Условия образования детей с нарушением зрения определены Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года .N2 26.
Извлечения из СанПиНа 2.4.1.3049-13
«10.13. Уровень искусственной освещенности для слепых и слабовидящих детей в игровых,
учебных помещениях, музыкальных и спортивных залах должен быть не менее 600-800 лк;
для детей, страдающих светобоязнью, в игровых, учебных помещениях, музыкальных и спортивных залах - не более 300 лк.
10.14. Помещения групповых для слепых и слабовидящих детей должны быть оборудованы
комбинированной системой искусственного освещения.
Для создания комфортных световых условий детям со светобоязнью над их учебными столами предусматривается обязательное раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения.
В помещениях групповых для слабовидящих детей и детей с умственной отсталостью
рекомендуются одноместные универсальные столы с регулируемыми параметрами, простой и надежной конструкции.
«11.10. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности
для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут,
для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут.
11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня
в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей
и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут».
«12.5. Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей
в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:
|
в младшей группе - 15 мин.,
в средней группе - 20 мин.,
в старшей группе - 25 мин.,
в подготовительной группе - 30 мин.
3.5.Система оценки достижений, планируемых результатов освоения Программы
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится медико-психолого- педагогической диагностике, позволяющей
- Выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;
- Определить оптимальный образовательный маршрут;
- Обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в ДОУ;
- Спланировать коррекционные мероприятия;
- Оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- Определить условия воспитания и обучения ребенка;
- Консультировать родителей ребенка с ОВЗ.
Карта социально-личностного развития дошкольников с нарушением зрения разработана на основе методического пособия «Педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников в условиях ФГОС ДО» под ред. Е.А.Петровой, Г.Г. Козловой (С-Пб, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой 2015 год). Карта социально-личностного развития дошкольников –документ, отражающий результаты педагогической диагностики, позволяющие определить зону актуального и ближайшего развития дошкольников. Результаты диагностики являются основанием для планирования педагогического взаимодействия в группе и составления рабочей программы воспитателя.
|
Карта включает:
- Полный перечень направлений диагностики социально-личностного развития дошкольников с нумерацией, используемой при составлении профиля;
- Индивидуальные профили социально-личностного развития каждого ребенка группы;
- Бланк анализа результатов диагностики и проектирования педагогического взаимодействия.
Педагогическая диагностика это оценка индивидуального развития детей, что является основой для разработки рабочей программы группы.
Педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников разработана на основе онтогенетических закономерностей развития детей. В основе данного принципа -положение Л.С.Выготского о единстве закономерностей нормального и аномального развития. Такой подход в построении диагностики позволяет спроектировать образовательный процесс как для группы детей в целом, так и определить необходимость корректировки образовательного процесса для ребенка с ОВЗ, а в случае необходимости разработать индивидуальный образовательный маршрут.
В основе диагностики социально-личностного развития дошкольников лежит метод педагогического наблюдения.
Цель: педагогическая диагностика направлена на определение зоны актуального и ближайшего развития воспитанников группы с целью дальнейшей индивидуализации образования и оптимизации работы группы.
|
Направления обследования.
Методика диагностики включает выявление возможностей детей по пяти образовательным областям:
- Социально-коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
В соответствии с целевыми ориентирами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, соотносятся следующие качества, изучаемые в рамках образовательных областей. Всего 26 параметров.
Все исследуемые параметры, отражающие особенности социально-личностного развития дошкольников, имеют качественную характеристику и соответствующее количественное обозначение в баллах (от 1 до 10).
Количественное значение позволяет наглядно представить результаты диагностики, качественная характеристика –понять особенности индивидуального развития воспитанников и характеристику группы в целом, что является основой для планирования педагогического взаимодействия.
Все числовые значения исследуемых качеств разделены на 4 оценочных уровня:
- 1-2 балла – I уровень
- 3-5 баллов –II уровень;
- 6-8 баллов –III уровень.
- 9-10 баллов- IV уровень
Переход с уровня на уровень свидетельствует о качественном скачке в развитии ребенка.
IУровень отражает полную зависимость ребенка от окружающих.
II Уровень является достаточным для жизнедеятельности.
III Уровень свидетельствует о формировании и проявлении самостоятельности ребенка.
IV Уровень отражает проявление его творческих способностей.
Путь от I уровня до II уровня ребенок проходит от рождения до школы. Как правило,I уровень для детей с сохранным интеллектом соответствует их возможностям в младенческом возрасте, IIуровень –младший (средний), III уровень –средний и старший возраст. IVуровень может быть достигнут (не достигнут) полностью или частично в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей ребенка.