Представь себе пробор Кишори, помеченный красной кунку-мой. Вообрази себе Ее корону, сделанную из разноцветных драгоценных камней. Созерцай удивительную косу Шьямешвари, в которую вплетены букетики изысканных цветов. Эта коса - словно тривени, слияние трех величайших рек. Сосредоточься на сверкающей золотой кайме вдоль края сари, который покрывает голову Радхи. И, наконец, мой дорогой ум, просто полностью погрузись в глубокую, непрерывную медитацию на чарующую, милую, нежную улыбку Шримати Радхарани.
Эти стихи описывают трансцендентный философский камень медитации на прекрасные божественные облики (рупа-чин-тамани) Радхи-Мадхавы. Те разумные, непоколебимые и решительные преданные, которые с неотрывным вниманием и полной сосредоточенностью прочитают эти описания два, три или четыре раза, обретут право непосредственно и без промедления лицезреть Их Светлости» (Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур; «Рупа-чинтамани»).
Медитация на Радху-Говинду
Евинда прекрасен, словно голубой лотос, а лицо Его подобно луне. С пером павлина в волосах Он выглядит очень изящно. Его украшает знак Шриватса на груди, и Он носит великолепный камень Каустубху. Ярко-желтый шелковый наряд делает Его необыкновенно привлекательным. Гопи с обожанием смотрят на Говинду своими лотосными глазами. Он умело извлекает сладкозвучные мелодии из бамбуковой флейты. Я поклоняюсь Говинде, чей облик - трансцендентная редчайшая жемчужина.
Тело Радхи сверкает как расплавленное золото. Ее иссиня-черные волосы роскошны. Радха носит гирлянду из цветов жасмина. Ее лицо прелестно, как луна в осеннюю пору. Ее глаза всегда находятся в движении, словно порхающие птицы чакори. Искрящаяся улыбка на Ее обаятельном лице дарит жизнь всему миру.
|
Радхику украшают изысканные драгоценности и восхитительное жемчужное ожерелье, которое свисает на Ее упругие груди. Она одевается в синее сари, и множество звонких колокольчиков дополняет Ее убранство. Она носит драгоценные браслеты. Ее обворожительная трансцендентная фигура не знает себе равных. Она - самая прекрасная девушка во всем мироздании. Радхика всегда рядом с Кришной. Она постоянно охвачена самозабвенной расой, да станет Она моим прибежищем во Вриндаване!» (Шрила Руна Госвами, Сутра-упасана из «Вайшнава-пуджа-видхи»)
Радха-Говинда Йогапитха-дхьяна
Посреди Вриндаваны есть никунджа, окруженная Ямуной. Там находится трансцендентный сад. Он знаменит тем, что в нем возвышается прекрасное дерево кадамба, которое исполняет любые желания и на котором одновременно распускаются всевозможные цветы. Этому месту служат шесть олицетворенных времен года.
Под сенью этой медоносной калпа-врикши расположена золотая площадка. Она сияет так ярко, будто солнце, восходящее над горным хребтом из чистого золота. На ней стоит беседка, увешанная сверкающими драгоценностями. В той беседке находится главная Йогапитха. Там, внутри, на усыпанном самоцветами полу, стоит изящная, вся в драгоценных камнях, асана в форме восьми лепесткового лотоса цвета утренней зари. Представьте себе, как Радха-Говинда сидят в центре Йогапитхи на украшенном драгоценными камнями троне.
Во Вриндаване есть три Йогапитхи: утренняя Йогапитха возле Гупта-кунды в Нанда-граме, дневная Йогапитха на Радха-кунде и вечерняя Йогапитха в Говинда-стхали. Кришнадас Кавираджа Госвами написал пранама-мантру, которая воспевает вечернюю Йогапитху:
|
дивйад-вхндаранйа-калпа-друмадхар
шримад-ратнагара-си хасана-стхау
шри-шри-радха-шрила-говинда-девау
прешхалибхир севйаманау омарами
«Я медитирую на Шри Шри Радху-Говиндадеву. Они восседают на сверкающем, усыпанном драгоценными камнями троне, под сенью древа желаний, в самом живописном уголке Вриндаваны. Божественной Чете вечно служат наиболее приближенные к Ним сакхи, такие, как Вишакха и Лалита» (Ч.-ч., Ади, 1.16).
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе
Святое имя и качества Кришны
Кришна - обладатель безграничных трансцендентных качеств. «Бхакти-расамрита-синдху» описывает шестьдесят четыре качества, которые всегда полностью проявлены в Шри Кришне, олицетворении сач-чид-ананды. Какие бы качества мы ни наблюдали в людях, все они берут начало в Кришне и выражены в Нем совершенным образом. Возвышенные души, получившие милость Кришны, наделены первыми пятьюдесятью из шестидесяти четырех качеств Кришны в некоторой степени. А обычные дживы имеют всего лишь крошечную крупицу этих качеств. Однако по милости Кришны самоотверженный преданный может обрести все замечательные качества, присущие возвышенным душам.
Рассказы о качествах Кришны поселяют в сердце радость и усиливают желание служить Господу. Преданный думает: «Кришна такой чудесный, добрый, удивительный! Я хочу служить Ему с преданностью и в один прекрасный день почувствовать в сердце любовь к Нему».
|
Повторяя святое имя Кришны, человеку постепенно постигает облик, качества и игры Господа. Согласно объяснению Шрилы Дживы Госвами («Бхакти-сандарбха», 256), слушание [или чтение] об облике Кришны способствует тому, что облик Господа проявляется во время повторения мантры. Подобно этому, если преданный слушает о качествах Кришны, он может медитировать на них, когда повторяет святое имя, и вскоре во время повторения эти качества откроются ему. Повторяя джапу, можно размышлять о каждом качестве Кришны, а также о Его играх, связанных с этим качеством. Это поможет уму сосредоточиться во время повторения святого имени на Кришне. Также можно молиться Кришне и Его вечным спутникам, чтобы они проявили снисходительность и позволили осознать замечательные свойства Господа.
1. Прекрасно сложен (сурамья-анга)
Очаровательную красоту прелестного тела Кришны невозможно ни с чем сравнить. Тем не менее, для того, чтобы наш ограниченный ум мог на что-нибудь опереться, Шри Рупа Госвами приводит несколько материальных сравнений. Полная луна в осеннюю пору слегка походит на прекрасное лотосное лицо Шья-масундары, окруженное мягким, приятным сиянием. Подобно птицам чакора, которые крепнут, поглощая глазами лунный свет, чистые преданные чашами своих широко раскрытых глаз постоянно пьют нектар, льющийся от полной луны лица Шьямы. Эта неиссякаемая сладость омывает их сердца потоками радости, вливает жизнь в каждую частицу их бытия и наполняет их силой. Когда гопи видят Кришну, который стоит под деревом кадамба на берегу Ямуны, заманчиво изогнув тело в трех местах, их мысли начинают бешено кружиться.
Тело Кришны настолько совершенно, что каждая его часть ошеломляет своей неповторимой красотой. Сильные руки Кришны как две колонны во дворце любви, сокрушающие вдребезги гордость Камадевы. Красноватые ладони Кришны, которые напоминают два раскрывшихся цветка красного лотоса, освежают уставшие лица гопи своим благоуханием и прохладным прикосновением. Его широкая могучая грудь - это дверь в принадлежащую гопи сокровищницу премы. Талия Кришны подобна террасе во дворце Радхарани, где Она забавляется и иногда отдыхает. Его бедра - логово льва по имени Хари, который затаился там, чтобы внезапно схватить любопытные взгляды враджа-гопи. Соперничающие с сильными хоботами слонов, стройные ноги Кришны служат опорами, чтобы приковать сладострастные мысли враджа-гопи.
Тело Кришны, цветом подобное синему лотосу или синему сапфиру, завораживает, словно дерево тамала или гряда темных облаков. Кришна - это океан дивной красоты. Шри Говинда носит желтые одежды и гирлянду из лесных цветов. Гокулананду украшают различные драгоценные камни. Он - неистощимый источник бесчисленных чудесных трансцендентных развлечений. У Радхика-раманы длинные вьющиеся волосы, и Он умащен множеством благоуханных притираний.
Изящную корону Шьямасундары украшают многообразные цветы, а очаровательный лоб Гопинатхи - тилака и локоны волос. Игривые движения приподнятых черных бровей Дамодары пленяют сердца гопи. Подвижные лучистые глаза Мурали-манохары похожи на красные и синие лотосы. А уши и щеки Вриндавана-чанд-ры выглядят еще прелестней благодаря замысловатым драгоценным серьгам.
Милое лицо Мадхавы сияет, будто миллионы лун. Когда Шри Кришна произносит разные забавные шутки, его подбородок изумительно прекрасен. На груди у Говардхана-дхари висит медальон с вложенным внутрь портретом Шри Радхи. Красота шеи Врадженд-ра-нанданы, подчеркнутая жемчужным ожерельем, покоряет жителей трех миров. Могучая грудь Мукунды, на которой покоится жемчужное ожерелье и сверкающий, словно вспышки молнии, камень Каустубха, пробуждает в очаровательных гопи желание наслаждаться. Кришна получил Каустубху от жен змея Калии, которые преподнесли эту драгоценность Кришначандре собственноручно.
Украшенные на запястьях и предплечьях браслетами руки Мад-хупати достигают колен. Ярко-розовые лотосные ладони Гокулачан-дры отмечены различными благоприятными знаками. Обворожительный живот Радха-натхи - совершенная обитель удовольствий.
Манящая к себе спина Радха-раманы так и жаждет игривых прикосновений прелестных гопи. А благоухающий лотос бедер Раса-бихари сводит с ума бога любви. Колени Расараджи Шри Кришны очаровательны и непостижимо прекрасны. Ноги Мурари, подобные двум стройным банановым деревьям, пленяют сердца всех женщин.
Нежные лотосные стопы Мадана-моханы украшены драгоценными ножными колокольчиками и отмечены различными благоприятными знаками. Естественный красноватый цвет подошв на ступнях Шьямы сродни сиянию роз. Привлекательные лотосные стопы Говардхана-натхи подобны двум океанам, наполненным счастьем чистой любви. А розовые пальцы на ногах Враджа-кишоры блестят благодаря выстроившимся в ряд полным лунам Его ногтей» («Радха-Кришна-ганоддеша-дипика»).
2. Отмечен благоприятными знаками на теле (сарва-сал-лакшана-юкта)
Тело Кришны отмечено всеми благоприятными знаками, которые отличают Его как высочайшее проявление Абсолютной Истины - Бога, Верховную Личность. С какой стороны ни посмотреть на Него, взгляд всегда будет мучительно изнывать от осознания недостижимого высшего изящества божественного облика Кришны.
Семь мест на теле Кришны излучают чудесное красноватое сияние: глаза, губы, язык, небо, ладони, ногти и стопы. У Кришны широкий лоб, грудь и талия. Три части тела Кришны короткие -шея, бедра и половой орган. Три части Его прекрасного тела глубокие - пупок, голос и разум. Пять частей великолепного тела Кришны длинные - нос, уши, лоб, руки и бедра. Пять частей Его тела тонкие - кожа, зубы, кончики пальцев, волоски на теле и волосы на голове и в других местах. Любой в трех мирах, кто видит чарующий облик Шри Кришны, испытывает несказанное удовольствие.
3. Приятный (ручира)
Л удивительное тело Кришны - это нескончаемый праздник блаженства для жаждущих взоров жителей Враджи (наяна-ма-хотсава). «Гопи наслаждались красотой Кришны, словно торжеством непреходящей радости» (Бхаг., 9.24.65).
Все в Кришне настолько приятно и исполнено такой услады, что одно мгновение разлуки с Ним подобно миллионам лет мучительных пыток. Восемь частей тела Кришны похожи на цветок лотоса - лицо, глаза, пупок, две кисти рук и две стопы. И подобно тому, как цветущий красный лотос радует глаз и сердце любого человека, будь то принц или нищий, образ Кришны услаждает сердце каждого.
Особенно прекрасны в Кришне Его нежная улыбка, неугомонные глаза и ум, изобретательный на мелодии флейты и песни. Да насладятся однажды наши сердца безграничной радостью от созерцания дивного облика Шьямасундары, когда мы будем повторять Его всепривлекающее святое имя!
4. Сияющий (теджаса-анвита)
Яркий блеск камня Каустубха и других драгоценностей, которые украшают грудь Кришны, способен затмить сияние солнца. Однако в сравнении с сиянием тела Господа эти драгоценности не ярче звездочки на небе. Ничто не может превзойти трансцендентного могущества Кришны» (Н. п., гл. 21).
Лучезарное тело Кришны необычайно могущественно. Но, несмотря на это, Он находится во власти чистой любви Радхики и покорно учится у Нее танцу премы. Хотя ослепительное сияние солнца Кришны освещает весь мир, таинственные облака ревнивого гнева (мани) Радхики затмевают его. И вселенское могущество Кришны сходит на нет, когда Он припадает к стопам Радхи, чтобы обласкать их Своим теплом.
Мягкое сияние вокруг Кришны освещает сердца гопи, а также всех тех, кто потерялся во тьме майи. Яркий блеск рубиново-крас-ных ногтей на ногах Кришны смешивается с нежным голубым свечением, которое исходит от Его лотосного лица, окрашивая Вриндавану в лиловые тона. Сверкающие серьги Кришны лучиками света указывают глазам гопи дорогу к Его искрящейся улыбке. Пусть великая сила повторения святых имен Кришны и памятование Его необыкновенных качеств очистит зеркало сердца, чтобы оно отражало свет любви Кришны.
5. Сильный (балиян)
Выдающуюся телесную силу Кришны будут вечно воспевать в стихах и прозе. Как Муралидхара, Кришна держит флейту и крадет сердца гопи, а как Гиридхари, Он поднимает гору, чтобы окружить Себя любящими сердцами. Кришна - изначальный силач. Он самый крепкий, самый могучий, неоспоримый герой-победитель в трех мирах. Несмотря на то что Ариштасура ростом доходил до облаков и был громаден как гора, Кришна с легкостью поднял его и отшвырнул, словно тряпичный мячик.
В «Бхагавад-гите» Кришна обещает наделять силой: «Я -сила сильных, талант в человеке, Я даю знание и память». Повторение святого имени соединяет нас с этой божественной сокровищницей силы. Всемогущий Кришна одаряет искреннюю душу силой знания, чтобы джива могла обуздать чувства, силой воли, - чтобы она справилась с умом, и силой любви, - чтобы пленить ее сердце.
6. Вечно юный (ваяса-анвита)
Где бы и когда бы мы ни увидели Кришну - как младенца, как мальчика, как озорного романтичного юношу, - Его переполняют волны красоты и сладости. Младенчество и детство Кришны можно наблюдать только на Земле, в Бхаума-Вриндаване, но на Враджалоке Кишора-Кишори забавляются и играют друг с другом, никогда не расставаясь с юностью, неизменно пышущие красотой и здоровьем. Кришна проявляет разные возрасты, и, тем не менее, Он всегда пребывает в состоянии цветущей юности.
В «Гаура-Говинда-арчана-смарана-паддхати» говорится, что вечный возраст Кришны-Кишора - пятнадцать лет, девять месяцев и семь с половиной дней, а Кишори-Радхи - четырнадцать лет, два месяца и пятнадцать дней. В этом возрасте Кришна известен как Расараджа, и Он проявляет Свой наиболее привлекательный облик, украшенный множеством восторженных рас. Шримати Радхику в Ее вечном облике кшиори называют Махаб-хава Сварупини, потому что Она исполняет каждое любовное желание Кришны.
Исследователи изъездили весь мир в поисках пресловутого «источника молодости». Современные врачи отчаянно борются со старением. А знаменитые ученые без устали проводят опыты, надеясь создать чудодейственные «таблетки вечной юности». Прекращайте эту борьбу, закрывайте лаборатории, испробуйте древний способ - повторение хари-номы. Повторяя Харе Кришна, вы будете пить из источника молодости и никогда не состаритесь, и не умрете. Вы сможете лицезреть Гопинатху, вечно юного Господа любви. И вы обретете нестареющее, всегда цветущее духовное тело.
7. Блестящий знаток языков (вивидха-адбхута-бхаша-вит)
Нектар преданности» описывает Кришну как блестящего знатока различных языков. Кришна знает язык богов - санскрит, деревенскую враджа-бхашу, все разнообразие языков мира, а также языки птиц и животных.
«Увидев любовь лесных растений и животных, Кришна растаял от радости и сказал: „О дорогие обитатели леса, вы счастливы? О Мои друзья деревья, способствует ли вам удача? О лани, все ли хорошо у вас? Птицы, а как поживаете вы? О шмели, вы прекрасно выглядите! О все движущиеся и неподвижные создания, все ли вы довольны?"» («Говинда-лиламрита»)
Как-то ночью Кришна спрятался в лесу неподалеку от Яваты и в точности подражал мелодичному пению кукушки, чтобы зазвать к Себе Радхику и других гопи.
Играя на флейте, Кришна зовет коров по именам: «Хе-е, хе-е Дхавали! Чандрани! Рангини! Хамси! Чамари!» Взглядом, выражающим глубочайшее желание наслаждаться с гопи, Кришна говорит на языке любви. Речи Кришны серьезны, приятны, поэтичны, умны, забавны, очаровательны, кротки, двусмысленны и мудры. Кришна всегда произносит нужные слова в подходящее время.
Помимо того, что Кришна знает все языки на земле и на небесах, языки птиц, растений, животных и язык любви, Он может разговаривать с любым живым существом на любой планете в любой вселенной. Шри Кришна находится рядом с каждой душой как молчаливый свидетель, выжидая подходящее время, чтобы начать говорить. Когда порабощенная майей душа встречает преданного, который продает книги Шрилы Прабхупады, Кришна велит из сердца: «Этот „Бхагаватам" замечательный. Ты должен купить его». Когда искренняя душа ищет Бога, Кришна говорит изнутри: «Вот твой гуру. Вручи себя ему, и ты достигнешь совершенства». А духовному учителю Кришна сообщает: «Прими этого падшего слугу, воспитывай его и приведи его ко Мне».
Если мы откроем наши сердца Кришне и произнесем Ему слова любви: «О Кришна! Ты такой прекрасный, милый и добрый. Пожалуйста, позволь служить Тебе и заключи меня в Свои объятия», Кришна откроет Свое сердце нам и ответит: «Я принимаю твою любовь и навеки отдаю тебе Свою».
8. Правдивый (сатья-вакья)
Кришна является воплощением истины, Он - Высшая Абсолютная Истина. Кришна никогда не лжет. Шастры изобилуют обещаниями Кришны, и преданные твердо верят, что Кришна всегда исполняет их. Однажды царица Кунти восхваляла Кришну за то, что Он сдержал слово и Пандавы живыми вернулись домой после битвы на Курукшетре. Она сказала: «Солнечные лучи могут остыть, а лунные стать горячими, но, что бы ни случилось, Ты никогда не нарушишь Своего обещания» (Н. п., гл. 21).
Кришна обещает отвечать взаимностью соразмерно нашей преданности Ему. Он также обещает избавить нас от последствий греха и привести в духовный мир. С верой в слова Кришны преданный вручает себя Ему и входит в сат-дхаму, вечную обитель истины. Чтобы получить право общаться с Кришной, нужно быть неизменно правдивым. В «Харинама-чинтамани» утверждается, что в материальном мире есть только две настоящие истины - живое существо и святое имя Кришны. Поэтому быть правдивым означает всегда повторять и петь Харе Кришна. Истина вечна, и тот, кто говорит истину, живет истиной и служит истине, никогда не умрет.
9. Приятный собеседник (приям-вада)
Приятным собеседником называют того, кто любезно разговаривает даже с хулителями. Победив Своего врага Калию, Кришна учтиво обратился к нему: «О царь змей! Хоть я и причинил тебе столько страданий, пожалуйста, не сердись на Меня» (Н. п., гл. 21). Как-то Бхригу Муни пнул Кришну в грудь. В ответ Кришна сказал: «Я знаю, что твои стопы нежны как цветок лотоса, а Моя грудь тверда как камень. Боюсь, тебе было больно, когда ты прикоснулся своей стопой к Моей груди. Позволь Мне помассировать твои стопы, чтобы смягчить эту боль» («Источник вечного наслаждения», гл. 88).
10. Красноречивый (вавадука)
Кришна красноречив: Он выражается содержательно и изящно. Его речь обходительна, добра, восхитительна и приятна. После того как Кришна вежливо убедил Махараджу Нанду прекратить ягью Индре, одна гопи заметила: «Кришна разговаривал со Своим отцом так учтиво и ласково, будто вливал нектар в уши всем, кто присутствовал при этом. Разве, услышав такие сладостные речи, можно остаться к Нему равнодушным?» (Н. п., гл. 21)
Уддхава так описывает речь Кришны: «Слова Кришны настолько притягательны, что способны в один миг изменить сердце даже недруга. Его слова могут немедленно разрешить любые в мире вопросы и трудности. Он немногословен, но каждое слово, слетающее с Его уст, исполнено глубочайшего смысла. Воистину, речи Кришны бесконечно радуют мое сердце» (Н. п., 21).
Голос Кришны вечно звучит на страницах «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам». В любое время и в любом месте преданные могут читать эти бессмертные священные писания, и сладкий нектар убедительных слов Кришны будет насыщать их сердца и мысли.
11. Высокообразованный (супандита)
Знание (видъя-шакти) - одна из бесчисленных энергий, которые вечно служат Кришне. Только Кришна вправе называть себя всеведущим, всезнающим. Он - подлинный источник любого знания, существующего во вселенной. Брахма, изначальный знаток всего (ади-кави), получил знание и просветление от Кришны, «самодовлеющего философа, который с незапамятных времен удовлетворяет желания каждого».
Кришна не нуждается в каком-либо образовании. Тем не менее, играя роль обычного человека, Он ходил в гурукулу Сандипани
Муни. Всего за шестьдесят четыре дня Кришна овладел всеми необходимыми науками и искусствами. Кришна проявил такую незаурядную память, что сходу осваивал любой предмет.
Сиддхи молились Кришне: «Дорогой Господь Говинда, богиню знания украшают четырнадцать совершенств, которые приносит образование. Ее разум способен проникнуть во все уголки четырех разделов Вед. Ее внимание всегда сосредоточено на сводах законов, данных такими великими мудрецами, как Ману. А облачена она в шесть видов особого знания: свидетельства Вед, грамматику, астрологию, риторику, лексику и логику. Ее неразлучные друзья - дополнения к Ведам (Пураны), а завершает ее убранство высшая истина, венец всего образования. И теперь у нее появилась возможность служить Тебе, сидя рядом с Тобой на занятиях» (Н. п., гл. 21).
Высокообразованным считается тот, кто постиг различные разделы знания и строго придерживается моральных норм. С кем бы ни общался Кришна, Он всегда вел Себя подобающе.
12. Очень разумный (буддхиман)
У Кришны острый и проницательный разум. Рупа Госвами говорит, что разумного человека отличает крепкая память и осмотрительность. Как говорится, «без осмотрительности нет и доблести». Играя роль идеального царя в Матхуре и Двараке, Кришна проявлял осмотрительность при многих обстоятельствах. Так, Кришна обхитрил демонического царя Калаявану из касты неприкасаемых, заманив его в пещеру к Мучукунде, который испепелил его взглядом. Другой пример осмотрительности можно наблюдать, когда Кришна перевез всех членов Своего рода из Матхуры в Двараку, чтобы избежать нападения демона Джарасандхи.
В «Бхагавад-гите» (7.10) Кришна говорит: буддхир буддхи-матам асми - «Я - разум разумных». Преданные верят в то, что Кришна - изначальный источник разума, и потому молятся Господу, прося наделить их разумом и проницательностью, которые помогут им продвигаться по пути сознания Кришны. Далее в «Бхагавад-гите» (10.10) Кришна обещает давать разум Своим любящим слугам: бхаджата прити-пурвакам, дадами буддхи-йога там - «Тем, кто с любовью поклоняется Мне, Я даю разум».
Давайте же со всем старанием повторять святые имена с любовью, ибо благодаря этой прити-бхаджане мы получим разум, с помощью которого всегда будем помнить Кришну и делать в жизни верный выбор.
13. Сообразительный (пратибхавита)
Сообразительность Кришны заключается в том, что Он может опровергнуть в споре любые возражения, находя все новые и новые доводы. А также Он умеет искусно менять направление беседы, на ходу подбирая нужные слова. «Радха спросила:
- Кто там стучит в Мою дверь одним пальцем?
- Это Мадхава, о лукавая девушка, - ответил Кришна.
- „Мадхава" значит „весна". Это весна стучится ко мне?
- Конечно, нет! Я - тот, у кого есть круг Сударшана.
- Круги есть у гончаров. Ты гончар?
- Нет. Я тот, кто поддерживает весь мир.
- Я знаю, что мир поддерживает Ананта с раздвоенными языками, царь змей. Ты - это Он?
- Нет. Я убийца змей.
- Змей убивает царь птиц Гаруда. Ты - Гаруда?
- Нет, Я - Господь Хари!» («Вриндавана-махимамрита») «Как-то утром Радха спросила Кришну:
- Где Твоя васа [одежда]?
Санскритское слово васа имеет три значения: „одежда", „обитель" и „благоухание".
- О Мое очарование! Сейчас Моя васа [место жительства] в Твоих прекрасных глазах, - ответил Кришна, использовав другое значение слова.
- Ах Ты, хитрый мальчишка! Я спрашиваю Тебя не где Ты живешь, а где Твоя васа [одежда]?
Тогда Кришна взял третье значение этого слова и сказал:
- О счастливейшая! Только что Моя васа [благоухание] достигла Твоего тела» (Н. п., гл. 21).
Кришна наделил этим качеством - сообразительностью -«солдат санкиртаны», проповедников и распространителей книг в армии Гауранги. Преданные часто проявляют изобретательность в проповеди, когда опровергают ошибочные суждения и освобождают от сомнений бесхитростных людей. В наивысшей степени таким качеством Кришны, как сообразительность, обладают распространители книг по всему миру, потому что все они умеют «искусно менять направление беседы, на ходу подбирая нужные слова», когда продают трансцендентные книги Шрилы Прабхупады.
14. Артистичный (видагдха)
Кришна остается одной из самых излюбленных тем в живописи, музыке, танцах, поэзии и прозе на протяжении последних пяти тысяч лет.
«Музыкальный и художественный вкус Кришны, а также выдающаяся сила мысли - таковы отличительные черты Его Высшей Личности» (Бхаг., 2.1.36, ком.)
Кришна непревзойден в умении говорить и одеваться, что отмечает Рупа Госвами: «Как правило, одежда Кришны состоит из четырех частей - из рубахи, тюрбана, пояса и верхнего убранства. Во Вриндаване Кришна носит красноватые одежды, золотистую нательную рубаху, а голову Его венчает оранжевый тюрбан. Разнообразные пояса в сочетании с обворожительной улыбкой Кришны постоянно усиливают трансцендентное блаженство Его друзей и близких. В целом, про одеяние Кришны говорится, что оно великолепно» (Н. п., гл. 26).
«На Кришне всегда множество украшений из золота, редчайшего жемчуга и самых разных драгоценных камней. Как и Радха, Кришна носит и всевозможные украшения из изящных цветов Вриндаваны: цветочные короны, воротники, серьги, ожерелья, браслеты на руках и ногах, пояса и даже цветочные сандалии, которые полностью закрывают Его лотосные стопы сверху и с боков» («Радха-Кришна-ганоддеша-дипика»).
«Друзья-пастушки? однажды сказали Кришне: „Дорогой Кришна, тебе незачем надевать на Себя так много украшений. Трансцендентные черты Твоего облика сами по себе столь прекрасны, что Ты не нуждаешься ни в каких украшениях"» (Н. п., гл. 42).
«В действительности, украшения на теле Кришны не делали Его прекраснее, наоборот, скорее - Кришна украшал их Собою» (Н. п, гл. 26).
Санскритское слово видагдха также означает, что Кришна знает высший толк в шестидесяти четырех искусствах и, кроме того, изощрен в любовных забавах.
15. Ловкий (натура)
Только посмотрите, как ловок Кришна! Он может заниматься несколькими делами одновременно. Пася коров во Врадже, Кришна развлекает Своих друзей шутками, заставляет землю трепетно вздрагивать от прикосновения Его лотосных стоп и исполненными любви взглядами вызывает в сердцах гопи волнение.
Одна гопи сказала: «Мои дорогие подруги, только взгляните, как Шри Кришна одарен! Он сочиняет замечательные песни о друзьях-пастушках и доставляет удовольствие коровам. Движением Своих глаз Он радует гопи и в то же время сражается с демонами вроде Ариштасуры. Так Он по-разному ведет Себя с разными живыми существами и получает от этого огромное наслаждение» (Н. п., гл. 21).
16. Умелый (дакша)
Кришна может быстро и без особых усилий справиться с любой трудной задачей. Будучи искусным мистиком, Кришна держал холм Говардхану на кончике мизинца с такой же легкостью, с какой ребенок держит гриб. Во время танца раса Кришна в мгновение ока распространил Себя во множество экспансий и составил пару каждой гопи. При этом каждая гопи думала, что Кришна танцует только с ней одной.
Вызволять порабощенные души из когтей майи, несомненно, самая сложная задача. Но в образе Своего святого имени Кришна может справиться с ней в один миг.
17. Благодарный (критагья)
Рупа Госвами говорит: «Благодарным называют того, кто всегда помнит о добре, которое сделал для него друг, и никогда не забывает о его услугах».
Кришна был благодарен Драупади, когда она, попав в безвыходное положение, взывала к Нему: «О Говинда!» Кришна сказал: «Зов Драупади сделал Меня ее должником, и это чувство все время растет в Моем сердце».
Если человек вручает себя Кришне и посвящает свою жизнь служению Ему, Кришна испытывает огромную благодарность. Когда преданный умирает, Кришна помнит его и из благодарности забирает его домой, обратно к Богу. Кришна никогда не забывает служения, совершенного преданным, будь то построенный им величественный храм для поклонения Кришне, либо однажды произнесенное святое имя «Нараяна».
«Маха-мантра - Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе - это также обращение к Господу и Его энергии. Можно представить себе, насколько Верховный Господь обязан тому, кто постоянно взывает к Нему и Его энергии. Господь никогда не сможет забыть такого преданного. В приведенном выше стихе ясно говорится, что любой, кто взывает к Господу, тотчас обращает на себя Его внимание, делая Его своим вечным должником» (Н. п., гл. 21).
Подобно тому как Кришна испытывает благодарность к Своим слугам, преданный всегда должен быть благодарным Верховному Господу и всем, кто желает преданному добра - духовным учителям и наставникам, которые помогают ему продвигаться по духовному пути. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит о том, насколько велика благодарность преданного: «Даже если преданный служит Кришне в течение тысячи сотворений вселенной, он не чувствует, что отплатил свой долг Господу за полученную возможность служить Его лотосным стопам».