Искусство повторения Святого Имени 7 глава




Харидас добавил:

- Только человек способен произносить имя Господа; животные не могут этого сделать. Если громкое повторение освободит несчастных животных, у которых нет иной надежды, - какой тогда вред от громкого повторения? Себялюб заинтересован лишь в собственном благе, но бескорыстный преданный заботится обо всех. Если ты поймешь это, ты без труда определишь, кто выше. Поэтому я настаиваю, что действеннее всего – повторять святое имя Господа громко (Чайтанья-бхагавата, гл. 17).

Шрила Прабхупада подчеркивает тоже самое: “Преданный может действовать для пользы не только всего человечества, но и вообще всех живых существ. Харе Кришна маха-мантра приносит духовное благо каждому. Даже деревья, звери и насекомые получают благо, когда слышат пение Харе Кришна. Поэтому петь Харе Кришна маха-мантру громко – значит проявлять истинное милосердие ко всем живым существам” (Бхаг., 4.31.19, ком.).

Следующие высказывания разных ачарьев подтверждают, что громкое повторение и пение действеннее тихого.

Шрила Джива Госвами пишет в “Крама-сандарбхе”: “Повторять имена Бога надо громко”.

“Когда человек повторяет Харе Кришна маха-мантру громко, Сам Кришна танцует у него на языке” (Баладева Видьябхушана, Става-мала-вибхушана-бхашья).

Каков же результат повторения мантры вслух, вайкхари-джапы? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет: “Когда вы громко повторяете имена Шри Кришны, отсчитывая количество произнесенных имен, вы побеждаете любое зло; леность и все, что ей сопутствует, исчезает; даже те, кто безразличен или враждебен к Хари, вынуждены прекратить свои насмешки. Люди, которые приходят поглумиться над вами, останутся, чтобы вместе с вами молиться. Они привыкнут слушать святое имя, и это породит в них желание повторять его” (Учение Шри Чайтаньи).

Шастры и ачарьи совершенно правы, когда говорят о неизмеримой силе мысленной джапы. Однако мантра приносит плоды, когда ее повторяют согласно наставлениям гуру. Если гуру велит повторять джапу громко, ученик достигает совершенства, повторяя громко. Но если гуру велит совершать манаса-джапу, к совершенству приведет безмолвное, мысленное повторение.

В этот век борьбы и раздоров очень сложно совершать манаса-джапу, потому что ум поглощен греховными мыслями и охвачен нескончаемыми тревогами. Имея беспокойный, оскверненный ум, почти невозможно повторять святое имя мысленно. Один ачарья предостерегал, что, приступив к манаса-джапе преждевременно, можно даже стать атеистом: “Если вы опрометчиво пытаетесь повторять в уме, ум будет неистово сопротивляться и заведет вас в тупик. Вы превратитесь в атеиста!”

Вот почему многие ачарьи, давая посвящение, советуют новичкам повторять джапу громко либо шепотом. Сам Шрила Прабхупада предпочитал повторять вслух, громко (вайкхари-джапа), и любой может послушать его джапу на известной кассете, где он говорит: Sit properly – «Сидите ровно». Шрила Прабхупада описывает свою джапу так: «Мы должны следовать по стопам великих душ. Харидас Тхакур повторял очень громко. Чайтанья Махапрабху повторял очень громко. Какие еще нужны свидетельства? Мой Гуру Махараджа повторял громко, и мы повторяем громко» (ЛШП, 10.11.70).

В одном комментарии Шрила Прабхупада подробно рассказывает, как повторять джапу: «Человек произносит звуки верхней и нижней губой, а также языком. В повторении Харе Кришна маха-мантры должны участвовать все эти три органа речи. Слова «Харе Кришна» нужно произносить отчетливо и внятно. Иногда, вместо того чтобы шевелить губами и языком и произносить слова маха-мантры членораздельно, преданные машинально издают некоторое шипение. Повторять джапу очень просто, но надо относиться к этому занятию серьезно» (Ч.-ч., Ади, 17.32, ком.).

Шрила Прабхупада также объясняет, как громкое повторение готовит человека к тому, чтобы во время смерти он не растерялся и обратился к Харе Кришна маха-мантре: «Пока тело действует слаженно, почему нам не повторять имя Господа громко и отчетливо? Если человек делает это, очень вероятно, что и во время смерти он вполне сможет повторять святое имя Господа с верой и любовью» (Бхаг., 6.2.49), ком,).

Некоторые думают, что громкая джапа предназначена для новичков, однако часто можно увидеть, как наиболее продвинутые преданные воспевают славу своего возлюбленного Господа Кришны громко. Это описывается стихе из «Шримад-Бхагаватам» (11.2.40):

 

эвам вратах сва-прийа-нама-киртйа

джатанураго друта-читта уччаих

хасатй атхо родити раути гайатй

унмадаван нртйати лока бахйах

 

“Когда человек действительно посвящает себя сознанию Кришны и начинает черпать удовольствие в том, что повторяет имя своего возлюбленного, это повторение захватывает его целиком. И тогда,то смех, то слезы одолевают его. Другие, видя это, тоже плачут. Иногда он очень громко поет святые имена и танцует словно безумный. При этом его не волнует, что кто-то может принять его за сумасшедшего. Его не заботит мнение окружающих. Таков совершенный уровень повторения святого имени” (ЛШП, 10.2.66).”

 

Господь Чайтанья повторяет “Свои круги”

 

Сам Господь Гауранга, а также все осознавшие себя Гаудия-вайшнавы, такие, как нама-ачарья Харидас Тхакур и Шесть Госвами, своим примером установили правило повторять каждый день установленное количество кругов. В “Шад-госвами аштаке” Шриниваса Ачарья возносит хвалу садхане Шести Госвами: санкйа-пурвака-нама-гана – “Они повторяли святые имена, отсчитывая их количество”.

“Шри Чайтанья Махапрабху громко повторяет мантру Харе Кришна, и, в то время как Он отсчитывает число произнесенных имен Своей лучезарной рукой, святое имя танцует на Его языке” (Пратхама Чайтанья-аштака).

“Повторяя Харе Кришна маха-мантру – Свои собственные святые имена, которые несут благоденствие всему миру, - Господь Гауранга трепещущий от любви рукой перебирает узелки на веревке, что обвивает Его талию; так Он отсчитывает количество произнесенных имен” (Шри Чайтанья-чандрамрита).

“На веревке с узелками Господь Чайтанья отсчитывает установленное число Своих собственных святых имен (имен Кришны)” (Ч.-бхаг., Мадхья, 5.1).

«Господь Чайтанья благословил их, сказав:

- Пусть вы обретете преданность Господу Кришщне. Не тратьте время на пустые разговоры; просто повторяйте святые имена Кришны и воспевайте Его качества.

Затем Гауранга лично дал наставления людям:

 

апане сабаре прабху коре упадеше,

кршна-нама маха-мантра шунахо харише

 

- Будьте рады услышать маха-мантру от Меня: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.

 

прабху боле, кахилан эи маха-мантра,

иха джапа’ гийа сабе корийа нирбандха

 

- Неизменно повторяйте эту маха-мантру определенное количество раз. Благодаря такому повторению можно достичсь всех совершенств. Для этой джапы нет правил, кроме единственного: останавливаться нельзя ни на миг” (Ч.-бхаг., 23.74 - 84).

В “Чайтанья-бхагавате” (2.23.74) Господь Гаура говорит:

 

кахилам эи маха-мантра кха джапа гийа сабе кария

нирбандха кха хоите сарва сиддхи хоибе сабара

 

“Каждый должен повторять святое имя Господа с твердой решимостью, неукоснительно отсчитывая намеченное количество (нирбандха) святых имен. Это наградит всеми совершенствами”. Некоторые переводчики говорят, что нирбандха значит шестьдесят четыре круга.

Правило повторять определенное число кругов очень могущественно: если человек придерживается его, он становится достойным принять Господа у себя дома. Шри Чайтанья Махапрабху объявил:

 

‘лакхешвара‘ бали кари? прати-дина лакха-нама йе грахана каре

се джанера нама ами бали ‘лакхешвара‘ татха бхикша амара, на

йаи анйа гхара

 

“Знаете, кто такой лакхешвари? Это человек, который ежедневно повторяет лакх (сто тысяч) святых имен. Такого человека я называю лакхешварой. Только он может подносить мне пищу. Ни к кому другому в дом Я не пойду” (Ч.-бхаг., Антья, 9.121-122).

У многих преданных нет вкуса или времени, чтобы повторять сто тысяч святых имен каждый день. Шрила Прабхупада милостиво облегчил нашу духовную практику: он попросил своих последователей повтрять хотя бы шестнадцать кругов в день. Мы должны молиться Радхе-Говинде, чтобы Они дали нам вкус к повторению. Когда повится вкус, мы будем постоянно повторять святое имя с огромным удовольствием. Шрила Прабхупада так объясняет нама-ручи: “Что означает нама-гане сада ручих? Это означает, что человек никогда не устает повторять, петь и танцевать. Сада значит всегда, ручи – вкус. “Как замечательно! Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе”. Какой вкус был у Рупы Госвами! Когда он повторял, его снедала мысль: “У меня всего лишь один язык и два уха. Разве этого достаточно? Если бы я имел миллионы и миллионы языков и ушей, тогда бы я смог хоть немного насладиться повторением и слушанием святого имени!” Разумеется, мы не вправе подражать ему, однако по меньшей мере шестнадцать кругов каждый день мы должны повторять. Нама-гане сада ручих. Надо увеличивать свой вкус к пению и повторению святого имени” (ЛШП, 29.4.73).

 

Решимость повторять ежедневные круги

 

Чтобы повторить один круг, надо произнести мантру Харе Кришна по одному разу на каждой из ста восьми бусин на четках. Повторять установленное количество кругов Харе Кришщна маха-мантры – это самая неотложная необходимость и наиболее важное занятие для преданного в каждый из дней его жизни. Круги нужно закончить прежде, чем делать что-либо еще. Во Вриндаване есть много вайшнавов, которые даже не пьют и капли воды, прежде чем не закончат шестьдесят четыре круга. К сожалению, у многих преданных эта жизненно важная потребность зачастую откладывается на потом, а на первое место ставится забота о теле и семье и другие насущные занятия. Находясь во власти заблуждений, человек просыпается утром с мыслями: «Столько дел ждет: надо ответить на электронные письма, позвонить по телефону, почитать газеты, посмотреть новости по телевизору. А круги подождут – у меня весь целый день впереди».

Повторение святых имен Кришны – само дыхание жизни для души, однако оно становится просто банальным занятием, которое можно отложить. Как жаль, что самое неотложное делается в последнюю очередь! Давая определение слову «решимость», Шрила Прабхупада говорит, что повторение святых имен Кришны важнее еды и сна. «Если вы не можете завершить шестнадцать кругов, вы не должны ни есть, ни спать в этот день. Почему вы не забываете поесть? И почему вы забываете повторять Харе Кришна? Пренебрегать повторением – оскорбительно. Это апарадха. Лучше забудьте про сон и еду и закончите шестнадцать кругов. Это называется решимостью» (ЛШП, 28.1.74).

Чтобы удовлетворить Гуру, Гаурангу и Кришну, очистить свое сердце и достичь совершенства на пути преданности, человек должен повторять каждый день установленное количество кругов. Повторение шестнадцати кругов занимает всего лишь около двух часов. Некоторые преданные, благодаря чистоте ума и опыту, накопленному в этой и в прошлых жизнях, заканчивают шестнадцать кругов за один час.

Несмотря на то, что шастры и садху подчеркивают необходимость повторять установленное количество кругов каждый день, садхакам в этот гнетущий век Кали часто не хватает решимости выполнять ежедневную норму. Решимость слабеет из-за остаточных грехов, грязных мыслей и привязанности к чувственным удовольствия. Не в состоянии неукоснительно хранить обет, некоторые преданные повторяют как им вздумается: один день – шестнадцать кругов, другой день – восемь, следующий день – четыре, затем десять, потом вообще ни круга!

Шри Рупа Госвами перечисляет решимость среди шести особенностей, которые способствуют продвижению по духовному пути. Синонимы слова «решимость» – это смелость, сила воли, настойчивость, неотступность. Как же обрести все эти качества и увеличить свою решимость? Шрила Бхактивинода Тхакур утверждает в «Бхактьялоке», что решимость приходит, когда человек обсуждает, как посвящали себя духовной жизни великие души, например, Шри Рупа, Санатана, Дас Госвами и Харидас Тхакур, а также помнит об этом.

Так давайте поговорим о жизни Харидаса Тхакура, который подал наилучший пример решимости в преданном служении, повторяя каждый день установленное количество кругов. Даже столкнувшись с невероятным противостоянием, Харидас всегда заканчивал предписанные круги. Как-то ночью к Харидасу в уединенное место пришла блудница. «Выставив напоказ часть своего тела, она села на пороге и обратилась к Харидасу с приятными словами:

- О уважаемый Тхакур, о великий проповедник, о возвышенный преданный, ты так прекрасно сложен, и ты в самом цвете юности. Какая женщина сохранит самообладание, увидев тебя? Я жажду единения с тобой. Страсть завладела моими мыслями. Если я не добьюсь тебя, моя душа покинет тело.

На что Харидас Тхакур отвечал:

- Я дал обет повторять десять миллионов святых имен в месяц. А сейчас месяц уже подходит к концу. Сегодня я надеялся завершить свою ягью – повторение мантры Харе Кришна. Я очень старательно повторял святое имя всю ночь, но так и не закончил. Завтра я обязательно закончу, и тогда мой обет будет выполнен» (Шри Намамрита, 1.14).

В другой раз Харидас Тхакур также проявил необычайную решимость. Один злодей по имени Кази мучил Харидаса Тхакура: он велел бить его палкой на двадцати двух базарных площадях. Несмотря на то, что Харидаса забили почти до смерти, Харидас сказал:

 

кханда кханда хаи‘ деха йайа йади прана

табу ами вадане на чхади хари нама

 

“Даже если мое тело разрежут на куски и жизнь покинет его, я ни за что не перестану повторять святое имя Господа” (Ч.-ч., Ади, 11.91).

Его божественная милость А.Ч. бхактиведанта Свами Прабхупада, ачарья-основатель ИСККОН, явил один из величайших примеров решимости в современном мире. В возрасте семидесяти лет Шрила Прабхупада, сев на пароход, покинул Индию и прибыл в Америку, чтобы распространять учение Шри Чайтаньи Махапрабху. На пароходе с ним случилось два очень тяжелых сердечных приступа, когда он оказывался на грани смерти. Невзирая на безразличие людей и снежную зиму, Шрила Прабхупада не терял присутствия духа и сражался целый год. В конце концов, после решительной проповеди и могучей санкиртаны, он основал в июле 1966 года в Нью-Йорке свое духовное общество ИСККОН.

Спустя восемь месяцев Шрила Прабхупада пережил третий сердечный приступ, от которого у него парализовало левую сторону. Мало кто выживает после трех сердечных приступов. Немного поправившись, Шрила Прабхупада поехал во Вриндавану, чтобы найти прибежище у Радхи-Дамодары в Сева-кундже. Вскоре Шрила Прабхупада восстановил свое здоровье, вернулся в Америку и начал бурно проповедовать. С течение своих десяти последних лет Шрила Прабхупада тринадцать раз обогнул земной шар, повсюду открывая храмы, принимая учеников и работая над книгами. Безусловно, садхака укрепит свою решимость, если будет помнить Шрилу Прабхупаду и говорить о его выдающейся жизни, ставшей образцом преданности.

Садхака, который серьезно намерен продвигаться по духовному пути, никогда не должен забывать, как он жил раньше, пока не получил беспричинную милость Шри Гуру. По милости Гуру человек вступает в новую жизнь, полную надежды, радости и мира, в которой его ждет исполнение желаний и достижение совершенства. Воспоминания о своих прошлых бесполезных поступках усиливают благодарность и любовь к Шри Гуру. А это, в свою очередь, укрепляет решимость совершать садхану и делает нас еще искреннее в стремлении к заветной цели – преме к Радхе-Говинде. Пусть привенденное ниже откровение Шрилы Прабхупады придаст всем читателям еще больше решимости повторять святые имена Кришны: «Я прошел через разные этапы жизни. Так что я получил от материальной жизни сполна. И больше не хочу. Я настроен решительно. Общество, семья, любовь, дружба … какая бессмыслица! Прочь мысли о них! Я сыт всем этим! Материальный мир меня больше не интересует» (БШП, 16.4.77).

 

Дельные советы Прабхупады по повторению

 

Шрути-кирти прабху, ученик и бывший личный слуга Шрилы Прабхупады подробно излагает дельные наставления Прабхупады насчет повторения кругов.

“Нетрудно было понять, что Шрила Прабхупада наслаждается, повторяя джапу. Он всегда подчеркивал, насколько важно повторять шестнадцать кругов. Однажды он поведал мне, что еще в семейной жизни он пользовался простым способом, чтобы завершить шестнадцать кругов, и мы также можем его применять.

- Когда я был семейным человеком, - сказал Шрила Прабхупада, - я повторял четыре круга каждый день перед едой и еще четыре круга перед тем как лечь спать. Таким образом можно без трудностей повторять по шестнадцать кругов в день.

Он засмеялся и добавил:

- Если ты не примешь прасад, до тех пор, пока не повторишь четыре круга, ты обязательно их повторишь.

В Нью-Двараке он рассказывал мне:

- Вечером, когда я уставал, я шел на прогулку и повторял круги. Если ты устал, пойди прогуляйся и повторяй круги, как я. Порой, уставший, я ходил взад и вперед по комнате. Просто в одной комнате можно сделать все. Устал – поднимись и повторяй круги, как я.

Часто можно было видеть, как Шрила Прабхупада повторял круги, прохаживаясь по округе или сидя в своем кресле-качалке. Вечером он иногда повторял круги, лежа на кровати, в то время пока я делал ему массаж. Много раз преданные приходили в комнату к Шриле Прабхупаде, надеясь, что он каким-нибудь особым способом разрешит их трудности. Но его решение было всегда было одним и тем же: «Повторяй Харе Кришна. Повторяй свои шестнадцать кругов». Выражение «Просто делай это!» принадлежало ему задолго до Найка» (Шрила Прабхупада увача, 63).

 

Повторяйте всегда и везде

 

Прежде чем человек обретет устойчивость в повторении святого имени Кришны, пройдет какое-то время. В “Хари-бхакти-виласе” утверждается: “Святое имя Хари никогда не сходит с уст того, кто в совершенстве поклонялся Васудеве на протяжении ста предыдущих жизней”. Шри Кришна объясняет в “Бхагавад-гите” (9.14), что продвинутый преданный повторяет святое имя непрерывно:

 

сататам киртайанто мам йатанташ ча дридха-вратах

намасйанташ ча мам бхактйа нитйа-йукта упасате

 

“Всегда воспевая Мою славу и падаю ниц передо Мной, решительные и целеустремленные, эти великие души неизменно поклоняются Мне с преданностью”.

Согласно Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру, санскритское слово сататам означает, что воспевать славу Кришны можно независимо от времени, места и обстоятельств (кала, деша, патра). Шри Чайтанья Махапрабху также говорил, что нет жестких правил для повторения Харе Кришна. Господь Кришна сказал: сататам киртайанто мам, а Господь Гауранга выразил то же самое иными словами: киртанийах сада харих – «Всегда повторяй имя Хари».

Достичь такого уровня, когда святое имя можно повторять непрестанно, способен преданный, который смирен, терпелив, со всеми уважителен и никогда не ждет, чтобы его почитали. Мы должны повторять Харе Кришна маха-мантру при любых обстоятельствах – когда мы думаем, чувствуем, желаем, дышим, слышим, смотрим, говорим, прикасаемся, едим, просыпаемся, идем в туалет, моемся, одеваемся, гуляем, сидим, едем на машине, работаем, отдыхаем, спим, видим сны и умираем.

«Даже гуляя, тихо повторяйте Харе Кришна, Харе Кришна. И даже если вы едете на автобусе – тоже повторяйте. Повторяйте, когда делаете что-либо руками. И повторяйте, когда отдыхаете или ложитесь спать. Повторять можно и в туалете или в ванной. Таким образом, на повторение святых имен Бога, Кришны, и Его энергии, Хары, нет ни запретов, ни ограничений» (ПШП, 22.4.70)

«Предписание киртанийа саха хари означает, что повторять надо всегда, весь день. Шестнадцать кругов – это всего лишь минимум, который я установил для своих учеников, чтобы они повторяли хотя бы столько. На самом деле повторение никогда не должно прекращаться» (ПШП, 25.6.74).

 

Седьмая глава

РАЗЪЯСНЕНИЕ «ШИКШАШТАКИ»

ШРИ ЧАЙТАНЬИ

 

Пятьсот лет назад Господь Чайтанья был широко известен как великий знаток священных писаний и разных наук. Тем не менее после Себя Он оставил только восемь стихов, в которых дал Свои наставления. В стихах «Шикшаштаки» наиболее красноречивым образом отражено все духовное учение Шри Чайтаньи, суть которого – чисто повторять и петь святое имя Кришны и так достичь враджа-премы.

Ачарьи говорят, что человек обретает ништху, постоянство, и привяжется к повторению Харе Кришна, если разовьет качества, описанные в первых четырех уроках «Шикшаштаки»: чето дарпана, намнам акри, трнад апи суничена и на дханам на джанам. В завершение молитв «Шикшаштаки» Шри Кришнадас Кавираджа дает благословение:

 

прабхура ’шикшаштака’-шлока йеи паде, шуне

кршне према-бхакти тара баде дине-дине

 

“Любой, кто произносит или слушает эти восемь наставлений Шри Чайтаньи Махапрабху, почувствует, как день ото дня его восторженная любовь к Кришне и преданность Ему (кршне према-бхакти) усиливается” (Ч.-ч., Антья, 20.65).

«Шикшаштака» неизмеримо важна для того, чтобы достичь совершенства в преданном служении, и поэтому мы должны повторять эти молитвы каждый день, прежде чем приступить к нама-джапе. Однако это нельзя делать бездумно, машинально. Ведь это не просто «часть утренней программы». Надо глубоко вникать в суть каждого стиха. И нужно искренне молиться Господу Гауранге, чтобы Он открыл сокровенную тайну и смысл Своих молитв. В качестве джапа-медитации можно размышлять над отдельными стихами во время повторения Харе Кришна.

Чтобы «Шикшаштака» была понятнее, мы включили в книгу собственные пояснения Господа Чайтаньи к каждой шлоке, а также бенгальские бхаджаны из «Гитавали» Бхактивиноды Тхакура, связанные с этими шлоками.

Итак, каждый день, прежде чем повторять святое имя, надо вдумчиво произносить вслух «Шикшаштаку», для того чтобы улучшить качество джапы и получить замечательные откровения. То, о чем Шрила Прабхупада просит в «Брахма-самхите», применимо и к «Шикшаштаке»: «Мы обращаемся к читателю с просьбой каждый день со всем вниманием и тщательностью изучать этот гимн и стараться проникнуться его настроением» (Брахма-самхита, 5.28, ком.).

 

Божественные наставления в восьми молитвах

 

«Шри Шикшаштака» Шри Чайтаньи Махапрабху:

 

чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам

шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам

анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамртасваданам

сарватма-снапанам парам виджайате шри-кршна-санкиртанам

 

“Пусть одержит победу совместное пение святых имен Господа Кришны, которое очищает зеркало сердца и кладет конец страданиям в бушующем пожаре материального существования. Словно раскрывающийся под лучами растущей луны белый лотос, это пение несет счастье всему живому. Оно – сама жизнь всего знания. Пение святых имен Кришны увеличивает океан трансцендентного блаженства. Оно несет освежающую прохладу и позволяет каждый миг и в полной мере наслаждаться его нектаром”.

 

Пояснение Шри Чайтаньи Махапрабху: “Совместное пение мантры Харе Кришна избавляет человека от греха, порожденного материальной жизнью, очищает его сердце от скверны и пробуждает в нем все разнообразие преданности. Благодаря этому пению в человеке просыпается любовь к Кришне, и он испытывает трансцендентное блаженство. Наконец, он входит в круг приближенных Кришны и преданно служит Ему, словно погрузившись в необъятный океан любви” (Ч.-ч., Антья, 20-12-14).

 

Семь достоинств намы

 

За неделю до своего ухода из этого мира Шрила Бхаксиддханта Сарасвати Тхакур дал десять важных наставлений по преданному служению. Насчет святого имени Кришны он сказал: «Каждый должен построить свою жизнь вокруг святого имени и сосредоточиться на его достоинствах (описанных в первой молитве «Шикшаштаки»). Святым именем нельзя пренебрегать ни в коем случае. Влечение к святому имени наградит любыми совершенствами» (Искусство чистой преданности).

Шрила Бхактивинода Тхакур описывает семь достоинств в своем комментарии к «Шикшаштаке»:

1. Чето-дарпана-марджанам: повторение и пение харинамы уничтожает все анартхи. Зеркало сердца, или сознания, души, находящейся в плену майи, покрыто толстым слоем пыли в виде самскар (хранящихся в уме впечатлений от действий, совершенных в прошлых жизнях) и анартх (ненужных материальных желаний, которые препятствуют продвижению по пути бхакти). Повторение имени Кришны убирает эту пыль и позволяет человеку увидеть чистый образ души и прекрасный трансцендентный облик Шьямасундары.

2. Бхава-маха-давагни-нирвапанам: повторение и пение святого имени избавляет от любых невзгод и клеш (адхи-атмики, адхи-бхаутики и адхи- дайвики), от греха на всех его ступенях развития (прарабдха, апрарабдха, кута и биджа), а также от невежества (авидьи).

3. Шрейах-каирава-чандрика-витаранам – все благроприятное (шубха) приходит к человеку в жизни. Как белый лотос (кайрава) расцветает под лучами луны (чандрика), так и в сердце, озаренном освежающими лучами святого имени, распускается цветок удачи.

4. Видйа-вадху-дживанам: высшее знание (видья) – это махабхава Шримати Радхики, главной супруги (вадху) Кришны. Кришна, и только Кришна, - сама жизнь (дживанам) Радхики. Поэтому имя Кришны, которое неотлично от Кришны, описывается словами видйа-вадху-дживанам.

5. Анандамбудхи-вардханам: когда крошечная джива находит прибежище у лотосных стоп Ананата-Кришны, она погружается в безбрежный и бесконечно увеличивающийся (вардханам) океан блаженства (анандабудхи).

6. Прати-падам пурнамртасваданам: по милости внутренней энергии (сварупа-шакти) Шри Кришны в сердце дживы входит энергия блаженства Господа, хладини-шакти, и нескончаемыми волнами восторженной радости увеличивает океан кришна-премы. Каждый миг (прати-падам) джива в полной мере наслаждается (пурнамрта-асваданам) разнообразием сладостных сева-рас – сакхьи, ватсальи и мадхурьи.

7. Сарватма-снапанам: повторение и пение святых имен Кришны полностью очищает (снапанам) дживу от всех корыстных желаний, то есть от стремления к собственному удовольствию (сарватма). Звуки святого имени Кришны омывают живое существо как изнутри, так и снаружи, неся ему освежающую прохладу и делая его кристально чистым. В этом чистейшем состоянии джива наполняется безупречной премой, и ее поглощает желание дарить счастье Шри Кришне.

 

Парам виджайате шри-кршна-санкиртанам: пение святых имен Шри Кришны (шри-кршна-санкиртана) одержит полную победу, особенно в том, что явит чарующие любовные развлечения (према-вичитра-лила) Радхи-Говинды.

Описывая семь достоинств харинамы, первая шлока “Шикшаштаки” усиливает признательность святому имени за его поразительные качества. Это, в свою очередь, помогает обрести твердую веру в святое имя. Вот почему Тхакур Бхактивинода связывает этот стих со шраддхой (верой), начальной ступенью бхакти.

 

Бенгальский бхаджан Шрилы Бхактивиноды Тхакура, основанный на чето-дарпана-марджанам:

 

пита-варна кали-павана гоура

гаойаи аичхана бхава-вибхора

 

1. Господь Гауранга, чье тело золотистого цвета, спаситель падших душ Кали-юги, переполненный духовным восторгом, поет:

 

читта-дарпана-паримарджана-кари

кршна-киртана джайа читта бихари

 

2. Слава, слава киртане святого имени Кришны! Она делает зеркало сердца безукоризненно чистым и радует душу.

 

хела-бхава-дава-нирвапана-вртти

кршна-киртана джайа клеша-нивртти

 

3. Слава, слава киртане святого имени Кришны! Она гасит ужасный бушующий пожар материальной жизни и избавляет от всех мирских страданий.

 

шрейах-кумуда-видху-джйотсна-пракаш

кршна-киртана джайа бхакти-вилас

 

4. Слава, слава киртане святого имени Кришны, лиле преданности! Словно луна, она восходит в сердце и озаряет его благодатным светом, заставляя распуститься белоснежный лотос удачи.

 

вишуддха-видйа-вадху дживана-рупа

кршна-киртана джайа сиддха-сварупа

 

5. Слава, слава киртане святого имени Кришны, высочайшему совершенству жизни! Подобна юной непорочной невесте, она хранит верность самому трансцендентному знанию.

 

ананда-пайо-нидхи-вардхана-кирти

кршна-киртана джайа плавана-мурти

 

6. Слава, слава восхитительной киртане святого имени Кришны, наводняющей весь мир любовью к Богу! Она заставляет океан экстатического блажества вздыматься и выходить из берегов.

 

паде паде пийуша-свада-прадата

кршна-киртана джайа према-видхата

 

7. Слава, слава киртане святого имени Кришны! Она дарует восторженную любовь к Богу и позволяет на каждом шагу наслаждаться совершенным вкусом божественного нектара.

 

бхактивинода-сватма-снапана-видхан

кршна-киртана джайа према-нидан

 

8. Слава, слава киртане святого имени Кришны, сокровищнице любви к Богу! Она омывает душу Бхактивиноды.

 

вишуддха-видйа-вадху дживана-рупа

кршна-киртана джайа сиддха-сварупа

намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис

татрарпита нийамитах смаране на калах

этадрши тава крпа бхагаван мамапи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: