Существенные изменения в методологии последнего десятилетия, стремлении преодолеть фрагментацию и отчуждение от человеческой природы в гуманитарном знании, породили ряд научных подходов, которые синтезируют в себе как предметы исследования разных аспектов личности, так и методы изучения проблем современного общества.
Особый интерес для описания современной методологии, и в частности – теории личности, представляют теории, рассматривающие данную проблему в контексте метасистемного подхода[7]. Это, прежде всего исследования А.В. Карпова [3]. Он предлагает метасистемный подход как методологию изучения функциональных закономерностей психики, исходя из того, что общей теории систем недостаточно для понимания её специфики. Метасистемность невозможно рассматривать при этом как простую включённость системы в систему более высокого порядка, т.е. - в метасистему. Развитие метасистемной методологии позволяет выявить «парадокс высшего уровня системы» как специфическое двуединство, присущее организованным связям, определяющим специфики именно данной системы. В системной иерархии всегда есть высший уровень, который генерирует в себе важнейшие отличительные свойства системы.
Динамика смыслового развития и личностного роста порождает непрерывное взаимодействие между ситуативными, «текущими» смысловыми проявлениями и теми смысловыми структурами, которые могут претендовать на устойчивый уровень и тем самым определяют поведение смысла в его «раскристаллизации», явленности для познающего, - это поле можно назвать полем смысловой самоактуализации. Именно смысл вырастает до определённого уровня. От минимального до максимального состояния. От личностного смысла до личностной ценности. Всё же окружающая человека реальность несёт в себе его потенциальные смыслы и в определённых условиях, при появлении определённых факторов, начинает расширять и уплотнять его смысловые образования, насыщая смыслами его сознание и личностные составляющие. Это поле расширения и уплотнения смысла.
|
Акцентируем внимание на том, что смысл, даже в самых разнонаправленных подходах, трактуется в двух состояниях. Первое состояние – ситуативное (личностные смыслы, личностные установки, смыслообразующие мотивы) и второе – устойчивое, стабильное (смысловые конструкты, смысловые диспозиции, ценности). Анализируя смысл согласно логике от единичного к общему, от ситуативного к устойчивому, мы обнаруживаем эпицентры смыслообразования. Один из них представлен динамическим состоянием смыслов, взаимодействием и другими модусами смыслообразования. Другой ракурс исследований обнаруживается в устойчивых смысловых структурах личности, которые, во-первых, являются следствием смыслообразующего процесса, а вторых, и сами влияют на смыслообразующий процесс значительным образом. Здесь напрашивается вывод о взаимодействии указанных эпицентров смыслообразования.
Проблему смысла нельзя сводить к проблеме смыслообразования. Высшие предназначение смысловых структур человека - выступить в роли смысловой регуляции его жизнедеятельности, обеспечить его жизненные ориентации, возможность самой жизни. Это означает, что смыслы в ситуативной и устойчивых фазах бытия личности выступают, прежде всего, как механизмы указанной регуляции, как способ связи человека с миром. Чтобы выполнять данную функцию, смыслы должны быть в наличии, чем и вызывается как реальные процессы смыслообразования, так и задачи их научного познания. Смысловые проявления предстают смысловыми новообразованиями личности, изменяющими всю смысловую структуру.
|
Поскольку, нас интересует главным образом результативная, содержательная сторона смыслообразования, сама последовательность смысловых проявлений становиться как бы менее важной. Однако стремление описать динамику смыслообразования породило стремление к упорядоченности, естественному желанию расположить смыслы в системном порядке. Становиться очевидным, что без интегрированной модели, включающей в себя наиболее обобщённые, характерные для всех направлений исследования смысла компоненты и закономерности, - невозможно раскрыть динамику смыслообразования и особенности его поведения в различных реальностях.
Первичная модель смысла, с выходом в смыслообразования. Отражает роль смысла как связующего звена между субъектом и миром. Подчёркивает его значимость в ситуации выбора, определяет связь значения и смысла, смысла и деятельности, смысла и личности.
Смысловое поле, как срез уровня сознательного и личностного, состоит из полей, условно разделённых по степени смысловой насыщенности и проявленности смысла для самого человека. Эпицентром является непосредственно поле, в котором происходит смысловая пульсация, - поле инициации смысла. Именно здесь, в точке пересечения диалога, как способа воздействия с миром, и зоны ближайшего развития, как потенциальной возможности познающего, смысл рождается одномоментно, дискретно, и, в зависимости от силы и яркости для его носителя, он или становится составной частью, фрагментом смысловой сферы, или отчуждается, оставляя при этом соответствующий смысловой след. Динамика смыслового развития и личностного роста порождает непрерывное взаимодействие между ситуативными смысловыми проявлениями. Вся же окружающая человека реальность несёт в себе его потенциальные смыслы и в определённых условиях, при появлении определённых факторов, начинает расширять и уплотнять его смысловые образования, насыщая смыслами его сознание и личностные составляющие. Это поле расширения и уплотнения смысла.