Кришна, Хари, Мадана-мохана, Мурали-манохара - эти замечательные имена Господа описывают Его высочайшую привлекательность и очарование. Если Кришна решил завладеть чьим-либо сердцем, разве можно воспротивиться этому? Но больше всего наслаждаются обаянием Кришны враджа-гопи. Такова отличительная особенность их шрингара-расы.
Прелестное тело Кришны, украшенное драгоценностями и расписанное узорами, - это настоящий праздник, который изо дня в день радует взгляд. Каждая черта Его трансцендентного облика вызывает бурный прилив самых ярких и утонченных чувств в сердце преданного, наполняя его нескончаемой радостью. Все, что связано с Кришной, неописуемо прекрасно. Внешность Кришны изумительна. Вкус прасада Кришны просто чудесен. Его пленительная флейта ласкает слух удивительными мелодиями. А трансцендентное тело Кришны источает изумительное, пьянящее благоухание.
Шримати Радхарани описывает необыкновенную сладость трансцендентного благоухания Кришны: «Благоухание трансцендентного тела Кришны приятней аромата мускуса, оно сводит с ума всех женщин. Восемь частей тела Кришны подобны лотосу (глаза, лицо, пупок, кисти рук и стопы), и от них исходит запах лотоса и камфары. Тело Кришны умащено душистым мускусом, камфарой, сандалом и агуру. О Моя милая подруга, этот Верховный Господь, покоривший сердце самого Камадевы, постоянно усиливает Мое желание вдыхать душистый запах Его тела.
Благоухание тела Кришны сладостней, чем аромат мускуса или голубого лотоса. Благоухание тела Кришны завораживает весь мир. Благоухание тела Кришны так приятно, что приводит в восторг тела и умы всех женщин. Их органы чувств превращаются в одно сплошное обоняние, их волосы и пояса распускаются, и они напрочь теряют рассудок. Аромат тела Кришны подобен похитителю, ибо ни одна женщина в мире не в силах устоять перед этим благоуханием.
|
«Театральный актер Мадана-мохана открыл магазин благовоний и завлекает туда женщин со всего света. Он раздает им благовония даром, но эти благовония так ослепляют женщин, что те не могут потом найти обратную дорогу домой» (Ч.-ч., Антья 19.91-98).
47. Объект всеобщего поклонения (сарва-арадхья)
Каждому свойственно желание поклоняться кому-либо. Естественное стремление поклоняться проявляется само собой, как только находится подходящий объект. Это внутренняя склонность полностью раскрывается в отношениях с Кришной, Верховным Господом любви.
Кришна больше всех достоин нашего поклонения, ибо Он в совершенстве владеет шестьюдесятью четырьмя качествами, описанными здесь. «Кришне поклоняются не только все живые существа, включая даже таких великих полубогов, как Господь Шива и Господь Брахма, но и вишну-таттвы (инкарнации личности Бога), в частности, Баладева и Шеша» (Н. п., гл. 22).
Кришну называют сарва-арадхья потому, что каждый почитает Его, и все Ему поклоняются, а также потому, что Шримати Радхика очень искусно поклоняется Ему всеми возможными способами.
48. Обладает всеми достоинствами (самриддхиман)
Кришне присущи все достоинства, поскольку Он во всей полноте обладает шестью главными: всем богатством, всей силой, всей славой, всей красотой, всем знанием и всей отрешенностью. Есть много богатых, красивых и умных людей, но ни один из них не обладает этими достоинствами в полной мере. «Только Кришна может заявить это, потому что Он - Высшая Абсолютная Личность» (Б.-г., 2.2, ком.).
|
Билвамангала Тхакур рассказывает о достоинствах Кришны: «О мой Господь, разве смогу я описать все богатства Твоей Врин-даваны? Одни только украшения на ногах девушек Вриндаваны ценнее философского камня чинтамани, а их одежды - все равно что райские цветки париджата. Коровы во Вриндаване в точности подобны коровам сурабхи, обитающим в трансцендентном царстве. Поэтому богатства Твои так же велики, как необозримый океан» (Н. п., гл. 22).
49. Наиболее выдающаяся личность (вариян)
Кришна известен как асамаурдхва: никто и ни в чем не может превзойти Его или сравниться с Ним. Кришна всегда стоит выше всех. Даже полубоги, великие владыки вселенной, преклоняются перед Кришной и постоянно посещают Его, желая выразить свое почтение.
Как описывается в «Нектаре преданности», самые знаменитые и влиятельные полубоги вынуждены толкаться в длинной очереди, чтобы увидеться с Кришной. Привратник в Двараке, который впускал этих полубогов, в один из очень напряженных дней сказал: «Уважаемые Господь Брахма и Господь Шива, прошу вас подождать на той скамейке. Уважаемый Индра, пожалуйста, воздержитесь от молитв, это вносит беспокойство. Ожидайте молча. Уважаемый Варуна, будьте добры, отправляйтесь восвояси. И вообще, почтенные полубоги, не тратьте времени даром. Кришна очень занят, и Ему не до вас!» (Н. п., гл. 22)
50. Верховный повелитель (ишвара)
Две черты выделяют повелителя: во-первых, он ни от кого не зависит и, во-вторых, его приказами никто не вправе пренебречь. Есть много повелителей, чья власть ограничена, - Брахма, Шива, Сурья, Индра, но только Кришна является самовластным верховным повелителем всего и всех. С помощью силы времени Кришна имеет власть над каждым живым существом во вселенной, от ничтожного муравья и до могущественного Господа Брахмы.
|
«Шримад-Бхагаватам» описывает Кришну словом свара, «полностью независимый». Если Кришна хочет, Он может оказать любезность даже такому обидчику, как Калия, удостоив его отпечатками Своих лотосных стоп, а может и совершенно пренебречь таким великим полубогом, как Брахма, когда тот возносит возвышенные хвалебные молитвы.
Один преданный сказал: «О Кришна, враг Камсы, всего лишь Своими повелениями и посредством Своего частичного проявления Вишну Ты поддерживаешь вселенные. И все многочисленные Брахмы, и Шивы просто исполняют Твою волю» (Н. п., гл. 22).
51. Неизменный (сада-сварупа-сампрапта)
Индивидуальная душа может лишь в незначительной степени обладать пятьюдесятью из шестидесяти четырех качеств Кришны. Кришна же, помимо этих пятидесяти качеств, во всей полноте, обнаруживает еще пять, которые частично проявлены в Брахме и Шиве.
Обусловленные души постоянно меняют свои тела, вращаясь в круговороте рождения и смерти. «Но Кришна не меняет Своего тела. Он приходит в этот мир в Своем извечном теле, и потому гуны материальной природы не влияют на Него... Хотя Господь иногда и нисходит сюда, Он не имеет ничего общего с материальными гунами и действует полностью независимо, оставаясь трансцендентным. Таково отличительное свойство Господа» (Н. п., гл. 22).
Кришна существует в неизменной сада-сварупе - исполненном блаженства, вечном, трансцендентном теле. Повторяя шуддха-наму, преданный обретет свой собственный трансцендентный облик, сада-сварупу, и войдет в духовный мир ради вечной жизни и божественного служения. Ему больше никогда не придется менять свое тело.
52. Всеведущий (сарвагья)
Есть люди, уверенные, что знают все, но только Бог, Шри Кришна, вправе называться всеведущим. Кришна знает все о прошлом, настоящем и будущем. Согласно общеизвестному определению, Бог всемогущ, вездесущ и всеведущ. Кришне эти божественные свойства присущи во всей полноте.
В «Нектаре преданности» говорится: «Всеведущим называют того, кто способен понимать чувства всех существ и знает, что происходит везде в любое время». Кришна - высший гьяни, но Он также обладает и «знанием сердец». Кришна не безразличен к нам - Он знает сердце каждого и прилагает все усилия, чтобы освободить Своих преданных. У преданного нет права заявлять: «Никто не понимает меня».
Кришна знает нас лучше, чем мы сами, и неустанно указывает нам верное направление. Он руководит нами изнутри как Высшая Душа и снаружи - как духовный учитель.
Во враджа-лиле Кришна понял сердца жен брахманов и потому принял их подношения и отдал взамен Свое сердце. Он также знал, чего хотят незамужние гопи, которые поклонялись Катьяя-ни, чтобы заполучить Кришну в мужья, и Кришна благословил их, исполнив это желание.
53. Всегдо новый (нитья-нутана)
Все, что связано с Кришной, всегда свежее, интересное, привлекательное и исполнено восторга. Каждый день Яшода провожала Кришну, когда Он вел коров в лес. А по возвращении Его в Нанда-граму, Она омывала Его слезами и молоком из своей груди. И хотя Яшода делала это изо дня в день, каждый раз она чувствовала особенную новизну и блаженство.
Каждую ночь танец раса, в котором участвуют гопи и Кришна, длится в течение целого дня Господа Брахмы (четыре миллиарда земных лет). И, тем не менее, каждая такая ночь пролетает для гопи как один миг. И каждую следующую ночь танец раса кажется им таким же новым и захватывающим, как и в первый раз, когда они наслаждались этим танцем с Кришной.
Христиане считают Бога стариком с длинной белой бородой. Но наш Кришна - нава-яуванам, вечно цветущий юноша с длинными вьющимися черными волосами и сияющим телом цвета грозового облака.
«Миллионы преданных постоянно помнят Кришну и повторяют Его имя, но никогда не пресыщаются этим. Следовательно, Кришна - всегда новый» (Н. п., гл. 22).
Знание, данное Кришной, тоже всегда свежо, что подтверждается неослабевающим на протяжение многих веков интересом людей к «Бхагавад-гите». Шрила Прабхупада сказал, что, даже если человек каждый день будет прочитывать все восемнадцать глав «Бхагавад-гиты», из раза в раз ему будут открываться новые глубины бессмертного учения Господа Кришны. «Таким образом, Кришна и Его имя, облик, качества - словом, все, связанное с Ним, никогда не увядает».
54. Сач-чид-анандо-виграха (сач-чид-ананда-сандранга)
Шрила Рупа Госвами описывает Кришну на санскрите словами сач-чид-ананда-сандранга. Это значит, что Кришна является «сосредоточием всего трансцендентного бытия, сознания и блаженства». Сат означает, что Кришна пронизывает все пространство и время. Чит говорит о том, что Кришна самопроявлен. Ананда указывает на то, что Кришна - вместилище чистой любви, шуддха-премы. Сандра означает, что трансцендентный облик Кришны предельно густо насыщен сат, чит и анандой, и потому ничто иное не может коснуться его.
Вместо того чтобы осознать свое качественное единство с Верховным Господом, порабощенные души влачат существование в постоянно изменяющихся условиях (асат), в невежестве (ачит), лишенные блаженства (нирананда). В своем естественном, чистом состоянии каждое живое существо имеет неповторимое вечное духовное тело, исполненное блаженства и знания (сач-чид-ананда-виграха). Однажды в своих совершенных духовных телах мы будем играть с Кришной в трансцендентном мире, далеко за пределами иллюзии и страданий этого преходящего мира материи.
55. Обладатель всех мистических совершенств (сарва-сиддхи-нишевита)
В конце «Бхагавад-гиты» Санджая прославляет Кришну, говоря: йатра йогешварар кршнар - «Шри Кришна - повелитель всех йога-сиддх, владыка всего мистицизма». Высшим достижением у материальных йогов считается владение восьмью йога-сиддхами, мистическими совершенствами. В личности Кришны в самой полной мере выражены все мыслимые сиддхи. Кришна проявил все мистические совершенства в Своих развлечениях во Врадже.
1) Анима-сиддхи - становиться меньше мельчайшего. В «Брах-ма-самхите» (5.35) сказано: андантара-стоса-параману-чайанта-ра-стхам - «Кришна входит во вселенную и в каждый атом». Все находится в Кришне, и Кришна находится внутри всего.
Во время танца раса Кришна глубоко вошел в сердца всех гопи и внушил каждой из них, что танцует только с ней одной.
2) Махима-сиддхи - становиться тяжелее самого тяжелого или больше самого большого. Кришна стал тяжелее самого тяжелого, чтобы помешать Тринаварте похитить Себя.
3) Лагхима-сиддхи - становиться легче самого легкого. Кришна сделал огромную гору Говардхана легкой, как цветок, чтобы держать ее в течение семи дней. В то время Субала пошутил: «Эй, Кришна! Нечего гордиться тем, что Ты держишь холм Говардхану
Нам всем известно, что Гирираджа сам висит в воздухе, довольный нашими подношениями бхоги».
4) Прапти-сиддхи - способность получить все, чего пожелаешь. С помощью мистической силы йог может протянуть руку к Луне и коснуться ее пальцем. Во время говардхана-лилы Кришна создал второй облик Себя Самого и в этом облике проворно поедал неисчислимые горы риса, халавы, пури, пакор и целые озера сладкого риса, которые подносили Ему враджа-васи. Говардхана распростер Свои длинные руки и, облизываясь, ревел: Анийор! Анийор! Анийор! - «Еще! Еще! Еще!»
5) Ишитва - способность по своей воле создать нечто необычное, из ряда вон выходящее, или уничтожить что угодно. Как-то во Вриндаване друзья Кришны наябедничали Яшоде, что ее сын ест землю. В оправдание перед мамой Кришна, подобно обычному ребенку, открыл рот. И Яшода увидела у Него во рту все миры во вселенной, Солнце, Луну, звезды, все движущиеся и неподвижные существа, три гуны материальной природы, время, Землю, Враджа-дхаму и саму себя, заглядывающую в рот Кришне!
6) Пракамъя - способность исполнять любые желания. Однажды, чтобы исполнить желание Махараджи Нанды и пастухов Враджи, Кришна явил им необозримое духовное пространство. Кришна взял с Собой всех гопов на Акрура-гхат, чтобы совершить там омовение. Войдя в воду, гопы сразу же увидели Кришналоку и на ней - Самого Кришну в окружении олицетворенных Вед, которые возносили Ему молитвы. Когда пастухи вышли из воды, они вновь увидели Кришну, мирно сидящего на берегу с мягкой улыбкой на лице и флейтой за поясом.
7) Вашитва - способность управлять материальными элементами. Когда Индра решил затопить Вриндавану, обрушивая на нее такие плотные потоки ливней, что казалось, будто с небес на землю падали целые водяные столбы, Кришна сотворил чудо. С помощью Своей йогамайя-шакти Кришна полностью очистил небо от дождя и побежал от крыльца Своего дома к холму Говардхане, при этом ни одна капля воды не упала на Его тюрбан или одежду.
8) Камавасайита - способность в неограниченных количествах получать что угодно и откуда угодно. Благодаря этой сиддхи человек получает огромную власть, достояние и наслаждения.
Кришна полностью повелевает всеми движущимися и неподвижными существами с помощью звуков Своей флейты. Просто взглядом или мановением руки Кришна укрощает и побеждает самые изощренные мистические сиддхи, которые в обличье разных отвратительных демонов прерывают Его приятные прогулки по Врадже.
На ласковых песчаных берегах Ямуны, усыпанных порошком камфары, Кришна безудержно наслаждается любовным восторгом, танцуя с самыми прославленными во всем творении красавицами - восхитительными гопи Вриндаваны.
56. Обладатель непостижимых энергий (авичинтья-махашакти)
Качества с пятьдесят шестого по шестидесятое присутствуют также в Господе Нараяне и Маха-Вишну.
«Кришна присутствует везде - не только внутри вселенной и в сердце каждого живого существа, но и в каждом атоме» (Н. п., гл. 22).
Шри Джива Госвами утверждает, что никто не способен постичь Кришну до тех пор, пока не примет тот факт, что Господь обладает непостижимой энергией, ачинтъя-шакти. Удивительные подвиги, которые Кришна совершает в различных Своих лилах, невозможно ни осмыслить, ни объяснить. Мы просто должны сердцем и мыслями покориться нашему Господу Кришне, величественному и могущественному, но в то же время доброму и безобидному.
В «Ишопанишад» (5) сказано: «Верховный Господь ходит и не ходит. Он бесконечно далеко, но и очень близко. Он внутри всего, но также и вне всего». Подобные противоречия подтверждают непостижимую силу Бога, а иначе не было бы смысла в понятии
«Верховный Господь». Кришна может сделать не возможное возможным и возможное невозможным.
Когда Кришна играет на флейте, камни и горы тают от блаженства и реками устремляются к Нему, чтобы омыть Его лотосные стопы. Ямуна меняет русло, и ее течение поворачивается вспять. Все твердое превращается в жидкость, а все жидкое затвердевает. Прилетевшие на водопой птицы не могут оторвать своих клювов от поверхности озер, застывших от звуков флейты Кришны.
«Шукадева Госвами так описывает непостижимые энергии Кришны: „Кришна смущает мой разум. Нерожденный, Он явился как сын Махараджи Нанды. Он пронизывает Собой все, и тем не менее, мать Яшода держит Его на коленях. Любовь Яшоды заставила Его, всепроникающего Господа, находиться в одном месте. Обладая бесчисленными обликами, Он бегает перед Своими родителями, Нандой и Яшодой, как их единственный сын". В „Брахма-самхите" также говорится, что, хотя Кришна вечно живет в Своей трансцендентной обители, Голоке Вриндаване, Он присутствует всюду, даже в атомах» (Н. п., гл. 22).
Желая дарить Свою любовь порабощенным душам, томящимся в материальном мире, Кришна вложил все Свои непостижимые энергии и безграничные трансцендентные облики в Свои святые имена. Непостижимое могущество Его святого имени может превратить невежество в знание, гордыню в покорность, зависть в любовь и демонов в преданных.
57. Из тела Кришны исходят бесчисленные вселенные (коти-брахманда)
Господь Брахма говорит: «...Хотя одна из многих вселенных и со-дана мной, из пор Твоего тела выходят бесчисленные вселенные, которые кажутся пылинками, поблескивающими в луче солнца. Сколь я ничтожен по сравнению с Тобой! И потому я молю Тебя о прощении. Пожалуйста, смилуйся надо мной!» (Н. п., гл. 22).
Несмотря на то что неисчислимые вселенные исходят из тела Кришны, Его всегда можно видеть во Вриндаване: босой, Он идет позади коров и соблазняет гопи чарующими мелодиями Свой флейты.
58. Изначальный источник всех воплощений (аватаравати-биджа)
Только Кришна является источником всех аватар, сарва-ава-тари. Шри Джаядева Госвами воспевает десять главных воплощений Кришны в своей «Даша-аватара стотре».
Шрила Рупа Госвами говорит: «В „Шримад-Бхагаватам" объясняется, что из тела Кришны одно за другим постоянно исходят бесчисленные воплощения, подобно волнам, вздымающимся на поверхности океана. Как никто не может сосчитать волны в океане, так никто не в состоянии сосчитать воплощения, которые исходят из тела Господа» (Н. п., гл. 22).
Закончив описывать различные аватары Верховного Господа, Вьясадева подводит итог: «Все перечисленные воплощения - это либо полные части, либо части полных частей Господа, но Сам Господь Шри Кришна - изначальная Абсолютная Личность» (Бхаг., 1.3.29).
Воплощений Господа больше, чем волн в океане, и все они берут начало в Кришне. Поэтому никто не способен измерить поразительное могущество трансцендентного тела Кришны.
59. Убивая Своих врагов, Кришна дает им освобождение (хатари-гати-даяка)
Кришна настолько сострадателен, что дает освобождение Своим беззаветным преданным, даруя им чистые духовные тела, в которых они вечно служат Ему во Врадже, обители любовного волшебства любви. Но Кришна спасает не только Своих преданных -
Он так добр, что награждает освобождением и демонов, которые нападают на Него с желанием убить.
Когда Кришна убил демона Агху, свидетели видели, как душа Агхи вошла в тело Кришны. И то же самое произошло с Шишупа-лой, душа убитого демона вошла в трансцендентное тело Кришны. Все воины на Курукшетре, умирая, лично видели Кришну и потому тоже «вошли в гостеприимное царство духовного сияния Кришны».
60. Притягательный для всех свободных душ (атмарама-гана-акарши)
Кришна необычайно привлекателен для всех - и для душ, порабощенных майей, и для свободных душ, которые черпают блаженство внутри себя. Трансцендентный облик, качества и развлечения Кришны настолько невероятно прелестны и пленительны, что величайшие осознавшие себя мудрецы, атмарама-муни, жаждут служить Ему.
Есть много случаев, когда свободные, осознавшие Брахман души, такие как Шукадева Госвами и четыре Кумара привлеклись Кришной. Но мы не найдем ни единого примера, чтобы чистых преданных Кришны интересовало освобождение в Брахмане.
Шукадева Госвами сказал: «Я уверенно укрепился на трансцендентном уровне, и все же меня пленили рассказы о развлечениях Господа» (Бхаг., 2.1.9).
Нежное благоухание цветов, туласи-манджари и чанданы, поднесенных лотосным стопам Господа Вишну, заворожило четырех Кумаров - Санат, Санаку, Санатану и Санандану Враджа-гопи без ума от непревзойденной красоты Кришны. А царевна Рукмини, даже не видя Кришну, но едва услышав о Его славе, была полностью очарована Им и твердо решила выйти за Него замуж.
Шрила Прабхупада пишет: «Невероятно привлекательный облик Господа Шри Кришны исполнен всего обаяния, всего блаженства и всех рас. Притягательная сила Его облика так велика, что никто не захочет променять это чувство на материальные удовольствия, мистические совершенства или освобождение. Нет необходимости приводить логические доводы в поддержку этого утверждения, потому что в самой природе живого существа заложено стремление привлекаться качествами Господа Шри Кришны. Надо твердо знать, что качества Господа не имеют ничего общего с мирскими - все они сотканы исключительно из блаженства, знания и вечности. Качества Господа неисчислимы, и одних живых существ привлекают - одни, а других - другие» (Бхаг., 1.7.10). Кришна - единственная Верховная Личность, которой есть чем восхитить кого угодно.
61. Кришна совершает чудесные развлечения
(лила-мадхурья)
Мадхуръя, или сладость, - эта сама суть Шри Кришны. И хотя все, что связано с Кришной, сладостно, Шрила Рупа Госвами выделяет лила-мадхуръю - сладость развлечений Кришны, према-мадхуръю - сладость любви к Нему, вену-мадхуръю - сладость звуков Его флейты и рупа-мадхуръю - сладость прекрасного облика Кришны.
Эти последние четыре сладостные качества, мадхуръя-гуна, с шестьдесят первого по шестьдесят четвертое, можно наблюдать только во Вриндаване, где Кришна предстает во всей Своей красе и вступает в самые близкие отношения со Своими преданными. Эти четыре качества Шри Кришны подчеркивают Его превосходство над всеми остальными воплощениями Его личности. У Кришны самый прекрасный, неимоверно привлекательный облик. Кришна играет на чрезвычайно красивой сладкозвучной флейте. Кришна совершает невероятно привлекательные, чудесные игры. И Кришна делит всепривлекающую сладость любви со Своими обожаемыми преданными во Врадже, которые в совершенстве владеют искусством сокровенных взаимоотношений с Ним. Эти четыре замечательные достоинства невозможно обнаружить в Господе Нараяне, владыке Вайкунтхи, где преобладает айшваръя, дух величественности. Вот почему Лакшми, божественная супруга Господа Нараяны, не могла устоять перед красотой и сладостью Шри Кришны.
Свое свойство лила-мадхуръя Кришна наиболее ярко проявляет в мадхурья-дхаме, Шри Вриндаване. Все развлечения Кришны во Враджабхуми насыщены чистейшей мадхуръей - сладостью самых близких отношений, - ибо здесь Кришна покоряется любви без остатка. Наиболее возвышенная из всех враджа-лил Кришны - раса-лила, так как в ней Кришна наслаждается самыми изысканными сочетаниями разнообразных рас.
Развлечения Кришны в Матхуре уже далеко не таковы, как во Вриндаване, поскольку мадхурья в них разбавлена айшваръей, духом могущества и великолепия. А в дварака-лиле от мадхуръя-ра-сы остается жалкая капля, которая еле заметна в океане айшваръя-бхавы. Только во Вриндаване Кришна вкушает сладость према-ра-сы, которую невозможно отведать больше нигде.
Сварупа Дамодара возносит хвалу Вриндаване: «Подлинные достоинства Вриндаваны подобны океану, а достоинства Двараки и Вайкунтхи нельзя сравнить даже с каплей. Шри Кришна - Высшая Абсолютная Личность, исполненная всех достоинств, и Его достоинства в полной мере проявляются только во Вриндавана-дхаме... Вриндавана - это лес, в котором, растут деревья, исполняющие желания, и лианы. И жители Вриндаваны не хотят никаких других богатств, кроме плодов и цветов с этих древ желаний» (Ч.-ч., Мадхья, 14. 219-220, 222).
62. Кришну окружают любящие преданные
(према-мадхурья)
Преданные Кришны на Вайкунтхе - это верные, бескорыстные слуги Господа. Но преданные Кришны во Вриндаване превосходят их во всех отношениях, ибо служат Кришне не только бескорыстно, но и самозабвенно. Единственное, чем поглощены враджа-васи, - это желанием всячески приумножать счастье Кришны, и их совершенно не волнует собственное счастье. Они забывают есть, спать, мыться, следить за своим внешним видом, исполнять обязанности и заботиться о семьях.
Кришна чувствует Себя настолько обязанным им, что обещал никогда и шага не сделать за пределы Вриндаваны - врндавана па-ритйаджйа падам эка на гаччхати. Кришна открыто признает, что никогда не сможет дать враджа-васи столько же чистой любви, сколько они дают Ему. Сладость Кришны неразрывно связана с премой Его вечных спутников.
«Према Яшоды вынуждает всемогущего и вездесущего Кришну позволить Своей матери связать Себя. Према Махараджи Нан-ды заставляет Кришну нести обувь отца на Своей голове. Према жен брахманов, совершавших ягъи, побуждает Кришну прийти к этим женщинам на порог и попросить еды. А могущественная према враджа-гопи делает Кришну послушной куклой в их руках. Словно соломинка посреди бушующего моря, Кришна беспрекословно подчиняется воле гопи и испытывает при этом блаженство, несравнимое даже с той глубочайшей анандой, которую Он черпает в Себе Самом» («Философия и религия Шри Чайтаньи»).
Только во Вриндаване Кришну окружают любящие преданные, которые обладают непревзойденной мадхурья-премой, достигающей уровня адхирудха-махабхавы, высочайшей ступени божественной любви. Любовь враджа-гопи к Кришне настолько велика и восторженна, что даже мгновение без Него выводит их из себя.
Гопи жаловались: «О Кришна! Когда в конце дня Ты возвращаешься, при взгляде на Твое прекрасное лицо нас охватывает такое влечение, что мы не в силах оторвать от Тебя глаз. И если нам в это время случается моргнуть, мы ругаем сотворившего нас Господа Брахму, называя его простофилей, потому что он не знает, как надо создавать глаза!» (Н. п., гл. 22)
Шрила Прабхупада добавляет: «Иначе говоря, гопи раздражало моргание век, так как в то мгновение, когда их глаза закрывались, гопи не могли видеть Кришну».
63. У Кришны сладкозвучная флейта (вену-мадхурья)
Нежные, сладостные звуки флейты Кришны очаровывают сердца всех жителей трех миров. «Даже крупица той неописуемой сладости, которая разливается при звуках флейты Кришны, превосходит сладость всех нежных звуков, собранных вместе» («Лагху-бхагаватамрита»). Блаженство, вызываемое мелодиями флейты Кришны, так всеобъемлюще и глубоко, что все движущееся замирает, а все неподвижное оживает.
Все во Вриндаване - будь то гопа или гопи, птица или зверь, травинка или дерево, река или гора - любят сладкозвучную флейту Кришны. Все откликаются на ее музыку, каждый по-своему выражая восторг. Камни плавятся и растекаются, движущиеся существа замирают, коровы неподвижно стоят и, подняв уши, ловят сладостные звуки, а птицы молча, с закрытыми глазами, сидят на ветках, погруженные в медитацию. Завороженные волнами нектара лани сбегаются к Кришне. А гопи, услышав свои имена, искусно вплетенные в раги флейты, роняют все из рук и мчатся к своему романтическому герою.
Флейта Кришны звучит на восьми нотах. Едва первая нота коснется слуха таких полубогов, как Господь Брахма и Господь Шива, это сразу же прерывает их медитацию, и они забывают обо всем на свете. Господь Шива перестает стучать в свой барабан дин-дин, Господь Брахма замирает на лотосе от изумления, а Господь Ананта-Шеша начинает гипнотически раскачиваться. Вторая нота поворачивает Ямуну вспять. Луна, заслышав третью ноту, останавливается на небосводе. Коровы сбегаются к Кришне и с поднятыми ушами стоят возле Него неподвижно, чтобы испить нектар четвертой ноты. Пятая нота возбуждает в гопи страсть к любовным забавам с Кришной и заставляет их мчаться к Нему со всех ног. Шестая нота создает осень, изобилующую сочными фруктами и красочной листвой. Когда эта нота ласкает камни, они тают. По зову седьмой ноты в один миг наступают сразу все шесть времен года. Они приходят во всей своей красе, и нежный, ласковый ветерок разносит повсюду благоухание вновь распустившихся лесных цветов.
Восьмая нота обольстительной флейты Шьямы принимает образ имени Радхи, лишает Ее самообладания и силой увлекает Радху на встречу с Ее возлюбленным Кришной. Закружившись в чувственном вихре музыки флейты, Радхарани рисует узоры на Своих лотосных стопах черным кадджалом, а глаза подводит красной кункумой. Она застегивает ожерелье на талии, надевает ножные колокольчики на запястья и обворачивает Свои ноги и бедра верхней частью одежды. О, наступит ли тот день, когда Кришна поманит нас Своей флейтой и мы, влюбленные, бросив все, побежим к Нему?
«О добродетельная Яшода, твой сын - искусный пастух, и Он сочинил на флейте множество новых мелодий. Когда Кришна подносит флейту к Своим красноватым, словно плоды бимба, губам, и нота за нотой извлекает из нее разнообразные мелодии, Брахма, Шива, Индра и другие главные полубоги, услышав эти звуки, приходят в замешательство. И хотя в этой вселенной нет никого учёнее и мудрее их, они не в состоянии определить, что это за музыка, и потому склоняют перед ней свои головы и сердца» (Бхаг., 10.35.15).
64. Изысканная красота Кришны (рупа-мадхурья)
Все движущиеся и неподвижные существа изумляются необыкновенной красоте Кришны. Шрила Рупа Госвами описывает три степени совершенств, проявляемых Кришной в разных дха-мах. В Двараке Кришна проявляет Свои совершенства полностью, пурна. В Матхуре - еще полнее, пурнатара. Но во Вриндаване Кришна предстает во всей Своей полноте, пурнатама. Все в Кришне исключительно прекрасно - Его имена, облики, качества и развлечения, - но в наивысшей степени это проявлено только в удивительной Шри Враджа-дхаме.
Великолепное тело Говинды - это нескончаемое зрелище для девушек Враджи. Гопи так сильно влюблены в Кришну, что могут созерцать Его облик в любое время дня и ночи, - либо видя Кришну непосредственно, либо забавляясь с Ним в своих сердцах. Отличительное свойство красоты Кришны в том, что она усиливается соразмерно сладости, которой наполнена любовь Его преданного. Кришнадас Кавираджа Госвами говорит, что Сам Кришна не распоряжается Своей красотой и привлекательностью. Но когда Он общается с гопи, и особенно со Шримати Радхикой, Он являет Свой истинный всепривлекающий облик Мадана-моханы.