Искусство повторения Святого Имени 23 глава




Сердце Вриндаваны оглашено жужжанием целых туч шмелей, слетевшихся к цветам за нектаром, и пением горлиц, попугаев, кукушек и птиц чарика. Повсюду танцуют павлины.

Во Враджа-дхаме есть двенадцать несравненных по красоте лесов: Бхадравана, Билвавана, Лаухавана, Бхандиравана и Махавана -на восточном берегу Ямуны и Кхадиравана, Бахулавана, Кумудава-на, Камьявана, Мадхувана, Талавана и Вриндавана - на западном. Вриндаване всегда служат нежные, ласковые ветерки, несущие пыльцу с цветущих лотосов и игриво приподнимающие края одежды у гопи, отчего их сердца тотчас же вспыхивают сладострастным желанием близости с Господом» («Панчаратра-прадипа»).

Нитья-лила Радхи-Говииды

Бхактивинода Тхакур в «Бхаджана-рахасье» учит серьезных садхак во время повторения святого имени вспоминать развлечения Кришны, а также стихи из «Шикшаштаки», где шаг за шагом очерчены уровни преданного служения от шраддхи до премы. Рассказывая об играх Радхи-Кришны в восьми частях суток, Бхактивинода Тхакур приводит шлоки из «Говинда-лиламриты». Ниже в скобках указаны ступени бхакти, которые соответствуют лилам, протекающим в тот или иной промежуток времени. Можно читать эти описания, а затем во время джапы стараться вспоминать и мысленно представлять их себе.

Нишанта-лила-смарана: 3:36-6:00. (Шрадцха)

Размышляя о кунджа-бханга-лиле, когда Радха- Кришна в конце ночи прервали Свои забавы в лесной роще, преданный ощутит вкус сокровенных развлечений Радхи и Кришны.

В «Говинда-лиламрите» говорится: «На исходе ночи Вринда-деви, чувствуя, что скоро взойдет солнце, напомнила попугаям и кукушкам, чтобы те разбудили Радху- Кришну. И хотя птицы пели очень приятно, их голоса не обрадовали Божественную Чету, ибо нарушили Их блаженный отдых. С расстояния сакхи наблюдали за пробуждением Радхи-Кришны, которые в состоянии глубокой взаимной любви и нежности выглядели просто неотразимо. Недоверчиво относясь к ворчанию старой обезьяны Каккати и в то же время желая продолжить Свои любовные объятия, Рад-ха и Кришна с тоской неотрывно смотрели в глаза друг другу. Они неохотно расстались и отправились по домам, где тихонько улеглись в Свои постели».

Я поклоняюсь Радхе-Кришне, медитируя на Их развлечения. Тот, кто сосредоточенно размышляет об Их забавах и поет имена Кришны, обретет сокровище кришна-премы и навечно поселится во Враджа-Гокуле.

Пратах-лила-смарана: 6:00-8:24. (Садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти)

В «Говинда-лиламрите» говорится: «Я принимаю покровительство Шримати Радхарани. Закончив омываться и украшать Свое тело, Радхарани получает от Яшода-маты приглашение прийти к ней в дом и приготовить завтрак для Кришны. Радха с подругами отправляется в Нанда-граму, где готовит для Кришны разнообразные вкусные блюда. Затем Радхарани с радостью доедает остатки пищи после Кришны. Часто в это время Радха встречается с Кришной на Гупта-кунде, либо в пещерах Нанда-грамы.

Также я принимаю покровительство Кришны. Поднявшись с постели рано утром, Кришна идет в гошалу доить коров. Затем Он возвращается домой, омывается и вместе с друзьями-пастушками наслаждается завтраком».

Переполненный любовью, размышляй об этих утренних развлечениях, повторяя святое имя в обществе преданных. Тогда очень скоро в тебе пробудится бхава.

Пурвахна-лила-смарана: 8:24-10:48. (Ништха)

Во время повторения святого имени надо помнить пурвазсна-лилу, предполуденные развлечения. В «Говинда-лиламрите» говорится: «Я помню Кришну, который вместе со Своими друзьями-пастушками гонит до полудня коров в лес. Махараджа Нанда, Яшода и другие враджа-васи провожают Кришну и Его друзей. Горя желанием встретиться с Радхарани, Кришна оставляет пастушков и коров у подножия Говардханы и отправляется на берега Радха-кунды. Я также помню Радхику. Кришна, украдкой посмотрев на Нее, обозначил место, где Они сегодня встретятся, и Радхика, поймав Его взгляд, возвращается из Нанда-грамы домой. Ее свекровь, Джатила, велит Ей совершить поклонение Сурьядеве. Сгорая от нетерпения, Радхика всматривается в дорогу, по которой должны возвращаться Ее сакхи, чтобы поведать о том, где сейчас находится Кришна».

Мадхьяхна-лила-смарана: 10:48-15:36. (Ручи)

«Я помню Радху-Кришну, которые в полдень наслаждаются обществом друг друга. Их украшают различные признаки духовного восторга, такие как ашта-саттвика-бхавы и въябхичари-бха-вы. В зависимости от перемены настроения в Своих любовных отношениях, Их глаза выражают то пылкое желание, то гнев. Они шутят с Лалитой и другими сакхи. В окружении подруг Радхи Божественная Чета наслаждается различными забавами: Они катаются на качелях, гуляют по лесу, резвятся в реке, пьют мед, предаются любовным утехам, а сакхи крадут флейту Кришны, а также поклоняются богу Солнца.

Так я медитирую на Радху-Кришну, которым постоянно прислуживают Их сакхи.

Апарахна-лила-смарана: 15:36-18:00. (Асакти)

«Я помню Шри Радху, которая после полудня возвращается домой и готовит для Своего возлюбленного Шри Кришны множество сладостей, таких как амрита-кели и карпура-кели. Затем Рад-ха омывается и надевает на Себя прекрасные наряды и украшения. Увидев лотосное лицо Своего ненаглядного Кришны, когда Он, выйдя из леса, направляется в гошалу, Радха переполняется огромной радостью.

Я также помню Шри Кришну, который после полудня возвращается вместе с коровами и друзьями в Нанда-граму. Кришна очень доволен, когда, проходя по улице, Он видит очаровательное лицо Радхики. Кришну встречает Махараджа Нанда и другие старшие враджа-васи. Затем Яшода купает и одевает Кришну в красивые одежды.

О ум! С восторгом размышляй об этих развлечениях».

Саяна-лила-смарана: 18:00-20:24. (Бхава)

«Вечером Шри Радха посылает сакхи в Нанда-граму со множеством изысканных сладостей для Кришны. Сакхи возвращаются с остатками этих угощений, и Радха с радостью наслаждается ими. Враджендра-нандана у Себя дома совершает омовение и наряжается. Яшода заботливо помогает Ему. Кришна идет в гошалу, доит нескольких коров и возвращается домой ужинать.

С огромной любовью я размышляю об этих лилах».

Прадоша-лила-смарана: 20:24-22:48. (Випраламбха-према)

«Я помню Шри Радху поздним вечером. Чтобы доставить удовольствие Кришне, Она надевает наряды, соответствующие определенной фазе луны. В новолуние Радха носит одежды цвета шъяма, а в полнолуние - белые. По совету Вринды-деви Радха вместе со Своими подружками прячется в уединенной беседке на берегу Ямуны.

Я также помню Кришну, который сидит в окружении Своих друзей-пастушков и наслаждается множеством замечательных представлений. Яшода, заботливая мама Кришны, забирает Его домой и пытается уложить спать. Думая о счастье Своих отношений с Радхой, Кришна украдкой выскальзывает из спальни и направляется в лесную беседку.

Я размышляю о том, как Радха-Кришна совершают эту лилу».

Ратри-лила-смарана: 22:48-3:36. (Самбхога-према)

«Я помню Радху-Кришну, которые ночью страстно желают быть вместе. После того как Кришна приходит к Радхе, и Божественная Чета идет гулять по лесу, Вринда-деви служит Им самыми разными способами. Когда Радха-Кришна вместе со Своими близкими сакхи устраивают раса -лгшу и начинают петь и танцевать, Они выглядят несказанно очаровательными. А когда Радха-Кришна утомляются от забав, Им прислуживает множество любящих ман-джари. Ближе к концу ночи Божественная Чета удаляется спать на постели из благоухающих цветов. Наблюдая за этими развлечениями, сакхи тонут в океане восторга.

О ум, помни эти уединенные забавы Радхи-Кришны и поклоняйся им с желанием принять в них участие».

Шрила Бхактивинода Тхакур завершает свои сокровенные наставления о бхаджане так: «Совершая преданное служение и постоянно памятуя эти драгоценные развлечения, протекающие в каждой из восьми частей суток (ашта-кала), преданный постепенно достигает совершенства. Обучаясь гопи-бхаве, садхака поднимается на уровень сварупа-сиддхи и черпает удовольствие в развлечениях ашта-кала, живя во Врадже, проявленной в материальном мире. После того как такой преданный получает милость Кришны, он покидает материальное тело и начинает служить Рад-хе-Кришне в Их духовной обители.

О брат, святое имя никогда не теряет своей силы, будь то на уровне совершенства или на уровне садханы. Поэтому повторяй и пой святое имя, считая это твоей единственной целью, и не прибегай ни к каким иным видам садханы» («Бхаджана-рахасья»).

Джапа и манаси-сева

Рагхунатха дас Госвами, наш прайоджана-ачарья, повторял джапу, совершая манаси-севу. Манаси-сева - это разновидность смараны, когда преданный в медитации любовно служит Радхе-Говинде и Их играм. Манаси-сева является главной составляющей в рагануга-бхакти, и, как правило, ее сопровождают джа-пой либо лила-киртаной. Манаси-сева сочетает в себе три наиболее важных анги бхакти - шраванам, киртанам и смаранам (слушание, пение или повторение и памятование). В одной из своих лекций Шрила Прабхупада указывает на то, что, вместо машинального повторения мантры Харе Кришна, надо активно занимать ум памятованием облика, качеств и развлечений Радхи-Говинды. Особенно Шрила Прабхупада советует во время джапы упражняться в манаси-севе.

«Повторять мантру Харе Кришна - значит всегда удерживать Кришну в сердце. И это не требует расходов: вам не надо сооружать роскошный трон для Кришны. Вы можете вообразить, как установили бриллиантовый трон в своем сердце и на этом троне сидит Кришна. Кришна принимает это и делает явью. Даже если вы мысленно представляете себе: „У меня есть бриллиантовый трон, очень дорогой трон. Кришна придет и сядет на него", - это не самообман, это действительность. Так что создайте это в своем сердце. „Вот Кришна уселся. Я прошу Его, чтобы Он позволил мне омыть Его стопы водой из Ганги или Ямуны. Теперь я переодеваю Его в самые изысканные и дорогие наряды. Потом я подношу Ему украшения. Затем предлагаю Ему еду", - вы можете просто думать об этом. Это называется медитацией. Это так замечательно. Вы можете сесть в любом месте и думать о том, что Кришна в вашем сердце и вы устраиваете Ему великолепный прием. Это не самообман, это реальность. И это так просто» (ЛШП, 1.06.74).

«Любой, кто в мыслях преподнесет лотосным стопам Господа даже каплю воды, очистится. Того, кто мысленно омывает Господа, Ямараджа никогда не накажет за грехи. Все эти действия, выполненные в уме, обладают такой же силой, как если бы человек омывал Господа непосредственно» (Ч.-бхаг., Мадхья, 9.37).

Надо понять, что Кришна с одинаковой благодарностью принимает и внешнее служение, совершаемое телесно, и внутреннее -совершаемое в уме. Следующая лила поясняет это.

«Шрила Нрисимхананда Брахмачари был великим преданным Господа Чайтаньи Махапрабху Однако он отнюдь не был бо-гачем. Поэтому, когда он услышал, что Шри Чайтанья Махапрабху собирается идти из Кулии во Вриндавану, он в мыслях начал строить удобную дорогу, по которой предстояло пройти Чайтанье Махапрабху.

Для чистого преданного не имеет значения, строит ли он дорогу на самом деле, или строит ее мысленно, ибо Высшая Абсолютная Личность, Джанардана является бхава-грахи, то есть признает прежде всего чувство, вложенное в служение. Для Него дорога, выложенная драгоценными камнями в действительности, и дорога, мысленно выложенная драгоценными камнями, одинаковы. Ум хоть и тонкая субстанция, но реален так же как тело. Поэтому Верховный Господь принимает служение, независимо от того, совершается оно посредством грубой материи или посредством тонкой. Он принимает отношение Своего преданного и смотрит, насколько искренне тот готов служить Ему. Преданный сам волен выбирать, как служить Господу - используя грубую или тонкую материю» (Ч.-ч., Мадхья, 1.161, ком.).

Шрингара-джапа

Манаси-джапу, которую иногда еще называют внутренним поклонением, или антар-йогой, продвинутые преданные совершают естественно, повинуясь не поддающемуся описанию сокровенному влечению души. Манаси-пуджа значит «мысленное поклонение», когда, закрыв глаза, но открыв свое сердце и ум, преданный мысленно омывает, одевает, кормит Божества Радхи-Кришны, Гауры-Нитая или своего собственного ишта-де-ву (возлюбленный облик Господа, Тхакурджи) и поклоняется Ему. Согласно «Панчаратра-прадипе», официальному руководству по пудже в ИСККОН, даже тот преданный, что находится в самом начале духовного пути, должен совершать манаси-пуджу, если он имеет второе, брахманское посвящение и поклоняется Божествам. Более того, не совершать манаси-пуджу - это оскорбление Божеств.

«Закончив медитацию (дхъяну) на облик Господа, вы должны занять свои мысли поклонением этому облику. Дхъяна - это подготовка к манаси-пудже. Если дхъяна - это пассивная форма сосредоточенного размышления, то манаси-пуджа - активная. Какой бы предмет поклонения вы ни собирались преподнести внешне, сначала вы должны преподнести его внутренне, со всей преданностью и вниманием. Шастры указывают, что садхана-бхакти пуд-жа, совершаемая только лишь с помощью предметов поклонения, бесполезна без матси-пуджи. Для неопытного преданного пуджа, совершаемая внешне, но без манаси-пуджи может стать причиной оскорблений Божества, поскольку в этом случае он склонен видеть Божество как материальный объект. Таким образом, манаси-пуджа, или антар-йога, исключительно важна при поклонении любому Божеству. Возвышенные души, особенно постоянно путешествующие сачнъяси, часто совершают только манаси-пуджу» («Пан-чаратра-прадипа», гл. 2.2).

В «Чайтанья-чаритамрите» описывается, как Нрисимхананда Брахмачари построил прекрасную, удобную «мысленную дорогу» для предстоящего путешествия Шри Чайтаньи Махапрабху. Поясняя эту лилу, Шрила Прабхупада говорил, что как вселюбящий и милосердный Господь Шри Кришна признает, как телесное, так и мысленное служение.

Поклонение Кришне в мыслях во время повторения святого имени - превосходный прием для сосредоточения на джапе. Например, для пуджари, который поклоняются Божествам в храме, ничего не стоит во время джапы совершать ту же самую пуджу в храме своего ума. А те преданные, у кого нет надлежащего опыта в пудже, могут читать о лилах, где Радха-Говинда купаются, в таких священных писаниях, как «Говинда-лиламрита», «Кришна-бхава-намрита», «Вилапа-кусума-анджали», «Мадхава-махотсава», «Сан-калпа-калпадрума» и «Кришнахника-каумуди», и затем во время джапы размышлять о том, как они помогают слугам и служанкам Радхи-Говинды делать массаж Божественной Чете, омывать Их, одевать, украшать, подносить Им бхогу и совершать арати.

Не обязательно привязывать джапа-пуджу к Божеству в вашем храме. Вы можете сидеть и повторять джапу, например, в Москве, и в то же самое время мысленно отправиться во Вринда-вану и совершать манаси-севу, внутреннее поклонение, главным Божествам Враджа-дхамы. Госвами основали во Вриндаване семь важнейших храмов - Говинды, Гопинатхи, Мадана-моханы, Радха-раманы, Шьямасундары, Радхи-Дамодары и Гокулананды. Почему бы не поклоняться всем этим семи Божествам в своем уме?

После пуджи можно попросить Кришну о благословении: «О Дамодара! Я продвигаюсь по духовному пути очень медленно, поэтому прошу Тебя помочь мне». Отдав дандаваты, чтобы попросить прощения за любые допущенные ошибки, можно совершить манаси-парикраму вокругмандира. Затем отправляйтесь к Говард-хане, на Варшану, в Нанда-граму, на Гупта-кунду, в Кароли, Джайпур или в Натхадвар. Прибыв туда со скоростью мысли, совершите полное поклонение Радхе-Мадана-мохане, Радхе-Говинде, Рад-хе-Гопинатхе, Радхе-Дамодаре, Радхавиноде и Шри Натхаджи. Если вам позволяет время, летите в Майяпур, Навадвипа-дхаму, Эка-чакру и Шри Пурушоттама-кшетру. Джоя Нитай-Гаура Ситанатха премананде \ Джаганнатха Свами ки джая \ Это чудесный способ сосредоточить ум, освятить сердце и погрузиться в святое имя.

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

 

Секреты ачарьев

 

Джагаданаида Пандит о нама-таттве

Пятьсот лет назад Джагадананда Пандит, нитъя-паришада Господа Гауранги, составил в своем дневнике «Према-виварта» следующее учение о святом имени:

«Всегда помни, что кришна-нама не появится, если общаться с непреданными. Слоги святого имени могут слетать с уст, но чистое имя останется недоступным. Только нама-апарадха может звучать в обществе непреданных. Иногда, по великой удаче, приходит нама-абхаса, но знай, что и нама-апарадха и нама-абхаса -препятствия на пути к кришна-бхакти.

Если хочешь повторять чистую кришна-наму, общайся с садху и откажись от любых желаний наслаждаться, получить освобождение и обрести мистические совершенства. Оставайся свободным от гордыни, избегай десяти оскорблений шри-намы и не презирай других. Принимай только те объекты чувств, которые действительно необходимы. Делай это в духе отрешенности и всегда повторяй святое имя.

По примеру нама-ачаръи Харидаса Тхакура ты должен повторять святое имя день и ночь. В сердце всегда совершай према-севу ашта-калия-лилам Радхи-Мадхавы в кунджах Враджи. Гаура-рай дал наставление: „Семейный ты человек или отрекся от мира, не прекращай повторять святое имя ни на миг".

Нет надобности совершать многочисленные виды садханы. Просто прими покровительство кришна-намы, и твоя жизнь станет чистой и наполнится смыслом. Всегда повторяй мантру Харе Кришна и восторженно танцуй вместе с бхактами Гауры, восклицая: „О Гауранга! О Гауранга!" Так ты быстро обретешь сокровище нама-премы, которое Махапрабху принес с Собой в Надию, чтобы раздать всем».

 

Двадцать наставлений о нама-бхаджане Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура

(Эти наставления, собранные из его писем на бенгальском языке различным ученикам, были опубликованы в книге «Шрила Бхактисиддханта Сарасвати», изданной Шри Гопинатха Гаудия-матхом. Английский перевод сделан Б. С. Дамодарой Махараджей.)

1. Во время повторения святых имен надо неустанно взывать к Господу. Ты должен тщательно следить за тем, чтобы, громко повторяя святое имя, прочитывать на четках все намеченные круги. Это быстро и успешно устранит любые анартхи. И тогда безбожники не смогут поколебать тебя своими оскорблениями.

2. Если во время повторения тебя поглощают греховные или мирские мысли, пусть это не останавливает тебя - с упорством продолжай повторять. На начальных этапах повторения подобные мысли естественным образом приходят на ум. Не пытайся гнать их, это не поможет тебе продвинуться. Такие мысли исчезают только тогда, когда преданный развивает нама-прити, любовь и влечение к святому имени. Если человек повторяет святое имя с воодушевлением и решимостью, разве могут подобные мирские мысли остановить его? Занимай свое тело, ум и речь служением наме, и ты вскоре постигнешь великолепный облик нами, Верховного Господа.

3. Я рад слышать, что теперь ты повторяешь святое имя с большим воодушевлением. Если постоянно и настойчиво повторять святое имя, оно искоренит все анартхи. И тогда облик, качества и лили Шри Намы проявятся сами собой. Господь и Его святое имя неотличны друг от друга. Но понять это можно, только избавившись от анартх. Повторение без оскорблений поможет тебе осознать, что святое имя дарует любые совершенства.

4. Чистое повторение святого имени рассеивает грубое и тонкое покрытие души и открывает нашу изначальную, чистую сущность.

шри-намаи дживера свару па удайа (наша) кршна-рупа акаршан каран

«Повторение святого имени постепенно раскрывает наш изначальный духовный облик, качества и вечную севу. А это, в свою очередь, притягивает нас к облику, качествам и развлечениям Кришны».

5. Святое имя будет проявляться в твоем сердце, по мере того как ты будешь продолжать служить святому имени телом, умом и речью. Слушай и пересказывай шастры, и это поможет тебе закрепить то осознание, которое ты получаешь, повторяя святое имя.

6. Чтобы избавиться от оскорблений, надо повторять святое имя постоянно. Шриман Махапрабху наделил всеми Своими полномочиями Шри Рупу Госвами. Поэтому мы должны просить о милости Шри Рупу Госвами и его верных последователей. Надо молиться святому имени о том, чтобы оно сделало нас пригодными для трансцендентного служения Шри Рупе Госвами. Будь уверен, что святое имя - это Верховный Господь, который придет и поселится в твоем сердце.

7. Один из лучших способов свести на нет дурное общение - это все больше и больше повторять святые имена. Безбожники никак не. смогут воспрепятствовать твоему преданному служению, если ты ежедневно будешь повторять один лакх номы. Пожалуйста, постарайся так построить свой распорядок, чтобы у тебя каждый день было время повторять лакх (шестьдесят четыре круга) святых имен. Тот, кто не делает этого, должен считаться падшим. Надо приложить все усилия, чтобы подняться из этого падшего положения.

8. Верховный Господь неотличен от Своего имени. Если человек, в силу своей порабощенной природы, не в состоянии это осознать, он должен служить чистому преданному, опытному в хари-бхаджане. Ты сможешь помочь другим, если сам станешь опытным в бхаджане. Пожалуйста, повторяй святое имя громко, чтобы твоя склонность к наслаждениям не одолевала тебя.

9. Господь Гаурасундара особенно милосерден к тем смиренным душам, которые чувствуют себя ни на что не годными. Я молюсь Шриману Махапрабху, чтобы твое вдохновение повторять святое имя возрастало. Ты должен постоянно совершать хари-бхаджану в смиренном состоянии ума и при этом воспитывать в себе уважение к другим и ни от кого ничего не требовать. Я буду счастлив, если у тебя получится повторять святое имя беспрепятственно.

10. Повторение святого имени равнозначно встрече с Господом Кришной лицом к лицу. Свободные души поклоняются олицетворенному имени и читают такие книги, как «Чайтанья-чари-тамрита», «Чайтанья-бхагавата», «Прартхана», «Према-бхак-ти-чандрика» и «Кальяна-калпатару». Знай, что главное, к чему должно приводить поклонение Божеству, медитация на Верховного Господа и другая подобная деятельность, - это повторение святого имени.

11. Ты должен повторять святое имя без оскорблений и избегать дурного общения. Того, кто повторяет святое имя с самбандха-гьяной, не испугают никакие препятствия на пути к совершенству. До тех пор, пока живое существо не вовлекает себя в кришна-нама-бхаджану, оно не будет благоденствовать.

12. Только с помощью обычного материального зрения можно увидеть разницу между Верховным Господом и Его именем. Даже если нет вкуса к святому имени, все равно надо повторять его с великим почтением и любовью. Строго повторяя одно и то же количество кругов, преданный постепенно понимает единство имени и Гауры-Кришны. Шри Гаурахари и Радха-Кришна суть одно и то же. Господь Гауранга - это Сам Шри Кришна. Сострадание Шри Гаурасундары не имеет предела, и дивная сладость Шри Кришначандры безгранична!

13. Нужно браться за повторение святого имени с огромной решительностью и терпением, без желания получить какие-либо мирские блага. Господь Кришна, безусловно, ответит взаимностью. Перед тем как приступить к повторению святого имени, надо подчинить свой ум лотосным стопам Господа Гауранги.

14. Кришна - самый сострадательный, и однажды Он прольет Свою милость на нас. Нам надо молиться святому имени, и оно, несомненно, одарит нас своей милостью.

15. Если ты повторяешь шуддха-наму, то все желания, связанные с материальной деятельностью, будут полностью уничтожены. Посвящение у духовного учителя дает воодушевление и силы повторять святое имя. Более того, ты начинаешь считать себя слугой Господа Хари, и это освобождает тебя от деятельности ради плодов. Если же, начав жизнь в садхана-бхакти, ты опять захочешь погрузиться в кармическую деятельность, это значит, что ты не произнес имени Господа ни разу! Невежественное живое существо чувствует себя беспомощным, поэтому оно изо всех сил старается раздобыть денег на чувственные удовольствия. Но свободные души просто повторяют святое имя Кришны.

16. Повторение святого имени избавит тебя от любого дурного общения (с карми, гъяни и майявади), подобно тому как восходящее солнце рассеивает утренний туман. Ты должен повторять святое имя, поместив в свое сердце наказ Шри Рупы Госвами - асат-санга-тъяга. Так ты получишь милость Шри Гаурахари.

17. Больной желтухой, принимая леденцы в качестве лекарства, постепенно излечивается и начинает ощущать их сладкий вкус. Точно так же человек, принимая лекарство святого имени, избавляется от неприязни к служению Господу. Постепенно проявляется сладость святого имени, и человек начинает служить Господу с помощью своих трансцендентных органов чувств.

18. Чтобы продвигаться по духовному пути, надо служить вайш-навам, проповедовать порабощенным душам (джива-дойа) и повторять святое имя Кришны. Надо принимать все, что благоприятствует этим трем видам деятельности, и отвергать все, что мешает.

19. Бесспорно, ты очень неправильно поступил, что занялся смараной возвышенной ашта-кшшя-лилы. Эти темы невозможно усвоить на уровне анартха-нивритти. Однако тот, кто искренне повторяет святое имя с огромной решимостью, постигнет свою чистую природу. Вечная природа души станет отчетливо ясна только после того, как будут изжиты анартзси.

20. Знание не получают путем логических умозаключений либо желая произвести ложное впечатление на кого-нибудь. Любое откровение о своей духовной сущности, которое благодаря искреннему повторению святого имени приходит к преданному, даже на уровне просветления, должно быть подтверждено шикша-гуру. Именно так постигают экадаша-бхаву. Продвинутого преданного духовный учитель просто направляет, помогая ему и дальше совершенствоваться в бхаджане. По мере духовного роста понимание всего придет само собой.

 

Дальнейшие наставления Сарасвати Тхакура

ТТаже если во время повторения святого имени вас одолева-У ^ют порочные мысли, ни в коем случае нельзя терять надежду. Стоит сосредоточиться на повторении, как все эти мысли постепенно рассеются. Но если повторять без воодушевления, ничто не в силах прогнать мирские мысли.

Лучший способ преодолеть материальную энергию - это общаться с продвинутыми преданными и повторять святое имя Кришны. Духовный уровень преданного определяется тем, насколько сильно тот привязан к повторению святого имени.

Вершина всего знания и всего образования - повторение святых имен Кришны. Быть преданным Господу - значит с верой повторять святое имя Кришны. Тот, кто повторяет святое имя без оскорблений, очень быстро обретет кришна-прему» («Искусство чистой преданности»).

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

 

Расаяна-джапа

В последней главе «Брихад-бхагаватамриты» Шри Санатана Госвами приводит шестьдесят три исполненных расы стиха, называемые бхакти-расаяной, которые действуют как целительный нектар. Пятьдесят девять стихов взяты из «Шримад-Бхагава-там» (пятьдесят пять из Десятой песни и четыре - из Одиннадцатой) и еще четыре стиха - из «Брахма-самхиты». Эти замечательные стихи пробуждают и усиливают эмоции бхакти, наполняют привязанностью к Вриндаване и углубляют настроение враджа-бхавы. Этим стихам дано название расаяна (живительный эликсир, применяемый в аюрведической медицине), потому что они действуют как могущественный нектар, очищая сердце, укрепляя преданность и усиливая любовь к Кришне.

Существует веками сложившийся способ бхаджаны - объединять джапу с произнесением шлок бхакти-расаяны и медитацией на них. Наши ачаръи прошлого повторяли джапу, одновременно медитируя на одну гилоку за другой. Их умы и сердца утопали в океане кришт-премы, когда они проводили ночи, купаясь в волнах этих исполненных расы шлок.

Как надо применять на деле этот наиболее могущественный способ повторения, называемый расаяна-джапа? Во время повторения святого имени нужно прерваться, чтобы произнести одну из шлок бхакти-расаяны. Затем надо продолжить повторять джапу, сосредоточенно размышляя над смыслом этого стиха и развлечениями Господа, описанными в нем. Закройте глаза, глубоко сосредоточьтесь и попытайтесь зрением сердца увидеть преданных, которые участвуют в этой липе. Молитесь этим преданным о том, чтобы они в самой глубине вашего сердца явили вам свою любовь и привязанность к Кришне. Непрерывно медитируйте на один стих в течение шестнадцати, тридцати двух или даже шестидесяти четырех кругов. Однако, если это сложно, просто переходите к следующему стиху и продолжайте делать все точно так же.

Гаудия-ачарьи подтверждают, что медитация на шлоки бхакти-расаяны во время джапы определенно усиливает как блаженство от повторения, так и любовь к Радхе и Кришне. Этот вид джапы обычно применяют на пути рагануга-бхакти.

В «Бхагаватам» есть очень важный стих, который описывает прекрасный облик и сева-бхаву Яшоды, самоотверженно сбивающей масло для своего дорогого Гопалы. В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада дает некоторые существенные советы на тему рагануга-бхакти. Его Божественная Милость говорит, что любой, кто желает вечно служить Кришне в ватсалья-бхаве, то есть с материнской любовью, должен медитировать на трансцендентный облик Яшоды (рупа-дхьяна), а также размышлять о сладости ее родительской любви. Отсюда следует, что, вдохновляя серьезных садхак медитировать на личность и развлечения, описанные в отдельно взятом стихе, Прабхупада советует упражняться в расаяна-джапе.

«Одетая в желто-оранжевое сари, с поясом на полных бедрах, Яшода тянет то за один, то за другой конец веревки, обвитой вокруг пестика в ступе для сбивания масла. От упорных стараний ее браслеты и серьги раскачиваются и позванивают, и все ее тело сотрясается. От сильной любви Яшоды к своему сыну из ее грудей сочится молоко. Ее лицо с прекрасными бровями покрылось испариной, и цветки малати выпадают из ее волос» (Бхаг., 10.9.3).

«Любой, кто желает обрести сознание Кришны, чтобы служить Ему с материнской или отеческой любовью, должен размышлять о телесных чертах Яшоды. Это не значит, что надо уподобиться Яшоде; думать так - майявада. К каким бы отношениям с Кришной ни стремился преданный, будь то родительская или супружеская любовь, дружба или служение, он должен идти по стопам жителей Вриндаваны, но не пытаться уподобиться им. Для этого здесь и приводится такое описание. Продвинутые преданные должны бережно хранить это описание в своем сердце, всегда размышляя о чертах Яшоды: как она одета, как она трудилась и вспотела, как очаровательно украшены цветами ее волосы и т. д. Надо воспользоваться этим подробным описанием, данным здесь, чтобы с материнской любовью к Кришне размышлять о Яшоде» (Бхаг., 10.9.3, ком.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: