Цель работы: определение модуля упругости резины при растяжении.
Оборудование: резиновый шнур длиной 25—30 см и сечением 4— 10 мм2, набор грузов по 0,1 кг, штатив, линейка, штангенциркуль или микрометр.
Теория:
При установившейся упругой деформации равнодействующая всех внутренних сил упругости, возникающих в теле в любом его сечении, уравновешивает внешние силы, действующие на тело.
Согласно закону Гука, напряжение о и вызванное им относительное удлинение е пропорциональны: а==Ее, где Е — модуль упругости.
После преобразования этого выражения получим:
Для экспериментального определения модуля упругости нужно измерить все величины, стоящие в правой части выражения: деформирующую силу F, сечение образца S, его первоначальную длину lо и абсолютное удлинение l.
Образец—резиновый шнур— укреплен в штативе. Шнур растягивают грузами, масса которых известна. Отсчет первоначальной длины образца lо и абсолютного удлинения l делается по линейке, укрепленной на том же штативе.
Порядок выполнения работы
1. Укрепите резиновый шнур в штативе и, подвесив к его концу один груз mо==0,1 кг, измерьте первоначальную длину шнура lo.
2. Измерьте с помощью штангенциркуля или микрометра толщину шнура и вычислите площадь его поперечного сечения S.
3. Подвешивая к шнуру грузы массой 0,1 кг, 0,2 кг, 0,3 кг, измерьте соответствующие абсолютные удлинения шнура: и вычислите относительные удлинения шнура.
4. По результатам измерений вычислите модуль упругости резины Е и оцените погрешности эксперимента.
5. Результаты опытов занесите в отчетную таблицу.
6. Сделайте вывод.
Результаты измерений:
m0, кг | l0, м | m1, кг | l1, м | m2, кг | l2, м | m3, кг | l3, м | S, м2 | е1, м | е2, м | е3, м | Е | δ, % |
Расчеты:
|
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы на вопросы:
1. Каков физический смысл модуля упругости?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему при измерениях нельзя допускать раскачивания груза, подвешенного к шнуру?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Зависит ли модуль упругости от сечения образца и его длины?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашняя лабораторная работа № 7
Тема: «Наблюдение процесса кристаллизации»
Цель работы: понаблюдать за процессом кристаллизации поваренной соли.
Оборудование: соль, сосуд с водой, сосновая или еловая ветка.
Теория:
Насыщенный раствор - раствор, в котором растворённое вещество при данных условиях достигло максимальной концентрации и больше не растворяется.
Ненасыщенный раствор- раствор, в котором концентрация растворённого вещества меньше, чем в насыщенном растворе, и в котором при данных условиях можно растворить ещё некоторое его количество.
|
Кристаллизация - процесс перехода тела из жидкого состояния в твёрдое, причём оно принимает более или менее правильную геометрическую форму кристалла.
Испарение - физический процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное (пар) с поверхности жидкости.
Порядок выполнения работы:
1. Налить воду в сосуд.
2. Добавлять в него поваренную соль до тех пор, пока она перестанет растворяться.
3. Опустить в сосуд сосновую или еловую ветку.
4. Наблюдать за происходящим процессом.
5. Описать свои наблюдения.
Лабораторная работа №8.
Тема: «Изучение закона Ома для участка цепи»
Цель работы: установить на опыте зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.
Оборудование: амперметр лабораторный, вольтметр лабораторный, источник питания, набор из трёх резисторов сопротивлениями 1 Ом, 2 Ом, 4 Ом, реостат, ключ замыкания тока, соединительные провода.
Теория
Электрический ток - упорядоченное движение заряженных частиц. Количественной мерой электрического тока служит сила тока I
Графическая зависимость силы тока I от напряжения U - вольт-амперная характеристика
Закон Ома для однородного участка цепи: сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению проводника.
Назван в честь его первооткрывателя Георга Ома.