Пионеры менеджмента, такие, как Генри Форд, Альфред П. Слоун, Анри Файоль и даже представители школы научного менеджмента, подобные Фредерику У. Тейлору, признавали поведенческий аспект менеджмента. Однако они не делали акцента на человеческом измерении; они отводили ему второстепенную роль по сравнению с иерархической структурой, специализацией и такими функциями менеджмента, как планирование и контроль. Тем не менее существовали разнообразные и сложные причины для зарождения понимания значимости поведенческого подхода в менеджменте. Общепризнанно, что в формировании этого подхода исторической вехой стали Хоторнские исследования.
Исследования начались в 1924 г. на гигантском заводе компании Western Е1есtriс в Хоторне близ Чикаго. Вначале ученые пытались установить связь между интенсивностью освещения сборочного участка в цехе и производительностью труда рабочего. Участвовали экспериментальная и контрольная группы. Экспериментальная группа на начальной стадии не продемонстрировала ни роста, ни спада производительности, пропорционального увеличению или уменьшению освещенности. Производительность в контрольной группе при неизменной освещенности в целом была такой же, как и у экспериментальной группы. На последующих этапах освещение было снижено до уровня лунного света: рабочие едва могли разглядеть то, что они делали, однако производительность возросла. Результаты крайне озадачили исследователей. Было очевидно, что какие-то переменные в эксперименте оказались вне их контроля. Нечто, помимо уровня освещенности, вызывало изменение производительности. Это нечто было, конечно же, сложной человеческой переменной.
|
К счастью, результаты экспериментов с освещением не были выброшены в мусорную корзину. Ответственные за проведение Хоторнских исследований оказались достаточно прозорливыми и мужественными людьми, чтобы принять вызов фактов и пойти дальше вывода об очевидном провале опытов. В некотором смысле результаты экспериментов с освещенностью оказались счастливым открытием, которое на языке исследователей зовется случайным. Классическим примером является прорыв в создании пенициллина, который произошел в тот момент, когда сэр Александр Флеминг случайно обнаружил зеленую плесень на стенке контрольной пробирки. То, что зеленая плесень не была попросту смыта или результаты опытов с освещенностью не были отброшены, можно признать заслугой исследователей, которых не ослепила необычность или кажущаяся бесполезность результатов экспериментов. Случайно полученный, однако крайне важный результат опытов с освещенностью дал толчок дальнейшим исследованиям поведения человека на рабочем месте.
За опытами с освещением последовали эксперименты в помещении, где собирались реле. Эта фаза исследования была посвящена изучению таких особых переменных, как продолжительность рабочего дня, перерывы на отдых, методы оплаты труда. В целом результаты оказались такими же, что и в опытах с освещенностью: каждый последующий экспериментальный цикл отмечался большей производительностью, нежели предыдущий. Даже тогда, когда рабочим были созданы условия, эквивалентные условиям в начале опытов, производительность возрастала. Вывод состоял в том, что независимые переменные (паузы для отдыха и т.п.) непосредственно не вызывали изменений в зависимой переменной (выработке). Как и в экспериментах с освещенностью, нечто по-прежнему оставалось вне контроля экспериментаторов.
|
Еще одной фазой опытов были исследования, проведенные в помещении, где собирались устройства для банковской сигнализации. Как и в предыдущих экспериментах в сборочном помещении, банковские операторы помещались для испытаний в отдельную комнату. Исследователи сомневались, стоит ли делить группу, собиравшую устройства для сигнализации, поскольку это могло изменить естественные для завода условия, которые они стремились воспроизвести. Однако из практических соображений исследовательская группа решила воспользоваться отдельным помещением. В отличие от опытов в цехах, исследование в помещении для сборки устройств банковской сигнализации не предусматривало изменений условий эксперимента. Напротив, наблюдатель и интервьюер собирали объективные данные для исследования. Особый интерес представлял тот факт, что в помещении для сборки устройств банковской сигнализации работали обычные мастера соответствующего отдела. Так же как и в цехе, их основная функция состояла в поддержании порядка и контроле.
Результаты исследований в помещении для сборки устройств банковской сигнализации оказались полностью противоположными результатам опытов в помещении для сборки реле. В помещении для сборки устройств сигнализации не наблюдалось непрерывного увеличения производительности, имевшего место в цехе сборки реле. Оказалось, что выработка в действительности ограничивалась самими сборщиками. Путем анализа с использованием методов научного менеджмента - например, изучая время и совершаемые движения, - инженеры вывели в качестве нормы число 7312 готовых соединений в день, т.е. в среднем человек собирает два с половиной устройства. Однако работники смотрели на этот вопрос иначе. Они решили, что два устройства — это «правильная» дневная выработка. Таким образом, два с половиной устройства было нормой, установленной менеджментом, а два устройства - нормой, установленной неформальной группой, и реальной выработкой. Исследователи выяснили, что именно норма неформальной группы являлась ограничивающим фактором, а вовсе не невозможность выполнить корпоративную норму в два с половиной устройства.
|
Особый интерес в плане групповой динамики представляло социальное давление, оказываемое для подчинения групповым нормам. Система вознаграждения была построена так, что чем больше выработка, тем больше денег получит работник. Кроме того, работники, добившиеся лучших результатов, подлежали возможному увольнению в последнюю очередь, так что хорошая работа была гарантией занятости. Тем не менее перед лицом этой логики менеджмента почти все рабочие ограничивали свою выработку. Основными санкциями со стороны группы, направленными на ограничение выработки, были социальный остракизм, насмешки и прозвища. В некоторых случаях применялось и реальное физическое воздействие в ходе игры под названием «куча мала». Рабочий получал как можно более сильный удар и право один раз его «вернуть». Принуждение рабочих - нарушителей нормы играть в эту игру было очень серьезной санкцией. Это давление группы имело огромное влияние на всех рабочих. Социальный остракизм был более эффективным средством подчинения нормам неформальной группы, чем стимулирующие факторы в виде денег и гарантии занятости для выполнения научно определенных менеджментом норм.
Несмотря на ряд философских, теоретических и методологических ограничений, характерных для Хоторнских исследований с точки зрения сегодняшних общепринятых исследовательских стандартов (о которых пойдет речь ниже), они привели к нескольким интересным выводам, которые позволили лучше понять поведение человека в организациях. Например, в Хоторнских исследованиях интерес представляют контрастирующие результаты, полученные при опытах со сборкой реле и систем банковской сигнализации. Они показали, что нельзя проигнорировать важное значение малой группы, типа контроля и заработков. Все эти переменные (а именно план эксперимента, групповая динамика, стиль лидерства и контроля, вознаграждение) и многие другие разделяют старый подход к «человеческим отношениям» и современный подход к организационному поведению. Их отличают и точность, и «тонкая настройка» исследовательской методологии, используемой для накопления важных знаний об организационном поведении.
4. Методы изучения организационного поведения.
Современный подход к организационному поведению опирается на строгую исследовательскую методологию. Поиск истинных причин, почему люди ведут себя так, а не иначе, - очень тонкий и сложный процесс. Проблема действительно настолько сложна, что многие ученые, в основном представители точных и инженерных наук, оспаривают саму возможность существования точной науки о поведении. Они утверждают, что людей нельзя рассматривать как химические элементы или физические тела; их нельзя эффективно контролировать и ими нельзя манипулировать. Человеческие переменные - мотивы, научение, восприятие, ценности и даже личный опыт как субъекта, так и исследователя - разрушают те элементы контроля, которые пытаются использовать ученые. По этим причинам исследователи, занимающиеся науками о поведении в целом и изучающим организационное поведение в частности, должны быть очень осторожны, чтобы удовлетворять общепризнанной научной методологии.
Ученые-бихевиористы вообще и исследователи организационного поведения в частности стремятся соответствовать следующим общим научным критериям.
1. Общими целями являются понимание/объяснение, прогнозирование и контроль.
2. Определения должны быть точными и операциональными.
3. Измеряемые параметры должны быть надежными и существенными.
4. Методы должны быть систематичными.
5. Результаты должны быть кумулятивными.
СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ
Исследовательская Проблемы и вопросы,
методология касающиеся ОП
На рис. I. I показаны взаимоотношения между практическими поведенческими проблемами - вопросами, стоящими сегодня перед менеджерами и еще не имеющими ответа, методологией исследования и имеющейся совокупностью знаний. Когда ставится вопрос или возникает проблема, в поисках ответа в первую очередь обращаются к имеющейся совокупности знаний. Возможно, ответить на вопрос или разрешить проблему можно немедленно, ничего не предпринимая. К сожалению, применительно к организационному поведению это обычно не так. Одна причина состоит в том, что объем знаний, непосредственно касающихся организационного поведения, относительно невелик вследствие молодости самой области.
Следует помнить, что наука о поведении относительно молода, а наука об организационном поведении еще моложе: в действительности она продукт 1970-х гг. Хоторнские исследования проводились 90 лет назад, однако подход к изучению и применению организационного поведения, основанный на достижениях наук о поведении, начал использоваться относительно недавно. Неоспоримо, что решения многих проблем организационного поведения не могут быть найдены непосредственно с помощью имеющегося знания. Таким образом, овладение исследовательской методологией становится особенно важным для будущих менеджеров.
Часто утверждают (обычно теоретики), что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Тем не менее теории в области организационного поведения обычно разочаровывают изучающих их студентов. Причина, конечно, в новизне области и в том, что пока накоплено относительно немного однозначных ответов. Цель любой теории, включая лежащую в основе организационного поведения, состоит в объяснении и прогнозировании рассматриваемых явлений; теории позволяют исследователю строить логические предположения или гипотезы, которые можно проверять приемлемыми способами. Теории постоянно изменяются в зависимости от результатов исследований. Таким образом, теория и исследования идут рука об руку.
Джон Майнер во вступлении к своей книге Theories of Organizational Behavior («Теории организационного поведения») приводит несколько критериев, по которым можно «отличить хорошую теорию, если с ней сталкиваешься».
1. Она должна способствовать достижению научных целей, помогая пониманию, допуская предсказание и облегчая влияние.
2. Должны существовать четкие границы применения теории, чтобы ее не использовали в ситуациях, для которых она никогда не предназначалась.
3. Она должна направлять усилия исследователей на решение важнейших, приоритетных проблем и вопросов.
4. Она должна давать результаты, допускающие обобщения, выходящие за рамки конкретного исследования.
5. Она должна свободно допускать дальнейшую проверку путем использования четко определенных переменных и терминов.
6. Она должна не только подтверждаться исследованиями, предпринятыми на ее основе, но и быть непротиворечивой и согласовываться с другими известными фактами.
7. Она должна быть сформулирована в наиболее простых терминах.
Сердцем научной методологии является исследовательская схема; она может использоваться как для ответа на вопрос из практики, так и для проверки теоретического положения или гипотезы. Существуют три основные схемы, чаще всего применяемые в исследованиях по организационному поведению: экспериментирование, изучение конкретной ситуации и опрос. Все три схемы играли важную роль в развитии знания. Схема экспериментирования заимствована в основном из психологии, где используется очень интенсивно; схемы опроса и изучение конкретных ситуаций традиционно играли большую роль в социологии. Все три схемы могут быть эффективно использованы для изучения организационного поведения.
Изначальная цель любого исследования состоит в установлении причинно-следственных связей. Схема экспериментирования обеспечивает наилучшие возможности для достижения этой цели. В том случае, если все факторы равны, большинство исследователей организационного поведения предпочитает именно этот метод для проверки гипотез. Попросту говоря, эксперимент - это изменение независимых переменных для измерения их влияния на зависимые переменные, в то время как все остальное поддерживается в неизменном состоянии или контролируется. Обычно формируются экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальной группе осуществляется воздействие на независимые переменные, а в контрольной группе - нет. Любые измеряемые изменения в зависимых переменных в экспериментальной группе могут быть приписаны влиянию независимых переменных, если в других переменных изменений не происходило, также не было изменений и в контрольной группе. Контроль является ключом к успеху при использовании схемы экспериментирования. Если все переменные, способные оказать воздействие, сохраняются неизменными или одинаковыми, исследователь может с высокой степенью уверенности заключить, что независимая переменная породила изменения в зависимой переменной.
Ценность любого исследования зависит от его обоснованности, т.е. от того, в какой степени исследование раскрывает то, ради чего оно проводилось. В частности, исследование должно иметь внутреннюю и внешнюю обоснованность, чтобы внести значимый вклад в совокупность знаний. Исследование обладает внутренней обоснованностью, если не существует других правдоподобных объяснений сообщаемым результатам, кроме данных в ходе исследования. Опасности, связанные с внутренней обоснованностью, включают следующие факторы, но не ограничиваются ими.
1. История. Неконтролируемые события - помехи, произошедшие в промежутке между измерениями до начала эксперимента и после его завершения.
2. Взросление. Изменение субъекта или субъектов с течением времени, вне зависимости от экспериментального воздействия.
3. Контроль. Влияние предшествующего контроля на теперешнюю деятельность субъекта.
4. Инструменты. Изменения в измеряемых параметрах деятельности субъекта вследствие изменений инструментов или смены наблюдателя во время эксперимента.
5. Регрессия. Изменения в измеряемых параметрах деятельности вследствие снижения показателей субъекта от высших к среднетипическим.
6. Отбор. Изменения, обусловленные скорее различиями между субъектами, нежели примененным воздействием.
7. Неопределенная направленность причинно-следственной связи. А вызывает В пли В вызывает А? Эта проблема характерна для корреляционных исследований.
8. Конкретная история. Изменения, обусловленные уникальной ситуацией, возникшей в связи с воздействием на экспериментальную группу.
В лабораторных исследованиях контролировать эти опасности, связанные с внутренней обоснованностью, обычно легче, чем в полевых. Однако, контроль достигается за счет снижения уровня общности и релевантности.
Однако в целом опасности можно свести к минимуму даже в полевых условиях, если использовать:
· предварительные тесты (pretests) (позволяют исследователю убедиться, что производительность экспериментальной и контрольной групп находится на одном уровне до начала экспериментальных действий; они также дают возможность проводить измерения в течение длительного времени),
· контрольные группы (controlgroups) (позволяют проводить сравнение с экспериментальными - у них все то же самое, но над ними не проводятся экспериментальные действия) и, наконец,
· случайные выборки (random assignment) (с высокой степенью надежности гарантируют идентичность экспериментальных и контрольных групп и позволяют правильно использовать статистические методы для анализа результатов).
Таким образом, опасности в отношении внутренней обоснованности могут быть устранены при тщательном планировании исследования. Это не всегда относится и к внешней обоснованности, которая связана с возможностью обобщения (генерализации) полученных результатов. Для того чтобы исследование обладало внешней обоснованностью, результаты должны быть применимы к широкому кругу людей и ситуаций. Полевые исследования обычно имеют большую внешнюю обоснованность, чем лабораторные, поскольку они ведутся в естественных условиях.
В целом исследования в области организационного поведения могут быть усовершенствованы путем проведения растянутого во времени эксперимента и разработки его плана с большей опорой на существующие теории. Наилучшая стратегия состоит в использовании нескольких планов для получения ответа на один и тот же вопрос. Слабые стороны различных планов могут взаимно компенсироваться, и проблема расхождения общего метода (когда результаты обусловлены схемой исследования, а нс исследуемыми переменными) может быть разрешена.
Обычно исследование целесообразно начинать с лабораторных опытов, чтобы изолировать и изменять интересующие переменные. Затем следует попытаться проверить полученные результаты в полевых условиях. Этот переход от лабораторных условий к полевым может привести к весьма существенным выводам. Тем не менее свободное наблюдение в реальных условиях, вероятно, должно предшествовать лабораторному изучению организационного поведения. Множество схем и многократные измерения дают наибольший шанс провести обоснованные, осмысленные исследования в области организационного поведения.
5. Определение организационного поведения. Предмет ОП.
Термин «ОП» как и множество терминов используется для обозначения двух феноменов. Во-первых, он означает фрагмент некой реальности, в данном случае он означает поведение людей в организации и поведение (в смысле жизнедеятельности) организации в окружающей ее среде. Феномен поведения людей и групп людей в организации можно фиксировать непосредственно в определенной ситуации воспринимая их действия, совокупность которых и составляет их поведение. Этот феномен составляет микроуровень ОП. Если же обратить внимание на поведение организации как особой целостности, как целостного субъекта (экономического, социального, политического и т.д.), то в данном случае можно вести речь о макроуровне ОП. Например, когда мы слышим, читаем или сами говорим «Самарский университет выступил инициатором …» или «Лукойл заключил соглашение …», или «Россия выразила протест в связи …» и т.п., то в данном случае все эти организации – Самарский Университет, Лукойл и Россия – рассматриваются как целостные субъекты деятельности. Во-вторых, термин «ОП» означает некую область знания, имеющую свой предмет и методологию его изучения. Смысл употребления термина, его значение, т.е. употребляется он в означивании фрагмента реальности или имеет значение научной дисциплины, всегда устанавливается в контексте его употребления. Остановимся подробнее на значении термина «ОП» как области научного знания.
Обладая богатым историческим материалом, подобным Хоторнским исследованиям, и обшепринятой научной методологией, описанной выше, область организационного поведения начинает развиваться и приобретать черты зрелой академической дисциплины. Однако как и в других относительно новых академических областях, здесь в процессе развития тоже встречались трудности и отклонения. Помимо здоровых научных дискуссий относительно теоретических подходов и результатов исследований, вероятно, самой большой проблемой, с которой пришлось столкнуться организационному поведению, оказался кризис, связанный с определением понятий. Что же, строго говоря, понимается под организационным поведением? Не просматривается ли здесь попытка заменить весь менеджмент концепциями и методиками наук о поведении? Чем организационное поведение отличается и отличается ли вообще от старой доброй прикладной и промышленной психологии? К счастью, в настоящее время ответы на эти вопросы, по большей части, удовлетворяющие теоретиков менеджмента, ученых-бихевиористов и менеджеров-практиков, найдены.
На рис. 1.2 в самых общих чертах показаны взаимосвязи между организационным поведением (ОП) и смежными дисциплинами: теорией организаций (ТО), организационным развитием (ОР) и управлением персоналом/человеческими ресурсами (УП/УЧР), а также основными объектами их внимания. Как следует из рисунка, ОП характеризуется большей теоретической ориентацией, а также анализом явлений на микроуровне. В частности. ОП основано на многих теоретических конструктах наук о поведении, которые концентрируются на понимании и объяснении поведения индивидов и групп в организациях. Как и другие науки, наука об ОП аккумулирует знание и проверяет теории посредством принятых научных методов исследования. В итоге организационное поведение (organizational behavior) может быть определено как область знания, стремящаяся понять и научиться предсказывать и управлять поведением людей в организации, а также понимать поведение организации в окружающей среде. Из этого определения мы можем заключить, что предметом дисциплины ОП является поведение людей в организации, способы управления этим поведением, а также жизнедеятельность самой организации.
Теория организаций имеет большую макроориентацию, нежели ОП, и занимается в первую очередь структурой и проектированием организаций. С другой стороны, организационное развитие более ориентировано и на макроуровень, и на приложения, чем ОП. Наконец, УП/УЧР в значительно большей степени ориентировано на приложения, чем ОП. Функция управления персоналом/человеческими ресурсами является частью практической деятельности организаций наравне с маркетингом, финансовым менеджментом или оперативно-производственными функциями.
Менеджеров по персоналу или человеческим ресурсам (последний термин более отвечает современности) ищут и принимают на работу на должности, которые так и называются; со специалистами по организационному поведению этого не происходит. Это сбивает с толку, но менеджеры в области организационного поведения, подающие заявление о приеме на работу (независимо от того, будут ли они менеджерами по маркетингу или финансам, администраторами в больнице, менеджерами по операциям, управляющими магазинами, администраторами в университете, офис- менеджерами или менеджерами по персоналу/человеческим ресурсам), называются менеджерами по человеческим ресурсам. Они играют роль управляющих человеческими ресурсами (в дополнение к своим другим техническим и функциональным ролям), поскольку управляют людьми. Таким образом, все менеджеры, независимо от их технических функций, с этой точки зрения являются менеджерами по человеческим ресурсам, поскольку имеют дело с человеческим поведением в организациях. Всем менеджерам нужно иметь представление об организационном поведении и понимать этот предмет.
Организационное поведение представляет бихевиористский подход (behavioral approach) к менеджменту, а не весь менеджмент в целом. В число других признанных подходов к менеджменту входят процессный, количественный, системный и ситуационный подходы. Иными словами, организационное поведение не претендует на то, чтобы описывать менеджмент в целом. Обвинение в том, что старое вино (прикладная и промышленная психология) просто налито в новую бутылку (организационное поведение), оказалось безосновательным. Тем не менее не вызывает сомнений, что науки о поведении внесли значительный вклад как в теоретическую, так и в исследовательскую базу организационного поведения; однако верно и то, что прикладную и промышленную психологию нельзя приравнивать к организационному поведению. Например, организационная структура и процессы управления (принятие решений и коммуникации) в организационном поведении играют главные, объединяющие роли, тогда как в прикладной и промышленной психологии они играют в лучшем случае второстепенные роли. То же самое справедливо в отношении многих важных движущих сил и приложений организационного поведения. И хотя, вероятно, никогда не удастся достигнуть всеобщего согласия относительно точного значения термина или описания самой области организационного поведения - что само по себе не так уж и плохо, поскольку делает данную область более привлекательной, - остается мало сомнений в том, что организационное поведение превратилось в самостоятельную область изучения, исследования и практических приложений.