Методические рекомендации. Актуальности разработки данных методических рекомендаций




Актуальности разработки данных методических рекомендаций:

Настоящие методические рекомендации составлены по результатам проведенной психолого-педагогической диагностики в старшей группе ДОУ, а также на основании анализа некоторых существующих программ дошкольного образования в поликультурном аспекте (таблица 1).

 

Таблица 1

Анализ программ дошкольного образования в части, касающейся поликультурного воспитания детей

Название программы Цели и задачи, связанные с поликультурным воспитанием дошкольников
«Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой — приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам; - воспитывать любовь к своей семье, детскому саду, к родному городу, стране; - формировать представления о многообразии стран и народов мира, некоторых национальных особенностях людей; - развивать интерес к отдельным фактам истории и культуры родной страны, формировать начала гражданственности; - развивать толерантность по отношению к людям разных национальностей.
«От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. - формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств; - формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов
«Истоки» Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др. - усвоение национальных традиций, формирования начал гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основы формирования самосознания ребенка; - формирование основ патриотизма и толерантности (воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям, терпимости (толерантности) к детям и взрослым независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола и возраста, уважения к чувствам, мнениям, желаниям, взглядам других людей, одновременно — умения цивилизованно возражать, убеждать и т.п.; обсуждение с детьми событий, происходящих в разных регионах страны, как люди помогают друг другу; беседы о жизни людей в разных странах земного шара, об их желании жить в мире); - приобщение детей к прошлому и настоящему своей семьи, своей культуры, а также к явлениям других культур.
«Радуга» С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик - показать детям, что в основе социальных понятий (семья, Родина) лежат особые отношения к близким людям, к месту, где родился и живешь; - начинать формировать элементарные географические представления в соответствии с возрастными возможностями (знакомство с глобусом и картой мира, со странами, народами)
«Вохновение» И.Е. Федосовой - освоение культуры отношений человека с другими людьми, с представителями разных национальностей, проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению
«Мир открытий» Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой - формирование первоначальных представлений о планете Земля, о населяющих ее людях, равноправии; - воспитание толерантности и уважения по отношению к представителям других национальностей; - формирование первоначальных представлений о культуре и культурном наследии, о национальных, этнических и расовых различиях между людьми; - воспитание познавательного интереса к культуре своего и других народов; - способствовать ощущению принадлежности к культуре своего народа

 

Проведенный анализ показывает, что несмотря на разнообразие программ, задачи поликультурного воспитания в них сводятся к следующим:

- формирование первичных представлений о Родине, о других странах и людях, живущих в них;

- приобщение к национальной культуре и к явлениям других культур;

- формирование основ патриотизма и толерантности по отношению к представителям других этнических групп.

Настоящие методические рекомендации составлены по результатам проведенной психолого-педагогической диагностики.

Цель предлагаемых методических рекомендаций: оказание методической помощи педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы по вопросам, связанным с организацией образовательного процесса в аспекте поликультурного воспитания.

Ожидаемые результаты от использованния данных рекомендаций в системе дошкольного образования: использование предлагаемых рекомендаций может способствовать повышению интереса старших дошкольников к национальным, расовым и культурным особенностям других людей, формированию умения налаживать дружеские взаимоотношения и взаимопонимание со сверстниками и взрослыми других рас, национальностей.

Содержание методических рекомендаций.

Важными направлениями в работе дошкольных образовательных организаций являются такие, как знакомство воспитанников, принадлежащим к различным этническим группам, с разнообразными укладами жизни, которые встречаются в родном регионе, воспитание взаимного интереса и толерантного отношения, приобщение к культурным ценностям, организация различных форм совместной деятельности. Такое знакомство и создание общности детей и взрослых, которые являются представителями разных этнических групп, необходимо для преодоления чувства страха и недоверия перед представителями иных культурных групп.

Первый шаг по включению поликультурного компонента в учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) заключается в создании полноценной поликультурной предметно-пространственной среды. Под поликультурной предметно-пространственной средой понимается часть педагогической среды, окружающей личность и представляющая собой совокупность всех условий жизни, которые выражаются в мировоззрении жителей, их поведении, национальных традициях, укладе жизни, быте и проч.

Кроме того, в ДОУ необходимо создать условия для адекватного использования поликультурной предметно-пространственой среды, она должна способствовать освоению воспитанниками культурных особенностей различных народов. Под такими условиями подразумевается, например, оформление в этническом стиле помещений, которое будет отражать особенности культуры и быта разных этнических групп, проживающих на соседних территориях. Причем процесс оформления важно начинать с предварительного изучения материалов, касающихся природных особенностей, жизненного уклада, традиций этих народностей. В групповых помещениях ДОУ обустраиваются краеведческие уголки, которые позволяют приобщать воспитанников к национальной культуре, знакомят с достопримечательностями, культурными, природными особенностями родного края, этому также способствует театрализованная деятельность, в основу которой положены разнообразные сюжеты из фольклора разных народов.

Процесс приобщения дошкольников к культурам других народов в условиях ДОУ должен базироваться на следующих принципах:

- необходимо включать дошкольников в разные виды деятельности (учебно-познавательную, изобразительную, коммуникативную, трудовую, ведущим видом деятельности при этом остается игровая);

- интеграция различных видов творческой деятельности, в основе которых положены фольклорные сюжеты разных этнических групп;

- включение в образовательный процесс активных форм знакомства дошкольников с другими культурами (посещение музеев, тематических выставок, участие в фестивалях, конкурсах, связанных с этнической тематикой);

- применение различных методов и средств, которые способствуют расширению познаний воспитанников, поддержка инициативы ребенка, взаимодействие с семьями [4, с. 37].

При организации процесса поликультурного воспитания нужно учитывать, что преждевременное знакомство детей с традициями и ценностями иных культур может оказывать негативное влияние на незрелую психику, служить предпосылкой для отклонений в социальном поведении. В целях профилактики подобных нарушений педагогам необходимо тщательно отбирать материалы для краеведческих занятий с дошкольниками, в ограниченном объеме использовать информацию этнокультурной направленности в связи с наличием взаимосвязи биологического и психологического возраста, она обусловлена наиболее сензитивным периодом: для воспитания эмоционально-чувственной стороны – возраст два-четыре года, этической стороны – старший дошкольный возраст, для формирования профессионально-операционной сферы – возраст старше девяти лет [4, с. 38].

Материалы, используемые в работе с воспитанниками должны обязательно варьироваться по возрастам, быть доступными для понимания и освоения дошкольниками, интересными, даваться в объеме, соответствующем возрасту и способностям воспитанников.

Заключение

В ходе исследование был подобран и апробирован диагностический инструментарий по определению уровню этнотолерантности старших дошкольников. Участниками диагностики являлись воспитанники старшей группы МАДОУ д/с №132 в количестве 33 человека, в т.ч. 17 мальчиков, 16 девочек. По результатам диагностики были получены следующие данные: 21% диагностируемых обладают допустимым уровнем этнотолерантности, 79% - низким уровнем этнотолерантности. Полученный результаты говорят об актуальности проблемы поликультурного воспитания дошкольников. Кроме того, был проведен анализ некоторых программ дошкольного оразования, выявлены общие для всех задачи. На основании полученной информации составлены методические рекомендации, связанные с вопросами организации образовательного процесса в аспекте полиультурного воспитания. Составленные методические рекомендации могут быть полезными для педагогов-практиков, организаторов воспитательной работы по вопросам, связанным с организацией образовательного процесса в аспекте поликультурного воспитания.

Мы надеемся, чтоиспользование предлагаемых рекомендаций может способствовать повышению интереса старших дошкольников к национальным, расовым и культурным особенностям других людей, формированию умения налаживать дружеские взаимоотношения и взаимопонимание со сверстниками и взрослыми других рас, национальностей.

Список рекомендуемой литературы

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.:Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.

2. Джуринский А.Н. Педагогика в многонациональном мире[Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Н. Джуринский. – Саратов: Вузовское образование, 2017. – 222 с.

3. Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: метод. Пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, М.Ю. Новицкая. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 240 с.

4. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование в полиэтническом регионе: моногр. – Астрахань: Изд-во АГПУ,2001. – 168 c.

5. Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие. – М.:Форум, 2011. – 176 с.

6. Чустеева А.Н. Применение современных технологий в реализации поликультурного воспитания дошкольников// Дошкольник.рф [Электронный ресурс]. URL: doshkolnik.ru/vospitanie/7214-primenenie-sovremennyh-tehnologiiy-v-realizacii-polikulturnogo-vospitaniya-doshkolnikov.html (Дата обращения 11.02.2019)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: