Искусство повторения Святого Имени 19 глава




18. Решительный (судридха-врата)

Решительным называют того, кто соблюдает данные им обеты и на деле выполняет все свои обещания. Кришна доказал, что держит обещания, когда принес Своей царице Сатьябхаме небесный цветок париджату, когда спас Драупади и когда защитил Ар-джуну в битве на Курукшетре.

В «Бхагавад-гите» (9.31) Кришна заявляет: «Мой преданный никогда не погибнет». Кришна подтвердил это, подняв холм Говард-хану, чтобы защитить враджа-васи от гнева Индры. С твердой верой в обещания Кришны искренний преданный прилежно держит и свои обещания - следовать четырем регулирующим принципам и каждый день повторять шестнадцать кругов джапы. Так преданный проявляет свою решимость в служении Господу.

19. Опытный знаток того, как поступать

в тех или иных обстоятельствах, месте и времени (деша-кала-супатра-гья)

Кришна в совершенстве знает, как учитывать время, место и обстоятельства. Чтобы предотвратить вспышку ревности в сердцах гопи, Кришна отдал роскошный драгоценный камень со шлема Шанкхачуды Своему старшему брату. Баларама догадался, что Кришна намеревался подарить эту драгоценность Радхике, поэтому позже Он передал Ей камень через посредников. Кришна всегда поступает таким образом, чтобы увеличивать Свое собственное наслаждение и наслаждение Своих преданных.

В другой раз Кришна показал Свое умение использовать время и место, когда танцевал с самыми прекрасными девушками во вселенной - с гопи, в лучшем месте во вселенной - во Вриндаване и в самое очаровательное время - осенней ночью в полнолуние.

Однажды в Навадвипе Гаурасундара, переполненный врад-жа-премой, в безумии начал выкрикивать: Гопи! Гопи! Гопи! Ученики, которые обучались у Господа санскриту, не поняли причины восторженного состояния Гауранги и поэтому стали оскорблять Его. Для того чтобы спасти их от ужасных последствий апа-радхи, Господь Гауранга покинул Навадвипу и принял саннъясу. Так Господь проявил Свое умение вести Себя сообразно обстоятельствам и времени.

Для того чтобы поступить совершенным образом во благо всем, Шри Кришна вначале тщательно оценивает каждого человека, место, время и обстоятельства. Шрила Прабхупада тоже всегда учил нас с осторожностью учитывать место, время и обстоятельства (деша, кала, патра), прежде чем принимать какие-либо решения или начинать новое дело. А чтобы научиться различать, как вести себя с теми или иными людьми в разных местах и в разное время, надо всегда применять золотое правило бхакти: принимать все, что делает Кришну счастливым, и отвергать все, что идет вразрез с этим.

20. Видит все в свете священных писаний

(шастра-чакшу)

В «Бхагавад-гите» (15.15) Шри Кришна утверждает, что Он составил Веды, Он знает Веды и что познать Его можно благодаря Ведам (ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо). Хотя Кришна - всеведущий Верховный Господь и ясно видит прошлое, настоящее и будущее, тем не менее Он ссылается на Веды, чтобы показать людям в целом, насколько высок авторитет шастр.

Когда Кришне было всего семь лет, Он убеждал Своего отца, Махараджу Нанду, прекратить жертвоприношение Индре, в соответствии с философией карма-мимамсы. После того как посреди ночи Кришна сладкозвучной игрой на флейте завлек враджа-гопи в дремучую лесную чащу, Он привел выдержки из дхарма-шастпр по поводу патни-дхармы, чтобы вдохновить девушек вернуться домой к своим мужьям.

Спустя много лет, на поле битвы Курукшетра, Кришна цитировал «Веданта-сутру», когда давал Арджуне наставления о его истинных обязанностях. А придя в этот мир как Шри Чайтанья Ма-хапрабху, Он вместе со Своими спутниками находил неизменное удовольствие в различных шлоках из Вед и постоянно цитировал их в проповеди.

Веды были составлены Кришной в Его облике Вьясадевы, и потому они неотличны от Кришны. Есть «Бхагавата» как литературный образ Кришны, а есть Бхагавата как личность - Сам Шри Кришна.

Если смотреть на мир только с помощью материальных глаз, невозможно увидеть, что же находится за пределами круговорота рождений и смертей. По-настоящему видеть - значит видеть мир в свете Вед. Тому, кто хочет узреть истину и познать себя, Кришна дает два глаза: один глаз - это шастры (шастра-чакшу), а другой - гуру (гуру-чакшу). С помощью этих двух глаз любая обусловленная душа, ослепленная призраками материальных желаний, сможет видеть во тьме невежества и достичь сияющей, радостной обители, где все исполнено духовного совершенства.

21. Чистый (шучи)

Кришна - наичистейший, и потому любой, кто соприкасается с именем, обликом, качествами, развлечениями Кришны, с Его святой обителью, вечными приближенными, с Его учением, с Его представителем - духовным учителем, любой, кто помнит Его и служит Ему, немедленно очищается. Чистота - это сила, которая толкает человека к Богу и уводит его от заземленных стремлений к чувственным удовольствиям. Повторяя святые имена Кришны, человек соединяется с Его чистотой и избавляется от похоти, гнева, жадности, зависти и заблуждений.

Рупа Госвами говорит, что Кришна обладает двумя видами высшей чистоты: 1) Кришна никогда не совершает ничего нечистого; 2) чистота Кришны превращает грешников в праведников. Как только в сердце восходит солнце святого имени Кришны, человек освобождается от тьмы греха и прочно утверждается на пути праведности. И чем больше он повторяет святое имя, тем быстрее он очищается и получает право увидеть высшую чистоту -прекрасного Шри Кришну.

22. Владеет Собой (ваши)

Во время танца раса Кришну окружали шестнадцать тысяч самых очаровательных девушек во вселенной. И тем не менее, это не вывело Его из равновесия, Он оставался настолько отрешенным, что в один момент просто покинул их, лишив Своего общества. В трех мирах Кришна известен как Ачьюта, Аджита и Хришикеша - непогрешимый, непобедимый и хозяин чувств. Только встречаясь со Шри Радхой, Шьяма теряет всякое самообладание и превращается в куклу, которая танцует под музыку Ее премы.

23. Непреклонный (стхира)

Согласно «Нектару преданности», непреклонный - это тот, «кто не прекращает усилий, пока не достигнет поставленной цели». А «Оксфордский карманный словарь» говорит, что непреклонность - значит «непоколебимость, постоянство, стойкость».

Кришна непреклонно держал холм Говардхану, чтобы защитить своих возлюбленных враджа-васи. В течение семи дней, невзирая на свирепые молнии Индры и разрушительное наводнение, Он был непоколебимым и стойким. Украв одежды гопи, Он показал другую сторону Своей непреклонности. Гопи умоляли Кришну не дразнить их так, но, «увидев решительную непоколебимость Кришны», они подчинились Его желанию.

Кришна постоянно старается возвысить все живые существа. Несмотря на наше безразличие к самопознанию, Кришна никогда не отказывается от нас. Чтобы помочь нам вернуться к Нему, Господь неизменно сопровождает нас как Высшая Душа - внутренний советчик и гуру. Кришна ни на мгновение не прекращает и не ослабляет попыток освободить все порабощенные души. Он находится в сердце как чайтъя-гуру, а снаружи предстает в образе шастр, различных аватар и духовного учителя, который дает посвящение. Непреклонный, терпеливый и решительный, Кришна с открытым сердцем и распростертыми руками ждет, когда мы сделаем к Нему хотя бы один шаг, чтобы, со Своей стороны, сделать к нам десять.

24. Терпеливый (данта)

Терпеливым называют того, кто безропотно сносит любые, даже самые тяжкие невзгоды. Когда Кришна жил в гурукуле Сандипани Муни, ради служения своему духовному учителю Он терпел огромные неудобства. Хотя тело Кришны было очень нежным, Он ходил в лес за дровами для ашрама. Однажды, во время ураганного ливня Кришна, Кришна заблудился в лесу и целую ночь провел под деревом.

Кришна проявлял терпение, когда ядовитые жала змея Калии вонзались в Его грудь. Кришна даже не стал мстить демону и, вместо того чтобы убить его, очистил его сердце. На примере терпения, показанного Кришной, мы можем учиться не обращать внимания на то, как возбужденные органы чувств толкают нас к наслаждениям. Надо также терпеливо сносить любые личные обиды, считая их последствиями собственной кармы.

Мы можем стараться использовать свой разум для того, чтобы не отвлекаться от служения Кришне, и однажды наше терпение станет таким, как его описывает Кришна в «Шримад-Бхагаватам» (11.22.58-59): «Тот, кто желает достичь в жизни высшей цели, должен, невзирая на любые сложности, с помощью разума удерживать себя на безопасном духовном уровне, пусть даже он встречает на своем пути пренебрежение и обиды, насмешки и зависть со стороны дурных людей, или даже если его неоднократно жестоко избивают, связывают, лишают работы и невежды плюют и мочатся на него».

25. Снисходительный (кшамашила)

Согласно Шриле Рупе Госвами, снисходительным называют того, кто терпит любые оскорбления своих недругов, и Кришна -совершенный пример такого определения. Несомненно, Брахма тяжело оскорбил Кришну, когда похитил Его друзей и телят. Еще хуже поступил Индра, который вообще пытался разрушить Вриндавану, убить всех коров, и уничтожить всю семью Кришны. И, тем не менее, Кришна снес эти серьезные оскорбления и из сострадания простил этих двух полубогов.

Кришна любит все живые существа, ибо Он - их верховный отец (аха биджа-прадар пита). Он терпеливый, милосердный и сострадательный. Он всегда готов простить и забыть даже «самые гнусные грехи». К несчастью, иногда преданный может совершить самый немыслимый грех. Но, если он раскаивается и неуклонно служит Господу, Кришна вновь будет считать его праведником.

Для того чтобы в этом материальном мире, полном смятений и грубости, сохранять свое духовное сознание в чистоте, надо постоянно сохранять терпение. Мы всегда должны быть готовы простить и забыть любые выпады в нашу сторону.

26. Непроницаемый (гамбхира)

Непроницаемым называют того, кто не каждому открывает, что у него на уме, или того, чей ход мыслей и план действий очень трудно понять... Примером непроницаемости Кришны являются Его любовные отношения с Радхарани. Кришна никому не рассказывал о Своих отношениях с Радхарани, и даже Его старший брат Баладева, неразлучный с Ним, не мог понять изменений, которые происходили с Кришной, - настолько Тот был непроницаем» (Н. п., гл. 21). Каждый вечер в Нанда-граме Кришна вместе с Махараджей Нандой и другими членами семьи ходил в театральный дворец на разнообразные представления. И хотя там было на что посмотреть - ведь выступали и певцы, и танцоры, и музыканты, и жонглеры, и акробаты, и рассказчики занимательных историй, - тем не менее, все взгляды зрителей были прикованы только к чарующему облику Кришны. Внешне казалось, что Кришна смотрит представление, смеется, аплодирует актерам, но мысленно Он уже мчался в рощи Вриндаваны, где вскоре тайно встретится со Своей возлюбленной Радхикой.

27. Самодостаточный (дхритиман)

Кришна - высочайший атмарама, тот, кто черпает удовлетворение в Себе Самом и кем привлекаются другие самодостаточные души во вселенной. В «Нектаре преданности» Шрила Рупа Госвами говорит: «Самодостаточным называют того, кто черпает удовлетворение в себе самом, не имея никаких желаний, и не расстраивается, даже когда есть серьезные причины для огорчения».

Когда гопи любовно журили Кришну за то, что Он покинул их в самом начале танца раса, Он оставался спокойным и невозмутимым. Гопи захотели услышать мнение Кришны о трех типах любовников. В ответ Кришна назвал особый тип любовника, который не отвечает взаимностью, но и не пренебрегает своей возлюбленной. Такой любовник называется атмарамой, самодостаточным, то есть, благодаря тому, что он погружен в памятование Бога, он не нуждается в чьей-либо любви.

Затем Кришна описал Себя: «Я полностью самодостаточен. У Меня нет потребности в чьей-либо любви. Но при этом Я испытываю чувство благодарности. Не огорчайтесь тем, что я покинул вас. Я сделал это только для того, чтобы усилить вашу любовь ко Мне. Поистине, Я никогда не смогу отплатить вам за ту любовь, которую вы испытываете ко Мне».

Кришна самодостаточен, но Он не бывает неблагодарным: на любовь Он всегда отвечает любовью.

28. Беспристрастный (сама)

Кришна беспристрастен: Он свободен от привязанностей и неприязни. «Нектар преданности» называет беспристрастным, или уравновешенным, того, кто «не находится в плену привязанностей и зависти».

Кришна показал высшую степень беспристрастия, когда изгнал ядовитого змея Калию из Вриндаваны. Хотя Кришна и покарал Калию за его проступки, одновременно Он также подарил ему Свое покровительство, оставив на капюшонах змея отпечатки Своих лотосных стоп. Жены Калии в своих молитвах вознесли хвалу Кришне за Его беспристрастие:

«О дорогой Господь, Ты ко всем относишься равно и не делаешь различий между Своими сыновьями и друзьями или врагами... То, что кажется наказанием для Калии, на самом деле благословение» («Источник вечного наслаждения», гл. 16).

В «Бхагавад-гите» (9.29) Кришна говорит, что Он равно относится к каждому, но в то же время благоволит к Своим преданным. Разве возможно питать пристрастие к кому-либо и при этом быть беспристрастным? Однако подобное пристрастие вполне естественно и встречается повсюду. Так, щедрый человек помогает всем и каждому, но своих детей он любит особенно. Подобно этому, Бог заботится обо всех Своих чадах, но те, кто любят Его, получают особые благословения.

29. Щедрый (ваданья)

Щедрым называют того, кто не скупится на большие пожерт-1вования. Когда Кришна жил в Двараке, Он ежедневно дарил по 13 054 богато украшенные коровы в каждом из Своих 16 108 дворцов. Поистине, только из огромной щедрости можно каждый день жертвовать более 210-и миллионов коров!

Щедрый человек отдает другим все, что у него есть: свою жизнь, богатство и знания. Из всех аватар только Кришна проявлял величайшую щедрость, полностью даря Себя любому, будь то полубог или ракшас. По разным причинам Господь Рама отверг руку Шурпанакхи, сестры Раваны. Но, когда Шурпанакха родилась в Двапара-югу как Кубджа, и Кришна с радостью принял ее предложение и отдал ей Себя.

Много полубогинь привлеклись очаровательным обликом Ваманадевы, когда Господь принимал милостыню от Махараджи Бали.

Но Господь Вамана не удовлетворил их желание близости. Однако Кришна наградил этих небесных дев телами гопи и щедро обнимал их во время раса-лилы.

Мы стремимся стать преданными Кришны и потому должны заботиться о том, чтобы наше сердце не черствело, и чтобы мы всегда были добрыми к другим, преподнося им бесценный дар сознания Кришны.

30. Религиозный (дхармика)

Религиозным называют того, кто сам честно живет в соответствии с религиозными заповедями и учит этому других. Быть религиозным - значит чтить законы Бога, служить Кришне и любить Его.

Когда Кришна пришел в этот мир пять тысяч лет назад, Он упрочил религию: защитил коров и уничтожил нечестивых демонических царей вроде Камсы и Дурьйодханы. Развлечения Кришны во Вриндаване - это совершенство религии, ибо они - сама суть любовной преданности Богу. Своими восторженными враджа-лилами Кришна указал порабощенным душам привлекательный путь према-дхармы, религии божественной любви.

31. Отважный (шура)

Отважным называют того, кто очень любит сражаться и в совершенстве владеет разными видами оружия. Во Вриндаване Кришна показал Свою отвагу, лично сразившись с самыми лютыми чудовищами - Агхасурой, Бакасурой и Ариштасурой. И хотя Кришна не пользовался никаким оружием, Он одними своими руками и ногами с легкостью победил этих свирепых демонов.

В «Бхагавад-гите» (18.79) Санджая заявляет: «Там, где Кришна, там и победа». Поэтому, если мы всегда будем общаться с Аджитой, непобедимым Кришной, повторяя Его святое имя, мы победим в войне против майи и вернемся домой, обратно к Богу.

32. Сострадательный (каруна)

Сострадательным называют того, кому нестерпимо больно смотреть на чужие страдания. Кришна проявил сострадание, когда Бхишмадева покидал этот мир. Видя, в каком несчастном положении оказался Бхишмадева, лежащий на пронзивших его стрелах, Кришна переполнился сострадания и заплакал.

Во Вриндаване Кришна не раз проявлял сострадание: Он защитил коров от ледяного ливня Индры, проглотил лесной пожар и так спас Своих друзей, утешал маму Яшоду, нежными словами и вновь встретился с гопи, сначала покинув их, чтобы осушить их слезы и принять их любовь.

Шрила Прабхупада учит, как заслужить сострадательный взгляд Кришны: «Кришна - Высшая Абсолютная Личность, и потому обратиться к Нему напрямую очень непросто. Зная это, преданные взывают к Его сострадательной природе, которую олицетворяет Радхарани. Они молятся Ей о том, чтобы Кришна проявил к ним Свое сострадание» (Н. п., гл. 22).

33. Почтительный (маньямана-крита)

Почтительным считают того, кто оказывает должное почтение духовному учителю, брахманам и пожилым людям. В Своих лилах Кришна установил образец поведения в человеческом обществе, выражая почтение Своему духовному учителю, отцу и старшему брату, Балараме. «Таким образом, Кришна был полностью счастлив и чист сердцем во всех Своих взаимоотношениях» (Н. п., гл. 22).

Каждый день после обеда, когда Кришна с коровами и друзьями-пастушками возвращается в Нанда-граму, туда спускаются полубоги, чтобы вознести Кришне молитвы. Кришна останавливается, достойно приветствует их и затем почтительно слушает их возвышенные хвалебные речи.

34. Учтивый (дакшина)

Кришна учтив. Он умеет угождать и никогда не ведет себя заносчиво.

Кришна показал яркий пример учтивости на раджасуя-ягье, которую совершал Махараджа Юдхиштхира: там Кришна любезно омывал стопы всем гостям.

Каждое утро, когда Господь уводил коров пастись в лес, Нанда и Яшода провожали Его. Для того чтобы они вернулись домой, Кришна говорил Своим родителям ласковые слова, желая порадовать их сердца и занять их служением: «Мама! Тебе не надо идти за нами дальше. Пожалуйста, возвращайся домой, приготовь расалы (сладкого напитка) и отправь его нам. Папа! Моя бита для игры в мяч сломалась. Пожалуйста, иди домой и быстренько сделай пять-шесть новых, чтобы мы могли поиграть» («Говинда-лиламрита», гл. 5).

Кришна всегда ведет себя с другими так, что они чувствуют радость и удовлетворение. Как преданные Кришны, мы должны следовать примеру идеального поведения, который показал Кришна, и учиться быть учтивыми в своих делах, словах и мыслях. Шрила Прабхупада сказал однажды: «Преданный должен быть безукоризненно воспитанным».

35. Великодушный (винойи)

Благодаря Своему мягкому нраву, Кришна показал, насколько Он великодушен во взаимоотношениях. Ведьма Путана, притворившись матерью Кришны, задумала убить Его. Но Кришна видит в настроении других суть, поэтому Он принял материнскую любовь Путаны и вознес ее в духовный мир. В Двараке Кришна не придал значения тому, что Акрура участвовал в злонамеренном, сговоре, и принял его преданность.

36. Стеснительный (хриман)

Кришна проявляет стеснительность, когда Его прославляют или, когда замечают Его любовные приключения. Когда Кришна держал холм Говардхану, Его взгляд упал на груди гопи, отчего рука Его задрожала. Видя, что холм начал трястись, пастухи испугались и стали взывать к Кришне о защите. Баларама, глядя на перепуганных пастухов, улыбнулся. Заметив улыбку Бала-рамы, Кришна решил, что тот угадал, о чем Он думал, когда смотрел на груди гопи, и очень устыдился этого.

Перед Баларамой Кришна робок, однако, когда Ему предстоит сражение с демоном, Он выставляет напоказ Свою отвагу. Личность Кришны, многогранна как бриллиант и, с какой точки зрения ни посмотреть на Кришну, Он всегда необыкновенно мил сердцам Его преданных.

37. Защитник душ, вручивших себя Ему (шаранагата-палака)

Подобно тому как луна проливает свой благодатный свет и на царский дворец, и на хижину чандалы, Кришна дает приют всем душам, которые вручили себя Ему, даже демонам. «Один из врагов Кришны утешал себя мыслью о том, что ему незачем бояться Кришны, ведь стоит ему просто отдать себя в руки Кришне, и Кришна защитит его от всех опасностей» (Н. п., гл. 22).

Существует шесть признаков того, что человек с преданностью вручил себя Кришне. Один из них - это глубокая вера в Кришну как в единственного защитника. Враджаваси считают Кришну своим ребенком, другом или возлюбленным, но перед лицом опасности они ищут защиты только у Него одного. Когда Индра принялся низвергать на Враджу ливневые потоки, враджаваси обратились к Кришне. В ответ Он поднял холм Говардхану и укрыл их под ним.

После того как Калия вручил себя Кришне, отпечатки лотос ных стоп Кришны на капюшонах змея уберегли его от клюва Гаруды. Когда огромная змея проглотила Махараджу Нанду, он взмолился Кришне о помощи: «О Нанда-нандана! Пожалуйста, приди и выручи меня из этой беды!»

Однажды в ночь полнолуния, во время праздника Холи, надменный демон Шанкхачуда, приятель Куверы, насильно увел за собой гопи, желая насладиться ими. До смерти перепуганные, гопи отчаянно воззвали к Кришне и Балараме о защите. Кришна погнался за демоном, успокаивая гопи: «Не бойтесь, не бойтесь! Сейчас мы расправимся с этим демоном». Кришна защищает всех, особенно Своих преданных. «Тот, кто идет по пути преданного служения, не знает потерь. Даже небольшое продвижение по нему защитит человека от величайшего страха» (Б.-г., 2.40).

38. Счастливый (сукхи)

Кришна счастлив, ибо Он всегда радостен и не ведает горя. Шрила Рупа Госвами утверждает: «Понятие наслаждения неразрывно связано с прекрасными женщинами, украшениями и богатством» (Н. п., гл. 22).

Кришна - сын царя Вриндаваны, и потому Он наслаждается сказочным богатством и великолепными, изысканными драгоценностями, а также природным изобилием Враджи: плодами, цветами, ягодами, бальзамами, глиной, ароматными минеральными порошками, реками, озерами и горными пещерами. Окруженный всей этой безмерной роскошью, Кришна вкушает наивысшее блаженство, устраивая любовные забавы с враджа-гопи, самыми прелестными и восхитительными в трех мирах девушками.

В 1970-х годах, когда было широко распространено движение хиппи, Шрила Прабхупада объяснял, как действует сознание Кришны: «Я превращаю хиппи в „хэппи"». [Нарру (англ.) - «счастливый».] Если человек думает о себе в рамках телесных обозначений, например, считает себя хиппи, он чувствует внутреннюю пустоту и не в состоянии ощутить счастье. Но, служа Кришне, он становится счастливым, здоровым и благочестивым.

39. Благосклонен к Своим преданным (бхакта-сухрита)

Кришна известен как бхакта-сухрита. Это значит, что преданные всегда в Его сердце, а Он всегда в сердцах преданных. Кришну очень легко удовлетворить: любой может купить Его, если с преданностью поднесет Ему листок туласи или немного воды. Кришну называют бхакта-ватсалой, потому что Он питает особую любовь к Своим преданным.

Шрила Рупа Госвами говорит, что из любви Кришна проявил особое расположение к Своему преданному Арджуне в битве на Курукшетре. Кришна обещал не сражаться и не вставать ни на чью сторону, однако Бхишмадева вынудил Кришну нарушить это обещание. Чтобы спасти Арджуну, Кришна взял колесо от разбитой колесницы и со свирепостью льва набросился на Бхишму.

В начале танца раса Радхика почувствовала Себя неловко из-за присутствия многих «новых» сакхи, и потому Она внезапно покинула это место. Кришна тотчас же оставил тысячи прекрасных девушек, жаждущих Его объятий, и отправился на поиски Шри Радхи. Тем самым Кришна показал Свою любовь и привязанность к высочайшей из всех преданных - Шримати Радхике.

40. Руководимый любовью (према-васья)

Каждый знает, что самая великая сила в мире - это сила любви. Яшода отчаянно пыталась связать веревкой своего сына-озорника Кришну. Видя, что Яшода уже изрядно взмокла от изнеможения, Кришна в конце концов покорился ее любви и позволил связать Себя. Это учит нас тому, что Кришну невозможно связать ничем, кроме любви.

Шрила Рупа Госвами утверждает: «Кришну обязывает любовь преданного к Нему, а не служение как таковое.... Только любовь преданного и его привязанность к Кришне делают Кришну обязанным ему» (Н. п., гл. 22).

Самое выдающееся качество Према-майи Шри Радхи - Ее способность «управлять Кришной с помощью любви». Кришна ходит в школу любви, чтобы учиться у Своего гуру по имени Радхика танцу премы. Только любовь может руководить Кришной. Шри Радха олицетворяет высочайшую любовь, которая целиком и полностью покоряет Кришну. Вот почему, для того чтобы достичь любви к Кришне, преданные добиваются благосклонности Радхики.

«Во Вриндаване все чистые преданные молят о милости Шри-мати Радхарани, энергии наслаждения Господа Кришны. Шрима-ти Радхарани - это другая, мягкосердечная женская сторона полного целого, совершенство и само воплощение женственности. Поэтому Радхарани всегда с готовностью одаривает Своей милостью искренних преданных, и, если Она обратит внимание Господа Кришны на такого преданного, Господь незамедлительно примет его в Свое окружение» (Бхаг., 2.3.23, ком.).

41. Всеблагой (сарва-шубханкара)

В «Нектаре преданности» говорится, что всеблагим называют того, кто неустанно действует на благо всем. Кришна исполнен всего самого благоприятного. Любое соприкосновение с Кришной - с Его святым именем, обликом, развлечениями, с Его обителью и приближенными, а также служение Ему - наполняет жизнь человека неизмеримой удачей.

Когда Кришна входит в лес Вриндаваны, мать Бхуми трепещет от волнения, ощущая на себе Его лотосные стопы. Птицы закрывают глаза и, вслушиваясь в сладкозвучную мелодию флейты Кришны, замирают от восторга. А с ветвей деревьев капает мед - это слезы радости, которые источают деревья, когда Кришна касается их цветов и листьев. Сердца пастушков переполняет счастье, оттого что они играют и шутят со своим лучшим другом. В разлуке с Кришной враджа-гопи непрерывно думают о Нем, воспевая Ему хвалу и в сердце вспоминая блаженство Его объятий. Так Кришна приносит величайшее благо всем движущимся и неподвижным жителям Вриндаваны. И жизнь любого, кто размышляет о враджа-лилах Кришны, всегда будет наполнена удачей.

Кришна желает добра всей вселенной; что бы Он ни делал - благо для каждого. Добросовестный преданный сознает это качество Кришны, поэтому все, что случается с ним, он принимает как милость своего доброжелательного и всеблагого Господа.

42. Самый могущественный (пратапи)

Самый могущественный - это тот, кто внушает своим врагам ужас и повергает их в безысходное отчаяние. «Когда Кришна находился на этой планете, Он, подобно могучему солнцу, заставляющему тьму отступать в пещеры, разогнал всех Своих врагов, которые разлетелись, словно совы, чтобы только не попадаться Ему на глаза» (Н. п., гл. 22).

Еще с младенческого возраста Кришна не раз проявлял Свое безграничное могущество. В возрасте всего шести дней Он убил ведьму Путану, которая была ростом в двадцать километров. А в десять лет Кришна с легкостью расправился со свирепым демоном Ариштасурой, принявшим облик быка. Тело Ариштасуры было таким громадным, что спина его касалась облаков.

В век Кали можно непосредственно ощутить могущество Кришны в Его святом имени. Просто повторяя Харе Кришна маха-мантру, человек получает от Кришны неиссякаемую силу, чтобы истреблять демонов сомнений и ведьм материальных желаний.

43. Самый знаменитый (киртиман)

Шрила Прабхупада определяет Бога как того, кто во всей полноте обладает шестью достоинствами (шад-айшваръя-пур-на): всем знанием, всей силой, всей славой, всей красотой, всеми богатствами и всей отрешенностью.

Только Кришна владеет этими шестью совершенствами в полной мере, и потому только Его, и никого иного, величают Верховным Бхагаваном, Высшей Абсолютной Личностью. Шрила Рупа Госвами пишет: «Знаменитым называют того, кто славится своим безупречным характером» (Н. п., гл. 22).

Когда Нарада воспевал славу Кришны, синий след на шее Господа Шивы исчез. При звуках имени Кришны голубое дхоти Ба-ларамы побелело, а враджа-гопи увидели, что вода в Ямуне превратилась в молоко, и принялись пахтать ее. Иными словами, когда распространяется имя и слава Кришны, все становится белоснежно чистым.

Шрила Прабхупада пишет: «Слава Кришны разливается повсюду, подобно лунному сиянию, превращая тьму в свет. Иначе говоря, если проповедовать сознание Кришны по всему миру, тьма невежества и тревог материальной жизни превратится в свет чистоты, спокойствия и процветания» (Н. п., гл. 22).

44. Всеобщий любимец (ракта-лока)

Всеобщим любимцем называют того, кто очень дорог всем людям, кто всеми любим и всех очаровывает. Когда Кришна взошел на борцовский помост дворца Камсы в Матхуре, все зрители восторженно приветствовали Его возгласами: Джоя! Джая! Джоя! Каждый среди собравшихся там гостей любил Кришну - мудрецы, брахманы и вообще все мужчины и женщины Матхуры. Когда Кришна вернулся в Двараку, все жители радостно встречали его, говоря: «...В Твое отсутствие каждый миг тянулся, словно миллионы лет. Разлука с Тобой нестерпима для нас» (Н. п., гл. 22).

45. Покровитель преданных (садху-самашрая)

Кришна проявляет особую расположенность к любому, кто повторяет Его имя с любовью и преданностью. Словосочетание садху-самашрайа означает, что Кришна всецело покровительствует Своим святым преданным и оберегает их. Правда, Кришна благосклонен и к демонам, которых убивает, ибо дарует им освобождение в Брахмане. С одной стороны, Кришна беспристрастно относится ко всем, кто обращается к Нему, но с другой - Его больше всего привлекают беззаветно преданные Ему люди.

46. Очаровывает всех женщин (наригана-манохари)

Неповторимой привлекательностью Своего тела, обаянием и сладкозвучными мелодиями флейты Кришна крадет сердца всех женщин в трех мирах. Каждая очарована Кришной.

«Мой дорогой Господь, Ты подобен магниту, а девушки Врад-жи - железу. Куда бы Ты ни пошел, они следуют за Тобой, как железо, влекомое магнитом» (Н. п., гл. 22).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: