Тема 1. Введение в организационное поведение
Основные проблемы современного менеджмента.
Новая парадигма в понимании организационного поведения.
Основы развития современной теории организационного поведения.
Методы изучения организационного поведения.
Определение организационного поведения.
Теоретические подходы к исследованию организационного поведения.
a) Когнитивный подход
b) Бихевиористский подход
c) Подход социального научения
Основные проблемы современного менеджмента.
Эффективное управление современными организациями и человеческими ресурсами, обеспечивающее их функционирование, сталкивается с серьезнейшими проблемами. Сокращение штатов, диверсификация рабочей силы, информационный взрыв и успехи в развитии знания, глобальная конкуренция, комплексное управление качеством - все это не только набор модных терминов: эти явления характеризуют жестокую реальность, с которой менеджеры сталкиваются в наши дни и с которой им придется сталкиваться в будущем. Предлагалось множество способов преодоления этих комплексных проблем. Однако простейшее, но наиболее верное решение можно найти в высказывании Сэма Уолтона, основателя сети универмагов Wal-Mart и самого богатого человека на Земле ко дню его смерти. Фред Лютенс задал вопрос: «В чем секрет преуспевающих организаций и менеджеров?» Сэм Уолтон быстро ответил: «Люди - ключ к успеху».
Организационное поведение занято изучением и использованием человеческого фактора в организации и менеджменте.
Хотя область организационного развития существует не менее 35-40 лет организациям приходится сталкиваться со значительными проблемами, связанными с природой человека. На протяжении последнего десятилетия менеджеры были заняты реструктуризацией своих организаций для повышения производительности в ответ на требования конкуренции на международных рынках. И хотя в среднем реформированные организации демонстрируют некоторые краткосрочные преимущества в смысле снижения издержек и повышения производительности труда, они не смогут справиться с грядущими проблемами. Среди них в качестве важнейших можно выделить: новый вид нарождающихся организацией – организаций, основанных на знании и драматически меняющаяся окружающая организацию среда. Эти проблемы требуют нового понимания и новых решений, ориентированных на человека.
|
А) Организации, основанные на знании
Новые формирующиеся тенденции изменят характер рабочей среды. К этим тенденциям можно отнести следующее.
1. Традиционная иерархическая организация уступила место многообразию организационных форм, среди которых выделяются сети специалистов.
2. Рабочую элиту составят техники или рабочие - носители знания, которые заменят рабочих-сборщиков.
3. Вертикальное разделение труда будет заменено горизонтальным.
4. Сама по себе работа получит новое содержание: постоянное обучение, больше интеллектуальной деятельности высшего порядка, уменьшение объема традиционной рутины по схеме «с девяти до пяти».
5. В парадигме ведения бизнеса произойдет сдвиг от производства продукта к предоставлению услуг.
Эти изменения в организациях и способах управления ими являются не эволюционными, а революционными. Питер Сенге, автор известной концепции «научающейся организации», недавно заметил:
|
Мы находимся в процессе общемирового фундаментального сдвига в философии и практике менеджмента. Традиционная организация прошлого, ориентированная на ресурсы, стремительно уступает свои позиции нарождающейся организации, в основе которой лежат знания.
Однако драматические изменения претерпевают не только рабочая среда, природа и формы организаций, но и сама их внешняя среда.
Б) Изменения окружающей среды: глобализация, информационные технологии, комплексное управление качеством, диверсификация рабочей силы и этика
Исходной точкой приложения изменений в окружающей среде, с которыми сталкиваются организации и менеджмент, является глобальная, единая мировая экономика. Так называемый «Золотой треугольник· - Североамериканский регион торговли (США, Канада и Мексика), страны Тихоокеанского региона (Япония и уже сформировавшиеся «Четыре тигра» (Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур) и Европейский Союз (ЕС - Западная, а теперь и Центральная Европа, а также восточноевропейские страны) будут доминировать в мировой торговле на протяжении текущего десятилетия. Однако и остальной мир, в особенности Китай и ориентированные на экспорт страны Юго-Восточной Азии, такие, как Таиланд, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, также станут в ближайшем будущем ведущими игроками на мировых рынках. Нельзя не упомянуть и такие страны Бразилию и ЮАР. Эта глобальная конкуренция, несомненно, представляет собой важнейшую проблему в области менеджмента на пороге нового тысячелетия.
|
Другая важнейшая тенденция в развитии окружающей среды - это второй этап эры информатизации. Первый этап характеризовался относительно простыми процессами в автоматизации обработки данных. Второй, в самом разгаре которого мы сейчас находимся, связан с автоматизацией принятия решений, использованием разнообразных технологий телекоммуникаций и так называемой информационной супермагистралью. Экспертные системы и системы поддержки решений, электронная почта, вовлекающие каждого члена организации в общение со всеми другими ее членами, а посредством Internet со всем миром, становятся общепринятыми. Этот информационный взрыв имеет множество серьезнейших последствий для менеджмента.
Еще одним направлением развития, имеющим исключительное значение для менеджмента, является «революция качества услуг», происходящая во всем мире. Качество продуктов и услуг становится решающим конкурентным преимуществом на мировых рынках. Хотя цена, преданность торговой марке, привлекательность дизайна и технические инновации все еще важны для потребителей в развитых странах, качество продуктов по своей значимости выходит на первый план. Кроме этого, качество предоставляемых услуг становится критическим фактором во взрывообразно развивающемся сервисном секторе.
Накапливается все больше свидетельств того, что поставка качественных продуктов и предоставление качественных услуг непосредственно влияют на успех организаций. Ключом здесь является понимание того, что качественные товары и услуги обеспечивают человеческие ресурсы фирмы, а не рекламные слоганы или выборочный контроль качества. Проблемой для организаций во всем мире является такое использование своих человеческих ресурсов, при котором члены организации поставляют качественные продукты и особенно услуги как друг другу (внутренним потребителям), так и внешним потребителям и клиентам.
Последний аспект развития окружающей среды, оказывающий большое влияние на организации и менеджмент, - это многообразие работников и этика. Нарождающийся «союз радуги» - выходцев из стран Азии, Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки и коренных жителей Америки - не только становится все более значимым, но в перспективе, к 2050 г., перестанет составлять меньшую долю в населении США. Если принять во внимание женщин, то их доля будет доминировать на рынке труда.
Проблема для менеджмента заключается в том, что эта диверсифицированная рабочая сила включает тех людей, которые ранее подвергались дискриминации. Таким образом, многообразие работников ставит этический вопрос: как менеджмент может устранить все формы дискриминации (по признакам возраста, пола, расы, этнического происхождения, религии, физических недостатков) и обеспечить равные возможности по всем аспектам найма? Результатом повышения чувствительности к этим вопросам, порожденного осознанием происходящей диверсификации рабочей силы, стала концентрация на таких проблемах, как сексуальные домогательства, эффект «стеклянного потолка» (невозможность для женщины достичь высших уровней менеджмента) и отношения «работа - семья».