Хотя организационное поведение - область крайне сложная, воспринявшая множество идей и подходов, для создания ее общей модели можно использовать теоретические элементы, которые опираются на когнитивный и бихевиористский подходы, а также подход социального научения (social learning). (Здесь я лишь кратко остановлюсь на этих подходах в понимании ОП. Более подробно их рассмотрим в теме «Научение»).
a) Когнитивный подход
Когнитивный подход к человеческому поведению имеет множество источников. Когнитивный подход оценивает человека по более «высоким» критериям, чем другие подходы. Когнитивный подход делает акцент на позитивных и добровольных аспектах человеческого поведения и использует такие понятия, как ожидания, потребности и поощрение. Познание (cognition), составляющее базовый элемент когнитивного подхода, - это акт восприятия некоторой информации. В рамках данного подхода акты познания предшествуют поведению и представляют собой вклад в образ мышления человека, его восприятие, решение проблем и процесс обработки информации. Для демонстрации теоретического когнитивного подхода можно использовать классические работы Эдварда Чейза Толмена (1886—1959)[1]. [ Cognitive maps in rats and men (1948) Когнитивные карты у крыс и людей; Behavior and Psychological Man: Essays in Motivation and Learning (1958) Поведение и психология человека: Эссе о мотивации и обучении ]. Хотя, по Толмену, поведение может быть элементом анализа, он понимал, что оно целеориентировано, т.е. направлено на достижение некоей цели. В своих лабораторных экспериментах он установил, что животные научаются ожидать определенной событийной последовательности. Например, в ответ на определенный сигнал животные вели себя так, как будто они ожидают пищу. (Опыты академика Ивана Александровича Павлова)
Вследствие этого Толмен предположил, что научение представляет собой ожидание (expectancy) того, что определенное событие приведет к определенным следствиям. Эта когнитивная концепция ожидания предполагает, что животное думает о цели, знает и осознает ее. Таким образом, Толмен и другие ученые - сторонники когнитивного подхода считают, что поведение лучше всего объясняется такими актами познания.
Современные психологи особо подчеркивают, что когнитивные концепции не содержат догадок о том, что же происходит в мозгу; это всего лишь термины для описания поведения. Другими словами, когнитивные и бихевиористские теории не настолько противоположны, как это может показаться на первый взгляд и как их иногда представляют: Толмен, например, считал себя бихевиористом. Однако, несмотря на некоторое концептуальное сходство, в науках о поведении в течение многих лет существовала полемика, касающаяся относительного вклада когнитивного и бихевиористского подходов. Как это часто случается и в других областях науки, дебаты с годами то затихали, то возобновлялись с новой силой.
Вследствие недавних успехов как в теоретическом развитии, так и в экспериментальных исследованиях, в психологии произошло то, что некоторые назвали «когнитивным взрывом»[2]. Применительно к организационному поведению когнитивный подход традиционно доминировал в таких областях анализа, как восприятие, личность и отношения, мотивация и целеполагание. С недавних пор обострился интерес к роли, которую могут играть акты познания в организационном поведении в плане дальнейших исследований по принятию решений менеджерами, а также в области социального познания. Область принятия поведенческих решений рассматривает акты познания, имеющие место при формировании суждения и осуществлении выбора. Социальное познание включает процессы понимания или осмысления поведения людей и в особенности подходит для организационного поведения в плане социального восприятия. Другими словами, как традиционный, так и новейший подходы к когнитивной теории и ее приложениям играют важную роль в теоретической схеме, используемой в настоящей книге.
b) Бихевиористский подход
Ее корни уходят в глубь истории, к работам Ивана Александровича Павлова и Джона Б. Уотсона. Пионеры бихевиоризма подчеркивали важность изучения наблюдаемых форм поведения, а не неуловимого ума, которым занимались их предшественники - психологи. Они использовали классические четко обусловленные эксперименты для объяснения человеческого поведения, основанного на принципе «стимул - реакция» (С - Р). И Павлов, и Уотсон считали, что поведение можно лучше понять именно в терминах С - Р. Стимул вызывает реакцию. Они концентрировали свое внимание на воздействии стимулов и считали, что обучение происходит тогда, когда возникает связь С - Р.
Современный бихевиоризм берет начало от работ Б.Ф. Скиннера. Вклад в психологию ныне покойного ученого широко признан в наши дни. Он считал, что ранние бихевиористы помогли объяснить ответные формы поведения (формы поведения, вызванные стимулами), но не более сложные оперантные формы. Другими словами, подход С - Р помогает объяснить физические рефлексы; например, если уколоть человека булавкой (С), он вздрогнет (Р), или, если его слегка ударить ниже коленной чашечки (С), он выпрямит ногу (Р). Так, с помощью экспериментов по оперантному обусловливанию с четко определенными условиями Скиннер обнаружил, что следствия отклика могут гораздо лучше объяснить большинство форм поведения, чем порождающий его стимул. Он подчеркивал важность отношения «стимул - реакция». Организм вынужден взаимодействовать со средой, чтобы получить желаемое следствие. Предшествующий стимул не порождает определенного поведения при оперантном обусловливании; он служит в качестве сигнала для «включения» этого поведения. Для Скиннера поведение является функцией его последствий.
Важно отметить, что бихевиористский подход опирается на представление о среде. Он утверждает, что такие когнитивные процессы, как мышление, ожидание и восприятие, могут иметь место, но не являются необходимыми для предсказания и контроля поведения, а также для управления им. Однако, как и в случае с когнитивным подходом, который включает бихевиористские концепции, некоторые ученые-бихевиористы полагают, что в рамках бихевиористского подхода есть место когнитивным переменным. В частности, в последние годы возник подход социального научения (social learning), который использует принципы и понятия как когнитивного подхода, так и бихевиоризма.
c) Подход социального научения
Когнитивный подход обвиняли в том, что он является менталистским, а бихевиористский подход - в детерминизме. Ученые, исповедовавшие когнитивный подход, утверждали, что модель С - Р и, в меньшей степени, модель Р - С чересчур механистически описывают человеческое поведение. Жесткое описание человеческого поведения в рамках модели С - Р действительно позволяет критиковать его как чересчур механистическое, однако вследствие научного подхода, педантично применявшегося бихевиористами, оперантная модель стала весьма значительным вкладом в изучение человеческого поведения. То же самое можно сказать и о когнитивном подходе. Было проведено множество исследований с целью проверки его значимости как средства для объяснения поведения. Вместо поляризации и взаимной неконструктивной критики теперь, по-видимому, настало время признать, что оба подхода внесли важный вклад в понимание, предсказание и контроль человеческого поведения. Подход социального научения пытается объединить достижения когнитивной психологии и бихевиоризма.
Следует подчеркнуть, что подход социального научения является бихевиористским. ризнает, что поведение может быть проанализировано. Тем не менее в отличие от жесткого или радикального бихевиоризма, подход социального научения предполагает, что люди обладают самосознанием и их поведение целенаправленно. В рамках этого подхода также предполагается, что люди познают окружающую среду, изменяют и конструируют ее, чтобы сделать доступными подкрепляющие факторы, а также отмечается важность правил и символических процессов при научении.
Хотя с социальным научением ассоциируются имена целого ряда психологов, работа Альберта Бандуры, вероятно, лучше всего представляет этот подход27. Он придерживается позиции, согласно которой поведение наилучшим образом объясняется в терминах непрерывного взаимодействия между когнитивными, бихевиористскими и инвайронментальными (Обусловленными средой) детерминантами. Индивидуум и ситуация, определяемая средой, не функционируют как независимые элементы, но, в сочетании с собственно поведением, взаимодействуют, определяя характер поведения. Бандура поясняет, что «в основном именно посредством своих действий люди создают условия среды, которые в ответ влияют на поведение людей. Опыт, порождаемый поведением, также частично определяет то, кем становится человек и что он может делать; это, в свою очередь, влияет на его последующее поведение». Можно сказать, что социальное научение с его очень сложной, интерактивной природой служит подходящей теоретической схемой для построения модели организационного поведения.
[1] См.: Tolman E. C. Cognitive maps in rats and men (1948) [Когнитивные карты у крыс и людей]; Tolman E. C. Behavior and Psychological Man: Essays in Motivation and Learning (1958) [Поведение и психология человека: Эссе о мотивации и обучении]
[2] Ronald E. Riggio, Introduction to Industrial/ Organizational Psychology, Scott, Foresman/ Little, Brown, Glenview, 111., 1990, p. 16 и Andrew R. McGill, Michael D. Johnson, and Karen A. Bantel, «Cognitive Complexity and Conformity: The Effects on Performance in a Turbulent Environment», Academy of Management Best Papers Proceedings, 1993, pp. 379-383. [Рональд Е. Riggio Введение в промышленной / организационной психологии, Скотт, Форсман / Little, Brown, Glenview, 111., 1990, р. 16 и Эндрю Р. МакГилл, Майкл Д. Джонсон, Карен А. Бантел, «когнитивной сложности и соответствия: Влияние на производительность в условиях нестабильности». Академии мА nagement лучших работ Труды, 1993, стр 379-383 ]