Тема: «В. Шекспир - великий поэт и драматург эпохи Возрождения»




План-конспект проведения урока литературы

Класс

Тема: «В. Шекспир - великий поэт и драматург эпохи Возрождения»

Цель урока:

Обучающая:

Приобщить учащихся к духовному наследию культуры эпохи Возрождения;

Активизировать познавательную деятельность учащихся; вовлечь их в творческую поисковую работу, пробуждая интерес к творчеству У. Шекспира;

Формировать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать свое отношение к прочитанному;

Развивающая: развивать логическое мышление.

Воспитывающая:

Способствовать воспитанию высоких эстетических и нравственных чувств, идеалов красоты и гармонии.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование:

Портреты Уильяма Шекспира и его современников,

Тексты сонетов,

Набор иллюстраций на тему “Эпоха Возрождения”.

 

На доске - эпиграф к уроку:

 

“Такой большой художник, как Шекспир, неизбежно есть все человеческое, вместе взятое”.

Б. Пастернак.

Основные понятия: Ренессанс, сонет

 

 

Ход урока

 

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА:

1.Приветствие.

2.Проверка присутствующих/ отсутствующих.

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧЕНИКОВ.

Проверка домашнего задания. Опрос пройденного материала предыдущего урока.

-Давайте вспомним, что мы знаем об эпохе Возрождения?

-Какие основные принципы вы можете назвать, которые были провозглашены в эту эпоху?

 

Ученик.

- Ренессанс - от французского слова – Возрождение. Принято считать, что это понятие было окончательно утверждено историком искусства середины XVI века Джорджо Вазари.Временные рамки Ренессанса – середина XIV- конец XVI вв.Родиной его считается Италия, которая раньше других стран встала на путь буржуазного развития.

 

В эпоху Возрождения были провозглашены лозунги:

“Человек – венец природы!”

“Человек есть мера всех вещей!”

“Знания делают человека Богом!”

 

В эпоху Возрождения создаются национальные культуры и литературы.Латинский язык, непонятный народным массам, перестает господствовать в культурной жизни.Особенность эпохи Возрождения составляет также развитие человеческой личности, мощный рост активности, инициативы и таланта человека.

- Что же возвестили миру гуманисты Ренессанса?

 

Ученик.

1 Возвеличение человека без Бога, без господина.

2 Отрицания бессмертия. Земная жизнь остаётся единственным и неповторимым достоянием человека.

3 Возвеличение земного счастья, красоты, наслаждения – телесного и интеллектуального.

4 Возвеличение мысли и сомнения, отрицание догмы и веры.

5 Отрицание фанатизма.

6 Осуждение страдания.

7 Гуманизм величия человеческого.

 

Учитель:

- Поистине, золотой век искусства! Взлет человеческого духа, таланта.Одной из самых ярких и загадочных звезд на небосклоне Ренессанса был и остается Уильям Шекспир.

 

Итак, В. Шекспир, что вы можете рассказать о нем?

 

Ученик 1:

- Первая биография Шекспира была написана, когда никого из его современников уже не было вживых. Достоверные биографические сведения о нем очень скудные.

Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 г. В небольшом провинциальном городке Стрэтфорде. Отец его был зажиточным ремесленником, перчаточником, и торговцем.Он занимал видное положение в городе, одно время был городским головой.Шекспир учился в так называемой грамматической школе. В 18 лет он женился. Около 1587 г. переехал в Лондон.Там поступил на техническую работу в театр, позднее перешел в труппу Бербеджа – основателя первого лондонского театра.

Ученик 2:

В 1585 году, проделав пятидневный путь, пришел в Лондон из маленького городка Стрэтфорд.

Поэт и драматург Роберт Грин в 1592 году, умирая в нищете, написал памфлет “На грош ума, купленного за миллион раскаяния”, в котором, обыгрывая фамилию Шекспира (в переводе с английского Шекспир значит “потрясатель копья”), но не называя его прямо, осыпает его грязной бранью (“выскочка”, “ворона, щеголяющая в наших перьях”, “Мастер на все руки, воображающий себя единственным потрясателем сцены”).

Так, полуобразованным дикарем, “нутряным” поэтом, творящим шедевры по внутреннему наитию, и остался Шекспир в глазах поколений XVII-XVIII вв, вплоть, пожалуй, до середины XIX века.

 

Ученик 3:

- В 1857 году американка Делиа Бэкон опубликовала книгу “Раскрытие философии пьес Шекспира”. Она усомнилась в том, что полуобразованный человек мог создать произведения, требующие не только ума, таланта, но и обширных историко-культурных познаний.

Так родился шекспировский вопрос: был ли Шекспир Шекспиром, то есть автором тех несравненных литературных произведений, которые значатся под его именем?

Делиа Бэкон приписала их современнику Шекспира, Фрэнсису Бэкону.Шекспироведы прислушались к ее голосу, но авторство Бэкона отвергли.Так как Фрэнсис Бэкон хотя и был образованным человеком своей эпохи, еще никем не доказано, что он писал стихи.

 

Ученик 4:

Претендентом на авторство пьес Шекспира называют и Кристофера Марло.Он намного обогнал Шекспира своей ранней славой.Марло был безусловным главой поколения “университетских умов”, образованных, талантливых, беспутных.Он выделялся и дарованием, и честолюбием, заставившим его не ограничить себя литературой, пуститься в политику, тайную, закулисную.Кристофер Марло – гений XVI века, “университетский ум”, но был непоследователен, несерьёзен, нетрудолюбив. Вряд ли он мог бы написать около 40 пьес и 154 сонета.

Ученик 5:

- Потом автора пьес и сонетов стали искать среди лиц титулованных: назывались графы Дерби, Оксфорд, Рэтленд – права последнего были поддержаны и в России в 10-20-х гг. XX века. Полагали, что присущее им образование, положение в обществе и при дворе, возможность путешествовать открывали широкий обзор жизни, который есть в пьесах.У них были причины скрывать свое настоящее имя, на которое пятном позора, по тогдашним представлениям, легло бы ремесло драматурга.

Ученик 6:

- Из всего, что написано Шекспиром, до нас дошло 39 произведений и 154 сонета.

Возможно, мы никогда не узнали бы текста “Макбета”, “Юлия Цезаря”, “Бури”, “Кориолана”, “Зимней сказки”, “Двенадцатой ночи” - всего восемнадцати пьес, если бы не друзья - актеры Хемминг и Конделл.Семь лет спустя после смерти драматурга, в 1623 году, они осуществили издание.

Рукописей не осталось.Они должны были храниться в театре “Глобус” и тогда погибли во время пожара, вспыхнувшего в июне 1613 года.

III. ОЗНАКОМЛЕНИЕ И УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

Тема сегодняшнего урока - «В. Шекспир - великий поэт и драматург эпохи Возрождения»

Наша с вами цель - попытаться разгадать загадку Шекспира, прикоснуться к самой яркой стороне его творчества - сонеты.

Учитель.

- Сонеты Шекспира представляют собой вершину лирической поэзии эпохи Возрождения. Такого сложного изображения человеческой души мы не находим ни у одного другого лирика этой эпохи.

Почему же именно сонет?

Каковы адресаты этих творений Шекспира?

Каковы основные темы сонетов?

 

 

Ученик 1:

- Сонет – это стихотворение, состоящее из четырнадцати строк и развивающее какой-то один мотив. Создан в XIII веке, вероятно, провансальскими трубадурами.Сонет - от провансальского слова “песенка”.От них сонет перешел в Италию, где нашел применение у разных поэтов, усовершенствовавших его форму.От итальянских поэтов форму сонета в XVI в. переняли французы, испанцы и англичане.

Английский сонет, как и классический итальянский, состоял из 14 строк, написанных пятистопным ямбом.Но итальянский сонет состоял их двух четверостиший и двух трехстиший, а английский – из трех четверостиший и одного двустишия, в котором содержался итог, вывод всего сонета.

В Англию сонет был введен еще в царствование Генриха VIII подражателями Петрарки, Уайаттом и Серрейем.Но оба эти поэта успели лишь наметить путь, так как оба умерли в сравнительно молодые годы.

 

 

Ученик 2:

- Издание “Сонетов” - один из самых загадочных эпизодов в истории прижизненных изданий, произведений Шекспира. Известно то, что уже до 1598 г сонеты были написаны и ходили в рукописи среди друзей Шекспира.По неизвестной причине он не хотел их публиковать.Остаётся предположить, что эти шедевры лирики имели для него и для кого-то из его близких интимное значение.

Тем не менее, два сонета попали в руки издателя Джаггарда, и он напечатал их в 1599 г. То, что два сонета интимного характера попали в печать, по-видимому, насторожило и Шекспира, и тех, кому были посвящены сонеты. Надо полагать, они приняли меры, чтобы подобное не повторилось.И действительно, десять лет после публикации Джаггарда ни один сонет Шекспира больше не появлялся в печати.

Но вот минуло десять лет, и в 1609 г. “Сонеты” вышли в свет отдельной книгой.

На титульном листе стояло:

“Шекспировские сонеты.

Никогда ранее не печатавшиеся в Лондоне и продаются Джоном Райтом.

Ученик 3:

Шекспиром написано 154 сонета. Из них с 1-го по 126-й посвящены другу, 127152 сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной, а также радость и красота любви: 153154.

Восхваляя друга, Шекспир выражает основную идею Ренессанса, - величие человека.

Шекспир славит в человеке качества, отвергаемые средневековьем: здоровье, физическую красоту, острый ум.

Поэт не скупится на похвалы. Тревожит его одно: как бы эта красота не исчезла, поглощенная временем.

 

Весь цикл сонетов распадается на отдельные тематические группы:

Сонеты, посвящённые другу: 1 - 126

Воспевание друга: 1 - 26

Испытания дружбы: 27 - 99

Горечь разлуки: 27 - 32

Первое разочарование в друге: 33 - 42

Тоска и опасения: 43 - 55

Растущее отчуждение и меланхолия: 56 - 75

Соперничество и ревность к другим поэтам: 76 - 96

«Зима» разлуки: 97 - 99

Торжество возобновлённой дружбы: 100 - 126

Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной: 127 - 152

Заключение – радость и красота любви: 153 - 154

 

Анализ сонетов:

 

№68

Его лицо - одно из отражений

Тех дней, когда на свете красота

Цвела свободно, как цветок весенний,

И не рядилась в ложные цвета.

Когда никто в кладбищенской ограде

Не смел нарушить мертвенный покой

И дать зарытой золотистой пряди

Вторую жизнь на голове другой.

Его лицо приветливо и скромно

Уста поддельных красок лишены,

В его весне нет зелени заемной

И старина не грабит старины.

Его хранит природа для сравненья

Прекрасной правды с ложью украшенья!

 

Мотив - невозможность существовать без друга.

 

 

Ученик 4:

С 127-го по 156-й сонеты посвящены “Смуглой даме”. Кто она - это загадка…

По одной из версий – это Мери Фиттон, фрейлина королевы Елизаветы, по другой версии – это Мери Герберт, ставшая потом графиней Пембрук.

В своих сонетах Шекспир выступает против давней литературной традиции, согласно которой только белокурые женщины считались прекрасными и только они играли роль героинь в сказках, фаблио и романах.Если дамы, воспетые в сонетах Данте и Петрарка, белокуры, они как божество, почти бестелесны, то возлюбленная Шекспира – брюнетка, земная женщина, из крови и плоти, со своими изъянами и недостатками, но как магнит притягивает к себе.

(Чтение сонета №130 в переводе С. Маршака.)

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

Ученик 5:

- Почти все сонеты пронизывает мысль о любви к другу и к черноокой женщине. Это высшее счастье для поэта, наибольшая радость жизни.

Хотя “Смуглая дама” в нравственном отношении небезупречна (т.е. она неверна, увлекает друга поэта):

Беда не в том, что ты лицом смугла:

Не ты черна, черны твои дела.

Нарастание душевного беспокойства, тревоги, иногда переходящее в жестокие страдания, – все это мы находим в сонетах Шекспира.

Итак, основная мысль сонетов – любовь, дружба, борьба двух чувств после того, как его друг и возлюбленная полюбили друг друга и жестоко огорчили автора.В доказательство своих слов я прочитаю сонет №116.

(Чтение сонета №116 в переводе С. Маршака.)

Мешать соединенью двух сердец

Я не намерен. Может ли измена

Любви безмерной положить конец?

Любовь не знает убыли и тлена.

Любовь - над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.

Любовь – звезда, которою моряк

Определяет место в океане.

Любовь – не кукла жалкая в руках

У времени, стирающего розы

На пламенных устах и на щеках,

И не страшны ей времени угрозы.

А если я неправ и лжет мой стих,-

То нет любви и нет стихов моих!

 

Учитель:

- Шекспир – автор 154 сонетов, очевидно, написанных между 1592 и 1598 годами, когда популярность сонета в Англии превзошла другие формы лирической поэзии. Отдельным изданием сонета Шекспира вышли в 1609 г. Хотя не сонеты были главным в его творчестве.Главное – пьесы.Сонеты – словно любимая игра.Когда речь идет о Шекспире, к слову “игра” отношение особенное.Здесь уместно вспомнить, что говорил о Шекспире Гете.Он смотрел на Шекспира снизу вверх, как на существо высшего порядка, бесконечно почитал. “Нет, кажется, ничего в человеческой жизни, - восклицал Гете, - о чем бы он умолчал, чего бы не воссоздал! И с какой легкостью и свободой! Трудно говорить о Шекспире, все разговоры оказываются несостоятельными…. Он слишком богат, слишком могуч.”

Сонеты Шекспира – вершина английской лирики эпохи Возрождения.Тем не менее они не равноценны.Некоторые из них продиктованы данью традиции, другие – живым чувством.Среди всех остальных выделяется знаменитый 66-ой сонет.Вашим общим домашним заданием было прочитать сонеты Шекспира.Особое внимание обратить на 66-ой сонет.

(Чтение сонета № 66 в переводе С. Маршака.)

Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье,

И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместной почести позор,

И мощь в плену у немощи беззубой,

И прямоту, что глупостью слывет,

И глупость в маске мудреца, пророка,

И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока.

Все мерзостно, что вижу я вокруг,

Но как тебя покинуть, милый друг!

 

Шестьдесят шестой сонет Уильяма Шекспира входит в тематическую группу стихотворений, повествующих об испытаниях дружбы и посвящённых покровителю английского драматурга – третьему графу Саутгемптону, Генри Ризли; в подгруппу произведений, рассказывающих о нарастающей в душе Поэта меланхолии и отчуждении от мира.

 

 

- Он (т.е. лирический герой) прямо говорит, что хочет умереть. Почему? (Не по личным причинам. От невозможности жить в мире, где царят общественный хаос, произвол: “Измучась всем…”).

- Всё – это что?

- Обратите внимание на синтаксические особенности этого сонета. Сколько в нем предложений?

- “Измучась всем…”. Но, оказывается, есть причина, заставляющая примириться с постылой жизнью.И как раз личная. Давайте порассуждаем.

Конфликт, с которым мы только что познакомились, общечеловечен, понятен каждому. Всякий в какой-то момент – иногда в ранней юности! – переживает крушение иллюзий, разочарование в любви, в жизни. Хочет умереть – потом решает жить. Скажем, думает: “Все ужасно, я бы немедленно расстался с жизнью, но так люблю наблюдать весной цветение яблонь, слушать пение птиц, встречать рассвет. И если умру, этой возможности лишусь.” Или “Если умру, никогда не искупаюсь больше в любимой Волге. А ее вода так свежа, так ласкова…Нет, уж лучше поживу еще.”

Расстаться с самой ужасной жизнью непросто. 66-ой сонет – гимн человеческому жизнелюбию!

- Чем герой оправдывает свое решение жить?

(С его уходом “другу трудно будет”. Преданность другому живущему – вот подпора его жизнелюбия).

 

Исследователи давно заметили, что 66-ой сонет перекликается с другими произведениями Шекспира. Тот же вопрос решает Гамлет в монологе “Быть или не быть!”.

 

Основная идея шестьдесят шестого сонета – неприятие лирическим героем несовершенства окружающей его действительности, нашедшее своё отражение в номинативном (что больше характерно для прозаических текстов) перечислении основных человеческих пороков.Последние настолько нестерпимы для Поэта, что он предпочёл бы умереть, но только не жить дальше в окружении того, что разрушает его душу.

 

Начиная со второй строки первого катрена и заканчивая последней строкой третьего катрена перед читателем разворачивается характерная картина противостояния Добра и Зла, победу в котором, по мнению лирического героя, одерживает последнее. Каждая строка утверждает свою маленькую модель несовершенства мира и неизменно начинается с союза «and» («и»), придающего ритму сонета дополнительное (на звуковом уровне) отчаяние. Поэт не принимает мир, в котором:

достоинство осуждено на нищую жизнь;

ничтожество погружено в веселье;

чистая вера покинута ради злостного обмана;

честь воздаётся позорно – за золото;

незамужняя добродетель грубо попрана;

истинное совершенство несправедливо унижено;

сила искалечена хромотой (то есть, бессилием);

искусство сделалось косноязычным в угоду власти;

глупость с учёными видом контролирует знание;

прямоту (честность) называют глупостью;

пленённое Добро вынуждено служить торжествующему Злу.

 

Картина мира предстаёт в ужасающем свете.Лирический герой видит, что всё хорошее – извращено, покинуто, забыто, порабощено, то есть изменено под воздействием Зла.Последнее видится Шекспиру и как Зло бытовое (нищета, золото, разврат и т.п.), так и Зло мировое (торжество ничтожества, злостный обман, подчинение власти и т.п.).Жить в таком мире Поэту не просто сложно, а невозможно.В живых он остаётся только благодаря Любви, которая сильнее и всех несчастий, и самой смерти.

 

 

Проказник Купидон вздремнуть прилег.

Диана подбежала - вот плутовка:

Чтоб юный бог огнем сердца не жег,

Коварный факел выхватила ловко

И тотчас бросила его в ручей.

Вода согрелась в нем и забурлила,

Целительною стала для людей

И многих от болезней излечила.

Но запалил находчивый божок

От глаз моей подруги факел снова

И сердце мимоходом мне поджег.

Я лег в ручей - спасенья никакого:

Там лечатся сердечные недуги,

Где факел был зажжен - в очах подруги.

 

 

- Давайте рассмотрим сонет 153

 

Ученик 1

Сонет 153 является философским, т.к. обращения к адресату нет.Но о том, что он был написан не в той последовательности, как пронумерован, возможно, говорит упоминание «милой», чьим взглядом был вновь зажжён факел Купидона. Ведь в предыдущем сонете 152 поэт порвал отношения с возлюбленной. Казалось бы, противоречие налицо и сонет 153, а также такой же сонет 154, были написаны в тот период, когда отношения ещё не были разорваны.

 

Ученик 2 Очевидно, что сонет 153 написан после посещения целебного источника.Город Бат в графстве Сомерсет на юго-западе Англии известен горячими источниками с античности.Сезон продолжается с ноября до апреля.Шекспир никуда не выезжал из Англии и, значит, посетил именно город Бат.

Ученик 3

Мы знаем, что организм В. Шекспира был ослаблен полугодовой тяжёлой болезнью зимой 1598-1599 годов (сонеты 71-74) и, весьма вероятно, не смог восстановиться полностью. Поэтому посещение источников логично после болезни. Но зимой 1599-1600 годов поэт не думал об излечении от Любви, ведь в апреле-мае 1600 года сонеты 127-132 отражают благодушное настроение. Значит, посещение источников состоялось зимой 1600-1601 годов после разрыва с возлюбленной.

 

Ученик 4

Купидон, который вновь «задел» поэта является намёком на тоску, воспоминания о Любви в разлуке, ведь поэт порвал с ней – «ушёл к ручью», чтобы излечиться от прикосновения Купидона.

 

Ученик 5

Поэт не обрёл помощи, т.к.«взгляда милой» не было рядом.Но считает, что этот взгляд излечил бы его, избавил от Любви.Намёк на то, что, зажигающим факел Купидона, «взглядом милой» Любовь поэта будет, не сильней разожжена, а погашена.Это соответствует характеру отношений с возлюбленной в этот период, разрыву с ней.

 

Учитель. Таким образом, видим, что сонет 153, действительно, написан после сонета 152, после разрыва с возлюбленной.Однако, его датировка соответствует наиболее вероятному времени посещения горячих источников, т.е. открытию лечебного сезона в Бате в ноябре 1600 года. Это объясняет, что в промежутке между сонетами 152 и 153 поэт успел написать ещё сонеты 122-124 в сентябре-октябре 1600 года.

 

Отбросив факел свой, источник бед,

Божок любви уснул, а в ту дубраву

Примчались нимфы, давшие обет

Блюсти невинность - небесам во славу.

Пытаясь положить любви конец,

К ее властителю подкравшись смело,

Одна из нимф огонь, грозу сердец,

В родник студеный окунуть сумела.

Целебной стала теплая вода

И от недугов многих исцеляет,

Но от любви не лечит никогда.

У милой в рабстве я - жар не стихает:

Огнем любви родник разгорячен,

Но охладить любовь бессилен он!

 

Учитель. Сонет 154. Вечный актёр второго плана.

Ещё один философский сонет с почти тем же содержанием, что и сонет 153.Замок сонета 154 подтверждает попытку поэта «охладить Любовь», забыть её, что, в свою очередь, также указывает на недавний разрыв с возлюбленной.Поэтому, вероятное время написания сонетов 153, 154, примерно, ноябрь-декабрь 1600 года, через два-три месяца после разрыва отношений.

 

 

Ученик 1

Возможно, эти два сонета создавались для того, чтобы когда-нибудь потом показать их возлюбленной?Указание на то, что любовь поэта «не охладела», несмотря ни на что, может быть тому подтверждением.Но с другой стороны, зачем сообщать возлюбленной о попытке любовь «охладить», показывать негатив в предполагаемой будущей попытке восстановить отношения?Поэтому создание для показа возлюбленной маловероятно, к тому же Шекспир не мог заранее знать трагического исхода рождения ребёнка своей пассии, и тем более не мог знать о будущем отказе своего друга жениться, т.е.не мог знать о возникновении той единственно благоприятной ситуации, когда он смог бы ей воспользоваться.

 

Ученик 2 Сонет не содержит обращения к адресату, указывает на его создание до того, как вышеназванная благоприятная ситуация возникла, ведь тогда бы поэт не философствовал, а действовал.

Ученик 3 В сонете возникает «закулисный персонаж», которому Шекспир рассказывал о своих любовных неудачах. А может быть, этот человек проявил себя как-то в воспоминаниях современников, например, посетил город Бат вместе с Шекспиром?Окружение Шекспира состояло, естественно, не только из четырёх адресатов сонетов и со всеми он поддерживал какие-то отношения, но не упоминал о них в сонетах. Но в завещании В. Шекспир упомянул своих соратников по театру: "А также моим сотоварищам Джону Хемингу, Ричарду Бербеджу и Генри Конделу – по XXVI шиллингов VIII пенсов на покупку колец" – факт, который предпочитают замалчивать сторонники альтернативных версий. Весьма вероятно, что кто-то из этих троих, равных ему по статусу, и был тем доверенным и посвящённым человеком.При этом в завещании Шекспир не упомянул вообще ни одного пэра Англии, хотя был знаком со многими.Все вышеназванные «сотоварищи» были актёрами и пайщиками театра.

Ученик 4

Исследователей всегда интересовало непропорционально редкое упоминание в документах о Шекспире, как об актёре, участнике спектаклей.Известно, что однажды он играл роль тени отца Гамлета, и в нескольких пьесах других авторов – также второстепенные роли.Анализ всех сонетов даёт частичный ответ на этот вопрос.Хронология сонетов указывает на ежегодные четырех-пятимесячные осенне-зимние отъезды в родной Стратфорд.В таком режиме театр не мог себе позволить задействовать Шекспира в главных ролях в своём репертуаре.

 

 

Учитель.

Итак, мы можем сделать вывод, что Шекспир - фигура неоднозначная в литературе, но наследием которое нам досталось, мы можем восхищаться и анализировать по сей день, так как при любых предположениях по поводу его произведений и его личности, никто не может судить однозначно.Возможно это и есть одна из причин, которая позволяет нам назвать Шекспира гениальным.

-Кроме того, проблемы, которые волновали людей при Шекспире, существуют и сейчас в XXI веке.

Это общечеловеческие проблемы, в основе которых лежит очень важное человеческое качество, – забота о ближнем.

Сонеты Шекспира современны, актуальны и сегодня, спустя пять веков.Многие из них положены на музыку.

 

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Какой из сонетов вам понравился больше всего? Напишите мини-сочинение.

V. ОЦЕНИВАНИЕ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: