Движущие силы и условия развития личности. Онтогенез личности.




Человеческая личность развивается на протяжении индивидуальной жизни. Развитие является настолько важным атрибутом личности, что считается «основной формой её существования». Есть теории личности, главной идеей выступает принцип развития. Личность способна ощущать себя, как нечто, не имеющее, возраста и ничем не ограниченное. Личность, как протекающий по времени процесс, растёт, Развивается и эволюционирует в виде постоянно меняющегося тела, оставаясь, тем не менее, для себя неизменно тем же самым.

Онтогенез личности, таким образом, представляет собой личностно ориентированное развитие индивидуальной человеческой психики на протяжении всей жизни, включающее возникновение самой личности и её последовательные трансформации в ходе физических перемен организма и множественных социальных и иных взаимодействий. В ходе онтогенетического развития и жизненного пути человека происходит прогрессирующая индивидуализация организма и личности человека, охватывающая все уровни этого развития

Онтогенез личности – это главное направление развития человеческой психики. Развитие человека с самого начала обретает личностный характер. В процессе онтогенеза в психике возникают качественно новые образования, не сводимые к переменам в психических функциях. Это новые психические образования представляют собой интегративные системы, в состав которых входят менее сложные функции. Восприятие, память, мышление и другие процессы имеют свою логику развития, достигая уровня: категориального восприятия, логической памяти, речевого мышления [5]. Высшие функции неотделимы от базовых психических функций. Они определяют деятельность человека, взаимоотношения с людьми и отношение к самому себе. Их распад возможен только в результате патологии.

Наряду с такого рода новообразованиями существуют ещё более сложные регулятивные системы. К разряду таких систем относится воля. Она не имеет явного коррелята среди элементарных психических функций и включает в свою структуру не только целеобразование, но и такие сложные процессы, как эмоциональная память, произвольное воображение, нравственность, определённое сочетание, которых даёт возможность человеку управлять своим поведением. Такие психологические системы изменяются в процессе жизни, под влиянием приобретаемого опыта и с изменением общей характеристики личности.

Л.С. Выготский рассматривал сознание ребёнка как сложную систему, имеющую устойчивый характер, но развивающуюся на протяжении жизни. Он показал, что эта системно организованная область психического имеет определённую логику развития. В младшем возрасте сознание характеризуется недифференцированностью и несамостоятельностью функций, которые находятся в непосредственной зависимости от восприятия. Затем в процессе онтогенеза активизируются другие функции: сначала память, потом мышление. Согласно Л.С. Выготскому в ходе онтогенеза изменяется системное строение сознания ребёнка.

Продолжая эту линию теоретических рассуждений, Л.И.Божович рассматривала личность человека как относительно устойчивую психологическую систему, только более высокого интегративного уровня, приписывая ей свою логику развития. Активный, а не реактивный характер поведения означает, что человек является хозяином и над обстоятельствами, и над самим собой. Мотивационным механизмом поведения, характерного для созревания личности, является связь целей человека с его высшими чувствами, которые сообщают целям непосредственную побудительную силу. Отсутствие или слабость этих чувств заставляют человека прибегать к волевому самопринуждению.

Значимость эмоционального развития в онтогенезе личности объясняется тем, что человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, отличается нерешительностью, неустойчивостью поведения, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т.е. отсутствием основополагающих черт, которые характеризуют психологически зрелую личность. Таким образом, вновь подтверждается идея о том, что единство познавательных и эмоциональных процессов – важный признак формирования личности.

Понятие «персонализация», которое могло быть здесь уместным, уже получило другое значение в когнитивной психотерапии, где оно обозначает разновидность «когнитивных искажений», состоящих в чрезмерной привязке необходимых событий к собственной личности. Персонализация - склонность интерпретировать события в аспекте личных значений [5].

Процесс формирования личности часто называют социализацией, имея в виду различные трансформации человеческого индивида под влиянием культуры, прежде всего адаптацию к общественным условиям жизни и деятельности, обретение свойств, производных от культуры. Этот процесс можно было назвать и «персонизацией» т.е. личностным созреванием. В ходе социализации благодаря обучению, воспитанию, накоплению практического опыта образуется внутренний мир человека, интерес личности[10], образную и понятийную картину себя, мира внешнего и своего места в нём.

Всё природное в человеке остаётся с ним и в процессе его социализации, проявляясь во многих потребностях, социальных инстинктах [1]. «Всё в личности построено на родовой, врождённой основе и вместе с тем всё в ней надорганично, условно, т.е. социально», - писал Л.С.Выготский[11], ссылаясь на И.П.Павлова. Природное в человеке предопределяет тот потенциал, который человек приносит с собой в мир, то новое, чего не было до его рождения, и в большей степени обусловливает его уникальную индивидуальность. Это же природное ставит пределы освоению культуры отдельным человеком.

Онтогенез личности не сводится к освоению культуры. Речь идёт о развёртывании действительно человеческой психики и ассоциации.[12] Каждый отдельный человек благодаря своим природным способностям и помощи других людей овладевает языком и прочими богатствами культуры, накопленными обществом. Это не только расширяет его кругозор, но и создаёт благоприятные возможности для раскрытия потенциала человеческого тела, прежде всего мозга, нервной системы, органов чувств, т.е. всего того, что непосредственно связано с информационными процессами. Формируется почти безграничная память, умение добывать и обрабатывать информацию посредством органов чувств и мышления. Социальные навыки. Позволяющие осуществлять сложнейшие общественные действия. В результате человек как явление природы становится существом духовным, членом общества; утверждается единство биологического и социального.

Социализация включает также процесс предметного развития личности, содержанием которого служит освоение предметного мира, природы, формирование правильного отношения к ним. Культурно-социальный аспект состоит в том. Что человек как существо сознательное, обретшее личностный образ жизни. Устанавливает и регулирует отношения с природой по своему плану, который соответствует уровню зрелости человека. Отношение людей к предметно-вещественному миру обычно рассматривается как его познание и преобразование, а также адаптация к условиям жизни, которые невозможно изменить на данном уровне развития науки и техники.

Между тем традиционным является и сбережение естественных условий жизни и развития общества. Предметное направление социализации отстаёт от других направлений человеческого прогресса. Социализация личности игнорирует факт, что природа как общий источник жизненных ресурсов для нынешних и будущих поколений объективно включена в систему общественных отношений. Что использование этих ресурсов одними людьми затрагивает интересы других, поэтому является значимой формой социального поведения.

Таким образом, социализация личности в современных условиях должна осуществляться с учётом экологических закономерностей. В содержании социализации выделяют три составляющие: индивидуализацию, интимизацию и интериоризацию.

Индивидуализация отражает основной генетический закон культурного развития - движение от интерпсихического (коллективной деятельности ребёнка) – к индивидуальному, к психологическим формам деятельности. Этот процесс хорошо прослеживается на превращении внешней социальной речи, «речи для других» во внутреннюю речь, «речь для себя».

Интимизация – это переход от Мы к Я, т.е. процесс образования самосознания личности. По мнению С.Л.Рубинштейна, этот процесс осознания детьми своего Я проявляется в переходе от называния себя 2-летними детьми в третьем лице, т.е. так, как их зовут другие люди, к форме первого лица - Я.

Интериоризация - производство внутреннего плана сознания.[13] Динамика онтогенеза личности и его результаты находят своё отражение не только во внутренних психологических и поведенческих переменах, но и в общественном мнении, социальных оценках, которые имеют религиозное, традиционное или юридическое оформление.

Онтогенез личности в одном из своих измерений представляется как социальный рост, в ходе которого человек осознаёт своё Я разросшимся до масштабов некоторой социальной целостности, которая становится как бы его собственным организмом. При этом для разных людей предельной целостностью, с которой они «отождествляются» выступают разные общности[14]. Соответственно можно говорить о разной масштабности личности. Некоторые из подобных групповых идентификаций личности являются ограничивающими, а некоторые и ущербными, как например, идентификация с преступной или иной группой, которая находится в жесткой конфронтации с другими группами.

Каждая ступень личностного становления имеет свой результат – определённую форму социальности человека – ту или иную позицию по отношению к обществу. Д. И. Фельдштейн, автор книги «Психология развития личности в онтогенезе» выделяет в онтогенезе личности две основные социальные позиции.[15] Первая характеризуется стремлением ребёнка понять своё Я и свои возможности. Это задача решается развитием предметной формы активности. Ребёнок овладевает социальным опытом, осваивая орудия, знаки, символы и связанные с ними действия. Это позиция особенно складывается у человека в периоды с 1 года до 3 лет, с 6 до 9 лет, и с 15 до 17 лет. Как раз в эти периоды актуализируется предметно- практическая сторона деятельности.

Становление второй позиции («Я и общество») связано с усвоением норм общения и процессом индивидуализации. Ребёнок стремиться проявлять себя, выделить своё Я, получить от других признание самостоятельности, занять активное место в разнообразных отношениях, где его Я выступает наравне с другими, что обеспечивает развитие нового уровня самосознания себя в обществе, социально ответственного самоопределения. Позиция «Я и общество» активно формируется с 3 до 6 лет и с 10 до 15 лет. Это связано с интенсивным усвоением норм общения.

В онтогенезе имеет место обогащения содержания социальных позиций детей. «Я в обществе» для годовалого ребёнка значит. Что воспринимает факт наличие других людей. У 6-летнего ребёнка подобная позиция содержит видение себя в кругу конкретных людей, стремиться походить на них. Если решение вопроса «Я и общество» 3- летним ребёнком указывает на выделение своего Я среди других людей. То 10- летний человек уже осознаёт общество как социальную организацию.

Подростковый период онтогенеза личности определённым образом дифференцируется: в это время могут проявляться такие линии развития человека, как гуманистическая; эгоистическая; депрессивная; суицидальная.

Гуманистическая линия развития личности характерна положительным отношением к себе и обществу. Она имеет два варианта: альтруистический и индивидуалистический. Альтруистический вариант гуманистической направленности - это преобладание интереса к другим людям или к социальной общности, готовности жертвовать собственными интересами для блага всех Альтруизм личности на этой стадии может принимать депрессивный характер.

Индивидуалистический вариант гуманистической направленности личности - это ориентация «на себя» и «для себя». Наиболее важным для подростка в этом случае является он сам и его проблемы. Утверждение своего Я, признание другими его уникальности становится и ценностью, и целью человека.

Эгоистическая направленность означает, что для подростка другие люди, социальные интересы и дела являются предметом отрицательного отношения, в то время как себя он оценивает всегда положительно.

Депрессивная направленность личности свидетельствует о том, что подросток обесценивает своё Я и систему своих дел, сохраняя в целом условно положительное или нейтральное отношение к другим людям.

Суицидальная направленность личности характеризуется обесцениванием и себя, и общества (жизнь не имеет смысла»).

Психологическое содержание развития личности, её специфика, представляется на каждом из уровней (стадий) подросткового возраста различным образом.[16] Так, для первого уровня, условно названного локально-капризным (соответствующего возрасту от 0 до 11 лет), характерны: стремление младшего подростка отстоять своё право «быть как взрослый», участвовать в различных делах реально и наравне с взрослыми, добиваться любым доступным способом признания своей взрослости.

Второй - правозначимый – уровень развития (условно средний подростковый возраст, от 12 до 13 лет) имеет свои особенности. Подросток на этой стадии развития личностно ориентирован на потребность в общественном признании. При этом для него важно переживание неудовлетворённости своим участием в системе реальных дел, которое и становится условием активизации потребности ребёнка в освоении его гражданских прав в системе отношений с близкими и другими значимыми для него людьми.

Третий уровень развития – утвердающе - действенный (свойственный возрастному периоду от 14 до 16 лет) – связан с резким ростом потребности применить освоенный подростковый круг возможностей (способности, качества), что вызвано осознанием его места среди людей, актуализацией потребности в самоопределении, самоутверждении. Подросток стремится реализовать свою социальную зрелость на доступном для него уровне возможностей, в котором интегрально представлен образ его Я. Это означает, что для 14-16 –летнего ребёнка такая черта. Как социальная ответственность, приобретает все признаки нового психического образования.

Благодаря этому многослойные отношения личности подростка, развивающего в этот период их глубоко рефлективные уровни, приобретают ориентацию особого рода, для которой характерна общая тенденция - стремление реально проявлять своё Я, соответствуя ценностям и целям общества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: