Показатели конкурентоспособности продукции




 

Конкурентоспособность продукции, с точки зрения потребителя, определяют четыре компоненты:

1) техническое качество (сам предлагаемый продукт должен иметь необходимый уровень качества),

2) функциональное качество – качество того, как предприятие предлагает свою продукцию потребителю и поддерживает ее при использовании по назначению,

3) цена потребления – все затраты, связанные с приобретением и использованием продукции по назначению,

4) имидж производителя – образ предприятия на рынке сбыта с точки зрения качества его продукции. Следует отметить, что имидж товаропроизводителя сегодня стал одним из важнейших критериев оценки конкурентоспособности продукции, который нередко сам по себе выступает как фактор гарантии высокого качества товара.

1) показатели технического качества:

классификационные показатели - определяют принадлежность изделия к определенному виду (классу) продукции (определять конкурентоспособность можно только по отношению к изделиям, входящим в один и тот же класс: компьютеры определенной мощностью);

конструктивные показатели: надежность, точность, быстродействие, производительность и т.д.;

нормативные показатели – характеризуют соответствие изделия стандартам, нормам, правилам, которые регламентируют границы, из которых данный параметр не должен выходить. Указанные стандарты, нормы и правила называют «правовой оболочкой рынка », так как они призваны обеспечить защиту населения и окружающей среды от товаров, которые могут нанести им вред. Товар, не отвечающий этим требованиям не может быть законным путем реализован на соответствующем рынке.

эргономические показатели (гигиенические, физиологические, антропометрические, психофизиологические и психические), определяют качество взаимодействия человека с машиной и надежность функционирования системы «человек-машина»;

эстетические – характеризуют художественность, выразительность и оригинальные формы объекта, гармоничность и целостность конструкции, соответствие формы и конструкции объекта стилю и среде, цветовое и декоративное решение объекта, художественное решение упаковки и т.д.

патентно - правовые - характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном объекте, то есть степень защиты объекта принадлежащими отечественным ученым и организациям авторскими свидетельствами России и патентами за рубежом (на российские изобретения). Показатель патентной чистоты характеризует количество частей объекта, попадающих под действие патентов в данной стране и не защищенных приобретением этих патентов. Он определяет возможность беспрепятственной реализации объекта на конкретных рынках сбыта.

2) экономические показатели – данные показатели в совокупности определяют цену потребления продукта (Цп), которая складывается из следующих компонентов:

− полная цена купли-продажи (Цкп);

затраты на использование по назначению, которые состоят из:

− затрат на транспортировку (Зт) – затраты на доставку к месту потребления;

− затрат на установку и наладку или на монтаж и настройку объекта (Зм);

− затрат на обучение персонала (Зо);

− затрат на энергоносители, необходимые для использования объекта по назначению (Зэ);

− затрат на заработную плату персонала, привлекаемого для работы с объектом (Зз/п);

− затрат на техническое обслуживание и ремонт в послегарантийный период (Зтех);

− затрат на запасные части (Ззч);

− затрат на страховые взносы, связанные с объектом и его использование по назначению (Зстрах);

− затрат на выплату налогов, связанных с использованием по назначению (Знл);

− затрат на утилизацию объекта после окончания периода его использования по назначению (Зу).

 

Цп=Цкп+Зт+Зм+Зо+Зэ+Зз/п+Зтех+Ззч+Зстрах+Знл+Зу.

 

Для многих видов продукции цена потребления существенно превосходит по значению цену продажи, которая во многих случаях не превышает 10-20 % общих затрат потребителя. Как показывает практика, снижение цены не приводит к повышению конкурентоспособности продукции, если отношение цены покупки к цене потребления не превышает 0,2. Только снижение цены потребления способно сделать товар привлекательным для покупателя.

3) организационные показатели в состав которых входят характеристики, определяющие:

− уровень системы формирования спроса и стимулирование сбыта (реклама, эффективные связи с общественными организациями госорганами);

− параметры функционального качества, которое характеризует качество услуг, которыми предприятие сопровождает (поддерживает) свою продукцию:

− точность поставки;

− система скидок;

− условия поставок;

− комплектность поставки;

− сроки и условия гарантии;

− удобство и быстрота сервисного обслуживания.

Функциональное качество придает дополнительную ценность техническому качеству. Если, например, клиент покупает машину, то ему не просто продают товар, но и предоставляют услуги: информацию, сервис при продажи, обслуживание после продажи.

Несмотря на то, что первоочередное требование клиента – надлежащее техническое качество, функциональное качество становится все более важным составляющим конкурентоспособности продукции, особенно в условиях все большего сближения уровней технического качества продукции конкурентов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: