Искусство повторения Святого Имени 15 глава




4. Привязанность. Это предвестник бхавы, предварительной ступени любви к Богу. Ступив на порог бхава-бхакти, продвинутый преданный необычайно сильно привязывается к тому, чтобы слушать о Кришне и воспевать Его, и делает это с огромной радостью и воодушевлением.

Молитва о развитии привязанности к повторению святых имен звучит так: «О Кришна! По своей природе я привязан ко множеству ненужных вещей. Пожалуйста, помоги мне перенести все мои привязанности на Твои лотосные стопы. О мой Господь! Пусть повторение Харе Кришна станет неотъемлемой частью моей жизни. Прошу Тебя, помоги мне повторять Твои святые имена с чистой привязанностью к ним».

5. Любовь. Это нежные чувства и преданность. Цель повторения Харе Кришна - достичь шуддха-намы, чистого имени, украшенного кришна-премой и присутствием Господа. Пусть следующая молитва пробудит нашу любовь к прекрасному Кришне, который предстает перед нами в образе Шри Намы Прабху:

«О Кришна! Позволь мне повторять Твои святые имена с глубоким чувством. Когда же, наконец, я пленюсь нектаром Твоих имен и начну произносить их от всего сердца? О Кришна! Пожалуйста, помоги мне повторять с искренней любовью к Тебе, к Рад-хике и к Твоим святым именам. Укажи мне, как повторять с неподдельными переживаниями, перерастающими в чистую любовь.

О Кришна! Прошу Тебя, покори мое сердце и ум Твоими святыми именами. Позволь мне повторять с полным вниманием.

Сделай так, чтобы я как можно быстрее погрузился в наслаждение сладчайшим вкусом Твоих имен. Пусть нежное очарование Твоих имен изгонит всю рассеянность из моего сердца и всецело пленит его. Пожалуйста, дай мне сильную привязанность к Твоим удивительным именам. Прошу, будь милостив ко мне и помоги подняться до уровня подлинных переживаний и чистой любви к Тебе».

Таковы пять состояний ума и сердца при повторении Харе Кришна.

 

 

кабе ха 'бе боло се-дина омар

апарадха гхучи', шуддха наме ручи

крпа-бале ха 'бе хрдойе санчар

 

«Скажи мне, скоро ли настанет тот день, когда я перестану совершать оскорбления, и силой божественной милости в моем сердце поселится вкус к чистому святому имени?» («Шаранагати»)

 

прати-дина джади, адара корийа

се нома киртана кори

ситапала джено, наши'рога-мула

кроме сваду хойа, хари!

 

«О Господь Хари, если я каждый день буду с пылкой любовью громко петь Твое святое имя, оно исцелит меня от духовного недуга и постепенно позволит ощутить Твою сладость, подобно тому, как если лечиться от желтухи леденцами, они избавляют от этой болезни, из-за которой и кажутся горькими» («Шаранагати»).

 

Маха-мантра-тратака

 

Часто непоседливый ум толкает садхаку разглядывать все вокруг во время джапы. Когда это происходит, святое имя превращается в фоновую музыку, которая сопровождает главное занятие - обзор пейзажей, пестрящих многообразием видов и красок. К небрежному садхаке незаметно подкрадывается рассеянность, и он совершает нама-апарадху. Чтобы предотвратить подобное, закрепите взгляд на написанной мантре.

Этот обычный способ усилить сосредоточенность на джапе состоит в том, чтобы повторять святое имя, пристально глядя на маха-мантру в написанном виде (как правило, на деванагари или бенгальском). Многие преданные не только смотрят на написанную мантру, желая увеличить сосредоточенность, но и поклоняются маха-мантре в различных образах. Пятьсот лет назад Шри Вирачандра Прабху, сын Господа Нитьянанды, совершал нама-брахма-севу. он поклонялся шестнадцати словам маха-мантры, вырезанных на бенгальском языке в черном камне. Последователи Шри Вирачандры Прабху и по сей день поклоняются этой нома-шиле в маленьком храме, что находится в Западной Бенгалии, в районе Пури.

Сиддха-Бхагаван Дасаджи, известный Гаудия-вайшнавский святой, поклонялся только одному Божеству - большому черному камню (30 на 60 см), на котором старым бенгальским шрифтом была выгравирована Харе Кришна маха-мантра. Сейчас нама-брахма-сева этой шиле, включающая в себя ежедневную абхишеку, арчану и арати, продолжается в его ашраме, в Кантак-нагаре, Кал-на (район Барддаман, Западная Бенгалия).

Медитировать на написанную мантру надо следующим образом. Вначале возьмите лист бумаги, где напечатана Харе Кришна маха-мантра, и закрепите его на стене на уровне глаз. Затем сядьте перед этим «плакатом» с мантрой и, пристально вглядываясь в слоги святого имени, внятно и отчетливо повторяйте джапу. Этот прием удерживает на Кришне и взгляд, и ум.

Чтобы усилить сосредоточенность мысли, последователи системы йоги используют аналогичный прием, называемый тратака. Тратака - это когда медитирующий йог пристально всматривается в пламя свечи, которая горит в безветренном месте. С помощью такого неотрывного взгляда йог берет верх над своими мыслями и закрепляет их на одном. Того же самого достигают и бхакти-йоги, сосредоточивая взгляд на написанной мантре.

Святое имя завладевает не только зрением, слухом и речью, но и осязанием. Санатана Госвамипада объясняет эту интересную особенность в своем комментарии к следующему стиху:

 

джайати джайати намананда-рупа мурарер

вирамита-ниджа-дхарма -дхйана-пуджади-йатнам

катхам апи сакхд атта муктида пранина йот

паромам амхтам эка дживана бхушана ме

 

«Слава, слава всеблагому святому имени Шри Кришны, которое вынуждает преданных отказаться от любых общепринятых религиозных обязанностей и видов медитации и поклонения. Если живое существо так или иначе произносит святое имя хотя бы единожды, то святое имя вознаграждает его освобождением. Святое имя Кришны - сладчайший нектар. Оно - сама моя жизнь и мое единственное сокровище» (Б.-бхаг, 1.1.9).

«Обычно мы думаем, что повторение святого имени - это занятие для языка, однако в служении харинаме можно занять все наши сознательные способности. Ум может размышлять над слогами имени Господа и их значениями, а органы чувств - взаимодействовать со святым именем каждый по-своему. Речь и слух вовлечены в слушание и повторение очевидным образом. С помощью осязания можно ощущать имя, написанное глиной у себя на теле [или любую надпись с мантрой]. Глаза также могут смотреть на имя, написанное в различных местах. А руки и ноги могут трудиться, неся флаг с именем и т. п.» (Б.-бхаг., 1.1.9, ком.).

Похоже, надписи с мантрой используются уже, по крайней мере, пятьдесят столетий. Согласно книгам Шри Рупы Госвами, первая такая «надпись» появилась на лице одной из враджа-гопи:

«Кришна сказал: „О Вринда-деви! Написав Мое имя пастой из красной кутумы на страницах своих щечек, твоя сакхи очень ясно донесла до Меня свои намерения"» («Удджвала-ниламани», гл. 7).

 

Восемь шагов Шридхары даса к улучшению джапы

 

Один наш духовный брат, желая помочь, как-то рассказал нам о восьми шагах на пути совершенствования джапы. Его предложения, по существу, совпадают с учением Бхактивиноды Тхакура.

1. Создайте свободную от беспокойств окружающую обстановку для усиленного повторения, потому что рассеянность и невнимательность ведут ко всем остальным оскорблениям. Чтобы внешние звуки не отвлекали вас, можно использовать беруши или противошумные наушники. Такая вынужденная тишина помогает закрепить ум и сердце на прекрасных именах, обликах и развлечениях Радхи-Шьямасундары.

2. Держите глаза закрытыми и сосредоточивайтесь с покорностью в мыслях и смирением в исполненном молитв и раскаяния сердце. Шрила Бхактивинода Тхакур советует покрывать тканью голову, чтобы не позволять взгляду блуждать.

3. Сидите неподвижно и удерживайте ум с помощью принудительной пранаямы. Кстати, в «Хари-бхакти-виласе» рекомендуется делать пранаяму перед повторением гаятри.

4. Четко поймите, каким образом органы чувств воспринимают объекты, и учитесь сводить на нет или отклонять все, что возбуждает деятельность чувств, за исключением слушания маха-мантры.

5. Войдите в четыре состояния, упомянутые в стихе триад апи суничена: смирение, терпение, кротость, уважение ко всем. С помощью образных примеров Шри Чайтаньи Махапрабху (соломинка, дерево) ощутите и прочувствуйте свою крошечную, неизмеримо маленькую сущность.

6. Повторяя мантру, всегда помните, что это личное обращение к Радхе и Кришне, а не бормотание попугая.

7. Во время повторения периодически наполняйте мысли удивительными объяснениями святого имени, которые дали ачаръи прошлого.

8. Ожидайте восторженных переживаний и духовных откровений, когда произносите этот наиболее могущественный и возвышенный звук.

 

Дхама - грома - нама

 

Шри Рупа Госвами ссылается на Патала-кханду «Падма-пура-ны», чтобы показать, насколько восхитительна Шри Врин-давана-дхама благодаря святым именам Кришны:

«Однажды Парвати спросила Господа Шиву: „Вриндавана такая восхитительная оттого, что в ней живут святые люди, или оттого, что сама по себе земля Вриндаваны обладает огромной значимостью, или же благодаря реке Ямуне? А может, сила Вриндаваны в том, что Шри Кришна навеки связан с ней?"

Господь Махадева ответил: „О Деви! Вриндавана восхитительна не из-за значимости этого места, не из-за реки и не из-за святых людей. Вриндавана восхитительна благодаря могущественному влиянию святого имени Кришны и Его внутренней энергии, которая доставляет каждого домой, обратно к Богу"» («Мат-хура-махатмья», 111-113).

Тягу к повторению святого имени можно усилить, если постичь связь между грамой (земной деревней), дхамой (духовным царством) и намой. Очаровательные драгоценности имен Кришны были положены в сокровищницу Враджа-дхамы. В «Учении Шри Чайтаньи» Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ярко описывает, как получить из хранилища святой дхамы богатство шуддха-намы.

«Неспособные постичь величие дхамы, мы не имеем пристрастия к дхама -севе. Дхама -сева принесет нам высшее благо. Тот, кто ищет единения с дхамой, вскоре обнаружит, что его привязанность к громе (месту рождения, дому и семейной жизни) естественным образом испарилась. Отношения с земной обителью (грома) и тяга к обычной мирской жизни очень быстро покидают того, кто осознал свои отношения со Шри Дхамой. Служение дхаме освобождает человека от иллюзии, будто джива сама является Богом или повелителем.

Служение Шри Дхаме естественным образом укажет нам путь к служению святому имени. Тогда вскоре шри-нама-сева приведет нас к истинной конечной цели - служению Шри Кришне с чистой любовью. Без посторонней помощи шри-вайкунтха-нама низошла на эту землю и была отдана на хранение в Шри Дхаму. Сама по себе нома-сева не даст подлинного конечного служения Шри Кришне с чистой любовью тому, кто отделил себя от Шри Дхамы. Просто видимость служения харинаме, обособленная от служения Шри Дхаме, и жизнь в стороне от любых отношений с дхамой никогда не приведет человека к цели служения божественному желанию Кришны».

Служение святой дхаме - это вид бхакти, известный как па-да-севанам, что означает «служение лотосным стопам Господа». Человек может усилить свое нама-ручи, если на деле будет совершать дхама-севу - подметая Сева-кунджу, Вамшивату, берега Рад-ха-кунды или парикрама-марг Вриндаваны и убирая мусор в этих местах. Такое простое служение очень сильно очищает сердце. Подметая землю Враджи, человек подметает и в своем сердце. И однажды очищенное сердце превратится в дхаму, где играет и развлекается Югала-Нама. Наблюдайте, как прикосновение волшебной пыли Вриндаваны (враджа-раджи) обращает вожделение в любовь, а тщеславие - в смирение.

 

Учитесь звать

 

В отличие от других мантр все слова в Харе Кришна маха-ман-тре стоят в звательном падеже, то есть она является непосредственным обращением к Господу и Его божественной супруге, Шри Радхе. «Хара - это высшая энергия наслаждения Господа; в звательном падеже - Харе» («Наука самоосознания»).

Повторяя Харе Кришна маха-мантру, нужно чувствовать, как с горячим желанием в сердце мы лично взываем к Радхе и Кришне:

«Хей Радхе! Хей Кришна! Хей Радхе! Хей Кришна! Хей Кришна! Хей Кришна! Хей Радхе! Хей Радхе! Хей Радхе! Хей Радха-ра-мана! Хей Радхе! Хей Радха-рамана! Хей Радха-рамана! Хей Радха-рамана! Хей Радхе! Хей Радхе!»

«Поглощенный восторженной любовью Радхи, Махапрабху путешествовал по Индии и, словно взбесившийся лев, громко взывал к именам Кришны: «Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна, хе\ Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна! Кришна, хе\» (Ч.-ч., Мадхья, 7.96).

 

От намы - к лиле

 

В«Харинама-чинтамани» описываются пять последовательных шагов на пути к совершенству в повторении святых имен Кришны:

1. Избегайте десяти оскорблений. Старайтесь повторять устойчиво и произносить святое имя внятно, медитируя при этом на трансцендентный звук.

2. Как только ваше повторение станет устойчивым, отчетливым и радостным, вы сможете медитировать на облики Радхи-Шьямасундары. Затем надо уловить трансцендентный образ святого имени, который появится, когда ваше зрение станет чистым. Другой способ увидеть этот облик заключается в том, чтобы сесть перед Божествами и, медитируя на святое имя, пить глазами нектар Их мадхури-даршана.

В «Шримад-Бхагаватам» (3.9.11) Господь Брахма объясняет, что Господь появляется перед преданными в этом Своем облике, на который они медитируют: «О мой Господь, Ты так милостив к Своим преданным, что являешь Себя именно в том вечном облике Трансцендентности, в каком они всегда думают о Тебе».

3. Достигнув уровня, когда имя и облик Кришны сливаются воедино, преданный начинает держать в памяти шестьдесят четыре трансцендентных качества Кришны [см. гл. 15]. Таким образом, благодаря постоянному повторению, святое имя, облик и качества Кришны (нома, рупа и гуна) соединяются в одно.

4. На этом уровне становится естественным вспоминать определенные лилы Кришны. Такое сосредоточенное размышление, называемое лила-смарана, постепенно присоединяется к единству святого имени, облика и качеств Господа. И тогда садхака может ощутить первые лучи нома-расы. Повторяя имя с великой радостью, преданный увидит Кришну, окруженного гопа-ми и гопи под калпа-вртшей в Йогапитхе (на Гупта-кунде, Радха-кунде или в Вамшивате).

5. Лила-смарана, благодаря постоянным упражнениям в ней, углубится до такой степени, что преданный начнет сосредоточенно размышлять над ашта-калия-лилами (состоящими из восьми частей сокровенных забав) Радхи-Мадхавы. И когда эта медитация достигнет зрелости, он во всей полноте насладится нома-расой.

 

Способ, настроение и раса

 

В зависимости от своего уровня садхака сосредоточивается во время джапы либо на способе, либо на настроении, либо на расе. Так, начинающему садхаке (каништха-адхикари) недостает настроения ирасы, и потому он направляет свое внимание на то, чтобы совершенствовать способ повторения святого имени. По мере того как к садхаке приходит все больше и больше покорности и понимания, он достигает промежуточного, устойчивого уровня повторения (мадхьяма-адхтари), где главную роль играет уже настроение.

На этой ступени ум начинает поддаваться шри-наме. А в сердце возникают и крепнут подлинные чувства к Кришне и Его преданным. На данном уровне, где главное - настроение, садхака становится намного смиреннее, и его горячее желание достичь Радху-Говинду многократно усиливается. Теперь садхака служит шри-наме и наслаждается ею, испытывая огромную радость и воодушевление.

Когда же садхака поднимается до уровня расы, он повторяет святое имя непрерывно - либо на своих четках, либо мысленно, -и тонкие черты его проявившейся любви к шри-наме и вечно юной Божественной Чете своим нескончаемым цветением охватывают все его существо. Повторяя святое имя с бхакти-расой, садхака достигает высочайшей ступени чистой преданности (ут-тама-адхикари) и навечно утверждается в своем любовном служении Радхе-Шьяме.

1. Способ. Способ повторения складывается из внешних условий. Это значит, что, например, надо сидеть ровно на асане, повторять во время тихих предрассветных часов, общаться с теми, у кого есть любовь к номе. Кроме того, нужно использовать четки из туласи, сохранять отчетливое произношение, сосредоточиваться на смысле мантры, тщательно следить за тем, чтобы не допускать десяти оскорблений, и раскаиваться в своих проступках.

2. Настроение. Настроение при повторении святого имени соединяет в себе деятельность ума и сердца, то есть мышление и эмоции. Шри Чайтанья Махапрабху советовал всем преданным быть свободными от ложного эго и считать себя ничтожней травинки. С чувством глубокой покорности и повиновения садхака должен молить Шри Радху о служении. Харидас Свами, средневековый святой из Вриндаваны, сочинил замечательные песни враджабхаса во славу своего Господа Банкибихари. Каждый раз, когда он пел их, все деревья, птицы и лесные животные замирали, очарованные этим пением. Так и вы должны учиться повторять имена Кришны с такой преданностью и с таким наслаждением, чтобы птицы прекращали щебетать и слушали вас, чтобы вокруг собирались олени и со слезами на глазах смотрели на вас, не в состоянии оторвать взгляд, и чтобы деревья, движимые сладостными звуками номы, склонялись и тянулись к вам, желая коснуться вас своими листьями.

С первых дней существования ИСККОН Шрила Прабхупада подчеркивал важность настроения при повторении святого имени. Недостаточно просто повторять. Нужно подкреплять повторение таким чувством разлуки, чтобы слезы наворачивались на глаза. Прабхупада учил преданных слезно взывать к святым именам, подобно тому, как ребенок, оставшись один, плачет от разлуки со своей любящей матерью и зовет ее.

«Плакать по Кришне так же хорошо, как и общаться с Ним лично. Ваши переживания, ваши слезы в сознании Кришны глубоко обогатят вас на духовном пути» (ПШП, 16.09.67).

Повторять святое имя, плача по Кришне, - обязательная сад-хана для последователей Шрилы Прабхупады. Один из учеников Шрилы Прабхупады даже открыто ввел эту садхану. Наш прославленный духовный брат Гаура-Говинда Свами однажды сказал о вновь открытом храме ИСККОН в Бхуванешваре: «Я открыл здесь школу плача, чтобы наши сердца рыдали по хари-наме, моля о милости Нитая и Гауры!»

3. Раса. Это высокая ступень повторения джапы, когда святое имя соединяется с расой. Постигнув свою стхайи-бхаву, неизменные любовные отношения с Кришной в определенной расе, например, в мадхуръя-расе, садхака будет повторять чисто и при этом наслаждаться сладостью бхакти-расы и помнить наймиттика (эпизодические) и питья (вечные) лилы Кришны. Повторяя святое имя, садхака будет медитировать на свое духовное тело (сиддха-деху) и мысленно совершать служение (манаси-сева) в состоящих из восьми частей ежедневных забавах (ашта-калия-лилах) Радхи-Говинды. Вначале упрямый, неподатливый, как скала, ленивый ум будет сопротивляться, находя тысячи оправданий и препятствий, чтобы расстроить ваши попытки сосредоточиться на описанном способе повторения святого имени, настроении и расе. Держитесь за четки и непреклонно продолжайте! По милости Шри Гуру и Га-уранги вы упорно будете продвигаться от сосредоточенности на способе к настроению и расе. Приложив немного усилий, любой искренний преданный может повторять джапу и помнить захватывающие развлечения Господа Гауранги и Радхи-Говинды. Это нетрудно. Никогда не забывайте, что в словаре последователей Прабхупады нет такого слова, как «невозможно».

«Стать васудева-парайанар очень просто для тех, кто сам прост. Но для нечестивцев и демонов это очень трудно» (ЛШП, 16.05.76).

 

Направьте мысли в нужное русло

 

Лучше всего совершать джапу, сидя в освященном месте, закрыв глаза и помня смысл повторяемых святых имен и возвышенные развлечения Гаура-Говинды. Если ум слишком неугомонен, последуйте совету ачаръев - займите его парикрамой: просто спокойно сидите и повторяйте на четках, представляя себе, как вы обходите вокруг холма Говардханы, Радха-кунды или Вра-джа-мандалы.

Повторяя и мысленно совершая парикраму вокруг Гирирад-жи, вы увидите в своем уме места игр Радхи-Кришны. А это, в свою очередь, подтолкнет вас к размышлениям о том, как забавлялась Божественная Чета в этом определенном лила-стхали. Ощущая вкус отношений Радхи-Мадхавы, садхака сможет направить свой непоседливый ум в нужное русло джапы и лила-смараны.

Вот пример джапы с манаси-парикрамой:

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Хареа Утро. Восходящее солнце окрашивает восточную часть неба в розовый цвет. Воздух прохладен. Я иду по дороге вокруг Гирираджи, и еще не нагретый песок ласкает мои стопы. Справа я вижу Кусума-саровару, безмятежную и величественную, с восхитительными средневековыми арками и куполами.

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе... Я помню Ашокаван, что находится здесь, куда Радхика со Своими сакоси как-то пришла нарвать цветов для Шьямасундары. Разглядывая высоко на дереве самый привлекательный и ароматный цветок, Радхика отчаянно пыталась дотянуться до него Своими изящными руками, но Ей удалось лишь едва коснуться его. Тут никем не замеченный Шьяма взобрался на это самое дерево и наклонил Своей стопой ветку так, чтобы Радхика смогла сорвать цветок.

Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе... Вдруг Шьяма убрал стопу, ветка разогнулась и, увлекая за собой Радхику, оторвала Ее от земли. Схватившись за цветок, который она хотела сорвать, Радхика висела высоко в воздухе и звала на помощь. Подружки, сакхи, смотрели на Радхику, одновременно и тревожась за нее и улыбаясь. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе...

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

 

Святое имя и облик Кришны

 

Облик из звука

 

Материальное творение начинается с шабды, звука, из которого проявляются все материальные элементы; в них он и остается. Звук есть в эфире, в воздухе, в огне, в воде и в земле. Когда мы не слышим звуковых колебаний, звук создает другие колебания -в виде зрительных образов. Например, согласно индийской музыкальной традиции, у каждой раги ирагини есть свое божество, и его можно вызвать с помощью этой мелодии. Так, известно, что, когда опытный певец исполняет васанта-рагу (весеннюю мелодию), в небе можно увидеть прекрасного, украшенного цветами юношу, бога любви Камадеву. Иначе говоря, звук песни порождает видимый небесный образ.

Для того чтобы понять связь между звуком и зрительным образом, приведем менее эзотерический пример. Каждый человек имеет свои особые, неповторимые отпечатки пальцев, по которым его можно опознать. Точно так же у каждого человека есть и «отпечаток голоса», особый звук его речи, по которому человека также можно опознать. Рассмотрим пример с телефонным звонком. Как только вы слышите в трубке голос своего друга, вы тут же определяете: «А, это он». Его имя поступает в ваш ум, и там немедленно возникает и его образ. У каждого был подобный опыт, когда звук голоса несет в себе образ, или изображение, говорящего. В каком-то смысле, звук тождествен образу

Особенно важна связь между звуком и образом в повторении джапы. Подобно тому как материальный звук порождает видимый зрительный образ, трансцендентный звук имени Кришны порождает в сердце преданного видимый образ Кришны. Повторяя святое имя Кришны, преданный в конечном счете, видит облик Кришны, потому что звук имени Кришны несет в себе Его трансцендентный облик, а также Его обитель, приближенных и развлечения.

Все материальное творение с его безграничным разнообразием форм появилось из звука. А трансцендентный звук имени Кришны может рассеять всю эту пелену материального мира и явить перед глазами преми-бхакты божественные образы мира духовного.

«Анавхттир шабдат - значит „освобождение с помощью звука". Материальное творение началось со звука, но звук также может положить конец материальной обусловленности, если он обладает достаточным могуществом. Таким могущественным звуком является трансцендентная мантра Харе Кришна» (Бхаг, 3.26.32, ком.).

Найдя прибежище в первоначальном элементе, святом имени Кришны, преданный постигнет и увидит великолепный облик Господа. Это подтверждается в «Харинама-чинтамани»:

«Святое имя - это чинтамани, ибо оно исполняет любые желания. Материалисту оно дает дхарму, артху, кому и мокшу, а бескорыстному преданному - чистую любовь к Кришне. Святое имя безгранично, целостно, не имеет начала и исполнено сознания. Все, что есть в Кришне, есть и в святом имени, поскольку Кришна и Его имя неотличны друг от друга. Имени никогда не может коснуться какая-либо материальная скверна.

Кришна и Его облик также неотличны друг от друга, поэтому святое имя неотделимо от облика Кришны. Если человек хранит в памяти святое имя Кришны, он воспринимает и облик Кришны. Святое имя Кришны обладает всеми шестьюдесятью четырьмя качествами Кришны во всей их полноте. Найдя прибежище в первоначальном элементе, святом имени Кришны, преданный постигает и осознает все остальные привлекательные свойства Верховного Господа: Его прекрасный облик, качества и развлечения. Господь Чайтанья признавал, что тому, кто повторяет Харе Кришна, открываются все развлечения Господа. Святое имя - это высочайшая драгоценность в сокровищнице Кришны, ибо оно содержит в себе весь духовный мир!»

Итак, очевидно, что звук и образ взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому, если совершать джапу с чистым сердцем, преданностью и верой, звук святого имени создаст в уме облик Божеств, связанных с мантрой, - Радхи-Шьямы. Следующий стих из «Шримад-Бхагаватам» (11.9.22) показывает, каким образом человек достигает определенного облика с помощью сосредоточенных размышлений:

йатра йатра мат дехи дхарайет сакала дхийа снехад двешад бхайад вопи йати тат-тат-сварупатам

«Если воплощенная душа из любви, ненависти или страха с помощью разума и с полной сосредоточенностью закрепляет свои мысли на определенном телесном облике, она, без сомнения, достигнет того облика, на который медитирует».

«Из этого стиха несложно понять, что, если человек постоянно сосредоточенно размышляет о Высшей Абсолютной Личности, он обретет такое же духовное тело, как и у Господа. Благодаря полной мысленной поглощенности человек в следующей жизни, бесспорно, получит тот самый облик, на который он медитировал» (Бхаг, 11.9.22, ком.).

В подтверждение этого Шукадева Госвами произносит такой стих:

киах пешаскрта дхйайан кудйа тена правешитах йати тат-сатмата раджан пурва-рупам асантйаджан

«О царь, однажды оса загнала слабое насекомое в осиное гнездо и поймала его там в западню. От великого страха слабое насекомое беспрестанно размышляло о своем поработителе и так, не меняя тела, постепенно уподобилось осе. Таким образом, живое существо достигает того уровня бытия, на которое постоянно направлены его мысли» (Бхаг., 11.9.23).

«Если живое существо непрерывно и сосредоточенно размышляет над чем-либо, его сознание наполняется свойствами этого объекта. Так, охваченное безудержным страхом, маленькое насекомое мысленно погрузилось в качества и деятельность большой осы и тем самым обрело бытие осы. С помощью такой медитации оно в следующей жизни получило тело осы» (Бхаг., 11.9.23, ком.).

Трансцендентные облики Радхи-Кришны лично присутствуют в Харе Кришна маха-мантре. Благодаря непрерывному повторению этой мантры человек постигает Бога и видит облики Радхи-Кришны в своем сердце. Подобно Кришне, милосердное святое имя являет Себя согласно желанию преданного. Господь Брахма подтверждает это:

йад-йад-дхийа та уругайа вибхавайанти тад-тад-вапух пранайасе сад-ануграхайа

«Господь Брахма сказал: Ты настолько милостив к Своим преданным, что являешь им Себя в том вечном трансцендентном облике, о котором они постоянно размышляют» (Бхаг, 3.9.11).

В «Бхакти-сандарбхе» (256) говорится: «После того как сердце очистится повторением святого имени, в нем, благодаря слушанию об образе Господа, проявляется этот образ».

«Хотя святое имя состоит из сочетания букв, тем не менее, это особое проявление Кришны. Между именем и обликом Кришны нет разницы, следовательно, Кришна спустился с Голоки Вринда-ваны, приняв облик Своего имени. Поэтому первое знакомство с Кришной - это знакомство с Его именем. Если человек стремится достичь Кришны, он должен принять имя Кришны» («Шри Чай-танья-шикшамрита»).

 

Тайна единства имени и облика Кришны

 

Правда ли, что облик Кришны, кришна-сварупа, неотличен от Его святого имени, кришт-намы?

- Между ними действительно нет ни малейшей разницы. Однако надо понять сокровенную тайну: кришна-нама более милостива, чем кришна-сварупа. Облик Кришны (сварупа) не прощает нанесенных Ему оскорблений, в то время как кришна-нама прощает оскорбления, совершенные как по отношению к сварупе, так и к Нему Самому. Отчетливо уясни нама-апарадхи и старайся избегать их. До тех пор, пока человек не прекратит оскорблять святое имя, он не сможет произносить шуддха-наму» («Джайва-дхарма», гл. 23).

 

Повторение святого имени и рупо-дхьяно

 

Чтобы достичь успеха в нама-джапе, надо одновременно упражняться в трех видах бхакти, а именно - слушании, повторении и памятовании (шраванам, киртанам, смаранам). Суть всех наставлений заключается в том, чтобы использовать все свое время для внимательного слушания Харе Кришна маха-мантры, самозабвенно повторять ее с любовью, а также сосредоточенно размышлять о прекрасных трансцендентных обликах, качествах и развлечениях Радхи-Кришны и всегда помнить их. Такой трехступенчатый подход советовал Шрила Рупа Госвами и другие выдающиеся ачаръи:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: