Хотя организационное поведение - область крайне сложная, воспринявшая множество идей и подходов, для создания ее общей модели можно использовать теоретические элементы, которые опираются на когнитивный и бихевиористский подходы, а также подход социального научения (social learning). (Здесь я лишь кратко остановлюсь на этих подходах в понимании ОП. Более подробно их рассмотрим в теме «Научение»).
a) Когнитивный подход
Когнитивный подход к человеческому поведению имеет множество источников. Когнитивный подход оценивает человека по более «высоким» критериям, чем другие подходы. Когнитивный подход делает акцент на позитивных и добровольных аспектах человеческого поведения и использует такие понятия, как ожидания, потребности и поощрение. Познание (cognition), составляющее базовый элемент когнитивного подхода, - это акт восприятия некоторой информации. В рамках данного подхода акты познания предшествуют поведению и представляют собой вклад в образ мышления человека, его восприятие, решение проблем и процесс обработки информации. Для демонстрации теоретического когнитивного подхода можно использовать классические работы Эдварда Чейза Толмена (1886—1959)[1]. [ Cognitive maps in rats and men (1948) Когнитивные карты у крыс и людей; Behavior and Psychological Man: Essays in Motivation and Learning (1958) Поведение и психология человека: Эссе о мотивации и обучении ]. Хотя, по Толмену, поведение может быть элементом анализа, он понимал, что оно целеориентировано, т.е. направлено на достижение некоей цели. В своих лабораторных экспериментах он установил, что животные научаются ожидать определенной событийной последовательности. Например, в ответ на определенный сигнал животные вели себя так, как будто они ожидают пищу. (Опыты академика Ивана Александровича Павлова)
|
Вследствие этого Толмен предположил, что научение представляет собой ожидание (expectancy) того, что определенное событие приведет к определенным следствиям. Эта когнитивная концепция ожидания предполагает, что животное думает о цели, знает и осознает ее. Таким образом, Толмен и другие ученые - сторонники когнитивного подхода считают, что поведение лучше всего объясняется такими актами познания.
Современные психологи особо подчеркивают, что когнитивные концепции не содержат догадок о том, что же происходит в мозгу; это всего лишь термины для описания поведения. Другими словами, когнитивные и бихевиористские теории не настолько противоположны, как это может показаться на первый взгляд и как их иногда представляют: Толмен, например, считал себя бихевиористом. Однако, несмотря на некоторое концептуальное сходство, в науках о поведении в течение многих лет существовала полемика, касающаяся относительного вклада когнитивного и бихевиористского подходов. Как это часто случается и в других областях науки, дебаты с годами то затихали, то возобновлялись с новой силой.
Вследствие недавних успехов как в теоретическом развитии, так и в экспериментальных исследованиях, в психологии произошло то, что некоторые назвали «когнитивным взрывом»[2]. Применительно к организационному поведению когнитивный подход традиционно доминировал в таких областях анализа, как восприятие, личность и отношения, мотивация и целеполагание. С недавних пор обострился интерес к роли, которую могут играть акты познания в организационном поведении в плане дальнейших исследований по принятию решений менеджерами, а также в области социального познания. Область принятия поведенческих решений рассматривает акты познания, имеющие место при формировании суждения и осуществлении выбора. Социальное познание включает процессы понимания или осмысления поведения людей и в особенности подходит для организационного поведения в плане социального восприятия. Другими словами, как традиционный, так и новейший подходы к когнитивной теории и ее приложениям играют важную роль в теоретической схеме, используемой в настоящей книге.
|
b) Бихевиористский подход
Ее корни уходят в глубь истории, к работам Ивана Александровича Павлова и Джона Б. Уотсона. Пионеры бихевиоризма подчеркивали важность изучения наблюдаемых форм поведения, а не неуловимого ума, которым занимались их предшественники - психологи. Они использовали классические четко обусловленные эксперименты для объяснения человеческого поведения, основанного на принципе «стимул - реакция» (С - Р). И Павлов, и Уотсон считали, что поведение можно лучше понять именно в терминах С - Р. Стимул вызывает реакцию. Они концентрировали свое внимание на воздействии стимулов и считали, что обучение происходит тогда, когда возникает связь С - Р.
Современный бихевиоризм берет начало от работ Б.Ф. Скиннера. Вклад в психологию ныне покойного ученого широко признан в наши дни. Он считал, что ранние бихевиористы помогли объяснить ответные формы поведения (формы поведения, вызванные стимулами), но не более сложные оперантные формы. Другими словами, подход С - Р помогает объяснить физические рефлексы; например, если уколоть человека булавкой (С), он вздрогнет (Р), или, если его слегка ударить ниже коленной чашечки (С), он выпрямит ногу (Р). Так, с помощью экспериментов по оперантному обусловливанию с четко определенными условиями Скиннер обнаружил, что следствия отклика могут гораздо лучше объяснить большинство форм поведения, чем порождающий его стимул. Он подчеркивал важность отношения «стимул - реакция». Организм вынужден взаимодействовать со средой, чтобы получить желаемое следствие. Предшествующий стимул не порождает определенного поведения при оперантном обусловливании; он служит в качестве сигнала для «включения» этого поведения. Для Скиннера поведение является функцией его последствий.
|
Важно отметить, что бихевиористский подход опирается на представление о среде. Он утверждает, что такие когнитивные процессы, как мышление, ожидание и восприятие, могут иметь место, но не являются необходимыми для предсказания и контроля поведения, а также для управления им. Однако, как и в случае с когнитивным подходом, который включает бихевиористские концепции, некоторые ученые-бихевиористы полагают, что в рамках бихевиористского подхода есть место когнитивным переменным. В частности, в последние годы возник подход социального научения (social learning), который использует принципы и понятия как когнитивного подхода, так и бихевиоризма.
c) Подход социального научения
Когнитивный подход обвиняли в том, что он является менталистским, а бихевиористский подход - в детерминизме. Ученые, исповедовавшие когнитивный подход, утверждали, что модель С - Р и, в меньшей степени, модель Р - С чересчур механистически описывают человеческое поведение. Жесткое описание человеческого поведения в рамках модели С - Р действительно позволяет критиковать его как чересчур механистическое, однако вследствие научного подхода, педантично применявшегося бихевиористами, оперантная модель стала весьма значительным вкладом в изучение человеческого поведения. То же самое можно сказать и о когнитивном подходе. Было проведено множество исследований с целью проверки его значимости как средства для объяснения поведения. Вместо поляризации и взаимной неконструктивной критики теперь, по-видимому, настало время признать, что оба подхода внесли важный вклад в понимание, предсказание и контроль человеческого поведения. Подход социального научения пытается объединить достижения когнитивной психологии и бихевиоризма.
Следует подчеркнуть, что подход социального научения является бихевиористским. ризнает, что поведение может быть проанализировано. Тем не менее в отличие от жесткого или радикального бихевиоризма, подход социального научения предполагает, что люди обладают самосознанием и их поведение целенаправленно. В рамках этого подхода также предполагается, что люди познают окружающую среду, изменяют и конструируют ее, чтобы сделать доступными подкрепляющие факторы, а также отмечается важность правил и символических процессов при научении.
Хотя с социальным научением ассоциируются имена целого ряда психологов, работа Альберта Бандуры, вероятно, лучше всего представляет этот подход27. Он придерживается позиции, согласно которой поведение наилучшим образом объясняется в терминах непрерывного взаимодействия между когнитивными, бихевиористскими и инвайронментальными (Обусловленными средой) детерминантами. Индивидуум и ситуация, определяемая средой, не функционируют как независимые элементы, но, в сочетании с собственно поведением, взаимодействуют, определяя характер поведения. Бандура поясняет, что «в основном именно посредством своих действий люди создают условия среды, которые в ответ влияют на поведение людей. Опыт, порождаемый поведением, также частично определяет то, кем становится человек и что он может делать; это, в свою очередь, влияет на его последующее поведение». Можно сказать, что социальное научение с его очень сложной, интерактивной природой служит подходящей теоретической схемой для построения модели организационного поведения.
[1] См.: Tolman E. C. Cognitive maps in rats and men (1948) [Когнитивные карты у крыс и людей]; Tolman E. C. Behavior and Psychological Man: Essays in Motivation and Learning (1958) [Поведение и психология человека: Эссе о мотивации и обучении]
[2] Ronald E. Riggio, Introduction to Industrial/ Organizational Psychology, Scott, Foresman/ Little, Brown, Glenview, 111., 1990, p. 16 и Andrew R. McGill, Michael D. Johnson, and Karen A. Bantel, «Cognitive Complexity and Conformity: The Effects on Performance in a Turbulent Environment», Academy of Management Best Papers Proceedings, 1993, pp. 379-383. [Рональд Е. Riggio Введение в промышленной / организационной психологии, Скотт, Форсман / Little, Brown, Glenview, 111., 1990, р. 16 и Эндрю Р. МакГилл, Майкл Д. Джонсон, Карен А. Бантел, «когнитивной сложности и соответствия: Влияние на производительность в условиях нестабильности». Академии мА nagement лучших работ Труды, 1993, стр 379-383 ]