Основные проблемы современного менеджмента.




Тема 1. Введение в организационное поведение

 

Основные проблемы современного менеджмента.

Новая парадигма в понимании организационного поведения.

Основы развития современной теории организационного поведения.

Методы изучения организационного поведения.

Определение организационного поведения.

Теоретические подходы к исследованию организационного поведения.

a) Когнитивный подход

b) Бихевиористский подход

c) Подход социального научения

 

Основные проблемы современного менеджмента.

 

Эффективное управление современными организациями и человеческими ресурса­ми, обеспечивающее их функционирование, сталкивается с серьезнейшими проблема­ми. Сокращение штатов, диверсификация рабочей силы, информационный взрыв и успехи в развитии знания, глобальная конкуренция, комплексное управление качест­вом - все это не только набор модных терминов: эти явления характеризуют жестокую реальность, с которой менеджеры сталкиваются в наши дни и с которой им придется сталкиваться в будущем. Предлагалось множество способов преодоления этих комплекс­ных проблем. Однако простейшее, но наиболее верное решение можно найти в выска­зывании Сэма Уолтона, основателя сети универмагов Wal-Mart и самого богатого чело­века на Земле ко дню его смерти. Фред Лютенс задал вопрос: «В чем секрет преуспевающих организаций и менеджеров?» Сэм Уолтон бы­стро ответил: «Люди - ключ к успеху».

Организационное поведение занято изучением и использованием человеческого фак­тора в организации и менеджменте.

Хотя область организационного развития существует не менее 35-40 лет организациям приходится сталкиваться со значительными проблемами, связанными с природой человека. На протяжении по­следнего десятилетия менеджеры были заняты реструктуризацией своих организаций для повышения производительности в ответ на требования конкуренции на междуна­родных рынках. И хотя в среднем реформированные организации демонстрируют не­которые краткосрочные преимущества в смысле снижения издержек и повышения про­изводительности труда, они не смогут справиться с грядущими проблемами. Среди них в качестве важнейших можно выделить: новый вид нарождающихся организаци­ей – организаций, основанных на знании и драматически меняющаяся окружающая организацию среда. Эти проблемы требуют нового понимания и новых решений, ориентированных на человека.

А) Организации, основанные на знании

Новые формирующиеся тенденции изменят характер рабочей среды. К этим тен­денциям можно отнести следующее.

1. Традиционная иерархическая организация уступила место многообразию организационных форм, среди которых выделяются сети специалистов.

2. Рабочую элиту составят техники или рабочие - носители знания, которые заме­нят рабочих-сборщиков.

3. Вертикальное разделение труда будет заменено горизонтальным.

4. Сама по себе работа получит новое содержание: постоянное обучение, больше интеллектуальной деятельности высшего порядка, уменьшение объема традици­онной рутины по схеме «с девяти до пяти».

5. В парадигме ведения бизнеса произойдет сдвиг от производства продукта к пре­доставлению услуг.

Эти изменения в организациях и способах управления ими являются не эволюционными, а революционными. Питер Сенге, автор известной концепции «научающейся организации», недавно заметил:

Мы находимся в процессе общемирового фундаментального сдвига в философии и практике менеджмента. Традиционная организация прошлого, ориентированная на ресурсы, стремительно уступает свои позиции нарождающейся организации, в основе которой лежат знания.

 

Однако драматические изменения претерпевают не только рабочая среда, природа и формы организаций, но и сама их внешняя среда.

 

Б) Изменения окружающей среды: глобализация, информационные технологии, комплексное управление качеством, диверсификация рабочей силы и этика

 

Исходной точкой приложения изменений в окружающей среде, с которыми сталки­ваются организации и менеджмент, является глобальная, единая мировая экономика. Так называемый «Золотой треугольник· - Североамериканский регион торговли (США, Канада и Мексика), страны Тихоокеанского региона (Япония и уже сформировавши­еся «Четыре тигра» (Южная Корея, Тайвань, Гонконг и Сингапур) и Европейский Союз (ЕС - Западная, а теперь и Центральная Европа, а также восточноевропейские страны) будут доминировать в мировой торговле на протяжении текущего десятилетия. Одна­ко и остальной мир, в особенности Китай и ориентированные на экспорт страны Юго-Восточной Азии, такие, как Таиланд, Малайзия, Индонезия, Вьетнам, также станут в ближайшем будущем ведущими игроками на мировых рынках. Нельзя не упомянуть и такие страны Бразилию и ЮАР. Эта гло­бальная конкуренция, несомненно, представляет собой важнейшую проблему в облас­ти менеджмента на пороге нового тысячелетия.

Другая важнейшая тенденция в развитии окружающей среды - это второй этап эры информатизации. Первый этап характеризовался относительно простыми процессами в автоматизации обработки данных. Второй, в самом разгаре которого мы сейчас находимся, связан с автоматизацией принятия решений, использованием разнообразных технологий телекоммуникаций и так называемой инфор­мационной супермагистралью. Экспертные системы и системы поддержки решений, эле­ктронная почта, вовлекающие каждого члена организации в общение со всеми другими ее членами, а посредством Internet со всем миром, становятся общепринятыми. Этот информационный взрыв имеет множество серьезнейших последствий для менеджмента.

Еще одним направлением развития, имеющим исключительное значение для ме­неджмента, является «революция качества услуг», происходящая во всем мире. Качест­во продуктов и услуг становится решающим конкурентным преимуществом на миро­вых рынках. Хотя цена, преданность торговой марке, привлекательность дизайна и тех­нические инновации все еще важны для потребителей в развитых странах, качество продуктов по своей значимости выходит на первый план. Кроме этого, качество предо­ставляемых услуг становится критическим фактором во взрывообразно развивающем­ся сервисном секторе.

Накапливается все больше свидетельств того, что поставка качественных продуктов и предоставление качественных услуг непосредственно влияют на успех организаций. Ключом здесь является понимание того, что каче­ственные товары и услуги обеспечивают человеческие ресурсы фирмы, а не рекламные слоганы или выборочный контроль качества. Проблемой для организаций во всем мире является такое использование своих человеческих ресурсов, при котором члены организации поставляют качественные продукты и особенно услуги как друг другу (внут­ренним потребителям), так и внешним потребителям и клиентам.

Последний аспект развития окружающей среды, оказывающий большое влияние на организации и менеджмент, - это многообразие работников и этика. Нарождающийся «союз радуги» - выходцев из стран Азии, Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки и коренных жителей Америки - не только становится все более значимым, но в перспективе, к 2050 г., перестанет составлять меньшую долю в населении США. Если принять во внимание женщин, то их доля будет доминировать на рынке труда.

Проблема для менеджмента заключается в том, что эта диверсифицированная рабо­чая сила включает тех людей, которые ранее подвергались дискриминации. Таким об­разом, многообразие работников ставит этический вопрос: как менеджмент может уст­ранить все формы дискриминации (по признакам возраста, пола, расы, этнического происхождения, религии, физических недостатков) и обеспечить равные возможности по всем аспектам найма? Результатом повышения чувствительности к этим вопросам, порожденного осознанием происходящей диверсификации рабочей силы, стала кон­центрация на таких проблемах, как сексуальные домогательства, эффект «стеклянного потолка» (невозможность для женщины достичь высших уровней менеджмента) и от­ношения «работа - семья».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: