тан-нома -рупа-чаритади-сукиртанану-смртйох
крамена расана-манаси нийоджйа
тишхан врадже тад анураги джананугами
кала найед акхилам итй упадеша-сарам
«Все наставления сводятся к тому, чтобы день и ночь сосредоточенно повторять божественное имя Господа, воспевать его трансцендентный облик, качества и вечные развлечения, всегда помнить их, постепенно занимая ими свой язык и мысли. Для этого надо поселиться во Врадже и служить Кришне под руководством преданных. Нужно идти по стопам возлюбленных преданных Господа, которые глубоко привязаны к преданному служению Ему» («Нектар наставлений», 8).
Шри Джива Госвами утверждает, что девять анг бхакти действенны только в том случае, если они сопровождаются харинама-санкиртаной: йадйапй анйа бхактих калау картавйа, тада киртанакхйа-бхакти-са йогенаива - «Хотя в Кали-югу и надо совершать такие виды преданного служения, как арчана, вандана, да-сья и сакхья, все их необходимо сопровождать пением святых имен» («Бхакти-сандарбха», 173).
Шрила Прабхупада также учил, что повторение святого имени и памятование прекрасных обликов Господа удерживает от майи. «Чтобы оставаться в стороне от заблуждений и двойственности, нужно постоянно помнить прекрасный облик Господа Кришны, чье тело темного цвета и кто всегда играет на флейте, а также непрестанно и сосредоточенно размышлять о Нем. Кроме того, надо помнить и повторять святое имя Кришны, которое неотлично от Него и по своей природе вечно, совершенно, чисто и независимо» («Отречение через мудрость», 2.6).
На какой конкретный облик Кришны медитирует преданный, зависит от его влечения, вкуса. Некоторые преданные во время джапы сосредоточиваются на облике Шьямасундары. Другие направляют свои мысли на очаровательный облик Радхики. Третьи же - на великодушный образ Махапрабху. Шрила Прабхупада подтверждает это:
|
«У Господа есть бесчисленные имена и облики, и преданные могут медитировать на определенный облик, повторяя определенное святое имя в соответствии с их влечением» (Бхаг, 7.5.23-24, ком.).
Медитация во время джапы на трансцендентный облик Господа называется рупа-дхьяна. Сосредоточенное размышление о божественном теле Кришны - не причуда и не плод воображения. Такая медитация основана строго на ведических шастрах, и ее нужно совершать очень внимательно и с глубокой погруженностью. Повторяя святое имя, надо сосредоточить мысли только на одном - на божественном теле Кришны. Такая направленность ума на что-либо одно называется в «Бхагаватам» экаграта, или эка-бхутена.
«Нельзя придумывать свой способ медитации на Высшую Абсолютную Личность, надо следовать истинным шастрам и уполномоченным представителям Господа. Выполняя их предписания, человек сможет сосредоточить свои мысли на Господе до такой степени, что погрузится в транс и будет размышлять об облике Господа постоянно. Используемое здесь слово эка-бхутена означает „очень внимательно и с полной погруженностью"» (Бхаг., 4.8.51, ком.).
«Сосредоточиваясь на облике и развлечениях Господа, ум одухотворяется. Созданный в уме образ Господа считается мурти (Божеством) Господа, неотличным от Самого Господа. А ум того, кто поклоняется Господу таким образом, - это питха, или священный алтарь Господа. Преданный должен медитировать на такой облик Господа, который описан в истинных шастрах» («Панчаратра-прадипа»).
|
Помимо медитации на описанные в шастрах облики Кришны, можно во время повторения также медитировать на свое любимое Божество. В шестой главе «Нектара преданности» перечисляются ант бхакти, и двадцать шестая среди них - «медитировать на Божество». Чтобы делать это, надо сесть в храме перед Божествами Радхи-Шьямы и, повторяя джапу, сосредоточенно размышлять об Их прекрасных стопах, обликах, лицах, тилаках, о флейте, колечках в носу, одеждах, украшениях и гирляндах. Задержите на десять минут свой взгляд на великолепных обликах Радхи-Шьямы, затем закройте глаза и, внутренне удерживая внимание на агъя-чакре (межбровье), старайтесь увидеть их внутренним взором. Если мысли не заполняются этими образами и Божественная Чета ускользает от вашего внутреннего взора, откройте глаза и снова впитывайте Их сладостную красоту, непосредственно созерцая Их. И даже если поблизости вообще нет никаких Божеств, все равно во время повторения Харе Кришна можно представлять себе облики своих любимых Божеств.
Это советуется в «Джайва-дхарме»: «Если нет возможности лицезреть Божество, можно помнить Его и, находясь таким образом в Его присутствии, совершать девять видов преданного служения, начиная со слушания и повторения святого имени».
Страстное повторение святого имени
Слово прайоджат означает «цель», или «объект достижения», однако есть и другое его значение - «настоятельная потребность». Господь Гауранга учил, что высочайшая цель, или самая настоятельная потребность, человека - это достичь чистой любви к Богу (према пумартхо махан). Душе не нужно ничего, кроме Кришна-премы. у души нет других потребностей. Именно это и описывает Шрила Бхактивинода Тхакур в «Бхаджана-рахасье», говоря, что у преданного есть только одно сокровище - его неудержимое желание духовного совершенства, любви к Богу. Неудержимое желание - значит страстное стремление к чему-либо, жажда этого, одержимость, острая тоска, томление, надежда вопреки всему достичь этого.
|
Рамананда Рай говорит, что преданный должен остро жаждать чистой преданности Кришне, страстно желать ее:
кршна-бхакти-раса-бхавита матир
крийата йади куто 'пи лабхйате
татра лаулйам апи мулйам жала
джанма-кои-сукхтаир на лабхйате
«Чистое преданное служение в сознании Кришны (кршна-бхакти-раса-бхавита) невозможно обрести с помощью благочестивой деятельности, даже если совершать ее на протяжении сотен и тысяч жизней. Оно достигается только одной ценой - благодаря неудержимому, страстному стремлению к нему. Где бы его ни предлагали, надо, не раздумывая, тотчас же отдать за него эту цену» (Ч.-ч., Мадхья, 8.70).
Мирская страсть - это болезнь, от которой надо лечиться, в то время как страсть к Кришне - явление совершенно здоровое, и ее, напротив, нужно взращивать. Смотрящий вперед преданный всегда поддерживает в своем сердце пламя жгучего, страстного желания обрести прему. Это пламя сжигает дотла все вздорные мысли и мирские желания. Жизнь, проникнутая жаждой по Кришна-преме, превращается в ежедневную, нескончаемую острую тоску, томление по звукам флейты Кришны, по даршану Кришны, по сокровенным забавам Кришны с Радхикой и враджа-гопи.
Тот, кто хочет духовного совершенства, должен постоянно проявлять подобную страсть, когда повторяет святое имя Кришны. Иначе говоря, он должен повторять святое имя с жадным стремлением услышать флейту Кришны, увидеть Его великолепный облик и стать свидетелем Его удивительных игр. И когда человек, наконец, увидит Кришну в Его святом имени, всей его мирской страсти придет конец. Разумеется, следует вести себя достойно, чтобы и Кришна захотел увидеть такого преданного. Но в самом желании увидеть Кришну нет ничего дурного. Более того, мы должны сильно хотеть увидеть Кришну, быть с Кришной. Гау-ракишора дас Бабаджи считал свою нама-джапу бесполезной, если во время повторения святого имени он не видел прекрасный облик Кришны. «Гауракишора дас Бабаджи не выносил безуспешной бхаджаны. Когда во время медитации имя не проявлялось, то есть не было нама-спхурти, он часто бросался в Гангу. Он заходил в воду по шею и выходил только тогда, когда имя открывало ему себя» («Прабхупада Сарасвати Тхакур», стр. 57).
Во многих комментариях Шрила Прабхупада вдохновляет нас жаждать даршана Кришны: «Нужно иметь страстное рвение. Только тогда вы увидите Бога. Если тем или иным способом вы разовьете такое рвение - „Я должен увидеть Кришну", - вы увидите Его. Кришна откликнется, если вы действительно жаждете Его увидеть. Это советует Рупа Госвами, приводя разговор гопи.
Одна гопи советует другой: „Моя дорогая подруга! Есть один юноша, его зовут Говинда. Он стоит на берегу Ямуны возле Кеши-гхата и играет на флейте. Он удивительно прекрасен, особенно в ночь полнолуния. Пожалуйста, не ходи туда, если ты намерена наслаждаться мирской жизнью с мужем, детьми и другими родственниками".
Иначе говоря, если вы хотя бы раз увидите Кришну, то забудете обо всех сумасбродных материальных удовольствиях. Вот что значит увидеть Кришну» (ЛШП, 15.8.72).
«Преданный хочет увидеть Кришну. Но он говорит: „Я не стану возражать, если ты разобьешь мое сердце, не показываясь мне на глаза. Я ничего не имею против. Можешь разбить мое сердце". Он говорит так потому, что всегда охвачен жгучим желанием увидеть Кришну. Подобно тому как Радхарани всегда жаждет увидеть Кришну. Но Кришна не приходит.
Кришна покинул всех гопи и отправился в Матхуру. Остатки своих жизней гопи провели в слезах. Такова чистая преданность. Кришна разбил их сердца. Но они думали: „Мы не возражаем. Убитые горем, мы будем всю жизнь просто плакать. Ты погубил нас, Кришна". Такова любовь к Кришне» (ЛШП, 11.7.72).
«Мы должны идти по стопам Господа Чайтаньи и Шести Гос-вами Вриндаваны. Они всегда служили Кришне. Они никогда не говорили: „Теперь я увидел Кришну" или „Прошлой ночью я танцевала с Кришной". Напротив, они плакали: „Кришна, где Ты?" Они постоянно искали Его, мучимые вопросом, когда же они, наконец, увидят Его. Мы также должны сильно хотеть увидеть Кришну и быть с Ним» (ПШП, 5.7.75).
«Во сне и наяву, и даже во время еды Господь Чайтанья говорил только о Господе Кришне, и ни о чем другом. Преданные проводят свои дни и ночи, слушая повествования о Кришне, говоря о Нем и сосредоточенно размышляя о Нем в своих сердцах. Преданные думают: „Когда же Кришна появится передо мной? Когда смогу я общаться с преданными? Когда мое сердце очистится?" Вот какие мысли живут в сердцах преданных, и эти мысли делают их несказанно счастливыми. Играя роль вайшнава, Махапрабху видел Кришну всегда и повсюду» (Ч.-бхаг.).
Панча-таттва рупа-дхьяна
Медитация на Шри Чайтанью: «Я поклоняюсь Шри Чайтанье Махапрабху, чей луноподобный лик источает нектар нежной улыбки. Волосы на Его голове собраны в красивый узел и перевязаны жемчужной нитью. Его великолепное золотистое тело, умащенное сандаловой пастой и мякотью агуру, украшают восхитительные одежды, цветочные гирлянды и разнообразные сверкающие бусы и браслеты. Захваченный танцем, Он восторгается сладостью расы. Своим сиянием Он затмевает бога любви, и Ему всегда служат Его близкие преданные». «Я медитирую на золотистого Господа Гаурангу, который непрерывно повторяет хари-наму. Погруженный в Кришна-прему, одной рукой Он благословляет, а другой - дарует бесстрашие».
Медитация на Шри Нитьянанду:
«Пусть я всегда буду помнить облик и улыбающееся лицо Шри Нитьянанды-Рамы. Его чарующая походка величавее поступи слона. Его убранство изящно, словно голубой цветок лотоса. Блеск Его тела затмевает сияние восходящей полной луны. А глаза, которые вращаются от премы, прекраснее мечущихся колибри».
Медитация на Шри Адвайту Прабху:
«Лотосным стопам Адвайты Ачарьи служат все преданные. Он дарует благословения любому и каждого наделяет бесстрашием. От Него исходит яркое золотое сияние. У него сильные руки и красивое лицо. Глаза Его неотрывно смотрят на Шри Гаурангу. Его тело украшено према-бхакти и покрыто белой одеждой, ослепительно сверкающей, словно цветок кунда. Да пребудет всегда в наших мыслях Шри Адвайта-чандра, олицетворение блаженства».
Медитация на Шри Гададхару:
«Стопы Шри Гададхары Прабху словно цветки лотоса, обильно покрытые пыльцой милосердия. Своим золотистым обликом он подобен Шри Гауранге. Стоя справа от Гауранги, он протягивает правую руку, преподнося Ему пан. Погруженный в восторженную прему, он нежно улыбается и неотрывно с привязанностью глядит на луноподобный лик Шри Гауранги. Пусть же наши мысли всегда будут сосредоточены на Шри Гададхаре Пандите, лучшем из брахманов, который одет в белые одежды и преисполнен безграничного богатства мадхура-бхакти-расы».
Медитация на Шривасу Тхакура:
«Давайте сосредоточенно размышлять обо всех исполненных блаженства вечных приближенных Господа Гауранги во главе со Шривасой Тхакуром, которого украшает лучезарная према, исходящая от лотосных стоп Шри Гауранги. Благодаря этой пре-ме они всегда охвачены разнообразными саттвика-бхавами, такими как плач и трепет. Их тела, сияющие, словно чистое золото, покрыты безупречно белыми одеждами. Их лица всегда озарены улыбками, а руки заняты служением» («Гаура-Говинда-арчана-смарана-паддхати»).
Ум, подобный Вриндавоне
Деятельность ума заключается в том, чтобы мыслить, чувствовать и желать. Благодаря этому ум принимает то, что с мирской точки зрения благоприятно, и отвергает то, что неблагоприятно. Таково сознание большинства людей. Однако, когда ум, вместо того чтобы принимать и отвергать, сосредоточивается на лотосных стопах Кришны, он становится подобным Вриндаване. Ведь где Кришна, там всегда и Шрима-ти Радхарани, и гопи, и пастушки, и все остальные жители Вриндаваны. Поэтому, как только человек сосредоточивает свой ум на Кришне, его ум уподобляется Вриндаване» (Ч. -ч., Мадхья, 13.137, ком.).
Медитация на лотосные стопы
'дхйейа-мадхйе дживера картавйа кон дхйана?' 'радха-кршна-падамбуджа-дхйана - прадхана'
Шри Чайтанья Махапрабху спросил: „Какой из многообразных видов медитации необходим для всех живых существ?" Шрила Рамананда Рай ответил: „Главная обязанность каждого живого существа - медитировать на лотосные стопы Радхи и Кришны"» (Ч.-ч., Мадхья, 8.253).
Есть множество видов медитации и множество разных целей, к которым занятия этими видами медитации приводят. Однако в приведенном выше стихе Рамананда Рай отмечает, что дхъяна-прадхана, главный, основной вид медитации, - это сосредоточение мыслей на прекрасных лотосных стопах Радхи-Кришны. Лотосные стопы Кришны являются совершенным объектом медитации, поскольку они отсекают привязанность к материальной жизни и исполняют желания преданных. Тем не менее, если сердце человека не чисто, а ум беспокоен, он не сможет направить свои мысли на лотосные стопы Кришны.
В этом мире сердце человека порабощено влечением к сексу, а это нарушает медитацию. Повторяя святые имена Кришны, человек очищается и достигает умиротворенности. Только после этого, продолжая повторять святые имена, он может найти прибежище у лотосных стоп Кришны. Однако, для того чтобы сделать лотосные стопы Господа своим единственным прибежищем, требуется смирение. Лотосные стопы Господа символизируют такое прибежище, ибо они защищают преданного от опасностей материальной жизни.
О том, какие блага получает человек, медитирующий на лотосные стопы Кришны, говорится в Ведах повсюду: «О лотосоокий Господь, когда человек сосредоточивает мысли на Твоих лотосных стопах - вместилище всего бытия - и, намереваясь пересечь океан невежества, избирает их в качестве лодки, он идет по пути махаджан, великих святых, мудрецов и преданных. Благодаря такому простому способу, для него пересечь океан невежества все равно что переступить через лужицу в отпечатке телячьего копытца» (Бхаг., 10.2.30).
В этой главе описывается сосредоточение на облике Кришны как способ возвращать блуждающий ум к святому имени. Все ачаръи и все шастры учат, что медитация на трансцендентный облик Кришны должна начинаться с лотосных стоп Господа.
«Вначале мы должны стараться увидеть лотосные стопы Кришны, и когда мы научимся этому, можем смотреть на Его бедра, Его талию, Его грудь. Затем мы сможем поднять свой взор до Его улыбающегося лица. Следует медитировать на облик Кришны в этой последовательности. Так мы будем общаться с Кришной, сосредоточенно размышляя о Его улыбающемся лице, Его флейте, Его руках, Его одежде, Его возлюбленной Шримати Радхарани, и других гопи вокруг Него. Мы должны учиться созерцать Верховного Господа, и для этого Он предстал перед нами как арча-вигра-ха» («Учение Господа Капилы», 36, ком.).
Этот прием джапы, как и все другие, описанные ранее, годится, чтобы использовать его каждый раз, когда непослушный ум отказывается «просто слушать имя». Вы можете укротить ум и направить его на святое имя, повторяя джапу громче и применяя «медитацию на лотосные стопы». Сначала закройте глаза, мысленно представьте себе прекрасные лотосные стопы Кришны и затем попытайтесь «увидеть» отдельные знаки на каждой стопе, помня при этом их значения, описанные ниже. «Управлять мыслями можно, сосредоточив их на лотосных стопах Кришны. Этого достаточно. Никакой вздор не полезет вам в голову. Там будет только Кришна. Таково совершенство медитации» (ЛШП, 13.02.69).
Лотосные стопы Шри Нитьянанды Прабху
Правая стопа. «Я медитирую на двенадцать чудесных знаков на подошве правой стопы Нитая, которые даруют всевозможные блага». У основания большого пальца Прабху находится расписанная узорами морская раковина, из которой проявляется любой вид знания. Ниже раковины расположен диск; он уничтожает шесть врагов человеческой жизни: похоть, гнев, жадность, зависть, гордыню и заблуждение (кому, кродху, лобху, матсаръю, маду, моху). Ниже диска идет плуг, под плугом - четыре стрелы, а еще ниже -лук без тетивы. Под луком расположен полумесяц, а на пятке -ягода ежевики (джамбу). У основания среднего пальца находится знак в виде ячменного зерна. Под безымянным пальцем - очаровательный распустившийся цветок красного лотоса. Ниже цветка лотоса, вдоль внешнего края стопы расположен флаг победителя, джая-дхваджа, который означает, что стопы Нитьянанды сокрушают все препятствия на пути преданного служения. Под флагом находится стрела молнии, знаменующая конец всем бедам и страданиям преданного. А под этой стрелой, сразу сбоку от полумесяца - жертвенный алтарь.
Левая стопа. «Я медитирую на двенадцать благоприятных знаков на подошве левой стопы Нитая, которые дают все виды счастья». У основания большого пальца Прабху находится жертвенный алтарь. Ниже - зонтик. Под зонтиком - узорчатый трезубец (шакти), а сбоку от него - след коровьего копыта. Ниже следа копыта идут четыре сосуда для воды, и на пятке находится рыба. У основания среднего пальца расположены две концентрические окружности, представляющие внутреннее (внутри человеческого тела) и внешнее пространство. Под безымянным пальцем находится цветок лотоса, а под ним - расписная булава. Под мизинцем располагается стрекало для слонов. Ниже стрекала, вдоль внешнего края стопы Прабху - еще один цветок. А под цветком - привлекательная цветущая лиана. «Я постоянно медитирую на двадцать четыре благоприятных знака на нежных лотосных стопах Нитая. Сияя светом миллионов лун, Его стопы несут освежающую прохладу уму и сердцу».
Лотосиые стопы Шри Кришны Чайтаньи
Интересно, что лотосные стопы Шри Чайтаньи Махапрабху, который является аватарой Радха-Кришна-Югалы, в основном отмечены всеми теми знаками, которые есть на лотосных стопах как Радхи, так и Кришны.
Правая стопа. «О ум, всегда помни шестнадцать благоприятных знаков, украшающих подошву правой лотосной стопы Шри Гаурасундары». У основания большого пальца находится знак в виде ячменного зерна, ниже его - зонтик. Под зонтиком - трезубец (шакти). От середины стопы и до сочленения большого и второго пальцев пролегает тонкая линия «судьбы». У основания второго пальца находится посох, у основания среднего - цветок лотоса, а ниже цветка лотоса - гора. Под горой - колесница. Еще ниже, на пятке, - восьмиугольник, окруженный четырьмя свастиками, расположенными в четырех главных направлениях. Между свастиками находится по ягоде ежевики. У основания мизинца есть стрекало для слонов, под ним - стрела молнии. Ниже громовой стрелы - жертвенный алтарь и булава, а еще ниже - раскачивающиеся серьги.
Левая стопа. «О ум, всегда помни шестнадцать благоприятных знаков, украшающих левую стопу Шри Гаурахари». У основания большого пальца находится морская раковина, и под ней -диск. У основания среднего пальца - две концентрические окружности, а ниже их - лук без тетивы. Под луком - драгоценный браслет. У основания мизинца, близко к внешнему краю стопы -красивый кувшин. Ниже кувшина, но посередине стопы - след коровьего копыта, а под ним - треугольник, окруженный четырьмя сосудами для воды. Сразу под треугольником расположен полумесяц. А вдоль внешнего края стопы и ниже следа коровьего копыта идут последовательно прекрасный флаг, цветок и лиана. Ниже лианы, в центре пятки находится чудесная черепаха, и под ней - рыба. А над черепахой, у внутреннего края стопы располагается великолепная гирлянда.
Лотосные стопы Шримати Радхики
Правая стопа. «Я поклоняюсь Шри Радхе, чья прекрасная правая лотосная стопа отмечена восемью благоприятными знаками». У основания большого пальца находится морская раковина. Между основаниями второго и среднего пальцев - гора. Посередине стопы, от знака горы и до пятки расположилась колесница, а на пятке - рыба. Сбоку от колесницы, вдоль внутреннего края стопы находится оружие шакти, трезубец. А с другого боку от колесницы, вдоль внешнего края стопы - булава. У основания мизинца -жертвенный алтарь, и под ним - драгоценная серьга.
Левая стопа. «Я поклоняюсь Шри Радхе, чья изящная левая стопа украшена одиннадцатью благоприятными знаками». У основания большого пальца находится знак в виде ячменного зерна. Под ним - диск, а еще ниже - зонтик. Под зонтиком - браслет. От центра стопы и до сочленения большого и второго пальцев тянется изогнутая линия. У основания среднего пальца расположен цветок лотоса, и под ним - флаг. Под флагом - цветок, под цветком -лиана. На пятке находится прекрасный полумесяц. У основания мизинца расположилось стрекало для слонов. В таком порядке нужно всегда помнить девятнадцать благоприятных знаков на стопах Шримати Радхики.
«О Вриндаванешвари! О Шри Радхе! Молю Тебя о прибежище у Твоих лотосных стоп. Твои лотосные стопы - сокровищница нектара божественной любви. Шьямасундара верно и нежно хранит Твои стопы в Своем сердце. Они полностью гасят пылающий пожар материальной жизни» («Радха-раса-судха-нидхи»).
Лотосные стопы Шьямасундары
Правая стопа. «Я медитирую на одиннадцать благоприятных знаков, украшающих подошву правой стопы Кришны». У основания большого пальца находится знак в виде ячменного зерна. Под ним - диск, под диском - зонтик. От центра стопы и до сочленения большого и второго пальцев тянется изогнутая линия. У основания среднего пальца расположен прекрасный цветок лотоса. Под лотосом - развевающийся флаг. У основания мизинца находится стрекало для слонов, а ниже его - громовая стрела. На пятке расположен восьмиугольник, который окружен четырьмя свастиками, расположенными в четырех главных направлениях. Между свастиками находится по ягоде ежевики (джамбу).
Левая стопа. «Я медитирую на восемь благоприятных знаков, украшающих подошву левой стопы Кришны». У основания большого пальца находится морская раковина. У основания среднего -две концентрические окружности. Под ними - лук без тетивы. Ниже лука располагается след коровьего копыта. Еще ниже - треугольник, окруженный четырьмя сосудами для воды. Под треугольником - полумесяц, и на пятке - рыба. Да погрузятся наши умы в памятование девятнадцати благоприятных знаков, украшающих лотосные стопы Шри Кришны.
Лотосные стопы Шъямасундары
«Просто сосредоточенно размышляя о лотосных стопах Кришны, человек обретает все духовные и материальные богатства, удачу, красоту и замечательные качества. Эти стопы - обитель всех лил. Пусть лотосные стопы Кришны будут для нас всем на свете» («Говинда-лиламрита», гл. 16).
Объяснения знаков на лотесных стопах Радхи-Кришны
Описания, приведенные в этом разделе, взяты из «Сканда-пура-ны», «Матсья-пураны», «Гарга-самхиты», «Сарартха-даршини» (комментария, тики, Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура к «Шримад-Бхагаватам»), «Ананда-чандрики» (комментария Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура к «Говинда-лиламрите»), из книги Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура «Рупа-чинтама-ни» и из труда Шри Дживы Госвами «Шри Кара-пада-югала-сама-хрити». Знаки, которые встречаются на стопах и Радхи, и Кришны, обозначены как «РК». Те, что на стопах только Радхи, - как «Р», а те, что на стопах только Кришны, - как «К».
Морская раковина (РК). Морская раковина - это символ победы тех, кто, найдя прибежище у лотосных стоп Радхи-Говинды, теперь навсегда защищены от любых бед и награждены бесстрашием. Как морская раковина наполнена водой для омовения Божественной Четы, так и Их лотосные стопы наполнены божественной амритой, которая гасит пылающий пожар материальных страданий преданных.
Флаг (РК). Флаг возвещает о том, что преданные, сосредоточенно размышляющие о лотосных стопах Радхи-Кришны, находятся в безопасности и надежно защищены от страха. Флаг на стопе Радхи провозглашает неоспоримую победу Ее сакхи.
Рыба (РК). Как рыба не может существовать без воды, так и преданные не могут прожить и мгновения без лотосных стоп Радхи-Шьямасундары. Рыба на стопе Радхи указывает на то, что Она не в состоянии прожить даже миг без Своего возлюбленного, Шьямасундары. Переменчивый ум похож на рыбу, поэтому надо прилежно сосредоточивать его на лотосных стопах Радхи-Говин-ды, чтобы утвердить их в своем сердце. Лотосные стопы Радхи-Говинды не переносят сухости. Чтобы привлечь рыбу Их стоп в свое сердце, его надо сначала растопить любовными расами. Рыба (ма-кара) - это знак отличия на флаге Камадевы; на стопе Кришны он возбуждает во враджа-гопи желание любовных забав. Он также показывает, что Кришна победил Камадеву: знак с флага сдавшегося Камадевы находится на подошве стопы Кришны. И еще знак рыбы показывает, что во время пралайи Кришна принимает облик Матсьи (воплощения в форме), чтобы спасти Своих преданных.
Лотос (РК). Мысли преданных, которые сосредоточенно размышляют о лотосных стопах Радхи-Говинды, словно пчелы, жадно стремятся к переполненному нектаром лотосу премы. Лотос (символ Лакшми-деви) указывает на то, что преданные, которые помнят лотосные стопы Радхи-Говинды, всегда встретят на своем пути успех и удачу. Лотосные стопы Радхи-Шьямы так нежны, что сравнить их можно только с лепестками лотоса. На первый взгляд Их стопы выглядят, как только что раскрывшиеся цветки лотоса. Это показывает, что лотосные стопы Радхи-Шьямы всегда находятся во Враджабхуми, которая по форме напоминает лотос. Знак лотоса также означает, что тот, кто всегда медитирует на лотосные стопы Радхи-Шьямы, вскоре встретит удачу: Божественная Чета благословит его цветком лотоса. Лотос на стопе Радхи связан с Ее маной, когда Кришна Своими лотосными руками массирует Ее стопы. Также он связан с маленьким голубым цветком лотоса, который Радхика всегда держит в руке. Радха часто использует его, чтобы нежно шлепнуть Шьяму, когда тот «плохо себя ведет».
Лук (РК). Этот знак показывает, что те, кто нашел прибежище у лотосных стоп Радхи-Шьямы, навеки избавлены от каких бы то ни было трудностей. Он также говорит о том, что, когда мысли преданного достигают цели - стоп Радхи-Шьямы, према переполняет его и выливается наружу в виде потоков слез.
Стрекало (РК). Стрекало означает, что медитация на лотосные стопы Радхи-Говинды заставляет слона ума покориться и держит его на верном пути. Стрекало на стопе Радхи показывает, что Радха, и только Радха, может полностью подчинить Себе бешеного слона - героя по имени Кришна.
Треугольник (К). Преданные, нашедшие прибежище у стоп Кришны, спасены от ловушки трех гун и тройственных страданий, представленных тремя сторонами треугольника. Лотосные стопы Шьямы - это первое и последнее пристанище для обитателей трех миров. Нет более надежного убежища для полубогов, людей и животных, чем лотосные стопы Кришны. Каждый должен обратиться к лотосным стопам Кришны, полностью сосредоточив на них усилия тела, ума и речи. Стопы Кришны приковывают к себе взгляд трехглазого Господа Шивы.
Ячменное зерно (РК). Ячменное зерно показывает, что, служа лотосным стопам Радхи-Говинды, преданные получают любые жизненные блага. Когда преданный находит прибежище у лотосных стоп Радхи-Говинды, его путешествие через многие и многие рождения и смерти заканчивается в одно мгновение, как в одно мгновение срезают ячменный колос. Зерна ячменя поддерживают жизнь всех существ; подобно этому, чудесные лотосные стопы Радхи-Шьямы совершенным образом питают все души.
Алтарь (Р). Этот знак возвещает о том, что грехи тех, кто сосредоточенно размышляет о стопах Радхи, сгорают, словно в жертвенном алтаре во время ягъи. Также он показывает, что, подобно тому, как вселенная питается и процветает благодаря огненным жертвоприношениям, которые совершают брахманы, преданность тех, кто отдает свои мысли жертвенному огню медитации на стопы Радхики, питается и процветает благодаря этим подношениям. И еще знак алтаря указывает на то, что вечное любовное служение прелестным лотосным стопам Шри Радхи - высшая цель всей аскезы (тапы), благотворительности (даны), всех обетов (враты) и ягъй (жертвоприношений).
Полумесяц (РК). Он говорит о том, что полубоги, например, Господь Шива, украшают свои головы отпечатками лотосных стоп Радхи-Говинды. Кроме того, он показывает, что преданные, которые тоже украшают свои головы лотосными стопами Радхи и Кришны, смогут стать такими же возвышенными и чистыми вайшнавами, как Господь Шива. Словно луна, дарующая чудесную прохладу своих лучей, лотосные стопы Радхи-Шьямы проливают на Своих преданных утешительный нектар, избавляющий их от тройственных материальных страданий. Радха-Говинда носят на Своих стопах символ луны - божества, повелевающего умом, и преданный может найти пристанище своему уму на Их лотосных стопах. Этот знак на стопах Радхи-Говинды указывает и на то, что луна, пристыженная сверканием полных лун блестящих ногтей на пальцах Их ног, сжалась вдвое и предстала в форме полумесяца. Как половина луны постепенно достигает полного размера и сияния, так и благословения, ниспосланные на того, кто день изо дня распространяет славу лотосных стоп Радхи-Говинды, несомненно, преумножатся и проявятся во всей своей полноте.