Периодическая система элементов Д. И.Менделеева




Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ» МЧС ДНР

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

МОДУЛЬ №2

«Культура профессионального общения»

 

подисциплине «Русский язык и культура речи»

Вариант №

 

 

студента группы

 

Зачетная книжка №

 

 

Сдано:

Проверено:

Донецк – 2018

 

Требования к выполнению контрольной работы

Контрольная работа выполняется на листах бумаги формата А-4 в рукописном виде.

Писать работу следует с одной стороны листа, оставляя поля справа, слева, вверху и внизу по 2 см.

Титульная страница может быть выполнена в рукописном или в печатном виде.

Упражнения следует выполнять последовательно, начиная с первого. Необходимо переписать формулировки заданий и далее следует письменно выполнять упражнения (без переписывания текста задания, данного в варианте).

Для задания 1 (модуль 1 «Практическая стилистика») сделать ксерокопию одной страницы текста из учебника, связанного с будущей специальностью студента или по общетехническим дисциплинам. На ксерокопии текста следует указать выходные данные издания, откуда был взят текст (автор, название, место и год издания, название издательства, количество страниц).

Для задания 9 – написание реферата или аннотации (модуль 2 «Культура профессионального общения») сделать ксерокопию двух страниц текста (4000 знаков) из учебника, связанного с будущей специальностью студента или по общетехническим дисциплинам. На ксерокопии текста следует указать выходные данные издания, откуда был взят текст (автор, название, место и год издания, название издательства, количество страниц).

Например: Аладьев В. З. Вычислительные задачи на персональном компьютере / В. З. Аладьев. – К.: Техника, 1991. – 245 с.

Ксерокопия текста для анализа (модуль1), для реферирования или аннотирования (модуль 2) прилагается к контрольной работе.

После заданий прилагается список литературы, которой студент пользовался при выполнении контрольной работы.

Сдавать выполненную и соответствующим образом оформленную контрольную работу необходимо ведущему специалисту

кафедры гуманитарных дисциплин (4-й этаж, ауд. 401).

О результатах проверки работы можно узнать лично или позвонить, сообщив номер контрольной работы и фамилию.

 

ВАРИАНТ № 1

Задание 1. Подберите текст по Вашей специальности. Объем – 1 страница печатного текста. Проанализируйте его с точки зрения лексики (общенаучные/специальные термины), грамматики (отглагольные существительные, относительные прилагательные, глаголы, причастия, деепричастия и др.) и синтаксиса (характерные синтаксические структуры: простые/сложные предложения). Назовите характерные черты научного стиля.

Задание 2. Запишите числа словами.

1. К 2050 году протяженность екатеринбургского метро составит 229,25 км.

2. Все дело в 251,25 млн долларов, которые были переведены за границу летом 1998 г.

3. Процентные ставки по программе «Твоя ипотека» в июле 2015 г. составят от 14,90 до 15,40 % годовых.

4. Средний уровень отметок за тотальный диктант составляет в Свердловской области 7,3 б. по 12-балльной шкале.

5. В течение 2013 г. инспекция выплатила 1/7 часть налоговых вычетов.

Задание 3. Найдите и укажитеречевые ошибки (неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология и др.) в приведенных предложениях. Запишите правильный вариант.

1. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.

2. На качество направлены многие темы, разрабатываемые учеными.

3. Борьба с гриппом – очень важное мероприятие, сокращающее здоровье граждан.

4. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей.

5. Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление.

Задание 4. Прочитайте текст. Проанализируйте его морфологические особенности, остановившись на следующих характеристиках: а) имя существительное – абстрактное, конкретное, вещественное; род; число; б) глагол – лексико-семантические особенности; наклонение, время, число лицо; в) деепричастия и причастия.

Подчеркнутое в материалистической философии понимание предмета и задач психологии становится определяющим для исследований Д.Н.Узнадзе и его школы. Опираясь на положение о том, что психология как исходное должна принять не сознание, а самого индивида в его обусловленности процессом жизни. Д.Н.Узнадзе приходит к выводу, что задача психологии – это исследование «живой действительности человеческой деятельности». Отправным для этого направления психологии становится понятие о деятельности, на базе которой строится «все здание наших психических содержаний – наше познание, наши чувства, наша воля». Своеобразие пути, которым пошел Узнадзе, состояло в том, что его главной темой становится не деятельность и сознание, а деятельность и бессознательное.

Задание 5. Прочитайте предложения. Найдите ошибки в употреблении причастных оборотов. Отредактируйте предложения.

1. Механизм – совокупность искусственных подвижно соединенных между собой тел (звеньев), совершающие под действием приложенных сил заданные движения. 2. Многовариантный анализ представляет собой расчет схемы при различных комбинациях параметров элементов, задаваемый проектировщиком. 3. Входные сигналы представляют собой электрохимические раздражения, передающие на данный нейрон от других нейронов по специальным проводникам. 4.Особый интерес представляет частотно регулирующий электропривод переменного тока. 5. Нейрон представляет собой процессор, могущий принимать два состояния: он либо активен, либо пассивен.

Задание 6. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения, используя словарь иностранных слов. Составьте с ними 5 предложений (на выбор).

Респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивные, апеллировать, секвестр, мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм.

Задание 7. Исправьте предложения, объяснив допущенные ошибки:

1.На вечере самодеятельности превалировали вокальные номера. 2.Новый станок очень эффектный: производительность труда

на нем значительно выше. 3.Все наши чемпионы оказали на нас серьезное впечатление. 4.Оперируя этими фиктивными данными,отчет был составлен грубейшими нарушениями. 5.Китаянец завоевал самую ценную гимнастическую медаль.

Задание 8. Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

Плазма

Плазмой называется сильно ионизованный газ, в котором концентрации положительных и отрицательных зарядов практически одинаковы. Различают высокотемпературную плазму, возникающую при сверхвысоких температурах, и газоразрядную плазму, возникающую при газовом разряде. Плазма характеризуется степенью ионизации K – отношением числа ионизованных частиц к полному их числу в единице объема плазмы. Заряженные частицы (электроны, ионы) газоразрядной плазмы, находясь в ускоряющем электрическом поле, обладают различной средней кинетической энергией. Газоразрядная плазма является неравновесной, поэтому она называется также неизотермической. Убыль числа заряженных частиц в процессе рекомбинации в газоразрядной плазме восполняется ударной ионизацией электронами, ускоренными электрическим полем. Прекращение действия электрического поля приводит к исчезновению газоразрядной плазмы. Высокотемпературная плазма является равновесной, или изотермической, то есть, при определенной температуре убыль числа заряженных частиц восполняется в результате термической ионизации.

Задание 9. Прочитайте текст (Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном», письмо девятнадцатое). Составьте по нему письменный текст устного публичного выступления.

ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!

Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим. «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

Задание 10. Подберите текст по специальности из учебной литературы по Вашей специальности объемом в 4000 знаков. На его материале составьте реферат. (Ксерокопию текста, на материалах которого составляются, приложить к контрольной работе)

 

 

ВАРИАНТ №2

Задание 1. Подберите текст по Вашей специальности. Объем – 1 страница печатного текста. Проанализируйте его с точки зрения лексики (общенаучные/специальные термины), грамматики (отглагольные существительные, относительные прилагательные, глаголы, причастия, деепричастия и др.) и синтаксиса (характерные синтаксические структуры: простые/сложные предложения, причастные, деепричастные обороты). Назовите характерные черты научного стиля.

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением информативности речи (речевой недостаточностью).

1. Студент Белов занял первое место по английскому языку. 2. Задача учителя рисования – воспитывать в детях прекрасное. 3. Достаточно нескольких часов, чтобы на ручной вязальной машине одеть в теплые варежки всю семью. 4. Творчество Маяковского волнует читателей на самых разных языках. 5. Вода этих озер отличается от других чистотой и содержанием минеральных солей. 6. Сравним последние экономические показатели работы фабрики с пре­ды­ду­щи­ми годами. 7. Для этих студентов предусмотрен факультативный курс по сварке доцента Юрьева.

Задание 3. Исправьте ошибки, связанные с нарушением управления при однородных членах предложения.

1. Этот политический блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 2. Мой друг сам подобрал и руководит бригадой плотников. 3. Над писателями цензоры издевались как хотели: их творения коверкали, запрещали, за авторами следили, позорили. 4. Позвольте мне поздравить и порадоваться вместе с вами. 5. Мы надеемся и верим в то, что на этот раз заводская команда займет первое место. 6. Вы должны были выслушать и согласиться с замечаниями, а не спорить с руководителем.

Задание 4. Найдите стилистические ошибки, исправьте их и запишите правильный вариант.

1. Благодаря этому приспособлению можно глядеть непосредственно в зрачок объектива.

2. Большой вклад в развитие культуры малых народов Севера внес этот рассадник просвещения.

3. Незаурядный ум Печорина помог ему сразу раскусить мелочность, никчемность Грушницкого, его помыслы и мечты.

4. ( Адресна конверте) Пермская область, г.Кунгур, улица Строителей, дом 53-а, общежитие девчат.

5. Пахло керосином, тухлой рыбой и еще чем-то сладким, что всегда привносит запах бакалеи.

Задание 5. Являются ли синонимами глаголы работать и трудиться? Определите значения этих глаголов и проверьте по словарю. Найдите случаи немотивированного употребления глагола и исправьте стилистические ошибки.

1.Дорогу надо проложить до начала проливных дождей, и строителям приходилось трудиться не покладая рук.

2.Герасим трудился дворником у жестокой и своенравной барыни.

3.В дни уборки урожая фермеры трудятся с большим подъемом.

4.Марьи Ивановны нет дома: она сейчас трудится в соседнем подъезде.

5.Граждане России, которые трудились на благо своей страны в течение сорока, пятидесяти лет, оказались социально незащищенными пенсионерами.

Задание 6. Распределите слова по группам соответственно а) твердому; б) мягкому; в) вариантному произношению звука перед Е:

термос, бактерия, альма-матер, квинтэссенция, нейтральный, редуцировать, дебют, энергия.

Задание 7. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения. Используйте при выполнении задания словарь иностранных слов. Составьте с ними предложения (5 на выбор).

Инфантильный, индифферентный, амбиция, анализ, вердикт, вестибюль, менталитет, секвестр, экспорт, мораторий, квота, аквизиция, клиринг, фанаберия, стагнация.

Задание 8. Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

Изучение строения и свойств атома и атомного ядра — достижение физики нашего столетия. Оно стало возможным, во-первых, благодаря быстрому расширению технических возможностей эксперимента — фактору, сыгравшему огромную роль в развитии современной физики, и, во-вторых, благодаря двум революционизировавшим всю физику теориям — теории относительности и квантовой механики. Возникшие в первой четверти нашего столетия, они привели физику к осознанию тех особых законов, которыми управляется микромир. В настоящее время квантовая механика и теория относительности — это не только теории, позволяющие проникать в тайны строения атомного ядра и элементарных частиц. Теория относительности уже достаточное время является основой для получения расчетных инженерных формул ускорительной техники и исследования термоядерных реакций. Квантовая механика в ее применениях к расчетам ядерных реакторов, электронных приборов, квантовых генераторов и усилителей является дисциплиной, основы которой входят в инженерную практику.

Задание 9. Прочитайте текст (Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном», письмо тридцать шестое). Составьте по нему письменный текст устного публичного выступления.

ПРИРОДА ДРУГИХ СТРАН

Я уже давно чувствую, что пора ответить на вопрос: а разве у других народов нет такого же чувства природы, нет союза с природой? Есть, разумеется! И я пишу не для того, чтобы доказывать превосходство русской природы над природой других народов. Но у каждого народа как бы свой союз с природой. Для того чтобы провести сравнение разных созданных совместными усилиями людей и стихий ландшафтов, надо, как мне кажется, побывать на Кавказе, в Средней Азии, а также в Испании, Италии, Англии, Шотландии, Норвегии, Болгарии, Турции, Японии, Египте. По фотографиям и по пейзажной живописи судить о природе нельзя. Из всех перечисленных мною краев и стран я смогу поверхностно судить только о Кавказе и еще об Англии, Шотландии, Болгарии. И в каждой из этих стран свои, своеобразные взаимоотношения природы и человека – всегда трогательные, всегда волнующие, свидетельствующие о чем-то очень духовно высоком в человеке, вернее, в народе. Сельскохозяйственный труд, как и в России, формировал собой природу Англии. Но природа эта создавалась не столько земледелием, сколько овцеводством. Поэтому в ней так мало кустов и такие хорошие газоны. Скот «выщипывал» пейзаж, делал его легко обозримым: под пологом деревьев не было кустов и было далеко видно. Англичане сажают деревья по дорогам и дорожкам, а между ними оставляют луга и лужайки. Не случайно скот был непременной принадлежностью пейзажных парков и английской пейзажной живописи. Это заметили и в России. И даже в русских царских пейзажных садах, вкус к которым был принесен в Россию из Англии, ставились молочные фермы, паслись коровы и овцы. Англичане любят парки почти без кустов, любят оголенные берега рек и озер, где граница воды и земли создает четкие и плавные линии, «уединенные дубы» или группы старых деревьев, боскеты (небольшие рощи), стоящие среди лужаек как гигантские букеты. В пейзажах Шотландии, в Хайленде, которые многие считают красивейшими, поражает необыкновенная лаконичность лирического чувства. Это почти обнаженная поэзия. И не случайно там родилась одна из лучших мировых поэзии – английская «озерная школа». Горы, поднявшие на свои мощные склоны луга, пастбища, овец, а вслед за ними и людей, внушают какое-то особое доверие. И люди доверили себя и свой скот горным полям, оставили скот без хлева и укрытия. В горах пасутся коровы с необыкновенно теплой и густой шерстью, привыкшие к ночному холоду и горной подоблачной сырости, овцы, дающие лучшую в мире шерсть и умеющие ночевать, сбившись в гурты, ходят люди, которые носят простые килты (шерстяные платки, обернутые вокруг бедер), чтобы их было удобно распрямить и высушить перед кострами, и пледы, которые не менее удобно сушить перед кострами и кутаться в них в сырые ночи. Поля перегорожены хайками – изгородями из камней. Их строили терпеливые руки. Шотландцы не хотели строить их из материала иного, чем родные горы. Поэтому каменные хайки – такая же часть природы, как и наши северные изгороди из жердей. Только ритм в них иной.

Задание 10. Подберите текст по специальности из учебной литературы объемом в 4000 знаков. На его материале составьте аннотацию. (Ксерокопию текста, на материалах которого составляются, приложить к контрольной работе)

ВАРИАНТ № 3

Задание 1. Подберите текст по Вашей специальности. Объем – 1 страница печатного текста. Проанализируйте его с точки зрения лексики (общенаучные/специальные термины), грамматики (отглагольные существительные, относительные прилагательные, глаголы, причастия, деепричастия и др.) и синтаксиса (характерные синтаксические структуры: простые/сложные предложения, причастные, деепричастные обороты). Назовите характерные черты научного стиля.

Задание 2. Запишите числа словами. В каких случаях возможны варианты и как они характеризуются с точки зрения функциональных стилей?

1. От Владивостока до Москвы экспресс мчался 1 1/2 недели - он преодолел такое же расстояние, как от экватора до полюса.

2. Годовой тираж книг в 1952 году достиг 851,5 миллиона экземпляров.

3. С 1946 года по 1954 год бюджетные ассигнования на народное хозяйство возросли со 106,2 миллиарда до 216,3 миллиарда рублей, а на социально-культурные мероприятия - с 80 миллиардов до 1411,3 миллиарда рублей.

4. За годы народной власти в Китае число студентов увеличилось более чем в 1,5 раза.

Задание 3. Найдите и укажитеречевые ошибки (неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология и др.) в приведенных предложениях. Запишите правильный вариант.

1. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века.

2. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу.

3. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.

4. Предполагаемый район геологоразведки изобиловал болотами, несметным количеством комаров.

5. Выбранная тематика весьма актуальна в данный момент времени.

Задание 4. Раскройте скобки. Замените предлагаемую форму пассивной конструкцией.

1.Нами (разработать) следующая методика выявления функций членов предложения.

2.Замеры (производиться) на глубине погружения 880 м.

3.Была (выполнять) программа работ, предусмотренных координационным центром полетов.

4.Металл (подвергаться) воздействию высоких температур.

 

Задание 5. Прочитайте пары однокоренных слов и объясните, какие этические правила должен соблюдать оратор, выбирая одно слово из синонимической пары. Составьте с ними предложения.

Глава – главарь, занятый – занятой, лагери – лагеря, рабочий – работяга, развитый – развитой, собрание – сборище.

Задание 6. Что означают данные слова иноязычного происхождения? Дайте их толкование. Подберите к ним русские синонимы. Используйте при выполнении задания словарь иностранных слов.
Альянс, аккомодация, аккредитив, апартеид, афера, билль, брифинг, дебитор, демпинг, депортация, дилемма, иерархия, инвестор, конгрегация, конгломерат.

Задание 7. Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

Существенным отличием гидравлического привода от электропривода является отсутствие жесткой связи между приводным двигателем и рабочим органом механизма. Это свойство предохраняет привод и рабочий орган от перегрузок, но в то же время неизбежно возникают утечки рабочей жидкости, уменьшающие частоту вращения вала гидродвигателя или скорость перемещения поршня гидроцилиндра. В ре­зуль­тате невозможно остановить вал гидродвигателя путем торможения приводного электродвигателя, если на него действует статическая нагрузка. Так как для большинства механизмов грузоподъемных машин перемещение рабочего органа при выключенном приводе является нежелательным, то основным критерием пригодности гидропривода для механизмов грузоподъемных машин является возможность работы со статической нагрузкой при ограниченном перемещении ее при остановленном приводе. В роторных гидродвигателях поршневого типа утечки, вызывающие перемещение груза, составляют 2…3%, а в лопастных двигателях они могут даже превышать 10%. Поэтому если опускание груза со скоростью, составляющей 2… 10% номинальной, недопустимо, то для удержания поднятого груза следует установить тормоз на валу барабана. В механизмах передвижения и поворота нет статической нагрузки и нет необходимости в установке тормоза, а полную остановку механизма мож­но выполнить, останавливая ведущий вал гидросистемой (по материалам учебной литературы).

Задание 8. Вставьте вместо точек один из данных предлогов: в силу, ввиду, вследствие, благодаря. Объясните их употребление.

1) … большой химической активности хлор вступает в реакцию со многими сложными веществами. 2) … закона постоянства состава каждое вещество выражается только одной формулой. 3) … предварительному подогреву известняка, топлива и воздуха обжиг известняка протекает при высокой температуре. 4) Взаимодействие бериллия и магния с водой идет очень медленно … образования на поверхности металлов плотной пленки гидроксидов. 5) … обогащению воздуха кислородом, применению стойких огнеупоров, стандартизации шахты и другим мероприятиям на заводе были достигнуты высокие показатели.

Задание 9. Прочитайте текст (Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном», письмо двадцать второе). Составьте по нему письменный текст устного публичного выступления.

КАК ГОВОРИТЬ?

Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливость в языке человека.

Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: «С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово-слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен… «Исправить» язык былин – перевести его на нормы русского литературного языка – это попросту испортить былины».

Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной – своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»

Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо .

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснять его сейчас я не имею возможности – это большой и особый вопрос).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

 

Задание 10. Подберите текст по специальности из учебной литературы по Вашей специальности объемом в 4000 знаков. На его материале составьте аннотацию. (Ксерокопию текста, на материалах которого составляются, приложить к контрольной работе)

 

 

ВАРИАНТ № 4

Задание 1. Подберите текст по Вашей специальности. Объем – 1 страница печатного текста. Проанализируйте его с точки зрения лексики (общенаучные/специальные термины), грамматики (отглагольные существительные, относительные прилагательные, глаголы, причастия, деепричастия и др.) и синтаксиса (характерные синтаксические структуры: простые/сложные предложения, причастные, деепричастные обороты). Назовите характерные черты научного стиля.

Задание 2. Запишите числа словами. В каких случаях возможны варианты и как они характеризуются с точки зрения функциональных стилей?

1. На протяжении 40 километров тянулся хвойный лес.

2. На 351 странице книги помещено более 170 рисунков.

3 Выигрыш пал на 19 номер 47 832 серии.

4. Из 893 участников съезда 342 были женщины.

5. Шагах в 300 от нас низвергался водопад.

Задание 3. Составьте словосочетания со сложными предлогами, употребив дан­ные в скобках слова в нужном падеже. Запомните правописание предлогов.

В отношение (изложенная Вами просьба); во избежание (несчастные случаи); в течение (указанный срок); вопреки (принятые обязательства); ввиду (сложившиеся обстоятельства); по причине (плохая видимость); с целью (оказание помощи); касательно (ваше заявление); за счет (выделенные средства); сообразно (действующие правила); в силу (недостаток времени); вследствие (возникшая проблема); согласно (расписание); по (истечение срока); благодаря (вмешательство мэра); сообразно (принятый проект).

Задание 4. Замените два простых предложения сложноподчиненным, употребив один из приведенных союзов. Сделайте вывод о распространенности союзных/бессоюзных предложений в научном стиле.

Союзы: если; когда; после того, как; так как; поскольку.

1.Были произведены анализы крови у испытуемых. Выяснилось, что РОЭ у всех больных выше 15 мм/сек.

2.Станем пропускать углекислый газ через известковую воду. Заметим, что вода помутнеет.

3.Все стороны данного параллелепипеда равны. Этот параллелепипед есть куб.

4.Бетоны очень хрупки. Для их деформативности добавляются бентониты.

Задание 5. Найдите слова с эмоционально-экспрессивной окраской; проверьте по словарю стилистические пометы при этих словах и определите, мотивированно ли их употребление в приведенных контекстах.

1.Теперь сестры не только зрители жизни, но и ее соучастники, творцы.

2.Через неделю вернисаж пришлось закрыть, так как большую часть репродукций посетители свистнули, а остальные обогатились всякими словами и дорисовками до такой степени, что узнать исходное изображение было уже невозможно. Денег от демонстрации экспозиции Иванов собрал немного…,а разрисованные репродукции удалось впарить за семьдесят три доллара какому-то заезжему американцу под видом народного порнографи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: