Потребительские свойства музыкальных инструментов




Тема 30 Музыкальные товары

Потребительские свойства музыкальных инструментов

Характеристика ассортимента, контроль качества, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение музыкальных товаров

Потребительские свойства музыкальных инструментов

Музыка с давних пор является частью человеческой жиз­ни, в ней люди выражают свои переживания, эмоции и чув­ства. Со временем музыка превратилась в вид искусства, кото­рый отражает окружающую действительность в звуковых ху­дожественных образах.

Создание звуков, составляющих музыку, – сложный про­цесс, который сопровождается применением особых средств, называемых музыкальными инструментами. Музыкальные инструменты предназначены для исполнения музыки, т.е. из­влечения ритмически организованных, фиксированных по вы­соте звуков, отличающихся сознательным регулированием их звучания.

К потребительским свойствам музыкальных инструментов (МИ) относятся: социальная значимость, функциональные, эргономические, надежности и эстетические.

Социальная значимость музыкальных инструментов определяет их общественную полезность. Основное социальное назначение музыкальных инструментов – воздействие на эмоциональный мир человека, воспитание в нем способности воспринимать все богатство окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень отдельного человека и всего общества в целом.

Функциональные свойства музыкальных инструментов определяют ценность инструмента как источника звука. Эти свойства характеризуются диапазоном и интервалом звучания, тембром, громкостью звучания и возможностью их изменения, возможностью создания дополнительных звуковых эффектов и т. д.

Диапазон звучания музыкальных инструментов определяет ряд звуков, от самого низкого до самого высокого, извлекаемого с помощью инструмента. Каждый музыкальный инструмент имеет строго определенный частотный диапазон звучания: чем он шире, тем более выразительно звучание инструмента, тем больше его возможности в воспроизведении высоких и низких звуков. Например, диапазон звучания гитары составляет З1/2 октавы, а пианино – от 5 до 71/2 октавы.

Диапазон каждого конкретного инструмента приводится в сопроводительной документации в словесной или нотной записи.

Интервал звучания – соотношение двух звуков в октаве по высоте. Чем больше тоновая величина интервала, тем больше возможности инструмента как источника звука. Наиболее приятны на слух следующие интервалы: прима, большая и малая терции, чистые кнарта и квинта. При настройке музыкальных инструментов используют в основном именно эти интервалы. Такие музыкальные инструменты, как скрипка, мандолина, имеют квинтовый строй, трехструнках домра – квартовый строй.

Интервал звучания, как и диапазон звучания, конкретного музыкального инструмента приводится в сопроводительной документации в словесной или нотной записи.

Тембр звучания, или окраска звука, – это субъективное восприятие слушателем гармонического состава звука. Окраска звука зависит от того, какие обертоны (призвуки) сопутствуют основному тону, какова интенсивность каждого из них. Сила звука каждого обертона зависит от материала инструмента и вибратора, их размеров, формы. Тембр позволяет различать звуки одной и той же высоты, полученные на разных инструментах.

Для характеристики тембра звучания инструментов важна частотная характеристика извлекаемых звуков. В технической документации на инструмент сведения о тембре не приводят. В музыкальной терминологии тембр описывают прилагательными. Принято характеризовать его четырьмя показателями: сочностью (для диапазона частот 200-800 Гц), бархатистостью (для диапазона частот 800-2500 Гц), яркостью (для диапазона частот 2500-2800 Гц) и резкостью (для диапазона частот 3000-6300 Гц).

На тембр звучания оказывает влияние еще ряд факторов, к которым относятся: атака, реверберация, вибрато, унисон:

- атака характеризует нарастание звука и измеряется в миллисекундах. Время атаки колеблется от 20 до 200 мс;

- реверберация создает у слушателя иллюзию большого концертного зала с хорошей акустикой. При этом звук приобретает некоторую певучесть и длительность послезвучания;

- вибрато – электронное или механическое устройство, позволяющее производить искусственное периодическое изменение спектра сигнала по амплитуде, частоте или фазе;

- унисон – одновременное звучание двух или нескольких звуков одной и той же высоты, а также одинаковых звуков в различных октавах. Наличие унисона обогащает звучание, делая его более сочным, густым и мягким.

Возможность изменения тембра звука позволяет расши­рить художественный и исполнительский потенциал музыкального инструмента. Изменение тембра звука достигается за счет вариаций обертонов и их соотношения между собой. Возможность изменения тембра расширяет исполнительские ресурсы инструмента. Наибольшие возможности изменения тембра имеют электромузыкальные инструменты. В электромузыкальных инструментах имеются электронные устройства – тембро-блоки, позволяющие оперативно, т. е. во время игры, менять окраску тембра. Управление тембро-блоками осуществляется включением соответствующего тумблера («скрипка», «фагот» и др.).

Акустические (резонаторные) инструменты имеют очень ограниченные возможности изменения тембра; большинство их вообще этой возможности не имеет.

Возможность создания дополнительных эффектов имеет значение для музыкантов-профессионалов и присуща толь электромузыкальным инструментам. Это свойство присуще в основном электронным инструментам, акустические инструменты этим свойством практически не обладают.

Благодаря наличию в электромузыкальных инструментах блока эффектов или приставок с эффектами (в электрогитарах) создаются необычные звучания – эффекты: вибрато, бустер, вау-вау, дистошн, фаз, сустейн, лесли и др.:

- бустер – придает звуку трескучий характер за счет усиления звука в первоначальный момент после щипка струны или нажатия клавиш;

- вау-вау – имитация квакания лягушки;

- дистошн (от англ. «искривление», «искажение») – по тембру звучания приближается к звучанию кларнета, саксофона, виолончели;

- фаз (от англ. «распушаться», «распыляться»), при этом сигнал как бы распыляется на большое число высокочастотных составляющих, по своему звучанию близок к дистошн и различается лишь опытными музыкантами;

- сустейн (от англ. «поддерживать») – эффект, заключающийся в поддержании незатухающих колебаний и регулировании скорости затухания (длительности звучания);

- лесли – эффект, создающий легкое подвывание звука с определенной периодичностью.

Громкость звучания – это способность музыкального ин­струмента воспроизводить достаточно мощные и сильные звуки. Измеряется громкость звука в децибелах (дБ). Резонаторные музыкальные инструменты могут создавать звуки громкостью до 80 дБ, электромузыкальные – до 130 дБ (т.е. на уровне болевого порога слышимости). Для увеличения громкости музыкальных инструментов их звук преобразуют в электрические сигналы с помощью микрофона, затем усиливают до нужной мощности и воспроизводят через акустическую систему.

В документации на акустические инструменты громкость не указывается, так как она является общеизвестной и традиционно постоянной.

Громкость звучания электромузыкальный инструмент зависит от характеристик усилителя звуковой частоты и акустических систем, к которым подключаются инструменты. Громкость этих инструментов может варьироваться в широких пределах от тончайшего пиано до громоподобного форте-фортиссимо. Очень часто музыканты, использующие эти инструменты, играют на максимальной громкости в 120-130 дБ, травмирующей слух. Такая громкость ничего общего с музыкой не имеет и свидетельствует о низком художественном вкусе.

Требования к уровню громкости определяются объемом и площадью помещения, в котором звучит музыкальный инструмент.

Возможность использования музыкального инструмента при ношении важна при пользовании инструментом вне ста­ционарных условий (на демонстрации, на параде, в транспор­те и т.п.) и зависит от формы, размеров, массы музыкального инструмента. Для электромузыкальных инструментов это свойство ограничивается их зависимостью от внешней сети электропитания.

Эргономические свойства характеризуют затраты психофизиологической энергии музыканта при игре на инструменте. К основным эргономическим свойствам музыкальных инструментов относятся: легкость извлечения звуков, удобство игры, возможность виртуозного исполнения, удобство ношения и хранения.

Легкость извлечения звуков зависит от физических усилий, необходимых для извлечения звуков. Физические усилия различны для инструментов с различным способом звукообразования. Наибольшие усилия затрачиваются при игре на духовых инструментах.

Удобство игры на инструменте зависит от размеров инструмента и места расположения органов управления (места расположения клавиш, кнопок), усилий, необходимых для приведения органов управления в действие.

Комфортабельность игры на таких инструментах, как фортепиано, аккордеон, определяется величиной статического сопротивления клавиатуры, являющейся одной из важнейших характеристик инструментов. Оно зависит от массы деталей и жесткости пружин. Физическая усталость оказывает существенное влияние на качество исполнения. Удобство игры определяют органолептическим методом.

Возможность виртуозного исполнения неразрывно связа­на с профессиональным мастерством музыканта и удобством игры на инструменте. Появление электромузыкальных ин­струментов значительно повысило возможности исполните­лей, что объясняется широким применением электронных устройств для упрощения техники исполнения. В этих инструментах за счет использования электронных устройств упрощается по сравнению с акустическими инструментами техника исполнения таких приемов, как: беглые пассажи, глиссандо, выделение мелодии и ослабление аккомпанемента, автоматическое исполнение ритма и др.

Удобство но­шения и хранения зависит от формы, габаритов и массы музы­кального инструмента, а также от возможности использова­ния футляра или чехла.

Эстетические свойства определяются информационной выразительностью, рациональностью формы, целостностью композиции, совершенством производственного исполнения. Эстетические свойства музыкальных инструментов характери­зуют художественно-технический уровень их исполнения, ко­торый определяется современностью формы, гармоничностью пропорций, соответствием цвета и симметричностью располо­жения текстуры древесины, правильным подбором облицовоч­ных материалов и лакокрасочных покрытий, чистотой поверх­ности и др. Эстетически совершенный музыкальный инстру­мент должен быть не только красивым, современным, но и способным реализовать свое функциональное назначение.

Все резонаторные инструменты имеют традиционную форму и отделку, обеспечивающие необходимые функциональные свойства. Поэтому попытка осовременить их эстетические характеристики неизбежно привела бы к нарушению звучания инструмента и, в первую очередь, тембра, что совершенно недопустимо.

Свойства надежности музыкальных инструментов ха­рактеризуются безотказностью, долговечностью, сохраняемо­стью, ремонтопригодностью.

Безотказность – одно из важнейших свойств всех музы­кальных инструментов, ибо отказ во время работы (игры), особенно при сольном исполнении, недопустим. Безотказ­ность инструмента обусловливается надежностью отдель­ных его узлов, частей (например, струн, клавишного меха­низма).

Долговечность определяется моральным и физическим старением инструмента. Физическая долговечность ограничи­вается условиями эксплуатации инструмента и может состав­лять от десятка до сотен лет. Моральному старению музы­кальные инструменты подвержены в меньшей мере. На их долговечность существенное влияние оказывают вид и каче­ство исходных материалов, совершенство конструкции, каче­ство изготовления, условия эксплуатации, уход и бережное отношение к инструменту. При правильной эксплуатации акустических инструментов их долговечность исчисляется десятками и сотнями лет, о чем свидетельствуют скрипичные инструменты, изготовленные итальянскими мастерами. Для современных электромузыкальных инструментов помимо физического существенно и моральное старение, которое обусловлено темпами развития радиотехники и электроники.

Сохраняемость – это свойство музыкального инструмента не изменять в течение срока хранения и транспортирования свои характеристики: игровые свойства (легкость извлечения звука, изменение громкости звучания), целостность корпуса, де­талей и их отделки, стабильность строя и др. На сохраняемость влияют условия хранения (температура, влажность), а также на­личие индивидуальной (футляр) и транспортной тары.

Ремонтопригодность характеризует приспособленность музыкального инструмента к предупреждению, обнаружению и устранению неисправностей и оценивается стоимостью или продолжительностью ремонта. Показатели ремонтопригодно­сти зависят от вида инструмента. Например, замена струны в ударно-клавишных инструментах является средним ремон­том, а в щипковых – простым.

Показателями ремонтопригодности являются стоимость и продолжительность (время) ремонта.

Свойства безопасности использования относятся в ос­новном к электромузыкальным инструментам, где имеется опасность поражения электрическим током.

 

Пример:

В Общероссийском классификаторе продукции ОКП ОК 005-93

96 2000 5 Инструменты музыкальные

96 2100 9 Инструменты струнные

96 2110 3 Инструменты струнные клавишные (рояли и пианино)

96 2111 9 Рояли

96 2112 4 Пианино

96 2130 2 Инструменты струнные щипковые

96 2131 8 Балалайки

96 2132 3 Гитары

96 2133 9 Мандолины

96 2134 4 Домры

96 2135 7 Арфы

96 2136 5 Инструменты струнные щипковые национальные

96 2140 7 Инструменты струнные смычковые

96 2141 2 Скрипки

96 2142 8 Альты

96 2143 3 Виолончели

96 2144 9 Контрабасы

96 2145 4 Инструменты струнные смычковые национальные

96 2200 2 Инструменты язычковые

96 2210 7 Инструменты язычковые с мехом (аккордеоны, баяны, гармонии)

96 2211 2 Аккордеоны

96 2212 8 Баяны

96 2213 3 Гармонии

96 2215 4 Инструменты язычковые с мехом национальные

96 2220 1 Инструменты язычковые без меха

96 2221 7 Гармоники губные

96 2222 2 Гармоники духовые

96 2230 6 Инструменты язычковые с электрическим приводом для подачи воздуха

96 2231 1 Органолы детские пневматические

96 2300 6 Инструменты духовые

96 2310 0 Инструменты духовые амбушюрные с вентильным механизмом

96 2311 6 Корнеты

96 2312 1 Трубы

96 2313 7 Альты

96 2314 2 Теноры

96 2315 8 Баритоны

96 2316 3 Басы (включая тубы, геликоны, сузофоны)

96 2317 9 Валторны

96 2318 4 Тромбоны с вентильным механизмом

96 2320 5 Инструменты духовые амбушюрные без вентильного механизма (сигнальные)

96 2321 0 Фанфары

96 2322 6 Горны пионерские

96 2323 1 Рожки пехотные

96 2324 7 Рожки морские

96 2325 2 Трубы охотничьи

96 2330 1 Инструменты духовые амбушюрные цуговые

96 2331 5 Цуг-тромбоны

96 2340 4 Инструменты духовые дульцевые

96 2341 5 Флейты продольные

96 2342 5 Флейты поперечные

96 2350 9 Инструменты духовые с одинарной тростью

96 2351 4 Кларнеты

96 2352 9 Саксофоны

96 2360 3 Инструменты духовые с двухлепестковой тростью

96 2361 9 Гобои

96 2362 4 Фаготы

96 2370 8 Оркестры духовые /

96 2371 3 - национальные

96 2380 2 Инструменты духовые национальные /

96 2381 8 - дульцевые

96 2382 3 - тростевые

96 2389 1 - прочие

96 2400 8 Инструменты ударные

96 2410 4 Инструменты ударные перепоночные с определенной высотой звука

96 2411 1 Литавры

96 2420 9 Инструменты ударные перепоночные с неопределенной высотой звука

96 2421 4 Барабаны

96 2422 5 Бонги

96 2423 5 Тамбурины

96 2424 0 Бубны

96 2430 3 Инструменты ударные самозвучащие с определенной высотой звука

96 2431 9 Колокольчики

96 2432 4 Ксилофоны

96 2433 9 Маримбы

96 2434 5 Виброфоны

96 2435 0 Колокола

96 2437 1 Металлофоны

96 2440 8 Инструменты ударные самозвучащие с неопределенной высотой звука

96 2441 3 Тарелки

96 2442 9 Маракасы

96 2443 4 Треугольники

96 2444 2 Бубенцы

96 2445 5 Гонги

96 2446 0 Погремушки

96 2447 6 Кастаньеты

96 2450 2 Комплекты ударных инструментов (установки ударные)

96 2451 8 Установки ударные / малые

96 2452 3 - большие

96 2453 9 - национальные

96 2460 7 Инструменты ударные национальные /

96 2461 2 - перепоночные

96 2462 8 - самозвучащие

96 2500 3 Инструменты электромузыкальные

96 2510 8 Инструменты электромузыкальные адаптиризованные струнные

щипковые

96 2511 3 Гитары

96 2512 9 Балалайки

96 2513 4 Домры

96 2514 9 Мандолины

96 2520 2 Инструменты электромузыкальные адаптиризованные струнные смычковые

96 2521 8 Скрипки

96 2522 3 Виолончели

96 2523 9 Альты

96 2530 7 Инструменты электромузыкальные адаптиризованные язычковые

В общегосударственных классификаторах РБ ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция» и ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»

32.2 Инструменты музыкальные
32.20 Инструменты музыкальные
32.20.1 Фортепиано, орган и прочие струнные клавишные и духовые музыкальные инструменты; метрономы, камертоны и трубы с фиксированной высотой звука; механизмы для музыкальных шкатулок
32.20.11 Фортепиано и прочие струнные клавишные музыкальные инструменты
32.20.11.100 Фортепиано (включая автоматические)
32.20.11.300 Рояли (включая автоматические)
32.20.11.500 Инструменты музыкальные струнные клавишные прочие (включая клавесины, спинеты и клавикорды)
32.20.12 Инструменты музыкальные струнные прочие
32.20.12.300 Инструменты музыкальные струнные смычковые
32.20.12.350 Скрипки
32.20.12.390 Инструменты музыкальные струнные смычковые прочие, кроме скрипок
32.20.12.500 Гитары
32.20.12.900 Инструменты музыкальные струнные щипковые, кроме гитар
32.20.13 Органы клавишные духовые, фисгармонии и аналогичные музыкальные инструменты; аккордеоны и аналогичные музыкальные инструменты; гармоники губные; прочие духовые инструменты

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: