Современное управление на государственном уровне сопряжено с проведением определенных действий по отношению к территориям и ее составляющим. Одним из стратегических приоритетов социально-экономического развития регионов Российской Федерации является эффективное и качественное территориальное управление. На региональном уровне особое место в его структуре отводится местному самоуправлению.
В соответствии с КонституциейРФ существуют три уровня территориального управления в России: федеральный - РФ; региональный - субъекты РФ; муниципальный - муниципальные образования. В этих условиях стратегическое планирование не только становится основой других видов планирования, выступающих важнейшим элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный учет конкретных социально-экономических проблем. Российский подход к современному стратегическому планированию муниципальных образований опирается на имеющиеся традиции долгосрочного территориального планирования с применением современных технологий, основанных на принципах и методах стратегического управления. Рост уровня и качества жизни населения в муниципальных образованиях представляет собой главную целевую направленность в отечественной и зарубежной практике стратегического планирования, выступает как общая цель документов стратегического планирования. Придание подобной целевой направленности является крайне позитивным моментом с точки зрения охвата им интересов всех жителей, борьбы с бедностью и укрепления социального единства путем выравнивания уровней жизни населения. Главная цель стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образований - выход на самодостаточный уровень развития. Это - выбор приоритетов развития на основе использования резервов. Большая роль отводится определению типа стратегии в реализации процедуры планирования. Наличие стратегического плана развития как индикатора систематической и надежной работы администрации муниципальных образований позволяет предприятиям, осуществляющим свою деятельность на территории муниципального образования, инвесторам прогнозировать перспективы развития своей деятельности.
|
Ключевой проблемой при этом является недостаток опыта стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов перспективного развития муниципальных образований, недостаточная квалификация кадров.
Природно-ресурсный, экономико-географический, инвестиционный, бюджетный и демографический потенциалы являются основой, на которой развиваются экономико-социальные отношения. В условиях растущей социальной неоднородности, различий в обеспеченности ресурсами, необходимости сближения территорий для формирования единого социально-экономического пространства резко встает вопрос об определении новых подходов в управлении социальным развитием муниципальных образований и разработке стратегии повышения его эффективности.
2.1. Правовые особенности управления природными ресурсами
в муниципальных образованиях
В настоящее время одним из важнейших вопросов государственного управления РФ и местного самоуправления является вопрос природопользования и охраны окружающей среды. Это система организационных, исполнительных и распорядительных действий, регулируемых законодательством РФ. Состояние окружающей среды служит одним из важнейших параметров, определяющих качество жизни населения на территории муниципального образования. Выработка и реализация правильной экологической политики служат основой для экологической безопасности муниципального образования, следовательно, основой экологической безопасности общества. Актуальность данного вопроса затрагивает не только отдельные муниципальные образования, но и всю территорию страны, рассматривая муниципальные образования как элементы единой системы.
|
В Российской Федерации данная сфера деятельности регулируется федеральными законами, например ФЗот 02.07.2013 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". На его основе формируется управленческая деятельность органов управления РФ. Согласно данному Закону к полномочиям органов местного самоуправления относится организация мероприятий по сохранению окружающей среды. К методам экономического регулирования относится разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов.
Формирование механизмов муниципального управления природными ресурсами должно основываться на взаимосвязи и взаимообусловленности развития регионов и страны. Эффективное решение экологических проблем может быть достигнуто на основе согласования деятельности всех уровней управления при четком определении прав и ответственности за природопользование и улучшение экологической ситуации на территории.
|
Основными загрязнителями окружающей среды на муниципальных территориях являются предприятия, осуществляющие добычу и переработку полезных ископаемых, предприятия энергетической отрасли, промышленные предприятия с отсталой техникой, а также городской транспорт. Существование всех этих отраслей пагубно отражается на экологии муниципальных образований, но значимость их существования не дает возможности отказаться от них. В связи с этим одним из важнейших элементов проведения муниципальной экологической политики является оценка экологической емкости территории, создание системы критериев, позволяющей определить пределы допустимой совокупной антропогенной нагрузки на конкретные территории. Вместе с тем характеристикой экологической ситуации является здоровье населения, что сильно зависит от экологической ситуации на территории муниципального образования.
Принято выделять пять степеней неблагополучия и остроты экологической ситуации в муниципальном образовании:
1) относительно удовлетворительная;
2) напряженная;
3) критическая;
4) кризисная - зона чрезвычайной экологической ситуации;
5) катастрофическая - зона экологического бедствия <175>.
В соответствии с ФЗОб охране окружающей среды" муниципальные инспекторы осуществляют функции по надзору за соблюдением правомерного природопользования. Муниципальные образования являются полноправными участниками процесса управления эколого-природными ресурсами. Управление на их территориях осуществляется представительными органами, главами муниципального образования, местной администрации, главой местной администрации, функциональными и территориальными органами местной администрации и другими органами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования. Они вправе приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими природоохранного законодательства. Формирование местной экологической политики должно базировать на анализе существующей экологической ситуации и тенденции ее развития рассматриваемого муниципального образования. На основе данного анализа формируются основные проблемы и приоритеты развития.
Одним из важных аспектов проведения экологической политики является система мониторинга стационарных и мобильных источников загрязнения окружающей среды. С природопользователей взимаются экологические платежи по возмещению нанесенного ущерба в виде налогообложения, сборов за нормативное и сверхнормативное использование природных ресурсов, сборы за лимитное использование и сверхлимитное загрязнение природной среды, штрафы, плата за страхование, импортные и экспортные тарифы.
Эффективное решение проблем природопользования может быть достигнуто на основе совместной деятельности органов местного самоуправления и органов государственного управления при четком определении их прав и ответственности за экологическое состояние и улучшение экологической ситуации на территории.
Глава 3.