенка:
1. Риск ВПР.
2. Риск аллергических заболеваний и снижение иммунитета.
3. Риск поражения ЦНС.
4. Риск развития анемии.
5. Риск развития гипотрофии.
3) Рекомендации по питанию для беременной женщины:
Употребление пищи 4-5 раз в день. Мясо – 150-170 г, рыба – 80-100 г, творог – 100 г, молоко – 500 мл, овощи – 400-600 г, фрукты – 200-400 г, яйцо – 1 шт. через день, жидкость – до 1,5-2 л.
Билет № 13.
1. 1) Задачи первичного патронажа к новорожденному:
Первый патронаж здоровых новорожденных проводится в первые 1-3 дня после выписки матери и ребенка из родильного стационара. Учитывая большую сложность адаптационного периода новорожденных детей повышенного риска и больных, рекомендуется посещать ежедневно, начиная с первого дня выписки матери и ребенка или через день до 10 дня жизни или в течение первой недели («послеродовый стационар на дому»). Далее - еженедельно. Во время первого посещения обращается особое внимание на режим матери и ребенка, соблюдение гигиенических правил, организацию грудного вскармливания и ухода за ребенком. При этом мать обучается правилам кормления ребенка, обработке грудных желез, сцеживания грудного молока, обработке пупочного остатка (медицинская сестра сама обрабатывает пупочную ранку, прижигает 5% раствором марганцовокислого калия), правилам купания (в первые 10 дней купать следует в кипяченой воде температуры 37 °С со слабым раствором марганцовокислого калия), подмывания, стирки и хранения детского белья. Показывает все манипуляции по уходу за ребенком.
Особое внимание уделяется вопросам полноценного питания, отвечающим физиологическим особенностям организма с первых дней жизни ребенка.
Большое значение имеет настойчивая пропаганда грудного вскармливания и борьба с гипогалактией для выработки положительного отношения к грудному вскармливанию. Патронажная сестра должна оставить матери информационный материал о работе ФП, СВА, ОВОП, поликлиники, примерную памятку по режиму дня, питанию, уходу за ребенком.
Очень важно, чтобы все рекомендации, которые дает медицинская сестра матери, совпадали с указаниями участкового врача-педиатра.
В дальнейшем медицинская сестра должна обеспечивать мать памятками и брошюрами, содержащими основные положения по уходу, режиму, вскармливанию.
2) Состояние ребенка удовлетворительное.
3) До 10 дня жизни медсестра посещает новорожденного ежедневно, до 2 недель – 2 раза в неделю, затем – 1 раз в неделю, и в возрасте 1 мес. приглашают мать с ребенком в детскую поликлинику в Кабинет здорового ребенка.
4) Техника выполнения гигиенической ванны новорожденному:
Цель: соблюдение гигиены тела.
Оснащение: ванночка для купания, водяной термометр, пеленка для вытирания, кипяченая вода t 37ºС, кувшин с водой для ополаскивания t 36ºС, детское мыло, 5% раствор перманганата калия, пеленки для пеленания.
Ход процедуры: подготовить ванночку для купания (промыть её губкой с мылом, ополоснуть водой). Наполнить ванну водой t 37ºС, проконтролировать температуру воды водным термометром. Добавить в ванну несколько капель 5% раствор перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды. Набрать воду в кувшин для ополаскивания ребенка. Раздеть ребенка (при необходимости – подмыть под проточной водой). Взять ребенка на руки, поддерживая левой рукой спину и затылок, правой – ягодицы и бедра. Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, затем верхнюю половину туловища). Верхняя часть груди остается открытой. Освободить правую руку, продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка. Намыленной правой рукой помыть ребенка в следующей последовательности: голова – от лба к затылку, шея, туловище и конечности. Последними – обмыть половые органы и межъягодичную область. Приподнять ребенка над водой, перевернуть ребенка лицом вниз, ополоснуть малыша водой из кувшина. Накинув пеленку для вытирания, положить ребенка на пеленальный столик. Промокательными движениями осушить кожу. Запеленать ребенка в чистые сухие пеленки. Слить воду из ванночки и ополоснуть её. Вымыть и осушить руки.
Билет № 14.
1. 1) Задачи первичного патронажа к новорожденному:
Первый патронаж здоровых новорожденных проводится в первые 1-3 дня после выписки матери и ребенка из родильного стационара. Учитывая большую сложность адаптационного периода новорожденных детей повышенного риска и больных, рекомендуется посещать ежедневно, начиная с первого дня выписки матери и ребенка или через день до 10 дня жизни или в течение первой недели («послеродовый стационар на дому»). Далее - еженедельно. Во время первого посещения обращается особое внимание на режим матери и ребенка, соблюдение гигиенических правил, организацию грудного вскармливания и ухода за ребенком. При этом мать обучается правилам кормления ребенка, обработке грудных желез, сцеживания грудного молока, обработке пупочного остатка (медицинская сестра сама обрабатывает пупочную ранку, прижигает 5% раствором марганцовокислого калия), правилам купания (в первые 10 дней купать следует в кипяченой воде температуры 37 °С со слабым раствором марганцовокислого калия), подмывания, стирки и хранения детского белья. Показывает все манипуляции по уходу за ребенком.
Особое внимание уделяется вопросам полноценного питания, отвечающим физиологическим особенностям организма с первых дней жизни ребенка.
Большое значение имеет настойчивая пропаганда грудного вскармливания и борьба с гипогалактией для выработки положительного отношения к грудному вскармливанию. Патронажная сестра должна оставить матери информационный материал о работе ФП, СВА, ОВОП, поликлиники, примерную памятку по режиму дня, питанию, уходу за ребенком.
Очень важно, чтобы все рекомендации, которые дает медицинская сестра матери, совпадали с указаниями участкового врача-педиатра.
В дальнейшем медицинская сестра должна обеспечивать мать памятками и брошюрами, содержащими основные положения по уходу, режиму, вскармливанию.
2) Состояние ребенка удовлетворительное.
3) До 10 дня жизни медсестра посещает новорожденного ежедневно, до 2 недель – 2 раза в неделю, затем – 1 раз в неделю, и в возрасте 1 мес. приглашают мать с ребенком в детскую поликлинику в Кабинет здорового ребенка.
4) Ежедневный утренний туалет новорожденного:
Цель:
- соблюдение гигиены тела;
- обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;
- формирование навыков чистоплотности.
Оснащение:
- кипяченая вода;
- стерильное растительное масло;
- ватные шарики и жгутики;
- лоток для отработанного материала;
- чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;
- резиновые перчатки;
- дезинфицирующий раствор, ветошь;
- мешок для грязного белья.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения процедуры. | - обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком |
Подготовить необходимое оснащение. | - обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры |
Вымыть и высушить руки, надеть перчатки. | - обеспечение инфекционной безопасности |
Обработать пеленальный столик дезраствором и положить на него пеленку. | - обеспечение инфекционной безопасности |
Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой) и положить на пеленальный столик. | - подготовка ребенка к процедуре |
Сбросить одежду в мешок для грязного белья. | - предупреждение загрязнения окружающей среды |
Выполнение процедуры | |
Умыть ребенка промокательными движениями ватным тампоном, смоченным кипяченой водой. | - предупреждение раздражения кожи ребенка |
Обработать глаза ребенка от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным кипяченой водой (для каждого глаза использовать отдельный тампон). | - предупреждение переноса инфекции из одного глаза в другой |
Аналогично обработке просушить глаза ватными тампонами. | - удаление остатков влаги и обеспечение гигиенического комфорта |
Вращательными движениями прочистить носовые проходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле или кипяченой воде (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик). | - обеспечение свободного носового дыхания - размягчение «корочек» с помощью растительного масла и более легкое их удаление |
Вращательными движениями прочистить слуховые проходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле или кипяченой воде (для каждого слухового хода использовать отдельный жгутик). Примечание: уши ребенку обрабатывать 1 раз в неделю или по мере необходимости. | - обеспечение чистоты слуховых ходов - размягчение «серных пробок» с помощью растительного масла и более легкое их удаление |
Открыть рот ребенка, слегка нажав на подбородок, и осмотреть слизистую оболочку полости рта. | - исключение наличия стоматитов и других патологических изменений слизистой полости рта |
Обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном растительном масле. Обрабатывать в строгой последовательности: а) заушные складки кожи б) шейные в) подмышечные г) локтевые д) лучезапястные е) подколенные ж) голеностопные з) паховые и) ягодичные | - предупреждение развития опрелостей - паховые и ягодичные складки максимально загрязнены и должны обрабатываться в последнюю очередь |
Завершение процедуры | |
Одеть ребенка и уложить в кроватку. | - обеспечение комфортного состояния |
Убрать пеленку с пеленального стола и поместить в мешок для грязного белья. | - обеспечение инфекционной безопасности |
Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. | - обеспечение инфекционной безопасности |
Снять перчатки, вымыть и осушить руки. | - обеспечение инфекционной безопасности |
Билет № 15.
1. 1) Схема психометрии:
Ребенку 1 год:
До – 8 мес.
Др – 8 мес.
ПР – 12 мес.
РА – 11 мес.
Н – 8 мес.
2) Оценка НПР: V группа НПР, II степень задержки.
3) План ухода медсестры и рекомендации по медико-педагогической коррекции направлены на стимулирование двигательной активности ребенка, формирование активной речи и возрастных навыков:
- специально подготовленная медсестра, а затем мама должны вызывать двигательную активность ребенка (переступать, держась за опору);
- для увеличения числа произносимых слов до 10 («дай», «иди», «дядя» и т.д.) необходимо больше разговаривать с ребенком;
- для формирования возрастных навыков необходимо ложку с пищей подносить к губам ребенка, во время кормления давать ложку в руку.
Билет № 16.
1. 1) Группа риска: риск развития гнойно-воспалительных заболеваний.
2) План мероприятий по профилактике риска развития гнойно-воспалительных заболеваний.
3) Рекомендации матери по профилактике гипогалактии:
Гипогалактия – это пониженная секреторная способность молочных желез, т.е. уменьшение количества выработки молока у матери. Важное условие профилактики гипогалактииритмичное и полное опорожнение молочных желез. Редкое прикладывание к груди и вялое сосание ведут к недостаточному раздражению молочной железы и снижению лактации. Важно, чтобы ребенок чаще прикладывался к груди, как можно дольше не получал перорально ничего, кроме грудного молока.
Пути сохранения лактации:
- твердая уверенность матери в необходимости кормить ребенка грудью и возможности выполнить свою материнскую функцию (кормить своего ребенка грудным молоком);
- спокойная обстановка дома, внимание и забота мужа, родителей, близких;
- достаточный сон;
- полноценный отдых днем;
- правильное сбалансированное питание;
- свободное кормление и совместное пребывание матери с ребенком;
- для активации процесса молокообразования, за полчаса до прикладывания ребенка к груди, необходимо выпить стакан некрепкого сладкого чая с молоком;
- усиливают прилив крови и молока горячие влажные обертывания грудных желез на 15 минут перед кормлением грудью;
- рекомендуется использовать при необходимости прием лактогенных чаев, стимулирующих лактацию («Фемилак», «Думил», «Думил-Мама-плюс», «Энфа-мама» и др.).
Билет № 17.
1. 1) Факторы риска:
1. Отягощенная наследственность по сердечно-сосудистым заболеваниям, заболеваниям желудочно-кишечного тракта, по миопии, по заболеваниям опорно-двигательного аппарата.
2. Проведенная флюорография беременной на сроке 5 недель.
Группы риска для будущего ребенка:
1. Риск повышенной заболеваемости ОРВИ.
2. Риск развития ВПР.
2) Рекомендации по питанию и соблюдению режима дня беременной:
Употребление пищи 4-5 раз в день. Мясо – 150-170 г, рыба – 80-100 г, творог – 100 г, молоко – 500 мл, овощи – 400-600 г, фрукты – 200-400 г, яйцо – 1 шт. через день, жидкость – до 1,5-2 л.
Режим дня: ночной сон – не менее 7 часов, дополнительный отдых днем (сон) – 1 час, ежедневные прогулки на свежем воздухе – не менее 2 часов.
3) Беседа с матерью о профилактике рахита и анемии у будущего ребенка:
Профилактика анемии.
В группу риска по развитию ЖДА включаются дети с:
- врожденными пороками развития;
- ферментопатией, плохой всасываемостью пищи из желудочно-кишечного тракта;
- родившиеся от матерей с поздним токсикозом беременности, обострением пиелонефрита во время беременности;
- родившиеся от матерей с анемией, сердечнососудистыми заболеваниями;
- родившиеся от беременности с промежутком от предыдущей беременности сроком менее года;
- от беременности, протекавшей на фоне неблагоприятных факторов (употребление алкоголя, курения, психических травм и др.);
- родившиеся путем инструментальных вмешательств (кесарево сечение и др.);
- родившиеся в состоянии асфиксии, с родовой травмой (кефалогематома);
- если им проводилось заменное переливание крови, имелась кровоточивость новорожденного, ранняя отслойка плаценты;
- родившиеся незрелыми, недоношенными, с внутриутробной гипотрофией;
- от многоплодной беременности, повторных многочисленных родов;
- страдающие гемолитической болезнью новорожденных;
- перенесшие заболевания в первые месяцы жизни;
- с проявлениями экссудативно-катарального диатеза;
- находящиеся на раннем искусственном вскармливании и др.
Детям, взятым в группу риска по ЖДА, рекомендуется проводить комплекс профилактических мероприятий.
Профилактика железодефицитных состояний ребенка должна начинаться в дородовом периоде, до рождения ребенка по назначению врача акушера-гинеколога. После рождения основой профилактики железодефицитных анемий является полноценная диета по возрасту, сбалансированная по основным пищевым ингредиентам. Детям из группы риска дополнительно назначаются препараты железа по рекомендации врача-педиатра.
Очень важно естественное вскармливание со своевременным введением прикорма. С 6-7 месяцев жизни количество железа, поступающего в организм с грудным молоком, недостаточно. Значит в возрасте старше 6 месяцев ребенку, находящемуся только на грудном вскармливании, предусмотрено расширение диеты и введение в рацион мясного пюре - продукта, богатого железом. Доказано, что наиболее эффективно железо усваивается из мясных продуктов (говядины, печени, рыбы). Железо также содержится в овощах и фруктах.
Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать адаптированные смеси, содержащие железо. Однако одной только диетотерапией восстановить дефицит железа невозможно.
Детям из группы риска по анемии с 2-х-месячного возраста и до конца первого полугодия, недоношенным с 1-месячного возраста и до конца первого года жизни рекомендуется профилактический прием препаратов железа, равного 50 % суточной лечебной дозы (из расчета 2-4 мг/кг массы в сутки элементарного железа или 10-20 мг/кг массы тела лактата или сульфата железа, так как в этих препаратах содержитсяв среднем 20 % элементарного железа).
Профилактика рахита.
Антенатальная неспецифическая профилактика включает: соблюдение режима дня и рациональное питание беременной женщины, достаточный сон и отдых, длительное пребывание на свежем воздухе, лечебная физкультура, соблюдение личной гигиены.
Специфическая профилактика рахита - назначение витамина Д в профилактических дозах. Суточная потребность в витамине Д у беременной женщины составляет 400 ME. Для полного обеспечения организма матери и плода всеми необходимыми витаминами в течение всей беременности рекомендуется прием поливитамина «Гендевит» в количестве 1 драже 2 раза в день, при отсутствии «Гендевита» он может быть заменен поливитаминными препаратами «Аэровит» или «Глютамевит» или «Гравивит» в тех же дозировках в сочетании с витамином Д в драже или капсулах по 500 ME.
Билет № 18.
1. 1) Группа здоровья: II А.
Группы риска:
1. Риск повышенной заболеваемости ОРВИ.
2. Риск патологии ЦНС.
3. Риск возникновения анемии.
4. Риск развития аллергических заболеваний.
5. Риск развития ВПР.
2) Рекомендации по режиму дня и питания для новорожденного ребенка:
Организовать питание ребенка грудным молоком по требованию, но перерывы между кормлениями должны составлять не более 2 часов. Новорожденный ребенок спит практически 22-23 часа в сутки, просыпаясь лишь на кормление. Необходимо 3-4 часа гулять с ребенком ежедневно при t не ниже -5 ºС.
3) Правила проведения утреннего туалета:
Цель:
- соблюдение гигиены тела;
- обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;
- формирование навыков чистоплотности.
Оснащение:
- кипяченая вода;
- стерильное растительное масло;
- ватные шарики и жгутики;
- лоток для отработанного материала;
- чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике;
- резиновые перчатки;
- дезинфицирующий раствор, ветошь;
- мешок для грязного белья.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
Объяснить маме/родственникам цель и ход проведения процедуры. | - обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком |
Подготовить необходимое оснащение. | - обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры |
Вымыть и высушить руки, надеть перчатки. | - обеспечение инфекционной безопасности |
Обработать пеленальный столик дезраствором и положить на него пеленку. | - обеспечение инфекционной безопасности |
Раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой) и положить на пеленальный столик. | - подготовка ребенка к процедуре |
Сбросить одежду в мешок для грязного белья. | - предупреждение загрязнения окружающей среды |
Выполнение процедуры | |
Умыть ребенка промокательными движениями ватным тампоном, смоченным кипяченой водой. | - предупреждение раздражения кожи ребенка |
Обработать глаза ребенка от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным кипяченой водой (для каждого глаза использовать отдельный тампон). | - предупреждение переноса инфекции из одного глаза в другой |
Аналогично обработке просушить глаза ватными тампонами. | - удаление остатков влаги и обеспечение гигиенического комфорта |
Вращательными движениями прочистить носовые проходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле или кипяченой воде (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик). | - обеспечение свободного носового дыхания - размягчение «корочек» с помощью растительного масла и более легкое их удаление |
Вращательными движениями прочистить слуховые проходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле или кипяченой воде (для каждого слухового хода использовать отдельный жгутик). Примечание: уши ребенку обрабатывать 1 раз в неделю или по мере необходимости. | - обеспечение чистоты слуховых ходов - размягчение «серных пробок» с помощью растительного масла и более легкое их удаление |
Открыть рот ребенка, слегка нажав на подбородок, и осмотреть слизистую оболочку полости рта. | - исключение наличия стоматитов и других патологических изменений слизистой полости рта |
Обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном растительном масле. Обрабатывать в строгой последовательности: а) заушные складки кожи б) шейные в) подмышечные г) локтевые д) лучезапястные е) подколенные ж) голеностопные з) паховые и) ягодичные | - предупреждение развития опрелостей - паховые и ягодичные складки максимально загрязнены и должны обрабатываться в последнюю очередь |
Завершение процедуры | |
Одеть ребенка и уложить в кроватку. | - обеспечение комфортного состояния |
Убрать пеленку с пеленального стола и поместить в мешок для грязного белья. | - обеспечение инфекционной безопасности |
Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором. | - обеспечение инфекционной безопасности |
Снять перчатки, вымыть и осушить руки. | - обеспечение инфекционной безопасности |
Билет № 19.
1. 1) Оценка ФР ребенка:
Мальчик, 3 мес.:
L - 62 см – Р25 – Р75 – 4 кор.
m - 6000 г – Р25 – Р50 – 4 кор.
окр. груди - 39 см – Р50 – Р75 – 4 кор.
12 баллов
4 – 4 = 0
Заключение: ФР мезосоматическое, гармоничное.
2) Группа здоровья: II А.
3) Группы риска:
1. Риск развития анемии.
2. Риск развития гипотрофии.
3. Риск развития аллергических заболеваний.
4. Риск развития рахита.
5. Риск возникновения частых ОРВИ.
Билет № 20.
1. 1) Оценка ФР по центильным таблицам:
Девочка, 12 мес.:
L - 75 см – Р25 – Р75 – 4 кор.
m - 10200 г – Р75 – 5 кор.
окр. груди - 48 см – Р25 – Р50 – 4 кор.
13 баллов
5 – 4 = 1
4 – 4 = 0
Заключение: ФР мезосоматическое, гармоничное.
2) Группа здоровья: II А.
3) Группы риска:
1. Риск развития анемии.
2. Риск развития недостаточности питания.
3. Риск развития рахита.
4. Риск развития аллергических заболеваний.
5. Риск возникновения частых ОРВИ.
6. Риск развития ВПР.
7. Риск поражения ЦНС.