Описание психолого-педагогической диагностики «Диагностика этнотолерантности старших дошкольников»




Проблема. Формирование этнотолерантности у старших дошкольников. Анализ немногочисленных исследований данной проблемы позволяет сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста можно воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей. Вместе с тем, проявление дошкольниками этнической толерантности изучено в современной психологии и педагогике недостаточно и почти не становилось предметом специального исследования. Это делает актуальным поиск способов диагностирования особенностей проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет диагностики: изучить особенности проявления этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Этапы.

Методика включает диагностическое исследование этнотолерантных установок дошкольников

Цель диагностики — определить особенности проявления этнотолерантности у детей 5—7 лет.

При формулировании задач диагностики учитывается, что в современной педагогической науке выделяются три основных компонента этнотолерантности в дошкольном детстве: когнитивный компонент (знания), эмоциональный компонент (отношение) и практический компонент (умение взаимодействовать с людьми в разнообразных ситуациях с позиции применения имеющихся знаний и толерантных установок).

Это позволяет сформулировать следующие задачи.

1. Определить уровень знаний детей о расовых; национальных и культурных особенностях людей и изучить интерес к сверстнику другой расы (национальности).

2. Определить уровень развития эмоционального компонента этноотолерантности у детей 5—7 лет.

3. Выявить уровень сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.

5. В соответствии с поставленными задачами проводятся беседы и три экспериментальных ситуации («Выбери напарника для игры», «Нужен твой совет», «Невыдуманная история»).

Индивидуальная беседа № 1

(адаптированная методика Е.И.Николаевой, М. Л. Поведенок) [23]

Цель — изучить особенности представлений детей о расовых, национальных и культурных особенностях людей, выявить интерес к обсуждению вопросов о расах и этносах.

Стимульный материал: глобус, карта мира с изображениями жителей Зем

Способы обработки и анализа материалов задания представлены после беседы №2.

Индивидуальная беседа №2

Цель — определить своеобразие представлений детей о националь­ностях России, национальных и культурных особенностях жизни сверстников ближнего зарубежья, а также изучить интерес дошколь­ников к этническим проблемам.

Способы обработки и анализа ответов детей на вопросы бесед № 1 и №2

В процессе бесед ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок фиксируются и оцениваются баллами.

1. Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний).

1 балл — представления отсутствуют, иногда ошибочны или отрывочны, бессистемны, ребенок не проявляет стремления к их расши­рению.

2 балла — представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира отсутствуют или очень фрагментарны, представления о национальном составе жителей России и о национальностях своих родственников и друзей находятся в стадии становления, формализованы, неосознанны, получены исключительно из житейского опыта, несистемные; ребенок проявляет ситуативное желание пополнить свои знания, иногда задавая ответные вопросы экспериментатору.

3 балла — представления более полные, недостаточно систематизированные, основаны на личном опыте и опыте просмотра телепередач, кинофильмов, реже — на литературном опыте; ребенок стремится к получению новых знаний, задавая экспериментатору вопросы, выясняя у него справедливость своего мнения, вызывая его на обсуждение некоторых вопросов, высказывание им личного мнения.

2. Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).

1 балл — интерес к этнической проблематике отсутствует, часто проявляется сдержанно-негативное отношение к людям других рас и национальностей; ребенок не хочет знакомиться и играть с иностран­ными детьми.

2 балла — отношение к сверстнику другой расы и национальности индифферентно, интерес неустойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей; в целом ребенок проявляет не ярко выраженное желание познакомиться и поиграть с иностранными сверстниками, но при этом не может мотивировать свою позицию.

3 балла — интерес к представителям разных этносов выражен достаточно ярко и усиливается в процессе общения с экспериментатором по этой проблеме; ребенок проявляет желание налаживать с разными людьми добрые бесконфликтные отношения, организовывать совместную деятельность с детьми других национальностей (познакомиться и поиграть со сверстниками других национальностей), при этом мотивирует и аргументирует свою позицию.

Результаты анализа ответов детей заносятся в таблицу.

Ф.И. ребенка Возраст Компоненты этнотолерантности
Когнитивный (представления) Эмоциональный (интерес)
       

 

Представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира о национальном составе жителей России, представления о национальных своих родственников и друзей к представителям разных этносов к совместной деятельности с детьми разных наций

Экспериментальная ситуация «Выбери друга для игры»

Цель: выявить у детей старшего дошкольного возраста особенности эмоционального отношения к детям другой национальности (расы).

Стимульный материал: изображения детей различных рас (европеоидная раса, негроидная, монголоидная, различных национальностей (англичане, китайцы, индийцы, африканцы, русские, армяне, грузины, украинцы).

Экспериментальная ситуация «Нужен твой совет»

Цель: изучить особенности представлений у детей 5-7 лет о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними.

 

Экспериментальная ситуация «Невыдуманная история»

Цель: выявить уровень сформированности представлений у детей 5-6 лет об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой расы и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними.

Стимульный материал: для решения проблемной ситуации предлагается коллаж по содержанию рассказа воспитателя, на которой схематично изображены герои ситуации: в центре – афроамериканская девочка, справа – дети, которые обижали девочку (-, а слева дети, которые с ней подружились (+). В каждой группе детей имеется силуэт «без лица», с которым ребенок может соотнести то место, которое он бы занял в данной ситуации.

Способы обработки и анализа материалов экспериментальных ситуаций.

В ходе обсуждения экспериментальных ситуаций фиксируются и оцениваются баллами ответы детей на вопросы с позиции проявления этнотолерантных установок.

Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления детей, их полнота, системность)

• 1 балл – представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности и знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними отсутствуют.

• 2 балла – ребенок имеет довольно формализованные представления о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к детям другой национальности; совместную игру рассматривает как основной способ налаживания дружеских взаимоотношений с ними.

• 3 балла – представлений о необходимости уважительного, доброжелательного отношения к людям и детям другой национальности, а так же знание способов налаживания дружеских взаимоотношений с ними сформированы на начальном уровне; ребенок более осознанно подходит к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, считая важным для этого не только игру, но и содержательное общение, выражая при этом желание самому другой язык или помочь иностранцу освоить русский язык.

Проявление эмоционального компонента этнотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей).

• 1 балл – ребенок отказывается от общения и совместных игр с детьми различных рас и национальностей, дает им отрицательную эмоциональную оценку, не может определить свое отношение к детям других национальностей и рас.

• 2 балла – интерес к напарнику для игры и общения основан на общепозитивном отношении к сверстникам; ребенок проявляет не яркое желание «в общем» узнать «про жизнь, интересы» детей, и более заинтересованы в информации об играх и игрушках детей различных рас и национальностей; проявляет желание познакомиться с «другими» детьми, поиграть, показать свои игры и игрушки.

• 3 балла – интерес и желание к совместной деятельности с детьми разных этносов выражен более ярко, проявляется в желании подробнее узнать не только про игры, игрушки, праздники, но и про природу, историю, культуру, язык и другие способы общения в других странах, а также про расовые и национальные особенности иностранных детей.

Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).

• 1 балл – практические умения не сформированы и проявляются только в высказываниях о необходимости соблюдения правил вежливого общения по указанию взрослых.

• 2 балла – умения организовывать общение и совместные игры находится в стадии становления, проявляются фрагментарно, определяются личными интересами ребенка; умения действовать в конфликтной ситуации отсутствуют, ребенок стремиться обратиться за помощью взрослого.

• 3 балла – умения общаться и взаимодействовать с детьми – представителями других рас и национальностей находится в стадии становления, выражаются в речи-рассуждении о нормах и правилах взаимодейтсвия, освоенных с помощью взрослых; умения действовать в конфликтной ситуации межэтнического общения развиты на начальном уровне, определяются общими толерантными установками ребенка или ранее слышанными объяснениями взрослых.

Результаты заносятся в таблицу.

 

Ф.И. ребенка Возраст Компонеты этнотолерантности
Когнитивный Эмоциональный Поведенческий
         

Совокупный анализ результатов проводится по следующим критериям:

• Ведущий уровень проявления этнотолерантности (перцептивный, когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий);

• Проявление когнитивного компонента этнотолерантности (представления, их полнота, системность, стремление к получению новых знаний);

• Проявление эмоционального компонента этонотолерантности (интерес к представителям разных этносов, желание налаживать с ними добрые бесконфликтные отношения, организовывать содержательную совместную деятельность с детьми других национальностей);

• Проявление поведенческого компонента этнотолерантности (практические умения общения и взаимодействия с представителями других рас и национальностей).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: