Искусство повторения Святого Имени 13 глава




О Кришна! Пьянящее благоухание, которое исходит от Твоего тела, влечет Меня из дома в лес Враджи.

О Кришна! Увидев Меня, Ты обнажаешь Мою грудь и соблазняешь Меня войти в никунджу.

 

Объяснение маха-мантры, данное Шрилой Вишванатхой Чакраварти Тхакуром

 

В “Харинама-артха-дипике” Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур открывает очень сокровенный смысл маха-мантры, с точки зрения Шримати Радхики, описывая ее супружеские развлечения с Кришной. Чтобы дать некоторое представление о том возвышенном понимании святого имени, каким обладал Чакраварти Тхакур, ниже приводится несколько уместных стихов.

 

Хе Харе – мадхурйа гуне хариле йе нетра мане мохана мурати дарашаи.

О Хари! Ты приковал к Себе Мой взгляд и пленил Мое сердце, явив Мне Свой обворожительный облик и восхитительные божественные качества.

 

Хе Кришна – ананда дхама маха акаршака тхама туйа бинге декхите на паи.

О Кришна! Ты – обитель блаженства. Твой божественный облик – верх привлекательности. Но без Твоей милости Я не могу увидеть Его.

 

Хе Харе – амара бакша хара симха прайа дакша тома бине кеха нахи мора.

О Хари! Ты похитил Мое сердце, словно опытный лев. Кроме Тебя, в целом мире у Меня никого больше нет.

 

Хе Рама – рамана прештха мана раманийа шештха туйа сукхе апана на джани.

О Рама! О непревзойденный любовник! О возлюбленный Господь наслаждения! Я забыла Себя ради Твоего счастья.

 

Объяснение маха-мантры, данное Тхакуром Бхактивинодой

 

Харе – О Хари! Пожалуйста, плени мой ум и освободи меня из этого материального мира.

Кришна – О Кришна! Прошу Тебя, привлеки, притяни к Себе мои мысли.

 

Харе – О Хари! Покори мое сердце, явив мне Свою бесподобную сладость.

Кришна – О Кришна! Очисти мой разум знанием о бхакти, которое можно получить от Твоих преданных.

 

Кришна – О Кришна! Дай мне твердую веру в Твое имя, облик, качества и развлечения.

Кришна – О Кришна! Позволь мне развить вкус к служению Тебе.

 

Харе – О Хари! Сделай меня достойным служить Тебе.

Харе – О Хари! Научи меня, как служить Тебе правильно.

 

Харе – О Хари! Позволь мне слушать о Твоих сокровенных развлечениях с дорогими Твоему сердцу преданными.

Рама – О Радхика-рамана! Прошу, позволь мне слушать о Твоих сокровенных развлечениях во Врадже с Твоей возлюбленной Радхикой.

 

***

Харе – О Радхика! Пожалуйста, яви мне Свои излюбленные развлечения с обожаемым Тобою Шьямасундарой.

Рама – О Радхика-рамана! Яви мне Свои чудесные игры с обожаемой Тобою Радхикой.

 

Рама – О Радхика-рамана! Сделай так, чтобы я всегда помнил Твое имя, облик, качества и развлечения.

Рама – О Радхика-рамана! Надели меня нужными качествами, которые позволят мне служить Тебе вечно.

 

Харе – О Хари! Прими меня как одного из Твоих слуг и наслаждайся мной с Свое удовольствие.

Харе – О Хари! Прошу Тебя, играй со мной в Свои трансцендентные игры. Лишь об этом я смиренно молюсь у Твоих лотосных стоп.

 

Объяснение маха-мантры, данное Шрилой Прабхупадой

 

Шрила Прабхупада объясняет Харе Кришна маха-мантру по-разному. Ниже перечислены ее основные значения, которые он приводит, после чего дается развернутое описание.

 

1. Звуковое воплощение Кришны; Кришна, представленный в звуке.

2. Непосредственный способ соприкоснуться с Кришной.

3. Маха-мантра открывает все.

4. Божественная энергия, к которой обращаются с молитвой, и источник радости в преданном служении.

5. Изначальное мужское и женское начало.

6. Вечный слуга просит своего вечного господина, чтобы тот вызволил его из материального мира и занял в преданном служении Себе.

7. “О Кришна! Пожалуйста, прими меня!”

8. Молитва о том, чтобы служить жизнь за жизнью.

9. Просьба единственно о преданном служении.

 

“Этот звук [Харе Кришна маха-мантра] является трансцендентным воплощением Абсолютной Истины. Это звуковой образ “Верховного Господа” (ЛШП, 8.09.66).

“Люди часто спрашивают, что означает эта мантра Харе Кришна, которую мы повторяем. Мы говорим, что, повторяя мантру Харе Кришна, мы непосредственно общаемся с Кришной. Если вы произнесете мантру Харе Кришна без единого оскорбления, вы тотчас же соприкоснетесь с Кришной” (ЛШП, 22.10.72).

“Когда человек произносит этот трансцендентный звук [Харе Кришна маха-мантру], ему открывает смысл всего – как материального, так и духовного. Мантра Харе Кришна неотлична от Верховного Господа” (Бхаг., 2.24.40 ком.).

 

Основные значения имен в маха-мантре:

Харе – Шримати Радхарани (божественная энергия Господа);

Кришна – всепривлекающая Верховная Абсолютная Личность;

Рама – Господь Кришна, источник наслаждения (Кришну зовут Радха-рамана, ибо он доставляет наслаждение Шримати Радхарани).

“О Шримати Радхарани! О Господь Кришна, всепривлекающий источник наслаждения! Пожалуйста, займи меня в любовном преданном служении Вам” (Шлоки Шрилы Прабхупады).

Шрила Прабхупада: “Харе означает “о энергия Господа”, а “Кришна” – “о Господь Кришна”. Как в материальном мире есть мужчины и женщины, так и Бог – изначальный мужчина (пуруша), а Его энергия (пракрити) – изначальная женщина. Таким образом, когда мы повторяем Харе Кришна, мы говорим: “О Господь Кришна, о энергия Кришны, пожалуйста, займите меня в служении Вам”” (Наука самоосознания, гл. 1).

” О Кришна, Ты - мой Господь. Ты мой вечный повелитель, а я Твой вечный слуга. Позволь мне всегда служить Тебе». Таков смысл мантры Харе Кришна. «О Кришна, О энергия Кришны, я Ваш слуга. Так случилось, что я упал в материальный мир. Пожалуйста, вызволи меня отсюда и займите в служении Вам». Айи нанда-тануджа кинкарам патитам мам вишаме бхавамбудхау» (ЛШП, 1.03.77).

Прабхупада: «Хе Кришна, Харе Кришна – «О энергия Кришны, пожалуйста, прими меня». Это молитва, обращение: «Хе Кришна, Харе Кришна» – «О Хара, я увяз в служении материальному миру. Прошу тебя, займи меня в служении Тебе»» (ЛШП, 14.07.78).

«Согласно учению Чайтаньи Махапрабху, мы должны просить Бога только о том, чтобы служить Ему жизнь за жизнью. В этом истинный смысл Харе Кришна маха-мантры. Повторяя Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, в действительности, мы обращаемся к Богу и Его энергии, которую зовут Хара. Хара – это внутренняя энергия Кришны, Шримати Радхарани или Лакшми. Джая Радхе! Это дайви-пракрити, и преданные принимают покровительство дайви пракрити, то есть Шримати Радхарани.

Произнося Харе Кришна маха-мантру, мы сначала обращаемся к внутренней энергии Кришны – Харе. Мы зовем: «О Радхарани! О Харе! О энергия Господа!» Когда к кому-либо обращаются подобным образом, он обычно спрашивает: «Чего ты хочешь?» И мы отвечаем: «Пожалуйста, займи меня в служении Тебе». Вот о чем нужно молится. Не надо просить: «О энергия Господа, о Кришна, пожалуйста, дайте мне денег, дайте мне красавицу-жену, дайте мне много последователей, дайте мне высокое положение в обществе, дайте мне кресло президента». Все это погоня за материальным, и ее нужно прекратить» (Учение Господа Капилы, 14.32).

 

Духовный зов

 

В книге под названием “Высшая система йоги” Шрила Прабхупада блестяще раскрывает внутренее содержание святого имени:

“Повторение трансцендентной мантры: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе – это возвышенный способ возродить свое транцендентное сознание. Мы – вечные живые души, и потому изначально мы сознаем Кришну, однако, из-за того, что с незапамятных времен мы отдали себя в плен материи, наше сознание осквернилось материальными образами. Материальная среда, в которой мы сейчас живем, называется майей, иллюзией. Майя значит, «то, чего нет». В чем заключается иллюзия? Иллюзия в том, что мы пытаемся повелевать материальной природой, в то время как на самом деле находимся во власти ее суровых законов.

Когда слуга искусственно старается изображать из себя всемогущего хозяина, это называется иллюзией. Чем больше мы пробуем использовать в своих интересах возможности, предоставляемые материальной природой, тем сильнее запутываемся в ее хитросплетениях. Таким образом, мы прилагаем неимоверные усилия, чтобы одержать верх над природой, но тем самым только попадаем в еще большую зависимость от нее. Это иллюзорное сражение с законами материальной природы можно остановить в один миг, возродив наше вечное сознание Кришны.

Повторение Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе – это трансцендентный способ оживить наше изначальное, чистое сознание. Произнося этот трансцендентный звук, мы очистим наши сердца от всех тревог. Любая тревога основывается на ложном представлении о том, якобы мы повелеваем всем, что находится в поле нашей досягаемости.

Сознание Кришны – это не искусственно навязанное уму мироощущение. Оно является изначальной, естественной энергией живого существа. Когда мы слушаем трансцендентный звук, оно возрождается. Этот несложный способ медитации советуется совершать в наш век.

Каждый может на собственном опыте убедиться, что повторение маха-мантры, Великой песни освобождения, позволяет сразу же ощутить трансцендентный восторг, нисходящий непосредственно из духовного царства. Придерживаясь материальных представлений о жизни, мы озабочены тем, чтобы, подобно животным, услаждать свои органы чувств. Тот, кто немного поднимается над уровнем чувственных удовольствий, посвящает себя умозрительным размышлениям, с целью вырваться из материальных оков. Достаточно разумный человек превосходит и уровень умствования и пытается обнаружить высшую причину всех причин – внутри и вовне всего сущего. И когда, возвысившись над полем деятельности чувств, ума и разума, он действительно обретает духовное понимание, тогда он достигает трансцендентного уровня.

Повторение мантры Харе Кришна происходит на духовном уровне, ибо этот звук не принадлежит к низшей области органов чувств, ума и разума. Поэтому, для того чтобы повторять мантру Харе Кришна, не обязательно знать санскрит и, тем более, не надо придумывать ей какие-нибудь значения либо с помощью разума пытаться постичь ее. Она естественным образом нисходит из духовного царства, и, следовательно, каждый может произносить этот трансцендентный звук без какой-либо предварительной подготовки. Хотя, конечно, предполагается, что на более высокой ступени человек, обладая духовным пониманием, не должен совершать оскорблений.

Вначале может не наблюдаться признаков трансцендентного экстаза, которых существует восемь: 1) оцепенение, 2) испарина. 3) поднимание волос на теле.4) дрожь в голосе, 5) трепет в теле, 6) изменение цвета кожи, 7) исступленные рыдания и 8) обморок. Однако, если посвятить повторению мантры не один день, без сомнения, это вознесет вас непосредственно на духовный уровень, первым признаком чего будет желание пуститься во время пения мантры в пляс. Мы воочию наблюдали это. Даже ребенок может принимать участие в таком пении и танце.

Разумеется, тому, кто слишком запутался в материальном мире, потребуется немного больше времени, чтобы достичь подобного уровня, и тем не менее даже самый закоренелый материалист сможет одухотворить свою жизнь весьма быстро. Когда мантру с любовью поет чистый преданный Господа, она оказывает сильнейшее воздействие на слушателей, поэтому, чтобы сразу же ощутить на себе влияние мантры, надо слушать, как ее произносят уста чистого преданного Господа. И насколько возможно, надо избегать слушать мантру от непреданных. Молоко, которого коснулось жало змеи, становится ядовитым.

Словом «Хара» мы обращаемся к энергии Господа, а словами «Кришна» и «Рама» – к Самому Господу. Как «Кришна», так и «Рама» означают «высшее наслаждение», а «Хара», или в звательном падеже «Харе», - это высшая энергия наслаждения Господа. Высшая энергия наслаждения Господа помогает нам достичь Господа.

Материальная энергия, называемая майей, также одна из многочисленных энергий Господа. И мы, живые существа, тоже Его энергии – пограничная. О живых существах говорится, что они превосходят материальную энергию. Когда высшая энергия соприкасается с низшей, она вступает с ней в противоречие. Однако, пограничная высшая энергия соприкасается с высшей энергией Харой, она утверждается в своем естественном состоянии и обретает счастье.

Эти три слова – Хара, Кришна и Рама – являются трансцендентными семенами маха-мантры. Она – духовный зов к Господу и Его энергии, с просьбой защитить душу, попавшую под власть майи. Этот зов в точности подобен неподдельному плачу ребенка по своей матери. Мать Хара помогает преданному, который искренне повторяет мантру, снискать милость отца, Кришны, и тогда Господь Кришна открывает Себя преданному. В наш век раздоров и лицемерия нет другого столь же действенного способа духовного осознания, как повторение маха-мантры».

 

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

 

Нама, рупа, гуна и лила святого имени

От намы - к рупе

 

Прекрасный божественный облик Кришны и Его святое имя суть одно. Имя Кришны неотлично от Его облика. Таким образом, когда человек поет или повторяет святое имя Кришны, в его сердце, очищенном преданностью, тотчас же проявляется Его прекрасный облик.

 

нама', 'виграха', 'сварупа' - тина эка-рупа,

тине 'бхеда'нахи, - тина 'чид-ананда-рупа'

деха-дехира, нама-намира кршне нахи 'бхеда',

дживера дхарма - нама-деха-сварупе 'вибхеда'

атаэва кршнера 'нама', 'деха', 'виласа'

пракхтендрийа-грахйа нахе, хайа сва-пракаша

 

«Святое имя Господа, Его облик и личность суть одно и то же. Между ними нет разницы. Все они абсолютны, и потому исполнены трансцендентного блаженства. Тело Кришны неотлично от Него Самого, равно как и Его имя, тогда как у обусловленных душ имя отлично от тела, от изначального облика и т. д. святое имя Кришны, а также Его тело и развлечения - самопроявленные, оттого их невозможно постичь с помощью загрубевших материальных чувств» (Ч.-ч., Мадхья, 131-132, 134).

В «Шри Кришна-бхаджанамрите» говорится, что, когда сад-хака обретает удачу и полностью вручает себя шри-наме, он воспринимает в наме трансцендентную рупу (облик), в рупе -трансцендентные гуны (качества), а в этих гунах - лили (развлечения). Трансцендентный облик, качества и развлечения святого имени проявляются в сердце садхаки в естественной последовательности, согласно ступеням бхаджанъц как следствие его искреннего служения чистым преданным. На этом уровне духовного развития садхака находит прибежище в гопи-бхаве, для того чтобы получить право вечно служить Радхе-Говинде во Враджа-дхаме.

Последовательность в бхаджане

В«Харинама-чинтамани» постепенное развитие на пути повторения святых имен Кришны, садхана-крама, описывается так: «Прежде всего человек должен избавиться от десяти оскорблений. Он должен произносить святые имена отчетливо и ясно и сосредоточенно размышлять о Господе в Его облике Шьямасундары. Повторять надо, сидя перед Божествами и созерцая Их прекрасный облик. При этом нужно осознавать, что имя, которое мы слышим, и облик, который видим, - суть одно. Тогда мы сможем ощутить, что нет разницы между созерцанием и повторением.

Поднявшись до уровня, когда имя и облик Господа становятся единым целым, надо переходить к памятованию качеств Господа. Слушая о развлечениях Кришны, человек все больше и больше начинает восторгаться Его качествами, что возможно только в обществе преданных. В противном случае качества Кришны не раскроют себя. Благодаря постоянному повторению святое имя и качества должны слиться в одно.

Затем надо упражняться в том, чтобы помнить развлечения Кришны. Особенно сосредоточенно следует размышлять о любовных забавах Кришны. Постепенно лила-смарана станет единой со святым именем, обликом и качествами Кришны. Тогда на горизонте восприятия покажутся первые лучи нама-расы, трансцендентной сладости святого имени. Занимаясь лила-сма-раной, преданный будет совершенствоваться и углубляться до тех пор, пока не погрузится в памятование ашта-калия-лил Кришны».

Подобно тому как Шрила Бхактивинода описывает последовательность в садхане, Шри Джива Госвами излагает последовательность в слушании (шравана-крама): «Вначале, благодаря слушанию святого имени Кришны, сердце очищается. Когда сердце очистилось, человек слушает описания облика Кришны. Слушая об облике Кришны, он естественным образом постигает Его качества. А повторяя имя Кришны и вникая в описания Его облика и качеств, человек приходит к тому, что слушает также о развлечениях Кришны» («Бхакти-сандарбха», Шрила Прабхупада определяет «настоящее совершенство в повторении» как постепенное осознание удивительных имен, обликов, качеств и развлечений Кришны: «Очищение на пути повторения хари-номы означает, что, как только вы произносите святое имя Кришны, вы тут же видите облик Кришны, осознаёте Его качества и вспоминаете сладостные развлечения Шьямы. Вот что такое чистое повторение мантры Харе Кришна. Шрила Джива Госвами говорит, что, когда чистый преданный повторяет мантру Харе Кришна, для него одновременно проявляется все - на-ма, рупа, гуна, лила, парикара, васиштха... Просто повторяя имя, вы ощутите присутствие Кришны: „Кришна здесь". Нома, рупа, гуна. «И качества Кришны здесь. Сколько достоинств у Кришны! Он так добр. Он так великодушен». Вы будете помнить множество качеств. Нома, рупа, гуна, лила. И затем Его развлечения:

„Кришна наставлял Арджуну. Кришна играл со Своими друзьями-пастушками. Кришна очень мило беседовал с гопи и Своей мамой Яшодой". Все это будет в памяти. Таково настоящее совершенство в повторении» (ЛШП, 17.01.71).

«Огонь, добытый трением»

Шастры утверждают, что благодаря повторению святого имени Кришны человек рано или поздно увидит трансцендентный облик Господа и постигнет Его качества и развлечения. Как это случится? «Шветашватара-упанишад» (1.13-14) прекрасно объясняет, каким образом трансцендентный звук открывает человеку облик Бога:

«Материальный образ (мурти) огня не доступен для восприятия, когда скрыт в некоем источнике, например, в древесине, и, тем не менее, огонь находится там в своей тонкой форме. Но когда две дощечки начинают сильно тереть друг о друга, дремлющий огонь появляется.

Подобно этому, если человек сделает свое тело нижней дощечкой для добывания огня (арани), а слог ом (пранаву) - верхней и станет „тереть" их друг о друга, то есть совершать медитацию, дхъяну, он увидит Высшую Абсолютную Личность, сокрытую в его собственном сердце».

Приведенные выше стихи объясняют, что облик Бога пребывает как в каждом теле (одна дощечка для добывания огня), так и в имени Ом (вторая дощечка). Однако, не следуя правильной сад-хане, а именно повторению святого имени и медитации, человек не сможет воспринимать Господа ни в собственном сердце, ни в святом имени. Из этого утверждения шастр можно заключить, что, благодаря искреннему повторению Харе Кришна маха-мантры, которая содержит ом, и медитации на нее, человек рано или поздно раскроет облик Кришны в своем сердце. Поэтому использование второй «дощечки для добывания огня» - маха-мантры - необходимое условие для того, чтобы достичь способности лицезреть Господа Шри Кришну внутри себя либо снаружи.

 

Итог

 

Полностью посвятив себя повторению, человек получит беспричинную милость святого имени. Тогда исполненные блаженства лилы Кришны непрерывным потоком вольются в сознание без каких-либо усилий. Кришна явит все в очищенном сердце; севонмукхе хи джахвадау свайам эва спхуратй адхар. Сарасвати Тхакур говорит, что такое чудесное осознание невозможно без святого имени Кришны:

рупа-гуна-лила-спхурти нома чхада хайа на рупа-гуиа-лила хоите кхшна-нама хайа на

«Без святого имени трансцендентные облик, качества и развлечения Господа никогда не явят себя. Трансцендентные облик, качества и развлечения Кришны никогда не существуют отдельно от Его святого имени» («Пракрита-раса-шата-душани», 31).

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати описывает воздержанность: «Человек не должен произносить что-либо, помимо чистых, трансцендентных имен Кришны, которые полностью свободны от соприкосновения с материальным. Не надо смотреть на что-либо, кроме чистых, трансцендентных обликов Кришны, которые полностью свободны от соприкосновения с материальным. Не надо слушать о чем-либо, кроме как о чистых, трансцендентных качествах Кришны, полностью свободных от соприкосновения с материальным. И не нужно служить ничему, помимо чистых, трансцендентных развлечений Кришны, полностью свободных от соприкосновения с материальным» («Пракрита-раса-шата-душани», 45-46).

Только по милости Шри Гуру и Господа Гауранги человек может достичь этих возвышенных состояний сознания Кришны.

намо маха-ваданйайа кршна-према-прадайа те кршнайа кршна-чаитанйа-намне гаура-твише намах

«По своей сути, таттве, Он - Сам Кришна. Его имя, нома, -Кришна-Чайтанья. Его облик, рупа, - золотистого цвета. По Своим качествам, гунам, Он - самое великодушное из всех воплощений. Его развлечения, лили, - распространять высочайшую любовь к Богу, кришна-прему. Я приношу свои поклоны этому наиболее щедрому Господу - Шри Кришне-Чайтанье Махапрабху» (Ч.-ч., Мадхья, 19.53).

 

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

 

Приемы джапа-медитации

 

Прибежище и вручение себя

 

В «Арунодая-киртане» Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, что исполненные нектара имена Кришны - единственное прибежище во вселенной:

 

кршна-нама-судха корийа пана

джурао бхакативинода-прана

нома вина кичху нахико ара

чаудда-бхувана-маджхе

 

«Пейте чистый нектар святого имени Кришны и так насытьте душу Бхактивиноды. Кроме святого имени, в четырнадцати мирах нет ничего».

Надо хранить глубочайшую убежденность в том, что совершенно никакого иного прибежища в этом сотканном из несчастий мире нет; никто не предоставит защиту, кроме Господа Шри Кришны, который всецело присутствует в Своем святом имени. С этой убежденностью и пониманием и нужно повторять Харе Кришна маха-мантру.

«Найти полное прибежище - значит испытывать настроение: херадхе!хе кришна! таваивасми - „О Кришна, я Твой! Я принимаю Твое покровительство!" - и выражать это настроение вслух» («Джайва-дхарма», гл. 20).

Чтобы иметь веру в святое имя, нужно прочно внедрить в свое сердце шесть признаков шаранагати, вручения себя. В «Джайва-дхарме» (гл. 6) ясно описывается, что это значит:

анукулйасйа санкалпар пратикулйасйа варджанам ракшишйатити вишвасо гоптхтве варана татха атма-никшепа-карпанйе шад-видха шаранагатир «Хари-бхакти-виласа», 11.676

«Первые два признака вручения себя - это анукулйасйа санкалпар и пратикулйасйа варджанам. Человек должен свято поклясться (санкалпа): „Я буду делать только то, что благоприятно для беспримесного бхакти, и откажусь от любых действий, неблагоприятных для этого". Третий признак - это вера в Кришну как в своего защитника (ракшишйатити): „Кришна - мой единственный защитник. Я не смогу ничего извлечь из гьяны, йоги и других подобных занятий". Тем самым выказывается доверие (вишвасо) Кришне.

Четвертый признак - это обдуманное принятие Кришны своим хранителем (гоптхтве варанам): „Я не могу ничего, не могу даже поддерживать свою жизнь собственными стараниями. Я буду служить Кришне изо всех сил, и Он, несомненно, позаботится обо мне". Пятый признак вручения себя, атма-никшепа, таков: „Кто я? Я принадлежу Ему. Мой единственный долг - исполнять желания Кришны". Это подчинение, покорность (атма-ниведана). Шестой признак - смирение (карпанйе): „Я жалкий, ничтожный и умалишенный"».

Поскольку нет разницы между Кришной и Его святым именем, шесть признаков вручения себя применимы и к маха-мантре. Так, повторяя мантру Харе Кришна, можно дать священный обет: «Я буду принимать только тех людей и только те места, действия, мысли, желания и чувства, которые помогают мне повторять шуддха-наму, и буду отвергать все, что мешает этому. У меня есть полная вера - а это значит полное доверие и любовь, - в то, что имя Кришны - мой единственный защитник. Сам по себе я бессилен, но имя Кришны хранит меня и заботится обо всех моих нуждах. Все, что я должен делать, - это повторять, повторять, повторять!

Я принадлежу Ему, все - для Намы. У меня нет других обязанностей, кроме как служить имени Кришны, повторяя его с чистой любовью. О сладчайший и прекраснейший Шри Нама Праб-ху! Я жалкий, бесполезный, безумный и никчемный. Я ниже соломы на дороге. О, пожалуйста, будь милостив ко мне безо всяких на то оснований. Подбери меня и сделай пылинкой подле Твоих лотосных стоп».

 

Кок привлечь всепривлекающего

 

голокера према-дхана хари-нама-санкиртана рати на джанмило кене тайа

 

Сокровище любви к Богу низошло из духовного мира Голоки Вриндаваны и появилось в этом мире как движение сатир-таны - пение святых имен Хари. О, почему же оно не привлекает меня?» («Прартхана»)

В этом бхаджане Нароттама дас Тхакур говорит, что голока-према, чистая любовь к Богу в настроении Враджи, низошла из духовного мира в образе звука святого имени. Несмотря на то что все-привлекающий сладостный Господь Кришна доступен каждому через Свои святые имена, Его невозможно ощутить без правильного отношения к ним. Отношение включает в себя настроение, образ мыслей, подход и точку зрения, или взгляд на личность и ее действия. Правильное отношение при повторении джапы - это служение Кришне, вручение себя Ему и молитва о Его милосердии.

Повторение святого имени без духа служения - это всего лишь звук, а не божественное действие. Такой поддельный звук издают лишь губы, но не сердце, подобно оружию, которое стреляет холостыми патронами. Только чистое преданное служение может открыть канал из материального мира во Враджа-Гокулу и связать нас с ней. ВраджаТокула, Кришна, Его приближенные и все Его изумительные забавы нисходят в этот мир (голокера пре-ма-дхана) и проявляются в сердце, наполненном сева-бхавой.

Повторение должно быть проникнуто настроением бескорыстного служения, желанием единственно доставлять удовольствие Кришне. Шрила Прабхупада всегда говорил, что повторение означает молитву о служении: «О мой Господь [Кришна]! О энергия моего Господа [Харе, Радха]! Пожалуйста, займите меня служением Вам». Истинное трансцендентное имя Кришны можно услышать только в настроении служения, а никак не с помощью материальных ушей и в надежде на наслаждение.

«Если вы повторяете мантру Харе Кришна без оскорблений и с желанием служить, Кришна явит вам Себя» (ЛШП, 22.10.72).

«Наше продвижение зависит от благосклонности более высокой стороны. Оно зависит не столько от наших собственных способностей, сколько от нашей покорности и подчинения - горячего желания получить милость. Мое отношение должно пригласить высшую власть низойти на мой уровень, быть благосклонной ко мне, помочь мне. Чтобы привлечь внимание Господа, нужно подчиниться, быть покорными и смиренными.

Мы можем настаивать на своем, молясь: «О мой Господь! Я в крайней нужде. Без Твоей милости мне не выстоять. Я беспомощен. Я не выдержу без Твоей благосклонности».

Если мы действительно чувствуем себя низкими и нуждающимися, то сверху на нас прольется запас милости. По воле Кришны может произойти что угодно. Наша задача заключается в том, чтобы привлечь Его внимание. Это возможно, только если мы все больше и больше будем сознавать себя падшими, если мы докажем Кришне надлежащим образом, что нуждаемся в Его милости больше всех» («Духовное развитие индивидуальности» [Субъективная эволюция]; адаптированное издание).

 

Восемь правил для улучшения джапы

Эти правила начинаются с основных технических приготовлений и заканчиваются тем, как задать нужное настроение и как надо медитировать. Каждый, кто следует этим восьми правилам, несомненно, улучшит свою джапу и получит от шри-намы заманчивое вознаграждение.

1. С вечера. Не ешьте на ночь рис и тяжелую пищу. Примите что-нибудь простое, например, молоко и фрукты. Благодаря легкой пище вы хорошо выспитесь, без труда встанете рано и все утро будете полны сил для того, чтобы повторять джапу внимательно. Дайте с вечера твердый обет, санкалпу: «Завтра утром я буду повторять с глубоким сосредоточением и искренним чувством».

Проснувшись, прежде чем приступить к джапе, примите полное омовение или, по меньшей мере, умойте холодной водой лицо, рот, руки и стопы. Если чувствуете сонливость или тяжесть в голове, киртана с караталами в один миг оживит вялый ум и очистит окружающую обстановку.

2. Время, место, ум. Начните повторять ранним утром -вместе с преданными, с Туласи-деви, с Тхакурджи, либо там, где вас ничто не побеспокоит. Сядьте перед вашими Божествами или перед Туласи-деви и вознесите молитвы Шри Гуру и паром-паре, Шести Госвами и Панча-таттве. Вспомните Тхакура Хари-даса и молите его о милости. Молитесь святому имени, чтобы оно помогло вам повторять с неотрывным вниманием, чисто и без оскорблений.

Если ум начинает «прыгать», успокойте его молитвой, прана-ямой, или громким повторением. «Шикшаштака» Шри Чайтаньи как нельзя лучше подходит для того, чтобы возносить ее перед джапой и размышлять над ней во время джапы. Очень хороший способ сосредоточиться - это в течение всей джапы помнить смысл третьей шлоки (трнад апи суничена).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: