1 Процесс, при котором субъект воспринимает и осваивает внешние границы, приспосабливается к ним, называется:
А | Коллелляция личности | |
Б | Индивидуализация личности | |
˅ | В | Адаптация личности |
Г | Интеграция личности |
2 Взаимное подтверждение собеседников, их взаимоотношение в интересах друг друга, называется:
˅ | А | Центрация личности |
Б | Индивидуализация личности | |
В | Смысловое измерение | |
Г | Трансформация личности |
3 Становление целостной теории смысла вызвано системообразующей способностью самого смысла:
˅ | А | Следует из концепции интегральной индивидуальности |
Б | Следует из концепции интенсивной индивидуальности | |
В | Следует из концепции смыслового измерения | |
Г | Следует из концепции и трансформации личности |
4 Интегративная модель смыслообразования представляет собой:
А | Модель смысловой установки личности | |
Б | Модель эффективности черт личности | |
˅ | В | Модель объединения психологических ассоциаций личности |
Г | Модель групповой совместимости личности |
5 Мотив поведения познавательного характера или внутреннее, познавательное отношение человека к чему – либо:
А | Интеракция личности | |
˅ | Б | Интерес личности |
В | Интеракционизм личности | |
Г | Интеллект личности |
7 Соединение или связь между собой самих психических явлений, например ощущений при их объединении в образ называется:
А | Ассимиляция личности | |
Б | Ассоцианизм личности | |
В | Ассоциация личности | |
Г | Конвенция личности |
8 Ориентированное развитие индивидуальной человеческой психики на протяжении всей жизни, включающее возникновение самой личности и её последовательные трансформации в ходе физических перемен организма и множественных социальных и иных воздействий, называется:
|
А | Проектирование личности | |
˅ | Б | Онтогенез личности |
В | Ориентация личности | |
г | Адаптация личности |
9 Рассматривал сознание ребёнка как сложную систему, имеющую устойчивый характер, но развивающуюся на протяжении жизни:
А | А.Г.Асмолов | |
Б | В.А.Ясвин | |
В | Т.В.Габай | |
˅ | Г | Л.С.Выготский |
10 Отражает основной генетический закон культурного развития –движение от интерпсихического (коллективной деятельности ребёнка) - к индивидуальному, к психологическим формам деятельности:
А | Интимизация | |
Б | Интериоризация | |
В | Индивидуализация | |
Г | Интеракция |
11 Гуманистическая линия развития личности характерна:
А | Обесцениванием и себя и общества в целом | |
Б | Социальными интересами к обществу | |
В | Нейтральным отношением к обществу | |
˅ | Г | Положительным отношением к себе и обществу |
12 Направленность, которая означает, что для подростка другие люди, социальные интересы и дела являются предметом социального отношения, в то время как себя он оценивает положительно, называется:
А | Депрессивная направленность личности | |
Б | Эгоистическая направленность личности | |
В | Гуманистическая направленность личности | |
˅ | Г | Индивидуалистическая направленность личности |
|
13 Третий уровень развития личности – утверждающе – действительный способствует:
˅ | А | Резкому росту потребностей применить круг возможностей, что вызвано осознанием своего места среди людей, актуализацией потребности в самоопределении, самоутверждении. |
Б | Стремлением младшего подростка отстоять своё право «быть как взрослый», участвовать в различных делах реально на равне со взрослым | |
В | Добиваться любым доступным способом признания своей взрослости | |
Г | Ориентации на потребность в общественном признании |
14 Автором книги «Психология развития личности в онтогенезе» является:
А | С.Д.Дерябко | |
Б | В.А. Ясвин | |
˅ | В | Д.И.Фельдштейн |
Г | Д.Б.Эльконин |
ТЕМА № 3. ЛИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ЕЁ БЫТИЯ И СО - БЫТИЯ.
1. Особенности становления психологии человеческого бытия.
Динамика формирований научных представлений о субъекте и бытии в современной психологии отражает их эволюцию в методологии науки. Решающее значение приобретают те культурные и ценностно-смысловые контексты, с которыми субъект соотносит познаваемую и понимаемую реальность.
Но ещё более значимым считается тип рациональных рассуждений, который даёт возможность учёным избежать противопоставления номотетического и индиографического способов исследования и реализовать единство естественнонаучных и гуманитарных методов понимания изучаемых явлений. Показательным примером могут служить исследования Ю.А. Александрова [1] в области системной психофизиологии. В них показано, что культура, общественные формы жизни, способствующие формированию функциональных систем, заставляют мозг работать по-новому. Подводя аналогию между системной структурой субъективного опыта и системной структурой культуры, Александров доказывает тезис о том, что в каждой культуре структура опыта индивида комплементарна структурам других индивидов. Взаимодействие культуры и процесса специализации нейронов приводит к тому, что человек формирует свой опыт в культуре, а не усваивает, ассимилирует её содержание. Следовательно, тип культуры, в которой живёт человек, влияет не только на поведенческие проявления психики, но и на её мозговую организацию.
|
Эти исследования очень важны для доказательства положения о том, что предметом психологии человеческого бытия могут быть такие проблемы, которые для своего решения требуют привлечения гуманитарных и естественнонаучных методов.
Проблема субъекта является одной из ключевых в психологической науке, как западной, так и российской. Как отмечает Л.И. Анцыферова [3], в «западной психологии», в теориях личности, построенных на основе психоаналитической практики (А.Адлер, А.Маслоу, К.Роджерс, К.Юнг, К.Хорни и др.), понятие «субъект» занимает одно из центральных мест. Оно обозначает способности человека быть инициирующим началом, первопричиной своих взаимодействий с миром, с обществом; быть творцом своей жизни, создавать условия своего развития.
В российской психологической науке категория субъекта сейчас играет системообразующую роль и привлекает многих учёных. Неудивительно, что в течение последнего десятилетия проблема субъекта обсуждалась на конференциях, в статьях, монографиях, диссертациях, учебных пособиях [2,4,7,10,12]. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в последние десять - пятнадцать лет, главным образом, благодаря целенаправленности, в отечественной психологии сформировалась новая область психологических исследований - психология субъекта.
В современной психологии субъекта фактически представлена история главных проблем российской психологической науки. Это проблемы соотношения биологического и социального, сознательного и бессознательного, внешних причин и внутренних условий в детерминации психики. Психология человеческого бытия представляет собой то направление развития, ту сторону психологии субъекта, которая возникла с появлением постнеклассической парадигмы. Перечислим характерные особенности психологии человеческого бытия, которые, по нашему мнению, сегодня позволяют назвать её новой областью психологической науки.
В психологии человеческого бытия одновременно реализуются, дополняя друг друга, когнитивная и экзистенциальная исследовательские парадигмы. В современной науке сосуществование когнитивной и экзистенциальной парадигм отчётливо проявляется в том, что одни и те же психологические проблемы могут изучаться под разными углами зрения. Для нас показательным примером оказались собственные исследования понимания, в которых отчётливо наблюдался переход от анализа с позиций психологии познания к рассмотрению этого феномена в контексте бытийного слоя сознания субъекта.
Когнитивный план изучения психической реальности характеризуется акцентом на познании и поведении человека, стремлением учёных выявить общие закономерности психического развития, большим интересом и фактам и правилам, чем к исключениям. Когнитивные исследования в основном имеют отражательно – познавательную направленность, т.е. ориентированы на изучение познания окружающей действительности и своего внутреннего мира.
В экзистенциальной психологии приоритеты иные. Большинство современных психологов используют понятие «экзистенция» как синоним «бытия». В.Франкл использовал термин «экзистенциональный» для реализации трёх целей.[17] Во - первых, с целью описания специфики человеческого бытия. Во - вторых для характеристики смысла существования человека. В - третьих, для обозначения стремления к нахождению смысла своего существования, т.е. воли к смыслу. Воля нужна человеку для преодоления препятствий, извечного расхождения между «не хочу» и «надо». В человеческой бытии реализация волевого начала всегда предполагает напряжение, усилия субъекта, направленные на преодоление не только внешних препятствий, но и себя.[18]
В экзистенциальной плоскости анализа психической реальности акцент делается на отличные от когнитивных проявления психической активности субъекта. Это, прежде всего созерцание и переживание. Переживания страдания, восторга, любви, приобретая в сознании субъекта оценочный ценностный характер, становиться воплощением экзистенциальной наполненности человеческого бытия. Они предотвращают человека от так называемого «экзистенциального вакуума», ощущения пустоты и бессмысленности жизни.
Экзистенциальный план исследования психической реальности отражается в направленности учёных на анализ вариантов порождения опыта, имеющего смысл для субъекта. Экзистенциально ориентированные психологи предпочитают специфические детали обобщённым признакам, а индивидуальные, например, характерологические, отличия людей – их сходству и подобию. Их исследования направлены не столько на поиск фактов, событий, явлений, сколько на то, какой смысл они имеют для субъекта.
Когнитивные психологи ставят вопросы и формулируют гипотезы для того, чтобы, узнав ответы, получить новые знания. Задача психолога – показать, что одновременно в психической реальности человека существует бесконечное множество различных состояний, событий, ситуаций. В.Н.Дружинин [10] называл вариантами жизни – жизнь как предисловие, жизнь как творчество, жизнь как достижение.
Задачами учёного, изучающего субъекта с позиций психологии человеческого бытия и учитывающего не только когнитивные, но и экзистенциальные компоненты психики, заключается главным образом в постижении. Постижение включает в себя не только безличное знание об объекте, но и ценностно-смысловое понимание, соотнесённое с личностным знанием понимающего субъекта. Отличительная особенность постижения как способа понимания мира заключается в гармоничном сочетании отражения воспринимаемых фрагментов объективной действительности и порождения, конструктирования субъектом новых реальностей.
Как известно, категория «бытия» принадлежит к основополагающим понятиям философии.[19] Здесь раскрывается значение, смысл, который приобретает бытиё, выступая как «мир», соотносительный с человеком как частью его, продуктом его развития. Поскольку есть человек, он становиться отправной точкой всей системы координат. Такой отправной точкой человеческое бытиё становиться в силу человеческой активности, в силу возможности изменения бытия, чем человеческое существование отличается от всякого другого.
Введение С.Л.Рубинштейном в контекст психологического анализа соотношения бытия и сознания новой категории «мир» стало важной вехой в развитии методологических оснований психологии. «Мир» как философско-психологическое понятие может быть понят только сквозь призму высшего продукта развития бытия - человеческого бытия. Мир - это бытиё, преобразованное человеком, включающее в себя человека и совокупность связанных с ним общественных и личных отношений. Вследствие человеческой активности мир представляет собой такое бытиё, которое изменяется действиями в нём субъекта. Сознание и деятельность, мысли, и поступки оказываются не только средствами преобразования бытия, в мире людей они выражают подлинно человеческие способы существования. И одним из главных является специфика понимания субъектом мира.
2. Предмет психологии человеческого бытия.
Предметом исследования в этой области психологической науки являются смысловые образования, выражающие ценностное отношение субъекта к миру. Основной акцент здесь делается на анализе ценностных, аксиологических аспектов бытия. Психология человеческого бытия стала новым шагом в направлении расширения ценностных смысловых контекстов. Наиболее общей проблемой психологии человеческого бытия является проблема понимания. Имеется в виду понимание субъектом мира и себя в мире.
Мы живём в такое время. Когда в российском общественном сознании происходит формирование новых ценностей и переосмысление старых. Изучение генезиса и природы общечеловеческих и индивидуальных ценностей, например, ценностей образования, является фундаментальной проблемой гуманитарного сознания. Сегодня, особенно у молодёжи, наблюдается рост интереса к получению знаний, умений и навыков, способствующих росту материального благосостояния человека и общества. Вместе с тем люди задумываются и над тем. Какое место в их жизни занимают гуманистические ценности.
Под гуманизмом обычно понимается признание наивысшей ценности человека, его права на свободное развитие, проявление своих потребностей и способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений [6]. Ценностный подход в образовании связан с выявлением и формированием системы ценностей человека, фактически представляющих собой совокупность осознанных смыслов его жизни и ценностных ориентаций - направленности субъекта на реализацию ценностей.
Ценностный подход направлен на анализ понимания смыслов, развитие способностей учащихся к такому осмыслению получаемых знаний, которое включает осознание его гуманистические ценности.[20]Сущность гуманистического мышления заключаются в ценностном осмыслении бытия, его понимании.
Рассмотрим необходимость приоритетного изучения не отдельных составляющих психики (памяти, мышления, эмоций). А целостных единиц. Такими единицами являются события, ситуации. Имеются в виду такие ситуации, в которые субъект попадает при взаимодействии с другими людьми; и которые отражаются в его внутреннем мире. Рассматривая жизнь человека как череду событий и ситуаций, психология человеческого бытия не только расширительно трактует деятельностные основания детерминации психики, но и раскрывает новые источники формирования субъективности человека.
С этих позиций деятельность, направленная на достижение конкретной цели в определённый момент времени, имеет для психологического анализа более частное значение, чем дело, которому человек служит и считает смыслом своей жизни. Дело становиться ценностно-ролевым фактором, формирующим способ видения мира, понимания окружающей действительности. Таким образом, целостная жизнь субъекта полнее и адекватнее описывается понятием «дело», чем категорией «деятельность».
В категориях «дело», «призвание» есть постоянная устремлённость в будущее. Это означает, что избранный путь, линия жизни направляют поведение человека в конкретных обстоятельствах, кристаллизуя и шлифуя новые грани его субъективных качеств.
В целом же дело и призвание, во-первых, можно считать такими целенаправленными структурами, в которых интегрируются единицы психического. Во-вторых, как уже было сказано, дело, и призвание всегда основаны на нравственности, неразрывно связаны с совестью и ориентацией на высшие духовные ценности. Вследствие этого обретение нового совокупного опыта, когда-то воплощённого в конкретных событиях и ситуациях, означает восхождение на новую ступень субъективности, качественное изменение субъекта. Следовательно, дело или призвание, ставшие для человека смыслом жизни, осмысленной целью бытия, являются индикаторами индивидуальных характеристик субъектности человека.
3. Методы познания психической реальности.
В психологии человеческого бытия используются традиционные методы психического исследования: опросники, метод микроскопического анализа, методики определения гендерной идентичности. Главная цель выбора методик, подходящих для проведения конкретного исследования, состоит в том, чтобы их набор давал психологу возможность делать выводы о сочетании отражения субъектом воспринимаемых фрагментов объективной действительности и порождения, конструирования им новых реальностей. Наиболее полно и точно такое сочетание выражено в нарративном принципе[21]. Этот принцип является одним из основных методов психологии человеческого бытия, он позволяет объединить усилия когнитивных и экзистенциальных психологов.
Итак, почему нарративный принцип оказывается важнейшим методом психологии человеческого бытия?
Во-первых, нарративный принцип всегда предполагает взаимодействие субъекта и объекта, он основан на убеждении, что любую ситуацию человеческого бытия можно интерпретировать многими способами. Нарративные структуры человеческого опыта, безусловно, определяют и направляют понимание субъектом событий и ситуаций. Вместе с тем в процессе понимания нарратив тоже изменяется в зависимости от свойств описываемого. Таким образом, способ познания изменяется в результате взаимодействия внешних и внутренних условий развития субъекта.
Во-вторых, в нарративном принципе, как и в психологии человеческого бытия, отвергается предположение, что при обсуждении многомерных ситуаций человеческого бытия существует одна и только одна реальность, с которой обязательно должны согласовываться все нарративные описания. Реальность, таким образом, рассматривается как некоторый сорт объективного, квазидокументального критерия, на основании которого можно судить об истинности нарративной репрезентации.
В-третьих, нарративная структура описания мира принципиальна для психологии человеческого бытия вследствие необходимости учёта целенаправленности человеческого поведения и взаимной детерминации описываемых в истории событий и поступков. Нарративное повествование всегда развивается по направлению к цели, смысловому конечному результату [4].
В-четвёртых, нарративные способы не существуют в нашем сознании в виде шаблонов, которые нужны только, заполнить конкретным содержанием описываемой ситуации. Нарративы и сами ситуативно изменчивы: они видоизменяют свои формы под влиянием требований ситуации, к описанию которых они применяются.[22]Любая модель в очень общем смысле слова является аналогией. Она связывает неизвестное с известным, используется для объяснения ряда явлений.
Психологи, анализируя этот способ, должны, прежде всего, обращать внимание на методы познания себя и осмысления людьми своего опыта.
Такие рассуждения имеют принципиальное значение для психологии человеческого бытия, потому что они в явном виде подчёркивают неразрывную связь понимания с самопониманием. Без самопознания субъекта реализация нарративного принципа становится невозможной.
Исследования показывают, что самопонимание является одновременно и целостным, интегративным, и неоднородным. Многомерным психологическим феноменом. Когнитивная составляющая самопонимания представлена. Прежде всего, способностью и склонностью субъекта к рефлексии. Сознательному самоанализу Экзистенциальная составляющая самопонимания воплощается не столько в научно достоверных знаниях и познавательной деятельности, сколько в смыслах и приобщении к разнообразным ценностям.
Самопонимание как когнитивный феномен направлен на осмысление, порождение смысла того, что человек узнал о себе во время самопознания. Успешное самопонимание можно определить как осмысленный результат наблюдения и объяснения человеком своих мыслей и чувств. Мотивов поведения; умение обнаруживать смысл поступков; способность отвечать на причинные вопросы о своём характере, мировоззрении, отношении к себе и другим людям, а также о том, как другие понимают его.
В современных направлениях психотерапии понятие самопонимания используется для того, чтобы обозначить осознание клиентом недостаточно адаптивных моделей межличностных взаимодействий.
Для более точного определения содержания самопонимания выделяется три главных компонента моделей взаимоотношений клиента:
1) То, что клиент хочет, в чём он нуждается;
2) То, как он воспринимает реакции других людей на него;
3) Поведенческие реакции клиента в межличностных отношениях.
В настоящее время психологи активно анализируют, какие личностные черты определяющим образом влияют на самопонимание субъекта. Например, проверяется предположение о том, что испытуемые, характеризующиеся как рефлексивные, стремящиеся к самосовершенствованию и открытые опыту, с большей вероятностью достигнут большего уровня самопонимания.
Самопонимание как категория психологии человеческого бытия отражает понимание субъектом ограниченности когнитивных, рациональных способов объяснения стабильности своего внутреннего мира, осознание динамики изменяющихся, временных ценностно-смысловых образования.
Таким образом, экзистенциальное самопонимание более трансцендентно, чем когнитивное.
4. Личность как субъект бытия и со-бытия.
Теоретическое осмысление проблем личности на современном этапе развития психологической науки, а также эмпирические исследования в этой области создают основания для оформления в этой области бытийного подхода к рассмотрению личности. Взгляд на личность, как субъекта бытия, предполагает выделение категорий: личность, субъект, бытие, событие, пространство бытия, время, пространство межличностных отношений, границы пространств бытия.
Категория «бытие» - философская, но необходимость её включения в новом качестве в категориальный аппарат психологической науки на современном этапе её развития неоднократно обосновывалась многими авторами.[23]
Опыт привлечения категории «бытиё» в различающейся трактовке различными психологическими школами подтверждает значимость обозначаемой ею феноменологии для построения научной картины мира. Личность выступает субъектом бытия, и только включив в рассмотрение личности это качество, можно прийти к её полноценному пониманию.
В динамике взглядов на предметную область психологии прослеживается следующее движение: интерес к внутреннему устройству субъективного мира, свойственный психологии сознания, структурной школе сменился интересом к внешней детерминации психического, что реализовалось во фрейдизме, гештальтпсихологии, бихевиоризме. Но глубокое изучение анализа детерминирующих психику оснований не вывело психологию из состояния кризиса.
Следующим шагом было осознание того, что понимание человека не достигается пониманием структурной организации внутреннего мира и выделением основных, внешних детерминант, обуславливающих становление содержания внутреннего мира личности. Понятие «самоактуализация» стало центральным в гуманистической психологии. Это направление сфокусировано не столько на внешних, детерминирующих развитие и поведение личности причинах, сколько на том, как внутреннее реализует себя в переустройстве внешнего мира.
Анализ концепций личности обнаруживает, что её конструктивное рассмотрение возможно только при обращении к категориям - субъективность, отражение. К.Роджерс утверждал, что «человек... является личностью, творящей смысл своей жизни и олицетворяющей степень субъективной свободы». Б.Скиннер, напротив, писал, что «автономный человек – это изобретение… Он возник в результате нашего невежества»
Итак, есть основания утверждать, что порождающий характер психики и субъективная направленность личности- основные направления в переосмыслении предмета психологической науки и, соответственно, основные перспективы, опосредующие изменения в её категориальном аппарате. Именно категория «субъект» преодолевает дефицитарность детерминисткого подхода в интерпретации психики и личности. Реальное повышение субъективности современного человека и усиление осознания социальной наукой роли субъективности во всех социальных процессах приводят к тому, что, выявляя объективные закономерности, исследователи обязательно обращаются и к психологическим особенностям субъекта изучаемых процессов, т.к. влияние этой субъективности совершенно объективный факт, не только осознанный, но и измеряемый различными инструментами. Психика не сводится к отражению. Поведение не может быть рассмотрено только как адаптивное. Психика способна порождать, поведение человека способно преобразовывать.
Субъективная реальность включает содержание индивидуальной психики и представлена только своему субъекту. Объективная реальность предшествует индивидуальной психике, т.е. существует по свойственным ей законам до того, как начинает оформляться «внутренний мир» конкретного появившегося на свет т начинающего свой жизненный путь индивида. Она и определяет содержание внутреннего мира. Объективная реальность и есть то, что безупречно попадает под обозначение «бытие, которое определяет сознание».
При этом объективная реальность может быть классифицирована по различным основаниям. Например, в ней могут быть выделены: физический мир и биологический мир, или мир вещей и мир людей, а может быть осуществлено деление на пространства разных культур и т.д.
Выделим в объективной реальности те пространства. Которые традиционно рассматриваются в психологии как существенные для становления индивидуальной психики и личности, а именно:
§ Организм или пространство организмических явлений (а);
§ Пространство предметов и событий среды (б);
§ Пространство поведенческих паттернов (сложившихся в культуре способов оперирования с предметами);
Выделение в данном случае именно этих пространств не случайно. Отнесённость психического к организму и отнесённость к внешнему миру традиционно выступают как два кардинальных параметра. Характер связи с деятельностью выделяется своей ещё большей слитностью с большей слитностью с областью психических явлений.
Первоначально необходимость согласования между тремя пространствами объективных явлений(организм, среда, поведение) служат причиной возникновения личности как органа, обеспечивающего эту согласованность и, как следствие, выработку человеком адаптивных форм поведения, соответствующих. С одной стороны, потребностям, а с другой, - характеристикам внешнего объекта, посредством которого эта потребность может быть удовлетворена. Но личность не просто ориентирована на овладение предваряющими её пространствами явлений посредством всё более полного и точного их отражения в себе, посредством аккомодации (настраивания, уподобления) психического органа. Далее её развитие сопряжено с появлением и возрастанием способности к порождению новых образований в пространстве психики.
Личность предстаёт как структура (психический орган), создающая новое измерение в пространстве психической реальности, как высший интегратор, «обращающий» направление основных детерминирующих развитие психической организации человека влияний, исходящего из внешнего объективного мира.
В работах Б.Г. Ананьева [2] и его учеников реализованы попытки рассмотрения органических изменений как стороны личностной бытийности на всём протяжении онтогенеза. С.Л.Рубинштейн предлагал определить психику не только как отражение реальности. Утверждая при этом свойственную ей способность противодействовать оказываемым на неё воздействием, а также способность вступать с ними в активное взаимодействие. С.Д.Смирнов считал, что «построение образа внешней реальности есть, прежде всего, и главным образом. Актуализация той или иной части уже имеющегося образа мира».
Обусловленность психической организации человека деятельностью рассматривалась в её отечественной психологии как главный фактор её детерминации. Деятельность принимается как исходная реальность, с которой имеет дело психология, а психика рассматривается как её производная.[24]
Итак, высшие уровни интеграции психической реальности. Обеспечивающие возникновение личности, достигаемая в процессе личностного роста целостность психического органа, возрастающая субъектность личности, проявляются в ряде следствий.
Во - первых, в том, что возникший психический орган (личность) в значительной степени подчиняет себе функциональную организацию нервной деятельности, что проявляется в формировании новых функциональных органов мозга в соответствии с решаемыми психологическими задачами.
Во-вторых, этот орган (личность) детерминирует процесс отражения. Вкладывая в содержание отражаемого то, что выступает следствием отнесённости этого содержания к системе личностных явлений психики и что «объективно» другим наблюдателем может не фиксироваться.
В-третьих, этот орган (личность) обеспечивает целенаправленное освоение и выработку таких способов взаимосвязи со средой или форм деятельности, которые распредмечивают действительность в соответствии с целями, запросами, потребностями личности.
Таким образом, личность, как высший интегратор психической реальности «обращает», переворачивает направление детерминирующих влияний.
5. Основные потребности, обусловливающие динамику личности.
На основе соотносительного анализа многих сложившихся в психологии концепций личности необходимо её рассмотрение как реализующей в своём поведении три сопряжённые базовые потребности:
а) потребность в самоактуализации, в экспансии, реализации расширительных потенций Self, что проявляется через тенденцию к овладению внешними пространствами.
б) потребность во внутренней согласованности и сохранении целостности психического.
в) потребность быть подтверждённой внешним, тем, через что объективировано её субъективно-внутреннее (потребность в обретении и поддержании целостности внешнего и внутреннего, объективного и субъективного пространств личности).
Эти потребности - стороны единой глобальной интенции, с которой человек появляется на свет, - быть, т.е. расширять и поддерживать своё бытиё. Пункты (б) и (в) могут быть объединены. Потребность в согласованности, о которой говорится в пункте (б) реализуется через её достижение во всех пространствах личностной феноменологии. Она реализуется во всех пространствах личностного бытия между субъективными и объективными пространствами. Получение подтверждения есть индикатор достигнутой согласованности между определённым образом организованной структурой внутреннего мира и структурой объективного бытийного пространства личности.
В сложившейся обобщённой трактовке бытия как основополагающего понятия философии подчёркивается его временный характер. Бытиё, противопоставляемое сознанию, как идеальной сущности - объективно. Это всеобъемлющее определение бытия. Но личностное бытиё конкретного человека, являясь следствием его активности. Ограничено во времени. Оно выступает воплощением в объективной реальности структуры и содержания его внутреннего, субъективного мира.
Бытиё человека - реальность, отнесённая к характеристикам субъекта, т.е. реальность, выступающая следствием этих характеристик. Это объективированная в процессах и предметах мира субъективность. Бытиё - процесс воплощения смыслового содержания личности в фактах средовых преобразований. В связи с этим принципиальна его дифференциация на аутентичное и неаутентичное. Аутентичное бытиё - процесс переструктурирования среды в соответствие со структурой личностных смыслов. Неаутентичное бытиё - воспроизводство и трансляция в среду формально освоенных личностью социальных предписаний, что создаёт иллюзию адекватного поведения. Подобное поведение выглядит адекватным по отношению к среде, но не является адекватным выражением внутреннего мира личности.
Характер бытия является критерием «конструктивной гармонии» личности и среды. Организованная среда, становясь для человека обстоятельствами его жизни, может как препятствовать, так и благоприятствовать человеку, в его стремлении стать зрелой личностью, реализовать свои потенциалы, наполнить бытиё смыслом.
Аутентичное и неаутентичное бытиё является следствием отношения сложившегося у личности со средой. Через рефлексию, научный анализ бытия открываются возможности совершенствования личности и среды.
Следовательно, бытиё личности можно определить следующим образом. Это – неповторимая целостность взаимообусловленных феноменов внутреннего мира человека, его организмических состояний, поведенческих моделей и событий внешнего мира, в котором он претворил свою субъективность.
Бытиё личности представлено многими бытийными пространствами, в которых она с различающейся степенью успешности реализует себя. Теоретические предпосылки для дифференциации бытия личности на различные пространства обнаруживаются в работах Б.Г.Ананьева. Он употреблял понятие «субъект» в контексте человекознания для выявления качественной определённости разных форм его активности - субъект деятельности, субъект отношения, субъект познания. Таким образом, создавались возможности для более дифференцированного рассмотрения и определения возможных различий субъектности человека в различных пространствах.
Личность сомоактуализируется, реорганизуя объективные пространства своей жизни в соответствии со структурой личностных смыслов и преобразуя тем самым их в пространства своего бытия. Объективные пространства, сложившейся в социуме модели поведения, становятся бытийными пространствами личности, её продолжением и частью.