Модель 1: Какой? Что бывает таким же?
Алгоритм действий по разработке загадки:
1. Выберите объект или явление в рамках общей темы «Весна».
2. Ответьте на вопрос: Какой объект по форме, действиям, цвету и т.д. Какое явление? Используйте больше образных характеристик.
3. Что бывает таким же?
4. Дайте образные характеристики новым объектам.
5. Составьте загадку, используя связки «как» или «но не»/ «а не».
Пример загадки: Блестящий, как монета. Щипящий, как вулкан. Круглый, но не арбуз» (самовар).
«С бородой, а не старик, с рогами, а не бык» (козел).
Модель 2: Сравнение.
1. Выберите объект в рамках общей темы «Весна».
2. Что делает?
3. Кто делает также? Используйте образные характеристики объектов.
4. Используем связки «как», «но не»/ «а не».
Пример: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребёнок» (ёжик)
Или «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, но не старый гном» (ёжик)
Модель 3: На что похож, чем отличается? (другое сравнение)
1. Выберите объект в рамках общей темы «Весна».
2. На что похож?
3. Чем отличается?
4. Еще на что похож?
5. Чем отличается?
6. ….
7. Используем связки «Похож…, но», «как…, но…».
Модель 4: На что похоже?
1. Выберите объект в рамках общей темы «Весна».
2. Выделите части объекта.
3. Сколько этих частей?
4. На что похожа каждая часть?
5. Пример загадки: «Две медузы на крючках, одна буква В» (очки)
Модель 5: Действия объектов» (для чего служит объект)
1. Выберите объект в рамках общей темы «Весна».
2. Напишите все возможные действия, которые этот объект может совершать. Действия назовите необычно.
3. Составьте загадку по типу «Я и дыротык, и спиночес, и тестораскатка, и трубкокрут, и рисовалка» (карандаш)
Модель 6: Матрешка
Пример загадки «На суке высокий крюк, на крюке висит сундук, в сундуке пять ребят мирно рядышком сидят» (горох)
1. Выберите объект в рамках общей темы «Весна».
2. Выделите части объекта, которые входят друг в друга.
3. Где эти части находятся? (место)
4. На что похоже место?
5. На что похожа часть?
При составлении загадки используются только 4 и 5 шаги алгоритма.
Модель 7: Отрицание
Пример загадки: Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу – когда спать, когда встать» (будильник). Рук нет, а строить умеет (птичка).
Особенность: названы отсутствующие части и реальные функции.
Модель 8: Метафора
1. Выберите объект или явление в рамках общей темы «Весна».
2. Использую аналогию, определите, на что похож объект или явление, подберите «метафору».
3. Выделите свойства объекта/явления.
4. Подберите метафору для описания свойств объекта/явления.
Составьте загадку, используя только метафоры.
Пример загадки: За леском, леском кипит гора с песком (муравейник)
2.1.2. Загадки могут быть оформлены как в стихотворной форме, так и в прозе.
2.1.3. Участник представляет на конкурс 3 авторские загадки. Загадки оформляются на отдельном листе следующим образом:
- Название «Муниципальный конкурс загадок на весеннюю тематику».
- Ф.И. автора загадок, школа, класс.
- Тексты загадок с отгадками. Возможно представление отгадок в виде рисунка. Приветствуется красочное оформление конкурсной работы.
Конкурсная работа фотографируется и прикрепляется по ссылке https://forms.gle/HWf6eCgJ1RXyrc5u9. Срок направления работы – до 20 мая 2020 г.
2.1.4 Критерии оценивания загадок:
1. Количество загадок.
2. Образность описания объекта или явления.
3. Использование разных способов составления загадок.
4. Художественная форма представления загадки.
5. Интересность загадки (неочевидность отгадки).
Оценочная шкала по 2-5 критериям: от 0 до 3 баллов.
2.2. В номинации «Авторские ребусы» выдвигаются следующие требования к авторским продуктам участников.
2.2.1. Ребус – это загадка, занимательная головоломка, шифровка одного или нескольких слов с помощью иллюстраций, букв, цифр и символов. Разгадать ребус – значит расшифровать слово, словосочетание или целую фразу, задуманную автором.
На сайте https://allriddles.ru/ru/rebuses/rules/ и https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/636204/ вы можете уточнить правила/способы создания ребусов.
2.2.2. Участник представляет на конкурс 3 авторских ребуса. Ребусы оформляются на отдельном листе следующим образом:
- Название «Муниципальный конкурс ребусов на весеннюю тематику».
- Ф.И. автора ребуса, школа, класс.
- Рисунки ребусов. Ребусы зарисовываются с использованием цветных карандашей или фломастеров.
- Разгадка ребуса.
Конкурсная работа фотографируется и прикрепляется по ссылке https://forms.gle/nJkCYD8WaxCqnvwX6. Срок направления работы – до 20 мая 2020 года.
2.2.3. Критерии оценивания ребусов:
1. Количество ребусов.
2. Количество использованных способов для создания 1 ребуса.
3. Качество исполнения ребуса (аккуратность, эстетичность, яркость, точность исполнения рисунка).
4. Сложность ребуса (зашифровано слово, словосочетание предложение).
Оценочная шкала по 2-4 критериям: от 0 до 3 баллов.
3. Подведение итогов конкурса
3.2. Для оценки авторских работ участников создаётся жюри конкурса из числа учителей и заместителей директоров начальных классов.
3.3. По итогам оценки выстраивается рейтинг участников, определяются победители и призёры конкурса по номинациям и по классам (при принятии соответствующего решения жюри конкурса).
3.4. Победители и призеры награждаются дипломами МУ ДПО «Центр развития образования».
3.5. Лучшие работы публикуются в сборнике авторских загадок и ребусов участников муниципального конкурса. При этом принятие решения об участии в конкурсе рассматривается организаторами как согласие участника и его родителей (законных представителей) на публикацию работ.